Глава 7. Международная и внешнеэкономическая деятельность Банка России

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 

Правовой основой международной деятельности Центрального банка как представителя интересов России является Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. 51-55). В соответствии с этим Законом Банк России представляет интересы Российской Федерации во взаи­моотношениях центральных банков иностранных государств, а также в между­народных банках и иных международных валютно-финансовых организациях.

Законом предусмотрено, что Банк России:

вправе запросить центральный банк и орган банковского надзора ино­странного государства о предоставлении информации или документов, которые получены от кредитных организаций в ходе исполнения надзорных функций, а также предоставить органу банковского надзора иностранного государства ука­занные информацию или документы, которые не содержат сведений об опера­циях кредитных организаций и их клиентов, при условии обеспечения указан­ным органом банковского надзора режима сохранности информации, соответ­ствующего установленным законодательством Российской Федерации требова­ниям обеспечения сохранности информации, предъявляемым к Банку России. В отношении информации и документов, которые получены от центральных бан­ков и органов банковского надзора иностранных государств, Банк России обя­зан соблюдать требования по раскрытию информации и предоставлению доку­ментов, установленные законодательством Российской Федерации, и учитывать требования законодательства иностранных государств;

выдает разрешения на создание кредитных организаций с иностран­ными инвестициями и филиалов иностранных банков, а также осуществляет аккредитацию представительств кредитных организаций иностранных госу­дарств на территории Российской Федерации в соответствии с порядком, уста­новленным федеральными законами;

устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

является органом валютного регулирования и валютного контроля и осуществляет эти функции в соответствии с Законом Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» и другими федеральными законами;

для осуществления своих функций может открывать представительства на территориях иностранных государств.

В настоящее время Банк России взаимодействует и сотрудничает в ос­новном с такими международными валютно-кредитными и финансовыми ин­ститутами, как:

Международный валютный фонд;

Всемирный банк;

Банк международных расчетов;

Европейский банк реконструкции и развития;

Международная финансовая корпорация;

региональные банки развития, в том числе Черноморский банк торговли и развития, Азиатский банк развития, Межамериканский банк развития.

Кроме того, Банк России ведет активную работу по линии таких между-
народных экономических организаций, как «Группа восьми», «Группа двадца-
ти», Организация экономического сотрудничества и развития, Всемирная тор-
говая организация, форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудни-
чество» (АТЭС) и другие, а также непосредственно взаимодействует с цен-
тральными (национальными) банками иностранных государств.

Международное сотрудничество и взаимодействие Центрального банка
Российской Федерации и международных валютно-кредитных и финансовых
институтов становится тем более интенсивным и плодотворным, чем интенсив-
нее Россия интегрирует в мировую экономику.

Влияние России на политику ведущих международных валютно-
кредитных и финансовых организаций можно охарактеризовать пока как весь-
ма умеренное. Это обусловлено тем, что Россия стала членом системы между-
народных валютно-кредитных и финансовых организаций, когда та уже сложи-
лась. Кроме того, доли России в уставных капиталах ведущих международных
валютно-кредитных и финансовых институтах невелики (в ЕБРР - 4%, в МБРР -
2,99%, в МВФ - 2,79%).

Банк России взаимодействует и сотрудничает с международными валют-
но-финансовыми институтами по следующим направлениям:

клиентские отношения: внешние заимствования от лица Россий-
ской Федерации; получение гарантий, поручительств, инвестиций, техническое
содействие;

консультационные услуги — с учетом национальных интересов и
обеспечения активного участия России в выработке политики международных
валютно-кредитных, финансовых и экономических организаций на перспективу;

партнерские отношения: с одной стороны, международные финан-
совые организации выступают партнерами своих акционеров-поставщиков при
реализации финансируемых этими организациями проектов; с другой стороны -
поддерживают участие российских организаций в реализации инвестиционных
проектов за рубежом.

В настоящее время клиентские отношения Банка России с международ-
ными валютно-кредитными и финансовыми организациями ориентированы на
обслуживание внешнего долга России в части его погашения.

Значительное место во взаимоотношениях между Центральным банком
Российской Федерации и международными валютно-кредитными и финансо-
выми организациями на современном этапе занимают консультации и перего-
воры по актуальным для всех стран вопросам развития денежно-кредитной и

финансовой сфер экономики.

В конце 90-х годов по линии сотрудничества

ным фондом Банк России принимал участие в обсуж

с Международным валют-
дении вопросов глобализа-

ции финансовых рынков, движения капиталов, проблем укрепления национальных финансовых систем в странах, пострадавших от финансово- банковского кризиса 1998 г., в разработке унифицированных механизмов регу­лирования национальных финансовых рынков, в том числе механизма управ­ления рисками.

В последнее время активно обсуждаются вопросы разрешения и предот­вращения финансовых кризисов, реализации инициативы по сокращению за­долженности беднейших стран, а также меры по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма.

Поддерживаются регулярные контакты Банка России с миссиями Между­народного валютного фонда и Всемирного банка. В конце 1990-х годов посто­янно рассматривались вопросы хода реализации программы мер в области де­нежно-кредитной и валютной политики России, развития финансовых рынков, реформирования банковского сектора, включая совершенствование системы банковского надзора и платежной системы. Проводилась работа по при­ближению российской системы показателей денежно-кредитной статистики к международным стандартам, адаптации статистической отчетности к новому плану счетов бухгалтерского учета, совершенствованию механизма сбора и формирования статистической отчетности в банковской системе. В рамках про­граммы технического содействия Банком России проводились консультации с МВФ по проблемам резервных требований, управления ликвидностью, банков­ского надзора, информатизации и т. д. После кризиса 1998 г. актуальными ста­ли вопросы реструктуризации российской банковской системы, реструктуриза­ции ГКО, управления золотовалютными резервами, политика валютного курса, количественные аспекты моратория на выплату внешнего долга и динамики внешнего долга России.

В настоящее время продолжается работа Банка России с миссиями МВФ и ВБ по вопросам повышения эффективности операций Банка России в денеж­но-кредитной сфере, применения инструментов денежно-кредитной политики, содействия развитию финансовых рынков, совершенствования валютного регу­лирования и платежной системы, а также по совместной Программе МВФ и ВБ по оценке состояния финансового сектора. Данная Программа предполагает проведение анализа и оценки:

состава публикуемой информации по финансовому сектору;

соответствия российской системы банковского надзора Базельским основополагающим принципам эффективного банковского надзора, Кодексу надлежащей практики по обеспечению прозрачности денежно-кредитной и фи­нансовой политики;

стресс-тестирования российских банков;

создания системы гарантирования вкладов;

соблюдения Ключевых принципов для системно значимых платеж­ных систем в платежных системах страны.

В рамках технического содействия МВФ Банку России были оказаны консультационные услуги по вопросам создания кредитных бюро, обеспечения внутреннего контроля, формирования системы раннего реагирования для свое­временного выявления проблем в кредитных организациях.

Осуществляется обмен информацией с МВФ в целях создания электрон­ной базы данных законодательств в области банковского регулирования и для публикаций в издании МВФ «Международная финансовая статистика». На ос­нове взаимодействия с МВФ, с учетом экономической ситуации в стране и дос­тигнутого уровня экономической статистики Центральный банк Российской Федерации предложил Минфину России и Госкомстату России вновь вернуться к рассмотрению вопроса об официальном присоединении России к Специаль­ному стандарту распространения данных (ССРД) МВФ и предпринять шаги, обеспечивающие полное соответствие распространяемой Россией экономиче­ской информации требованиям ССРД МВФ. В этих целях Банк России в соот­ветствии с требованиями ССРД МВФ дополнил публикуемые им показатели по внешнему долгу информацией об объеме внешнего долга по видам валют и срокам погашения.

По предложению МВФ Банк России принимает участие в рассмотрении и обсуждении разработанных Фондом проектов отчетных статистических форм стран-участниц МВФ, которые предполагается внедрить в практику в соот­ветствии с новым Руководством по денежно-кредитной и финансовой статистике.

В рамках сотрудничества Банка России со Всемирным банком рассматри­ваются вопросы использования средств и продления сроков займа на финанси­рование проекта развития финансовых учреждений и перспективы реализации программы развития малых и средних банков в рамках соответствующего проекта ВБ.

Всемирный банк оказывал техническое содействие Банку России по во­просам надзора на основе оценки рисков в соответствии с международными стандартами и зарубежным опытом, функций кураторов кредитных органи­заций, совершенствования расчета капитала в целях предотвращения схем его «раздувания», финансового анализа банков - участников системы гарантирова­ния вкладов.

Динамично развивается сотрудничество Банка России с Банком между­народных расчетов. На встречах управляющих центральными банками в БМР обсуждаются перспективы мировой экономики и финансовых рынков, роль бухгалтерского учета и отчетности в повышении эффективности финансовой системы, проблемы суверенной задолженности, роль денежно-кредитной поли­тики в обеспечении экономического роста и предотвращении финансовых кризисов.

Банк России участвует в работе Комитета по платежным и расчетным системам и Базельского комитета по банковскому надзору при БМР. При уча­стии специалистов Банка России было разработано новое Соглашение о доста­точности капитала (Базель-И), содержащее современные концептуальные под­ходы к оценке и управлению финансовыми рисками.

В сотрудничестве с БМР велась подготовка Красной книги «Платежные системы в России». Проведена подготовительная работа по обеспечению дос­тупа к электронной системе обмена информацией между центральными бан­ками и БМР. Ее завершение позволит широко использовать статистические и аналитические данные информационного фонда БМР. В тесном сотрудничестве

с БМР проводилась работа по формированию динамических рядов показателей по Российской Федерации для представления БМР.

В рамках взаимодействия с Международным банком реконструкции и развития Банк России принимал участие в рассмотрении и реализации инвести­ционных проектов МБРР, направленных, в частности, на содействие частным инвестициям и повышение эффективности функционирования банковского сектора.

Динамично развивалось и продолжает развиваться сотрудничество Банка России с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), который в конце 1990-х годов принял самое активное инвестиционное участие в эконо­мических реформах в России. В 1997 году Россия была одним из основных кли­ентов ЕБРР. Ее доля в общем портфеле подписанных соглашений ЕБРР со все­ми странами составляла около 34%. Суммарная стоимость одобренных в 1997 году российских проектов составила 3,5 млрд экю, из которых более 1 млрд экю - собственные средства ЕБРР. В 1998 году ЕБРР, несмотря на кри­зис, оставался крупнейшим кредитором России. В 1998 году на долю России приходилось 24% всех кредитов ЕБРР, а суммарная стоимость десяти одобрен­ных в 1998 году российских проектов составила 800 млн евро.

В настоящее время Банк России постоянно готовит заключения по рос­сийским проектам ЕБРР по соответствующим запросам Минэкономразвития России. Эти проекты, в частности, реализуются в российском банковском сек­торе в ряде регионов нашей страны (Москва, Новосибирск, Ростов-на-Дону). Их реализация способствует расширению ресурсной базы и повышению капи­тализации банковской системы, внедрению новых финансовых технологий и инструментов, развитию малого и среднего бизнеса.

Банк России уделяет также внимание вопросам сотрудничества с международными региональными банками. В частности, Банк России способствовал началу функционирования Черноморского банка торговли и развития, в задачу которого входят содействие развитию торговли в регионе и финансирование региональных инвестиционных проектов.

С участием Банка России разрабатывались предложения по стратегии со­трудничества России с Азиатским банком развития и Межамериканским бан­ком развития. Взаимодействие с ними имеет для России достаточно большое значение в связи и с возможным расширением экспорта России в эти динамич­но развивающиеся регионы мира, и с реформой МВФ и сокращением его кре­дитных программ. Решается также вопрос о вступлении России в МАБР, пре­доставлении технической помощи со стороны МАБР в формировании регио­нального банка развития стран СНГ. В свою очередь, вступление России в АзБР позволит привлекать средства банка для реализации проектов в России, пре­имущественно в Сибири и на Дальнем Востоке, что будет способствовать фор­мированию более благоприятных условий для развития инфраструктуры бан­ковских услуг в этом регионе.

Банк России оказывает содействие в нормализации деятельности Между­народного банка экономического сотрудничества и Международного инвести­ционного банка, в частности, решаются вопросы урегулирования долговых обя­зательств этих банков и их дальнейшего развития. При решении этих вопросов Банк России постоянно взаимодействует с Министерством финансов Россий­ской Федерации.

Банк России ведет также активную работу по линии таких международ­ных экономических организаций, как «Большая восьмерка», «Группа двадца­ти», ОЭСР, АТЭС и др. Большинство этих организаций объединяет ведущие индустриальные страны и страны с формирующимися рынками. В рамках дея­тельности указанных организаций ведется совместный поиск компромиссных решений проблем мировой экономики и финансов, в том числе проблем уязви­мости мировой финансовой системы, вызванных процессом глобализации, про­блем трансграничных переводов денежных средств рабочими-мигрантами, борьбы со злоупотреблениями в финансовой системе, обеспечения ста­бильности движения капитала, институционального строительства в финансо­вом секторе, региональной интеграции, поддержания экономического роста, бюджетно-налоговой политики и др.

В рамках контактов Банка России с Организацией экономического со­трудничества и развития и ее рабочими органами, в том числе с Комитетом по финансовым рынкам, в 2004 г. была образована объединенная комиссия Пра­вительства Российской Федерации по вопросам ВТО и взаимодействия с ОЭСР, в состав которой вошел и представитель Банка России. На своем первом засе­дании Комиссия приняла решение о подготовке к переговорам относительно присоединения России к ОЭСР. В рамках реализации этого решения Банк Рос­сии начал проводить сравнительный анализ соответствия банковского законо­дательства Российской Федерации базовым нормам и правилам ОЭСР.

В рамках процесса присоединения России к Всемирной торговой органи­зации (ВТО) Банк России продолжает участвовать в переговорах со странами - членами ВТО по условиям доступа иностранных услуг, включая финансовые, и их поставщиков на российский рынок.

Вопросы и задания для обсуждения

Назовите функции Банка России в рамках международной и внешне­экономической деятельности.

С какими международными валютно-кредитными и финансовыми ин­ститутами в основном взаимодействует и сотрудничает Банк России?

По каким направлениям Банк России взаимодействует и сотрудничает с названными институтами?

Правовой основой международной деятельности Центрального банка как представителя интересов России является Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. 51-55). В соответствии с этим Законом Банк России представляет интересы Российской Федерации во взаи­моотношениях центральных банков иностранных государств, а также в между­народных банках и иных международных валютно-финансовых организациях.

Законом предусмотрено, что Банк России:

вправе запросить центральный банк и орган банковского надзора ино­странного государства о предоставлении информации или документов, которые получены от кредитных организаций в ходе исполнения надзорных функций, а также предоставить органу банковского надзора иностранного государства ука­занные информацию или документы, которые не содержат сведений об опера­циях кредитных организаций и их клиентов, при условии обеспечения указан­ным органом банковского надзора режима сохранности информации, соответ­ствующего установленным законодательством Российской Федерации требова­ниям обеспечения сохранности информации, предъявляемым к Банку России. В отношении информации и документов, которые получены от центральных бан­ков и органов банковского надзора иностранных государств, Банк России обя­зан соблюдать требования по раскрытию информации и предоставлению доку­ментов, установленные законодательством Российской Федерации, и учитывать требования законодательства иностранных государств;

выдает разрешения на создание кредитных организаций с иностран­ными инвестициями и филиалов иностранных банков, а также осуществляет аккредитацию представительств кредитных организаций иностранных госу­дарств на территории Российской Федерации в соответствии с порядком, уста­новленным федеральными законами;

устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

является органом валютного регулирования и валютного контроля и осуществляет эти функции в соответствии с Законом Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» и другими федеральными законами;

для осуществления своих функций может открывать представительства на территориях иностранных государств.

В настоящее время Банк России взаимодействует и сотрудничает в ос­новном с такими международными валютно-кредитными и финансовыми ин­ститутами, как:

Международный валютный фонд;

Всемирный банк;

Банк международных расчетов;

Европейский банк реконструкции и развития;

Международная финансовая корпорация;

региональные банки развития, в том числе Черноморский банк торговли и развития, Азиатский банк развития, Межамериканский банк развития.

Кроме того, Банк России ведет активную работу по линии таких между-
народных экономических организаций, как «Группа восьми», «Группа двадца-
ти», Организация экономического сотрудничества и развития, Всемирная тор-
говая организация, форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудни-
чество» (АТЭС) и другие, а также непосредственно взаимодействует с цен-
тральными (национальными) банками иностранных государств.

Международное сотрудничество и взаимодействие Центрального банка
Российской Федерации и международных валютно-кредитных и финансовых
институтов становится тем более интенсивным и плодотворным, чем интенсив-
нее Россия интегрирует в мировую экономику.

Влияние России на политику ведущих международных валютно-
кредитных и финансовых организаций можно охарактеризовать пока как весь-
ма умеренное. Это обусловлено тем, что Россия стала членом системы между-
народных валютно-кредитных и финансовых организаций, когда та уже сложи-
лась. Кроме того, доли России в уставных капиталах ведущих международных
валютно-кредитных и финансовых институтах невелики (в ЕБРР - 4%, в МБРР -
2,99%, в МВФ - 2,79%).

Банк России взаимодействует и сотрудничает с международными валют-
но-финансовыми институтами по следующим направлениям:

клиентские отношения: внешние заимствования от лица Россий-
ской Федерации; получение гарантий, поручительств, инвестиций, техническое
содействие;

консультационные услуги — с учетом национальных интересов и
обеспечения активного участия России в выработке политики международных
валютно-кредитных, финансовых и экономических организаций на перспективу;

партнерские отношения: с одной стороны, международные финан-
совые организации выступают партнерами своих акционеров-поставщиков при
реализации финансируемых этими организациями проектов; с другой стороны -
поддерживают участие российских организаций в реализации инвестиционных
проектов за рубежом.

В настоящее время клиентские отношения Банка России с международ-
ными валютно-кредитными и финансовыми организациями ориентированы на
обслуживание внешнего долга России в части его погашения.

Значительное место во взаимоотношениях между Центральным банком
Российской Федерации и международными валютно-кредитными и финансо-
выми организациями на современном этапе занимают консультации и перего-
воры по актуальным для всех стран вопросам развития денежно-кредитной и

финансовой сфер экономики.

В конце 90-х годов по линии сотрудничества

ным фондом Банк России принимал участие в обсуж

с Международным валют-
дении вопросов глобализа-

ции финансовых рынков, движения капиталов, проблем укрепления национальных финансовых систем в странах, пострадавших от финансово- банковского кризиса 1998 г., в разработке унифицированных механизмов регу­лирования национальных финансовых рынков, в том числе механизма управ­ления рисками.

В последнее время активно обсуждаются вопросы разрешения и предот­вращения финансовых кризисов, реализации инициативы по сокращению за­долженности беднейших стран, а также меры по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма.

Поддерживаются регулярные контакты Банка России с миссиями Между­народного валютного фонда и Всемирного банка. В конце 1990-х годов посто­янно рассматривались вопросы хода реализации программы мер в области де­нежно-кредитной и валютной политики России, развития финансовых рынков, реформирования банковского сектора, включая совершенствование системы банковского надзора и платежной системы. Проводилась работа по при­ближению российской системы показателей денежно-кредитной статистики к международным стандартам, адаптации статистической отчетности к новому плану счетов бухгалтерского учета, совершенствованию механизма сбора и формирования статистической отчетности в банковской системе. В рамках про­граммы технического содействия Банком России проводились консультации с МВФ по проблемам резервных требований, управления ликвидностью, банков­ского надзора, информатизации и т. д. После кризиса 1998 г. актуальными ста­ли вопросы реструктуризации российской банковской системы, реструктуриза­ции ГКО, управления золотовалютными резервами, политика валютного курса, количественные аспекты моратория на выплату внешнего долга и динамики внешнего долга России.

В настоящее время продолжается работа Банка России с миссиями МВФ и ВБ по вопросам повышения эффективности операций Банка России в денеж­но-кредитной сфере, применения инструментов денежно-кредитной политики, содействия развитию финансовых рынков, совершенствования валютного регу­лирования и платежной системы, а также по совместной Программе МВФ и ВБ по оценке состояния финансового сектора. Данная Программа предполагает проведение анализа и оценки:

состава публикуемой информации по финансовому сектору;

соответствия российской системы банковского надзора Базельским основополагающим принципам эффективного банковского надзора, Кодексу надлежащей практики по обеспечению прозрачности денежно-кредитной и фи­нансовой политики;

стресс-тестирования российских банков;

создания системы гарантирования вкладов;

соблюдения Ключевых принципов для системно значимых платеж­ных систем в платежных системах страны.

В рамках технического содействия МВФ Банку России были оказаны консультационные услуги по вопросам создания кредитных бюро, обеспечения внутреннего контроля, формирования системы раннего реагирования для свое­временного выявления проблем в кредитных организациях.

Осуществляется обмен информацией с МВФ в целях создания электрон­ной базы данных законодательств в области банковского регулирования и для публикаций в издании МВФ «Международная финансовая статистика». На ос­нове взаимодействия с МВФ, с учетом экономической ситуации в стране и дос­тигнутого уровня экономической статистики Центральный банк Российской Федерации предложил Минфину России и Госкомстату России вновь вернуться к рассмотрению вопроса об официальном присоединении России к Специаль­ному стандарту распространения данных (ССРД) МВФ и предпринять шаги, обеспечивающие полное соответствие распространяемой Россией экономиче­ской информации требованиям ССРД МВФ. В этих целях Банк России в соот­ветствии с требованиями ССРД МВФ дополнил публикуемые им показатели по внешнему долгу информацией об объеме внешнего долга по видам валют и срокам погашения.

По предложению МВФ Банк России принимает участие в рассмотрении и обсуждении разработанных Фондом проектов отчетных статистических форм стран-участниц МВФ, которые предполагается внедрить в практику в соот­ветствии с новым Руководством по денежно-кредитной и финансовой статистике.

В рамках сотрудничества Банка России со Всемирным банком рассматри­ваются вопросы использования средств и продления сроков займа на финанси­рование проекта развития финансовых учреждений и перспективы реализации программы развития малых и средних банков в рамках соответствующего проекта ВБ.

Всемирный банк оказывал техническое содействие Банку России по во­просам надзора на основе оценки рисков в соответствии с международными стандартами и зарубежным опытом, функций кураторов кредитных органи­заций, совершенствования расчета капитала в целях предотвращения схем его «раздувания», финансового анализа банков - участников системы гарантирова­ния вкладов.

Динамично развивается сотрудничество Банка России с Банком между­народных расчетов. На встречах управляющих центральными банками в БМР обсуждаются перспективы мировой экономики и финансовых рынков, роль бухгалтерского учета и отчетности в повышении эффективности финансовой системы, проблемы суверенной задолженности, роль денежно-кредитной поли­тики в обеспечении экономического роста и предотвращении финансовых кризисов.

Банк России участвует в работе Комитета по платежным и расчетным системам и Базельского комитета по банковскому надзору при БМР. При уча­стии специалистов Банка России было разработано новое Соглашение о доста­точности капитала (Базель-И), содержащее современные концептуальные под­ходы к оценке и управлению финансовыми рисками.

В сотрудничестве с БМР велась подготовка Красной книги «Платежные системы в России». Проведена подготовительная работа по обеспечению дос­тупа к электронной системе обмена информацией между центральными бан­ками и БМР. Ее завершение позволит широко использовать статистические и аналитические данные информационного фонда БМР. В тесном сотрудничестве

с БМР проводилась работа по формированию динамических рядов показателей по Российской Федерации для представления БМР.

В рамках взаимодействия с Международным банком реконструкции и развития Банк России принимал участие в рассмотрении и реализации инвести­ционных проектов МБРР, направленных, в частности, на содействие частным инвестициям и повышение эффективности функционирования банковского сектора.

Динамично развивалось и продолжает развиваться сотрудничество Банка России с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), который в конце 1990-х годов принял самое активное инвестиционное участие в эконо­мических реформах в России. В 1997 году Россия была одним из основных кли­ентов ЕБРР. Ее доля в общем портфеле подписанных соглашений ЕБРР со все­ми странами составляла около 34%. Суммарная стоимость одобренных в 1997 году российских проектов составила 3,5 млрд экю, из которых более 1 млрд экю - собственные средства ЕБРР. В 1998 году ЕБРР, несмотря на кри­зис, оставался крупнейшим кредитором России. В 1998 году на долю России приходилось 24% всех кредитов ЕБРР, а суммарная стоимость десяти одобрен­ных в 1998 году российских проектов составила 800 млн евро.

В настоящее время Банк России постоянно готовит заключения по рос­сийским проектам ЕБРР по соответствующим запросам Минэкономразвития России. Эти проекты, в частности, реализуются в российском банковском сек­торе в ряде регионов нашей страны (Москва, Новосибирск, Ростов-на-Дону). Их реализация способствует расширению ресурсной базы и повышению капи­тализации банковской системы, внедрению новых финансовых технологий и инструментов, развитию малого и среднего бизнеса.

Банк России уделяет также внимание вопросам сотрудничества с международными региональными банками. В частности, Банк России способствовал началу функционирования Черноморского банка торговли и развития, в задачу которого входят содействие развитию торговли в регионе и финансирование региональных инвестиционных проектов.

С участием Банка России разрабатывались предложения по стратегии со­трудничества России с Азиатским банком развития и Межамериканским бан­ком развития. Взаимодействие с ними имеет для России достаточно большое значение в связи и с возможным расширением экспорта России в эти динамич­но развивающиеся регионы мира, и с реформой МВФ и сокращением его кре­дитных программ. Решается также вопрос о вступлении России в МАБР, пре­доставлении технической помощи со стороны МАБР в формировании регио­нального банка развития стран СНГ. В свою очередь, вступление России в АзБР позволит привлекать средства банка для реализации проектов в России, пре­имущественно в Сибири и на Дальнем Востоке, что будет способствовать фор­мированию более благоприятных условий для развития инфраструктуры бан­ковских услуг в этом регионе.

Банк России оказывает содействие в нормализации деятельности Между­народного банка экономического сотрудничества и Международного инвести­ционного банка, в частности, решаются вопросы урегулирования долговых обя­зательств этих банков и их дальнейшего развития. При решении этих вопросов Банк России постоянно взаимодействует с Министерством финансов Россий­ской Федерации.

Банк России ведет также активную работу по линии таких международ­ных экономических организаций, как «Большая восьмерка», «Группа двадца­ти», ОЭСР, АТЭС и др. Большинство этих организаций объединяет ведущие индустриальные страны и страны с формирующимися рынками. В рамках дея­тельности указанных организаций ведется совместный поиск компромиссных решений проблем мировой экономики и финансов, в том числе проблем уязви­мости мировой финансовой системы, вызванных процессом глобализации, про­блем трансграничных переводов денежных средств рабочими-мигрантами, борьбы со злоупотреблениями в финансовой системе, обеспечения ста­бильности движения капитала, институционального строительства в финансо­вом секторе, региональной интеграции, поддержания экономического роста, бюджетно-налоговой политики и др.

В рамках контактов Банка России с Организацией экономического со­трудничества и развития и ее рабочими органами, в том числе с Комитетом по финансовым рынкам, в 2004 г. была образована объединенная комиссия Пра­вительства Российской Федерации по вопросам ВТО и взаимодействия с ОЭСР, в состав которой вошел и представитель Банка России. На своем первом засе­дании Комиссия приняла решение о подготовке к переговорам относительно присоединения России к ОЭСР. В рамках реализации этого решения Банк Рос­сии начал проводить сравнительный анализ соответствия банковского законо­дательства Российской Федерации базовым нормам и правилам ОЭСР.

В рамках процесса присоединения России к Всемирной торговой органи­зации (ВТО) Банк России продолжает участвовать в переговорах со странами - членами ВТО по условиям доступа иностранных услуг, включая финансовые, и их поставщиков на российский рынок.

Вопросы и задания для обсуждения

Назовите функции Банка России в рамках международной и внешне­экономической деятельности.

С какими международными валютно-кредитными и финансовыми ин­ститутами в основном взаимодействует и сотрудничает Банк России?

По каким направлениям Банк России взаимодействует и сотрудничает с названными институтами?