2.2. Концепции денежно-кредитной политики

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 

В основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, изучающая, в частности, процесс воздействия денег и денежно-кредитной политики на со­стояние экономики в целом. В современных условиях государства с рыночны­ми моделями экономики используют одну из двух концепций денежно- кредитной политики:

политика кредитной экспансии, или «дешевых» денег;

политика кредитной рестрикции, или «дорогих» денег.

Кредитная экспансия центрального банка увеличивает ресурсы коммер­ческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов увеличивают об­щую массу денег в обороте. Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насы­щению экономики денежными ресурсами.

Знание теоретических основ и концепций денежно-кредитной политики еще не означает автоматической возможности ее эффективной разработки и достижения поставленных целей.

Практические аспекты формирования денежно-кредитной политики пред­полагают разработку целого ряда вопросов, из которых можно выделить следующие:

выбор конкретной тактической цели денежно-кредитной политики, «ра­ботающей» наиболее эффективно на достижение стратегической цели;

выбор приоритетного объекта денежно-кредитной политики: спрос или предложение денег, процентная ставка или количество денег;

насколько независим центральный банк в разработке и проведении де­нежно-кредитной политики;

будет ли центральный банк жестко следовать выработанным установ­кам денежно-кредитной политики (денежной программе) или станет их менять в зависимости от складывающихся тенденций развития экономики, т. е. будет проводить так называемую дискреционную денежно-кредитную политику, предполагающую свободу действий;

как учитываются временные лаги денежно-кредитной политики;

как проведение денежно-кредитной политики влияет на инфляционные тенденции.

Кроме того, важное значение для эффективного осуществления денежно- кредитной политики имеет стабильность банковской системы. Банковская си­стема любой страны является необходимой составляющей ее экономики. В рам­ках денежно-кредитных отношений банки обеспечивают непрерывность функционирования сфер производства и потребления. Банковский сектор явля­ется тем каналом, через который передаются импульсы денежно-кредитного регулирования всей экономике. Следовательно, регулирование центральным банком деятельности коммерческих банков можно рассматривать также как одно из направлений денежно-кредитного регулирования экономики со сторо­ны центрального банка.

Выбор правильной концепции денежно-кредитной политики в России весьма затруднен. Это связано с тем, что, с одной стороны, в стране действуют инфляционные факторы, которые требуют сокращения денежной массы, что предполагает использование кредитной рестрикции, но, с другой стороны, го­сударству необходимы инвестиции, для чего нужно проводить политику кре­дитной экспансии. Поэтому денежно-кредитная политика должна сочетаться с гибкой бюджетной, налоговой и структурной политикой Правительства Рос­сийской Федерации.

В основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, изучающая, в частности, процесс воздействия денег и денежно-кредитной политики на со­стояние экономики в целом. В современных условиях государства с рыночны­ми моделями экономики используют одну из двух концепций денежно- кредитной политики:

политика кредитной экспансии, или «дешевых» денег;

политика кредитной рестрикции, или «дорогих» денег.

Кредитная экспансия центрального банка увеличивает ресурсы коммер­ческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов увеличивают об­щую массу денег в обороте. Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насы­щению экономики денежными ресурсами.

Знание теоретических основ и концепций денежно-кредитной политики еще не означает автоматической возможности ее эффективной разработки и достижения поставленных целей.

Практические аспекты формирования денежно-кредитной политики пред­полагают разработку целого ряда вопросов, из которых можно выделить следующие:

выбор конкретной тактической цели денежно-кредитной политики, «ра­ботающей» наиболее эффективно на достижение стратегической цели;

выбор приоритетного объекта денежно-кредитной политики: спрос или предложение денег, процентная ставка или количество денег;

насколько независим центральный банк в разработке и проведении де­нежно-кредитной политики;

будет ли центральный банк жестко следовать выработанным установ­кам денежно-кредитной политики (денежной программе) или станет их менять в зависимости от складывающихся тенденций развития экономики, т. е. будет проводить так называемую дискреционную денежно-кредитную политику, предполагающую свободу действий;

как учитываются временные лаги денежно-кредитной политики;

как проведение денежно-кредитной политики влияет на инфляционные тенденции.

Кроме того, важное значение для эффективного осуществления денежно- кредитной политики имеет стабильность банковской системы. Банковская си­стема любой страны является необходимой составляющей ее экономики. В рам­ках денежно-кредитных отношений банки обеспечивают непрерывность функционирования сфер производства и потребления. Банковский сектор явля­ется тем каналом, через который передаются импульсы денежно-кредитного регулирования всей экономике. Следовательно, регулирование центральным банком деятельности коммерческих банков можно рассматривать также как одно из направлений денежно-кредитного регулирования экономики со сторо­ны центрального банка.

Выбор правильной концепции денежно-кредитной политики в России весьма затруднен. Это связано с тем, что, с одной стороны, в стране действуют инфляционные факторы, которые требуют сокращения денежной массы, что предполагает использование кредитной рестрикции, но, с другой стороны, го­сударству необходимы инвестиции, для чего нужно проводить политику кре­дитной экспансии. Поэтому денежно-кредитная политика должна сочетаться с гибкой бюджетной, налоговой и структурной политикой Правительства Рос­сийской Федерации.