9.1. Необходимость и назначение банковского регулирования и надзора
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51
Необходимость регулирования банковской деятельности вообще, и государственного в частности, обуславливается особой экономической и социальной природой банков, их значимостью для развития экономики страны. Государство прибегает к регулированию банковской деятельности в целях обеспечения ее стабильности и защиты интересов инвесторов, кредиторов и вкладчиков.
В законодательных и других официальных документах регулирование банковской деятельности посредством установления законодательных норм и требований к кредитным институтам определяется как банковское регулирование.
Установление определенных рамок функционирования кредитных организаций сопровождается системой мер по обеспечению соблюдения этих рамок.
Таким образом выстраивается особая система, называемая банковским надзором, которая включает совокупность мер по установлению и проведению в жизнь требований к кредитным организациям, направленных на обеспечение стабильного функционирования всей банковской системы.
Банковский надзор могут осуществлять как центральные банки, так и другой орган, уполномоченный государством.
В нашей стране органом банковского регулирования и надзора в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» является Банк России.
У банковского надзора можно выделить три функции: превентивную, сигнализирующую и контрольную.
Превентивная функция надзора выражает способность надзора располагать специальным инструментарием, регулирующим процесс вхождения кредитных институтов в банковскую среду и их деятельность. Данная функция предполагает обеспеченность надзорного органа определенными нормами и требованиями к кредитным организациям, достаточными для того, чтобы формировать и поддерживать стабильность банковской системы.
Сигнализирующая функция надзора выражает его способность обладать диагностическим инструментарием, позволяющим своевременно выявлять негативные тенденции в деятельности банков и принимать меры надзорного реагирования. Данная функция сигнализирует в надзорный орган и непосредственно в банк о возникающих проблемах и побуждает их к активным действиям. Для реализации этой функции надзорный орган должен располагать специальной информационно-аналитической системой мониторинга финансового состояния банков и мер надзорного реагирования.
Контрольная функция надзора призвана выявлять отклонения в соблюдении норм и требований, причины их возникновения, эффективность действий надзорного органа и кредитного института по предотвращению и устранению возникающих проблем. Основным инструментом, сопровождающим контроль, являются проверки кредитного института на месте.
Наряду с государственным регулированием банковской деятельности можно выделить саморегулирование как самостоятельное направление банковского регулирования, осуществляемое самими банками и их объединениями (ассоциациями) посредством принятия внутрибанковских нормативных документов.
Необходимость регулирования банковской деятельности вообще, и государственного в частности, обуславливается особой экономической и социальной природой банков, их значимостью для развития экономики страны. Государство прибегает к регулированию банковской деятельности в целях обеспечения ее стабильности и защиты интересов инвесторов, кредиторов и вкладчиков.
В законодательных и других официальных документах регулирование банковской деятельности посредством установления законодательных норм и требований к кредитным институтам определяется как банковское регулирование.
Установление определенных рамок функционирования кредитных организаций сопровождается системой мер по обеспечению соблюдения этих рамок.
Таким образом выстраивается особая система, называемая банковским надзором, которая включает совокупность мер по установлению и проведению в жизнь требований к кредитным организациям, направленных на обеспечение стабильного функционирования всей банковской системы.
Банковский надзор могут осуществлять как центральные банки, так и другой орган, уполномоченный государством.
В нашей стране органом банковского регулирования и надзора в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» является Банк России.
У банковского надзора можно выделить три функции: превентивную, сигнализирующую и контрольную.
Превентивная функция надзора выражает способность надзора располагать специальным инструментарием, регулирующим процесс вхождения кредитных институтов в банковскую среду и их деятельность. Данная функция предполагает обеспеченность надзорного органа определенными нормами и требованиями к кредитным организациям, достаточными для того, чтобы формировать и поддерживать стабильность банковской системы.
Сигнализирующая функция надзора выражает его способность обладать диагностическим инструментарием, позволяющим своевременно выявлять негативные тенденции в деятельности банков и принимать меры надзорного реагирования. Данная функция сигнализирует в надзорный орган и непосредственно в банк о возникающих проблемах и побуждает их к активным действиям. Для реализации этой функции надзорный орган должен располагать специальной информационно-аналитической системой мониторинга финансового состояния банков и мер надзорного реагирования.
Контрольная функция надзора призвана выявлять отклонения в соблюдении норм и требований, причины их возникновения, эффективность действий надзорного органа и кредитного института по предотвращению и устранению возникающих проблем. Основным инструментом, сопровождающим контроль, являются проверки кредитного института на месте.
Наряду с государственным регулированием банковской деятельности можно выделить саморегулирование как самостоятельное направление банковского регулирования, осуществляемое самими банками и их объединениями (ассоциациями) посредством принятия внутрибанковских нормативных документов.