6.1. Понятие и цели валютной политики

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 

Валютная политика — это совокупность мер в области валютных отно­шений, осуществляемых государством в соответствии с выработанными полити­ческими и экономическими ориентирами. Ее стратегическая цель совпадает с общей целью государственной экономической политики, но имеет свой специфический объект воздействия и субъекты ее проведения.

Объектом валютной политики являются валютные ценности - иностран­ная валюта и внешние ценные бумаги. Определение валютных ценностей со­держится в ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Под иностранной валютой понимается как наличная валюта (денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обраще­нии и являющиеся законным платежным средством на территории соответ­ствующего государства или в группе государств, а также изъятые или изымае­мые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки), так и безналичная (средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и междуна­родных денежных или расчетных единицах.

Валюта Российской Федерации выступает объектом валютно-правового ре­гулирования, когда в экономических отношениях участвуют нерезиденты. На­пример, если покупателем российских ценных бумаг за российские рубли явля­ется иностранная фирма-нерезидент, то возникающие отношения регулируются нормами валютного законодательства.

В соответствии с Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» к валютным ценностям относятся также внешние ценные бумаги:

платежные документы, основными видами которых являются чеки, векселя и аккредитивы. Перечень платежных документов оставлен в законе от­крытым, поскольку в результате совершенствования банковских услуг появля­ются новые виды платежных документов;

фондовые ценности - акции и облигации, выраженные в иностранной валюте;

другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте (казначейские векселя, железнодорожные накладные, коносаменты и др.).

Ценные бумаги, как и денежные знаки, должны отвечать требованиям подлинности и платежности. Ценные бумаги, выраженные в иностранной ва­люте, могут быть эмитированы как за рубежом, так и в Российской Федерации.

Субъектами валютной политики являются определяемые Законом «О ва­лютном регулировании и валютном контроле» органы и агенты валютного ре­гулирования и валютного контроля.

Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк и Правительство Российской Федерации.

Органами валютного контроля (ст. 22 Закона «О валютном регулирова­нии и валютном контроле») являются Центральный банк Российской Федера­ции, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, упол­номоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подот­четные Центральному банку РФ, профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федераль­ному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные ор­ганы и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.

Таким образом, Банк России одновременно выступает и как основной ор­ган валютного регулирования, и как один из органов валютного контроля в Рос­сийской Федерации. Банк России наделен правом издания нормативно- правовых актов, обязательных к исполнению всеми участниками валютного рынка и внешнеэкономической деятельности.

Наряду с общей стратегической целью валютной политики, совпадающей с целью общеэкономической политики, различают тактические, или операци­онные, цели:

укрепление валютно-финансового положения страны, повышение ее международной платежеспособности и кредитоспособности, международной валютной ликвидности;

повышение инвестиционной привлекательности страны для иностранных инвесторов и противодействие «бегству капитала» за границу;

укрепление национальной валюты, создание условий для ее конвер­тируемости и стабильности курса по отношению к иностранным валютам.

С помощью реализации тактических целей валютной политики решается задача перехода к свободной конвертируемости национальной валюты, в созда­нии условий для постепенного снятия ограничений на валютные операции.

С начала осуществления экономических реформ Россия фактически ввела внутреннюю, т. е. только для резидентов (юридических и физических лиц дан­ной страны), конвертируемость рубля по текущим операциям платежного ба­ланса. При этом по финансовым операциям резидентов были установлены ва­лютные ограничения. Они распространились и на валютные операции нерези­дентов. Обращение рублевых средств за рубежом, а также котировки рубля ино­странными банками считались, в соответствии с валютным законодательством России, незаконными.

С июня 1996 года Россия официально приняла на себя в полном объеме обязательства, налагаемые на страны-члены МВФ ст.УШ (разделы 2, 3, 4) Устава Фонда. Эта статья требует от стран-членов устранить валютные ограничения и ввести конвертируемость национальных валют по международным текущим операциям, не прибегать к практике множественности валютных курсов, не принимать участия в дискриминационных валютных соглашениях. Присоеди­нение России к ст. VIII предполагает распространение сферы конвертируемости рубля по текущим операциям на нерезидентов.

Валютный курс рубля официально не привязан к какой-либо западной ва­люте и валютной корзине. В России введен режим плавающего валютного кур­са, который складывается под воздействием соотношения спроса и пред­ложения на валютных биржах страны, прежде всего, на ММВБ. Применяется прямая котировка, т. е. единица иностранной валюты выражается в определенном количестве рублей. С введением в 1999 году евро, единой денежной едини­цы ЕС, Банк России стал использовать ее наряду с долларом США в качестве ре­зервной валюты.

Объектом особого внимания в рамках валютной политики на протяжении всего периода экономических реформ в России было противодействие утечкам (бегству) капитала за границу.

Валютная политика — это совокупность мер в области валютных отно­шений, осуществляемых государством в соответствии с выработанными полити­ческими и экономическими ориентирами. Ее стратегическая цель совпадает с общей целью государственной экономической политики, но имеет свой специфический объект воздействия и субъекты ее проведения.

Объектом валютной политики являются валютные ценности - иностран­ная валюта и внешние ценные бумаги. Определение валютных ценностей со­держится в ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Под иностранной валютой понимается как наличная валюта (денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обраще­нии и являющиеся законным платежным средством на территории соответ­ствующего государства или в группе государств, а также изъятые или изымае­мые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки), так и безналичная (средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и междуна­родных денежных или расчетных единицах.

Валюта Российской Федерации выступает объектом валютно-правового ре­гулирования, когда в экономических отношениях участвуют нерезиденты. На­пример, если покупателем российских ценных бумаг за российские рубли явля­ется иностранная фирма-нерезидент, то возникающие отношения регулируются нормами валютного законодательства.

В соответствии с Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» к валютным ценностям относятся также внешние ценные бумаги:

платежные документы, основными видами которых являются чеки, векселя и аккредитивы. Перечень платежных документов оставлен в законе от­крытым, поскольку в результате совершенствования банковских услуг появля­ются новые виды платежных документов;

фондовые ценности - акции и облигации, выраженные в иностранной валюте;

другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте (казначейские векселя, железнодорожные накладные, коносаменты и др.).

Ценные бумаги, как и денежные знаки, должны отвечать требованиям подлинности и платежности. Ценные бумаги, выраженные в иностранной ва­люте, могут быть эмитированы как за рубежом, так и в Российской Федерации.

Субъектами валютной политики являются определяемые Законом «О ва­лютном регулировании и валютном контроле» органы и агенты валютного ре­гулирования и валютного контроля.

Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк и Правительство Российской Федерации.

Органами валютного контроля (ст. 22 Закона «О валютном регулирова­нии и валютном контроле») являются Центральный банк Российской Федера­ции, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, упол­номоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подот­четные Центральному банку РФ, профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федераль­ному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные ор­ганы и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.

Таким образом, Банк России одновременно выступает и как основной ор­ган валютного регулирования, и как один из органов валютного контроля в Рос­сийской Федерации. Банк России наделен правом издания нормативно- правовых актов, обязательных к исполнению всеми участниками валютного рынка и внешнеэкономической деятельности.

Наряду с общей стратегической целью валютной политики, совпадающей с целью общеэкономической политики, различают тактические, или операци­онные, цели:

укрепление валютно-финансового положения страны, повышение ее международной платежеспособности и кредитоспособности, международной валютной ликвидности;

повышение инвестиционной привлекательности страны для иностранных инвесторов и противодействие «бегству капитала» за границу;

укрепление национальной валюты, создание условий для ее конвер­тируемости и стабильности курса по отношению к иностранным валютам.

С помощью реализации тактических целей валютной политики решается задача перехода к свободной конвертируемости национальной валюты, в созда­нии условий для постепенного снятия ограничений на валютные операции.

С начала осуществления экономических реформ Россия фактически ввела внутреннюю, т. е. только для резидентов (юридических и физических лиц дан­ной страны), конвертируемость рубля по текущим операциям платежного ба­ланса. При этом по финансовым операциям резидентов были установлены ва­лютные ограничения. Они распространились и на валютные операции нерези­дентов. Обращение рублевых средств за рубежом, а также котировки рубля ино­странными банками считались, в соответствии с валютным законодательством России, незаконными.

С июня 1996 года Россия официально приняла на себя в полном объеме обязательства, налагаемые на страны-члены МВФ ст.УШ (разделы 2, 3, 4) Устава Фонда. Эта статья требует от стран-членов устранить валютные ограничения и ввести конвертируемость национальных валют по международным текущим операциям, не прибегать к практике множественности валютных курсов, не принимать участия в дискриминационных валютных соглашениях. Присоеди­нение России к ст. VIII предполагает распространение сферы конвертируемости рубля по текущим операциям на нерезидентов.

Валютный курс рубля официально не привязан к какой-либо западной ва­люте и валютной корзине. В России введен режим плавающего валютного кур­са, который складывается под воздействием соотношения спроса и пред­ложения на валютных биржах страны, прежде всего, на ММВБ. Применяется прямая котировка, т. е. единица иностранной валюты выражается в определенном количестве рублей. С введением в 1999 году евро, единой денежной едини­цы ЕС, Банк России стал использовать ее наряду с долларом США в качестве ре­зервной валюты.

Объектом особого внимания в рамках валютной политики на протяжении всего периода экономических реформ в России было противодействие утечкам (бегству) капитала за границу.