3.3. Организация нормативной базы бухгалтерского учета
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35
Государство в лице законодательной и исполнительной власти в соответствующих законах и иных актах устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, порядок представления и составления сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организации, ее доходах и расходах.
Органы, которые в настоящее время имеют право регулировать бухгалтерский учет: Минфин, ЦБ, Росгосстрахнадзор, в пределах своей компетенции регламентируют единообразный подход к отражению в бухгалтерском учете хозяйственных процессов, принципы оценки доходов и расходов, обязанности, права и ответственность (учетного) аппарата, разрабатывают План счетов, инструкцию к нему, нормативные акты и методические указания по отдельным вопросам.
Сочетание государственного регулирования с инициативой организации по рационализации и совершенствованию учета. Учетный процесс организуется самими предприятиями, исходя из особенностей их деятельности и выбранной учетной политики. Организация несет ответственность за организацию бухгалтерского учета, выполнение законодательства и выполнение хозяйственных операций.
Организация бухгалтерского учета должна осуществляться по следующим правилам:
Последовательное повышение роли бухгалтерского учета в обеспечении информационной заинтересованности пользователей для принятия правильных экономических решений: информация о финансовом состоянии, прибыли, конкурентоспособности.
Обеспечение информативности и оперативности и аналитичности, что позволяет выявлять влияние различных факторов, способствовать эффективности производства.
Динамичность организации бухгалтерского учета, совершенствование бухгалтерского учета, методологии и техники на основе научной организации труда; оптимизация затрат на ведение бухгалтерского учета.
Использование в бухгалтерском учете общих принципов управления, системный подход, использование ЭВМ, принципов прогнозирования, целевого метода и т.д.
Рассматривая общие методологические правила организации бухгалтерского учета в РФ, следует назвать и систему руководства по бухгалтерскому учету в стране.
Общее руководство методологией и организацией учета осуществляет правительство РФ. При этом основным методологическим центром по бухгалтерскому учету в Российской Федерации является Министерство финансов Российской Федерации, которое разрабатывает и издает нормативные акты по бухгалтерскому учету и отчетности. Все эти нормативные акты обязательны к исполнению всеми предприятиями, функционирующими на территории России.
На основе этих нормативных актов Министерство финансов РФ, Центральный Банк РФ, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, Федеральная служба по надзору за страховой деятельностью и различные ведомства издают отдельные нормативные акты.
При разработке нормативных актов Минфин взаимодействует с заинтересованными ведомствами через специально созданный при Минфине Методологический совет по бухгалтерскому учету и отчетности, который формируется из представителей государственных органов, академических институтов, представителей различных хозяйствующих субъектов, общественных организаций и ассоциаций бухгалтеров и других специалистов по бухгалтерскому учету.
Основными задачами этого методологического совета являются:
разработка концепций бухгалтерского учета и отчетности в стране,
разработка проектов закона о бухгалтерском учете и отчетности,
разработка национальных бухгалтерских стандартов,
содействие внедрению нормативных актов в учетную практику и обобщение опыта применения этих нормативных актов,
разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию нормативных актов и улучшению бухгалтерского образования.
В законодательном регулировании бухгалтерского учета и отчетности в РФ важная роль отводится и Государственной Думе Российской Федерации, которая разрабатывает и принимает законодательные акты по бухгалтерскому учету. В 1994 году в составе Думы создан экспертный совет по аудиту, бухгалтерскому учету и финансовой статистике. Он создан при комитете Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам. Экспертный совет формируется из специалистов, экспертов по бухгалтерскому учету и др.
Экспертный совет занимается разработкой концепций построения законодательства и дает экономическое обоснование этих проектов, проводит экспертизу и дает заключения по этим законопроектам.
Большую помощь в работе совета оказывают общественные организации:
ассоциация бухгалтеров и аудиторов РФ,
ассоциация бухгалтеров и аудиторов стран СНГ,
Международный консультативный комитет по бухгалтерскому учету и аудиту в РФ, который оказывает большую помощь в разработке законодательных актов по бухгалтерскому учету и аудиту в условиях рыночной экономики, содействует в гармонизации отечественных и международных стандартов по бухгалтерскому учету и аудиту.
Сами ассоциации бухгалтеров и аудиторов призваны оказывать содействие при создании норм профессиональной этики бухгалтеров и аудиторов. Ассоциации оказывают содействие в организации профессиональной подготовки и переподготовки бухгалтерских кадров.
В РФ в 1997 году создан институт профессиональных бухгалтеров, целями которого являются:
■ объединение
профессиональных бухгалтеров и обеспече-
ние с их помощью реформирования бухгалтерского учета
. на предприятиях с использованием новых нормативных актов, повышение престижа профессии,
защита интересов бухгалтеров в органах законодательной и исполнительной власти,
оказание квалифицированной помощи и консультационных услуг по организации бухгалтерского учета, формированию налогооблагаемой базы, новых форм бухгалтер-
ского учета и др.
При общей методологической основе бухгалтерского учета при реорганизации учета на каждом отдельном предприятии учитываются различные факторы, влияющие на организацию бухгалтерского учета в данной организации:
■ формы собственности на
средства производства и другое
имущество организации,
В разнообразие видов предпринимательской деятельности,
отраслевая специфика,
структура организации.
Прежде всего нужно отметить, что бухгалтерский учет своей хозяйственной деятельности должны вести все юридические лица не зависимо от организационно-правовой формы (за исключением предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения), физические лица, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью, ведут учет своих доходов и расходов в соответствии с действующим налоговым законодательством.
В соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом; может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Юридические лица обязаны иметь самостоятельный баланс.
Коммерческие организации — юридические лица, имеющие основной целью своей деятельности получение прибыли и распределения ее между участниками, некоммерческие организации не имеют основной целью получение прибыли (благотворительные фонды и др.).
Коммерческие юридические лица могут создаваться в форме товариществ, обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных предприятий.
Хозяйственные товарищества:
полное;
на вере (коммандитное).
Участники — коммерческие организации или частные лица. Общества: ООО, АО, ОДО — в зависимости от участия одних обществ в других: зависимые и дочерние. Формы некоммерческих организаций:
потребительские организации;
общественные и религиозные;
благотворительные фонды и др.
Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.
Допускается создание объединений коммерческих и некоммерческих организаций в форме ассоциаций или союзов.
Все юридические лица подлежат государственной регистрации. Принципиальным здесь является то, что юридическое лицо считается созданным не с момента принятия решения об образовании юридического лица, а с момента государственной регистрации. Юридическое лицо действует на основании устава и/ или учредительного договора.
В условиях многообразных форм собственности и различных организационно-правовых форм на предприятиях по-разному формируются финансовые ресурсы. Так, на государственных предприятиях основным источником средств являются средства, полученные от государства; кроме того, такие предприятия для увеличения своего имущества могут использовать прибыть, амортизационные отчисления, кредиты банков.
У организаций других форм собственности (негосударственных) источником финансовых ресурсов кроме прибыли, кредитов банков являются средства, полученные от продажи ценных бумаг, взносы акционеров в АО, паевые взносы учредителей и другие поступления, не противоречащие законодательству.
Все это вызывает особенности бухгалтерского учета формирования уставного капитала, расчетов с учредителями, акционерами и инвесторами.
Создание совместных предприятий потребовало переход российских предприятий на унифицированные стандарты, так как отношения между организациями участием иностранного капитала, иностранными инвестициями и его финансовыми кредиторами существенно меняются с выходом его на международные рынки. В этом случае при организации учета на предприятии возникает необходимость удовлетворять информационные запросы не только российских, но и внешних кредиторов за рубежом.
На организацию учета на коммерческих фирмах оказывает влияние и отраслевая специфика. В зависимости от отраслевой специфики в организации бухгалтерского учета следует обращать внимание на объекты бухгалтерского учета, определяющиеся хозяйственной деятельностью предприятия.
На организацию учета оказывает влияние структура самого предприятия, то есть наличие филиалов, представительств, дочерних предприятий, выделенных на отдельный (самостоятельный) баланс. В этих условиях необходимо организовать учет расчетов с этими подразделениями, составлял сводную консолидированную отчетность.
Коммерческой организации предоставлено право осуществлять внешнеэкономическую деятельность. В этом случае долясен быть организован учет экспортно-импортных и валютных операций.
Кроме производственных подразделений, в организации могут быть непромышленные производства и хозяйства. Их наличие требует разделения учета промышленных и непромышленных хозяйств. Это необходимо для определения себестоимости промышленной продукции и продукции и услуг непромышленных хозяйств, а также для контроля за сметами расходов.
В зависимости от величины компании по-разному организуется структура бухгалтерской службы.
Таким образом, среди основных факторов, влияющих на организацию бухгалтерского учета на том или ином предприятии, можно выделить:
многообразие форм собственности,
отраслевую специфику,
уровень внешнеэкономических связей.
В 1992 году в России была принята правительственная программа по адаптации бухгалтерского учета к системе международных стандартов. За последние годы в бухгалтерском учете и отчетности произошли определенные изменения, связанные с переходом экономики страны на рыночные отношения. Прежде всего, это создание документов (правовые вопросы, методологическая база бухгалтерского учета). Среди основных нормативных актов по методологии: Положение о бухгалтерском учете и отчетности, План счетов, ПБУ 1/98. Все эти документы заложили основу нормативного регулирования бухгалтерского учета. Были введены новые объекты бухгалтерского учета (лизинг, аренда, нематериальные активы). Изменена методология учета многих объектов. Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятиях возложена на руководителя, который получил право привлекать сторонние организации на контрактной основе. Изменения в бухгалтерской отчетности (состав, содержание, адреса) в значительной мере соответствуют международным стандартам. Эти и другие изменения дают основание считать их первым этапом перехода национальной системы бухгалтерского учета к системе, отвечающей требованиям рыночной экономики.
К последующим этапам развития бухгалтерского учета относятся:
Совершенствование правового регулирования бухгалтерского учета.
Разработка отечественных стандартов (положений) по бухгалтерскому учету и отчетности, ориентированные на международные стандарты и в полной мере отвечающие специфике национального учета.
■ Разработка организационной системы бухгалтерского учета, связанной с выделением финансового и управленческого учета.
■ Разработка стратегической системы учета, основанной на гармонизации учета и маркетинга, подготовка и переподготовка бухгалтерских кадров и международное сотрудничество.
Все большее влияние на развитие отечественного бухгалтерского учета оказывает международная практика. Определение основных' тенденций регулирования бухгалтерского учета позволяет прогнозировать направление развития национальной системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и соответствующих требований к ней. Правовое регулирование бухгалтерского учета в нашей стране можно представить в следующем порядке.
уровень. Закон о бухгалтерском учете и иные акты законодательной и исполнительной власти.
уровень. Положения о бухгалтерском учете и отчетности, утвержденные Минфином и другими органами с функциями нормативного регулирования бухгалтерского учета.
уровень. Методические указания и рекомендации Минфина и др. органов (содержат детальные рекомендации по организации учета по соответственным объектам).
уровень. Рабочие инструкции и указания по учету в самих предприятиях и организациях (учетная политика).
Закон о бухгалтерском учете призван определить единые правовые и методологические основы бухгалтерского учета в стране, его организацию, основные направления бухгалтерской деятельности, составление отчетности и состав хозяйствующих субъектов, обязанность вести бухгалтерский учет и составлять отчетность.
Положения по бухгалтерскому учету и отчетности (национальные стандарты) — свод основных правил, устанавливаемых принципы учета определенного объекта (совокупности объектов).
Методические указания и рекомендации по бухгалтерскому учету должны представлять собой свод правил и рекомендаций по порядку учета объектов. Призваны наиболее полно определять правила, в т.ч. отдельные элементы техники ведения учета соответственных объектов (эти инструкции составляются в дополнение к положениям о бухгалтерском учете).
Приведенная система регулирования и организации бухгалтерского учета в РФ является упрощенной, однако она позволяет вычленить то главное, что лежит в основе системы регулирования. До 1992 года в РФ высшей юридической силой по бухгалтерскому учету было положение о бухгалтерском учете и балансах. Регулирование бухгалтерского учета с 1992 года осуществляется на концептуальном уровне и в отношение конкретных учетных методик. Позволяет создать необходимую основу для точной, достоверной информации о деятельности хозяйствующих субъектов и интерпретации информации.
Концептуальные положения: цели и назначение бухгалтерской информации, качественные характеристики, пользователи и потребности, состав и содержание бухгалтерской информации, принципы отчетности. Концептуальные положения наиболее консервативны и наименее всего поддаются изменениям.
Усиление роли государства в регулировании бухгалтерского учета является проявлением тенденции возрастающего значения государственного вмешательства в экономическую жизнь страны.
К нормативной базе бухгалтерского учета относится целый комплекс норм, нормативов и инструктивных документов, на основании которых составляется бизнес-план, ведется начисление в фонды, отчисление налогов и выполняются другие расчеты. К ним относятся правовые, материальные, трудовые, денежные нормативы и нормативы отчислений в фонды и налоги. Каждое юридическое лицо (предприятие) и физическое начинает свою деятельность с вступления в сделки путем заключения договоров на поставку сырья (материалов), оказание услуг, реализацию выпускаемой продукции и на другие виды возникающих взаимоотношений.
ДОГОВОР — соглашение, направленное на установление, изменение или прекращение правоотношений. Договор считается заключенным, когда между сторонами, в требуемой в определенных случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным его условиям. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые признаны существенными законодательством.
Прежде чем приступить к заключению договора, нужно, в первую очередь, убедиться в правоспособности и дееспособности контрагента (другой стороны по договору). Для определения правоспособности организации необходимо ознакомиться с ее учредительными документами (учредительный договор, устав либо положение), свидетельством или решением органа государственной власти о регистрации предприятия. Кроме того, от руководителя требуется документ, подтверждающий его должностное положение (решение собрания учредителей, протокол), а его полномочия проверяются по учредительным документам. Законодательством установлены следующие основные формы договора: простая, письменная и нотариальная. Договоры между организациями заключаются в письменной форме. Все подписанные к исполнению договора должны быть зарегистрированы в регистрационном журнале, с прямым правом доступа к нему главного бухгалтера.
Государство в лице законодательной и исполнительной власти в соответствующих законах и иных актах устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, порядок представления и составления сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организации, ее доходах и расходах.
Органы, которые в настоящее время имеют право регулировать бухгалтерский учет: Минфин, ЦБ, Росгосстрахнадзор, в пределах своей компетенции регламентируют единообразный подход к отражению в бухгалтерском учете хозяйственных процессов, принципы оценки доходов и расходов, обязанности, права и ответственность (учетного) аппарата, разрабатывают План счетов, инструкцию к нему, нормативные акты и методические указания по отдельным вопросам.
Сочетание государственного регулирования с инициативой организации по рационализации и совершенствованию учета. Учетный процесс организуется самими предприятиями, исходя из особенностей их деятельности и выбранной учетной политики. Организация несет ответственность за организацию бухгалтерского учета, выполнение законодательства и выполнение хозяйственных операций.
Организация бухгалтерского учета должна осуществляться по следующим правилам:
Последовательное повышение роли бухгалтерского учета в обеспечении информационной заинтересованности пользователей для принятия правильных экономических решений: информация о финансовом состоянии, прибыли, конкурентоспособности.
Обеспечение информативности и оперативности и аналитичности, что позволяет выявлять влияние различных факторов, способствовать эффективности производства.
Динамичность организации бухгалтерского учета, совершенствование бухгалтерского учета, методологии и техники на основе научной организации труда; оптимизация затрат на ведение бухгалтерского учета.
Использование в бухгалтерском учете общих принципов управления, системный подход, использование ЭВМ, принципов прогнозирования, целевого метода и т.д.
Рассматривая общие методологические правила организации бухгалтерского учета в РФ, следует назвать и систему руководства по бухгалтерскому учету в стране.
Общее руководство методологией и организацией учета осуществляет правительство РФ. При этом основным методологическим центром по бухгалтерскому учету в Российской Федерации является Министерство финансов Российской Федерации, которое разрабатывает и издает нормативные акты по бухгалтерскому учету и отчетности. Все эти нормативные акты обязательны к исполнению всеми предприятиями, функционирующими на территории России.
На основе этих нормативных актов Министерство финансов РФ, Центральный Банк РФ, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, Федеральная служба по надзору за страховой деятельностью и различные ведомства издают отдельные нормативные акты.
При разработке нормативных актов Минфин взаимодействует с заинтересованными ведомствами через специально созданный при Минфине Методологический совет по бухгалтерскому учету и отчетности, который формируется из представителей государственных органов, академических институтов, представителей различных хозяйствующих субъектов, общественных организаций и ассоциаций бухгалтеров и других специалистов по бухгалтерскому учету.
Основными задачами этого методологического совета являются:
разработка концепций бухгалтерского учета и отчетности в стране,
разработка проектов закона о бухгалтерском учете и отчетности,
разработка национальных бухгалтерских стандартов,
содействие внедрению нормативных актов в учетную практику и обобщение опыта применения этих нормативных актов,
разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию нормативных актов и улучшению бухгалтерского образования.
В законодательном регулировании бухгалтерского учета и отчетности в РФ важная роль отводится и Государственной Думе Российской Федерации, которая разрабатывает и принимает законодательные акты по бухгалтерскому учету. В 1994 году в составе Думы создан экспертный совет по аудиту, бухгалтерскому учету и финансовой статистике. Он создан при комитете Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам. Экспертный совет формируется из специалистов, экспертов по бухгалтерскому учету и др.
Экспертный совет занимается разработкой концепций построения законодательства и дает экономическое обоснование этих проектов, проводит экспертизу и дает заключения по этим законопроектам.
Большую помощь в работе совета оказывают общественные организации:
ассоциация бухгалтеров и аудиторов РФ,
ассоциация бухгалтеров и аудиторов стран СНГ,
Международный консультативный комитет по бухгалтерскому учету и аудиту в РФ, который оказывает большую помощь в разработке законодательных актов по бухгалтерскому учету и аудиту в условиях рыночной экономики, содействует в гармонизации отечественных и международных стандартов по бухгалтерскому учету и аудиту.
Сами ассоциации бухгалтеров и аудиторов призваны оказывать содействие при создании норм профессиональной этики бухгалтеров и аудиторов. Ассоциации оказывают содействие в организации профессиональной подготовки и переподготовки бухгалтерских кадров.
В РФ в 1997 году создан институт профессиональных бухгалтеров, целями которого являются:
■ объединение
профессиональных бухгалтеров и обеспече-
ние с их помощью реформирования бухгалтерского учета
. на предприятиях с использованием новых нормативных актов, повышение престижа профессии,
защита интересов бухгалтеров в органах законодательной и исполнительной власти,
оказание квалифицированной помощи и консультационных услуг по организации бухгалтерского учета, формированию налогооблагаемой базы, новых форм бухгалтер-
ского учета и др.
При общей методологической основе бухгалтерского учета при реорганизации учета на каждом отдельном предприятии учитываются различные факторы, влияющие на организацию бухгалтерского учета в данной организации:
■ формы собственности на
средства производства и другое
имущество организации,
В разнообразие видов предпринимательской деятельности,
отраслевая специфика,
структура организации.
Прежде всего нужно отметить, что бухгалтерский учет своей хозяйственной деятельности должны вести все юридические лица не зависимо от организационно-правовой формы (за исключением предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения), физические лица, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью, ведут учет своих доходов и расходов в соответствии с действующим налоговым законодательством.
В соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом; может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Юридические лица обязаны иметь самостоятельный баланс.
Коммерческие организации — юридические лица, имеющие основной целью своей деятельности получение прибыли и распределения ее между участниками, некоммерческие организации не имеют основной целью получение прибыли (благотворительные фонды и др.).
Коммерческие юридические лица могут создаваться в форме товариществ, обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных предприятий.
Хозяйственные товарищества:
полное;
на вере (коммандитное).
Участники — коммерческие организации или частные лица. Общества: ООО, АО, ОДО — в зависимости от участия одних обществ в других: зависимые и дочерние. Формы некоммерческих организаций:
потребительские организации;
общественные и религиозные;
благотворительные фонды и др.
Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.
Допускается создание объединений коммерческих и некоммерческих организаций в форме ассоциаций или союзов.
Все юридические лица подлежат государственной регистрации. Принципиальным здесь является то, что юридическое лицо считается созданным не с момента принятия решения об образовании юридического лица, а с момента государственной регистрации. Юридическое лицо действует на основании устава и/ или учредительного договора.
В условиях многообразных форм собственности и различных организационно-правовых форм на предприятиях по-разному формируются финансовые ресурсы. Так, на государственных предприятиях основным источником средств являются средства, полученные от государства; кроме того, такие предприятия для увеличения своего имущества могут использовать прибыть, амортизационные отчисления, кредиты банков.
У организаций других форм собственности (негосударственных) источником финансовых ресурсов кроме прибыли, кредитов банков являются средства, полученные от продажи ценных бумаг, взносы акционеров в АО, паевые взносы учредителей и другие поступления, не противоречащие законодательству.
Все это вызывает особенности бухгалтерского учета формирования уставного капитала, расчетов с учредителями, акционерами и инвесторами.
Создание совместных предприятий потребовало переход российских предприятий на унифицированные стандарты, так как отношения между организациями участием иностранного капитала, иностранными инвестициями и его финансовыми кредиторами существенно меняются с выходом его на международные рынки. В этом случае при организации учета на предприятии возникает необходимость удовлетворять информационные запросы не только российских, но и внешних кредиторов за рубежом.
На организацию учета на коммерческих фирмах оказывает влияние и отраслевая специфика. В зависимости от отраслевой специфики в организации бухгалтерского учета следует обращать внимание на объекты бухгалтерского учета, определяющиеся хозяйственной деятельностью предприятия.
На организацию учета оказывает влияние структура самого предприятия, то есть наличие филиалов, представительств, дочерних предприятий, выделенных на отдельный (самостоятельный) баланс. В этих условиях необходимо организовать учет расчетов с этими подразделениями, составлял сводную консолидированную отчетность.
Коммерческой организации предоставлено право осуществлять внешнеэкономическую деятельность. В этом случае долясен быть организован учет экспортно-импортных и валютных операций.
Кроме производственных подразделений, в организации могут быть непромышленные производства и хозяйства. Их наличие требует разделения учета промышленных и непромышленных хозяйств. Это необходимо для определения себестоимости промышленной продукции и продукции и услуг непромышленных хозяйств, а также для контроля за сметами расходов.
В зависимости от величины компании по-разному организуется структура бухгалтерской службы.
Таким образом, среди основных факторов, влияющих на организацию бухгалтерского учета на том или ином предприятии, можно выделить:
многообразие форм собственности,
отраслевую специфику,
уровень внешнеэкономических связей.
В 1992 году в России была принята правительственная программа по адаптации бухгалтерского учета к системе международных стандартов. За последние годы в бухгалтерском учете и отчетности произошли определенные изменения, связанные с переходом экономики страны на рыночные отношения. Прежде всего, это создание документов (правовые вопросы, методологическая база бухгалтерского учета). Среди основных нормативных актов по методологии: Положение о бухгалтерском учете и отчетности, План счетов, ПБУ 1/98. Все эти документы заложили основу нормативного регулирования бухгалтерского учета. Были введены новые объекты бухгалтерского учета (лизинг, аренда, нематериальные активы). Изменена методология учета многих объектов. Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятиях возложена на руководителя, который получил право привлекать сторонние организации на контрактной основе. Изменения в бухгалтерской отчетности (состав, содержание, адреса) в значительной мере соответствуют международным стандартам. Эти и другие изменения дают основание считать их первым этапом перехода национальной системы бухгалтерского учета к системе, отвечающей требованиям рыночной экономики.
К последующим этапам развития бухгалтерского учета относятся:
Совершенствование правового регулирования бухгалтерского учета.
Разработка отечественных стандартов (положений) по бухгалтерскому учету и отчетности, ориентированные на международные стандарты и в полной мере отвечающие специфике национального учета.
■ Разработка организационной системы бухгалтерского учета, связанной с выделением финансового и управленческого учета.
■ Разработка стратегической системы учета, основанной на гармонизации учета и маркетинга, подготовка и переподготовка бухгалтерских кадров и международное сотрудничество.
Все большее влияние на развитие отечественного бухгалтерского учета оказывает международная практика. Определение основных' тенденций регулирования бухгалтерского учета позволяет прогнозировать направление развития национальной системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и соответствующих требований к ней. Правовое регулирование бухгалтерского учета в нашей стране можно представить в следующем порядке.
уровень. Закон о бухгалтерском учете и иные акты законодательной и исполнительной власти.
уровень. Положения о бухгалтерском учете и отчетности, утвержденные Минфином и другими органами с функциями нормативного регулирования бухгалтерского учета.
уровень. Методические указания и рекомендации Минфина и др. органов (содержат детальные рекомендации по организации учета по соответственным объектам).
уровень. Рабочие инструкции и указания по учету в самих предприятиях и организациях (учетная политика).
Закон о бухгалтерском учете призван определить единые правовые и методологические основы бухгалтерского учета в стране, его организацию, основные направления бухгалтерской деятельности, составление отчетности и состав хозяйствующих субъектов, обязанность вести бухгалтерский учет и составлять отчетность.
Положения по бухгалтерскому учету и отчетности (национальные стандарты) — свод основных правил, устанавливаемых принципы учета определенного объекта (совокупности объектов).
Методические указания и рекомендации по бухгалтерскому учету должны представлять собой свод правил и рекомендаций по порядку учета объектов. Призваны наиболее полно определять правила, в т.ч. отдельные элементы техники ведения учета соответственных объектов (эти инструкции составляются в дополнение к положениям о бухгалтерском учете).
Приведенная система регулирования и организации бухгалтерского учета в РФ является упрощенной, однако она позволяет вычленить то главное, что лежит в основе системы регулирования. До 1992 года в РФ высшей юридической силой по бухгалтерскому учету было положение о бухгалтерском учете и балансах. Регулирование бухгалтерского учета с 1992 года осуществляется на концептуальном уровне и в отношение конкретных учетных методик. Позволяет создать необходимую основу для точной, достоверной информации о деятельности хозяйствующих субъектов и интерпретации информации.
Концептуальные положения: цели и назначение бухгалтерской информации, качественные характеристики, пользователи и потребности, состав и содержание бухгалтерской информации, принципы отчетности. Концептуальные положения наиболее консервативны и наименее всего поддаются изменениям.
Усиление роли государства в регулировании бухгалтерского учета является проявлением тенденции возрастающего значения государственного вмешательства в экономическую жизнь страны.
К нормативной базе бухгалтерского учета относится целый комплекс норм, нормативов и инструктивных документов, на основании которых составляется бизнес-план, ведется начисление в фонды, отчисление налогов и выполняются другие расчеты. К ним относятся правовые, материальные, трудовые, денежные нормативы и нормативы отчислений в фонды и налоги. Каждое юридическое лицо (предприятие) и физическое начинает свою деятельность с вступления в сделки путем заключения договоров на поставку сырья (материалов), оказание услуг, реализацию выпускаемой продукции и на другие виды возникающих взаимоотношений.
ДОГОВОР — соглашение, направленное на установление, изменение или прекращение правоотношений. Договор считается заключенным, когда между сторонами, в требуемой в определенных случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным его условиям. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые признаны существенными законодательством.
Прежде чем приступить к заключению договора, нужно, в первую очередь, убедиться в правоспособности и дееспособности контрагента (другой стороны по договору). Для определения правоспособности организации необходимо ознакомиться с ее учредительными документами (учредительный договор, устав либо положение), свидетельством или решением органа государственной власти о регистрации предприятия. Кроме того, от руководителя требуется документ, подтверждающий его должностное положение (решение собрания учредителей, протокол), а его полномочия проверяются по учредительным документам. Законодательством установлены следующие основные формы договора: простая, письменная и нотариальная. Договоры между организациями заключаются в письменной форме. Все подписанные к исполнению договора должны быть зарегистрированы в регистрационном журнале, с прямым правом доступа к нему главного бухгалтера.