10.1. Стандарты учета и отчетности
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35
В мировом сообществе, при современном росте международной деловой активности и особенно иностранных инвестиций, проблема сравнения бухгалтерских стандартов приобретает большое значение. Разнообразие стандартов может сократить интернациональные потоки капитала и таким образом помешать экономическому развитию, а также поставить в тупик возможность эффективного распределения ресурсов. Хотя различия в стандартах существуют, важно рассматривать и глобальную экономику, в которой товары, инвестиции и капитал перемещаются из страны в страну. Но часто решения об аллокации ресурсов принимаются на основе разнородной бухгалтерской информации. В рамках данной проблемы решается вопрос формирования оптимальных международных стандартов финансовой отчетности, при отсутствии которых финансовые отчеты, составленные в одной стране, недоступны адекватному пониманию их иностранцами.
Общеизвестно, что имеющиеся на сегодняшний день отличия US GAAP и МСФО не так уж существенны для российских предприятий: обе эти бухгалтерские системы достаточно сложные, детальные, нацеленные на удовлетворение нужд инвесторов, весьма существенно отличающиеся от российской системы учета. Не случайно крупнейшие организаторы торговли ценными бумагами - ММВБ и РТС - приветствуют (а РТС даже требует, начиная с отчетности за 1999 год) представление эмитентами, наряду с отчетностью по российским правилам, также отчетности по правилам МСФО или US GAAP, не проводя между двумя последними каких-либо значительных различий.
Кроме того, в нынешних рыночных условиях вопрос о стандартах учета и отчетности, на первый взгляд, выглядит уж совсем неактуальным: маловероятно, что даже в случае разового хода российских эмитентов ценных бумаг на международные стандарты учета (что по нынешним временам звучит уж совсем фантастично) иностранные инвестиции рекой хлынут в Россию. В стране, в которой инвестор, приобретая бумагу в первую очередь просчитывает ситуацию дефолта, введение самых передовых бухгалтерских технологий, к сожалению, не сможет оказать значительного влияния на рынок.
Тем не менее все вышесказанное отнюдь не означает, что Россия должна стоять в стороне от тех тенденций, которые оп- ределяют на сегодняшний день развитие рынка капиталов. Ни в одной стране мира финансовый рынок не может сегодня развиваться и даже просто существовать в отрыве от рынка международного. В первую очередь, это относится к странам с переходной экономикой, в которых рынки капитала изначально создавались во многом благодаря иностранным инвестициям. Поэтому этим странам, к которым относится и Россия, необходимо думать о том, чтобы условия инвестирования, в том числе раскрытия финансовой информации, соответствовали международным нормам. Общая экономическая и политическая стабилизация уже не является достаточным условием для обеспечения привлекательности рынка. Финансовые кризисы конца XX века, разразившиеся в странах с развивающимся рынком, многому научили и инвесторов. Только чисто спекулятивный капитал может «сыграть» на непрозрачном рынке, однако в этом случае слишком велик риск для национальной экономики: спекулятивный инвестор не делает серьезных инвестиций и всегда готов «уйти» с рынка, в результате чего может произойти резкое «сжатие» рынка, которое опасно для экономической ситуации в стране в целом.
Однако для того, чтобы участвовать в борьбе за инвестора на финансовом рынке, правила игры, в том числе и раскрытия информации, российские предприятия должны соблюдать на общих основаниях. Практически от того, насколько удастся России создать развитую и прозрачную систему финансовой отчетности на рынке капитала зависит качество тех инвестиций, которые он потенциально может получить: только высокорисковый спекулятивный капитал (он же — краткосрочный, требующий сверхприбыли в качестве отдачи) может играть на рынке -в условиях отсутствия качественной информации.
На сегодняшний день ряд российских предприятий, которые привлекают средства иностранных инвесторов, уже представляет отчетность по международным стандартам либо по GAAP, что является для них дополнительным, весьма тяжелым бременем, поскольку они вынуждены готовить бухгалтерскую отчетность двух типов — по российским правилам и по международным — и, кроме того, специальную налоговую отчетность. Реформа бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами будет интересна этим предприятиям в том случае если они смогут сократить свои издержки на под- готовку отчетности. Это может произойти за счет предостав- ления предприятиям права готовить отчетность только по между -народным стандартам. В последнем случае, во избежание труд-ностей с налогообложением, необходимо разработать специальные формы по расчету налогов для предприятий, ведущих учет и представляющих отчетность по МСФО.
С другой стороны, в России существуют тысячи открытых акционерных обществ, которые не собираются в ближайшее время привлекать средства на международном рынке капитала. Тем не менее, эти компании имеют сотни тысяч акционеров, которые для защиты своих инвестиций нуждаются в объективной и понятной финансовой информации (в том числе соответствующих пояснений к финансовой отчетности), подготовленным по правилам цивилизованного рынка. На эти компании и была в большей степени нацелена реформа бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами.
В то же время в России, как и в других странах, разрабатывающих свои стандарты учета на основе МСФО, остается открытым вопрос о том, в какой мере международные стандарты могут являться основой для национальных правил учета. Возможность и целесообразность отхода от принципов МСФО при разработке национальных стандартов должна очень тщательно обсуждаться разработчиками совместно с профессиональным сообществом, включая представителей пользователей финансовой отчетности. Разработчики национальных стандартов нередко не учитывают потребностей пользователей в сопоставимой финансовой информации. Это, прежде всего, означает предпочтение стандартных, общепринятых правил и принципов представления информации любым иным, даже самым качественным, но отличающимся от стандартных, решениям. Международные стандарты учета — это результат международного компромисса, достигнутого в ходе сложных обсуждений основных вопросов учета и отчетности представителями бухгалтерской профессии и пользователями отчетности из многих стран мира. Поэтому отход от принципов учета и отчетности МСФО в любую сторону — даже в сторону повышения качества стандартов — может иметь негативные последствия для пользователей отчетности в случае, если он приведет к несопоставимости информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности российских предприятий, с данными финансовой отчетности компаний из других стран.
Цель данной работы заключается в выделении и анализе основных проблем перехода российской системы бухгалтерского учета на МСФО. Основными задачами работы являются рассмотрение основных западных систем бухгалтерского учета и международных стандартов, а также анализ российской системы с точки зрения сходства и различия с ними. Предполагается провести сравнение отечественной и международной систем стандартов, сопоставляя ПБУ аналогу из МСФО. Кроме того, будут проанализированы элементы бухгалтерской отчетности с точки зрения информативности ее показателей для пользователя и терминологического аспекта.
Первая часть работы посвящена выделению важнейших факторов, определяющих формирование системы бухгалтерского учета конкретного государства, и классификации существующих систем учета соответственно предложенным характеристикам. Представляется важным вначале обратить внимание на данную классификацию потому, что в настоящий период в нашей стране для рассмотрения проблем реформирования системы учета актуально воспользоваться опытом других стран. Важно сравнить различные и схожие черты для последующего выбора из них подходящих для создания новой системы, в которую вошли бы и прежние и заимствованные элементы. И эти взаимосвязанные и взаимодополняющие компоненты составили бы эффективно функционирующую систему. Изучение зарубежного опыта и анализ возможностей его применения в России может значительно облегчить процесс реформирования отечественного бухгалтерского учета и повысить его эффективность.
При анализе проблем реформирования системы бухгалтерского учета в России необходимо осветить и процесс гармонизации стандартов путем создания и внедрения международных стандартов в целом в мировой экономике. Что и сделано в следующей главе работы, где излагается место и роль Международных стандартов финансовой отчетности в унификации бухгалтерской практики. Кроме того, затрагивается аспект, связанный с ролью GAAP в создании единой системы стандартов.
Третья глава посвящена российской системе бухгалтерского учета, ее сравнению с ранее описанными моделями учета и влиянию на нее зарубежных аналогов. Именно здесь уже можно выделить основные проблемы, которые могут возникнуть при реформировании и унификации в соответствии с МСФО, которые рассмотрены и систематизированы в последней главе работы.
В мировом сообществе, при современном росте международной деловой активности и особенно иностранных инвестиций, проблема сравнения бухгалтерских стандартов приобретает большое значение. Разнообразие стандартов может сократить интернациональные потоки капитала и таким образом помешать экономическому развитию, а также поставить в тупик возможность эффективного распределения ресурсов. Хотя различия в стандартах существуют, важно рассматривать и глобальную экономику, в которой товары, инвестиции и капитал перемещаются из страны в страну. Но часто решения об аллокации ресурсов принимаются на основе разнородной бухгалтерской информации. В рамках данной проблемы решается вопрос формирования оптимальных международных стандартов финансовой отчетности, при отсутствии которых финансовые отчеты, составленные в одной стране, недоступны адекватному пониманию их иностранцами.
Общеизвестно, что имеющиеся на сегодняшний день отличия US GAAP и МСФО не так уж существенны для российских предприятий: обе эти бухгалтерские системы достаточно сложные, детальные, нацеленные на удовлетворение нужд инвесторов, весьма существенно отличающиеся от российской системы учета. Не случайно крупнейшие организаторы торговли ценными бумагами - ММВБ и РТС - приветствуют (а РТС даже требует, начиная с отчетности за 1999 год) представление эмитентами, наряду с отчетностью по российским правилам, также отчетности по правилам МСФО или US GAAP, не проводя между двумя последними каких-либо значительных различий.
Кроме того, в нынешних рыночных условиях вопрос о стандартах учета и отчетности, на первый взгляд, выглядит уж совсем неактуальным: маловероятно, что даже в случае разового хода российских эмитентов ценных бумаг на международные стандарты учета (что по нынешним временам звучит уж совсем фантастично) иностранные инвестиции рекой хлынут в Россию. В стране, в которой инвестор, приобретая бумагу в первую очередь просчитывает ситуацию дефолта, введение самых передовых бухгалтерских технологий, к сожалению, не сможет оказать значительного влияния на рынок.
Тем не менее все вышесказанное отнюдь не означает, что Россия должна стоять в стороне от тех тенденций, которые оп- ределяют на сегодняшний день развитие рынка капиталов. Ни в одной стране мира финансовый рынок не может сегодня развиваться и даже просто существовать в отрыве от рынка международного. В первую очередь, это относится к странам с переходной экономикой, в которых рынки капитала изначально создавались во многом благодаря иностранным инвестициям. Поэтому этим странам, к которым относится и Россия, необходимо думать о том, чтобы условия инвестирования, в том числе раскрытия финансовой информации, соответствовали международным нормам. Общая экономическая и политическая стабилизация уже не является достаточным условием для обеспечения привлекательности рынка. Финансовые кризисы конца XX века, разразившиеся в странах с развивающимся рынком, многому научили и инвесторов. Только чисто спекулятивный капитал может «сыграть» на непрозрачном рынке, однако в этом случае слишком велик риск для национальной экономики: спекулятивный инвестор не делает серьезных инвестиций и всегда готов «уйти» с рынка, в результате чего может произойти резкое «сжатие» рынка, которое опасно для экономической ситуации в стране в целом.
Однако для того, чтобы участвовать в борьбе за инвестора на финансовом рынке, правила игры, в том числе и раскрытия информации, российские предприятия должны соблюдать на общих основаниях. Практически от того, насколько удастся России создать развитую и прозрачную систему финансовой отчетности на рынке капитала зависит качество тех инвестиций, которые он потенциально может получить: только высокорисковый спекулятивный капитал (он же — краткосрочный, требующий сверхприбыли в качестве отдачи) может играть на рынке -в условиях отсутствия качественной информации.
На сегодняшний день ряд российских предприятий, которые привлекают средства иностранных инвесторов, уже представляет отчетность по международным стандартам либо по GAAP, что является для них дополнительным, весьма тяжелым бременем, поскольку они вынуждены готовить бухгалтерскую отчетность двух типов — по российским правилам и по международным — и, кроме того, специальную налоговую отчетность. Реформа бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами будет интересна этим предприятиям в том случае если они смогут сократить свои издержки на под- готовку отчетности. Это может произойти за счет предостав- ления предприятиям права готовить отчетность только по между -народным стандартам. В последнем случае, во избежание труд-ностей с налогообложением, необходимо разработать специальные формы по расчету налогов для предприятий, ведущих учет и представляющих отчетность по МСФО.
С другой стороны, в России существуют тысячи открытых акционерных обществ, которые не собираются в ближайшее время привлекать средства на международном рынке капитала. Тем не менее, эти компании имеют сотни тысяч акционеров, которые для защиты своих инвестиций нуждаются в объективной и понятной финансовой информации (в том числе соответствующих пояснений к финансовой отчетности), подготовленным по правилам цивилизованного рынка. На эти компании и была в большей степени нацелена реформа бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами.
В то же время в России, как и в других странах, разрабатывающих свои стандарты учета на основе МСФО, остается открытым вопрос о том, в какой мере международные стандарты могут являться основой для национальных правил учета. Возможность и целесообразность отхода от принципов МСФО при разработке национальных стандартов должна очень тщательно обсуждаться разработчиками совместно с профессиональным сообществом, включая представителей пользователей финансовой отчетности. Разработчики национальных стандартов нередко не учитывают потребностей пользователей в сопоставимой финансовой информации. Это, прежде всего, означает предпочтение стандартных, общепринятых правил и принципов представления информации любым иным, даже самым качественным, но отличающимся от стандартных, решениям. Международные стандарты учета — это результат международного компромисса, достигнутого в ходе сложных обсуждений основных вопросов учета и отчетности представителями бухгалтерской профессии и пользователями отчетности из многих стран мира. Поэтому отход от принципов учета и отчетности МСФО в любую сторону — даже в сторону повышения качества стандартов — может иметь негативные последствия для пользователей отчетности в случае, если он приведет к несопоставимости информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности российских предприятий, с данными финансовой отчетности компаний из других стран.
Цель данной работы заключается в выделении и анализе основных проблем перехода российской системы бухгалтерского учета на МСФО. Основными задачами работы являются рассмотрение основных западных систем бухгалтерского учета и международных стандартов, а также анализ российской системы с точки зрения сходства и различия с ними. Предполагается провести сравнение отечественной и международной систем стандартов, сопоставляя ПБУ аналогу из МСФО. Кроме того, будут проанализированы элементы бухгалтерской отчетности с точки зрения информативности ее показателей для пользователя и терминологического аспекта.
Первая часть работы посвящена выделению важнейших факторов, определяющих формирование системы бухгалтерского учета конкретного государства, и классификации существующих систем учета соответственно предложенным характеристикам. Представляется важным вначале обратить внимание на данную классификацию потому, что в настоящий период в нашей стране для рассмотрения проблем реформирования системы учета актуально воспользоваться опытом других стран. Важно сравнить различные и схожие черты для последующего выбора из них подходящих для создания новой системы, в которую вошли бы и прежние и заимствованные элементы. И эти взаимосвязанные и взаимодополняющие компоненты составили бы эффективно функционирующую систему. Изучение зарубежного опыта и анализ возможностей его применения в России может значительно облегчить процесс реформирования отечественного бухгалтерского учета и повысить его эффективность.
При анализе проблем реформирования системы бухгалтерского учета в России необходимо осветить и процесс гармонизации стандартов путем создания и внедрения международных стандартов в целом в мировой экономике. Что и сделано в следующей главе работы, где излагается место и роль Международных стандартов финансовой отчетности в унификации бухгалтерской практики. Кроме того, затрагивается аспект, связанный с ролью GAAP в создании единой системы стандартов.
Третья глава посвящена российской системе бухгалтерского учета, ее сравнению с ранее описанными моделями учета и влиянию на нее зарубежных аналогов. Именно здесь уже можно выделить основные проблемы, которые могут возникнуть при реформировании и унификации в соответствии с МСФО, которые рассмотрены и систематизированы в последней главе работы.