6.1. Понятие и цели валютной политики
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51
Валютная политика — это совокупность мер в области валютных отношений, осуществляемых государством в соответствии с выработанными политическими и экономическими ориентирами. Ее стратегическая цель совпадает с общей целью государственной экономической политики, но имеет свой специфический объект воздействия и субъекты ее проведения.
Объектом валютной политики являются валютные ценности - иностранная валюта и внешние ценные бумаги. Определение валютных ценностей содержится в ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Под иностранной валютой понимается как наличная валюта (денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством на территории соответствующего государства или в группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки), так и безналичная (средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.
Валюта Российской Федерации выступает объектом валютно-правового регулирования, когда в экономических отношениях участвуют нерезиденты. Например, если покупателем российских ценных бумаг за российские рубли является иностранная фирма-нерезидент, то возникающие отношения регулируются нормами валютного законодательства.
В соответствии с Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» к валютным ценностям относятся также внешние ценные бумаги:
платежные документы, основными видами которых являются чеки, векселя и аккредитивы. Перечень платежных документов оставлен в законе открытым, поскольку в результате совершенствования банковских услуг появляются новые виды платежных документов;
фондовые ценности - акции и облигации, выраженные в иностранной валюте;
другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте (казначейские векселя, железнодорожные накладные, коносаменты и др.).
Ценные бумаги, как и денежные знаки, должны отвечать требованиям подлинности и платежности. Ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте, могут быть эмитированы как за рубежом, так и в Российской Федерации.
Субъектами валютной политики являются определяемые Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» органы и агенты валютного регулирования и валютного контроля.
Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк и Правительство Российской Федерации.
Органами валютного контроля (ст. 22 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле») являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.
Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ, профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.
Таким образом, Банк России одновременно выступает и как основной орган валютного регулирования, и как один из органов валютного контроля в Российской Федерации. Банк России наделен правом издания нормативно- правовых актов, обязательных к исполнению всеми участниками валютного рынка и внешнеэкономической деятельности.
Наряду с общей стратегической целью валютной политики, совпадающей с целью общеэкономической политики, различают тактические, или операционные, цели:
укрепление валютно-финансового положения страны, повышение ее международной платежеспособности и кредитоспособности, международной валютной ликвидности;
повышение инвестиционной привлекательности страны для иностранных инвесторов и противодействие «бегству капитала» за границу;
укрепление национальной валюты, создание условий для ее конвертируемости и стабильности курса по отношению к иностранным валютам.
С помощью реализации тактических целей валютной политики решается задача перехода к свободной конвертируемости национальной валюты, в создании условий для постепенного снятия ограничений на валютные операции.
С начала осуществления экономических реформ Россия фактически ввела внутреннюю, т. е. только для резидентов (юридических и физических лиц данной страны), конвертируемость рубля по текущим операциям платежного баланса. При этом по финансовым операциям резидентов были установлены валютные ограничения. Они распространились и на валютные операции нерезидентов. Обращение рублевых средств за рубежом, а также котировки рубля иностранными банками считались, в соответствии с валютным законодательством России, незаконными.
С июня 1996 года Россия официально приняла на себя в полном объеме обязательства, налагаемые на страны-члены МВФ ст.УШ (разделы 2, 3, 4) Устава Фонда. Эта статья требует от стран-членов устранить валютные ограничения и ввести конвертируемость национальных валют по международным текущим операциям, не прибегать к практике множественности валютных курсов, не принимать участия в дискриминационных валютных соглашениях. Присоединение России к ст. VIII предполагает распространение сферы конвертируемости рубля по текущим операциям на нерезидентов.
Валютный курс рубля официально не привязан к какой-либо западной валюте и валютной корзине. В России введен режим плавающего валютного курса, который складывается под воздействием соотношения спроса и предложения на валютных биржах страны, прежде всего, на ММВБ. Применяется прямая котировка, т. е. единица иностранной валюты выражается в определенном количестве рублей. С введением в 1999 году евро, единой денежной единицы ЕС, Банк России стал использовать ее наряду с долларом США в качестве резервной валюты.
Объектом особого внимания в рамках валютной политики на протяжении всего периода экономических реформ в России было противодействие утечкам (бегству) капитала за границу.
Валютная политика — это совокупность мер в области валютных отношений, осуществляемых государством в соответствии с выработанными политическими и экономическими ориентирами. Ее стратегическая цель совпадает с общей целью государственной экономической политики, но имеет свой специфический объект воздействия и субъекты ее проведения.
Объектом валютной политики являются валютные ценности - иностранная валюта и внешние ценные бумаги. Определение валютных ценностей содержится в ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Под иностранной валютой понимается как наличная валюта (денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством на территории соответствующего государства или в группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки), так и безналичная (средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.
Валюта Российской Федерации выступает объектом валютно-правового регулирования, когда в экономических отношениях участвуют нерезиденты. Например, если покупателем российских ценных бумаг за российские рубли является иностранная фирма-нерезидент, то возникающие отношения регулируются нормами валютного законодательства.
В соответствии с Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» к валютным ценностям относятся также внешние ценные бумаги:
платежные документы, основными видами которых являются чеки, векселя и аккредитивы. Перечень платежных документов оставлен в законе открытым, поскольку в результате совершенствования банковских услуг появляются новые виды платежных документов;
фондовые ценности - акции и облигации, выраженные в иностранной валюте;
другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте (казначейские векселя, железнодорожные накладные, коносаменты и др.).
Ценные бумаги, как и денежные знаки, должны отвечать требованиям подлинности и платежности. Ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте, могут быть эмитированы как за рубежом, так и в Российской Федерации.
Субъектами валютной политики являются определяемые Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» органы и агенты валютного регулирования и валютного контроля.
Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк и Правительство Российской Федерации.
Органами валютного контроля (ст. 22 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле») являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.
Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ, профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.
Таким образом, Банк России одновременно выступает и как основной орган валютного регулирования, и как один из органов валютного контроля в Российской Федерации. Банк России наделен правом издания нормативно- правовых актов, обязательных к исполнению всеми участниками валютного рынка и внешнеэкономической деятельности.
Наряду с общей стратегической целью валютной политики, совпадающей с целью общеэкономической политики, различают тактические, или операционные, цели:
укрепление валютно-финансового положения страны, повышение ее международной платежеспособности и кредитоспособности, международной валютной ликвидности;
повышение инвестиционной привлекательности страны для иностранных инвесторов и противодействие «бегству капитала» за границу;
укрепление национальной валюты, создание условий для ее конвертируемости и стабильности курса по отношению к иностранным валютам.
С помощью реализации тактических целей валютной политики решается задача перехода к свободной конвертируемости национальной валюты, в создании условий для постепенного снятия ограничений на валютные операции.
С начала осуществления экономических реформ Россия фактически ввела внутреннюю, т. е. только для резидентов (юридических и физических лиц данной страны), конвертируемость рубля по текущим операциям платежного баланса. При этом по финансовым операциям резидентов были установлены валютные ограничения. Они распространились и на валютные операции нерезидентов. Обращение рублевых средств за рубежом, а также котировки рубля иностранными банками считались, в соответствии с валютным законодательством России, незаконными.
С июня 1996 года Россия официально приняла на себя в полном объеме обязательства, налагаемые на страны-члены МВФ ст.УШ (разделы 2, 3, 4) Устава Фонда. Эта статья требует от стран-членов устранить валютные ограничения и ввести конвертируемость национальных валют по международным текущим операциям, не прибегать к практике множественности валютных курсов, не принимать участия в дискриминационных валютных соглашениях. Присоединение России к ст. VIII предполагает распространение сферы конвертируемости рубля по текущим операциям на нерезидентов.
Валютный курс рубля официально не привязан к какой-либо западной валюте и валютной корзине. В России введен режим плавающего валютного курса, который складывается под воздействием соотношения спроса и предложения на валютных биржах страны, прежде всего, на ММВБ. Применяется прямая котировка, т. е. единица иностранной валюты выражается в определенном количестве рублей. С введением в 1999 году евро, единой денежной единицы ЕС, Банк России стал использовать ее наряду с долларом США в качестве резервной валюты.
Объектом особого внимания в рамках валютной политики на протяжении всего периода экономических реформ в России было противодействие утечкам (бегству) капитала за границу.