ОБЪЕКТ В СИСТЕМЕ СУБЪЕКТА

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 

 

(Особенности взаимодействия субъекта и объекта)

 

Чтобы осмыслить сущность изучаемого процесса, субъект позна­ния должен представить его в некоторой системе понятий. В сознании каждого человека знание о мире представляется в виде собственной со­держательной системы понятий, имеющей свою структуру. Однако су­ществующий вне человеческого сознания объект также имеет свою си­нему взаимосвязи элементов. Понимание сущности объекта предполагает, что субъект должен выявить всю систему взаимосвязи его элементов; такое понимание возможно лишь в системе понятий самого субъекта. Поэтому следует различать систему связей элементов объекта, существующего независимо от сознания познающего субъекта, с одной стороны, а с другой — ту систему понятий, которая воспроизво­дится познающим субъектом. Когда мы говорим, что сознание отража­ет бытие и определяется им, то под этим понимаем не прямой перенос из объективной реальности в сознание всех процессов, а прежде всего основных законов развития объективного мира, по которым, развива­ется и сознание. Иначе не может быть, если учесть, что сознание есть часть этой объективной реальности и природы в целом. Сознание дей­ствует по тем же самым законам, что и вся природа. Поэтому его со­держание выступает как отражение объективной реальности в ее сис­темности. Однако взаимодействие этих двух систем может быть неа­декватным: выработанная субъектом на основе собственных представ­лений система взаимосвязи элементов своего знания может не отра­жать существующие взаимосвязи между элементами системы предме­тов и явлений объективно существующего мира. Почему же это про­исходит?

Дело в том, что система связей объективного мира в сознании че­ловека существует не сама по себе, а только в некоторой своей, при­сущей сознанию системе взаимосвязи. Но в зависимости от того, в ка­кую систему связи в мышлении будет включено данное событие (яв­ление, процесс и т. д.), таким оно и будет представляться как имеющее свое самостоятельное значение. Это означает, что субъективный спо­соб понимания, трактовки данного явления, безусловно в какой-то ме­ре отражающий объективную связь, имеет свое собственное происхож­дение, и в этом плане субъективно. Точно так же как в мире все вза­имосвязано и любое явление находит свое содержание только в этой си­стеме взаимосвязи, так и в сознании человека все находится во взаи­мосвязи, и любое явление объективного мира, попадая в сознание, че­ловека приобретает содержание только в этой системе взаимосвязи. Другое дело, что это содержание может быть не верным. Но не менее интересным является и то, каким образом оно, это субъективное зна­ние, становится верным, об этом мы будем говорить дальше.

Понимание, трактовка данного явления означает по сути дела, что данное явление включено в какую-то систему взглядов, и благода­ря чему приобрело содержательное значение. Трактовка данного явле­ния, его понимание есть включение данного явления в более широкую систему взглядов, в другую систему отношений или взаимосвязи мыс­ленных явлений или иначе говоря в более широкую концепцию.

Например, если мы попали на необитаемый остров и вдруг увиде­ли что-то движущееся на горизонте, то мы сразу же определяем его как одушевленное существо, т. е. включили в предельно широкую концепцию — одушевленное существо, важнейшей характеристикой ко­торого является движение. Это трактовка данного явления, его пони­мание, основанное на некоторой общей системе взглядов, или концеп­ции. Эта концепция по отношению к новому явлению выступает как идея, на основе которой и строится отношение с данным явлением. Идея является центральным звеном всего комплекса системы пред­ставлений и отражает основную связь, основной закон взаимосвязи не­которой совокупности явлений. И хотя само понятие идеи намного ши­ре и глубже понятия концепции, тем не менее сущностью любой кон­цепции как выработки некоторой общей идеи остается неизменной и здесь. Человек всегда в любой момент времени должен иметь некото­рое концептуальное представление о характере и системе взаимосвязи некоторой совокупности явлений.

Представление идеи как основного закона, характера системы взаимосвязи, подчеркивает то положение, что любая система взаимо­связи имеет свою специфику, свой характер, несмотря на то, что об­разование этой системы взаимосвязи происходит по одним и тем же законам. Каждая система уникальна, уникальна в том смысле, что каждая из них имеет свой характер, свою специфику. Это определено в свою очередь тем, что каждая из них решает свою задачу и только ей подчиняет всю структуру своих элементов. Так же как субъект по отношению к объекту оказывается уникальным явлением имеющим свою собственную систему связи, так и объект имеет свою собственную уникальную систему взаимосвязи, выраженную понятием идеи.

Таким образом, концепция — это выражение сущности и харак­тера взаимосвязи явлений. Но для того, чтобы выразить эту сущность в концепции необходимо ее выявить, понять, определить. Субъект должен определить сущность, чтобы выработать концепцию. Но если в понятии концепции включается понятие сущности, то в понятие сущности, концепция не включается. Последнее понятие шире и дру­гое, чем понятие сущности, которая включает в себя не только понятие сущности, но и понятие системности, взаимосвязь и самое главное их движение. Сущность данной взаимосвязи явления можно определить только в процессе ее развития, в процессе ее самодвижения. Только в этом случае она проявляет себя и только таким образом себя выража­ет. Ибо если бы сущность не развивалась, не изменялась, нельзя было бы о ней ничего узнать, она не проявляла бы себя, ее просто не было бы.

Принцип всеобщности взаимосвязи является основным и в случае определения системы взаимосвязи совокупности явлений для определения и выработки концептуальных положений. Но вполне понятно, что только указав на всеобщность связи явлений мы не решим пробле­му характера взаимодействия. Каждый раз необходимо указывать свою специфическую для данного случая взаимосвязь, ту взаимосвязь, которая определяет сущность данного явления как некоторого систем­ного образования.

Такой связью является причинно-следственная зависимость явле­ний, благодаря которой субъект может определить траекторию движе­ния интересующего его явления.

 

 

(Особенности взаимодействия субъекта и объекта)

 

Чтобы осмыслить сущность изучаемого процесса, субъект позна­ния должен представить его в некоторой системе понятий. В сознании каждого человека знание о мире представляется в виде собственной со­держательной системы понятий, имеющей свою структуру. Однако су­ществующий вне человеческого сознания объект также имеет свою си­нему взаимосвязи элементов. Понимание сущности объекта предполагает, что субъект должен выявить всю систему взаимосвязи его элементов; такое понимание возможно лишь в системе понятий самого субъекта. Поэтому следует различать систему связей элементов объекта, существующего независимо от сознания познающего субъекта, с одной стороны, а с другой — ту систему понятий, которая воспроизво­дится познающим субъектом. Когда мы говорим, что сознание отража­ет бытие и определяется им, то под этим понимаем не прямой перенос из объективной реальности в сознание всех процессов, а прежде всего основных законов развития объективного мира, по которым, развива­ется и сознание. Иначе не может быть, если учесть, что сознание есть часть этой объективной реальности и природы в целом. Сознание дей­ствует по тем же самым законам, что и вся природа. Поэтому его со­держание выступает как отражение объективной реальности в ее сис­темности. Однако взаимодействие этих двух систем может быть неа­декватным: выработанная субъектом на основе собственных представ­лений система взаимосвязи элементов своего знания может не отра­жать существующие взаимосвязи между элементами системы предме­тов и явлений объективно существующего мира. Почему же это про­исходит?

Дело в том, что система связей объективного мира в сознании че­ловека существует не сама по себе, а только в некоторой своей, при­сущей сознанию системе взаимосвязи. Но в зависимости от того, в ка­кую систему связи в мышлении будет включено данное событие (яв­ление, процесс и т. д.), таким оно и будет представляться как имеющее свое самостоятельное значение. Это означает, что субъективный спо­соб понимания, трактовки данного явления, безусловно в какой-то ме­ре отражающий объективную связь, имеет свое собственное происхож­дение, и в этом плане субъективно. Точно так же как в мире все вза­имосвязано и любое явление находит свое содержание только в этой си­стеме взаимосвязи, так и в сознании человека все находится во взаи­мосвязи, и любое явление объективного мира, попадая в сознание, че­ловека приобретает содержание только в этой системе взаимосвязи. Другое дело, что это содержание может быть не верным. Но не менее интересным является и то, каким образом оно, это субъективное зна­ние, становится верным, об этом мы будем говорить дальше.

Понимание, трактовка данного явления означает по сути дела, что данное явление включено в какую-то систему взглядов, и благода­ря чему приобрело содержательное значение. Трактовка данного явле­ния, его понимание есть включение данного явления в более широкую систему взглядов, в другую систему отношений или взаимосвязи мыс­ленных явлений или иначе говоря в более широкую концепцию.

Например, если мы попали на необитаемый остров и вдруг увиде­ли что-то движущееся на горизонте, то мы сразу же определяем его как одушевленное существо, т. е. включили в предельно широкую концепцию — одушевленное существо, важнейшей характеристикой ко­торого является движение. Это трактовка данного явления, его пони­мание, основанное на некоторой общей системе взглядов, или концеп­ции. Эта концепция по отношению к новому явлению выступает как идея, на основе которой и строится отношение с данным явлением. Идея является центральным звеном всего комплекса системы пред­ставлений и отражает основную связь, основной закон взаимосвязи не­которой совокупности явлений. И хотя само понятие идеи намного ши­ре и глубже понятия концепции, тем не менее сущностью любой кон­цепции как выработки некоторой общей идеи остается неизменной и здесь. Человек всегда в любой момент времени должен иметь некото­рое концептуальное представление о характере и системе взаимосвязи некоторой совокупности явлений.

Представление идеи как основного закона, характера системы взаимосвязи, подчеркивает то положение, что любая система взаимо­связи имеет свою специфику, свой характер, несмотря на то, что об­разование этой системы взаимосвязи происходит по одним и тем же законам. Каждая система уникальна, уникальна в том смысле, что каждая из них имеет свой характер, свою специфику. Это определено в свою очередь тем, что каждая из них решает свою задачу и только ей подчиняет всю структуру своих элементов. Так же как субъект по отношению к объекту оказывается уникальным явлением имеющим свою собственную систему связи, так и объект имеет свою собственную уникальную систему взаимосвязи, выраженную понятием идеи.

Таким образом, концепция — это выражение сущности и харак­тера взаимосвязи явлений. Но для того, чтобы выразить эту сущность в концепции необходимо ее выявить, понять, определить. Субъект должен определить сущность, чтобы выработать концепцию. Но если в понятии концепции включается понятие сущности, то в понятие сущности, концепция не включается. Последнее понятие шире и дру­гое, чем понятие сущности, которая включает в себя не только понятие сущности, но и понятие системности, взаимосвязь и самое главное их движение. Сущность данной взаимосвязи явления можно определить только в процессе ее развития, в процессе ее самодвижения. Только в этом случае она проявляет себя и только таким образом себя выража­ет. Ибо если бы сущность не развивалась, не изменялась, нельзя было бы о ней ничего узнать, она не проявляла бы себя, ее просто не было бы.

Принцип всеобщности взаимосвязи является основным и в случае определения системы взаимосвязи совокупности явлений для определения и выработки концептуальных положений. Но вполне понятно, что только указав на всеобщность связи явлений мы не решим пробле­му характера взаимодействия. Каждый раз необходимо указывать свою специфическую для данного случая взаимосвязь, ту взаимосвязь, которая определяет сущность данного явления как некоторого систем­ного образования.

Такой связью является причинно-следственная зависимость явле­ний, благодаря которой субъект может определить траекторию движе­ния интересующего его явления.