Глава 7 ЗНАЧИМОСТЬ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 

В настоящее время система бухгалтерского учета в России находится на этапе реформирования. Началом этого процесса можно считать принятие Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практи­ке систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики, утвержденной Постановлением Верховного Совета РФ от 23.10.92 № 3708-1 (с изм. от 20.12.94 № 167). Сформулированная в ней основная задача — переход на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), разрабатываемые Комитетом по Международным стандартам, — обусловлена не только интеграцией России в мировую эконо­мику, расширением числа заинтересованных пользователей финансовой отчетностью, прежде всего за счет инвесторов (как отечественных, так и иностранных). К числу важнейших при­чин относится также необходимость владения полной система­тизированной информацией самими организациями (ее менедже­рами) для успешного ведения бизнеса, а также разделение от­четности на налоговую и финансовую.

Цель реформирования бухгалтерского учета — приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями Международных стандартов финансовой отчет­ности. Следовательно, формирование учетной политики орга­низации должно происходить в первую очередь с точки зрения эффективного ведения финансового и управленческого учета.

Диапазон практического применения учетной политики весь­ма широк, особенно в части раскрытия для внешних пользова­телей данных учета через финансовую отчетность. Организации подвергаются проверкам вышестоящих организаций, налоговых органов, аудиторских фирм и других пользователей финансово- бухгалтерской информации. Согласно приказу Министерства финансов России «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 от 09.12.98 № 60н (с измен, на 30.12.99) основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики едины и обязательны:

в части формирования — для всех организаций независимо от формы собственности;

в части раскрытия — для организаций, публикующих свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично соглас­но законодательству РФ либо по собственной инициати­ве.

В Положении «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98) записано, что под учетной политикой организации понимает­ся «совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей груп-пировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (устав­ной и иной) деятельности». Данное определение совпадает с определением метода бухгалтерского учета.

Учетная политика выступает инструментом реализации спо­собов (приемов) бухгалтерского, учета и может отличаться в раз­ных организациях. При выборе учетной политики необходимо учитывать следующие факторы:

форма собственности и организационно-правовой статус организации; отраслевая принадлежность и вид деятель­ности (промышленность, строительство, торговля, сельс­кое хозяйство и т. д.); организационная структура управ­ления и наличие структурных подразделений; размеры (масштабы деятельности, объемы продаж, численность персонала и др.);

текущие и долгосрочные цели предпринимательства (при­влечение дополнительных финансовых ресурсов, укреп­ление конкурентных позиций на рынке, осуществление инвестиционных программ, повышение котировок акций и др.);

особенности деятельности — производственной (техноло­гическая структура, потребляемые ресурсы), коммерчес­кой (организация снабжения и сбыта, системы и формы расчетов, взаимоотношения с покупателями), финансо­вой (взаимоотношения с банками и другими финансовыми институтами, налоговой системой), управленческой (структура, степень независимости от собственников, от­четность перед ними, уровень технического обеспечения, в том числе компьютерной техникой);

кадровое обеспечение - уровень квалификации персона­ла (опыт, навыки, степень понимания стоящих перед ним задач и проблем; способность их разрешать);

внешняя экономическая среда - развитость инфраструк­туры рынка; состояние хозяйственного, налогового, бух­галтерского законодательства; благоприятность инвести­ционного климата и т. д.

При разработке учетной политики организации по конкрет­ному направлению (вопросу) ведения и организации бухгалтер­ского учета осуществляется выбор одного варианта из несколь­ких, допускаемых законодательными и нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерс­кого учета в РФ. Если указанная система не устанавливает оп­ределенные варианты ведения бухгалтерского учета по конк­ретному вопросу, то учетная политика организации формирует­ся исходя из основополагающих документов, например Поло­жения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчет­ности (утв. приказом Минфина России от 29.07.98 №34н в ред. от 24.03.2000 №31н).

В обоих случаях должно быть выдержано одно важнейшее условие — единство учетной политики в организации, что озна­чает:

во-первых, применение избранных способов всеми струк­турными подразделениями организации, включая выде­ленные на отдельный бадане, независимо от места их рас­положения. В противном случае формируемая разными подразделениями учетная информация будет несопоста­вимой и несводимой;

во-вторых, в отношении какого-то одного конкретного вопроса организация должна использовать один выбран­ный способ, если иное не установлено системой норма­тивного регулирования учета.

Кроме того, формирование учетной политики необходимо осуществлять взаимосвязано с налоговым планированием.

Принятая учетная политика организации должна обеспечи­вать целостность системы бухгалтерского учета, следовательно, охватывать все аспекты учетного процесса: методический, тех­нический и организационный:

методический аспект учета предусматривает способы оцен­ки имущества и обязательств, начисления амортизации по различным видам имущества, методы исчисления при­были, дохода и т. п.;

технический аспект определяет как реализуются эти спо­собы в учетных регистрах, схемах отражения на счетах учета;

организационный аспект отражает как осуществляются эти способы с точки зрения построения бухгалтерской службы, ее места в системе управления, взаимосвязи и взаимодействия с другими элементами и звеньями этой системы, взаимосвязи с другими подразделениями.

Порядок формирования, оформления и раскрытия учетной политики изложен в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98). В соответствии с п. 9 этого нормативного документа учетная политика орга­низации подлежит оформлению соответствующей организаци­онно-распорядительной документацией (приказом, распо­ряжением). На протяжении года организация должна строго следовать принятой учетной политике. При необходимости можно внести изменения в учетную политику, но только с на­чала нового отчетного года, о чем обязательно указывается в пояснительной записке к годовому отчету за предыдущий год. В течение отчетного года учетная политика может быть заме­нена в случае ликвидации, реорганизации или преобразова­ния организации, а также изменений нормативных и законо­дательных документов РФ.

Особое внимание необходимо уделять соответствию учетной политики хозяйственной ситуации, под которой понимаются внутренние и внешние условия функционирования организа­ции. В частности, на учетную политику могут оказать влияние следующие события в хозяйственной жизни:

В запрет или ограничение той или иной деятельности;

изменение условий договоров, заключаемых с потребите­лями продукции, работ, услуг, в том числе с государствен­ными органами и поставщиками материально-техничес­ких ресурсов;

введение и отмена государственного регулирования цен на продукцию;

реструктурирование источников формирования финансо­вых ресурсов;

■ изменение условий внешнеэкономического режима;

■          уровень инфляции и др.

Все изменения избранной учетной политики должны быть обоснованными. Так, переход на использование новых методи­ческих способов ведения учета предполагает, что он вызван вли­янием серьезных экономических факторов. В связи с изменени­ем учетной политики организации необходимо определить по­рядок регулирования суммовых разниц, возникающих при пе­реходе к использованию новых способов ведения учета. Иными словами, требуется решить, будет возникшая суммовая разни­ца: включена в издержки производства; отнесена на чистую при­быль; либо капитализирована.

Принятая организацией учетная политика должна раскры­ваться для внешних пользователей финансовой информации. При этом под раскрытием информации подразумевается преда­ние ее гласности. Применительно к учетной политике речь идет об описании в бухгалтерской отчетности важнейших спосо­бов ведения бухгалтерского учета. Необходимость в этом свя­зана с назначением финансовой информации описывать деятель­ность организации.

Чтобы проанализировать состояние организации на основе ее финансовой отчетности, необходимо знать, как сформирова­лись те или иные показатели, что отражает их изменение: ре­альное улучшение (ухудшение) дел или же корректировку ме­тодов исчисления этих показателей. Иными словами, заинтере­сованный пользователь бухгалтерской отчетности должен иметь возможность понять и оценить различные данные, которые со­держатся в ней.

В публикуемый отчет включаются не все составляющие учет­ной политики, а лишь основные ее элементы, которые позволя­ют составить целостное представление об имущественном и фи­нансовом положении организации, ее денежном обороте или результатах деятельности, а также те, которые позволяют сде­лать практические оценки и выводы о ее (учетной политики) продуктивности.

Основные положения учетной политики могут раскрываться в отчетности двумя способами:

■          путем описания каждого из них, когда пояснительная
информация к бухгалтерской отчетности включает доста­-
точно подробное изложение всех основных положений

учетной политики независимо от того, являются они об­щепризнанными или нет;

■ посредством указания отклонений от общих правил. Этот способ раскрытия учетной политики целесообразен для отчетности «внутрироссийского пользования». Основные положения учетной политики раскрываются лишь в том случае, когда они отличаются от общепринятых правил. Если при составлении финансовой отчетности организа­ция строго следует общепризнанным правилам, то в от­чете достаточно ограничиться указанием этого факта. Если же организация допускает по тем или иным причинам отступления от правил, то они подробно описываются в пояснениях к отчету вместе с причинами таких отступ­лений.

Информация об учетной политике должна содержать (помимо положений, отличных от общепризнанных) и сведения о положениях, сформированных организацией:

в результате выбора, сделанного из нескольких допускае­мых вариантов;

исходя из отраслевой принадлежности организации;

в результате нетрадиционного применения допускаемых вариантов, в том числе отраслевых.

Учетная политика раскрывается в бухгалтерском отчете за предыдущий год. Для промежуточных бухгалтерских отчетов это требование не обязательно. Исключение составляют случаи, когда в период подготовки промежуточного отчета произошли существенные изменения в учетной политике по сравнению с последним по времени составления бухгалтерским отчетом, рас­крывавшим учетную политику.

В случае публикации бухгалтерской отчетности в объеме меньше установленного раскрытию подлежит как минимум та информация об учетной политике, которая непосредственно относится к публикуемым материалам.

Раскрытие учетной политики в бухгалтерской отчетности не исключает неправильного или неточного отражения в ней фак­тов хозяйственной деятельности организации. Оно не снимает с предприятия ответственности за нарушение установленных пра­вил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.

Учетная политика организации формируется главным бух­галтером (бухгалтером) организации на основе вышеупомяну­того Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика

организации» и утверждается руководителем организации. При этом фиксируются:

рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требова­ниями своевременности и полноты учёта и отчетности;

формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по ко­торым не предусмотрены типовые формы первичных учет­ных документов, а также формы документов для внут­ренней бухгалтерской отчетности;

порядок проведения инвентаризации активов и обяза­тельств организации;

методы оценки активов и обязательств;

правила документооборота и технология обработки учет­ной информации;

порядок контроля за хозяйственными операциями;

другие решения, необходимые для организации бухгал­терского учета.

При формировании учетной политики учитываются возмож­ные допущения, а именно:

■          активы и обязательства организации существуют обособ­-
ленно от активов и обязательств собственников этой орга­-
низации и активов и обязательств других организаций
(допущение имущественной обособленности);

организация будет продолжать свою деятельность в обо­зримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необ­ходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, обязательства будут по­гашаться в установленном порядке (допущение непре­рывности деятельности);

принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (до­пущение последовательности применения учетной по­литики);

факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяй­ственной деятельности).

Наиболее крупные организации (АО, ЗАО и т. п.) в структу­ре бухгалтерии имеют отдел методологии бухгалтерского учета который и занимается вопросами выбора наиболее эффектив­ных приемов и способов ведения бухгалтерского учета.

Таким образом, учетная политика организации — уникаль­ное средство, с помощью которого:

осуществляется процесс реальной либерализации системы бухгалтерского учета;

происходит совершенствование нормативной базы по бух­галтерскому учету и бухгалтерской отчетности;

разрешаются противоречия действующего законодатель- ства.

Таким образом, предприятие, используя законодательные акты по учетной политике, обосновывает применение того или иного способа бухгалтерского учета, что является элементом либерализации системы нормативного регулирования бухгал­терского учета. В то же время государство применяет соответ­ствующие правовые инструменты регулирования системы бух­галтерского учета предприятий в целях налогообложения (На­логовый кодекс и др.). Следовательно, в настоящее время учет­ная политика выступает в качестве важного средства налогово­го планирования в организациях.

В настоящее время система бухгалтерского учета в России находится на этапе реформирования. Началом этого процесса можно считать принятие Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практи­ке систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики, утвержденной Постановлением Верховного Совета РФ от 23.10.92 № 3708-1 (с изм. от 20.12.94 № 167). Сформулированная в ней основная задача — переход на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), разрабатываемые Комитетом по Международным стандартам, — обусловлена не только интеграцией России в мировую эконо­мику, расширением числа заинтересованных пользователей финансовой отчетностью, прежде всего за счет инвесторов (как отечественных, так и иностранных). К числу важнейших при­чин относится также необходимость владения полной система­тизированной информацией самими организациями (ее менедже­рами) для успешного ведения бизнеса, а также разделение от­четности на налоговую и финансовую.

Цель реформирования бухгалтерского учета — приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями Международных стандартов финансовой отчет­ности. Следовательно, формирование учетной политики орга­низации должно происходить в первую очередь с точки зрения эффективного ведения финансового и управленческого учета.

Диапазон практического применения учетной политики весь­ма широк, особенно в части раскрытия для внешних пользова­телей данных учета через финансовую отчетность. Организации подвергаются проверкам вышестоящих организаций, налоговых органов, аудиторских фирм и других пользователей финансово- бухгалтерской информации. Согласно приказу Министерства финансов России «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 от 09.12.98 № 60н (с измен, на 30.12.99) основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики едины и обязательны:

в части формирования — для всех организаций независимо от формы собственности;

в части раскрытия — для организаций, публикующих свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично соглас­но законодательству РФ либо по собственной инициати­ве.

В Положении «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98) записано, что под учетной политикой организации понимает­ся «совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей груп-пировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (устав­ной и иной) деятельности». Данное определение совпадает с определением метода бухгалтерского учета.

Учетная политика выступает инструментом реализации спо­собов (приемов) бухгалтерского, учета и может отличаться в раз­ных организациях. При выборе учетной политики необходимо учитывать следующие факторы:

форма собственности и организационно-правовой статус организации; отраслевая принадлежность и вид деятель­ности (промышленность, строительство, торговля, сельс­кое хозяйство и т. д.); организационная структура управ­ления и наличие структурных подразделений; размеры (масштабы деятельности, объемы продаж, численность персонала и др.);

текущие и долгосрочные цели предпринимательства (при­влечение дополнительных финансовых ресурсов, укреп­ление конкурентных позиций на рынке, осуществление инвестиционных программ, повышение котировок акций и др.);

особенности деятельности — производственной (техноло­гическая структура, потребляемые ресурсы), коммерчес­кой (организация снабжения и сбыта, системы и формы расчетов, взаимоотношения с покупателями), финансо­вой (взаимоотношения с банками и другими финансовыми институтами, налоговой системой), управленческой (структура, степень независимости от собственников, от­четность перед ними, уровень технического обеспечения, в том числе компьютерной техникой);

кадровое обеспечение - уровень квалификации персона­ла (опыт, навыки, степень понимания стоящих перед ним задач и проблем; способность их разрешать);

внешняя экономическая среда - развитость инфраструк­туры рынка; состояние хозяйственного, налогового, бух­галтерского законодательства; благоприятность инвести­ционного климата и т. д.

При разработке учетной политики организации по конкрет­ному направлению (вопросу) ведения и организации бухгалтер­ского учета осуществляется выбор одного варианта из несколь­ких, допускаемых законодательными и нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерс­кого учета в РФ. Если указанная система не устанавливает оп­ределенные варианты ведения бухгалтерского учета по конк­ретному вопросу, то учетная политика организации формирует­ся исходя из основополагающих документов, например Поло­жения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчет­ности (утв. приказом Минфина России от 29.07.98 №34н в ред. от 24.03.2000 №31н).

В обоих случаях должно быть выдержано одно важнейшее условие — единство учетной политики в организации, что озна­чает:

во-первых, применение избранных способов всеми струк­турными подразделениями организации, включая выде­ленные на отдельный бадане, независимо от места их рас­положения. В противном случае формируемая разными подразделениями учетная информация будет несопоста­вимой и несводимой;

во-вторых, в отношении какого-то одного конкретного вопроса организация должна использовать один выбран­ный способ, если иное не установлено системой норма­тивного регулирования учета.

Кроме того, формирование учетной политики необходимо осуществлять взаимосвязано с налоговым планированием.

Принятая учетная политика организации должна обеспечи­вать целостность системы бухгалтерского учета, следовательно, охватывать все аспекты учетного процесса: методический, тех­нический и организационный:

методический аспект учета предусматривает способы оцен­ки имущества и обязательств, начисления амортизации по различным видам имущества, методы исчисления при­были, дохода и т. п.;

технический аспект определяет как реализуются эти спо­собы в учетных регистрах, схемах отражения на счетах учета;

организационный аспект отражает как осуществляются эти способы с точки зрения построения бухгалтерской службы, ее места в системе управления, взаимосвязи и взаимодействия с другими элементами и звеньями этой системы, взаимосвязи с другими подразделениями.

Порядок формирования, оформления и раскрытия учетной политики изложен в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98). В соответствии с п. 9 этого нормативного документа учетная политика орга­низации подлежит оформлению соответствующей организаци­онно-распорядительной документацией (приказом, распо­ряжением). На протяжении года организация должна строго следовать принятой учетной политике. При необходимости можно внести изменения в учетную политику, но только с на­чала нового отчетного года, о чем обязательно указывается в пояснительной записке к годовому отчету за предыдущий год. В течение отчетного года учетная политика может быть заме­нена в случае ликвидации, реорганизации или преобразова­ния организации, а также изменений нормативных и законо­дательных документов РФ.

Особое внимание необходимо уделять соответствию учетной политики хозяйственной ситуации, под которой понимаются внутренние и внешние условия функционирования организа­ции. В частности, на учетную политику могут оказать влияние следующие события в хозяйственной жизни:

В запрет или ограничение той или иной деятельности;

изменение условий договоров, заключаемых с потребите­лями продукции, работ, услуг, в том числе с государствен­ными органами и поставщиками материально-техничес­ких ресурсов;

введение и отмена государственного регулирования цен на продукцию;

реструктурирование источников формирования финансо­вых ресурсов;

■ изменение условий внешнеэкономического режима;

■          уровень инфляции и др.

Все изменения избранной учетной политики должны быть обоснованными. Так, переход на использование новых методи­ческих способов ведения учета предполагает, что он вызван вли­янием серьезных экономических факторов. В связи с изменени­ем учетной политики организации необходимо определить по­рядок регулирования суммовых разниц, возникающих при пе­реходе к использованию новых способов ведения учета. Иными словами, требуется решить, будет возникшая суммовая разни­ца: включена в издержки производства; отнесена на чистую при­быль; либо капитализирована.

Принятая организацией учетная политика должна раскры­ваться для внешних пользователей финансовой информации. При этом под раскрытием информации подразумевается преда­ние ее гласности. Применительно к учетной политике речь идет об описании в бухгалтерской отчетности важнейших спосо­бов ведения бухгалтерского учета. Необходимость в этом свя­зана с назначением финансовой информации описывать деятель­ность организации.

Чтобы проанализировать состояние организации на основе ее финансовой отчетности, необходимо знать, как сформирова­лись те или иные показатели, что отражает их изменение: ре­альное улучшение (ухудшение) дел или же корректировку ме­тодов исчисления этих показателей. Иными словами, заинтере­сованный пользователь бухгалтерской отчетности должен иметь возможность понять и оценить различные данные, которые со­держатся в ней.

В публикуемый отчет включаются не все составляющие учет­ной политики, а лишь основные ее элементы, которые позволя­ют составить целостное представление об имущественном и фи­нансовом положении организации, ее денежном обороте или результатах деятельности, а также те, которые позволяют сде­лать практические оценки и выводы о ее (учетной политики) продуктивности.

Основные положения учетной политики могут раскрываться в отчетности двумя способами:

■          путем описания каждого из них, когда пояснительная
информация к бухгалтерской отчетности включает доста­-
точно подробное изложение всех основных положений

учетной политики независимо от того, являются они об­щепризнанными или нет;

■ посредством указания отклонений от общих правил. Этот способ раскрытия учетной политики целесообразен для отчетности «внутрироссийского пользования». Основные положения учетной политики раскрываются лишь в том случае, когда они отличаются от общепринятых правил. Если при составлении финансовой отчетности организа­ция строго следует общепризнанным правилам, то в от­чете достаточно ограничиться указанием этого факта. Если же организация допускает по тем или иным причинам отступления от правил, то они подробно описываются в пояснениях к отчету вместе с причинами таких отступ­лений.

Информация об учетной политике должна содержать (помимо положений, отличных от общепризнанных) и сведения о положениях, сформированных организацией:

в результате выбора, сделанного из нескольких допускае­мых вариантов;

исходя из отраслевой принадлежности организации;

в результате нетрадиционного применения допускаемых вариантов, в том числе отраслевых.

Учетная политика раскрывается в бухгалтерском отчете за предыдущий год. Для промежуточных бухгалтерских отчетов это требование не обязательно. Исключение составляют случаи, когда в период подготовки промежуточного отчета произошли существенные изменения в учетной политике по сравнению с последним по времени составления бухгалтерским отчетом, рас­крывавшим учетную политику.

В случае публикации бухгалтерской отчетности в объеме меньше установленного раскрытию подлежит как минимум та информация об учетной политике, которая непосредственно относится к публикуемым материалам.

Раскрытие учетной политики в бухгалтерской отчетности не исключает неправильного или неточного отражения в ней фак­тов хозяйственной деятельности организации. Оно не снимает с предприятия ответственности за нарушение установленных пра­вил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.

Учетная политика организации формируется главным бух­галтером (бухгалтером) организации на основе вышеупомяну­того Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика

организации» и утверждается руководителем организации. При этом фиксируются:

рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требова­ниями своевременности и полноты учёта и отчетности;

формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по ко­торым не предусмотрены типовые формы первичных учет­ных документов, а также формы документов для внут­ренней бухгалтерской отчетности;

порядок проведения инвентаризации активов и обяза­тельств организации;

методы оценки активов и обязательств;

правила документооборота и технология обработки учет­ной информации;

порядок контроля за хозяйственными операциями;

другие решения, необходимые для организации бухгал­терского учета.

При формировании учетной политики учитываются возмож­ные допущения, а именно:

■          активы и обязательства организации существуют обособ­-
ленно от активов и обязательств собственников этой орга­-
низации и активов и обязательств других организаций
(допущение имущественной обособленности);

организация будет продолжать свою деятельность в обо­зримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необ­ходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, обязательства будут по­гашаться в установленном порядке (допущение непре­рывности деятельности);

принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (до­пущение последовательности применения учетной по­литики);

факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяй­ственной деятельности).

Наиболее крупные организации (АО, ЗАО и т. п.) в структу­ре бухгалтерии имеют отдел методологии бухгалтерского учета который и занимается вопросами выбора наиболее эффектив­ных приемов и способов ведения бухгалтерского учета.

Таким образом, учетная политика организации — уникаль­ное средство, с помощью которого:

осуществляется процесс реальной либерализации системы бухгалтерского учета;

происходит совершенствование нормативной базы по бух­галтерскому учету и бухгалтерской отчетности;

разрешаются противоречия действующего законодатель- ства.

Таким образом, предприятие, используя законодательные акты по учетной политике, обосновывает применение того или иного способа бухгалтерского учета, что является элементом либерализации системы нормативного регулирования бухгал­терского учета. В то же время государство применяет соответ­ствующие правовые инструменты регулирования системы бух­галтерского учета предприятий в целях налогообложения (На­логовый кодекс и др.). Следовательно, в настоящее время учет­ная политика выступает в качестве важного средства налогово­го планирования в организациях.