8.1. Банк России как орган государственного регулирования экономики

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 

Цели деятельности Банка России как государственного органа регули­рования экономики выражают стремление обеспечить устойчивое развитие не только банковского сектора, но и финансового, и в конечном счете обеспечить достижение макроэкономического равновесия и оптимальных для страны тем­пов экономического роста.

Денежно-кредитная и финансовая сферы экономики тесно взаимосвязаны. С одной стороны, деятельность центрального банка по разработке и реализации государственной денежно-кредитной и валютной политики в значительной сте­пени влияет на состояние государственных финансов. С другой стороны, на ди­намику монетарных процессов, в первую очередь на динамику инфляции, влияют сбалансированность федерального бюджета, масштабы финансовой по­мощи бюджетам регионов и т. п. Кризисы банковской системы могут быть спровоцированы финансовыми кризисами, в том числе кризисами на рынке го­сударственных ценных бумаг. Следовательно, в рамках общей государственной экономической политики требуется взаимодействие денежно-кредитной и фи­нансовой политики.

С учетом этого строятся взаимоотношения Банка России с органами го­сударственной власти и органами местного самоуправления.

Согласно ст. 21 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» для реализации возложенных на него функций Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства Рос­сийской Федерации.

Совместно с Правительством РФ Банк России разрабатывает единую го­сударственную денежно-кредитную политику на соответствующий год, осно­вываясь на данных анализа национальной и мировой экономики, на программах экономического развития в предстоящем финансовом году, в том числе в об­ласти развития государственных финансов.

Председатель Банка России или по его поручению один из его заместите­лей участвует в заседаниях Правительства Российской Федерации, а также может принимать участие в заседаниях Государственной думы при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики.

Министр финансов Российской Федерации и министр экономического развития и торговли Российской Федерации или по их поручению по одному из их заместителей участвуют в заседаниях Совета директоров с правом сове­щательного голоса.

Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации.

Банк России консультирует Министерство финансов Российской Федера­ции по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации и погашения государственного долга России с учетом их воздей­ствия на состояние банковской системы Российской Федерации и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.

Полномочия Банка России по обслуживанию государственного долга Рос­сийской Федерации определяются федеральными законами. Банк России и Министерство финансов Российской Федерации заключают специальные со­глашения о проведении указанных выше операций по поручению Правительст­ва Российской Федерации.

В настоящее время одним из важнейших вопросов государственного ре­гулирования экономики является противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Банк России как государственный орган регулирования экономики является актив­ным участником этого процесса.

В соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 25 октября 2005 г. №132н создана Межведомственная комиссия по противодействию лега­лизации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансиро­ванию терроризма, в состав которой входят также представители Банка России.

В рамках задач, поставленных перед данной Комиссией:

готовятся предложения по реализации утвержденной Президентом Российской Федерации Концепции национальной стратегии противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финанси­рованию терроризма;

обеспечивается взаимодействие, в том числе информационное, фе­деральных органов исполнительной власти и Банка России по отдельным на­правлениям противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

вырабатывается согласованная позиция по вопросам международ­ного сотрудничества в сфере противодействия легализации (отмыванию) дохо­дов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и разраба­тываются предложения по совершенствованию системы противодействия лега­лизации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирова­нию терроризма.

Цели деятельности Банка России как государственного органа регули­рования экономики выражают стремление обеспечить устойчивое развитие не только банковского сектора, но и финансового, и в конечном счете обеспечить достижение макроэкономического равновесия и оптимальных для страны тем­пов экономического роста.

Денежно-кредитная и финансовая сферы экономики тесно взаимосвязаны. С одной стороны, деятельность центрального банка по разработке и реализации государственной денежно-кредитной и валютной политики в значительной сте­пени влияет на состояние государственных финансов. С другой стороны, на ди­намику монетарных процессов, в первую очередь на динамику инфляции, влияют сбалансированность федерального бюджета, масштабы финансовой по­мощи бюджетам регионов и т. п. Кризисы банковской системы могут быть спровоцированы финансовыми кризисами, в том числе кризисами на рынке го­сударственных ценных бумаг. Следовательно, в рамках общей государственной экономической политики требуется взаимодействие денежно-кредитной и фи­нансовой политики.

С учетом этого строятся взаимоотношения Банка России с органами го­сударственной власти и органами местного самоуправления.

Согласно ст. 21 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» для реализации возложенных на него функций Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства Рос­сийской Федерации.

Совместно с Правительством РФ Банк России разрабатывает единую го­сударственную денежно-кредитную политику на соответствующий год, осно­вываясь на данных анализа национальной и мировой экономики, на программах экономического развития в предстоящем финансовом году, в том числе в об­ласти развития государственных финансов.

Председатель Банка России или по его поручению один из его заместите­лей участвует в заседаниях Правительства Российской Федерации, а также может принимать участие в заседаниях Государственной думы при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики.

Министр финансов Российской Федерации и министр экономического развития и торговли Российской Федерации или по их поручению по одному из их заместителей участвуют в заседаниях Совета директоров с правом сове­щательного голоса.

Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации.

Банк России консультирует Министерство финансов Российской Федера­ции по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации и погашения государственного долга России с учетом их воздей­ствия на состояние банковской системы Российской Федерации и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.

Полномочия Банка России по обслуживанию государственного долга Рос­сийской Федерации определяются федеральными законами. Банк России и Министерство финансов Российской Федерации заключают специальные со­глашения о проведении указанных выше операций по поручению Правительст­ва Российской Федерации.

В настоящее время одним из важнейших вопросов государственного ре­гулирования экономики является противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Банк России как государственный орган регулирования экономики является актив­ным участником этого процесса.

В соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 25 октября 2005 г. №132н создана Межведомственная комиссия по противодействию лега­лизации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансиро­ванию терроризма, в состав которой входят также представители Банка России.

В рамках задач, поставленных перед данной Комиссией:

готовятся предложения по реализации утвержденной Президентом Российской Федерации Концепции национальной стратегии противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финанси­рованию терроризма;

обеспечивается взаимодействие, в том числе информационное, фе­деральных органов исполнительной власти и Банка России по отдельным на­правлениям противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

вырабатывается согласованная позиция по вопросам международ­ного сотрудничества в сфере противодействия легализации (отмыванию) дохо­дов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и разраба­тываются предложения по совершенствованию системы противодействия лега­лизации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирова­нию терроризма.