9.1. Необходимость и назначение банковского регулирования и надзора

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 

Необходимость регулирования банковской деятельности вообще, и го­сударственного в частности, обуславливается особой экономической и соци­альной природой банков, их значимостью для развития экономики страны. Го­сударство прибегает к регулированию банковской деятельности в целях обеспечения ее стабильности и защиты интересов инвесторов, кредиторов и вкладчиков.

В законодательных и других официальных документах регулирование банковской деятельности посредством установления законодательных норм и требований к кредитным институтам определяется как банковское регулирование.

Установление определенных рамок функционирования кредитных орга­низаций сопровождается системой мер по обеспечению соблюдения этих рамок.

Таким образом выстраивается особая система, называемая банковским надзором, которая включает совокупность мер по установлению и проведению в жизнь требований к кредитным организациям, направленных на обеспечение стабильного функционирования всей банковской системы.

Банковский надзор могут осуществлять как центральные банки, так и другой орган, уполномоченный государством.

В нашей стране органом банковского регулирования и надзора в со­ответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Феде­рации (Банке России)» является Банк России.

У банковского надзора можно выделить три функции: превентивную, сигнализирующую и контрольную.

Превентивная функция надзора выражает способность надзора располагать специальным инструментарием, регулирующим процесс вхождения кредитных институтов в банковскую среду и их деятельность. Данная функция предпола­гает обеспеченность надзорного органа определенными нормами и требованиями к кредитным организациям, достаточными для того, чтобы формировать и поддер­живать стабильность банковской системы.

Сигнализирующая функция надзора выражает его способность обладать диагностическим инструментарием, позволяющим своевременно выявлять нега­тивные тенденции в деятельности банков и принимать меры надзорного реагиро­вания. Данная функция сигнализирует в надзорный орган и непосредственно в банк о возникающих проблемах и побуждает их к активным действиям. Для реали­зации этой функции надзорный орган должен располагать специальной информа­ционно-аналитической системой мониторинга финансового состояния банков и мер надзорного реагирования.

Контрольная функция надзора призвана выявлять отклонения в соблю­дении норм и требований, причины их возникновения, эффективность действий надзорного органа и кредитного института по предотвращению и устранению возникающих проблем. Основным инструментом, сопровождающим контроль, являются проверки кредитного института на месте.

Наряду с государственным регулированием банковской деятельности можно выделить саморегулирование как самостоятельное направление банковского регулирования, осуществляемое самими банками и их объединениями (ассо­циациями) посредством принятия внутрибанковских нормативных документов.

Необходимость регулирования банковской деятельности вообще, и го­сударственного в частности, обуславливается особой экономической и соци­альной природой банков, их значимостью для развития экономики страны. Го­сударство прибегает к регулированию банковской деятельности в целях обеспечения ее стабильности и защиты интересов инвесторов, кредиторов и вкладчиков.

В законодательных и других официальных документах регулирование банковской деятельности посредством установления законодательных норм и требований к кредитным институтам определяется как банковское регулирование.

Установление определенных рамок функционирования кредитных орга­низаций сопровождается системой мер по обеспечению соблюдения этих рамок.

Таким образом выстраивается особая система, называемая банковским надзором, которая включает совокупность мер по установлению и проведению в жизнь требований к кредитным организациям, направленных на обеспечение стабильного функционирования всей банковской системы.

Банковский надзор могут осуществлять как центральные банки, так и другой орган, уполномоченный государством.

В нашей стране органом банковского регулирования и надзора в со­ответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Феде­рации (Банке России)» является Банк России.

У банковского надзора можно выделить три функции: превентивную, сигнализирующую и контрольную.

Превентивная функция надзора выражает способность надзора располагать специальным инструментарием, регулирующим процесс вхождения кредитных институтов в банковскую среду и их деятельность. Данная функция предпола­гает обеспеченность надзорного органа определенными нормами и требованиями к кредитным организациям, достаточными для того, чтобы формировать и поддер­живать стабильность банковской системы.

Сигнализирующая функция надзора выражает его способность обладать диагностическим инструментарием, позволяющим своевременно выявлять нега­тивные тенденции в деятельности банков и принимать меры надзорного реагиро­вания. Данная функция сигнализирует в надзорный орган и непосредственно в банк о возникающих проблемах и побуждает их к активным действиям. Для реали­зации этой функции надзорный орган должен располагать специальной информа­ционно-аналитической системой мониторинга финансового состояния банков и мер надзорного реагирования.

Контрольная функция надзора призвана выявлять отклонения в соблю­дении норм и требований, причины их возникновения, эффективность действий надзорного органа и кредитного института по предотвращению и устранению возникающих проблем. Основным инструментом, сопровождающим контроль, являются проверки кредитного института на месте.

Наряду с государственным регулированием банковской деятельности можно выделить саморегулирование как самостоятельное направление банковского регулирования, осуществляемое самими банками и их объединениями (ассо­циациями) посредством принятия внутрибанковских нормативных документов.