ГИПОТЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА ПОСТРОЕНИЯ МИРА

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 

 

(Концептуальное знание как форма отражения объективного мира и форма построения отношения с ним)

 

Концептуальное знание в одно и то же время служит и формой отражения объективного мира, и формой построения отношения с ним. Вполне правомерно отметить первичность отражения и вторичность процесса построения отношений с объективным миром, ибо только су­мев определенным образом отразить, воспринять объективный мир, субъект может затем построить соответствующим образом свои отноше­ния с ним.

Однако, это непрерывный процесс познания, освоение, понима­ние, отражение объективного мира в сознании человека может быть осуществлено лишь на основе прошлого опыта, определенного концеп­туального знания. Все это по существу не дает оснований говорить о первичности одного и вторичности другого, и такое деление возможно, как условный прием в процессе познания.

И тем не менее, все же начнем именно с отражения субъектом объективного мира, в частном выражении объекта. Концептуальное знание - та единственно возможная и единственно существующая фор­ма отражения субъектом в своем сознании объективного мира. Это по­зволяет отразить его таким, каким он является на самом деле, воспри­нять мир быстро текущим и изменчивым, разнообразным в своем выра­жении, установить всевозможные связи, законы функционирования и развития и т.д. В результате можно построить некоторую новую систе­му взглядов, или концептуальное знание.

Затем силой своего разума на основе прошлого концептуального зна­ния субъект познания создает некоторое общее представление изучаемого процесса - причем независимо от того, что перед ним: весь ли мир в целом или лишь его бесконечно малая часть в виде какого-либо явления, такое представление должно быть целостным, всесторонним, с выявлением ос­новных причин возникновения данного явления, его развития и т.д. Иначе говоря, в обязательном порядке осуществляется субъективное концепту­альное отражение объективного мира или какой-то его части.

Аналогичным образом строятся и отношения субъекта с объектом. Выработанное на основе познания законов концептуальное знание, представление об исследуемом объекте (или мире в целом) выступает одновременно и системой построения отношений с данным объектом. Построить отношения с объективным миром - это прежде всего опреде­лить стратегию и тактику действий, целенаправленной и целесообраз­ной деятельности по отношению к объекту (и миру в целом).

Следует различать процессы отражения субъектом объективного ми­ра (или его объектов) от построения отношений с ним (с ними). Мир восп­ринимается им как непосредственная, объективно существующая дан­ность, которая не дает готовую концептуальную истину. Субъект позна­ния должен самостоятельно выработать свое концептуальное отношение с ним и, строя его, он как бы навязывает природе свое видение, свое понима­ние системы объективных связей; и в таком случае он действует уже как бы по своим законам, придавая им статус объективного звучания. Другое дело, что эти взгляды могут быть не верными, наше концептуальное зна­ние может не отражать или не полностью отражать объективное содержа­ние явления. И при построении концепции человек в принципе никогда не может быть уверенным в их соответствии объективной реальности.

Различие между процессами отражения субъектом объекта и по­строения отношений с ним заключается в том, что если в первом слу­чае объективная реальность служит полем его деятельности и опреде­ляет его мыслительный, познавательный процесс, то во втором случае (в момент или в процессе построения отношений с объективным ми­ром) субъект познания руководствуется своим именно субъективным представлением и пониманием природы объективных связей, т.е. свои­ми концептуальными построениями, которые могут иметь элементы субъективного содержания. Момент этот очень существенный: несмотря на то, что человек строит свои концепции на основе движения объек­тивной реальности, ее связей (и на основе своего прошлого знания), действует он лишь на основе своего концептуального представления, и это его представление содержит большую или меньшую степень отра­жения объективной реальности. Если его действия будут соответство­вать объективному ходу событий, движению объекта, то его представ­ление, получившее воплощение в концептуальном знании, оказывает­ся верным; если они не будут соответствовать или даже противоречить — то ложным. И ему все придется начинать с начала. В свою очередь, несоответствие действий, отношений с движением объективной реаль­ности может быть вызвано различными причинами. Конечно, ошибки в прошлом знании, извращенная практика и другие обстоятельства, могут в результате определить создание неверного концептуального знания.

Необходимо отметить также, что в создании концептуального представления участвуют и прошлое знание и знание об изменении объективной реальности и др., и концепция выступает как бы резуль­тирующей этого взаимодействия. Происходит постоянное обновление концептуального представления в соответствии с суммой обстоя­тельств, участвующих в этом процессе, в результате чего вырабатыва­ется новая концепция взаимоотношений субъекта и объекта, образует­ся как бы новая концептуальная объективная реальность.

Важно подчеркнуть принципиальное положение, что в силу цело­го ряда причин и результат отражения, и результат построения отно­шений с объективной реальностью могут быть неверными или не со­всем верными, точными, адекватными и т. д., т. е. на них накладывает свой отпечаток субъект познания и их результат всегда должен рас­сматриваться как субъективный процесс. Будучи умозрительным, чи­сто мысленным, построением, цельным и законченным, такое концеп­туальное представление может быть только возможно истинным, ги­потетическим, или, точнее говоря, концептуально-гипотетическим знанием.

 

 

(Концептуальное знание как форма отражения объективного мира и форма построения отношения с ним)

 

Концептуальное знание в одно и то же время служит и формой отражения объективного мира, и формой построения отношения с ним. Вполне правомерно отметить первичность отражения и вторичность процесса построения отношений с объективным миром, ибо только су­мев определенным образом отразить, воспринять объективный мир, субъект может затем построить соответствующим образом свои отноше­ния с ним.

Однако, это непрерывный процесс познания, освоение, понима­ние, отражение объективного мира в сознании человека может быть осуществлено лишь на основе прошлого опыта, определенного концеп­туального знания. Все это по существу не дает оснований говорить о первичности одного и вторичности другого, и такое деление возможно, как условный прием в процессе познания.

И тем не менее, все же начнем именно с отражения субъектом объективного мира, в частном выражении объекта. Концептуальное знание - та единственно возможная и единственно существующая фор­ма отражения субъектом в своем сознании объективного мира. Это по­зволяет отразить его таким, каким он является на самом деле, воспри­нять мир быстро текущим и изменчивым, разнообразным в своем выра­жении, установить всевозможные связи, законы функционирования и развития и т.д. В результате можно построить некоторую новую систе­му взглядов, или концептуальное знание.

Затем силой своего разума на основе прошлого концептуального зна­ния субъект познания создает некоторое общее представление изучаемого процесса - причем независимо от того, что перед ним: весь ли мир в целом или лишь его бесконечно малая часть в виде какого-либо явления, такое представление должно быть целостным, всесторонним, с выявлением ос­новных причин возникновения данного явления, его развития и т.д. Иначе говоря, в обязательном порядке осуществляется субъективное концепту­альное отражение объективного мира или какой-то его части.

Аналогичным образом строятся и отношения субъекта с объектом. Выработанное на основе познания законов концептуальное знание, представление об исследуемом объекте (или мире в целом) выступает одновременно и системой построения отношений с данным объектом. Построить отношения с объективным миром - это прежде всего опреде­лить стратегию и тактику действий, целенаправленной и целесообраз­ной деятельности по отношению к объекту (и миру в целом).

Следует различать процессы отражения субъектом объективного ми­ра (или его объектов) от построения отношений с ним (с ними). Мир восп­ринимается им как непосредственная, объективно существующая дан­ность, которая не дает готовую концептуальную истину. Субъект позна­ния должен самостоятельно выработать свое концептуальное отношение с ним и, строя его, он как бы навязывает природе свое видение, свое понима­ние системы объективных связей; и в таком случае он действует уже как бы по своим законам, придавая им статус объективного звучания. Другое дело, что эти взгляды могут быть не верными, наше концептуальное зна­ние может не отражать или не полностью отражать объективное содержа­ние явления. И при построении концепции человек в принципе никогда не может быть уверенным в их соответствии объективной реальности.

Различие между процессами отражения субъектом объекта и по­строения отношений с ним заключается в том, что если в первом слу­чае объективная реальность служит полем его деятельности и опреде­ляет его мыслительный, познавательный процесс, то во втором случае (в момент или в процессе построения отношений с объективным ми­ром) субъект познания руководствуется своим именно субъективным представлением и пониманием природы объективных связей, т.е. свои­ми концептуальными построениями, которые могут иметь элементы субъективного содержания. Момент этот очень существенный: несмотря на то, что человек строит свои концепции на основе движения объек­тивной реальности, ее связей (и на основе своего прошлого знания), действует он лишь на основе своего концептуального представления, и это его представление содержит большую или меньшую степень отра­жения объективной реальности. Если его действия будут соответство­вать объективному ходу событий, движению объекта, то его представ­ление, получившее воплощение в концептуальном знании, оказывает­ся верным; если они не будут соответствовать или даже противоречить — то ложным. И ему все придется начинать с начала. В свою очередь, несоответствие действий, отношений с движением объективной реаль­ности может быть вызвано различными причинами. Конечно, ошибки в прошлом знании, извращенная практика и другие обстоятельства, могут в результате определить создание неверного концептуального знания.

Необходимо отметить также, что в создании концептуального представления участвуют и прошлое знание и знание об изменении объективной реальности и др., и концепция выступает как бы резуль­тирующей этого взаимодействия. Происходит постоянное обновление концептуального представления в соответствии с суммой обстоя­тельств, участвующих в этом процессе, в результате чего вырабатыва­ется новая концепция взаимоотношений субъекта и объекта, образует­ся как бы новая концептуальная объективная реальность.

Важно подчеркнуть принципиальное положение, что в силу цело­го ряда причин и результат отражения, и результат построения отно­шений с объективной реальностью могут быть неверными или не со­всем верными, точными, адекватными и т. д., т. е. на них накладывает свой отпечаток субъект познания и их результат всегда должен рас­сматриваться как субъективный процесс. Будучи умозрительным, чи­сто мысленным, построением, цельным и законченным, такое концеп­туальное представление может быть только возможно истинным, ги­потетическим, или, точнее говоря, концептуально-гипотетическим знанием.