2.3. Особенности формирования денежно-кредитной политики в России
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51
За последние 10-15 лет экономическая ситуация в России кардинально изменилась. Изменился и подход к реализации денежно-кредитной политики. Если в начале периода реформ решения, принимаемые в области денежно- кредитного регулирования, носили часто противоречивый характер, что приводило к дестабилизации в экономике страны, то сегодня можно говорить об улучшении ситуации, хотя до сих пор политика Банка России не до конца последовательна и часто не согласуется с мнением ряда специалистов в области экономики.
Сегодня Банк России достаточно четко определяет цель денежно- кредитной политики - таргетирование инфляции - и конкретные меры, направленные на поддержание стабильности внутренних цен и валютного курса российского рубля. Кроме того, определяются количественные ориентиры макроэкономических пропорций.
Банк России следует принципам единой государственной денежно- кредитной политики и политики валютного курса, сформировавшимся в последние годы. Снижение инфляции до запланированного уровня является главной целью денежно-кредитной политики. Вместе с тем, при реализации политики, направленной на снижение инфляции, Банк России учитывает влияние динамики обменного курса национальной валюты на состояние российской экономики. Россия, как страна с открытой и недостаточно диверсифицированной экономикой, сильно зависящая от внешней экономической и финансовой конъюнктуры, сегодня не имеет возможности перейти к режиму свободно плавающего валютного курса рубля. По каналам текущего счета платежного баланса предложение иностранной валюты устойчиво превышает спрос. Счет движения капитала платежного баланса нестабилен как по объемам, так и по направленности финансовых потоков. В таких условиях, как показывает практика многих стран, необходимо использовать режим управляемого плавающего валютного курса, прежде всего, в целях исключения резких колебаний обменного курса национальной валюты. По мере создания необходимых условий Банк России будет постепенно сокращать свое участие на внутреннем валютном рынке, осуществляя тем самым переход к режиму свободно плавающего валютного курса и сосредоточивая усилия на максимально точном достижении целей по уровню инфляции. Эффективное функционирование в составе федерального бюджета Стабилизационного фонда Российской Федерации, который аккумулирует дополнительные доходы от высоких цен мирового рынка на энергоносители, а также совершенствование структуры российской экономики, в том числе ее экспортного сектора, являются важнейшими предпосылками ускорения этого процесса.
Выбор приоритетных объектов денежно-кредитной политики зависит от того, что «сильнее» воздействует на экономику — спрос на деньги или их предложение, а фактически — процентная ставка или количество денег. В большинстве стран с развитой рыночной экономикой и развитыми финансовыми рынками центральные банки, по крайней мере в краткосрочном периоде, устанавливают целевые ориентиры в области процентных ставок, а не объема денежной массы.
Для повышения эффективности денежно-кредитного регулирования Банк России в дальнейшем намерен перейти к воздействию на уровень ликвидности банковской системы, определяемый объемом свободных банковских резервов. Для воздействия на ликвидность банковской системы он учитывает изменения в спросе банковской системы на резервы и стремится использовать процентные ставки, роль которых в денежно-кредитной политике будет возрастать.
Использование процентной ставки как механизма денежно-кредитного регулирования посредством ее снижения до уровня, соответствующего целевому ориентиру развития экономики, приводит к активизации роли процентных ставок, а также к увеличению роли банков в кредитовании предприятий.
Вместе с тем необоснованное изменение ставки рефинансирования может дать неправильные ориентиры кредитным организациям в их процентной политике и привести к диспропорциям в налоговой сфере, так как в настоящее время ставка рефинансирования определяет уровень процентных ставок по кредитам «овернайт» и по операциям «валютный своп», а также используется при расчете штрафов и пени, ставок налогов и налогооблагаемой базы по налогу на прибыль корпораций. За рубежом изменение учетной ставки наполовину и даже на четверть процента оказывает существенное влияние на состояние экономики. Этот весьма тонкий механизм настройки России пока не слишком доступен.
При воздействии на предложение денег в рамках денежно-кредитной политики центральный банк проводит политику поддержания плановых темпов роста денежной массы за счет связывания излишних денежных средств на счетах Правительства Российской Федерации (в том числе в Стабилизационном фонде) и проведения операций на открытом рынке, где Банк России выступает в качестве продавца или покупателя государственных ценных бумаг.
Разработка центральным банком денежно-кредитной политики определяется также степенью его независимости от государства (функциональная независимость центрального банка). Функциональная независимость предполагает самостоятельность центрального банка в выборе инструментов проведения денежно-кредитной политики. Она проявляется также в том, что центральный банк не обязан автоматически выдавать денежные средства правительству для финансирования государственных расходов и оказывать ему предпочтение в предоставлении кредитов. Кроме того, для функциональной независимости имеет значение характер инструментов денежно-кредитной политики и осуществляемого им контроля за кредитной системой, а именно: применение преимущественно рыночных или административных методов контроля.
В соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России обладает достаточно высокой степенью независимости в разработке и проведении денежно-кредитной политики. Он учитывает цели и задачи экономической политики государства, но в процессе формирования денежно-кредитной политики в значительной мере опирается на собственные прогнозы экономического развития.
Функциональная независимость центрального банка приводит к необходимости осмысления проблемы дискреционной денежно-кредитной политики, предполагающей изменение текущей политики центрального банка в соответствии с экономическими событиями в стране и мире. Примером такого решения может служить резкое повышение ставки рефинансирования Банком России в июне 1998г. с 80 до 150% в связи с нарастанием кризиса, хотя в качестве цели денежно-кредитной политики на 1998 год было заявлено постепенное снижение ставки рефинансирования. После преодоления «пика» кризиса ставка была снова снижена и имела тенденцию к уменьшению.
Банк России исходит из того, что показатели денежной программы не являются жестко заданными и при необходимости для достижения конечной цели денежно-кредитной политики могут быть скорректированы в зависимости от развития макроэкономической ситуации, динамики притока/оттока капитала, а также от изменения других факторов.
Таким образом, денежно-кредитная политика должна иметь стратегию и тактику, но допускать реакцию центрального банка на временные изменения экономической конъюнктуры. Так, в разделе документа «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики» проводится количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики в текущем году и прогноз возможности достижения их с помощью определенных мероприятий или посредством их корректировки.
За последние 10-15 лет экономическая ситуация в России кардинально изменилась. Изменился и подход к реализации денежно-кредитной политики. Если в начале периода реформ решения, принимаемые в области денежно- кредитного регулирования, носили часто противоречивый характер, что приводило к дестабилизации в экономике страны, то сегодня можно говорить об улучшении ситуации, хотя до сих пор политика Банка России не до конца последовательна и часто не согласуется с мнением ряда специалистов в области экономики.
Сегодня Банк России достаточно четко определяет цель денежно- кредитной политики - таргетирование инфляции - и конкретные меры, направленные на поддержание стабильности внутренних цен и валютного курса российского рубля. Кроме того, определяются количественные ориентиры макроэкономических пропорций.
Банк России следует принципам единой государственной денежно- кредитной политики и политики валютного курса, сформировавшимся в последние годы. Снижение инфляции до запланированного уровня является главной целью денежно-кредитной политики. Вместе с тем, при реализации политики, направленной на снижение инфляции, Банк России учитывает влияние динамики обменного курса национальной валюты на состояние российской экономики. Россия, как страна с открытой и недостаточно диверсифицированной экономикой, сильно зависящая от внешней экономической и финансовой конъюнктуры, сегодня не имеет возможности перейти к режиму свободно плавающего валютного курса рубля. По каналам текущего счета платежного баланса предложение иностранной валюты устойчиво превышает спрос. Счет движения капитала платежного баланса нестабилен как по объемам, так и по направленности финансовых потоков. В таких условиях, как показывает практика многих стран, необходимо использовать режим управляемого плавающего валютного курса, прежде всего, в целях исключения резких колебаний обменного курса национальной валюты. По мере создания необходимых условий Банк России будет постепенно сокращать свое участие на внутреннем валютном рынке, осуществляя тем самым переход к режиму свободно плавающего валютного курса и сосредоточивая усилия на максимально точном достижении целей по уровню инфляции. Эффективное функционирование в составе федерального бюджета Стабилизационного фонда Российской Федерации, который аккумулирует дополнительные доходы от высоких цен мирового рынка на энергоносители, а также совершенствование структуры российской экономики, в том числе ее экспортного сектора, являются важнейшими предпосылками ускорения этого процесса.
Выбор приоритетных объектов денежно-кредитной политики зависит от того, что «сильнее» воздействует на экономику — спрос на деньги или их предложение, а фактически — процентная ставка или количество денег. В большинстве стран с развитой рыночной экономикой и развитыми финансовыми рынками центральные банки, по крайней мере в краткосрочном периоде, устанавливают целевые ориентиры в области процентных ставок, а не объема денежной массы.
Для повышения эффективности денежно-кредитного регулирования Банк России в дальнейшем намерен перейти к воздействию на уровень ликвидности банковской системы, определяемый объемом свободных банковских резервов. Для воздействия на ликвидность банковской системы он учитывает изменения в спросе банковской системы на резервы и стремится использовать процентные ставки, роль которых в денежно-кредитной политике будет возрастать.
Использование процентной ставки как механизма денежно-кредитного регулирования посредством ее снижения до уровня, соответствующего целевому ориентиру развития экономики, приводит к активизации роли процентных ставок, а также к увеличению роли банков в кредитовании предприятий.
Вместе с тем необоснованное изменение ставки рефинансирования может дать неправильные ориентиры кредитным организациям в их процентной политике и привести к диспропорциям в налоговой сфере, так как в настоящее время ставка рефинансирования определяет уровень процентных ставок по кредитам «овернайт» и по операциям «валютный своп», а также используется при расчете штрафов и пени, ставок налогов и налогооблагаемой базы по налогу на прибыль корпораций. За рубежом изменение учетной ставки наполовину и даже на четверть процента оказывает существенное влияние на состояние экономики. Этот весьма тонкий механизм настройки России пока не слишком доступен.
При воздействии на предложение денег в рамках денежно-кредитной политики центральный банк проводит политику поддержания плановых темпов роста денежной массы за счет связывания излишних денежных средств на счетах Правительства Российской Федерации (в том числе в Стабилизационном фонде) и проведения операций на открытом рынке, где Банк России выступает в качестве продавца или покупателя государственных ценных бумаг.
Разработка центральным банком денежно-кредитной политики определяется также степенью его независимости от государства (функциональная независимость центрального банка). Функциональная независимость предполагает самостоятельность центрального банка в выборе инструментов проведения денежно-кредитной политики. Она проявляется также в том, что центральный банк не обязан автоматически выдавать денежные средства правительству для финансирования государственных расходов и оказывать ему предпочтение в предоставлении кредитов. Кроме того, для функциональной независимости имеет значение характер инструментов денежно-кредитной политики и осуществляемого им контроля за кредитной системой, а именно: применение преимущественно рыночных или административных методов контроля.
В соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России обладает достаточно высокой степенью независимости в разработке и проведении денежно-кредитной политики. Он учитывает цели и задачи экономической политики государства, но в процессе формирования денежно-кредитной политики в значительной мере опирается на собственные прогнозы экономического развития.
Функциональная независимость центрального банка приводит к необходимости осмысления проблемы дискреционной денежно-кредитной политики, предполагающей изменение текущей политики центрального банка в соответствии с экономическими событиями в стране и мире. Примером такого решения может служить резкое повышение ставки рефинансирования Банком России в июне 1998г. с 80 до 150% в связи с нарастанием кризиса, хотя в качестве цели денежно-кредитной политики на 1998 год было заявлено постепенное снижение ставки рефинансирования. После преодоления «пика» кризиса ставка была снова снижена и имела тенденцию к уменьшению.
Банк России исходит из того, что показатели денежной программы не являются жестко заданными и при необходимости для достижения конечной цели денежно-кредитной политики могут быть скорректированы в зависимости от развития макроэкономической ситуации, динамики притока/оттока капитала, а также от изменения других факторов.
Таким образом, денежно-кредитная политика должна иметь стратегию и тактику, но допускать реакцию центрального банка на временные изменения экономической конъюнктуры. Так, в разделе документа «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики» проводится количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики в текущем году и прогноз возможности достижения их с помощью определенных мероприятий или посредством их корректировки.