9.2. Содержание банковского надзора

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 

Банковский надзор представляет собой систему, включающую ряд элементов:

субъекты надзора;

объекты (предмет) надзора;

методы;

механизм;

правовая основа.

Субъектами надзора выступают две стороны: орган, осуществляющий надзор, и поднадзорная кредитная организация. Как отмечено выше, орган, осуществляющий надзор за банковской деятельностью, определяется законода­тельством. Поднадзорными кредитными организациями считаются все банков­ские и небанковские национальные кредитные организации, а также иностран­ные банки, осуществляющие операции в данной стране.

В последние годы субъектами банковского надзора стали и банковские группы.

Объектом надзора в современных условиях являются:

процессы вступления (выхода) кредитных организаций в банковскую среду;

текущая деятельность и ее управление;

состояние учета и отчетности кредитных организаций.

В настоящее время в соответствии с рекомендациями Базельского коми­тета по банковскому надзору формируется новая модель надзора, получившая на­звание риск-ориентированного надзора. Суть этой модели - в акцентировании внимания на существенных факторах, создающих угрозу устойчивости банков­ской системы. Такими факторами являются банковские риски. Особое внимание в сфере банковского надзора придается оценке достаточности капитала, способного покрывать возможные потери.

Методы надзора определяют специфику контактного и бесконтактного над­зора, т. е. надзора, опирающегося на изучение состояния кредитной организации непосредственно на месте, и надзора, осуществляемого методом внешнего наблюдения.

Механизм надзора как совокупность действий надзорного органа можно рассматривать в разных аспектах.

С точки зрения направлений надзорной деятельности выделяются:

лицензирование и государственная регистрация банковской деятельности;

дистанционный надзор;

контактный надзор.

С точки зрения содержания надзорной деятельности выделяются следую­щие направления:

разработка методологических документов, определяющих требования к кредитным институтам для их лицензирования; пруденциальные нормы и требо­вания к действующим кредитным институтам; основания для отзыва лицензии; программы аналитических и институциональных проверок;

аналитическая работа по изучению представляемой банками отчетности и материалов инспекционных и аудиторских проверок; по оценке перспектив финансовой устойчивости кредитных институтов;

контрольная работа, охватывающая оценку достоверности представляе­мой банком отчетности, его финансового состояния и качества управления;

оценочная работа, осуществляемая на основе аналитических и кон­трольных процедур и имеющая результатом классификацию банков по степени проблемности;

организация дифференцированных отношений с каждым банком: предоставление права на получение от центрального банка (если он является над­зорным органом) определенных кредитов или введение режима предписаний и ограничений, обусловленного выявленными недостатками в деятельности кре­дитной организации.

Инструменты надзора определяютя основными направлениями, по кото­рым он осуществляется. Например, инструментами надзора лицензирования и государственной регистрации являются:

требования к кредитным организациям для получения лицензий и государственной регистрации;

виды лицензий;

требования к порядку представления кредитными организациями документов в надзорный орган и порядок их рассмотрения;

основания для отказа в выдаче лицензии или ее отзыва.

Все элементы системы банковского надзора органически связаны между собой. Единство системы надзора обеспечивается его правовой основой, входя­щей в эту систему в качестве самостоятельного элемента.

Правовая основа банковского надзора включает законодательные акты, определяющие субъекты и объекты надзора, функции и права органов, осуще­ствляющих надзор. Правовую основу механизма и инструментов надзора со­ставляют нормативные документы надзорных органов. Правовая основа бан­ковского надзора специфична для каждой страны и находится в постоянном развитии и совершенствовании.

Правовую основу банковского регулирования и надзора в России состав­ляет, прежде всего, законодательство Российской Федерации:

Конституция Российской Федерации;

Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»;

Федеральный закон от 14 октября 1998 г. №40-ФЗ «О несостоятель­ности (банкротстве) кредитных организаций», определившего порядок регули­рования отношений, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций;

Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. №218-ФЗ «О кредитных ис­ториях», установившего порядок формирования, хранения и использования кре­дитных историй, принципы взаимодействия бюро кредитных историй с заемщи­ками и Банком России;

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. №177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», предусматривающего условия допуска банков в систему страхования вкладов, а также порядок их уча­стия в этой системе;

Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ «О валютном ре­гулировании и валютном контроле».

Существенно расширила правовую основу банковского регулирования и надзора нормативная база Банка России. Нормативные документы Банка России имеют характер положений, инструкций, указаний, рекомендаций, которые пред­назначены для кредитных институтов и подразделений Банка России, осуществ­ляющих надзорные функции.

Особое место среди них занимают нормативные документы, опреде­ляющие пруденциальные нормы и требования к кредитным организациям.

Первая группа пруденциальных норм регулирует предельные уровни бан­ковских рисков. К ним, в частности, относятся:

Инструкция Банка России от 16 января 2004 года №110-И «Об обя­зательных нормативах банков», которая определяет систему регулирования банковской деятельности;

Инструкция Банка России от 31 марта 2004 года №112-И «Об обя­зательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих эмиссию об­лигаций с ипотечным покрытием».

Вторая группа пруденциальных норм Банка России, регулирующих бан­ковскую деятельность, содержит нормы и требования к созданию кредитными организациями резервов, обеспечивающих их стабильность.

Третья группа нормативных требований Банка России касается правил вы­полнения отдельных банковских операций.

К ним, в частности, относятся:

Положение Банка России от 3 октября 2002 г. №2-П «О безналичных рас­четах в Российской Федерации»;

• Положение Банка России от 24 апреля 2008 г. №318-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и моне­ты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации».

К инструментам надзора, посредством которых осуществляется регули­рование банковской деятельности, кроме пруденциальных норм и требований, относятся разработанные Банком России инструкции, методики, исполь­зуемые сотрудниками Банка России.

К таким инструментам следует отнести:

инструкцию Банка России от 14 января 2004 г. № 109-И «О по­рядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций», посредством которой регулируется лицензионная деятельность;

методики по анализу деятельности кредитных организаций, на осно­ве которых ведется аналитическая работа сотрудников Банка России;

инструкции и методики, регулирующие инспекционную деятель­ность Банка России;

инструкции, положения, методические разработки, касающиеся оценки деятельности кредитных организаций, классификации их по степени проблемности.

Банковский надзор представляет собой систему, включающую ряд элементов:

субъекты надзора;

объекты (предмет) надзора;

методы;

механизм;

правовая основа.

Субъектами надзора выступают две стороны: орган, осуществляющий надзор, и поднадзорная кредитная организация. Как отмечено выше, орган, осуществляющий надзор за банковской деятельностью, определяется законода­тельством. Поднадзорными кредитными организациями считаются все банков­ские и небанковские национальные кредитные организации, а также иностран­ные банки, осуществляющие операции в данной стране.

В последние годы субъектами банковского надзора стали и банковские группы.

Объектом надзора в современных условиях являются:

процессы вступления (выхода) кредитных организаций в банковскую среду;

текущая деятельность и ее управление;

состояние учета и отчетности кредитных организаций.

В настоящее время в соответствии с рекомендациями Базельского коми­тета по банковскому надзору формируется новая модель надзора, получившая на­звание риск-ориентированного надзора. Суть этой модели - в акцентировании внимания на существенных факторах, создающих угрозу устойчивости банков­ской системы. Такими факторами являются банковские риски. Особое внимание в сфере банковского надзора придается оценке достаточности капитала, способного покрывать возможные потери.

Методы надзора определяют специфику контактного и бесконтактного над­зора, т. е. надзора, опирающегося на изучение состояния кредитной организации непосредственно на месте, и надзора, осуществляемого методом внешнего наблюдения.

Механизм надзора как совокупность действий надзорного органа можно рассматривать в разных аспектах.

С точки зрения направлений надзорной деятельности выделяются:

лицензирование и государственная регистрация банковской деятельности;

дистанционный надзор;

контактный надзор.

С точки зрения содержания надзорной деятельности выделяются следую­щие направления:

разработка методологических документов, определяющих требования к кредитным институтам для их лицензирования; пруденциальные нормы и требо­вания к действующим кредитным институтам; основания для отзыва лицензии; программы аналитических и институциональных проверок;

аналитическая работа по изучению представляемой банками отчетности и материалов инспекционных и аудиторских проверок; по оценке перспектив финансовой устойчивости кредитных институтов;

контрольная работа, охватывающая оценку достоверности представляе­мой банком отчетности, его финансового состояния и качества управления;

оценочная работа, осуществляемая на основе аналитических и кон­трольных процедур и имеющая результатом классификацию банков по степени проблемности;

организация дифференцированных отношений с каждым банком: предоставление права на получение от центрального банка (если он является над­зорным органом) определенных кредитов или введение режима предписаний и ограничений, обусловленного выявленными недостатками в деятельности кре­дитной организации.

Инструменты надзора определяютя основными направлениями, по кото­рым он осуществляется. Например, инструментами надзора лицензирования и государственной регистрации являются:

требования к кредитным организациям для получения лицензий и государственной регистрации;

виды лицензий;

требования к порядку представления кредитными организациями документов в надзорный орган и порядок их рассмотрения;

основания для отказа в выдаче лицензии или ее отзыва.

Все элементы системы банковского надзора органически связаны между собой. Единство системы надзора обеспечивается его правовой основой, входя­щей в эту систему в качестве самостоятельного элемента.

Правовая основа банковского надзора включает законодательные акты, определяющие субъекты и объекты надзора, функции и права органов, осуще­ствляющих надзор. Правовую основу механизма и инструментов надзора со­ставляют нормативные документы надзорных органов. Правовая основа бан­ковского надзора специфична для каждой страны и находится в постоянном развитии и совершенствовании.

Правовую основу банковского регулирования и надзора в России состав­ляет, прежде всего, законодательство Российской Федерации:

Конституция Российской Федерации;

Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»;

Федеральный закон от 14 октября 1998 г. №40-ФЗ «О несостоятель­ности (банкротстве) кредитных организаций», определившего порядок регули­рования отношений, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций;

Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. №218-ФЗ «О кредитных ис­ториях», установившего порядок формирования, хранения и использования кре­дитных историй, принципы взаимодействия бюро кредитных историй с заемщи­ками и Банком России;

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. №177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», предусматривающего условия допуска банков в систему страхования вкладов, а также порядок их уча­стия в этой системе;

Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ «О валютном ре­гулировании и валютном контроле».

Существенно расширила правовую основу банковского регулирования и надзора нормативная база Банка России. Нормативные документы Банка России имеют характер положений, инструкций, указаний, рекомендаций, которые пред­назначены для кредитных институтов и подразделений Банка России, осуществ­ляющих надзорные функции.

Особое место среди них занимают нормативные документы, опреде­ляющие пруденциальные нормы и требования к кредитным организациям.

Первая группа пруденциальных норм регулирует предельные уровни бан­ковских рисков. К ним, в частности, относятся:

Инструкция Банка России от 16 января 2004 года №110-И «Об обя­зательных нормативах банков», которая определяет систему регулирования банковской деятельности;

Инструкция Банка России от 31 марта 2004 года №112-И «Об обя­зательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих эмиссию об­лигаций с ипотечным покрытием».

Вторая группа пруденциальных норм Банка России, регулирующих бан­ковскую деятельность, содержит нормы и требования к созданию кредитными организациями резервов, обеспечивающих их стабильность.

Третья группа нормативных требований Банка России касается правил вы­полнения отдельных банковских операций.

К ним, в частности, относятся:

Положение Банка России от 3 октября 2002 г. №2-П «О безналичных рас­четах в Российской Федерации»;

• Положение Банка России от 24 апреля 2008 г. №318-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и моне­ты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации».

К инструментам надзора, посредством которых осуществляется регули­рование банковской деятельности, кроме пруденциальных норм и требований, относятся разработанные Банком России инструкции, методики, исполь­зуемые сотрудниками Банка России.

К таким инструментам следует отнести:

инструкцию Банка России от 14 января 2004 г. № 109-И «О по­рядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций», посредством которой регулируется лицензионная деятельность;

методики по анализу деятельности кредитных организаций, на осно­ве которых ведется аналитическая работа сотрудников Банка России;

инструкции и методики, регулирующие инспекционную деятель­ность Банка России;

инструкции, положения, методические разработки, касающиеся оценки деятельности кредитных организаций, классификации их по степени проблемности.