10.1. Стандарты учета и отчетности

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 

В мировом сообществе, при современном росте международ­ной деловой активности и особенно иностранных инвестиций, проблема сравнения бухгалтерских стандартов приобретает боль­шое значение. Разнообразие стандартов может сократить ин­тернациональные потоки капитала и таким образом помешать экономическому развитию, а также поставить в тупик возмож­ность эффективного распределения ресурсов. Хотя различия в стандартах существуют, важно рассматривать и глобальную экономику, в которой товары, инвестиции и капитал переме­щаются из страны в страну. Но часто решения об аллокации ресурсов принимаются на основе разнородной бухгалтерской информации. В рамках данной проблемы решается вопрос фор­мирования оптимальных международных стандартов финансо­вой отчетности, при отсутствии которых финансовые отчеты, составленные в одной стране, недоступны адекватному понима­нию их иностранцами.

Общеизвестно, что имеющиеся на сегодняшний день отли­чия US GAAP и МСФО не так уж существенны для российских предприятий: обе эти бухгалтерские системы достаточно слож­ные, детальные, нацеленные на удовлетворение нужд инвесто­ров, весьма существенно отличающиеся от российской системы учета. Не случайно крупнейшие организаторы торговли ценны­ми бумагами - ММВБ и РТС - приветствуют (а РТС даже требу­ет, начиная с отчетности за 1999 год) представление эмитента­ми, наряду с отчетностью по российским правилам, также от­четности по правилам МСФО или US GAAP, не проводя между двумя последними каких-либо значительных различий.

Кроме того, в нынешних рыночных условиях вопрос о стан­дартах учета и отчетности, на первый взгляд, выглядит уж совсем неактуальным: маловероятно, что даже в случае разового хода российских эмитентов ценных бумаг на международные стандарты учета (что по нынешним временам звучит уж совсем фантастично) иностранные инвестиции рекой хлынут в Россию. В стране, в которой инвестор, приобретая бумагу в первую очередь просчитывает ситуацию дефолта, введение са­мых передовых бухгалтерских технологий, к сожалению, не сможет оказать значительного влияния на рынок.

Тем не менее все вышесказанное отнюдь не означает, что Россия должна стоять в стороне от тех тенденций, которые оп- ределяют на сегодняшний день развитие рынка капиталов. Ни в одной стране мира финансовый рынок не может сегодня раз­виваться и даже просто существовать в отрыве от рынка между­народного. В первую очередь, это относится к странам с пере­ходной экономикой, в которых рынки капитала изначально со­здавались во многом благодаря иностранным инвестициям. Поэтому этим странам, к которым относится и Россия, необхо­димо думать о том, чтобы условия инвестирования, в том числе раскрытия финансовой информации, соответствовали междуна­родным нормам. Общая экономическая и политическая стаби­лизация уже не является достаточным условием для обеспече­ния привлекательности рынка. Финансовые кризисы конца XX века, разразившиеся в странах с развивающимся рынком, мно­гому научили и инвесторов. Только чисто спекулятивный капи­тал может «сыграть» на непрозрачном рынке, однако в этом случае слишком велик риск для национальной экономики: спе­кулятивный инвестор не делает серьезных инвестиций и всегда готов «уйти» с рынка, в результате чего может произойти рез­кое «сжатие» рынка, которое опасно для экономической ситуа­ции в стране в целом.

Однако для того, чтобы участвовать в борьбе за инвестора на финансовом рынке, правила игры, в том числе и раскрытия информации, российские предприятия должны соблюдать на общих основаниях. Практически от того, насколько удастся России создать развитую и прозрачную систему финансовой отчетности на рынке капитала зависит качество тех инвестиций, которые он потенциально может получить: только высокорис­ковый спекулятивный капитал (он же — краткосрочный, требу­ющий сверхприбыли в качестве отдачи) может играть на рынке -в условиях отсутствия качественной информации.

На сегодняшний день ряд российских предприятий, кото­рые привлекают средства иностранных инвесторов, уже пред­ставляет отчетность по международным стандартам либо по GAAP, что является для них дополнительным, весьма тяже­лым бременем, поскольку они вынуждены готовить бухгалтерс­кую отчетность двух типов — по российским правилам и по меж­дународным — и, кроме того, специальную налоговую от­четность. Реформа бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами будет интересна этим предприятиям в том случае если они смогут сократить свои издержки на под- готовку отчетности. Это может произойти за счет предостав- ления предприятиям права готовить отчетность только по между -народным стандартам. В последнем случае, во избежание труд-ностей с налогообложением, необходимо разработать специаль­ные формы по расчету налогов для предприятий, ведущих учет и представляющих отчетность по МСФО.

С другой стороны, в России существуют тысячи открытых акционерных обществ, которые не собираются в ближайшее время привлекать средства на международном рынке капитала. Тем не менее, эти компании имеют сотни тысяч акционеров, которые для защиты своих инвестиций нуждаются в объектив­ной и понятной финансовой информации (в том числе соответ­ствующих пояснений к финансовой отчетности), подготовлен­ным по правилам цивилизованного рынка. На эти компании и была в большей степени нацелена реформа бухгалтерского уче­та в соответствии с международными стандартами.

В то же время в России, как и в других странах, разрабаты­вающих свои стандарты учета на основе МСФО, остается от­крытым вопрос о том, в какой мере международные стандарты могут являться основой для национальных правил учета. Воз­можность и целесообразность отхода от принципов МСФО при разработке национальных стандартов должна очень тщательно обсуждаться разработчиками совместно с профессиональным сообществом, включая представителей пользователей финансо­вой отчетности. Разработчики национальных стандартов неред­ко не учитывают потребностей пользователей в сопоставимой финансовой информации. Это, прежде всего, означает предпоч­тение стандартных, общепринятых правил и принципов пред­ставления информации любым иным, даже самым качествен­ным, но отличающимся от стандартных, решениям. Междуна­родные стандарты учета — это результат международного комп­ромисса, достигнутого в ходе сложных обсуждений основных вопросов учета и отчетности представителями бухгалтерской профессии и пользователями отчетности из многих стран мира. Поэтому отход от принципов учета и отчетности МСФО в любую сторону — даже в сторону повышения качества стандартов — может иметь негативные последствия для пользователей отчет­ности в случае, если он приведет к несопоставимости информа­ции, содержащейся в бухгалтерской отчетности российских пред­приятий, с данными финансовой отчетности компаний из дру­гих стран.

Цель данной работы заключается в выделении и анализе ос­новных проблем перехода российской системы бухгалтерского учета на МСФО. Основными задачами работы являются рассмот­рение основных западных систем бухгалтерского учета и меж­дународных стандартов, а также анализ российской системы с точки зрения сходства и различия с ними. Предполагается про­вести сравнение отечественной и международной систем стан­дартов, сопоставляя ПБУ аналогу из МСФО. Кроме того, будут проанализированы элементы бухгалтерской отчетности с точки зрения информативности ее показателей для пользователя и терминологического аспекта.

Первая часть работы посвящена выделению важнейших фак­торов, определяющих формирование системы бухгалтерского учета конкретного государства, и классификации существую­щих систем учета соответственно предложенным характерис­тикам. Представляется важным вначале обратить внимание на данную классификацию потому, что в настоящий период в на­шей стране для рассмотрения проблем реформирования систе­мы учета актуально воспользоваться опытом других стран. Важ­но сравнить различные и схожие черты для последующего выбора из них подходящих для создания новой системы, в которую вошли бы и прежние и заимствованные элементы. И эти взаимосвязанные и взаимодополняющие компоненты со­ставили бы эффективно функционирующую систему. Изуче­ние зарубежного опыта и анализ возможностей его примене­ния в России может значительно облегчить процесс реформи­рования отечественного бухгалтерского учета и повысить его эффективность.

При анализе проблем реформирования системы бухгалтер­ского учета в России необходимо осветить и процесс гармони­зации стандартов путем создания и внедрения международ­ных стандартов в целом в мировой экономике. Что и сделано в следующей главе работы, где излагается место и роль Меж­дународных стандартов финансовой отчетности в унифика­ции бухгалтерской практики. Кроме того, затрагивается ас­пект, связанный с ролью GAAP в создании единой системы стандартов.

Третья глава посвящена российской системе бухгалтерско­го учета, ее сравнению с ранее описанными моделями учета и влиянию на нее зарубежных аналогов. Именно здесь уже мож­но выделить основные проблемы, которые могут возникнуть при реформировании и унификации в соответствии с МСФО, которые рассмотрены и систематизированы в последней главе работы.

В мировом сообществе, при современном росте международ­ной деловой активности и особенно иностранных инвестиций, проблема сравнения бухгалтерских стандартов приобретает боль­шое значение. Разнообразие стандартов может сократить ин­тернациональные потоки капитала и таким образом помешать экономическому развитию, а также поставить в тупик возмож­ность эффективного распределения ресурсов. Хотя различия в стандартах существуют, важно рассматривать и глобальную экономику, в которой товары, инвестиции и капитал переме­щаются из страны в страну. Но часто решения об аллокации ресурсов принимаются на основе разнородной бухгалтерской информации. В рамках данной проблемы решается вопрос фор­мирования оптимальных международных стандартов финансо­вой отчетности, при отсутствии которых финансовые отчеты, составленные в одной стране, недоступны адекватному понима­нию их иностранцами.

Общеизвестно, что имеющиеся на сегодняшний день отли­чия US GAAP и МСФО не так уж существенны для российских предприятий: обе эти бухгалтерские системы достаточно слож­ные, детальные, нацеленные на удовлетворение нужд инвесто­ров, весьма существенно отличающиеся от российской системы учета. Не случайно крупнейшие организаторы торговли ценны­ми бумагами - ММВБ и РТС - приветствуют (а РТС даже требу­ет, начиная с отчетности за 1999 год) представление эмитента­ми, наряду с отчетностью по российским правилам, также от­четности по правилам МСФО или US GAAP, не проводя между двумя последними каких-либо значительных различий.

Кроме того, в нынешних рыночных условиях вопрос о стан­дартах учета и отчетности, на первый взгляд, выглядит уж совсем неактуальным: маловероятно, что даже в случае разового хода российских эмитентов ценных бумаг на международные стандарты учета (что по нынешним временам звучит уж совсем фантастично) иностранные инвестиции рекой хлынут в Россию. В стране, в которой инвестор, приобретая бумагу в первую очередь просчитывает ситуацию дефолта, введение са­мых передовых бухгалтерских технологий, к сожалению, не сможет оказать значительного влияния на рынок.

Тем не менее все вышесказанное отнюдь не означает, что Россия должна стоять в стороне от тех тенденций, которые оп- ределяют на сегодняшний день развитие рынка капиталов. Ни в одной стране мира финансовый рынок не может сегодня раз­виваться и даже просто существовать в отрыве от рынка между­народного. В первую очередь, это относится к странам с пере­ходной экономикой, в которых рынки капитала изначально со­здавались во многом благодаря иностранным инвестициям. Поэтому этим странам, к которым относится и Россия, необхо­димо думать о том, чтобы условия инвестирования, в том числе раскрытия финансовой информации, соответствовали междуна­родным нормам. Общая экономическая и политическая стаби­лизация уже не является достаточным условием для обеспече­ния привлекательности рынка. Финансовые кризисы конца XX века, разразившиеся в странах с развивающимся рынком, мно­гому научили и инвесторов. Только чисто спекулятивный капи­тал может «сыграть» на непрозрачном рынке, однако в этом случае слишком велик риск для национальной экономики: спе­кулятивный инвестор не делает серьезных инвестиций и всегда готов «уйти» с рынка, в результате чего может произойти рез­кое «сжатие» рынка, которое опасно для экономической ситуа­ции в стране в целом.

Однако для того, чтобы участвовать в борьбе за инвестора на финансовом рынке, правила игры, в том числе и раскрытия информации, российские предприятия должны соблюдать на общих основаниях. Практически от того, насколько удастся России создать развитую и прозрачную систему финансовой отчетности на рынке капитала зависит качество тех инвестиций, которые он потенциально может получить: только высокорис­ковый спекулятивный капитал (он же — краткосрочный, требу­ющий сверхприбыли в качестве отдачи) может играть на рынке -в условиях отсутствия качественной информации.

На сегодняшний день ряд российских предприятий, кото­рые привлекают средства иностранных инвесторов, уже пред­ставляет отчетность по международным стандартам либо по GAAP, что является для них дополнительным, весьма тяже­лым бременем, поскольку они вынуждены готовить бухгалтерс­кую отчетность двух типов — по российским правилам и по меж­дународным — и, кроме того, специальную налоговую от­четность. Реформа бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами будет интересна этим предприятиям в том случае если они смогут сократить свои издержки на под- готовку отчетности. Это может произойти за счет предостав- ления предприятиям права готовить отчетность только по между -народным стандартам. В последнем случае, во избежание труд-ностей с налогообложением, необходимо разработать специаль­ные формы по расчету налогов для предприятий, ведущих учет и представляющих отчетность по МСФО.

С другой стороны, в России существуют тысячи открытых акционерных обществ, которые не собираются в ближайшее время привлекать средства на международном рынке капитала. Тем не менее, эти компании имеют сотни тысяч акционеров, которые для защиты своих инвестиций нуждаются в объектив­ной и понятной финансовой информации (в том числе соответ­ствующих пояснений к финансовой отчетности), подготовлен­ным по правилам цивилизованного рынка. На эти компании и была в большей степени нацелена реформа бухгалтерского уче­та в соответствии с международными стандартами.

В то же время в России, как и в других странах, разрабаты­вающих свои стандарты учета на основе МСФО, остается от­крытым вопрос о том, в какой мере международные стандарты могут являться основой для национальных правил учета. Воз­можность и целесообразность отхода от принципов МСФО при разработке национальных стандартов должна очень тщательно обсуждаться разработчиками совместно с профессиональным сообществом, включая представителей пользователей финансо­вой отчетности. Разработчики национальных стандартов неред­ко не учитывают потребностей пользователей в сопоставимой финансовой информации. Это, прежде всего, означает предпоч­тение стандартных, общепринятых правил и принципов пред­ставления информации любым иным, даже самым качествен­ным, но отличающимся от стандартных, решениям. Междуна­родные стандарты учета — это результат международного комп­ромисса, достигнутого в ходе сложных обсуждений основных вопросов учета и отчетности представителями бухгалтерской профессии и пользователями отчетности из многих стран мира. Поэтому отход от принципов учета и отчетности МСФО в любую сторону — даже в сторону повышения качества стандартов — может иметь негативные последствия для пользователей отчет­ности в случае, если он приведет к несопоставимости информа­ции, содержащейся в бухгалтерской отчетности российских пред­приятий, с данными финансовой отчетности компаний из дру­гих стран.

Цель данной работы заключается в выделении и анализе ос­новных проблем перехода российской системы бухгалтерского учета на МСФО. Основными задачами работы являются рассмот­рение основных западных систем бухгалтерского учета и меж­дународных стандартов, а также анализ российской системы с точки зрения сходства и различия с ними. Предполагается про­вести сравнение отечественной и международной систем стан­дартов, сопоставляя ПБУ аналогу из МСФО. Кроме того, будут проанализированы элементы бухгалтерской отчетности с точки зрения информативности ее показателей для пользователя и терминологического аспекта.

Первая часть работы посвящена выделению важнейших фак­торов, определяющих формирование системы бухгалтерского учета конкретного государства, и классификации существую­щих систем учета соответственно предложенным характерис­тикам. Представляется важным вначале обратить внимание на данную классификацию потому, что в настоящий период в на­шей стране для рассмотрения проблем реформирования систе­мы учета актуально воспользоваться опытом других стран. Важ­но сравнить различные и схожие черты для последующего выбора из них подходящих для создания новой системы, в которую вошли бы и прежние и заимствованные элементы. И эти взаимосвязанные и взаимодополняющие компоненты со­ставили бы эффективно функционирующую систему. Изуче­ние зарубежного опыта и анализ возможностей его примене­ния в России может значительно облегчить процесс реформи­рования отечественного бухгалтерского учета и повысить его эффективность.

При анализе проблем реформирования системы бухгалтер­ского учета в России необходимо осветить и процесс гармони­зации стандартов путем создания и внедрения международ­ных стандартов в целом в мировой экономике. Что и сделано в следующей главе работы, где излагается место и роль Меж­дународных стандартов финансовой отчетности в унифика­ции бухгалтерской практики. Кроме того, затрагивается ас­пект, связанный с ролью GAAP в создании единой системы стандартов.

Третья глава посвящена российской системе бухгалтерско­го учета, ее сравнению с ранее описанными моделями учета и влиянию на нее зарубежных аналогов. Именно здесь уже мож­но выделить основные проблемы, которые могут возникнуть при реформировании и унификации в соответствии с МСФО, которые рассмотрены и систематизированы в последней главе работы.