9.4.1. Содержание дистанционного надзора

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 

Дистанционный надзор предполагает наличие у надзорного органа эф­фективных информационных и аналитических процедур мониторинга текущего финансового состояния кредитных организаций, соблюдения ими законода­тельства и нормативных требований, выявления на возможно более ранних ста­диях негативных тенденций в деятельности кредитных организаций и принятие упреждающих мер надзорного реагирования.

Исходным и чрезвычайно важным блоком системы дистанционного над­зора являются пруденциальные нормы и требования Банка России к кредитным организациям, предусмотренные в Инструкции Банка России от 31 марта 1997 г. №59 «О применении к кредитным организациям мер воздействия за на­рушение пруденциальных норм деятельности». За время действия этой инст­рукции в нее вносились неоднократные изменения, отражающие новые явления в банковской сфере.

Классификация пруденциальных норм была приведена ранее.

Подразделения Банка России, занимающиеся дистанционным надзором, располагают богатой информационной базой для диагностики финансового со­стояния отдельных кредитных организаций и банковской системы в целом.

На основе созданных в Банке России информационной и аналитической систем осуществляется оперативное выявление отклонений и отрицательных тенденций в деятельности кредитных организаций.

Результаты дистанционного надзора используются:

для принятия оперативных мер надзорного реагирования;

для выявления и более тщательного наблюдения за проблемными банками;

для определения плана и программы инспектирования проблемных банков.

В распоряжении Банка России имеется достаточно широкий набор мер надзорного реагирования, подразделяемых на предупредительные и принудительные меры воздействия.

Выбор конкретной меры воздействия обусловливается тремя факторами:

характером допущенных кредитной организацией нарушений;

причинами, повлиявшими на возникновение нарушений;

общим финансовым положением кредитной организации.

Как правило, на ранних стадиях возникновения проблем у кредитной ор­ганизации принимаются предупредительные меры воздействия. Они относятся к мерам оперативного надзорного реагирования.

К ранней стадии возникновения проблем относятся следующие ситуации:

отрицательные тенденции в уровнях обязательных нормативов, т. е. их ухудшение при условии соблюдения или незначительном нарушении;

образование текущих убытков от банковских операций и сделок;

снижение объема собственного капитала банка;

привлечение ресурсов на условиях хуже рыночных;

отказ клиентов от обслуживания в данном банке;

уход сотрудника из банка;

несоблюдение требований Банка России по построению расчетной системы;

несвоевременное проведение филиальных платежей с корреспондент­ских субсчетов, открытых в Банке России.

Предупредительные меры воздействия включают:

доведение в письменной форме или в ходе деловой встречи до органов управления кредитной организации информации о недостатках в ее деятельно­сти и об обеспокоенности надзорного органа состоянием дел у кредитной орга­низации;

изложение рекомендаций надзорного органа по исправлению создав­шейся ситуации;

предложение представить в надзорный орган программу мероприятий, на­правленных на устранение недостатков;

установление дополнительного контроля за деятельностью кредит­ной организации и за выполнением мероприятий по нормализации деятельности.

В случае нарушения банковского законодательства, нормативных ак­тов или предписаний Банка России, непредставления информации, представ­ления неполной или недостоверной информации Банк России вводит прину­дительные меры воздействия.

К ним относятся:

штрафы;

требование об осуществлении кредитной организацией мероприятий по ее финансовому оздоровлению;

требование о приведении величины собственного капитала и размера уставного капитала в соответствие необходимым величинам;

требование о реорганизации кредитной организации;

ограничение проведения кредитными организациями отдельных опера­ций на срок до шести месяцев;

ограничение затрат на осуществление кредитными организациями бан­ковских операций, предусмотренных выданной лицензией на срок до одного года;

ограничение затрат на открытие филиалов на срок до одного года;

требование о замене руководителей кредитной организации;

назначение временной администрации по управлению кредитной орга­низацией;

отзыв лицензии на осуществление банковских операций.

Некоторые из этих мер могут применяться на основании документарного

анализа, например, штрафы; другие (их большинство) - исходя из проверок на месте.

Дистанционный надзор предполагает наличие у надзорного органа эф­фективных информационных и аналитических процедур мониторинга текущего финансового состояния кредитных организаций, соблюдения ими законода­тельства и нормативных требований, выявления на возможно более ранних ста­диях негативных тенденций в деятельности кредитных организаций и принятие упреждающих мер надзорного реагирования.

Исходным и чрезвычайно важным блоком системы дистанционного над­зора являются пруденциальные нормы и требования Банка России к кредитным организациям, предусмотренные в Инструкции Банка России от 31 марта 1997 г. №59 «О применении к кредитным организациям мер воздействия за на­рушение пруденциальных норм деятельности». За время действия этой инст­рукции в нее вносились неоднократные изменения, отражающие новые явления в банковской сфере.

Классификация пруденциальных норм была приведена ранее.

Подразделения Банка России, занимающиеся дистанционным надзором, располагают богатой информационной базой для диагностики финансового со­стояния отдельных кредитных организаций и банковской системы в целом.

На основе созданных в Банке России информационной и аналитической систем осуществляется оперативное выявление отклонений и отрицательных тенденций в деятельности кредитных организаций.

Результаты дистанционного надзора используются:

для принятия оперативных мер надзорного реагирования;

для выявления и более тщательного наблюдения за проблемными банками;

для определения плана и программы инспектирования проблемных банков.

В распоряжении Банка России имеется достаточно широкий набор мер надзорного реагирования, подразделяемых на предупредительные и принудительные меры воздействия.

Выбор конкретной меры воздействия обусловливается тремя факторами:

характером допущенных кредитной организацией нарушений;

причинами, повлиявшими на возникновение нарушений;

общим финансовым положением кредитной организации.

Как правило, на ранних стадиях возникновения проблем у кредитной ор­ганизации принимаются предупредительные меры воздействия. Они относятся к мерам оперативного надзорного реагирования.

К ранней стадии возникновения проблем относятся следующие ситуации:

отрицательные тенденции в уровнях обязательных нормативов, т. е. их ухудшение при условии соблюдения или незначительном нарушении;

образование текущих убытков от банковских операций и сделок;

снижение объема собственного капитала банка;

привлечение ресурсов на условиях хуже рыночных;

отказ клиентов от обслуживания в данном банке;

уход сотрудника из банка;

несоблюдение требований Банка России по построению расчетной системы;

несвоевременное проведение филиальных платежей с корреспондент­ских субсчетов, открытых в Банке России.

Предупредительные меры воздействия включают:

доведение в письменной форме или в ходе деловой встречи до органов управления кредитной организации информации о недостатках в ее деятельно­сти и об обеспокоенности надзорного органа состоянием дел у кредитной орга­низации;

изложение рекомендаций надзорного органа по исправлению создав­шейся ситуации;

предложение представить в надзорный орган программу мероприятий, на­правленных на устранение недостатков;

установление дополнительного контроля за деятельностью кредит­ной организации и за выполнением мероприятий по нормализации деятельности.

В случае нарушения банковского законодательства, нормативных ак­тов или предписаний Банка России, непредставления информации, представ­ления неполной или недостоверной информации Банк России вводит прину­дительные меры воздействия.

К ним относятся:

штрафы;

требование об осуществлении кредитной организацией мероприятий по ее финансовому оздоровлению;

требование о приведении величины собственного капитала и размера уставного капитала в соответствие необходимым величинам;

требование о реорганизации кредитной организации;

ограничение проведения кредитными организациями отдельных опера­ций на срок до шести месяцев;

ограничение затрат на осуществление кредитными организациями бан­ковских операций, предусмотренных выданной лицензией на срок до одного года;

ограничение затрат на открытие филиалов на срок до одного года;

требование о замене руководителей кредитной организации;

назначение временной администрации по управлению кредитной орга­низацией;

отзыв лицензии на осуществление банковских операций.

Некоторые из этих мер могут применяться на основании документарного

анализа, например, штрафы; другие (их большинство) - исходя из проверок на месте.