3.3. Организация нормативной базы бухгалтерского учета

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 

Государство в лице законодательной и исполнительной вла­сти в соответствующих законах и иных актах устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, порядок представления и состав­ления сопоставимой и достоверной информации об имуществен­ном положении организации, ее доходах и расходах.

Органы, которые в настоящее время имеют право регулиро­вать бухгалтерский учет: Минфин, ЦБ, Росгосстрахнадзор, в пределах своей компетенции регламентируют единообразный подход к отражению в бухгалтерском учете хозяйственных про­цессов, принципы оценки доходов и расходов, обязанности, права и ответственность (учетного) аппарата, разрабатывают План счетов, инструкцию к нему, нормативные акты и методические указания по отдельным вопросам.

Сочетание государственного регулирования с инициати­вой организации по рационализации и совершенствованию уче­та. Учетный процесс организуется самими предприятиями, ис­ходя из особенностей их деятельности и выбранной учетной политики. Организация несет ответственность за организацию бухгалтерского учета, выполнение законодательства и выпол­нение хозяйственных операций.

Организация бухгалтерского учета должна осуществлять­ся по следующим правилам:

Последовательное повышение роли бухгалтерского учета в обеспечении информационной заинтересованности пользователей для принятия правильных экономических решений: информация о финансовом состоянии, прибы­ли, конкурентоспособности.

Обеспечение информативности и оперативности и анали­тичности, что позволяет выявлять влияние различных факторов, способствовать эффективности производства.

Динамичность организации бухгалтерского учета, совер­шенствование бухгалтерского учета, методологии и тех­ники на основе научной организации труда; оптимиза­ция затрат на ведение бухгалтерского учета.

Использование в бухгалтерском учете общих принципов управления, системный подход, использование ЭВМ, прин­ципов прогнозирования, целевого метода и т.д.

Рассматривая общие методологические правила организации бухгалтерского учета в РФ, следует назвать и систему руковод­ства по бухгалтерскому учету в стране.

Общее руководство методологией и организацией учета осу­ществляет правительство РФ. При этом основным методологи­ческим центром по бухгалтерскому учету в Российской Федера­ции является Министерство финансов Российской Федерации, которое разрабатывает и издает нормативные акты по бухгал­терскому учету и отчетности. Все эти нормативные акты обяза­тельны к исполнению всеми предприятиями, функционирую­щими на территории России.

На основе этих нормативных актов Министерство финансов РФ, Центральный Банк РФ, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, Федеральная служба по надзору за страховой деятельностью и различные ведомства издают отдельные нор­мативные акты.

При разработке нормативных актов Минфин взаимодейству­ет с заинтересованными ведомствами через специально создан­ный при Минфине Методологический совет по бухгалтерскому учету и отчетности, который формируется из представителей государственных органов, академических институтов, предста­вителей различных хозяйствующих субъектов, общественных организаций и ассоциаций бухгалтеров и других специалистов по бухгалтерскому учету.

Основными задачами этого методологического совета явля­ются:

разработка концепций бухгалтерского учета и отчетности в стране,

разработка проектов закона о бухгалтерском учете и от­четности,

разработка национальных бухгалтерских стандартов,

содействие внедрению нормативных актов в учетную прак­тику и обобщение опыта применения этих нормативных актов,

разработка рекомендаций по дальнейшему совершенство­ванию нормативных актов и улучшению бухгалтерского образования.

В законодательном регулировании бухгалтерского учета и отчетности в РФ важная роль отводится и Государственной Думе Российской Федерации, которая разрабатывает и принимает законодательные акты по бухгалтерскому учету. В 1994 году в составе Думы создан экспертный совет по аудиту, бухгалтерс­кому учету и финансовой статистике. Он создан при комитете Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финан­сам. Экспертный совет формируется из специалистов, экспер­тов по бухгалтерскому учету и др.

Экспертный совет занимается разработкой концепций пост­роения законодательства и дает экономическое обоснование этих проектов, проводит экспертизу и дает заключения по этим за­конопроектам.

Большую помощь в работе совета оказывают общественные организации:

ассоциация бухгалтеров и аудиторов РФ,

ассоциация бухгалтеров и аудиторов стран СНГ,

Международный консультативный комитет по бухгалтер­скому учету и аудиту в РФ, который оказывает большую помощь в разработке законодательных актов по бухгал­терскому учету и аудиту в условиях рыночной экономи­ки, содействует в гармонизации отечественных и между­народных стандартов по бухгалтерскому учету и аудиту.

Сами ассоциации бухгалтеров и аудиторов призваны оказы­вать содействие при создании норм профессиональной этики бухгалтеров и аудиторов. Ассоциации оказывают содействие в организации профессиональной подготовки и переподготовки бухгалтерских кадров.

В РФ в 1997 году создан институт профессиональных бух­галтеров, целями которого являются:

■          объединение профессиональных бухгалтеров и обеспече­-
ние с их помощью реформирования бухгалтерского учета

. на предприятиях с использованием новых нормативных актов, повышение престижа профессии,

защита интересов бухгалтеров в органах законодатель­ной и исполнительной власти,

оказание квалифицированной помощи и консультацион­ных услуг по организации бухгалтерского учета, форми­рованию налогооблагаемой базы, новых форм бухгалтер-

ского учета и др.

При общей методологической основе бухгалтерского учета при реорганизации учета на каждом отдельном предприятии учитываются различные факторы, влияющие на организацию бухгалтерского учета в данной организации:

■          формы собственности на средства производства и другое
имущество организации,

В разнообразие видов предпринимательской деятельности,

отраслевая специфика,

структура организации.

Прежде всего нужно отметить, что бухгалтерский учет своей хозяйственной деятельности должны вести все юридические лица не зависимо от организационно-правовой формы (за исключе­нием предприятий, применяющих упрощенную систему нало­гообложения), физические лица, занимающиеся индивиду­альной предпринимательской деятельностью, ведут учет своих доходов и расходов в соответствии с действующим налоговым законодательством.

В соответствии с Гражданским Кодексом Российской Феде­рации юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оператив­ном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом; может от своего имени при­обретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица обязаны иметь самостоятельный баланс.

Коммерческие организации — юридические лица, имеющие основной целью своей деятельности получение прибыли и рас­пределения ее между участниками, некоммерческие организа­ции не имеют основной целью получение прибыли (благотвори­тельные фонды и др.).

Коммерческие юридические лица могут создаваться в форме товариществ, обществ, производственных кооперативов, госу­дарственных и муниципальных предприятий.

Хозяйственные товарищества:

полное;

на вере (коммандитное).

Участники — коммерческие организации или частные лица. Общества: ООО, АО, ОДО — в зависимости от участия одних обществ в других: зависимые и дочерние. Формы некоммерческих организаций:

потребительские организации;

общественные и религиозные;

благотворительные фонды и др.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпри­нимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это слу­жит достижению целей, ради которых они созданы.

Допускается создание объединений коммерческих и неком­мерческих организаций в форме ассоциаций или союзов.

Все юридические лица подлежат государственной регистра­ции. Принципиальным здесь является то, что юридическое лицо считается созданным не с момента принятия решения об обра­зовании юридического лица, а с момента государственной реги­страции. Юридическое лицо действует на основании устава и/ или учредительного договора.

В условиях многообразных форм собственности и различных организационно-правовых форм на предприятиях по-разному формируются финансовые ресурсы. Так, на государственных предприятиях основным источником средств являются средства, полученные от государства; кроме того, такие предприятия для увеличения своего имущества могут использовать прибыть, амор­тизационные отчисления, кредиты банков.

У организаций других форм собственности (негосударствен­ных) источником финансовых ресурсов кроме прибыли, креди­тов банков являются средства, полученные от продажи ценных бумаг, взносы акционеров в АО, паевые взносы учредителей и другие поступления, не противоречащие законодательству.

Все это вызывает особенности бухгалтерского учета форми­рования уставного капитала, расчетов с учредителями, акцио­нерами и инвесторами.

Создание совместных предприятий потребовало переход рос­сийских предприятий на унифицированные стандарты, так как отношения между организациями участием иностранного ка­питала, иностранными инвестициями и его финансовыми кре­диторами существенно меняются с выходом его на международ­ные рынки. В этом случае при организации учета на предприя­тии возникает необходимость удовлетворять информационные запросы не только российских, но и внешних кредиторов за рубежом.

На организацию учета на коммерческих фирмах оказывает влияние и отраслевая специфика. В зависимости от отраслевой специфики в организации бухгалтерского учета следует обра­щать внимание на объекты бухгалтерского учета, определяю­щиеся хозяйственной деятельностью предприятия.

На организацию учета оказывает влияние структура самого предприятия, то есть наличие филиалов, представительств, до­черних предприятий, выделенных на отдельный (самостоятель­ный) баланс. В этих условиях необходимо организовать учет расчетов с этими подразделениями, составлял сводную консо­лидированную отчетность.

Коммерческой организации предоставлено право осуществ­лять внешнеэкономическую деятельность. В этом случае долясен быть организован учет экспортно-импортных и валютных операций.

Кроме производственных подразделений, в организации мо­гут быть непромышленные производства и хозяйства. Их нали­чие требует разделения учета промышленных и непромышлен­ных хозяйств. Это необходимо для определения себестоимости промышленной продукции и продукции и услуг непромышлен­ных хозяйств, а также для контроля за сметами расходов.

В зависимости от величины компании по-разному организу­ется структура бухгалтерской службы.

Таким образом, среди основных факторов, влияющих на орга­низацию бухгалтерского учета на том или ином предприятии, можно выделить:

многообразие форм собственности,

отраслевую специфику,

уровень внешнеэкономических связей.

В 1992 году в России была принята правительственная про­грамма по адаптации бухгалтерского учета к системе междуна­родных стандартов. За последние годы в бухгалтерском учете и отчетности произошли определенные изменения, связанные с переходом экономики страны на рыночные отношения. Прежде всего, это создание документов (правовые вопросы, методологи­ческая база бухгалтерского учета). Среди основных норматив­ных актов по методологии: Положение о бухгалтерском учете и отчетности, План счетов, ПБУ 1/98. Все эти документы зало­жили основу нормативного регулирования бухгалтерского уче­та. Были введены новые объекты бухгалтерского учета (лизинг, аренда, нематериальные активы). Изменена методология учета многих объектов. Ответственность за организацию бухгалтерс­кого учета на предприятиях возложена на руководителя, кото­рый получил право привлекать сторонние организации на кон­трактной основе. Изменения в бухгалтерской отчетности (со­став, содержание, адреса) в значительной мере соответствуют международным стандартам. Эти и другие изменения дают ос­нование считать их первым этапом перехода национальной сис­темы бухгалтерского учета к системе, отвечающей требованиям рыночной экономики.

К последующим этапам развития бухгалтерского учета отно­сятся:

Совершенствование правового регулирования бухгалтер­ского учета.

Разработка отечественных стандартов (положений) по бухгалтерскому учету и отчетности, ориентированные на международные стандарты и в полной мере отвечающие специфике национального учета.

■ Разработка организационной системы бухгалтерского уче­та, связанной с выделением финансового и управленчес­кого учета.

■ Разработка стратегической системы учета, основанной на гармонизации учета и маркетинга, подготовка и перепод­готовка бухгалтерских кадров и международное сотруд­ничество.

Все большее влияние на развитие отечественного бухгалтер­ского учета оказывает международная практика. Определение основных' тенденций регулирования бухгалтерского учета по­зволяет прогнозировать направление развития национальной системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и соответствующих требований к ней. Правовое регулирование бухгалтерского учета в нашей стране можно представить в сле­дующем порядке.

уровень. Закон о бухгалтерском учете и иные акты законо­дательной и исполнительной власти.

уровень. Положения о бухгалтерском учете и отчетности, утвержденные Минфином и другими органами с функциями нормативного регулирования бухгалтерского учета.

уровень. Методические указания и рекомендации Минфи­на и др. органов (содержат детальные рекомендации по органи­зации учета по соответственным объектам).

уровень. Рабочие инструкции и указания по учету в самих предприятиях и организациях (учетная политика).

Закон о бухгалтерском учете призван определить единые правовые и методологические основы бухгалтерского учета в стране, его организацию, основные направления бухгалтерской деятельности, составление отчетности и состав хозяйствующих субъектов, обязанность вести бухгалтерский учет и составлять отчетность.

Положения по бухгалтерскому учету и отчетности (нацио­нальные стандарты) — свод основных правил, устанавливаемых принципы учета определенного объекта (совокупности объек­тов).

Методические указания и рекомендации по бухгалтерскому учету должны представлять собой свод правил и рекомендаций по порядку учета объектов. Призваны наиболее полно определять правила, в т.ч. отдельные элементы техники ведения уче­та соответственных объектов (эти инструкции составляются в дополнение к положениям о бухгалтерском учете).

Приведенная система регулирования и организации бухгал­терского учета в РФ является упрощенной, однако она позволя­ет вычленить то главное, что лежит в основе системы регулиро­вания. До 1992 года в РФ высшей юридической силой по бух­галтерскому учету было положение о бухгалтерском учете и балансах. Регулирование бухгалтерского учета с 1992 года осу­ществляется на концептуальном уровне и в отношение конк­ретных учетных методик. Позволяет создать необходимую ос­нову для точной, достоверной информации о деятельности хо­зяйствующих субъектов и интерпретации информации.

Концептуальные положения: цели и назначение бухгалтерс­кой информации, качественные характеристики, пользователи и потребности, состав и содержание бухгалтерской информа­ции, принципы отчетности. Концептуальные положения наибо­лее консервативны и наименее всего поддаются изменениям.

Усиление роли государства в регулировании бухгалтерского учета является проявлением тенденции возрастающего значе­ния государственного вмешательства в экономическую жизнь страны.

К нормативной базе бухгалтерского учета относится целый комплекс норм, нормативов и инструктивных документов, на основании которых составляется бизнес-план, ведется начисле­ние в фонды, отчисление налогов и выполняются другие расче­ты. К ним относятся правовые, материальные, трудовые, де­нежные нормативы и нормативы отчислений в фонды и налоги. Каждое юридическое лицо (предприятие) и физическое на­чинает свою деятельность с вступления в сделки путем заклю­чения договоров на поставку сырья (материалов), оказание ус­луг, реализацию выпускаемой продукции и на другие виды воз­никающих взаимоотношений.

ДОГОВОР — соглашение, направленное на установление, изменение или прекращение правоотношений. Договор счита­ется заключенным, когда между сторонами, в требуемой в оп­ределенных случаях форме, достигнуто соглашение по всем су­щественным его условиям. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые признаны существенны­ми законодательством.

Прежде чем приступить к заключению договора, нужно, в первую очередь, убедиться в правоспособности и дееспособнос­ти контрагента (другой стороны по договору). Для определения правоспособности организации необходимо ознакомиться с ее учредительными документами (учредительный договор, устав либо положение), свидетельством или решением органа госу­дарственной власти о регистрации предприятия. Кроме того, от руководителя требуется документ, подтверждающий его долж­ностное положение (решение собрания учредителей, протокол), а его полномочия проверяются по учредительным документам. Законодательством установлены следующие основные формы договора: простая, письменная и нотариальная. Договоры меж­ду организациями заключаются в письменной форме. Все под­писанные к исполнению договора должны быть зарегистриро­ваны в регистрационном журнале, с прямым правом доступа к нему главного бухгалтера.

Государство в лице законодательной и исполнительной вла­сти в соответствующих законах и иных актах устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, порядок представления и состав­ления сопоставимой и достоверной информации об имуществен­ном положении организации, ее доходах и расходах.

Органы, которые в настоящее время имеют право регулиро­вать бухгалтерский учет: Минфин, ЦБ, Росгосстрахнадзор, в пределах своей компетенции регламентируют единообразный подход к отражению в бухгалтерском учете хозяйственных про­цессов, принципы оценки доходов и расходов, обязанности, права и ответственность (учетного) аппарата, разрабатывают План счетов, инструкцию к нему, нормативные акты и методические указания по отдельным вопросам.

Сочетание государственного регулирования с инициати­вой организации по рационализации и совершенствованию уче­та. Учетный процесс организуется самими предприятиями, ис­ходя из особенностей их деятельности и выбранной учетной политики. Организация несет ответственность за организацию бухгалтерского учета, выполнение законодательства и выпол­нение хозяйственных операций.

Организация бухгалтерского учета должна осуществлять­ся по следующим правилам:

Последовательное повышение роли бухгалтерского учета в обеспечении информационной заинтересованности пользователей для принятия правильных экономических решений: информация о финансовом состоянии, прибы­ли, конкурентоспособности.

Обеспечение информативности и оперативности и анали­тичности, что позволяет выявлять влияние различных факторов, способствовать эффективности производства.

Динамичность организации бухгалтерского учета, совер­шенствование бухгалтерского учета, методологии и тех­ники на основе научной организации труда; оптимиза­ция затрат на ведение бухгалтерского учета.

Использование в бухгалтерском учете общих принципов управления, системный подход, использование ЭВМ, прин­ципов прогнозирования, целевого метода и т.д.

Рассматривая общие методологические правила организации бухгалтерского учета в РФ, следует назвать и систему руковод­ства по бухгалтерскому учету в стране.

Общее руководство методологией и организацией учета осу­ществляет правительство РФ. При этом основным методологи­ческим центром по бухгалтерскому учету в Российской Федера­ции является Министерство финансов Российской Федерации, которое разрабатывает и издает нормативные акты по бухгал­терскому учету и отчетности. Все эти нормативные акты обяза­тельны к исполнению всеми предприятиями, функционирую­щими на территории России.

На основе этих нормативных актов Министерство финансов РФ, Центральный Банк РФ, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, Федеральная служба по надзору за страховой деятельностью и различные ведомства издают отдельные нор­мативные акты.

При разработке нормативных актов Минфин взаимодейству­ет с заинтересованными ведомствами через специально создан­ный при Минфине Методологический совет по бухгалтерскому учету и отчетности, который формируется из представителей государственных органов, академических институтов, предста­вителей различных хозяйствующих субъектов, общественных организаций и ассоциаций бухгалтеров и других специалистов по бухгалтерскому учету.

Основными задачами этого методологического совета явля­ются:

разработка концепций бухгалтерского учета и отчетности в стране,

разработка проектов закона о бухгалтерском учете и от­четности,

разработка национальных бухгалтерских стандартов,

содействие внедрению нормативных актов в учетную прак­тику и обобщение опыта применения этих нормативных актов,

разработка рекомендаций по дальнейшему совершенство­ванию нормативных актов и улучшению бухгалтерского образования.

В законодательном регулировании бухгалтерского учета и отчетности в РФ важная роль отводится и Государственной Думе Российской Федерации, которая разрабатывает и принимает законодательные акты по бухгалтерскому учету. В 1994 году в составе Думы создан экспертный совет по аудиту, бухгалтерс­кому учету и финансовой статистике. Он создан при комитете Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финан­сам. Экспертный совет формируется из специалистов, экспер­тов по бухгалтерскому учету и др.

Экспертный совет занимается разработкой концепций пост­роения законодательства и дает экономическое обоснование этих проектов, проводит экспертизу и дает заключения по этим за­конопроектам.

Большую помощь в работе совета оказывают общественные организации:

ассоциация бухгалтеров и аудиторов РФ,

ассоциация бухгалтеров и аудиторов стран СНГ,

Международный консультативный комитет по бухгалтер­скому учету и аудиту в РФ, который оказывает большую помощь в разработке законодательных актов по бухгал­терскому учету и аудиту в условиях рыночной экономи­ки, содействует в гармонизации отечественных и между­народных стандартов по бухгалтерскому учету и аудиту.

Сами ассоциации бухгалтеров и аудиторов призваны оказы­вать содействие при создании норм профессиональной этики бухгалтеров и аудиторов. Ассоциации оказывают содействие в организации профессиональной подготовки и переподготовки бухгалтерских кадров.

В РФ в 1997 году создан институт профессиональных бух­галтеров, целями которого являются:

■          объединение профессиональных бухгалтеров и обеспече­-
ние с их помощью реформирования бухгалтерского учета

. на предприятиях с использованием новых нормативных актов, повышение престижа профессии,

защита интересов бухгалтеров в органах законодатель­ной и исполнительной власти,

оказание квалифицированной помощи и консультацион­ных услуг по организации бухгалтерского учета, форми­рованию налогооблагаемой базы, новых форм бухгалтер-

ского учета и др.

При общей методологической основе бухгалтерского учета при реорганизации учета на каждом отдельном предприятии учитываются различные факторы, влияющие на организацию бухгалтерского учета в данной организации:

■          формы собственности на средства производства и другое
имущество организации,

В разнообразие видов предпринимательской деятельности,

отраслевая специфика,

структура организации.

Прежде всего нужно отметить, что бухгалтерский учет своей хозяйственной деятельности должны вести все юридические лица не зависимо от организационно-правовой формы (за исключе­нием предприятий, применяющих упрощенную систему нало­гообложения), физические лица, занимающиеся индивиду­альной предпринимательской деятельностью, ведут учет своих доходов и расходов в соответствии с действующим налоговым законодательством.

В соответствии с Гражданским Кодексом Российской Феде­рации юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оператив­ном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом; может от своего имени при­обретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица обязаны иметь самостоятельный баланс.

Коммерческие организации — юридические лица, имеющие основной целью своей деятельности получение прибыли и рас­пределения ее между участниками, некоммерческие организа­ции не имеют основной целью получение прибыли (благотвори­тельные фонды и др.).

Коммерческие юридические лица могут создаваться в форме товариществ, обществ, производственных кооперативов, госу­дарственных и муниципальных предприятий.

Хозяйственные товарищества:

полное;

на вере (коммандитное).

Участники — коммерческие организации или частные лица. Общества: ООО, АО, ОДО — в зависимости от участия одних обществ в других: зависимые и дочерние. Формы некоммерческих организаций:

потребительские организации;

общественные и религиозные;

благотворительные фонды и др.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпри­нимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это слу­жит достижению целей, ради которых они созданы.

Допускается создание объединений коммерческих и неком­мерческих организаций в форме ассоциаций или союзов.

Все юридические лица подлежат государственной регистра­ции. Принципиальным здесь является то, что юридическое лицо считается созданным не с момента принятия решения об обра­зовании юридического лица, а с момента государственной реги­страции. Юридическое лицо действует на основании устава и/ или учредительного договора.

В условиях многообразных форм собственности и различных организационно-правовых форм на предприятиях по-разному формируются финансовые ресурсы. Так, на государственных предприятиях основным источником средств являются средства, полученные от государства; кроме того, такие предприятия для увеличения своего имущества могут использовать прибыть, амор­тизационные отчисления, кредиты банков.

У организаций других форм собственности (негосударствен­ных) источником финансовых ресурсов кроме прибыли, креди­тов банков являются средства, полученные от продажи ценных бумаг, взносы акционеров в АО, паевые взносы учредителей и другие поступления, не противоречащие законодательству.

Все это вызывает особенности бухгалтерского учета форми­рования уставного капитала, расчетов с учредителями, акцио­нерами и инвесторами.

Создание совместных предприятий потребовало переход рос­сийских предприятий на унифицированные стандарты, так как отношения между организациями участием иностранного ка­питала, иностранными инвестициями и его финансовыми кре­диторами существенно меняются с выходом его на международ­ные рынки. В этом случае при организации учета на предприя­тии возникает необходимость удовлетворять информационные запросы не только российских, но и внешних кредиторов за рубежом.

На организацию учета на коммерческих фирмах оказывает влияние и отраслевая специфика. В зависимости от отраслевой специфики в организации бухгалтерского учета следует обра­щать внимание на объекты бухгалтерского учета, определяю­щиеся хозяйственной деятельностью предприятия.

На организацию учета оказывает влияние структура самого предприятия, то есть наличие филиалов, представительств, до­черних предприятий, выделенных на отдельный (самостоятель­ный) баланс. В этих условиях необходимо организовать учет расчетов с этими подразделениями, составлял сводную консо­лидированную отчетность.

Коммерческой организации предоставлено право осуществ­лять внешнеэкономическую деятельность. В этом случае долясен быть организован учет экспортно-импортных и валютных операций.

Кроме производственных подразделений, в организации мо­гут быть непромышленные производства и хозяйства. Их нали­чие требует разделения учета промышленных и непромышлен­ных хозяйств. Это необходимо для определения себестоимости промышленной продукции и продукции и услуг непромышлен­ных хозяйств, а также для контроля за сметами расходов.

В зависимости от величины компании по-разному организу­ется структура бухгалтерской службы.

Таким образом, среди основных факторов, влияющих на орга­низацию бухгалтерского учета на том или ином предприятии, можно выделить:

многообразие форм собственности,

отраслевую специфику,

уровень внешнеэкономических связей.

В 1992 году в России была принята правительственная про­грамма по адаптации бухгалтерского учета к системе междуна­родных стандартов. За последние годы в бухгалтерском учете и отчетности произошли определенные изменения, связанные с переходом экономики страны на рыночные отношения. Прежде всего, это создание документов (правовые вопросы, методологи­ческая база бухгалтерского учета). Среди основных норматив­ных актов по методологии: Положение о бухгалтерском учете и отчетности, План счетов, ПБУ 1/98. Все эти документы зало­жили основу нормативного регулирования бухгалтерского уче­та. Были введены новые объекты бухгалтерского учета (лизинг, аренда, нематериальные активы). Изменена методология учета многих объектов. Ответственность за организацию бухгалтерс­кого учета на предприятиях возложена на руководителя, кото­рый получил право привлекать сторонние организации на кон­трактной основе. Изменения в бухгалтерской отчетности (со­став, содержание, адреса) в значительной мере соответствуют международным стандартам. Эти и другие изменения дают ос­нование считать их первым этапом перехода национальной сис­темы бухгалтерского учета к системе, отвечающей требованиям рыночной экономики.

К последующим этапам развития бухгалтерского учета отно­сятся:

Совершенствование правового регулирования бухгалтер­ского учета.

Разработка отечественных стандартов (положений) по бухгалтерскому учету и отчетности, ориентированные на международные стандарты и в полной мере отвечающие специфике национального учета.

■ Разработка организационной системы бухгалтерского уче­та, связанной с выделением финансового и управленчес­кого учета.

■ Разработка стратегической системы учета, основанной на гармонизации учета и маркетинга, подготовка и перепод­готовка бухгалтерских кадров и международное сотруд­ничество.

Все большее влияние на развитие отечественного бухгалтер­ского учета оказывает международная практика. Определение основных' тенденций регулирования бухгалтерского учета по­зволяет прогнозировать направление развития национальной системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и соответствующих требований к ней. Правовое регулирование бухгалтерского учета в нашей стране можно представить в сле­дующем порядке.

уровень. Закон о бухгалтерском учете и иные акты законо­дательной и исполнительной власти.

уровень. Положения о бухгалтерском учете и отчетности, утвержденные Минфином и другими органами с функциями нормативного регулирования бухгалтерского учета.

уровень. Методические указания и рекомендации Минфи­на и др. органов (содержат детальные рекомендации по органи­зации учета по соответственным объектам).

уровень. Рабочие инструкции и указания по учету в самих предприятиях и организациях (учетная политика).

Закон о бухгалтерском учете призван определить единые правовые и методологические основы бухгалтерского учета в стране, его организацию, основные направления бухгалтерской деятельности, составление отчетности и состав хозяйствующих субъектов, обязанность вести бухгалтерский учет и составлять отчетность.

Положения по бухгалтерскому учету и отчетности (нацио­нальные стандарты) — свод основных правил, устанавливаемых принципы учета определенного объекта (совокупности объек­тов).

Методические указания и рекомендации по бухгалтерскому учету должны представлять собой свод правил и рекомендаций по порядку учета объектов. Призваны наиболее полно определять правила, в т.ч. отдельные элементы техники ведения уче­та соответственных объектов (эти инструкции составляются в дополнение к положениям о бухгалтерском учете).

Приведенная система регулирования и организации бухгал­терского учета в РФ является упрощенной, однако она позволя­ет вычленить то главное, что лежит в основе системы регулиро­вания. До 1992 года в РФ высшей юридической силой по бух­галтерскому учету было положение о бухгалтерском учете и балансах. Регулирование бухгалтерского учета с 1992 года осу­ществляется на концептуальном уровне и в отношение конк­ретных учетных методик. Позволяет создать необходимую ос­нову для точной, достоверной информации о деятельности хо­зяйствующих субъектов и интерпретации информации.

Концептуальные положения: цели и назначение бухгалтерс­кой информации, качественные характеристики, пользователи и потребности, состав и содержание бухгалтерской информа­ции, принципы отчетности. Концептуальные положения наибо­лее консервативны и наименее всего поддаются изменениям.

Усиление роли государства в регулировании бухгалтерского учета является проявлением тенденции возрастающего значе­ния государственного вмешательства в экономическую жизнь страны.

К нормативной базе бухгалтерского учета относится целый комплекс норм, нормативов и инструктивных документов, на основании которых составляется бизнес-план, ведется начисле­ние в фонды, отчисление налогов и выполняются другие расче­ты. К ним относятся правовые, материальные, трудовые, де­нежные нормативы и нормативы отчислений в фонды и налоги. Каждое юридическое лицо (предприятие) и физическое на­чинает свою деятельность с вступления в сделки путем заклю­чения договоров на поставку сырья (материалов), оказание ус­луг, реализацию выпускаемой продукции и на другие виды воз­никающих взаимоотношений.

ДОГОВОР — соглашение, направленное на установление, изменение или прекращение правоотношений. Договор счита­ется заключенным, когда между сторонами, в требуемой в оп­ределенных случаях форме, достигнуто соглашение по всем су­щественным его условиям. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые признаны существенны­ми законодательством.

Прежде чем приступить к заключению договора, нужно, в первую очередь, убедиться в правоспособности и дееспособнос­ти контрагента (другой стороны по договору). Для определения правоспособности организации необходимо ознакомиться с ее учредительными документами (учредительный договор, устав либо положение), свидетельством или решением органа госу­дарственной власти о регистрации предприятия. Кроме того, от руководителя требуется документ, подтверждающий его долж­ностное положение (решение собрания учредителей, протокол), а его полномочия проверяются по учредительным документам. Законодательством установлены следующие основные формы договора: простая, письменная и нотариальная. Договоры меж­ду организациями заключаются в письменной форме. Все под­писанные к исполнению договора должны быть зарегистриро­ваны в регистрационном журнале, с прямым правом доступа к нему главного бухгалтера.