СТАРАЯ ЛОГИКА И НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 

            (Некоторые причины невнимания к проблеме

                            вопроса в истории философии)

 

Одна из причин невнимания к изучению вопроса заключается в специфическом подходе к процессу мышления и познания, нашедшем отражение в принципах построения формальной (или классической) логики.

В свое время перед философами возникла большая трудность, свя­занная с теоретическим объяснением сущности мышления, в частно­сть, принципа соотношения понятий и появления нового знания. По­скольку мышление рассматривалось как самостоятельная сущность, постольку возникла проблема определения правил и законов мышле­ния, которыми и стала заниматься логика выводного знания, или де­дуктивная логика. Основным в ней стал принцип исключения проти­воречия, и сама она рассматривалась как наука о правильном мышле­нии. В рамках метафизики она понималась наукой, способной дать ис­тинное знание при условии, если мыслитель следует правилам пра­вильного мышления и т. д.

В непротиворечивую систему дедуктивного мышления вопрос не вписывался, поскольку выражал противоречие и был порожден проти­воречием в мышлении (ведь научная проблема возникает тогда, когда старое знание не позволяет объяснить новые факты), более того, воп­рос фактически взрывал ее. Согласно старой логике, он выступал ало­гичной формой мышления, а посему его просто не могло быть. Его иг­норировали, делая вид, что проблемы вопроса в логике не существует.

В этом плане интересное замечание было высказано известным философом Э. В. Ильенковым. Оно было сделано в связи с исследова­нием проблемы противоречия, как категории диалектической логики. Он писал: «Старая логика не случайно обходила такую важную логи­ческую форму, как «вопрос». Ведь реальные процессы, реальные про­блемы, возникающие в движении исследуемой мысли, всегда выраста­ют перед мышлением в виде противоречий в определении в теоретиче­ском выражении фактов». Именно господствующий принцип мышле­ния в старой логике и философии принцип дедуктивного, выводного знания, не позволял признать противоречие, а вместе с ним и вопроса, как выражение особой специфической формы мышления, принципи­ально отличающейся от правил старой логики. Из-за различных причин, в том числе и сложившейся в философии традиции изучения мышления лишь только в рамках выводного знания, в основном непро­тиворечивого, и снятия возникающих противоречий прежде всего средствами традиционной логики, был ограничен и заторможен на дол­гие годы (века) процесс изучения вопроса.

Тем не менее проблема вопроса, как формы мышления, спонтанно и часто независимо от магистральных путей развития философии нет-нет да и возникала в трудах великих мыслителей прошлого. И она не могла не возникать, если только не следовать строго спекулятивному подходу к изучению процесса познания, и быть искренним в поиске и естественном следовании существующим формам мышления. Филосо­фы, может быть начиная с Аристотеля, в исследовании форм мышле­ния, невольно приходили в своих рассуждениях к этой проблеме, по­скольку вопрос и вопросно-ответные отношения составляли активную часть как обыденного, так и научного мышления (в их понимании) и выступали одной из важнейших составляющих процесса отыска­ния истины.

Вместе с тем засилие метафизики, господство формальной логики, сравнительно недостаточно высокий уровень развития философской мысли, другие обстоятельства не позволили разработать собственную теорию вопроса, способную, с одной стороны, избежать противоречий с дедуктивной системой и, с другой — иметь собственную формально­логическую непротиворечивую систему взглядов о диалектически про­тиворечивой природе вопроса.

Несмотря на то, что проблема вопроса и вопросно-ответных отно­шений (как определяют ее в настоящее время) в истории философии не приобрела законченного и теоретически обоснованного вида (или направления в качестве специальной науки), тем не менее, анализ вы­сказываний мыслителей прошлого позволяет выделить некоторые об­щие подходы к ее исследованию.

В самом общем виде можно выделить три основных направления ее исследования: первое — выяснение места вопроса в теории и про­цессе познания, подход к нему как к результату и выражению проти­воречия; второе — разработка логической структуры вопроса, выделе­ние структурных элементов и определение характера их связи; третье — решение задачи правильного построения вопроса. И сегодня эти на­правления остаются основными и актуальными. Заслуга мыслителей прошлого и, прежде всего, Аристотеля, заключается в том, что они по­ставили эти проблемы, определили направление их разработки, наме­тили пути их изучения.

               

            (Некоторые причины невнимания к проблеме

                            вопроса в истории философии)

 

Одна из причин невнимания к изучению вопроса заключается в специфическом подходе к процессу мышления и познания, нашедшем отражение в принципах построения формальной (или классической) логики.

В свое время перед философами возникла большая трудность, свя­занная с теоретическим объяснением сущности мышления, в частно­сть, принципа соотношения понятий и появления нового знания. По­скольку мышление рассматривалось как самостоятельная сущность, постольку возникла проблема определения правил и законов мышле­ния, которыми и стала заниматься логика выводного знания, или де­дуктивная логика. Основным в ней стал принцип исключения проти­воречия, и сама она рассматривалась как наука о правильном мышле­нии. В рамках метафизики она понималась наукой, способной дать ис­тинное знание при условии, если мыслитель следует правилам пра­вильного мышления и т. д.

В непротиворечивую систему дедуктивного мышления вопрос не вписывался, поскольку выражал противоречие и был порожден проти­воречием в мышлении (ведь научная проблема возникает тогда, когда старое знание не позволяет объяснить новые факты), более того, воп­рос фактически взрывал ее. Согласно старой логике, он выступал ало­гичной формой мышления, а посему его просто не могло быть. Его иг­норировали, делая вид, что проблемы вопроса в логике не существует.

В этом плане интересное замечание было высказано известным философом Э. В. Ильенковым. Оно было сделано в связи с исследова­нием проблемы противоречия, как категории диалектической логики. Он писал: «Старая логика не случайно обходила такую важную логи­ческую форму, как «вопрос». Ведь реальные процессы, реальные про­блемы, возникающие в движении исследуемой мысли, всегда выраста­ют перед мышлением в виде противоречий в определении в теоретиче­ском выражении фактов». Именно господствующий принцип мышле­ния в старой логике и философии принцип дедуктивного, выводного знания, не позволял признать противоречие, а вместе с ним и вопроса, как выражение особой специфической формы мышления, принципи­ально отличающейся от правил старой логики. Из-за различных причин, в том числе и сложившейся в философии традиции изучения мышления лишь только в рамках выводного знания, в основном непро­тиворечивого, и снятия возникающих противоречий прежде всего средствами традиционной логики, был ограничен и заторможен на дол­гие годы (века) процесс изучения вопроса.

Тем не менее проблема вопроса, как формы мышления, спонтанно и часто независимо от магистральных путей развития философии нет-нет да и возникала в трудах великих мыслителей прошлого. И она не могла не возникать, если только не следовать строго спекулятивному подходу к изучению процесса познания, и быть искренним в поиске и естественном следовании существующим формам мышления. Филосо­фы, может быть начиная с Аристотеля, в исследовании форм мышле­ния, невольно приходили в своих рассуждениях к этой проблеме, по­скольку вопрос и вопросно-ответные отношения составляли активную часть как обыденного, так и научного мышления (в их понимании) и выступали одной из важнейших составляющих процесса отыска­ния истины.

Вместе с тем засилие метафизики, господство формальной логики, сравнительно недостаточно высокий уровень развития философской мысли, другие обстоятельства не позволили разработать собственную теорию вопроса, способную, с одной стороны, избежать противоречий с дедуктивной системой и, с другой — иметь собственную формально­логическую непротиворечивую систему взглядов о диалектически про­тиворечивой природе вопроса.

Несмотря на то, что проблема вопроса и вопросно-ответных отно­шений (как определяют ее в настоящее время) в истории философии не приобрела законченного и теоретически обоснованного вида (или направления в качестве специальной науки), тем не менее, анализ вы­сказываний мыслителей прошлого позволяет выделить некоторые об­щие подходы к ее исследованию.

В самом общем виде можно выделить три основных направления ее исследования: первое — выяснение места вопроса в теории и про­цессе познания, подход к нему как к результату и выражению проти­воречия; второе — разработка логической структуры вопроса, выделе­ние структурных элементов и определение характера их связи; третье — решение задачи правильного построения вопроса. И сегодня эти на­правления остаются основными и актуальными. Заслуга мыслителей прошлого и, прежде всего, Аристотеля, заключается в том, что они по­ставили эти проблемы, определили направление их разработки, наме­тили пути их изучения.