ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ И ОТЛИЧИЕ ЗНАКОВ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 

 

В практической деятельности человека всегда возникала необхо­димость отличия вопросительного предложения от других видов пред­ложений. Это делалось для того, чтобы соответственным образом оп­ределить свое поведение и свою ответную реакцию. Отличие это было необходимо еще и потому, что в процессе развития разговорной речи, происходило постоянное извращение вопроса, как вопросительной формы. Так, нередко утвердительное предложение по форме, по свое­му содержанию фактически выступало вопросительным, и наоборот, вопросительное предложение по форме, по существу было утвердительным предложением и не требовало никакого ответа, например, ри­торические вопросы.

Первым указателем на вопросительную форму предложения яв­ляется интонация, когда специальным произношением указывалось, что оно требует ответа. Возможно интонация сохранилась еще с тех времен, когда люди имели ограниченный словарный запас, больше по­ходивший на специальный звуковой ряд. Но тем не менее, тогда уже появилась потребность различать вопросительные и утвердительные предложения. Во всяком случае и сейчас у первобытных племен, не имеющих речи, вопросительные интонации существуют.

Вторая форма - это указание на вопросительное предложение вопро­сительным словом или словами: кто, где, когда, почему и т.д. Эти вопроси­тельные слова появились по всей видимости в тот период, когда возникла разговорная речь. Одной интонации же не хватало, требовалось более точ­ное определение и указание вопросительных предложений. Многообраз­ная практическая деятельность человека нашла свое отражение в разви­тии человеческой речи, и в частности, в определении типов и классифика­ции вопросительных предложений и в вопросительных словах. Каждое из этих вопросительных слов отражает определенное отношение к объектив­ной реальности в процессе практической деятельности.

Третья форма - указание вопроса это вопросительный знак (?). По всей видимости он был изобретен во времена письменной речи, когда ни интонацией, ни вопросительными словами (в ряде и довольно большом, случае) нельзя было указать, что это вопросительное, а не восклицательное, не утвердительное и пр. предложение. Например, "Идет дождь?". Это предложение без вопросительного знака можно принять за утвердительное предложение, что соответственно меняет и смысл предложения.

Четвертая форма указывающая, что данное предложение вопро­сительное, является его контекстуальное определение. В ходе письмен­ного или устного диалога все предыдущие предложения построены та­ким образом, что к ключевой фразе, они подводят как к вопросительной без указания (формального) вопросительного предложения. Нередко это делается и тогда, когда вопрос представляет собой не одно какое-то предложение, а целый ряд предложений, рассуждений и концептуально устанавливается вопросительный ряд предложений. Естественно, что ни вопросительными словами, ни вопросительным знаком здесь не обойдешься. Спасает только интонация при разговорной речи или кон­текст письменной речи.

Кроме того используют специальный порядок слов как в устной, так и в письменной речи, который указывает на вопросительную фор­му предложения. Как правило, этот порядок слов, а именно то, что он вопросительный, также определяется контекстом разговора или пись­менной речи. Например: «Если ты не возражаешь, мы пойдем завтра в кино». Без указательного вопросительного знака это предложение можно принять и за вопросительное, и за утвердительное, и проси­тельное. И только из контекста речи, это предложение звучит как воп­росительное.

Нередко для усиления указания, что данное предложение являет­ся вопросительным, используются одновременно два-три знака. Так употребляется вопросительная интонация и вопросительные слова в разговорной речи. В письменной речи нередко используются одновре­менно и знак вопроса, и вопросительные слова. Кроме того, может ис­пользоваться и специальное расположение слов.

Употребление различных форм указания вопросительного пред­ложения является следствием обогащения языка в ходе усложняющей­ся целесообразной практической деятельности, потребности в точном и адекватном выражении интересов спрашивающего и соответствен­ным образом и точного определения поведения отвечающего. И тем не менее не всегда в ходе практической деятельности, даже сегодня, при такой разветвленной системе вопросных указателей, можно достаточ­но точно определить, что это предложение является вопросом. Прак­тика и формы общения настолько оказываются многообразными, что нередко они не могут быть уложены в прокрустово ложе установлен­ных форм общения, в том числе и вопроса. Например, нет указателя на то, чтобы четко определить состояние, когда это еще не утвержде­ние, но уже и не вопрос. Или же как четко определить, что данное предложение одновременно является и вопросом, и утверждением. И таких пограничных и переходных форм в человеческом общении до­вольно много и возникают они постоянно.

И хотя мы говорили о том, что предложение может быть или воп­росительным, как концептуальное знание, которое требуется прове­рить, или утвердительным, что означает, что оно четко проверено и определено как положительное знание, тем не менее постоянно возни­кают ситуации, когда оно одновременно и вопросительное и не вопро­сительное, когда одновременно и утвердительное и не утвердительное предложение или когда оно настолько вопросительное, что ставят даже два или три вопросительных знака, или употребляют два вопроситель­ных слова: «Что, что...?», «Где, где...?» и др. Или имеется настолько слабая форма вопросительного предложения, что и не знаешь ставить ли или не ставить вопросительный знак или вопросительное слово. Не случайно иногда в разговорной речи собеседник спрашивает, ты зада­ешь вопрос или нет, т. е. отвечать ему или не отвечать, и сам с неко­торым сомнением все-таки склоняешься, что это вопрос или не вопрос. Есть вопросы близкие к восклицанию или же одновременно это и воп­рос, и восклицание, например: «Как ты сегодня опять идешь в кино?!» Что это вопрос или восклицание, чего здесь больше и на что отвечать, как отвечать, какую давать информацию в ответ и нужен ли ответ во­обще?

Как правило, это устанавливается контекстом разговора, а то и вообще остается не установленным. Еще раз можно повторить, что жизнь слишком многообразна и бесконечны ситуации, в которых не всегда удобно пользоваться имеющимися формами указания вопроси­тельного предложения. Поэтому изобретаются новые, употребляются различные сочетания имеющихся знаков и процесс этот бесконечен. Во всяком случае, имеющиеся знаки указания, не конечные и возмож­но человечество изобретет еще такие знаки, которые сейчас находятся в стадии зарождения и апробации.

Знаковую роль играют и отдельные частицы и сами слова, чтобы показать то или иное направление мысли при анализе объективной ре­альности. Так, содержание вопросительного предложения и прежде всего в определении, что же необходимо выяснить, т. е. в обозначении вопросительной части вопроса, употребляются специальные частицы, например, «ли». В разговорной речи вопросительная часть вопроса, или вопросительное слово, как правило, определяется контекстом об­щения, хотя и здесь имеются определенные трудности. В письменной речи и особенно в различных искусственных языках это указание не­обходимо поскольку нет контекста общения. Так, например, подстав­ляя к различным словам частицу «ли», мы меняем ударение и тем са­мым содержание вопроса, меняем предмет вопроса, т. е. то, что мы должны узнать: «Колумб ли открыл Америку?», «Колумб открыл ли Америку?», «Колумб открыл Америку ли?». Понятно, что в зависимо­сти от определения вопросительного слова, т. е. предмета вопроса, ме­няется и содержание ответа, и его поиск, и вся процедура нахождения правильного ответа. В первом случае мы будем искать имя, во втором случае будем искать подтверждения, что он открыл, в третьем, ста­раться доказать, что открыта именно Америка.

Насколько это важно не надо доказывать, но нередко этим пре­небрегают в формулировании вопроса, например, в социологических вопросах и тем самым меняют или вернее, оставляют без определения содержание вопросительного предложения, вернее оставляя его на усмотрение респондентов, но в этом случае может происходить разночте­ние с исследователем.

Определение вопросительного слова может происходить различ­ными способами, различными знаками, но каждый раз это определя­ется содержанием самого вопроса.

Знаковое выражение вопроса, т. е. указание, что это вопрос, что необходимо отвечать, есть первая информация, которую передает спрашивающий, отвечающему. Это звучит как бы так: «Я прошу от­вета».

Как и любая другая информация, она может быть полной и не­полной, понятной и непонятной, оперативной и не оперативной и пр., т. е. все то, что определяет ее как информацию. Различная знаковая система указания, что это вопрос, выработана в процессе определения того, что не только надо ответить на вопрос, но и как отвечать на воп­рос, и по форме, и по содержанию. Требует ли вопрос полного или краткого ответа, требует ли вопрос развернутого ответа или можно ог­раничиться только указанием ответа, необходимо отвечать сразу же или можно обдумать ответ и т. д.

Знаки указания вопроса — это как бы дорожные знаки при дви­жении мысли. Куда можно ехать, а куда нельзя, где повернуть, где ос­тановиться, какую скорость держать и пр. Это оказывается очень сложной и разветвленной указательной системой, без которой невоз­можно никакое движение мысли. Если будем двигаться без этой ука­зательной системы, то рискуем или заехать не туда или потерпеть ка­тастрофу. Знаки выводят отвечающего на нужный путь из лабиринта возможных входов и выходов без которых можно легко запутаться.

Знаковая система вопроса еще не получила достаточного изуче­ния. Не вдаваясь сейчас глубоко в эту проблему, она заслуживает бо­лее внимательного отношения, тем не менее, имеет смысл остановить­ся на таком важном для нашего исследования моменте, а именно, воп­рос, как указание этапов познания. Иначе говоря, здесь уже сам воп­рос выступает как знаковая система.

 

 

В практической деятельности человека всегда возникала необхо­димость отличия вопросительного предложения от других видов пред­ложений. Это делалось для того, чтобы соответственным образом оп­ределить свое поведение и свою ответную реакцию. Отличие это было необходимо еще и потому, что в процессе развития разговорной речи, происходило постоянное извращение вопроса, как вопросительной формы. Так, нередко утвердительное предложение по форме, по свое­му содержанию фактически выступало вопросительным, и наоборот, вопросительное предложение по форме, по существу было утвердительным предложением и не требовало никакого ответа, например, ри­торические вопросы.

Первым указателем на вопросительную форму предложения яв­ляется интонация, когда специальным произношением указывалось, что оно требует ответа. Возможно интонация сохранилась еще с тех времен, когда люди имели ограниченный словарный запас, больше по­ходивший на специальный звуковой ряд. Но тем не менее, тогда уже появилась потребность различать вопросительные и утвердительные предложения. Во всяком случае и сейчас у первобытных племен, не имеющих речи, вопросительные интонации существуют.

Вторая форма - это указание на вопросительное предложение вопро­сительным словом или словами: кто, где, когда, почему и т.д. Эти вопроси­тельные слова появились по всей видимости в тот период, когда возникла разговорная речь. Одной интонации же не хватало, требовалось более точ­ное определение и указание вопросительных предложений. Многообраз­ная практическая деятельность человека нашла свое отражение в разви­тии человеческой речи, и в частности, в определении типов и классифика­ции вопросительных предложений и в вопросительных словах. Каждое из этих вопросительных слов отражает определенное отношение к объектив­ной реальности в процессе практической деятельности.

Третья форма - указание вопроса это вопросительный знак (?). По всей видимости он был изобретен во времена письменной речи, когда ни интонацией, ни вопросительными словами (в ряде и довольно большом, случае) нельзя было указать, что это вопросительное, а не восклицательное, не утвердительное и пр. предложение. Например, "Идет дождь?". Это предложение без вопросительного знака можно принять за утвердительное предложение, что соответственно меняет и смысл предложения.

Четвертая форма указывающая, что данное предложение вопро­сительное, является его контекстуальное определение. В ходе письмен­ного или устного диалога все предыдущие предложения построены та­ким образом, что к ключевой фразе, они подводят как к вопросительной без указания (формального) вопросительного предложения. Нередко это делается и тогда, когда вопрос представляет собой не одно какое-то предложение, а целый ряд предложений, рассуждений и концептуально устанавливается вопросительный ряд предложений. Естественно, что ни вопросительными словами, ни вопросительным знаком здесь не обойдешься. Спасает только интонация при разговорной речи или кон­текст письменной речи.

Кроме того используют специальный порядок слов как в устной, так и в письменной речи, который указывает на вопросительную фор­му предложения. Как правило, этот порядок слов, а именно то, что он вопросительный, также определяется контекстом разговора или пись­менной речи. Например: «Если ты не возражаешь, мы пойдем завтра в кино». Без указательного вопросительного знака это предложение можно принять и за вопросительное, и за утвердительное, и проси­тельное. И только из контекста речи, это предложение звучит как воп­росительное.

Нередко для усиления указания, что данное предложение являет­ся вопросительным, используются одновременно два-три знака. Так употребляется вопросительная интонация и вопросительные слова в разговорной речи. В письменной речи нередко используются одновре­менно и знак вопроса, и вопросительные слова. Кроме того, может ис­пользоваться и специальное расположение слов.

Употребление различных форм указания вопросительного пред­ложения является следствием обогащения языка в ходе усложняющей­ся целесообразной практической деятельности, потребности в точном и адекватном выражении интересов спрашивающего и соответствен­ным образом и точного определения поведения отвечающего. И тем не менее не всегда в ходе практической деятельности, даже сегодня, при такой разветвленной системе вопросных указателей, можно достаточ­но точно определить, что это предложение является вопросом. Прак­тика и формы общения настолько оказываются многообразными, что нередко они не могут быть уложены в прокрустово ложе установлен­ных форм общения, в том числе и вопроса. Например, нет указателя на то, чтобы четко определить состояние, когда это еще не утвержде­ние, но уже и не вопрос. Или же как четко определить, что данное предложение одновременно является и вопросом, и утверждением. И таких пограничных и переходных форм в человеческом общении до­вольно много и возникают они постоянно.

И хотя мы говорили о том, что предложение может быть или воп­росительным, как концептуальное знание, которое требуется прове­рить, или утвердительным, что означает, что оно четко проверено и определено как положительное знание, тем не менее постоянно возни­кают ситуации, когда оно одновременно и вопросительное и не вопро­сительное, когда одновременно и утвердительное и не утвердительное предложение или когда оно настолько вопросительное, что ставят даже два или три вопросительных знака, или употребляют два вопроситель­ных слова: «Что, что...?», «Где, где...?» и др. Или имеется настолько слабая форма вопросительного предложения, что и не знаешь ставить ли или не ставить вопросительный знак или вопросительное слово. Не случайно иногда в разговорной речи собеседник спрашивает, ты зада­ешь вопрос или нет, т. е. отвечать ему или не отвечать, и сам с неко­торым сомнением все-таки склоняешься, что это вопрос или не вопрос. Есть вопросы близкие к восклицанию или же одновременно это и воп­рос, и восклицание, например: «Как ты сегодня опять идешь в кино?!» Что это вопрос или восклицание, чего здесь больше и на что отвечать, как отвечать, какую давать информацию в ответ и нужен ли ответ во­обще?

Как правило, это устанавливается контекстом разговора, а то и вообще остается не установленным. Еще раз можно повторить, что жизнь слишком многообразна и бесконечны ситуации, в которых не всегда удобно пользоваться имеющимися формами указания вопроси­тельного предложения. Поэтому изобретаются новые, употребляются различные сочетания имеющихся знаков и процесс этот бесконечен. Во всяком случае, имеющиеся знаки указания, не конечные и возмож­но человечество изобретет еще такие знаки, которые сейчас находятся в стадии зарождения и апробации.

Знаковую роль играют и отдельные частицы и сами слова, чтобы показать то или иное направление мысли при анализе объективной ре­альности. Так, содержание вопросительного предложения и прежде всего в определении, что же необходимо выяснить, т. е. в обозначении вопросительной части вопроса, употребляются специальные частицы, например, «ли». В разговорной речи вопросительная часть вопроса, или вопросительное слово, как правило, определяется контекстом об­щения, хотя и здесь имеются определенные трудности. В письменной речи и особенно в различных искусственных языках это указание не­обходимо поскольку нет контекста общения. Так, например, подстав­ляя к различным словам частицу «ли», мы меняем ударение и тем са­мым содержание вопроса, меняем предмет вопроса, т. е. то, что мы должны узнать: «Колумб ли открыл Америку?», «Колумб открыл ли Америку?», «Колумб открыл Америку ли?». Понятно, что в зависимо­сти от определения вопросительного слова, т. е. предмета вопроса, ме­няется и содержание ответа, и его поиск, и вся процедура нахождения правильного ответа. В первом случае мы будем искать имя, во втором случае будем искать подтверждения, что он открыл, в третьем, ста­раться доказать, что открыта именно Америка.

Насколько это важно не надо доказывать, но нередко этим пре­небрегают в формулировании вопроса, например, в социологических вопросах и тем самым меняют или вернее, оставляют без определения содержание вопросительного предложения, вернее оставляя его на усмотрение респондентов, но в этом случае может происходить разночте­ние с исследователем.

Определение вопросительного слова может происходить различ­ными способами, различными знаками, но каждый раз это определя­ется содержанием самого вопроса.

Знаковое выражение вопроса, т. е. указание, что это вопрос, что необходимо отвечать, есть первая информация, которую передает спрашивающий, отвечающему. Это звучит как бы так: «Я прошу от­вета».

Как и любая другая информация, она может быть полной и не­полной, понятной и непонятной, оперативной и не оперативной и пр., т. е. все то, что определяет ее как информацию. Различная знаковая система указания, что это вопрос, выработана в процессе определения того, что не только надо ответить на вопрос, но и как отвечать на воп­рос, и по форме, и по содержанию. Требует ли вопрос полного или краткого ответа, требует ли вопрос развернутого ответа или можно ог­раничиться только указанием ответа, необходимо отвечать сразу же или можно обдумать ответ и т. д.

Знаки указания вопроса — это как бы дорожные знаки при дви­жении мысли. Куда можно ехать, а куда нельзя, где повернуть, где ос­тановиться, какую скорость держать и пр. Это оказывается очень сложной и разветвленной указательной системой, без которой невоз­можно никакое движение мысли. Если будем двигаться без этой ука­зательной системы, то рискуем или заехать не туда или потерпеть ка­тастрофу. Знаки выводят отвечающего на нужный путь из лабиринта возможных входов и выходов без которых можно легко запутаться.

Знаковая система вопроса еще не получила достаточного изуче­ния. Не вдаваясь сейчас глубоко в эту проблему, она заслуживает бо­лее внимательного отношения, тем не менее, имеет смысл остановить­ся на таком важном для нашего исследования моменте, а именно, воп­рос, как указание этапов познания. Иначе говоря, здесь уже сам воп­рос выступает как знаковая система.