ПРОШЛОЕ В НАСТОЯЩЕМ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 

 

(Причинно-следственный характер концептуального построения субъектно-объектных отношений)

 

Любое явление протяженно во времени: оно становится, развива­ется, имеет свое начало и свой конец (условно, конечно). Но любое явление будучи протяженным во времени соответствующим образом протяженно и в пространстве, т. е. имеет свое выражение в некотором пространственном континууме. Это означает, что данное явление на­ходится не только сейчас и здесь, в это время и в этом месте, но оно находится и в прошитом. Необходимо подчеркнуть — не находилось, а находится и в прошлом, рядом со своим настоящим. Прошлое состоя­ние явления всегда находится в настоящем. Иначе говоря, прошлое всегда представлено как накопленный опыт, выступающий как само­стоятельный объект взаимодействия с любым другим объектом, нахо­дящегося вне сознания субъекта. Настоящее, таким образом, это про­цесс взаимодействия прошлого опыта как объекта и исследуемого яв­ления. В качестве будущего выступает концепция поведения субъекта относительны взаимодействующего объекта. В явлении заложен мо­мент его существования в будущем как тенденция развития, идущей от прошлого через настоящее. Такая потенциальная возможность но­сит абсолютный характер, относительна только, форма ее проявления.

Таким образом, для того, чтобы понять явление, его сущность не­обходимо знать не только его настоящее, но и проследить его развитие в прошлом. Это дает возможность получения знания о предположи­тельном его существовании в будущем, что выступает, пожалуй, самой важной составной целью познания. Всегда огромный интерес представ­ляет потенциально возможное состояние явления, тенденция его раз­вития. Но поскольку прошлого в объективном выражении нет, его можно воссоздать в сознании, как прошлое знание, как опыт. Именно поэто­му становление концептуального представления всегда имеет про­странственно-временную обусловленность, принимающую характер причинно-следственной зависимости.

В данном случае мы говорим не о причинной зависимости одного явления от другого, а об изменении одного и того же явления в про­странственно-временном континууме при обязательном сохранении его целостности, сущности и т. д. Именно в этом случае мы можем го­ворить о причинно-следственной зависимости, когда некоторое про­шлое, как прошлый опыт и знание определяют в процессе взаимодей­ствия с объективной реальностью настоящий ход явления и благодаря этому вырабатывается концептуальное знание, определяющее тенден­цию его существования в будущем.

Осознанное действие человека может осуществляться лишь выра­ботанной в его сознании концепцией этого действия. Во многом она оп­ределяется и действием противостоящего ему объекта, как некоторой по отношению к нему объективной реальности. И чтобы действовать, человек должен познать действия последнего на основе своего прошло­го знания, и тем самым выработать свою концепцию деятельности не только в настоящем, но и в будущем.

Сущность концептуального видения изменяющегося и развиваю­щегося объекта во многом зависит от выявления его причинно-следст­венных связей, т. е. представления его в такой целостности и системности, которая отражала бы причинно-следственные связи его появле­ния, развития и перехода в другое состояние.

Процесс создания концепции имеет целый ряд особенностей, оп­ределяющих ее характер, сущность, принципы функционирования и т. д. Основными такими особенностями выступают ее целостность, само­стоятельность, определенный элемент консерватизма.

 

 

(Причинно-следственный характер концептуального построения субъектно-объектных отношений)

 

Любое явление протяженно во времени: оно становится, развива­ется, имеет свое начало и свой конец (условно, конечно). Но любое явление будучи протяженным во времени соответствующим образом протяженно и в пространстве, т. е. имеет свое выражение в некотором пространственном континууме. Это означает, что данное явление на­ходится не только сейчас и здесь, в это время и в этом месте, но оно находится и в прошитом. Необходимо подчеркнуть — не находилось, а находится и в прошлом, рядом со своим настоящим. Прошлое состоя­ние явления всегда находится в настоящем. Иначе говоря, прошлое всегда представлено как накопленный опыт, выступающий как само­стоятельный объект взаимодействия с любым другим объектом, нахо­дящегося вне сознания субъекта. Настоящее, таким образом, это про­цесс взаимодействия прошлого опыта как объекта и исследуемого яв­ления. В качестве будущего выступает концепция поведения субъекта относительны взаимодействующего объекта. В явлении заложен мо­мент его существования в будущем как тенденция развития, идущей от прошлого через настоящее. Такая потенциальная возможность но­сит абсолютный характер, относительна только, форма ее проявления.

Таким образом, для того, чтобы понять явление, его сущность не­обходимо знать не только его настоящее, но и проследить его развитие в прошлом. Это дает возможность получения знания о предположи­тельном его существовании в будущем, что выступает, пожалуй, самой важной составной целью познания. Всегда огромный интерес представ­ляет потенциально возможное состояние явления, тенденция его раз­вития. Но поскольку прошлого в объективном выражении нет, его можно воссоздать в сознании, как прошлое знание, как опыт. Именно поэто­му становление концептуального представления всегда имеет про­странственно-временную обусловленность, принимающую характер причинно-следственной зависимости.

В данном случае мы говорим не о причинной зависимости одного явления от другого, а об изменении одного и того же явления в про­странственно-временном континууме при обязательном сохранении его целостности, сущности и т. д. Именно в этом случае мы можем го­ворить о причинно-следственной зависимости, когда некоторое про­шлое, как прошлый опыт и знание определяют в процессе взаимодей­ствия с объективной реальностью настоящий ход явления и благодаря этому вырабатывается концептуальное знание, определяющее тенден­цию его существования в будущем.

Осознанное действие человека может осуществляться лишь выра­ботанной в его сознании концепцией этого действия. Во многом она оп­ределяется и действием противостоящего ему объекта, как некоторой по отношению к нему объективной реальности. И чтобы действовать, человек должен познать действия последнего на основе своего прошло­го знания, и тем самым выработать свою концепцию деятельности не только в настоящем, но и в будущем.

Сущность концептуального видения изменяющегося и развиваю­щегося объекта во многом зависит от выявления его причинно-следст­венных связей, т. е. представления его в такой целостности и системности, которая отражала бы причинно-следственные связи его появле­ния, развития и перехода в другое состояние.

Процесс создания концепции имеет целый ряд особенностей, оп­ределяющих ее характер, сущность, принципы функционирования и т. д. Основными такими особенностями выступают ее целостность, само­стоятельность, определенный элемент консерватизма.