2.1. Содержание и цели денежно-кредитной политики

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 

Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность разра­ботанных центральным банком совместно с правительством мероприятий в об­ласти организации денежных и кредитных отношений в стране. С помощью этих мероприятий обеспечивается воздействие денежно-кредитной сферы на воспроизводственный процесс в целях регулирования экономического роста, повышения эффективности производства, обеспечения занятости населения, стабильности внешнеэкономических связей, т. е. для решения важнейших стра­тегических задач, стоящих перед экономикой каждой страны.

В общем виде целью государственного регулирования экономики являет­ся достижение макроэкономического равновесия при оптимальных для данной страны темпах экономического роста. Денежно-кредитная политика является одной из составных частей государственной экономической политики, вклю­чающей также структурную, финансовую, социальную и внешнеэкономи­ческую политику. Следовательно, высшая цель государственной денежно- кредитной политики заключается в обеспечении стабильного экономического роста и совпадает со стратегической целью государственной эконо­мической политики.

Однако эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно- кредитной политики, которые имеют свою специфику, осуществляются до­вольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изме­нение рыночной конъюнктуры. Проблема осложняется еще и тем, что, выбрав конечную цель и применяя инструменты денежно-кредитной политики, цен­тральный банк не может немедленно и непосредственно контролировать целе­вые параметры. Центральный банк должен определить показатели, которые влияют на конечные цели и поддаются его контролю. Такие показатели назы­вают промежуточными целями денежно-кредитной политики. В качестве промежуточных целей могут выступать денежная масса, номинальная процент­ная ставка, номинальный ВВП, валютный курс. Выбор промежуточной цели основан на следующих критериях:

быстрота измерения и доступность информации о целевом пара­метре;

возможность контроля и управления с помощью инструментов цен­трального банка;

согласованность и предсказуемость влияния на конечные цели.

Однако инструменты центрального банка не позволяют напрямую до­биться даже этих промежуточных целей. Поэтому подбирается набор пере­менных, которые называют тактическими целями или операционными про­цедурами, т. е. такие параметры денежно-кредитной сферы, на которые цен­тральный банк может воздействовать непосредственно. Это могут быть банков­ские резервы, денежная база, ставки межбанковского рынка и т. п.

Определив промежуточную и тактическую цели, центральный банк вы­бирает значение соответствующего целевого параметра и поддерживает его на заданном уровне с помощью инструментов денежно-кредитной политики. Та­кие действия центрального банка называют таргетированием. В последнее время вместо термина «таргетирование» Банк России чаще использует термин «ориентиры денежно-кредитной политики».

Выбор промежуточной цели определяется степенью либерализации эко­номики и уровнем функциональной независимости центрального банка, стоя­щими перед ним задачами, его функциями в экономике. Кроме того, проме­жуточные цели денежно-кредитной политики тесно взаимосвязаны. Например, если в условиях свободно конвертируемой валюты центральный банк стремит­ся к фиксации процентной ставки на определенном уровне, то в разработке ме­роприятий денежно-кредитной политики он должен будет принять устанавли­ваемый рынком курс национальной валюты, и наоборот, при выборе цели де­нежно-кредитной политики, связанной с ограничениями по валютному курсу, - учитывать складывающийся уровень процентной ставки. Если же центральный банк ставит целью поддержание реальной процентной ставки на положи­тельном уровне для стимулирования инвестиций, то он должен одновременно проводить политику таргетирования инфляции и т. п.

Схематически политику таргетирования инфляции можно представить следующим образом. Центральный банк увеличивает предложение денег, пред­лагая банковской системе дополнительные резервы, если уровень цен опускает­ся ниже запланированных параметров, и, наоборот, сокращает предложение де­нег, если инфляция превышает заданные границы.

Специфика экономических и организационных основ денежно-кредитной политики определяется спецификой ее объектов и субъектов. Объектами де­нежно-кредитной политики являются спрос и предложение на денежном рынке. Субъектами денежно-кредитной политики выступают, прежде всего, цен­тральный банк в соответствии с присущими ему функциями проводника де­нежно-кредитной политики государства и коммерческие банки. Для непо­средственного регулирования массы денег в обращении центральный банк ис­пользует различные денежные агрегаты, уменьшая или увеличивая их объем, меняя их структуру в общей массе денег в денежном обороте.

Денежный рынок является частью финансового рынка и отражает спрос на деньги и предложение денег, а также формирование равновесной «цены» де­нег - ставки процента. Выбор и достижение поставленных промежуточных це­лей денежно-кредитной политики может повлиять на состояние денежного рынка через формирование как предложения, так и спроса на деньги. Равнове­сие на денежном рынке подвижно, т. е. оно постоянно меняется под воз­действием ряда факторов.

Представим, что предложение денег меняется, а спрос на деньги остается постоянным. При увеличении предложения денег возникает их кратковремен­ный избыток. Население стремится уменьшить свои денежные запасы, не при­носящие процентов, покупкой других финансовых активов (например, облига­ций). Спрос на них растет, цены, соответственно, увеличиваются. Процентная ставка или альтернативная стоимость хранения не приносящих процентов денег падает. Поскольку ликвидность становится менее дорогой, население и фирмы постепенно увеличивают количество денег, которые они готовы держать на ру­ках, и восстанавливается равновесие на денежном рынке при большем предло­жении денег и меньшем проценте. При уменьшении предложения денег будут происходить обратные процессы. Если предложение денег уменьшается, то равновесие на денежном рынке восстанавливается при меньшем, чем первона­чальное, количестве денег в обращении и большей, чем первоначальная, ставке процента.

Если же денежно-кредитная политика гибкая, то рост предложения денег может быть скорректирован центральным банком, т. е. для того, чтобы не вы­звать повышения процентной ставки, необходимо уменьшить предложение денег.

Предположим теперь, что спрос на деньги меняется, а предложение остается неизменным. Если, например, спрос на деньги поднялся вследствие роста номинального валового внутреннего продукта (ВВП), т. е. требуется больше денег для обслуживания товарооборота в рамках национальной экономики, а население и фирмы предпочитают держать свои активы в денежной форме. Но при неизменном предложении денег равновесие может установиться только при росте «цены» денег (номинальной ставке процента) .

При уменьшении спроса на деньги и неизменном предложении будут происходить обратные явления: равновесие на денежном рынке устанавливает­ся при более низкой, чем первоначальная, ставке процента.

При гибкой денежно-кредитной политике увеличение спроса на деньги может компенсироваться ростом денежного предложения для того, чтобы не повышалась процентная ставка.

В зависимости от причин, вызвавших изменение спроса на деньги, могут меняться цели денежно-кредитной политики.

Относительная непредсказуемость денежно-кредитной политики связана с проблемами временных лагов. Существует определенный период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в области денежно-кредитной политики и осознания этой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации. Например, целью денежно-кредитной политики является стабилизация уровня цен. При росте цен на протяжении длительного периода у центрального банка может не быть достаточной информации. Затем происходит осознание необхо­димости принятия мер по стабилизации уровня цен, формулировка этих мер и начало их осуществления. На все это необходимо время, а ситуация в экономи­ке может поменяться.

Временные лаги значительно усложняют проведение эффективной де­нежно-кредитной политики. Так, на динамику потребительских цен в России большое влияние оказывают структурные и административные факторы (на­пример, административное повышение цен на платные услуги, устанавливае­мые правительством). Банк России с помощью мероприятий денежно- кредитной политики может «сгладить» «шок» в экономике, но, естественно, с определенным, достаточно длительным лагом.

Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность разра­ботанных центральным банком совместно с правительством мероприятий в об­ласти организации денежных и кредитных отношений в стране. С помощью этих мероприятий обеспечивается воздействие денежно-кредитной сферы на воспроизводственный процесс в целях регулирования экономического роста, повышения эффективности производства, обеспечения занятости населения, стабильности внешнеэкономических связей, т. е. для решения важнейших стра­тегических задач, стоящих перед экономикой каждой страны.

В общем виде целью государственного регулирования экономики являет­ся достижение макроэкономического равновесия при оптимальных для данной страны темпах экономического роста. Денежно-кредитная политика является одной из составных частей государственной экономической политики, вклю­чающей также структурную, финансовую, социальную и внешнеэкономи­ческую политику. Следовательно, высшая цель государственной денежно- кредитной политики заключается в обеспечении стабильного экономического роста и совпадает со стратегической целью государственной эконо­мической политики.

Однако эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно- кредитной политики, которые имеют свою специфику, осуществляются до­вольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изме­нение рыночной конъюнктуры. Проблема осложняется еще и тем, что, выбрав конечную цель и применяя инструменты денежно-кредитной политики, цен­тральный банк не может немедленно и непосредственно контролировать целе­вые параметры. Центральный банк должен определить показатели, которые влияют на конечные цели и поддаются его контролю. Такие показатели назы­вают промежуточными целями денежно-кредитной политики. В качестве промежуточных целей могут выступать денежная масса, номинальная процент­ная ставка, номинальный ВВП, валютный курс. Выбор промежуточной цели основан на следующих критериях:

быстрота измерения и доступность информации о целевом пара­метре;

возможность контроля и управления с помощью инструментов цен­трального банка;

согласованность и предсказуемость влияния на конечные цели.

Однако инструменты центрального банка не позволяют напрямую до­биться даже этих промежуточных целей. Поэтому подбирается набор пере­менных, которые называют тактическими целями или операционными про­цедурами, т. е. такие параметры денежно-кредитной сферы, на которые цен­тральный банк может воздействовать непосредственно. Это могут быть банков­ские резервы, денежная база, ставки межбанковского рынка и т. п.

Определив промежуточную и тактическую цели, центральный банк вы­бирает значение соответствующего целевого параметра и поддерживает его на заданном уровне с помощью инструментов денежно-кредитной политики. Та­кие действия центрального банка называют таргетированием. В последнее время вместо термина «таргетирование» Банк России чаще использует термин «ориентиры денежно-кредитной политики».

Выбор промежуточной цели определяется степенью либерализации эко­номики и уровнем функциональной независимости центрального банка, стоя­щими перед ним задачами, его функциями в экономике. Кроме того, проме­жуточные цели денежно-кредитной политики тесно взаимосвязаны. Например, если в условиях свободно конвертируемой валюты центральный банк стремит­ся к фиксации процентной ставки на определенном уровне, то в разработке ме­роприятий денежно-кредитной политики он должен будет принять устанавли­ваемый рынком курс национальной валюты, и наоборот, при выборе цели де­нежно-кредитной политики, связанной с ограничениями по валютному курсу, - учитывать складывающийся уровень процентной ставки. Если же центральный банк ставит целью поддержание реальной процентной ставки на положи­тельном уровне для стимулирования инвестиций, то он должен одновременно проводить политику таргетирования инфляции и т. п.

Схематически политику таргетирования инфляции можно представить следующим образом. Центральный банк увеличивает предложение денег, пред­лагая банковской системе дополнительные резервы, если уровень цен опускает­ся ниже запланированных параметров, и, наоборот, сокращает предложение де­нег, если инфляция превышает заданные границы.

Специфика экономических и организационных основ денежно-кредитной политики определяется спецификой ее объектов и субъектов. Объектами де­нежно-кредитной политики являются спрос и предложение на денежном рынке. Субъектами денежно-кредитной политики выступают, прежде всего, цен­тральный банк в соответствии с присущими ему функциями проводника де­нежно-кредитной политики государства и коммерческие банки. Для непо­средственного регулирования массы денег в обращении центральный банк ис­пользует различные денежные агрегаты, уменьшая или увеличивая их объем, меняя их структуру в общей массе денег в денежном обороте.

Денежный рынок является частью финансового рынка и отражает спрос на деньги и предложение денег, а также формирование равновесной «цены» де­нег - ставки процента. Выбор и достижение поставленных промежуточных це­лей денежно-кредитной политики может повлиять на состояние денежного рынка через формирование как предложения, так и спроса на деньги. Равнове­сие на денежном рынке подвижно, т. е. оно постоянно меняется под воз­действием ряда факторов.

Представим, что предложение денег меняется, а спрос на деньги остается постоянным. При увеличении предложения денег возникает их кратковремен­ный избыток. Население стремится уменьшить свои денежные запасы, не при­носящие процентов, покупкой других финансовых активов (например, облига­ций). Спрос на них растет, цены, соответственно, увеличиваются. Процентная ставка или альтернативная стоимость хранения не приносящих процентов денег падает. Поскольку ликвидность становится менее дорогой, население и фирмы постепенно увеличивают количество денег, которые они готовы держать на ру­ках, и восстанавливается равновесие на денежном рынке при большем предло­жении денег и меньшем проценте. При уменьшении предложения денег будут происходить обратные процессы. Если предложение денег уменьшается, то равновесие на денежном рынке восстанавливается при меньшем, чем первона­чальное, количестве денег в обращении и большей, чем первоначальная, ставке процента.

Если же денежно-кредитная политика гибкая, то рост предложения денег может быть скорректирован центральным банком, т. е. для того, чтобы не вы­звать повышения процентной ставки, необходимо уменьшить предложение денег.

Предположим теперь, что спрос на деньги меняется, а предложение остается неизменным. Если, например, спрос на деньги поднялся вследствие роста номинального валового внутреннего продукта (ВВП), т. е. требуется больше денег для обслуживания товарооборота в рамках национальной экономики, а население и фирмы предпочитают держать свои активы в денежной форме. Но при неизменном предложении денег равновесие может установиться только при росте «цены» денег (номинальной ставке процента) .

При уменьшении спроса на деньги и неизменном предложении будут происходить обратные явления: равновесие на денежном рынке устанавливает­ся при более низкой, чем первоначальная, ставке процента.

При гибкой денежно-кредитной политике увеличение спроса на деньги может компенсироваться ростом денежного предложения для того, чтобы не повышалась процентная ставка.

В зависимости от причин, вызвавших изменение спроса на деньги, могут меняться цели денежно-кредитной политики.

Относительная непредсказуемость денежно-кредитной политики связана с проблемами временных лагов. Существует определенный период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в области денежно-кредитной политики и осознания этой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации. Например, целью денежно-кредитной политики является стабилизация уровня цен. При росте цен на протяжении длительного периода у центрального банка может не быть достаточной информации. Затем происходит осознание необхо­димости принятия мер по стабилизации уровня цен, формулировка этих мер и начало их осуществления. На все это необходимо время, а ситуация в экономи­ке может поменяться.

Временные лаги значительно усложняют проведение эффективной де­нежно-кредитной политики. Так, на динамику потребительских цен в России большое влияние оказывают структурные и административные факторы (на­пример, административное повышение цен на платные услуги, устанавливае­мые правительством). Банк России с помощью мероприятий денежно- кредитной политики может «сгладить» «шок» в экономике, но, естественно, с определенным, достаточно длительным лагом.