9.2. Содержание банковского надзора
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51
Банковский надзор представляет собой систему, включающую ряд элементов:
субъекты надзора;
объекты (предмет) надзора;
Субъектами надзора выступают две стороны: орган, осуществляющий надзор, и поднадзорная кредитная организация. Как отмечено выше, орган, осуществляющий надзор за банковской деятельностью, определяется законодательством. Поднадзорными кредитными организациями считаются все банковские и небанковские национальные кредитные организации, а также иностранные банки, осуществляющие операции в данной стране.
В последние годы субъектами банковского надзора стали и банковские группы.
Объектом надзора в современных условиях являются:
процессы вступления (выхода) кредитных организаций в банковскую среду;
текущая деятельность и ее управление;
состояние учета и отчетности кредитных организаций.
В настоящее время в соответствии с рекомендациями Базельского комитета по банковскому надзору формируется новая модель надзора, получившая название риск-ориентированного надзора. Суть этой модели - в акцентировании внимания на существенных факторах, создающих угрозу устойчивости банковской системы. Такими факторами являются банковские риски. Особое внимание в сфере банковского надзора придается оценке достаточности капитала, способного покрывать возможные потери.
Методы надзора определяют специфику контактного и бесконтактного надзора, т. е. надзора, опирающегося на изучение состояния кредитной организации непосредственно на месте, и надзора, осуществляемого методом внешнего наблюдения.
Механизм надзора как совокупность действий надзорного органа можно рассматривать в разных аспектах.
С точки зрения направлений надзорной деятельности выделяются:
лицензирование и государственная регистрация банковской деятельности;
дистанционный надзор;
контактный надзор.
С точки зрения содержания надзорной деятельности выделяются следующие направления:
разработка методологических документов, определяющих требования к кредитным институтам для их лицензирования; пруденциальные нормы и требования к действующим кредитным институтам; основания для отзыва лицензии; программы аналитических и институциональных проверок;
аналитическая работа по изучению представляемой банками отчетности и материалов инспекционных и аудиторских проверок; по оценке перспектив финансовой устойчивости кредитных институтов;
контрольная работа, охватывающая оценку достоверности представляемой банком отчетности, его финансового состояния и качества управления;
оценочная работа, осуществляемая на основе аналитических и контрольных процедур и имеющая результатом классификацию банков по степени проблемности;
организация дифференцированных отношений с каждым банком: предоставление права на получение от центрального банка (если он является надзорным органом) определенных кредитов или введение режима предписаний и ограничений, обусловленного выявленными недостатками в деятельности кредитной организации.
Инструменты надзора определяютя основными направлениями, по которым он осуществляется. Например, инструментами надзора лицензирования и государственной регистрации являются:
требования к кредитным организациям для получения лицензий и государственной регистрации;
виды лицензий;
требования к порядку представления кредитными организациями документов в надзорный орган и порядок их рассмотрения;
основания для отказа в выдаче лицензии или ее отзыва.
Все элементы системы банковского надзора органически связаны между собой. Единство системы надзора обеспечивается его правовой основой, входящей в эту систему в качестве самостоятельного элемента.
Правовая основа банковского надзора включает законодательные акты, определяющие субъекты и объекты надзора, функции и права органов, осуществляющих надзор. Правовую основу механизма и инструментов надзора составляют нормативные документы надзорных органов. Правовая основа банковского надзора специфична для каждой страны и находится в постоянном развитии и совершенствовании.
Правовую основу банковского регулирования и надзора в России составляет, прежде всего, законодательство Российской Федерации:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»;
Федеральный закон от 14 октября 1998 г. №40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», определившего порядок регулирования отношений, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций;
Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. №218-ФЗ «О кредитных историях», установившего порядок формирования, хранения и использования кредитных историй, принципы взаимодействия бюро кредитных историй с заемщиками и Банком России;
Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. №177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», предусматривающего условия допуска банков в систему страхования вкладов, а также порядок их участия в этой системе;
Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Существенно расширила правовую основу банковского регулирования и надзора нормативная база Банка России. Нормативные документы Банка России имеют характер положений, инструкций, указаний, рекомендаций, которые предназначены для кредитных институтов и подразделений Банка России, осуществляющих надзорные функции.
Особое место среди них занимают нормативные документы, определяющие пруденциальные нормы и требования к кредитным организациям.
Первая группа пруденциальных норм регулирует предельные уровни банковских рисков. К ним, в частности, относятся:
Инструкция Банка России от 16 января 2004 года №110-И «Об обязательных нормативах банков», которая определяет систему регулирования банковской деятельности;
Инструкция Банка России от 31 марта 2004 года №112-И «Об обязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием».
Вторая группа пруденциальных норм Банка России, регулирующих банковскую деятельность, содержит нормы и требования к созданию кредитными организациями резервов, обеспечивающих их стабильность.
Третья группа нормативных требований Банка России касается правил выполнения отдельных банковских операций.
К ним, в частности, относятся:
Положение Банка России от 3 октября 2002 г. №2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации»;
• Положение Банка России от 24 апреля 2008 г. №318-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации».
К инструментам надзора, посредством которых осуществляется регулирование банковской деятельности, кроме пруденциальных норм и требований, относятся разработанные Банком России инструкции, методики, используемые сотрудниками Банка России.
К таким инструментам следует отнести:
инструкцию Банка России от 14 января 2004 г. № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций», посредством которой регулируется лицензионная деятельность;
методики по анализу деятельности кредитных организаций, на основе которых ведется аналитическая работа сотрудников Банка России;
инструкции и методики, регулирующие инспекционную деятельность Банка России;
инструкции, положения, методические разработки, касающиеся оценки деятельности кредитных организаций, классификации их по степени проблемности.
Банковский надзор представляет собой систему, включающую ряд элементов:
субъекты надзора;
объекты (предмет) надзора;
Субъектами надзора выступают две стороны: орган, осуществляющий надзор, и поднадзорная кредитная организация. Как отмечено выше, орган, осуществляющий надзор за банковской деятельностью, определяется законодательством. Поднадзорными кредитными организациями считаются все банковские и небанковские национальные кредитные организации, а также иностранные банки, осуществляющие операции в данной стране.
В последние годы субъектами банковского надзора стали и банковские группы.
Объектом надзора в современных условиях являются:
процессы вступления (выхода) кредитных организаций в банковскую среду;
текущая деятельность и ее управление;
состояние учета и отчетности кредитных организаций.
В настоящее время в соответствии с рекомендациями Базельского комитета по банковскому надзору формируется новая модель надзора, получившая название риск-ориентированного надзора. Суть этой модели - в акцентировании внимания на существенных факторах, создающих угрозу устойчивости банковской системы. Такими факторами являются банковские риски. Особое внимание в сфере банковского надзора придается оценке достаточности капитала, способного покрывать возможные потери.
Методы надзора определяют специфику контактного и бесконтактного надзора, т. е. надзора, опирающегося на изучение состояния кредитной организации непосредственно на месте, и надзора, осуществляемого методом внешнего наблюдения.
Механизм надзора как совокупность действий надзорного органа можно рассматривать в разных аспектах.
С точки зрения направлений надзорной деятельности выделяются:
лицензирование и государственная регистрация банковской деятельности;
дистанционный надзор;
контактный надзор.
С точки зрения содержания надзорной деятельности выделяются следующие направления:
разработка методологических документов, определяющих требования к кредитным институтам для их лицензирования; пруденциальные нормы и требования к действующим кредитным институтам; основания для отзыва лицензии; программы аналитических и институциональных проверок;
аналитическая работа по изучению представляемой банками отчетности и материалов инспекционных и аудиторских проверок; по оценке перспектив финансовой устойчивости кредитных институтов;
контрольная работа, охватывающая оценку достоверности представляемой банком отчетности, его финансового состояния и качества управления;
оценочная работа, осуществляемая на основе аналитических и контрольных процедур и имеющая результатом классификацию банков по степени проблемности;
организация дифференцированных отношений с каждым банком: предоставление права на получение от центрального банка (если он является надзорным органом) определенных кредитов или введение режима предписаний и ограничений, обусловленного выявленными недостатками в деятельности кредитной организации.
Инструменты надзора определяютя основными направлениями, по которым он осуществляется. Например, инструментами надзора лицензирования и государственной регистрации являются:
требования к кредитным организациям для получения лицензий и государственной регистрации;
виды лицензий;
требования к порядку представления кредитными организациями документов в надзорный орган и порядок их рассмотрения;
основания для отказа в выдаче лицензии или ее отзыва.
Все элементы системы банковского надзора органически связаны между собой. Единство системы надзора обеспечивается его правовой основой, входящей в эту систему в качестве самостоятельного элемента.
Правовая основа банковского надзора включает законодательные акты, определяющие субъекты и объекты надзора, функции и права органов, осуществляющих надзор. Правовую основу механизма и инструментов надзора составляют нормативные документы надзорных органов. Правовая основа банковского надзора специфична для каждой страны и находится в постоянном развитии и совершенствовании.
Правовую основу банковского регулирования и надзора в России составляет, прежде всего, законодательство Российской Федерации:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»;
Федеральный закон от 14 октября 1998 г. №40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», определившего порядок регулирования отношений, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций;
Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. №218-ФЗ «О кредитных историях», установившего порядок формирования, хранения и использования кредитных историй, принципы взаимодействия бюро кредитных историй с заемщиками и Банком России;
Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. №177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», предусматривающего условия допуска банков в систему страхования вкладов, а также порядок их участия в этой системе;
Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Существенно расширила правовую основу банковского регулирования и надзора нормативная база Банка России. Нормативные документы Банка России имеют характер положений, инструкций, указаний, рекомендаций, которые предназначены для кредитных институтов и подразделений Банка России, осуществляющих надзорные функции.
Особое место среди них занимают нормативные документы, определяющие пруденциальные нормы и требования к кредитным организациям.
Первая группа пруденциальных норм регулирует предельные уровни банковских рисков. К ним, в частности, относятся:
Инструкция Банка России от 16 января 2004 года №110-И «Об обязательных нормативах банков», которая определяет систему регулирования банковской деятельности;
Инструкция Банка России от 31 марта 2004 года №112-И «Об обязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием».
Вторая группа пруденциальных норм Банка России, регулирующих банковскую деятельность, содержит нормы и требования к созданию кредитными организациями резервов, обеспечивающих их стабильность.
Третья группа нормативных требований Банка России касается правил выполнения отдельных банковских операций.
К ним, в частности, относятся:
Положение Банка России от 3 октября 2002 г. №2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации»;
• Положение Банка России от 24 апреля 2008 г. №318-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации».
К инструментам надзора, посредством которых осуществляется регулирование банковской деятельности, кроме пруденциальных норм и требований, относятся разработанные Банком России инструкции, методики, используемые сотрудниками Банка России.
К таким инструментам следует отнести:
инструкцию Банка России от 14 января 2004 г. № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций», посредством которой регулируется лицензионная деятельность;
методики по анализу деятельности кредитных организаций, на основе которых ведется аналитическая работа сотрудников Банка России;
инструкции и методики, регулирующие инспекционную деятельность Банка России;
инструкции, положения, методические разработки, касающиеся оценки деятельности кредитных организаций, классификации их по степени проблемности.