1.7. Организационная структура Банка России

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 

Центральный банк является общенациональным общественным денеж­но-кредитным институтом, эмиссионное дело которого выступает основопо­лагающим занятием. Это порождает определенные принципы организации, обуславливающие, в свою очередь, структуру звеньев управления.

Различают следующие принципы:

принцип централизации деятельности;

принцип разделения властных полномочий по соответствующим уров­ням управления;

функциональный принцип;

принцип согласования с интересами других экономических субъектов.

Важнейшим здесь является принцип централизации деятельности банка.

Поскольку деятельность центрального банка носит общенациональный характер, звенья его структуры должны руководствоваться указаниями одного главного цен­тра, обладающего соответствующими полномочиями. Таким центром - высшим органом Банка России - выступает Совет директоров. В каждой стране принята своя система верховной власти центральных банков.

Принцип централизованного построения позволяет обеспечить единство денежно-кредитной политики, поскольку решения, принятые в верхних эшело­нах власти, имеют одинаковую силу для всех остальных звеньев управления цен­трального банка как системы.

Наряду с принципом централизованного построения немаловажное значе­ние имеет принцип разделения властных полномочий по соответствующим уров­ням, образующим вертикальную структуру управления. Помимо верховной власти, представляемой центром (в форме Советов, Правления и т. п.), выделя­ются территориальные учреждения и их отделения, а также расчетно-кассовые центры (второй уровень), полевые учреждения (третий уровень) и учреждения

инфраструктуры (вычислительные центры, инкассация, хранилища, учебные заведения, службы безопасности и др.)

Важнейшим принципом организационного построения центрального банка является функциональный принцип, обусловленный самим предметом его дея­тельности. Поскольку центральный банк представляет собой институт, регули­рующий денежный оборот, его функциональные подразделения оказываются так или иначе связанными с регулированием денежного обращения в стране, а также с полномочиями, переданными ему государством, которые закреплены за­конодательством.

Рассмотрим действие данного принципа на примере Банка России. У Председателя Центрального банка Российской Федерации 4 первых за­местителя. Обязанности между ними распределены следующим образом:

у одного из них - это Департамент эмиссионно-кассовых операций, Цен­тральное хранилище и др.;

у второго - Сводный экономический департамент, Департамент операций на открытом рынке, Департамент валютных операций, Департамент междуна­родных финансово-экономических отношений и др.;

у третьего - Департамент платежных систем и расчетов, Операционное управление, Департамент организации и исполнения госбюджетных и внебюд­жетных фондов и др.;

у четвертого - Департамент банковского регулирования и надзора, Депар­тамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций, Департамент валютного регулирования и валютного контроля и др.

Функциональный принцип действует и в структуре другого звена - тер­риториальных банков, которые, помимо делегированных им полномочий в об­ласти денежно-кредитного регулирования, осуществляют непосредственное кредитно-расчетное обслуживание российских коммерческих банков либо че­рез свои операционные управления, либо в порядке передоверия расчетно- кассовым центрам (РКЦ).

Существенное значение в организации деятельности центральных банков имеет принцип их согласования с интересами других экономических субъектов. Центральный банк в своей деятельности неизбежно сталкивается с другими экономическими субъектами, их задачами и интересами. Рассматриваемый на­ми принцип требует от центрального банка такого рода организации управле­ния, которая, с одной стороны, учитывала бы, насколько это возможно, интере­сы других субъектов, а с другой - не противоречила бы, не мешала бы выпол­нению его главных целей и задач.

Соблюдение баланса интересов достигается участием различных сторон в деятельности звеньев управления центрального банка. Так, по российскому за­конодательству, министр финансов Российской Федерации и министр эко­номики и торговли Российской Федерации (или, по их поручению, по одному из заместителей) принимают участие в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса. Практика взаимодействия Банка России и Прави­тельства Российской Федерации такова, что они информируют друг друга о предполагаемых действиях общегосударственного значения, координируют свою политику, организуют регулярные консультации.

При взаимодействии с коммерческими банками Банк России перед при­нятием наиболее важных решений нормативного характера проводит с ними консультации, дает необходимые разъяснения, обсуждает предложения по во­просам регулирования банковской деятельности.

Важную роль в реализации рассматриваемого принципа организационно­го построения Центрального банка РФ играет создание Национального банков­ского совета, который, согласно банковскому законодательству, рассматривает концепцию совершенствования российской банковской системы, проекты ос­новных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, политики валютного регулирования и валютного контроля и др.

В настоящее время Банк России представляет собой единую централизо­ванную систему с вертикальной структурой управления, которая включает:

Национальный банковский совет;

Совет директоров;

Центральный аппарат;

Территориальные учреждения;

Расчетно-кассовые центры (РКЦ);

Полевые учреждения;

Предприятия инфраструктуры.

Национальный банковский совет - коллегиальный орган Банка России.

Численность Национального банковского совета составляет 12 человек, назначаемых на четыре года, из которых двое направляются Советом Феде­рации, трое - Государственной Думой, трое - Президентом РФ, трое - Прави­тельством РФ. В состав совета входит также председатель Банка России.

Отзыв членов Национального банковского совета осуществляется орга­ном государственной власти, направившим их в состав Национального банков­ского совета.

В компетенцию Национального банковского совета входит:

рассмотрение годового отчета Банка России;

утверждение на основе предложений Совета директоров на оче­редной год:

общего объема расходов на содержание служащих Банка России;

общего объема расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России;

общего объема капитальных вложений;

общего объема прочих административно-хозяйственных расходов;

утверждение при необходимости на основе предложений Совета директоров дополнительных расходов на содержание служащих Банка России, дополнительных расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России, дополнительных капиталь­ных вложений, а также утверждение прочих дополнительных административ­но-хозяйственных расходов;

рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы Российской Федерации;

рассмотрение проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

решение вопросов, связанных с участием Банка России в капиталах кредитных организаций;

назначение главного аудитора Банка России и рассмотрение его докладов;

ежеквартальное рассмотрение информации Совета директоров по ос­новным вопросам деятельности Банка России:

реализации основных направлений единой государственной денеж­но-кредитной политики;

банковского регулирования и банковского надзора;

реализации политики валютного регулирования и валютного кон­троля;

организации системы расчетов в Российской Федерации;

исполнения сметы расходов Банка России;

подготовки проектов законодательных актов и иных нормативных актов в области банковского дела;

9) рассмотрение других вопросов в соответствии с Законом « О Централь­ном банке Российской Федерации».

Высший орган власти Банка России - Совет директоров, решающий наиболее значимые вопросы, отражающие его целевую ориентацию. В состав Совета директоров входят Председатель Банка России и 12 членов, которые ра­ботают на постоянной основе в Банке России. Члены Совета директоров назна­чаются Государственной Думой на должность сроком на четыре года по пред­ставлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Россий­ской Федерации. Совет директоров заседает не реже одного раза в месяц.

В части денежно-кредитного регулирования Совет директоров принимает решения по поводу:

выпуска и изъятия банкнот и монет из обращения, общего количества выпуска наличных денег;

установления обязательных нормативов для кредитных учреждений;

величины резервных требований в процентах к обязательствам кредит­ных организаций, а также порядка их депонирования в Банке России;

списка векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обес­печения кредитов центрального банка, а также случаев, когда кредиты обеспечи­ваются другими ценностями, гарантиями и поручительствами;

изменения процентных ставок Банка России;

пролонгирования в исключительных случаях ранее предоставленных кредитов;

лимитов операций на открытом рынке;

участия в международных организациях;

участия в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих;

купли и продажи недвижимости, необходимой для деятельности Банка России и его служащих;

прямых количественных ограничений;

организации формирования резервов кредитных организаций.

В рамках надзорной и контрольной функции Совет директоров:

принимает решение о создании для Банка России органа банковского надзора;

устанавливает порядок проведения проверок кредитных организаций;

определяет перечень сведений о деятельности коммерческих банков;

принимает решения по проведению мероприятий в целях финансово­го оздоровления кредитных учреждений;

определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систе­му Российской Федерации;

разрешает создание по экономическим регионам территориальных учреждений;

дает разрешения территориальным банкам на выдачу гарантий и поручи­тельств, вексельных и других обязательств от имени Банка России.

В рамках организации своей деятельности как самостоятельного юридического лица, обладающего определенными финансовыми возможностями, Совет директоров:

вносит предложения в Государственную думу об изменении своего устав­ного капитала;

утверждает годовой отчет Банка России и представляет его Государствен­ной Думе;

определяет порядок образования и использования резервов и фондов;

вводит порядок направления его прибыли в резервные фонды;

устанавливает структуру своего баланса.

Обладая кадровой независимостью, являясь самостоятельным звеном управления, наделенного определенным административным ресурсом, Совет ди­ректоров:

разрабатывает структуру Банка России;

определяет и утверждает порядок своей работы;

принимает решения о создании и ликвидации учреждений и организаций Банка России;

утверждает положения о соответствующих подразделениях, уставы предприятий, обеспечивающих деятельность Банка России;

утверждает перечень должностей служащих Банка России;

устанавливает формы и размеры оплаты труда Председателя Банка России, членов Совета директоров, заместителей Председателя Банка России и других служащих Банка России;

определяет условия найма, увольнения, оплаты труда, служебные обязанно­сти и права, систему дисциплинарных взысканий служащих Банка России;

создает пенсионный фонд для дополнительного обеспечения своих служа­щих;

организует страхование жизни и медицинское страхование персонала Банка России и др.

Реализацию возложенных на Центральный банк РФ полномочий обеспе­чивает Председатель Банка России. Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года по представлению Президента РФ. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд. Председатель является высшим долж­ностным лицом Банка России и несет всю полноту ответственности за его дея­тельность.

Председатель Центрального Банка Российской Федерации:

действует от имени Банка;

представляет без доверенности его интересы в отношениях с органами государственной власти, коммерческими банками, организациями зарубежных стран и международными организациями, другими учреждениями и организа­циями;

назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Банка России, распределяет между ними обязанности;

подписывает приказы и издает указания, обязательные для всей систе­мы Банка России.

Центральный аппарат включает департаменты, каждый из которых яв­ляется функциональным подразделением по основным направлениям дея­тельности. Именно они анализируют экономические события, состояние бан­ковского сектора, прогнозируют влияние возможных изменений в денежно- кредитной политике, несут ответственность по выполнению решений Совета директоров и Председателя Банка России.

Ко второму уровню системы Центрального банка Российской Федерации относятся территориальные учреждения - главные территориальные управ­ления и их отделения, расчетно-кассовые центры, национальные банки.

Территориальные учреждения не обладают статусом юридического лица, они действуют от имени Банка России по доверенности. Их права ограничены. В частности, они не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, выдавать гарантии и поручительства, векселя и другие обязательства без соответствующего разрешения Совета директоров Банка России.

Главные территориальные управления без согласования с Банком России также не имеют права продавать и отчуждать здания и сооружения. Баланс главного территориального управления является составной частью баланса Банка России.

Отношения главных управлений с коммерческими банками строятся на базе договоров, заключенных ими от лица Банка России, в связи с чем ответст­венность по данным договорам несет его центральный аппарат.

Учреждения второго уровня Банка России выполняют часть его функций на соответствующих территориях. Их главной задачей является обеспечение единства федеральной политики в области денежно-кредитных отношений, надзора за деятельностью коммерческих банков.

В состав территориальных учреждений входят расчетно-кассовые цен­тры (головные, межрайонные и районные). Они проводят межбанковские пла­тежи и расчеты, осуществляют кассовое обслуживание банков и расчетно- кассовое обслуживание счетов бюджетов всех уровней и органов федерального казначейства, Министерства финансов РФ, государственных внебюджетных фондов, а также некоторых иных лиц в случаях, предусмотренных федераль­ными законами. Взаимоотношения РКЦ с клиентами строятся на договорной основе. Головные расчетно-кассовые центры выполняют, кроме названных, не­которые дополнительные операции, например, проводят расчеты по итогам операций на организованном рынке ценных бумаг (ОРЦБ).

Каждый РКЦ имеет:

а)         наименование, включающее названия того населенного пункта, где он- территориально функционирует, и соответствующего территориального управ­ления, в состав которого он входит;

б)         идентификационный код (номер по МФО);

в)         печать со своим наименованием и изображением Государственного герба Российской Федерации, а также штампы, используемые для выполнения возложенных на него полномочий.

Полевые учреждения - третий уровень системы Банка России. Они предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны РФ и иных органов безопасности. Как и территориальные учреждения, они не являются юридическими лицами, но в от­личие от последних являются воинскими учреждениями, комплектуются воен­нослужащими и утверждаются совместным решением Банка России и Мини­стерства обороны. Их функции ограничены расчетно-кассовым обслуживанием и некоторыми другими банковскими операциями.

В структуру Банка России входят другие организации, обеспечивающие его эффективное функционирование. Среди них:

учреждения, поддерживающие его деятельность в области регулирова­ния денежного оборота (вычислительные центры, центральные хранилища, Российское объединение инкассации и др.);

учреждения, организующие информационное обеспечение централь­ного банка. В структуре управления Центрального банка Российской Федера­ции функционирует Департамент информационных систем, руководителем ко­торого по должности является заместитель Председателя Банка России. Важное место здесь занимают также структуры, обеспечивающие безопасность и защи­ту банковской информации, защиту платежных документов;

учреждения, обеспечивающие подготовку и переподготовку банков­ского персонала, методическую сторону деятельности учебных центров, и др.

Важно отметить, что в структуре управления Банка России функциони­рует юридический департамент, непосредственно подчиненный Председателю Банка России. Юридические подразделения функционируют и во втором уров­не системы Банка России.

Вопросы и задания для обсуждения

Какие методологические требования следует учитывать при раскрытии сущности центрального банка?

Что является главным в деятельности центрального банка и чем он от­личается от коммерческого банка?

Раскройте содержание английской модели национального центрального банка.

В чем состоят особенности правового статуса Банка России?

Почему важна независимость центрального банка? По каким критери­ям можно оценить степень политической и экономической независимости цен­трального банка?

Можно ли Банк России считать независимым центральным банком?

Можно ли разделить функции центрального банка между различными институтами? Ответ аргументируйте.

Какие статьи активов и пассивов баланса Банка России являются важ­нейшими с точки зрения денежно-кредитной политики?

Что представляет собой организационная структура Банка России?

Какие вопросы деятельности Банка России относятся к компетенции Национального банковского совета и Совета директоров?

Каковы особенности деятельности расчетно-кассовых центров?

Назовите учреждения инфраструктуры Банка России.

Центральный банк является общенациональным общественным денеж­но-кредитным институтом, эмиссионное дело которого выступает основопо­лагающим занятием. Это порождает определенные принципы организации, обуславливающие, в свою очередь, структуру звеньев управления.

Различают следующие принципы:

принцип централизации деятельности;

принцип разделения властных полномочий по соответствующим уров­ням управления;

функциональный принцип;

принцип согласования с интересами других экономических субъектов.

Важнейшим здесь является принцип централизации деятельности банка.

Поскольку деятельность центрального банка носит общенациональный характер, звенья его структуры должны руководствоваться указаниями одного главного цен­тра, обладающего соответствующими полномочиями. Таким центром - высшим органом Банка России - выступает Совет директоров. В каждой стране принята своя система верховной власти центральных банков.

Принцип централизованного построения позволяет обеспечить единство денежно-кредитной политики, поскольку решения, принятые в верхних эшело­нах власти, имеют одинаковую силу для всех остальных звеньев управления цен­трального банка как системы.

Наряду с принципом централизованного построения немаловажное значе­ние имеет принцип разделения властных полномочий по соответствующим уров­ням, образующим вертикальную структуру управления. Помимо верховной власти, представляемой центром (в форме Советов, Правления и т. п.), выделя­ются территориальные учреждения и их отделения, а также расчетно-кассовые центры (второй уровень), полевые учреждения (третий уровень) и учреждения

инфраструктуры (вычислительные центры, инкассация, хранилища, учебные заведения, службы безопасности и др.)

Важнейшим принципом организационного построения центрального банка является функциональный принцип, обусловленный самим предметом его дея­тельности. Поскольку центральный банк представляет собой институт, регули­рующий денежный оборот, его функциональные подразделения оказываются так или иначе связанными с регулированием денежного обращения в стране, а также с полномочиями, переданными ему государством, которые закреплены за­конодательством.

Рассмотрим действие данного принципа на примере Банка России. У Председателя Центрального банка Российской Федерации 4 первых за­местителя. Обязанности между ними распределены следующим образом:

у одного из них - это Департамент эмиссионно-кассовых операций, Цен­тральное хранилище и др.;

у второго - Сводный экономический департамент, Департамент операций на открытом рынке, Департамент валютных операций, Департамент междуна­родных финансово-экономических отношений и др.;

у третьего - Департамент платежных систем и расчетов, Операционное управление, Департамент организации и исполнения госбюджетных и внебюд­жетных фондов и др.;

у четвертого - Департамент банковского регулирования и надзора, Депар­тамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций, Департамент валютного регулирования и валютного контроля и др.

Функциональный принцип действует и в структуре другого звена - тер­риториальных банков, которые, помимо делегированных им полномочий в об­ласти денежно-кредитного регулирования, осуществляют непосредственное кредитно-расчетное обслуживание российских коммерческих банков либо че­рез свои операционные управления, либо в порядке передоверия расчетно- кассовым центрам (РКЦ).

Существенное значение в организации деятельности центральных банков имеет принцип их согласования с интересами других экономических субъектов. Центральный банк в своей деятельности неизбежно сталкивается с другими экономическими субъектами, их задачами и интересами. Рассматриваемый на­ми принцип требует от центрального банка такого рода организации управле­ния, которая, с одной стороны, учитывала бы, насколько это возможно, интере­сы других субъектов, а с другой - не противоречила бы, не мешала бы выпол­нению его главных целей и задач.

Соблюдение баланса интересов достигается участием различных сторон в деятельности звеньев управления центрального банка. Так, по российскому за­конодательству, министр финансов Российской Федерации и министр эко­номики и торговли Российской Федерации (или, по их поручению, по одному из заместителей) принимают участие в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса. Практика взаимодействия Банка России и Прави­тельства Российской Федерации такова, что они информируют друг друга о предполагаемых действиях общегосударственного значения, координируют свою политику, организуют регулярные консультации.

При взаимодействии с коммерческими банками Банк России перед при­нятием наиболее важных решений нормативного характера проводит с ними консультации, дает необходимые разъяснения, обсуждает предложения по во­просам регулирования банковской деятельности.

Важную роль в реализации рассматриваемого принципа организационно­го построения Центрального банка РФ играет создание Национального банков­ского совета, который, согласно банковскому законодательству, рассматривает концепцию совершенствования российской банковской системы, проекты ос­новных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, политики валютного регулирования и валютного контроля и др.

В настоящее время Банк России представляет собой единую централизо­ванную систему с вертикальной структурой управления, которая включает:

Национальный банковский совет;

Совет директоров;

Центральный аппарат;

Территориальные учреждения;

Расчетно-кассовые центры (РКЦ);

Полевые учреждения;

Предприятия инфраструктуры.

Национальный банковский совет - коллегиальный орган Банка России.

Численность Национального банковского совета составляет 12 человек, назначаемых на четыре года, из которых двое направляются Советом Феде­рации, трое - Государственной Думой, трое - Президентом РФ, трое - Прави­тельством РФ. В состав совета входит также председатель Банка России.

Отзыв членов Национального банковского совета осуществляется орга­ном государственной власти, направившим их в состав Национального банков­ского совета.

В компетенцию Национального банковского совета входит:

рассмотрение годового отчета Банка России;

утверждение на основе предложений Совета директоров на оче­редной год:

общего объема расходов на содержание служащих Банка России;

общего объема расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России;

общего объема капитальных вложений;

общего объема прочих административно-хозяйственных расходов;

утверждение при необходимости на основе предложений Совета директоров дополнительных расходов на содержание служащих Банка России, дополнительных расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России, дополнительных капиталь­ных вложений, а также утверждение прочих дополнительных административ­но-хозяйственных расходов;

рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы Российской Федерации;

рассмотрение проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

решение вопросов, связанных с участием Банка России в капиталах кредитных организаций;

назначение главного аудитора Банка России и рассмотрение его докладов;

ежеквартальное рассмотрение информации Совета директоров по ос­новным вопросам деятельности Банка России:

реализации основных направлений единой государственной денеж­но-кредитной политики;

банковского регулирования и банковского надзора;

реализации политики валютного регулирования и валютного кон­троля;

организации системы расчетов в Российской Федерации;

исполнения сметы расходов Банка России;

подготовки проектов законодательных актов и иных нормативных актов в области банковского дела;

9) рассмотрение других вопросов в соответствии с Законом « О Централь­ном банке Российской Федерации».

Высший орган власти Банка России - Совет директоров, решающий наиболее значимые вопросы, отражающие его целевую ориентацию. В состав Совета директоров входят Председатель Банка России и 12 членов, которые ра­ботают на постоянной основе в Банке России. Члены Совета директоров назна­чаются Государственной Думой на должность сроком на четыре года по пред­ставлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Россий­ской Федерации. Совет директоров заседает не реже одного раза в месяц.

В части денежно-кредитного регулирования Совет директоров принимает решения по поводу:

выпуска и изъятия банкнот и монет из обращения, общего количества выпуска наличных денег;

установления обязательных нормативов для кредитных учреждений;

величины резервных требований в процентах к обязательствам кредит­ных организаций, а также порядка их депонирования в Банке России;

списка векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обес­печения кредитов центрального банка, а также случаев, когда кредиты обеспечи­ваются другими ценностями, гарантиями и поручительствами;

изменения процентных ставок Банка России;

пролонгирования в исключительных случаях ранее предоставленных кредитов;

лимитов операций на открытом рынке;

участия в международных организациях;

участия в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих;

купли и продажи недвижимости, необходимой для деятельности Банка России и его служащих;

прямых количественных ограничений;

организации формирования резервов кредитных организаций.

В рамках надзорной и контрольной функции Совет директоров:

принимает решение о создании для Банка России органа банковского надзора;

устанавливает порядок проведения проверок кредитных организаций;

определяет перечень сведений о деятельности коммерческих банков;

принимает решения по проведению мероприятий в целях финансово­го оздоровления кредитных учреждений;

определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систе­му Российской Федерации;

разрешает создание по экономическим регионам территориальных учреждений;

дает разрешения территориальным банкам на выдачу гарантий и поручи­тельств, вексельных и других обязательств от имени Банка России.

В рамках организации своей деятельности как самостоятельного юридического лица, обладающего определенными финансовыми возможностями, Совет директоров:

вносит предложения в Государственную думу об изменении своего устав­ного капитала;

утверждает годовой отчет Банка России и представляет его Государствен­ной Думе;

определяет порядок образования и использования резервов и фондов;

вводит порядок направления его прибыли в резервные фонды;

устанавливает структуру своего баланса.

Обладая кадровой независимостью, являясь самостоятельным звеном управления, наделенного определенным административным ресурсом, Совет ди­ректоров:

разрабатывает структуру Банка России;

определяет и утверждает порядок своей работы;

принимает решения о создании и ликвидации учреждений и организаций Банка России;

утверждает положения о соответствующих подразделениях, уставы предприятий, обеспечивающих деятельность Банка России;

утверждает перечень должностей служащих Банка России;

устанавливает формы и размеры оплаты труда Председателя Банка России, членов Совета директоров, заместителей Председателя Банка России и других служащих Банка России;

определяет условия найма, увольнения, оплаты труда, служебные обязанно­сти и права, систему дисциплинарных взысканий служащих Банка России;

создает пенсионный фонд для дополнительного обеспечения своих служа­щих;

организует страхование жизни и медицинское страхование персонала Банка России и др.

Реализацию возложенных на Центральный банк РФ полномочий обеспе­чивает Председатель Банка России. Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года по представлению Президента РФ. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд. Председатель является высшим долж­ностным лицом Банка России и несет всю полноту ответственности за его дея­тельность.

Председатель Центрального Банка Российской Федерации:

действует от имени Банка;

представляет без доверенности его интересы в отношениях с органами государственной власти, коммерческими банками, организациями зарубежных стран и международными организациями, другими учреждениями и организа­циями;

назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Банка России, распределяет между ними обязанности;

подписывает приказы и издает указания, обязательные для всей систе­мы Банка России.

Центральный аппарат включает департаменты, каждый из которых яв­ляется функциональным подразделением по основным направлениям дея­тельности. Именно они анализируют экономические события, состояние бан­ковского сектора, прогнозируют влияние возможных изменений в денежно- кредитной политике, несут ответственность по выполнению решений Совета директоров и Председателя Банка России.

Ко второму уровню системы Центрального банка Российской Федерации относятся территориальные учреждения - главные территориальные управ­ления и их отделения, расчетно-кассовые центры, национальные банки.

Территориальные учреждения не обладают статусом юридического лица, они действуют от имени Банка России по доверенности. Их права ограничены. В частности, они не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, выдавать гарантии и поручительства, векселя и другие обязательства без соответствующего разрешения Совета директоров Банка России.

Главные территориальные управления без согласования с Банком России также не имеют права продавать и отчуждать здания и сооружения. Баланс главного территориального управления является составной частью баланса Банка России.

Отношения главных управлений с коммерческими банками строятся на базе договоров, заключенных ими от лица Банка России, в связи с чем ответст­венность по данным договорам несет его центральный аппарат.

Учреждения второго уровня Банка России выполняют часть его функций на соответствующих территориях. Их главной задачей является обеспечение единства федеральной политики в области денежно-кредитных отношений, надзора за деятельностью коммерческих банков.

В состав территориальных учреждений входят расчетно-кассовые цен­тры (головные, межрайонные и районные). Они проводят межбанковские пла­тежи и расчеты, осуществляют кассовое обслуживание банков и расчетно- кассовое обслуживание счетов бюджетов всех уровней и органов федерального казначейства, Министерства финансов РФ, государственных внебюджетных фондов, а также некоторых иных лиц в случаях, предусмотренных федераль­ными законами. Взаимоотношения РКЦ с клиентами строятся на договорной основе. Головные расчетно-кассовые центры выполняют, кроме названных, не­которые дополнительные операции, например, проводят расчеты по итогам операций на организованном рынке ценных бумаг (ОРЦБ).

Каждый РКЦ имеет:

а)         наименование, включающее названия того населенного пункта, где он- территориально функционирует, и соответствующего территориального управ­ления, в состав которого он входит;

б)         идентификационный код (номер по МФО);

в)         печать со своим наименованием и изображением Государственного герба Российской Федерации, а также штампы, используемые для выполнения возложенных на него полномочий.

Полевые учреждения - третий уровень системы Банка России. Они предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны РФ и иных органов безопасности. Как и территориальные учреждения, они не являются юридическими лицами, но в от­личие от последних являются воинскими учреждениями, комплектуются воен­нослужащими и утверждаются совместным решением Банка России и Мини­стерства обороны. Их функции ограничены расчетно-кассовым обслуживанием и некоторыми другими банковскими операциями.

В структуру Банка России входят другие организации, обеспечивающие его эффективное функционирование. Среди них:

учреждения, поддерживающие его деятельность в области регулирова­ния денежного оборота (вычислительные центры, центральные хранилища, Российское объединение инкассации и др.);

учреждения, организующие информационное обеспечение централь­ного банка. В структуре управления Центрального банка Российской Федера­ции функционирует Департамент информационных систем, руководителем ко­торого по должности является заместитель Председателя Банка России. Важное место здесь занимают также структуры, обеспечивающие безопасность и защи­ту банковской информации, защиту платежных документов;

учреждения, обеспечивающие подготовку и переподготовку банков­ского персонала, методическую сторону деятельности учебных центров, и др.

Важно отметить, что в структуре управления Банка России функциони­рует юридический департамент, непосредственно подчиненный Председателю Банка России. Юридические подразделения функционируют и во втором уров­не системы Банка России.

Вопросы и задания для обсуждения

Какие методологические требования следует учитывать при раскрытии сущности центрального банка?

Что является главным в деятельности центрального банка и чем он от­личается от коммерческого банка?

Раскройте содержание английской модели национального центрального банка.

В чем состоят особенности правового статуса Банка России?

Почему важна независимость центрального банка? По каким критери­ям можно оценить степень политической и экономической независимости цен­трального банка?

Можно ли Банк России считать независимым центральным банком?

Можно ли разделить функции центрального банка между различными институтами? Ответ аргументируйте.

Какие статьи активов и пассивов баланса Банка России являются важ­нейшими с точки зрения денежно-кредитной политики?

Что представляет собой организационная структура Банка России?

Какие вопросы деятельности Банка России относятся к компетенции Национального банковского совета и Совета директоров?

Каковы особенности деятельности расчетно-кассовых центров?

Назовите учреждения инфраструктуры Банка России.