1.7. Организационная структура Банка России
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51
Центральный банк является общенациональным общественным денежно-кредитным институтом, эмиссионное дело которого выступает основополагающим занятием. Это порождает определенные принципы организации, обуславливающие, в свою очередь, структуру звеньев управления.
Различают следующие принципы:
принцип централизации деятельности;
принцип разделения властных полномочий по соответствующим уровням управления;
функциональный принцип;
принцип согласования с интересами других экономических субъектов.
Важнейшим здесь является принцип централизации деятельности банка.
Поскольку деятельность центрального банка носит общенациональный характер, звенья его структуры должны руководствоваться указаниями одного главного центра, обладающего соответствующими полномочиями. Таким центром - высшим органом Банка России - выступает Совет директоров. В каждой стране принята своя система верховной власти центральных банков.
Принцип централизованного построения позволяет обеспечить единство денежно-кредитной политики, поскольку решения, принятые в верхних эшелонах власти, имеют одинаковую силу для всех остальных звеньев управления центрального банка как системы.
Наряду с принципом централизованного построения немаловажное значение имеет принцип разделения властных полномочий по соответствующим уровням, образующим вертикальную структуру управления. Помимо верховной власти, представляемой центром (в форме Советов, Правления и т. п.), выделяются территориальные учреждения и их отделения, а также расчетно-кассовые центры (второй уровень), полевые учреждения (третий уровень) и учреждения
инфраструктуры (вычислительные центры, инкассация, хранилища, учебные заведения, службы безопасности и др.)
Важнейшим принципом организационного построения центрального банка является функциональный принцип, обусловленный самим предметом его деятельности. Поскольку центральный банк представляет собой институт, регулирующий денежный оборот, его функциональные подразделения оказываются так или иначе связанными с регулированием денежного обращения в стране, а также с полномочиями, переданными ему государством, которые закреплены законодательством.
Рассмотрим действие данного принципа на примере Банка России. У Председателя Центрального банка Российской Федерации 4 первых заместителя. Обязанности между ними распределены следующим образом:
у одного из них - это Департамент эмиссионно-кассовых операций, Центральное хранилище и др.;
у второго - Сводный экономический департамент, Департамент операций на открытом рынке, Департамент валютных операций, Департамент международных финансово-экономических отношений и др.;
у третьего - Департамент платежных систем и расчетов, Операционное управление, Департамент организации и исполнения госбюджетных и внебюджетных фондов и др.;
у четвертого - Департамент банковского регулирования и надзора, Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций, Департамент валютного регулирования и валютного контроля и др.
Функциональный принцип действует и в структуре другого звена - территориальных банков, которые, помимо делегированных им полномочий в области денежно-кредитного регулирования, осуществляют непосредственное кредитно-расчетное обслуживание российских коммерческих банков либо через свои операционные управления, либо в порядке передоверия расчетно- кассовым центрам (РКЦ).
Существенное значение в организации деятельности центральных банков имеет принцип их согласования с интересами других экономических субъектов. Центральный банк в своей деятельности неизбежно сталкивается с другими экономическими субъектами, их задачами и интересами. Рассматриваемый нами принцип требует от центрального банка такого рода организации управления, которая, с одной стороны, учитывала бы, насколько это возможно, интересы других субъектов, а с другой - не противоречила бы, не мешала бы выполнению его главных целей и задач.
Соблюдение баланса интересов достигается участием различных сторон в деятельности звеньев управления центрального банка. Так, по российскому законодательству, министр финансов Российской Федерации и министр экономики и торговли Российской Федерации (или, по их поручению, по одному из заместителей) принимают участие в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса. Практика взаимодействия Банка России и Правительства Российской Федерации такова, что они информируют друг друга о предполагаемых действиях общегосударственного значения, координируют свою политику, организуют регулярные консультации.
При взаимодействии с коммерческими банками Банк России перед принятием наиболее важных решений нормативного характера проводит с ними консультации, дает необходимые разъяснения, обсуждает предложения по вопросам регулирования банковской деятельности.
Важную роль в реализации рассматриваемого принципа организационного построения Центрального банка РФ играет создание Национального банковского совета, который, согласно банковскому законодательству, рассматривает концепцию совершенствования российской банковской системы, проекты основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, политики валютного регулирования и валютного контроля и др.
В настоящее время Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, которая включает:
Национальный банковский совет;
Совет директоров;
Центральный аппарат;
Территориальные учреждения;
Расчетно-кассовые центры (РКЦ);
Полевые учреждения;
Предприятия инфраструктуры.
Национальный банковский совет - коллегиальный орган Банка России.
Численность Национального банковского совета составляет 12 человек, назначаемых на четыре года, из которых двое направляются Советом Федерации, трое - Государственной Думой, трое - Президентом РФ, трое - Правительством РФ. В состав совета входит также председатель Банка России.
Отзыв членов Национального банковского совета осуществляется органом государственной власти, направившим их в состав Национального банковского совета.
В компетенцию Национального банковского совета входит:
рассмотрение годового отчета Банка России;
утверждение на основе предложений Совета директоров на очередной год:
общего объема расходов на содержание служащих Банка России;
общего объема расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России;
общего объема капитальных вложений;
общего объема прочих административно-хозяйственных расходов;
утверждение при необходимости на основе предложений Совета директоров дополнительных расходов на содержание служащих Банка России, дополнительных расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России, дополнительных капитальных вложений, а также утверждение прочих дополнительных административно-хозяйственных расходов;
рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы Российской Федерации;
рассмотрение проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
решение вопросов, связанных с участием Банка России в капиталах кредитных организаций;
назначение главного аудитора Банка России и рассмотрение его докладов;
ежеквартальное рассмотрение информации Совета директоров по основным вопросам деятельности Банка России:
реализации основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
банковского регулирования и банковского надзора;
реализации политики валютного регулирования и валютного контроля;
организации системы расчетов в Российской Федерации;
исполнения сметы расходов Банка России;
подготовки проектов законодательных актов и иных нормативных актов в области банковского дела;
9) рассмотрение других вопросов в соответствии с Законом « О Центральном банке Российской Федерации».
Высший орган власти Банка России - Совет директоров, решающий наиболее значимые вопросы, отражающие его целевую ориентацию. В состав Совета директоров входят Председатель Банка России и 12 членов, которые работают на постоянной основе в Банке России. Члены Совета директоров назначаются Государственной Думой на должность сроком на четыре года по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации. Совет директоров заседает не реже одного раза в месяц.
В части денежно-кредитного регулирования Совет директоров принимает решения по поводу:
выпуска и изъятия банкнот и монет из обращения, общего количества выпуска наличных денег;
установления обязательных нормативов для кредитных учреждений;
величины резервных требований в процентах к обязательствам кредитных организаций, а также порядка их депонирования в Банке России;
списка векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов центрального банка, а также случаев, когда кредиты обеспечиваются другими ценностями, гарантиями и поручительствами;
изменения процентных ставок Банка России;
пролонгирования в исключительных случаях ранее предоставленных кредитов;
лимитов операций на открытом рынке;
участия в международных организациях;
участия в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих;
купли и продажи недвижимости, необходимой для деятельности Банка России и его служащих;
прямых количественных ограничений;
организации формирования резервов кредитных организаций.
В рамках надзорной и контрольной функции Совет директоров:
принимает решение о создании для Банка России органа банковского надзора;
устанавливает порядок проведения проверок кредитных организаций;
определяет перечень сведений о деятельности коммерческих банков;
принимает решения по проведению мероприятий в целях финансового оздоровления кредитных учреждений;
определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации;
разрешает создание по экономическим регионам территориальных учреждений;
дает разрешения территориальным банкам на выдачу гарантий и поручительств, вексельных и других обязательств от имени Банка России.
В рамках организации своей деятельности как самостоятельного юридического лица, обладающего определенными финансовыми возможностями, Совет директоров:
вносит предложения в Государственную думу об изменении своего уставного капитала;
утверждает годовой отчет Банка России и представляет его Государственной Думе;
определяет порядок образования и использования резервов и фондов;
вводит порядок направления его прибыли в резервные фонды;
устанавливает структуру своего баланса.
Обладая кадровой независимостью, являясь самостоятельным звеном управления, наделенного определенным административным ресурсом, Совет директоров:
разрабатывает структуру Банка России;
определяет и утверждает порядок своей работы;
принимает решения о создании и ликвидации учреждений и организаций Банка России;
утверждает положения о соответствующих подразделениях, уставы предприятий, обеспечивающих деятельность Банка России;
утверждает перечень должностей служащих Банка России;
устанавливает формы и размеры оплаты труда Председателя Банка России, членов Совета директоров, заместителей Председателя Банка России и других служащих Банка России;
определяет условия найма, увольнения, оплаты труда, служебные обязанности и права, систему дисциплинарных взысканий служащих Банка России;
создает пенсионный фонд для дополнительного обеспечения своих служащих;
организует страхование жизни и медицинское страхование персонала Банка России и др.
Реализацию возложенных на Центральный банк РФ полномочий обеспечивает Председатель Банка России. Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года по представлению Президента РФ. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд. Председатель является высшим должностным лицом Банка России и несет всю полноту ответственности за его деятельность.
Председатель Центрального Банка Российской Федерации:
действует от имени Банка;
представляет без доверенности его интересы в отношениях с органами государственной власти, коммерческими банками, организациями зарубежных стран и международными организациями, другими учреждениями и организациями;
назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Банка России, распределяет между ними обязанности;
подписывает приказы и издает указания, обязательные для всей системы Банка России.
Центральный аппарат включает департаменты, каждый из которых является функциональным подразделением по основным направлениям деятельности. Именно они анализируют экономические события, состояние банковского сектора, прогнозируют влияние возможных изменений в денежно- кредитной политике, несут ответственность по выполнению решений Совета директоров и Председателя Банка России.
Ко второму уровню системы Центрального банка Российской Федерации относятся территориальные учреждения - главные территориальные управления и их отделения, расчетно-кассовые центры, национальные банки.
Территориальные учреждения не обладают статусом юридического лица, они действуют от имени Банка России по доверенности. Их права ограничены. В частности, они не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, выдавать гарантии и поручительства, векселя и другие обязательства без соответствующего разрешения Совета директоров Банка России.
Главные территориальные управления без согласования с Банком России также не имеют права продавать и отчуждать здания и сооружения. Баланс главного территориального управления является составной частью баланса Банка России.
Отношения главных управлений с коммерческими банками строятся на базе договоров, заключенных ими от лица Банка России, в связи с чем ответственность по данным договорам несет его центральный аппарат.
Учреждения второго уровня Банка России выполняют часть его функций на соответствующих территориях. Их главной задачей является обеспечение единства федеральной политики в области денежно-кредитных отношений, надзора за деятельностью коммерческих банков.
В состав территориальных учреждений входят расчетно-кассовые центры (головные, межрайонные и районные). Они проводят межбанковские платежи и расчеты, осуществляют кассовое обслуживание банков и расчетно- кассовое обслуживание счетов бюджетов всех уровней и органов федерального казначейства, Министерства финансов РФ, государственных внебюджетных фондов, а также некоторых иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами. Взаимоотношения РКЦ с клиентами строятся на договорной основе. Головные расчетно-кассовые центры выполняют, кроме названных, некоторые дополнительные операции, например, проводят расчеты по итогам операций на организованном рынке ценных бумаг (ОРЦБ).
Каждый РКЦ имеет:
а) наименование, включающее названия того населенного пункта, где он- территориально функционирует, и соответствующего территориального управления, в состав которого он входит;
б) идентификационный код (номер по МФО);
в) печать со своим наименованием и изображением Государственного герба Российской Федерации, а также штампы, используемые для выполнения возложенных на него полномочий.
Полевые учреждения - третий уровень системы Банка России. Они предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны РФ и иных органов безопасности. Как и территориальные учреждения, они не являются юридическими лицами, но в отличие от последних являются воинскими учреждениями, комплектуются военнослужащими и утверждаются совместным решением Банка России и Министерства обороны. Их функции ограничены расчетно-кассовым обслуживанием и некоторыми другими банковскими операциями.
В структуру Банка России входят другие организации, обеспечивающие его эффективное функционирование. Среди них:
учреждения, поддерживающие его деятельность в области регулирования денежного оборота (вычислительные центры, центральные хранилища, Российское объединение инкассации и др.);
учреждения, организующие информационное обеспечение центрального банка. В структуре управления Центрального банка Российской Федерации функционирует Департамент информационных систем, руководителем которого по должности является заместитель Председателя Банка России. Важное место здесь занимают также структуры, обеспечивающие безопасность и защиту банковской информации, защиту платежных документов;
учреждения, обеспечивающие подготовку и переподготовку банковского персонала, методическую сторону деятельности учебных центров, и др.
Важно отметить, что в структуре управления Банка России функционирует юридический департамент, непосредственно подчиненный Председателю Банка России. Юридические подразделения функционируют и во втором уровне системы Банка России.
Вопросы и задания для обсуждения
Какие методологические требования следует учитывать при раскрытии сущности центрального банка?
Что является главным в деятельности центрального банка и чем он отличается от коммерческого банка?
Раскройте содержание английской модели национального центрального банка.
В чем состоят особенности правового статуса Банка России?
Почему важна независимость центрального банка? По каким критериям можно оценить степень политической и экономической независимости центрального банка?
Можно ли Банк России считать независимым центральным банком?
Можно ли разделить функции центрального банка между различными институтами? Ответ аргументируйте.
Какие статьи активов и пассивов баланса Банка России являются важнейшими с точки зрения денежно-кредитной политики?
Что представляет собой организационная структура Банка России?
Какие вопросы деятельности Банка России относятся к компетенции Национального банковского совета и Совета директоров?
Каковы особенности деятельности расчетно-кассовых центров?
Назовите учреждения инфраструктуры Банка России.
Центральный банк является общенациональным общественным денежно-кредитным институтом, эмиссионное дело которого выступает основополагающим занятием. Это порождает определенные принципы организации, обуславливающие, в свою очередь, структуру звеньев управления.
Различают следующие принципы:
принцип централизации деятельности;
принцип разделения властных полномочий по соответствующим уровням управления;
функциональный принцип;
принцип согласования с интересами других экономических субъектов.
Важнейшим здесь является принцип централизации деятельности банка.
Поскольку деятельность центрального банка носит общенациональный характер, звенья его структуры должны руководствоваться указаниями одного главного центра, обладающего соответствующими полномочиями. Таким центром - высшим органом Банка России - выступает Совет директоров. В каждой стране принята своя система верховной власти центральных банков.
Принцип централизованного построения позволяет обеспечить единство денежно-кредитной политики, поскольку решения, принятые в верхних эшелонах власти, имеют одинаковую силу для всех остальных звеньев управления центрального банка как системы.
Наряду с принципом централизованного построения немаловажное значение имеет принцип разделения властных полномочий по соответствующим уровням, образующим вертикальную структуру управления. Помимо верховной власти, представляемой центром (в форме Советов, Правления и т. п.), выделяются территориальные учреждения и их отделения, а также расчетно-кассовые центры (второй уровень), полевые учреждения (третий уровень) и учреждения
инфраструктуры (вычислительные центры, инкассация, хранилища, учебные заведения, службы безопасности и др.)
Важнейшим принципом организационного построения центрального банка является функциональный принцип, обусловленный самим предметом его деятельности. Поскольку центральный банк представляет собой институт, регулирующий денежный оборот, его функциональные подразделения оказываются так или иначе связанными с регулированием денежного обращения в стране, а также с полномочиями, переданными ему государством, которые закреплены законодательством.
Рассмотрим действие данного принципа на примере Банка России. У Председателя Центрального банка Российской Федерации 4 первых заместителя. Обязанности между ними распределены следующим образом:
у одного из них - это Департамент эмиссионно-кассовых операций, Центральное хранилище и др.;
у второго - Сводный экономический департамент, Департамент операций на открытом рынке, Департамент валютных операций, Департамент международных финансово-экономических отношений и др.;
у третьего - Департамент платежных систем и расчетов, Операционное управление, Департамент организации и исполнения госбюджетных и внебюджетных фондов и др.;
у четвертого - Департамент банковского регулирования и надзора, Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций, Департамент валютного регулирования и валютного контроля и др.
Функциональный принцип действует и в структуре другого звена - территориальных банков, которые, помимо делегированных им полномочий в области денежно-кредитного регулирования, осуществляют непосредственное кредитно-расчетное обслуживание российских коммерческих банков либо через свои операционные управления, либо в порядке передоверия расчетно- кассовым центрам (РКЦ).
Существенное значение в организации деятельности центральных банков имеет принцип их согласования с интересами других экономических субъектов. Центральный банк в своей деятельности неизбежно сталкивается с другими экономическими субъектами, их задачами и интересами. Рассматриваемый нами принцип требует от центрального банка такого рода организации управления, которая, с одной стороны, учитывала бы, насколько это возможно, интересы других субъектов, а с другой - не противоречила бы, не мешала бы выполнению его главных целей и задач.
Соблюдение баланса интересов достигается участием различных сторон в деятельности звеньев управления центрального банка. Так, по российскому законодательству, министр финансов Российской Федерации и министр экономики и торговли Российской Федерации (или, по их поручению, по одному из заместителей) принимают участие в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса. Практика взаимодействия Банка России и Правительства Российской Федерации такова, что они информируют друг друга о предполагаемых действиях общегосударственного значения, координируют свою политику, организуют регулярные консультации.
При взаимодействии с коммерческими банками Банк России перед принятием наиболее важных решений нормативного характера проводит с ними консультации, дает необходимые разъяснения, обсуждает предложения по вопросам регулирования банковской деятельности.
Важную роль в реализации рассматриваемого принципа организационного построения Центрального банка РФ играет создание Национального банковского совета, который, согласно банковскому законодательству, рассматривает концепцию совершенствования российской банковской системы, проекты основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, политики валютного регулирования и валютного контроля и др.
В настоящее время Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, которая включает:
Национальный банковский совет;
Совет директоров;
Центральный аппарат;
Территориальные учреждения;
Расчетно-кассовые центры (РКЦ);
Полевые учреждения;
Предприятия инфраструктуры.
Национальный банковский совет - коллегиальный орган Банка России.
Численность Национального банковского совета составляет 12 человек, назначаемых на четыре года, из которых двое направляются Советом Федерации, трое - Государственной Думой, трое - Президентом РФ, трое - Правительством РФ. В состав совета входит также председатель Банка России.
Отзыв членов Национального банковского совета осуществляется органом государственной власти, направившим их в состав Национального банковского совета.
В компетенцию Национального банковского совета входит:
рассмотрение годового отчета Банка России;
утверждение на основе предложений Совета директоров на очередной год:
общего объема расходов на содержание служащих Банка России;
общего объема расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России;
общего объема капитальных вложений;
общего объема прочих административно-хозяйственных расходов;
утверждение при необходимости на основе предложений Совета директоров дополнительных расходов на содержание служащих Банка России, дополнительных расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России, дополнительных капитальных вложений, а также утверждение прочих дополнительных административно-хозяйственных расходов;
рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы Российской Федерации;
рассмотрение проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
решение вопросов, связанных с участием Банка России в капиталах кредитных организаций;
назначение главного аудитора Банка России и рассмотрение его докладов;
ежеквартальное рассмотрение информации Совета директоров по основным вопросам деятельности Банка России:
реализации основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
банковского регулирования и банковского надзора;
реализации политики валютного регулирования и валютного контроля;
организации системы расчетов в Российской Федерации;
исполнения сметы расходов Банка России;
подготовки проектов законодательных актов и иных нормативных актов в области банковского дела;
9) рассмотрение других вопросов в соответствии с Законом « О Центральном банке Российской Федерации».
Высший орган власти Банка России - Совет директоров, решающий наиболее значимые вопросы, отражающие его целевую ориентацию. В состав Совета директоров входят Председатель Банка России и 12 членов, которые работают на постоянной основе в Банке России. Члены Совета директоров назначаются Государственной Думой на должность сроком на четыре года по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации. Совет директоров заседает не реже одного раза в месяц.
В части денежно-кредитного регулирования Совет директоров принимает решения по поводу:
выпуска и изъятия банкнот и монет из обращения, общего количества выпуска наличных денег;
установления обязательных нормативов для кредитных учреждений;
величины резервных требований в процентах к обязательствам кредитных организаций, а также порядка их депонирования в Банке России;
списка векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов центрального банка, а также случаев, когда кредиты обеспечиваются другими ценностями, гарантиями и поручительствами;
изменения процентных ставок Банка России;
пролонгирования в исключительных случаях ранее предоставленных кредитов;
лимитов операций на открытом рынке;
участия в международных организациях;
участия в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих;
купли и продажи недвижимости, необходимой для деятельности Банка России и его служащих;
прямых количественных ограничений;
организации формирования резервов кредитных организаций.
В рамках надзорной и контрольной функции Совет директоров:
принимает решение о создании для Банка России органа банковского надзора;
устанавливает порядок проведения проверок кредитных организаций;
определяет перечень сведений о деятельности коммерческих банков;
принимает решения по проведению мероприятий в целях финансового оздоровления кредитных учреждений;
определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации;
разрешает создание по экономическим регионам территориальных учреждений;
дает разрешения территориальным банкам на выдачу гарантий и поручительств, вексельных и других обязательств от имени Банка России.
В рамках организации своей деятельности как самостоятельного юридического лица, обладающего определенными финансовыми возможностями, Совет директоров:
вносит предложения в Государственную думу об изменении своего уставного капитала;
утверждает годовой отчет Банка России и представляет его Государственной Думе;
определяет порядок образования и использования резервов и фондов;
вводит порядок направления его прибыли в резервные фонды;
устанавливает структуру своего баланса.
Обладая кадровой независимостью, являясь самостоятельным звеном управления, наделенного определенным административным ресурсом, Совет директоров:
разрабатывает структуру Банка России;
определяет и утверждает порядок своей работы;
принимает решения о создании и ликвидации учреждений и организаций Банка России;
утверждает положения о соответствующих подразделениях, уставы предприятий, обеспечивающих деятельность Банка России;
утверждает перечень должностей служащих Банка России;
устанавливает формы и размеры оплаты труда Председателя Банка России, членов Совета директоров, заместителей Председателя Банка России и других служащих Банка России;
определяет условия найма, увольнения, оплаты труда, служебные обязанности и права, систему дисциплинарных взысканий служащих Банка России;
создает пенсионный фонд для дополнительного обеспечения своих служащих;
организует страхование жизни и медицинское страхование персонала Банка России и др.
Реализацию возложенных на Центральный банк РФ полномочий обеспечивает Председатель Банка России. Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года по представлению Президента РФ. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд. Председатель является высшим должностным лицом Банка России и несет всю полноту ответственности за его деятельность.
Председатель Центрального Банка Российской Федерации:
действует от имени Банка;
представляет без доверенности его интересы в отношениях с органами государственной власти, коммерческими банками, организациями зарубежных стран и международными организациями, другими учреждениями и организациями;
назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Банка России, распределяет между ними обязанности;
подписывает приказы и издает указания, обязательные для всей системы Банка России.
Центральный аппарат включает департаменты, каждый из которых является функциональным подразделением по основным направлениям деятельности. Именно они анализируют экономические события, состояние банковского сектора, прогнозируют влияние возможных изменений в денежно- кредитной политике, несут ответственность по выполнению решений Совета директоров и Председателя Банка России.
Ко второму уровню системы Центрального банка Российской Федерации относятся территориальные учреждения - главные территориальные управления и их отделения, расчетно-кассовые центры, национальные банки.
Территориальные учреждения не обладают статусом юридического лица, они действуют от имени Банка России по доверенности. Их права ограничены. В частности, они не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, выдавать гарантии и поручительства, векселя и другие обязательства без соответствующего разрешения Совета директоров Банка России.
Главные территориальные управления без согласования с Банком России также не имеют права продавать и отчуждать здания и сооружения. Баланс главного территориального управления является составной частью баланса Банка России.
Отношения главных управлений с коммерческими банками строятся на базе договоров, заключенных ими от лица Банка России, в связи с чем ответственность по данным договорам несет его центральный аппарат.
Учреждения второго уровня Банка России выполняют часть его функций на соответствующих территориях. Их главной задачей является обеспечение единства федеральной политики в области денежно-кредитных отношений, надзора за деятельностью коммерческих банков.
В состав территориальных учреждений входят расчетно-кассовые центры (головные, межрайонные и районные). Они проводят межбанковские платежи и расчеты, осуществляют кассовое обслуживание банков и расчетно- кассовое обслуживание счетов бюджетов всех уровней и органов федерального казначейства, Министерства финансов РФ, государственных внебюджетных фондов, а также некоторых иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами. Взаимоотношения РКЦ с клиентами строятся на договорной основе. Головные расчетно-кассовые центры выполняют, кроме названных, некоторые дополнительные операции, например, проводят расчеты по итогам операций на организованном рынке ценных бумаг (ОРЦБ).
Каждый РКЦ имеет:
а) наименование, включающее названия того населенного пункта, где он- территориально функционирует, и соответствующего территориального управления, в состав которого он входит;
б) идентификационный код (номер по МФО);
в) печать со своим наименованием и изображением Государственного герба Российской Федерации, а также штампы, используемые для выполнения возложенных на него полномочий.
Полевые учреждения - третий уровень системы Банка России. Они предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны РФ и иных органов безопасности. Как и территориальные учреждения, они не являются юридическими лицами, но в отличие от последних являются воинскими учреждениями, комплектуются военнослужащими и утверждаются совместным решением Банка России и Министерства обороны. Их функции ограничены расчетно-кассовым обслуживанием и некоторыми другими банковскими операциями.
В структуру Банка России входят другие организации, обеспечивающие его эффективное функционирование. Среди них:
учреждения, поддерживающие его деятельность в области регулирования денежного оборота (вычислительные центры, центральные хранилища, Российское объединение инкассации и др.);
учреждения, организующие информационное обеспечение центрального банка. В структуре управления Центрального банка Российской Федерации функционирует Департамент информационных систем, руководителем которого по должности является заместитель Председателя Банка России. Важное место здесь занимают также структуры, обеспечивающие безопасность и защиту банковской информации, защиту платежных документов;
учреждения, обеспечивающие подготовку и переподготовку банковского персонала, методическую сторону деятельности учебных центров, и др.
Важно отметить, что в структуре управления Банка России функционирует юридический департамент, непосредственно подчиненный Председателю Банка России. Юридические подразделения функционируют и во втором уровне системы Банка России.
Вопросы и задания для обсуждения
Какие методологические требования следует учитывать при раскрытии сущности центрального банка?
Что является главным в деятельности центрального банка и чем он отличается от коммерческого банка?
Раскройте содержание английской модели национального центрального банка.
В чем состоят особенности правового статуса Банка России?
Почему важна независимость центрального банка? По каким критериям можно оценить степень политической и экономической независимости центрального банка?
Можно ли Банк России считать независимым центральным банком?
Можно ли разделить функции центрального банка между различными институтами? Ответ аргументируйте.
Какие статьи активов и пассивов баланса Банка России являются важнейшими с точки зрения денежно-кредитной политики?
Что представляет собой организационная структура Банка России?
Какие вопросы деятельности Банка России относятся к компетенции Национального банковского совета и Совета директоров?
Каковы особенности деятельности расчетно-кассовых центров?
Назовите учреждения инфраструктуры Банка России.