Глава II. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМ ВОПРОСА

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 

 

В XX веке к проблеме вопроса и вопросно-ответных отношений стали проявлять больше интереса. Это связано с рядом объективных процессов и прежде всего разработкой различных искусственных язы­ков, например социологических анкет, общения между человеком и животным, диалоговых систем человека и ЭВМ и др.

Правда практика здесь пошла несколько дальше чем теория, но не настолько далеко, чтобы обойтись без теории. Логико-формализо­ванный анализ вопроса, давший довольно много для разработки его ло­гической структуры, оказался в тупике, не получив подкрепления в логико-философском обосновании этой проблемы. Встала задача опре­деления философской природы вопроса, которая оказалась довольно сложной. Имеющиеся подходы пока не привели к решению этой про­блемы, хотя и позволили определить некоторые направления ее иссле­дования. Хуже другое — необходимость методологического подхода в решении этой проблемы, как нам кажется, пока не полностью осозна­ется ни философами, ни логиками. Первыми, в силу того, что они ра­ботают в основном в традиционных философских направлениях, где вопросу, как уже говорилось, не находится места. Вторые, ограничи­ваются только формально-логической стороной, игнорируя философ­ский подход. И тем не менее в неявной форме, но и те и другие ощу­щают потребность именно в широком философском обосновании воп­роса как особой форме мышления.

 

 

В XX веке к проблеме вопроса и вопросно-ответных отношений стали проявлять больше интереса. Это связано с рядом объективных процессов и прежде всего разработкой различных искусственных язы­ков, например социологических анкет, общения между человеком и животным, диалоговых систем человека и ЭВМ и др.

Правда практика здесь пошла несколько дальше чем теория, но не настолько далеко, чтобы обойтись без теории. Логико-формализо­ванный анализ вопроса, давший довольно много для разработки его ло­гической структуры, оказался в тупике, не получив подкрепления в логико-философском обосновании этой проблемы. Встала задача опре­деления философской природы вопроса, которая оказалась довольно сложной. Имеющиеся подходы пока не привели к решению этой про­блемы, хотя и позволили определить некоторые направления ее иссле­дования. Хуже другое — необходимость методологического подхода в решении этой проблемы, как нам кажется, пока не полностью осозна­ется ни философами, ни логиками. Первыми, в силу того, что они ра­ботают в основном в традиционных философских направлениях, где вопросу, как уже говорилось, не находится места. Вторые, ограничи­ваются только формально-логической стороной, игнорируя философ­ский подход. И тем не менее в неявной форме, но и те и другие ощу­щают потребность именно в широком философском обосновании воп­роса как особой форме мышления.