9.4.1. Содержание дистанционного надзора
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51
Дистанционный надзор предполагает наличие у надзорного органа эффективных информационных и аналитических процедур мониторинга текущего финансового состояния кредитных организаций, соблюдения ими законодательства и нормативных требований, выявления на возможно более ранних стадиях негативных тенденций в деятельности кредитных организаций и принятие упреждающих мер надзорного реагирования.
Исходным и чрезвычайно важным блоком системы дистанционного надзора являются пруденциальные нормы и требования Банка России к кредитным организациям, предусмотренные в Инструкции Банка России от 31 марта 1997 г. №59 «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушение пруденциальных норм деятельности». За время действия этой инструкции в нее вносились неоднократные изменения, отражающие новые явления в банковской сфере.
Классификация пруденциальных норм была приведена ранее.
Подразделения Банка России, занимающиеся дистанционным надзором, располагают богатой информационной базой для диагностики финансового состояния отдельных кредитных организаций и банковской системы в целом.
На основе созданных в Банке России информационной и аналитической систем осуществляется оперативное выявление отклонений и отрицательных тенденций в деятельности кредитных организаций.
Результаты дистанционного надзора используются:
для принятия оперативных мер надзорного реагирования;
для выявления и более тщательного наблюдения за проблемными банками;
для определения плана и программы инспектирования проблемных банков.
В распоряжении Банка России имеется достаточно широкий набор мер надзорного реагирования, подразделяемых на предупредительные и принудительные меры воздействия.
Выбор конкретной меры воздействия обусловливается тремя факторами:
характером допущенных кредитной организацией нарушений;
причинами, повлиявшими на возникновение нарушений;
общим финансовым положением кредитной организации.
Как правило, на ранних стадиях возникновения проблем у кредитной организации принимаются предупредительные меры воздействия. Они относятся к мерам оперативного надзорного реагирования.
К ранней стадии возникновения проблем относятся следующие ситуации:
отрицательные тенденции в уровнях обязательных нормативов, т. е. их ухудшение при условии соблюдения или незначительном нарушении;
образование текущих убытков от банковских операций и сделок;
снижение объема собственного капитала банка;
привлечение ресурсов на условиях хуже рыночных;
отказ клиентов от обслуживания в данном банке;
уход сотрудника из банка;
несоблюдение требований Банка России по построению расчетной системы;
несвоевременное проведение филиальных платежей с корреспондентских субсчетов, открытых в Банке России.
Предупредительные меры воздействия включают:
доведение в письменной форме или в ходе деловой встречи до органов управления кредитной организации информации о недостатках в ее деятельности и об обеспокоенности надзорного органа состоянием дел у кредитной организации;
изложение рекомендаций надзорного органа по исправлению создавшейся ситуации;
предложение представить в надзорный орган программу мероприятий, направленных на устранение недостатков;
установление дополнительного контроля за деятельностью кредитной организации и за выполнением мероприятий по нормализации деятельности.
В случае нарушения банковского законодательства, нормативных актов или предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России вводит принудительные меры воздействия.
К ним относятся:
штрафы;
требование об осуществлении кредитной организацией мероприятий по ее финансовому оздоровлению;
требование о приведении величины собственного капитала и размера уставного капитала в соответствие необходимым величинам;
требование о реорганизации кредитной организации;
ограничение проведения кредитными организациями отдельных операций на срок до шести месяцев;
ограничение затрат на осуществление кредитными организациями банковских операций, предусмотренных выданной лицензией на срок до одного года;
ограничение затрат на открытие филиалов на срок до одного года;
требование о замене руководителей кредитной организации;
назначение временной администрации по управлению кредитной организацией;
отзыв лицензии на осуществление банковских операций.
Некоторые из этих мер могут применяться на основании документарного
анализа, например, штрафы; другие (их большинство) - исходя из проверок на месте.
Дистанционный надзор предполагает наличие у надзорного органа эффективных информационных и аналитических процедур мониторинга текущего финансового состояния кредитных организаций, соблюдения ими законодательства и нормативных требований, выявления на возможно более ранних стадиях негативных тенденций в деятельности кредитных организаций и принятие упреждающих мер надзорного реагирования.
Исходным и чрезвычайно важным блоком системы дистанционного надзора являются пруденциальные нормы и требования Банка России к кредитным организациям, предусмотренные в Инструкции Банка России от 31 марта 1997 г. №59 «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушение пруденциальных норм деятельности». За время действия этой инструкции в нее вносились неоднократные изменения, отражающие новые явления в банковской сфере.
Классификация пруденциальных норм была приведена ранее.
Подразделения Банка России, занимающиеся дистанционным надзором, располагают богатой информационной базой для диагностики финансового состояния отдельных кредитных организаций и банковской системы в целом.
На основе созданных в Банке России информационной и аналитической систем осуществляется оперативное выявление отклонений и отрицательных тенденций в деятельности кредитных организаций.
Результаты дистанционного надзора используются:
для принятия оперативных мер надзорного реагирования;
для выявления и более тщательного наблюдения за проблемными банками;
для определения плана и программы инспектирования проблемных банков.
В распоряжении Банка России имеется достаточно широкий набор мер надзорного реагирования, подразделяемых на предупредительные и принудительные меры воздействия.
Выбор конкретной меры воздействия обусловливается тремя факторами:
характером допущенных кредитной организацией нарушений;
причинами, повлиявшими на возникновение нарушений;
общим финансовым положением кредитной организации.
Как правило, на ранних стадиях возникновения проблем у кредитной организации принимаются предупредительные меры воздействия. Они относятся к мерам оперативного надзорного реагирования.
К ранней стадии возникновения проблем относятся следующие ситуации:
отрицательные тенденции в уровнях обязательных нормативов, т. е. их ухудшение при условии соблюдения или незначительном нарушении;
образование текущих убытков от банковских операций и сделок;
снижение объема собственного капитала банка;
привлечение ресурсов на условиях хуже рыночных;
отказ клиентов от обслуживания в данном банке;
уход сотрудника из банка;
несоблюдение требований Банка России по построению расчетной системы;
несвоевременное проведение филиальных платежей с корреспондентских субсчетов, открытых в Банке России.
Предупредительные меры воздействия включают:
доведение в письменной форме или в ходе деловой встречи до органов управления кредитной организации информации о недостатках в ее деятельности и об обеспокоенности надзорного органа состоянием дел у кредитной организации;
изложение рекомендаций надзорного органа по исправлению создавшейся ситуации;
предложение представить в надзорный орган программу мероприятий, направленных на устранение недостатков;
установление дополнительного контроля за деятельностью кредитной организации и за выполнением мероприятий по нормализации деятельности.
В случае нарушения банковского законодательства, нормативных актов или предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России вводит принудительные меры воздействия.
К ним относятся:
штрафы;
требование об осуществлении кредитной организацией мероприятий по ее финансовому оздоровлению;
требование о приведении величины собственного капитала и размера уставного капитала в соответствие необходимым величинам;
требование о реорганизации кредитной организации;
ограничение проведения кредитными организациями отдельных операций на срок до шести месяцев;
ограничение затрат на осуществление кредитными организациями банковских операций, предусмотренных выданной лицензией на срок до одного года;
ограничение затрат на открытие филиалов на срок до одного года;
требование о замене руководителей кредитной организации;
назначение временной администрации по управлению кредитной организацией;
отзыв лицензии на осуществление банковских операций.
Некоторые из этих мер могут применяться на основании документарного
анализа, например, штрафы; другие (их большинство) - исходя из проверок на месте.