Глава 7. Международная и внешнеэкономическая деятельность Банка России
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51
Правовой основой международной деятельности Центрального банка как представителя интересов России является Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. 51-55). В соответствии с этим Законом Банк России представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях центральных банков иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях.
Законом предусмотрено, что Банк России:
вправе запросить центральный банк и орган банковского надзора иностранного государства о предоставлении информации или документов, которые получены от кредитных организаций в ходе исполнения надзорных функций, а также предоставить органу банковского надзора иностранного государства указанные информацию или документы, которые не содержат сведений об операциях кредитных организаций и их клиентов, при условии обеспечения указанным органом банковского надзора режима сохранности информации, соответствующего установленным законодательством Российской Федерации требованиям обеспечения сохранности информации, предъявляемым к Банку России. В отношении информации и документов, которые получены от центральных банков и органов банковского надзора иностранных государств, Банк России обязан соблюдать требования по раскрытию информации и предоставлению документов, установленные законодательством Российской Федерации, и учитывать требования законодательства иностранных государств;
выдает разрешения на создание кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков, а также осуществляет аккредитацию представительств кредитных организаций иностранных государств на территории Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным федеральными законами;
устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
является органом валютного регулирования и валютного контроля и осуществляет эти функции в соответствии с Законом Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» и другими федеральными законами;
для осуществления своих функций может открывать представительства на территориях иностранных государств.
В настоящее время Банк России взаимодействует и сотрудничает в основном с такими международными валютно-кредитными и финансовыми институтами, как:
Международный валютный фонд;
Всемирный банк;
Банк международных расчетов;
Европейский банк реконструкции и развития;
Международная финансовая корпорация;
региональные банки развития, в том числе Черноморский банк торговли и развития, Азиатский банк развития, Межамериканский банк развития.
Кроме того, Банк
России ведет активную работу по линии таких между-
народных экономических организаций, как «Группа восьми», «Группа двадца-
ти», Организация экономического сотрудничества и развития, Всемирная тор-
говая организация, форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудни-
чество» (АТЭС) и другие, а также непосредственно взаимодействует с цен-
тральными (национальными) банками иностранных государств.
Международное
сотрудничество и взаимодействие Центрального банка
Российской Федерации и международных валютно-кредитных и финансовых
институтов становится тем более интенсивным и плодотворным, чем интенсив-
нее Россия интегрирует в мировую экономику.
Влияние России
на политику ведущих международных валютно-
кредитных и финансовых организаций можно охарактеризовать пока как весь-
ма умеренное. Это обусловлено тем, что Россия стала членом системы между-
народных валютно-кредитных и финансовых организаций, когда та уже сложи-
лась. Кроме того, доли России в уставных капиталах ведущих международных
валютно-кредитных и финансовых институтах невелики (в ЕБРР - 4%, в МБРР -
2,99%, в МВФ - 2,79%).
Банк России
взаимодействует и сотрудничает с международными валют-
но-финансовыми институтами по следующим направлениям:
клиентские
отношения: внешние заимствования от лица Россий-
ской Федерации; получение гарантий, поручительств, инвестиций, техническое
содействие;
консультационные
услуги — с учетом национальных интересов и
обеспечения активного участия России в выработке политики международных
валютно-кредитных, финансовых и экономических организаций на перспективу;
партнерские
отношения: с одной стороны, международные финан-
совые организации выступают партнерами своих акционеров-поставщиков при
реализации финансируемых этими организациями проектов; с другой стороны -
поддерживают участие российских организаций в реализации инвестиционных
проектов за рубежом.
В настоящее
время клиентские отношения Банка России с международ-
ными валютно-кредитными и финансовыми организациями ориентированы на
обслуживание внешнего долга России в части его погашения.
Значительное
место во взаимоотношениях между Центральным банком
Российской Федерации и международными валютно-кредитными и финансо-
выми организациями на современном этапе занимают консультации и перего-
воры по актуальным для всех стран вопросам развития денежно-кредитной и
финансовой сфер экономики.
В конце 90-х годов по линии сотрудничества
ным фондом Банк России принимал участие в обсуж
с Международным
валют-
дении вопросов глобализа-
ции финансовых рынков, движения капиталов, проблем укрепления национальных финансовых систем в странах, пострадавших от финансово- банковского кризиса 1998 г., в разработке унифицированных механизмов регулирования национальных финансовых рынков, в том числе механизма управления рисками.
В последнее время активно обсуждаются вопросы разрешения и предотвращения финансовых кризисов, реализации инициативы по сокращению задолженности беднейших стран, а также меры по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма.
Поддерживаются регулярные контакты Банка России с миссиями Международного валютного фонда и Всемирного банка. В конце 1990-х годов постоянно рассматривались вопросы хода реализации программы мер в области денежно-кредитной и валютной политики России, развития финансовых рынков, реформирования банковского сектора, включая совершенствование системы банковского надзора и платежной системы. Проводилась работа по приближению российской системы показателей денежно-кредитной статистики к международным стандартам, адаптации статистической отчетности к новому плану счетов бухгалтерского учета, совершенствованию механизма сбора и формирования статистической отчетности в банковской системе. В рамках программы технического содействия Банком России проводились консультации с МВФ по проблемам резервных требований, управления ликвидностью, банковского надзора, информатизации и т. д. После кризиса 1998 г. актуальными стали вопросы реструктуризации российской банковской системы, реструктуризации ГКО, управления золотовалютными резервами, политика валютного курса, количественные аспекты моратория на выплату внешнего долга и динамики внешнего долга России.
В настоящее время продолжается работа Банка России с миссиями МВФ и ВБ по вопросам повышения эффективности операций Банка России в денежно-кредитной сфере, применения инструментов денежно-кредитной политики, содействия развитию финансовых рынков, совершенствования валютного регулирования и платежной системы, а также по совместной Программе МВФ и ВБ по оценке состояния финансового сектора. Данная Программа предполагает проведение анализа и оценки:
состава публикуемой информации по финансовому сектору;
соответствия российской системы банковского надзора Базельским основополагающим принципам эффективного банковского надзора, Кодексу надлежащей практики по обеспечению прозрачности денежно-кредитной и финансовой политики;
стресс-тестирования российских банков;
создания системы гарантирования вкладов;
соблюдения Ключевых принципов для системно значимых платежных систем в платежных системах страны.
В рамках технического содействия МВФ Банку России были оказаны консультационные услуги по вопросам создания кредитных бюро, обеспечения внутреннего контроля, формирования системы раннего реагирования для своевременного выявления проблем в кредитных организациях.
Осуществляется обмен информацией с МВФ в целях создания электронной базы данных законодательств в области банковского регулирования и для публикаций в издании МВФ «Международная финансовая статистика». На основе взаимодействия с МВФ, с учетом экономической ситуации в стране и достигнутого уровня экономической статистики Центральный банк Российской Федерации предложил Минфину России и Госкомстату России вновь вернуться к рассмотрению вопроса об официальном присоединении России к Специальному стандарту распространения данных (ССРД) МВФ и предпринять шаги, обеспечивающие полное соответствие распространяемой Россией экономической информации требованиям ССРД МВФ. В этих целях Банк России в соответствии с требованиями ССРД МВФ дополнил публикуемые им показатели по внешнему долгу информацией об объеме внешнего долга по видам валют и срокам погашения.
По предложению МВФ Банк России принимает участие в рассмотрении и обсуждении разработанных Фондом проектов отчетных статистических форм стран-участниц МВФ, которые предполагается внедрить в практику в соответствии с новым Руководством по денежно-кредитной и финансовой статистике.
В рамках сотрудничества Банка России со Всемирным банком рассматриваются вопросы использования средств и продления сроков займа на финансирование проекта развития финансовых учреждений и перспективы реализации программы развития малых и средних банков в рамках соответствующего проекта ВБ.
Всемирный банк оказывал техническое содействие Банку России по вопросам надзора на основе оценки рисков в соответствии с международными стандартами и зарубежным опытом, функций кураторов кредитных организаций, совершенствования расчета капитала в целях предотвращения схем его «раздувания», финансового анализа банков - участников системы гарантирования вкладов.
Динамично развивается сотрудничество Банка России с Банком международных расчетов. На встречах управляющих центральными банками в БМР обсуждаются перспективы мировой экономики и финансовых рынков, роль бухгалтерского учета и отчетности в повышении эффективности финансовой системы, проблемы суверенной задолженности, роль денежно-кредитной политики в обеспечении экономического роста и предотвращении финансовых кризисов.
Банк России участвует в работе Комитета по платежным и расчетным системам и Базельского комитета по банковскому надзору при БМР. При участии специалистов Банка России было разработано новое Соглашение о достаточности капитала (Базель-И), содержащее современные концептуальные подходы к оценке и управлению финансовыми рисками.
В сотрудничестве с БМР велась подготовка Красной книги «Платежные системы в России». Проведена подготовительная работа по обеспечению доступа к электронной системе обмена информацией между центральными банками и БМР. Ее завершение позволит широко использовать статистические и аналитические данные информационного фонда БМР. В тесном сотрудничестве
с БМР проводилась работа по формированию динамических рядов показателей по Российской Федерации для представления БМР.
В рамках взаимодействия с Международным банком реконструкции и развития Банк России принимал участие в рассмотрении и реализации инвестиционных проектов МБРР, направленных, в частности, на содействие частным инвестициям и повышение эффективности функционирования банковского сектора.
Динамично развивалось и продолжает развиваться сотрудничество Банка России с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), который в конце 1990-х годов принял самое активное инвестиционное участие в экономических реформах в России. В 1997 году Россия была одним из основных клиентов ЕБРР. Ее доля в общем портфеле подписанных соглашений ЕБРР со всеми странами составляла около 34%. Суммарная стоимость одобренных в 1997 году российских проектов составила 3,5 млрд экю, из которых более 1 млрд экю - собственные средства ЕБРР. В 1998 году ЕБРР, несмотря на кризис, оставался крупнейшим кредитором России. В 1998 году на долю России приходилось 24% всех кредитов ЕБРР, а суммарная стоимость десяти одобренных в 1998 году российских проектов составила 800 млн евро.
В настоящее время Банк России постоянно готовит заключения по российским проектам ЕБРР по соответствующим запросам Минэкономразвития России. Эти проекты, в частности, реализуются в российском банковском секторе в ряде регионов нашей страны (Москва, Новосибирск, Ростов-на-Дону). Их реализация способствует расширению ресурсной базы и повышению капитализации банковской системы, внедрению новых финансовых технологий и инструментов, развитию малого и среднего бизнеса.
Банк России уделяет также внимание вопросам сотрудничества с международными региональными банками. В частности, Банк России способствовал началу функционирования Черноморского банка торговли и развития, в задачу которого входят содействие развитию торговли в регионе и финансирование региональных инвестиционных проектов.
С участием Банка России разрабатывались предложения по стратегии сотрудничества России с Азиатским банком развития и Межамериканским банком развития. Взаимодействие с ними имеет для России достаточно большое значение в связи и с возможным расширением экспорта России в эти динамично развивающиеся регионы мира, и с реформой МВФ и сокращением его кредитных программ. Решается также вопрос о вступлении России в МАБР, предоставлении технической помощи со стороны МАБР в формировании регионального банка развития стран СНГ. В свою очередь, вступление России в АзБР позволит привлекать средства банка для реализации проектов в России, преимущественно в Сибири и на Дальнем Востоке, что будет способствовать формированию более благоприятных условий для развития инфраструктуры банковских услуг в этом регионе.
Банк России оказывает содействие в нормализации деятельности Международного банка экономического сотрудничества и Международного инвестиционного банка, в частности, решаются вопросы урегулирования долговых обязательств этих банков и их дальнейшего развития. При решении этих вопросов Банк России постоянно взаимодействует с Министерством финансов Российской Федерации.
Банк России ведет также активную работу по линии таких международных экономических организаций, как «Большая восьмерка», «Группа двадцати», ОЭСР, АТЭС и др. Большинство этих организаций объединяет ведущие индустриальные страны и страны с формирующимися рынками. В рамках деятельности указанных организаций ведется совместный поиск компромиссных решений проблем мировой экономики и финансов, в том числе проблем уязвимости мировой финансовой системы, вызванных процессом глобализации, проблем трансграничных переводов денежных средств рабочими-мигрантами, борьбы со злоупотреблениями в финансовой системе, обеспечения стабильности движения капитала, институционального строительства в финансовом секторе, региональной интеграции, поддержания экономического роста, бюджетно-налоговой политики и др.
В рамках контактов Банка России с Организацией экономического сотрудничества и развития и ее рабочими органами, в том числе с Комитетом по финансовым рынкам, в 2004 г. была образована объединенная комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО и взаимодействия с ОЭСР, в состав которой вошел и представитель Банка России. На своем первом заседании Комиссия приняла решение о подготовке к переговорам относительно присоединения России к ОЭСР. В рамках реализации этого решения Банк России начал проводить сравнительный анализ соответствия банковского законодательства Российской Федерации базовым нормам и правилам ОЭСР.
В рамках процесса присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО) Банк России продолжает участвовать в переговорах со странами - членами ВТО по условиям доступа иностранных услуг, включая финансовые, и их поставщиков на российский рынок.
Вопросы и задания для обсуждения
Назовите функции Банка России в рамках международной и внешнеэкономической деятельности.
С какими международными валютно-кредитными и финансовыми институтами в основном взаимодействует и сотрудничает Банк России?
По каким направлениям Банк России взаимодействует и сотрудничает с названными институтами?
Правовой основой международной деятельности Центрального банка как представителя интересов России является Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. 51-55). В соответствии с этим Законом Банк России представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях центральных банков иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях.
Законом предусмотрено, что Банк России:
вправе запросить центральный банк и орган банковского надзора иностранного государства о предоставлении информации или документов, которые получены от кредитных организаций в ходе исполнения надзорных функций, а также предоставить органу банковского надзора иностранного государства указанные информацию или документы, которые не содержат сведений об операциях кредитных организаций и их клиентов, при условии обеспечения указанным органом банковского надзора режима сохранности информации, соответствующего установленным законодательством Российской Федерации требованиям обеспечения сохранности информации, предъявляемым к Банку России. В отношении информации и документов, которые получены от центральных банков и органов банковского надзора иностранных государств, Банк России обязан соблюдать требования по раскрытию информации и предоставлению документов, установленные законодательством Российской Федерации, и учитывать требования законодательства иностранных государств;
выдает разрешения на создание кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков, а также осуществляет аккредитацию представительств кредитных организаций иностранных государств на территории Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным федеральными законами;
устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
является органом валютного регулирования и валютного контроля и осуществляет эти функции в соответствии с Законом Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» и другими федеральными законами;
для осуществления своих функций может открывать представительства на территориях иностранных государств.
В настоящее время Банк России взаимодействует и сотрудничает в основном с такими международными валютно-кредитными и финансовыми институтами, как:
Международный валютный фонд;
Всемирный банк;
Банк международных расчетов;
Европейский банк реконструкции и развития;
Международная финансовая корпорация;
региональные банки развития, в том числе Черноморский банк торговли и развития, Азиатский банк развития, Межамериканский банк развития.
Кроме того, Банк
России ведет активную работу по линии таких между-
народных экономических организаций, как «Группа восьми», «Группа двадца-
ти», Организация экономического сотрудничества и развития, Всемирная тор-
говая организация, форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудни-
чество» (АТЭС) и другие, а также непосредственно взаимодействует с цен-
тральными (национальными) банками иностранных государств.
Международное
сотрудничество и взаимодействие Центрального банка
Российской Федерации и международных валютно-кредитных и финансовых
институтов становится тем более интенсивным и плодотворным, чем интенсив-
нее Россия интегрирует в мировую экономику.
Влияние России
на политику ведущих международных валютно-
кредитных и финансовых организаций можно охарактеризовать пока как весь-
ма умеренное. Это обусловлено тем, что Россия стала членом системы между-
народных валютно-кредитных и финансовых организаций, когда та уже сложи-
лась. Кроме того, доли России в уставных капиталах ведущих международных
валютно-кредитных и финансовых институтах невелики (в ЕБРР - 4%, в МБРР -
2,99%, в МВФ - 2,79%).
Банк России
взаимодействует и сотрудничает с международными валют-
но-финансовыми институтами по следующим направлениям:
клиентские
отношения: внешние заимствования от лица Россий-
ской Федерации; получение гарантий, поручительств, инвестиций, техническое
содействие;
консультационные
услуги — с учетом национальных интересов и
обеспечения активного участия России в выработке политики международных
валютно-кредитных, финансовых и экономических организаций на перспективу;
партнерские
отношения: с одной стороны, международные финан-
совые организации выступают партнерами своих акционеров-поставщиков при
реализации финансируемых этими организациями проектов; с другой стороны -
поддерживают участие российских организаций в реализации инвестиционных
проектов за рубежом.
В настоящее
время клиентские отношения Банка России с международ-
ными валютно-кредитными и финансовыми организациями ориентированы на
обслуживание внешнего долга России в части его погашения.
Значительное
место во взаимоотношениях между Центральным банком
Российской Федерации и международными валютно-кредитными и финансо-
выми организациями на современном этапе занимают консультации и перего-
воры по актуальным для всех стран вопросам развития денежно-кредитной и
финансовой сфер экономики.
В конце 90-х годов по линии сотрудничества
ным фондом Банк России принимал участие в обсуж
с Международным
валют-
дении вопросов глобализа-
ции финансовых рынков, движения капиталов, проблем укрепления национальных финансовых систем в странах, пострадавших от финансово- банковского кризиса 1998 г., в разработке унифицированных механизмов регулирования национальных финансовых рынков, в том числе механизма управления рисками.
В последнее время активно обсуждаются вопросы разрешения и предотвращения финансовых кризисов, реализации инициативы по сокращению задолженности беднейших стран, а также меры по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма.
Поддерживаются регулярные контакты Банка России с миссиями Международного валютного фонда и Всемирного банка. В конце 1990-х годов постоянно рассматривались вопросы хода реализации программы мер в области денежно-кредитной и валютной политики России, развития финансовых рынков, реформирования банковского сектора, включая совершенствование системы банковского надзора и платежной системы. Проводилась работа по приближению российской системы показателей денежно-кредитной статистики к международным стандартам, адаптации статистической отчетности к новому плану счетов бухгалтерского учета, совершенствованию механизма сбора и формирования статистической отчетности в банковской системе. В рамках программы технического содействия Банком России проводились консультации с МВФ по проблемам резервных требований, управления ликвидностью, банковского надзора, информатизации и т. д. После кризиса 1998 г. актуальными стали вопросы реструктуризации российской банковской системы, реструктуризации ГКО, управления золотовалютными резервами, политика валютного курса, количественные аспекты моратория на выплату внешнего долга и динамики внешнего долга России.
В настоящее время продолжается работа Банка России с миссиями МВФ и ВБ по вопросам повышения эффективности операций Банка России в денежно-кредитной сфере, применения инструментов денежно-кредитной политики, содействия развитию финансовых рынков, совершенствования валютного регулирования и платежной системы, а также по совместной Программе МВФ и ВБ по оценке состояния финансового сектора. Данная Программа предполагает проведение анализа и оценки:
состава публикуемой информации по финансовому сектору;
соответствия российской системы банковского надзора Базельским основополагающим принципам эффективного банковского надзора, Кодексу надлежащей практики по обеспечению прозрачности денежно-кредитной и финансовой политики;
стресс-тестирования российских банков;
создания системы гарантирования вкладов;
соблюдения Ключевых принципов для системно значимых платежных систем в платежных системах страны.
В рамках технического содействия МВФ Банку России были оказаны консультационные услуги по вопросам создания кредитных бюро, обеспечения внутреннего контроля, формирования системы раннего реагирования для своевременного выявления проблем в кредитных организациях.
Осуществляется обмен информацией с МВФ в целях создания электронной базы данных законодательств в области банковского регулирования и для публикаций в издании МВФ «Международная финансовая статистика». На основе взаимодействия с МВФ, с учетом экономической ситуации в стране и достигнутого уровня экономической статистики Центральный банк Российской Федерации предложил Минфину России и Госкомстату России вновь вернуться к рассмотрению вопроса об официальном присоединении России к Специальному стандарту распространения данных (ССРД) МВФ и предпринять шаги, обеспечивающие полное соответствие распространяемой Россией экономической информации требованиям ССРД МВФ. В этих целях Банк России в соответствии с требованиями ССРД МВФ дополнил публикуемые им показатели по внешнему долгу информацией об объеме внешнего долга по видам валют и срокам погашения.
По предложению МВФ Банк России принимает участие в рассмотрении и обсуждении разработанных Фондом проектов отчетных статистических форм стран-участниц МВФ, которые предполагается внедрить в практику в соответствии с новым Руководством по денежно-кредитной и финансовой статистике.
В рамках сотрудничества Банка России со Всемирным банком рассматриваются вопросы использования средств и продления сроков займа на финансирование проекта развития финансовых учреждений и перспективы реализации программы развития малых и средних банков в рамках соответствующего проекта ВБ.
Всемирный банк оказывал техническое содействие Банку России по вопросам надзора на основе оценки рисков в соответствии с международными стандартами и зарубежным опытом, функций кураторов кредитных организаций, совершенствования расчета капитала в целях предотвращения схем его «раздувания», финансового анализа банков - участников системы гарантирования вкладов.
Динамично развивается сотрудничество Банка России с Банком международных расчетов. На встречах управляющих центральными банками в БМР обсуждаются перспективы мировой экономики и финансовых рынков, роль бухгалтерского учета и отчетности в повышении эффективности финансовой системы, проблемы суверенной задолженности, роль денежно-кредитной политики в обеспечении экономического роста и предотвращении финансовых кризисов.
Банк России участвует в работе Комитета по платежным и расчетным системам и Базельского комитета по банковскому надзору при БМР. При участии специалистов Банка России было разработано новое Соглашение о достаточности капитала (Базель-И), содержащее современные концептуальные подходы к оценке и управлению финансовыми рисками.
В сотрудничестве с БМР велась подготовка Красной книги «Платежные системы в России». Проведена подготовительная работа по обеспечению доступа к электронной системе обмена информацией между центральными банками и БМР. Ее завершение позволит широко использовать статистические и аналитические данные информационного фонда БМР. В тесном сотрудничестве
с БМР проводилась работа по формированию динамических рядов показателей по Российской Федерации для представления БМР.
В рамках взаимодействия с Международным банком реконструкции и развития Банк России принимал участие в рассмотрении и реализации инвестиционных проектов МБРР, направленных, в частности, на содействие частным инвестициям и повышение эффективности функционирования банковского сектора.
Динамично развивалось и продолжает развиваться сотрудничество Банка России с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), который в конце 1990-х годов принял самое активное инвестиционное участие в экономических реформах в России. В 1997 году Россия была одним из основных клиентов ЕБРР. Ее доля в общем портфеле подписанных соглашений ЕБРР со всеми странами составляла около 34%. Суммарная стоимость одобренных в 1997 году российских проектов составила 3,5 млрд экю, из которых более 1 млрд экю - собственные средства ЕБРР. В 1998 году ЕБРР, несмотря на кризис, оставался крупнейшим кредитором России. В 1998 году на долю России приходилось 24% всех кредитов ЕБРР, а суммарная стоимость десяти одобренных в 1998 году российских проектов составила 800 млн евро.
В настоящее время Банк России постоянно готовит заключения по российским проектам ЕБРР по соответствующим запросам Минэкономразвития России. Эти проекты, в частности, реализуются в российском банковском секторе в ряде регионов нашей страны (Москва, Новосибирск, Ростов-на-Дону). Их реализация способствует расширению ресурсной базы и повышению капитализации банковской системы, внедрению новых финансовых технологий и инструментов, развитию малого и среднего бизнеса.
Банк России уделяет также внимание вопросам сотрудничества с международными региональными банками. В частности, Банк России способствовал началу функционирования Черноморского банка торговли и развития, в задачу которого входят содействие развитию торговли в регионе и финансирование региональных инвестиционных проектов.
С участием Банка России разрабатывались предложения по стратегии сотрудничества России с Азиатским банком развития и Межамериканским банком развития. Взаимодействие с ними имеет для России достаточно большое значение в связи и с возможным расширением экспорта России в эти динамично развивающиеся регионы мира, и с реформой МВФ и сокращением его кредитных программ. Решается также вопрос о вступлении России в МАБР, предоставлении технической помощи со стороны МАБР в формировании регионального банка развития стран СНГ. В свою очередь, вступление России в АзБР позволит привлекать средства банка для реализации проектов в России, преимущественно в Сибири и на Дальнем Востоке, что будет способствовать формированию более благоприятных условий для развития инфраструктуры банковских услуг в этом регионе.
Банк России оказывает содействие в нормализации деятельности Международного банка экономического сотрудничества и Международного инвестиционного банка, в частности, решаются вопросы урегулирования долговых обязательств этих банков и их дальнейшего развития. При решении этих вопросов Банк России постоянно взаимодействует с Министерством финансов Российской Федерации.
Банк России ведет также активную работу по линии таких международных экономических организаций, как «Большая восьмерка», «Группа двадцати», ОЭСР, АТЭС и др. Большинство этих организаций объединяет ведущие индустриальные страны и страны с формирующимися рынками. В рамках деятельности указанных организаций ведется совместный поиск компромиссных решений проблем мировой экономики и финансов, в том числе проблем уязвимости мировой финансовой системы, вызванных процессом глобализации, проблем трансграничных переводов денежных средств рабочими-мигрантами, борьбы со злоупотреблениями в финансовой системе, обеспечения стабильности движения капитала, институционального строительства в финансовом секторе, региональной интеграции, поддержания экономического роста, бюджетно-налоговой политики и др.
В рамках контактов Банка России с Организацией экономического сотрудничества и развития и ее рабочими органами, в том числе с Комитетом по финансовым рынкам, в 2004 г. была образована объединенная комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО и взаимодействия с ОЭСР, в состав которой вошел и представитель Банка России. На своем первом заседании Комиссия приняла решение о подготовке к переговорам относительно присоединения России к ОЭСР. В рамках реализации этого решения Банк России начал проводить сравнительный анализ соответствия банковского законодательства Российской Федерации базовым нормам и правилам ОЭСР.
В рамках процесса присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО) Банк России продолжает участвовать в переговорах со странами - членами ВТО по условиям доступа иностранных услуг, включая финансовые, и их поставщиков на российский рынок.
Вопросы и задания для обсуждения
Назовите функции Банка России в рамках международной и внешнеэкономической деятельности.
С какими международными валютно-кредитными и финансовыми институтами в основном взаимодействует и сотрудничает Банк России?
По каким направлениям Банк России взаимодействует и сотрудничает с названными институтами?