3.2. Организация бухгалтерского учета

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в орга­низациях, соблюдение законодательства при выполнении хо­зяйственных операций несут руководители организаций.

Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:

а)         учредить бухгалтерскую службу как структурное подраз­-
деление, возглавляемое главным бухгалтером или финан­-
совым директором;

б)         ввести в штат должность бухгалтера;

в)         передать на договорных началах ведение бухгалтерского
учета централизованной бухгалтерии, специализирован­
ной организации или бухгалтеру-специалисту;

г)         вести бухгалтерский учет лично.

Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за органи­зацию и состояние бухгалтерского учета. При этом утверждаются: Ш учетная политика на предстоящий год, где предлагается рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требова­ниями своевременности и полноты учета и отчетности;

формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не пре­дусмотрены типовые формы первичных учетных докумен­тов, а также формы документов для внутренней бухгал­терской отчетности;

порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

правила документооборота и технология обработки учет­ной информации;

порядок контроля за хозяйственными операциями, а так­же другие решения, необходимые для организации бух­галтерского учета.

Принятая организацией учетная политика применяется пос­ледовательно из года в год. Изменение учетной политики мо­жет производиться в случаях изменения законодательства Рос­сийской Федерации или нормативных актов органов, осуществ­ляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки орга­низацией новых способов ведения бухгалтерского учета или су­щественного изменения условий ее деятельности. В целях обес­печения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.

Главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате долж­ности главного бухгалтера) назначается на должность и осво­бождается от должности руководителем организации. Он под­чиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых доку­ментов и сведений обязательны для всех работников организа­ции.

Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные до­кументы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйствен­ных операций документы по ним могут быть приняты к испол­нению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осу­ществления таких операций. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации — в рублях.

Имущество, являющееся собственностью организации, учи­тывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящего у данной организации.

Основные правила ведения бухгалтерского учета в РФ изло­жены в Законе «О бухгалтерском учете».

Применение системы двойной записи означает, что у каждо­го счета существует два раздела - дебет и кредит. Каждая фи­нансово-хозяйственная операция отражается в учете по дебету одного счета и по кредиту другого.

В учете существуют и применяются активные и пассивные счета. Сущность разделения счетов на активные и пассивные заключается в объективном отражении специфики тех или иных финансово-хозяйственных операций.

Активными называются счета, которые имеют либо нулевое либо дебетовое сальдо (например: 01, 51, 50 счета). Счета с де­бетовым сальдо находятся в активе баланса. Нарастание по этим счетам идет по дебету, расходование — по кредиту счета.

Пассивными называются счета, которые имеют либо нуле­вое, либо кредитовое сальдо (например: 99, 90, 80 счета). Они являются зеркальным отражением активных счетов. Сальдо (остаток) по пассивным счетам находится в пассиве баланса.

Кроме активных и пассивных счетов существуют и приме­няются активно-пассивные счета. Эти счета могут иметь дебе­товое, кредитовое, нулевое или оба сальдо одновременно. При­мером такого счета может служить 71 счет («Расчеты с подот­четными лицами»).

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в орга­низациях, соблюдение законодательства при выполнении хо­зяйственных операций несут руководители организаций.

Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:

а)         учредить бухгалтерскую службу как структурное подраз­-
деление, возглавляемое главным бухгалтером или финан­-
совым директором;

б)         ввести в штат должность бухгалтера;

в)         передать на договорных началах ведение бухгалтерского
учета централизованной бухгалтерии, специализирован­
ной организации или бухгалтеру-специалисту;

г)         вести бухгалтерский учет лично.

Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за органи­зацию и состояние бухгалтерского учета. При этом утверждаются: Ш учетная политика на предстоящий год, где предлагается рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требова­ниями своевременности и полноты учета и отчетности;

формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не пре­дусмотрены типовые формы первичных учетных докумен­тов, а также формы документов для внутренней бухгал­терской отчетности;

порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

правила документооборота и технология обработки учет­ной информации;

порядок контроля за хозяйственными операциями, а так­же другие решения, необходимые для организации бух­галтерского учета.

Принятая организацией учетная политика применяется пос­ледовательно из года в год. Изменение учетной политики мо­жет производиться в случаях изменения законодательства Рос­сийской Федерации или нормативных актов органов, осуществ­ляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки орга­низацией новых способов ведения бухгалтерского учета или су­щественного изменения условий ее деятельности. В целях обес­печения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.

Главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате долж­ности главного бухгалтера) назначается на должность и осво­бождается от должности руководителем организации. Он под­чиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых доку­ментов и сведений обязательны для всех работников организа­ции.

Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные до­кументы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйствен­ных операций документы по ним могут быть приняты к испол­нению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осу­ществления таких операций. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации — в рублях.

Имущество, являющееся собственностью организации, учи­тывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящего у данной организации.

Основные правила ведения бухгалтерского учета в РФ изло­жены в Законе «О бухгалтерском учете».

Применение системы двойной записи означает, что у каждо­го счета существует два раздела - дебет и кредит. Каждая фи­нансово-хозяйственная операция отражается в учете по дебету одного счета и по кредиту другого.

В учете существуют и применяются активные и пассивные счета. Сущность разделения счетов на активные и пассивные заключается в объективном отражении специфики тех или иных финансово-хозяйственных операций.

Активными называются счета, которые имеют либо нулевое либо дебетовое сальдо (например: 01, 51, 50 счета). Счета с де­бетовым сальдо находятся в активе баланса. Нарастание по этим счетам идет по дебету, расходование — по кредиту счета.

Пассивными называются счета, которые имеют либо нуле­вое, либо кредитовое сальдо (например: 99, 90, 80 счета). Они являются зеркальным отражением активных счетов. Сальдо (остаток) по пассивным счетам находится в пассиве баланса.

Кроме активных и пассивных счетов существуют и приме­няются активно-пассивные счета. Эти счета могут иметь дебе­товое, кредитовое, нулевое или оба сальдо одновременно. При­мером такого счета может служить 71 счет («Расчеты с подот­четными лицами»).