2.3. Особенности формирования денежно-кредитной политики в России

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 

За последние 10-15 лет экономическая ситуация в России кардинально изменилась. Изменился и подход к реализации денежно-кредитной политики. Если в начале периода реформ решения, принимаемые в области денежно- кредитного регулирования, носили часто противоречивый характер, что приво­дило к дестабилизации в экономике страны, то сегодня можно говорить об улучшении ситуации, хотя до сих пор политика Банка России не до конца последовательна и часто не согласуется с мнением ряда специалистов в области экономики.

Сегодня Банк России достаточно четко определяет цель денежно- кредитной политики - таргетирование инфляции - и конкретные меры, направ­ленные на поддержание стабильности внутренних цен и валютного курса рос­сийского рубля. Кроме того, определяются количественные ориентиры макро­экономических пропорций.

Банк России следует принципам единой государственной денежно- кредитной политики и политики валютного курса, сформировавшимся в по­следние годы. Снижение инфляции до запланированного уровня является глав­ной целью денежно-кредитной политики. Вместе с тем, при реализации поли­тики, направленной на снижение инфляции, Банк России учитывает влияние динамики обменного курса национальной валюты на состояние российской экономики. Россия, как страна с открытой и недостаточно диверсифи­цированной экономикой, сильно зависящая от внешней экономической и фи­нансовой конъюнктуры, сегодня не имеет возможности перейти к режиму сво­бодно плавающего валютного курса рубля. По каналам текущего счета платеж­ного баланса предложение иностранной валюты устойчиво превышает спрос. Счет движения капитала платежного баланса нестабилен как по объемам, так и по направленности финансовых потоков. В таких условиях, как показывает практика многих стран, необходимо использовать режим управляемого пла­вающего валютного курса, прежде всего, в целях исключения резких колебаний обменного курса национальной валюты. По мере создания необходимых усло­вий Банк России будет постепенно сокращать свое участие на внутреннем ва­лютном рынке, осуществляя тем самым переход к режиму свободно плавающе­го валютного курса и сосредоточивая усилия на максимально точном достиже­нии целей по уровню инфляции. Эффективное функционирование в составе федерального бюджета Стабилизационного фонда Российской Федерации, ко­торый аккумулирует дополнительные доходы от высоких цен мирового рынка на энергоносители, а также совершенствование структуры российской эконо­мики, в том числе ее экспортного сектора, являются важнейшими предпосыл­ками ускорения этого процесса.

Выбор приоритетных объектов денежно-кредитной политики зависит от того, что «сильнее» воздействует на экономику — спрос на деньги или их предложение, а фактически — процентная ставка или количество денег. В большинстве стран с развитой рыночной экономикой и развитыми финансо­выми рынками центральные банки, по крайней мере в краткосрочном периоде, устанавливают целевые ориентиры в области процентных ставок, а не объема денежной массы.

Для повышения эффективности денежно-кредитного регулирования Банк России в дальнейшем намерен перейти к воздействию на уровень ликвидности банковской системы, определяемый объемом свободных банковских резервов. Для воздействия на ликвидность банковской системы он учитывает изменения в спросе банковской системы на резервы и стремится использовать процентные ставки, роль которых в денежно-кредитной политике будет возрастать.

Использование процентной ставки как механизма денежно-кредитного регулирования посредством ее снижения до уровня, соответствующего целево­му ориентиру развития экономики, приводит к активизации роли процентных ставок, а также к увеличению роли банков в кредитовании предприятий.

Вместе с тем необоснованное изменение ставки рефинансирования может дать неправильные ориентиры кредитным организациям в их процентной поли­тике и привести к диспропорциям в налоговой сфере, так как в настоящее время ставка рефинансирования определяет уровень процентных ставок по кредитам «овернайт» и по операциям «валютный своп», а также используется при расче­те штрафов и пени, ставок налогов и налогооблагаемой базы по налогу на при­быль корпораций. За рубежом изменение учетной ставки наполовину и даже на четверть процента оказывает существенное влияние на состояние экономики. Этот весьма тонкий механизм настройки России пока не слишком доступен.

При воздействии на предложение денег в рамках денежно-кредитной по­литики центральный банк проводит политику поддержания плановых темпов роста денежной массы за счет связывания излишних денежных средств на сче­тах Правительства Российской Федерации (в том числе в Стабилизационном фонде) и проведения операций на открытом рынке, где Банк России выступает в качестве продавца или покупателя государственных ценных бумаг.

Разработка центральным банком денежно-кредитной политики определя­ется также степенью его независимости от государства (функциональная неза­висимость центрального банка). Функциональная независимость предполагает самостоятельность центрального банка в выборе инструментов проведения де­нежно-кредитной политики. Она проявляется также в том, что центральный банк не обязан автоматически выдавать денежные средства правительству для финансирования государственных расходов и оказывать ему предпочтение в предоставлении кредитов. Кроме того, для функциональной независимости имеет значение характер инструментов денежно-кредитной политики и осуще­ствляемого им контроля за кредитной системой, а именно: применение пре­имущественно рыночных или административных методов контроля.

В соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России обладает достаточно высокой степенью независимости в разработке и проведе­нии денежно-кредитной политики. Он учитывает цели и задачи экономической политики государства, но в процессе формирования денежно-кредитной поли­тики в значительной мере опирается на собственные прогнозы экономического развития.

Функциональная независимость центрального банка приводит к необхо­димости осмысления проблемы дискреционной денежно-кредитной политики, предполагающей изменение текущей политики центрального банка в соот­ветствии с экономическими событиями в стране и мире. Примером такого ре­шения может служить резкое повышение ставки рефинансирования Банком России в июне 1998г. с 80 до 150% в связи с нарастанием кризиса, хотя в каче­стве цели денежно-кредитной политики на 1998 год было заявлено постепенное снижение ставки рефинансирования. После преодоления «пика» кризиса ставка была снова снижена и имела тенденцию к уменьшению.

Банк России исходит из того, что показатели денежной программы не яв­ляются жестко заданными и при необходимости для достижения конечной цели денежно-кредитной политики могут быть скорректированы в зависимости от развития макроэкономической ситуации, динамики притока/оттока капитала, а также от изменения других факторов.

Таким образом, денежно-кредитная политика должна иметь стратегию и тактику, но допускать реакцию центрального банка на временные изменения экономической конъюнктуры. Так, в разделе документа «Основные направле­ния единой государственной денежно-кредитной политики» проводится коли­чественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики в текущем году и прогноз возможности достижения их с помощью определенных мероприятий или посредством их корректировки.

За последние 10-15 лет экономическая ситуация в России кардинально изменилась. Изменился и подход к реализации денежно-кредитной политики. Если в начале периода реформ решения, принимаемые в области денежно- кредитного регулирования, носили часто противоречивый характер, что приво­дило к дестабилизации в экономике страны, то сегодня можно говорить об улучшении ситуации, хотя до сих пор политика Банка России не до конца последовательна и часто не согласуется с мнением ряда специалистов в области экономики.

Сегодня Банк России достаточно четко определяет цель денежно- кредитной политики - таргетирование инфляции - и конкретные меры, направ­ленные на поддержание стабильности внутренних цен и валютного курса рос­сийского рубля. Кроме того, определяются количественные ориентиры макро­экономических пропорций.

Банк России следует принципам единой государственной денежно- кредитной политики и политики валютного курса, сформировавшимся в по­следние годы. Снижение инфляции до запланированного уровня является глав­ной целью денежно-кредитной политики. Вместе с тем, при реализации поли­тики, направленной на снижение инфляции, Банк России учитывает влияние динамики обменного курса национальной валюты на состояние российской экономики. Россия, как страна с открытой и недостаточно диверсифи­цированной экономикой, сильно зависящая от внешней экономической и фи­нансовой конъюнктуры, сегодня не имеет возможности перейти к режиму сво­бодно плавающего валютного курса рубля. По каналам текущего счета платеж­ного баланса предложение иностранной валюты устойчиво превышает спрос. Счет движения капитала платежного баланса нестабилен как по объемам, так и по направленности финансовых потоков. В таких условиях, как показывает практика многих стран, необходимо использовать режим управляемого пла­вающего валютного курса, прежде всего, в целях исключения резких колебаний обменного курса национальной валюты. По мере создания необходимых усло­вий Банк России будет постепенно сокращать свое участие на внутреннем ва­лютном рынке, осуществляя тем самым переход к режиму свободно плавающе­го валютного курса и сосредоточивая усилия на максимально точном достиже­нии целей по уровню инфляции. Эффективное функционирование в составе федерального бюджета Стабилизационного фонда Российской Федерации, ко­торый аккумулирует дополнительные доходы от высоких цен мирового рынка на энергоносители, а также совершенствование структуры российской эконо­мики, в том числе ее экспортного сектора, являются важнейшими предпосыл­ками ускорения этого процесса.

Выбор приоритетных объектов денежно-кредитной политики зависит от того, что «сильнее» воздействует на экономику — спрос на деньги или их предложение, а фактически — процентная ставка или количество денег. В большинстве стран с развитой рыночной экономикой и развитыми финансо­выми рынками центральные банки, по крайней мере в краткосрочном периоде, устанавливают целевые ориентиры в области процентных ставок, а не объема денежной массы.

Для повышения эффективности денежно-кредитного регулирования Банк России в дальнейшем намерен перейти к воздействию на уровень ликвидности банковской системы, определяемый объемом свободных банковских резервов. Для воздействия на ликвидность банковской системы он учитывает изменения в спросе банковской системы на резервы и стремится использовать процентные ставки, роль которых в денежно-кредитной политике будет возрастать.

Использование процентной ставки как механизма денежно-кредитного регулирования посредством ее снижения до уровня, соответствующего целево­му ориентиру развития экономики, приводит к активизации роли процентных ставок, а также к увеличению роли банков в кредитовании предприятий.

Вместе с тем необоснованное изменение ставки рефинансирования может дать неправильные ориентиры кредитным организациям в их процентной поли­тике и привести к диспропорциям в налоговой сфере, так как в настоящее время ставка рефинансирования определяет уровень процентных ставок по кредитам «овернайт» и по операциям «валютный своп», а также используется при расче­те штрафов и пени, ставок налогов и налогооблагаемой базы по налогу на при­быль корпораций. За рубежом изменение учетной ставки наполовину и даже на четверть процента оказывает существенное влияние на состояние экономики. Этот весьма тонкий механизм настройки России пока не слишком доступен.

При воздействии на предложение денег в рамках денежно-кредитной по­литики центральный банк проводит политику поддержания плановых темпов роста денежной массы за счет связывания излишних денежных средств на сче­тах Правительства Российской Федерации (в том числе в Стабилизационном фонде) и проведения операций на открытом рынке, где Банк России выступает в качестве продавца или покупателя государственных ценных бумаг.

Разработка центральным банком денежно-кредитной политики определя­ется также степенью его независимости от государства (функциональная неза­висимость центрального банка). Функциональная независимость предполагает самостоятельность центрального банка в выборе инструментов проведения де­нежно-кредитной политики. Она проявляется также в том, что центральный банк не обязан автоматически выдавать денежные средства правительству для финансирования государственных расходов и оказывать ему предпочтение в предоставлении кредитов. Кроме того, для функциональной независимости имеет значение характер инструментов денежно-кредитной политики и осуще­ствляемого им контроля за кредитной системой, а именно: применение пре­имущественно рыночных или административных методов контроля.

В соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России обладает достаточно высокой степенью независимости в разработке и проведе­нии денежно-кредитной политики. Он учитывает цели и задачи экономической политики государства, но в процессе формирования денежно-кредитной поли­тики в значительной мере опирается на собственные прогнозы экономического развития.

Функциональная независимость центрального банка приводит к необхо­димости осмысления проблемы дискреционной денежно-кредитной политики, предполагающей изменение текущей политики центрального банка в соот­ветствии с экономическими событиями в стране и мире. Примером такого ре­шения может служить резкое повышение ставки рефинансирования Банком России в июне 1998г. с 80 до 150% в связи с нарастанием кризиса, хотя в каче­стве цели денежно-кредитной политики на 1998 год было заявлено постепенное снижение ставки рефинансирования. После преодоления «пика» кризиса ставка была снова снижена и имела тенденцию к уменьшению.

Банк России исходит из того, что показатели денежной программы не яв­ляются жестко заданными и при необходимости для достижения конечной цели денежно-кредитной политики могут быть скорректированы в зависимости от развития макроэкономической ситуации, динамики притока/оттока капитала, а также от изменения других факторов.

Таким образом, денежно-кредитная политика должна иметь стратегию и тактику, но допускать реакцию центрального банка на временные изменения экономической конъюнктуры. Так, в разделе документа «Основные направле­ния единой государственной денежно-кредитной политики» проводится коли­чественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики в текущем году и прогноз возможности достижения их с помощью определенных мероприятий или посредством их корректировки.