3.1. Методы денежно-кредитной политики

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 

Методы денежно-кредитной политики - это совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей. Современную систему методов денежно-кредитной политики можно классифицировать по различным признакам.

В зависимости от связи метода денежно-кредитной политики с поставлен­ной целью различают прямые и косвенные методы.

Прямые методы — это административные меры в форме различных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и це­ны на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Максимальные размеры ставок по кре­дитам или депозитам являются примерами мер контроля в области процентных ставок.

Реализация этих методов дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка за максимальным объемом или ценой депозитов и кредитов, за количественными (денежное предложение) и качественными (спрос на деньги) переменными денежно-кредитной политики. При использовании пря­мых методов временные лаги денежно-кредитной политики сокращаются.

Применение прямых методов денежно-кредитной политики позволяет непосредственно влиять на денежные агрегаты, распределение ссуд и издерж­ки заимствований. Они наиболее привлекательны для государственных органов как методы регулирования и перераспределения денежных ресурсов, особенно в условиях экономического кризиса. Прямые методы легче применять, они тре­буют меньше затрат, последствия их применения более предсказуемы.

Вместе с тем прямые методы денежно-кредитной политики являются гру­быми методами внешнего воздействия на функционирование субъектов де­нежного рынка, затрагивают основы их экономической деятельности. Они мо­гут противоречить микроэкономическим интересам кредитных организаций, вести к неэффективному распределению кредитных ресурсов, к ограничениям межбанковской конкуренции, затруднениям в появлении новых финансово ус­тойчивых институтов на банковском рынке.

Кроме того, следует учитывать то, что денежно-кредитная политика явля­ется частью общей экономической политики государства и влияет в целом на воспроизводственный процесс в национальной экономике. Применение прямых методов денежно-кредитной политики, направленных, в частности, на сдер­живание инфляции, может вызвать ряд отрицательных последствий общеэко­номического характера. Например, если таргетирование инфляции достига­ется за счет прямого регулирования (сокращения) денежной массы со сторо­ны центрального банка в рамках жесткой рестрикционной денежно- кредитной политики, то это приводит к «натурализации» экономических от­ношений, появлению денежных суррогатов, к расширению «теневой эко­номики».

В свою очередь, расширение «теневой экономики, означает рост недои­мок платежей в бюджет и, как следствие, увеличение государственного долга по заработной плате бюджетным организациям и социальным выплатам.

Следует учитывать и то, что со временем прямые методы воздействия на участников денежного рынка в случае «неблагоприятного» с микроэкономической точки зрения влияния их на хозяйственную деятельность могут вызвать пере­лив, отток финансовых ресурсов в «теневую экономику» или за рубеж.

Прямые методы денежно-кредитной политики могут также вызвать усиле­ние бюрократических факторов и коррупции в денежной сфере.

Таким образом, негативные последствия прямых методов денежно- кредитной политики зачастую превалируют над преимуществом их применения в условиях рынка, поскольку деформируют рыночный механизм.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют больший временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако их применение не приводит к деформациям рынка. Естественно, что эффективность использова­ния косвенных методов регулирования тесно связана со степенью развития денеж­ного рынка.

Переход к преимущественно косвенным методам денежно-кредитной политики объективно сопряжен с общемировым процессом финансовой ли­берализации, повышением степени независимости центрального банка, его функ­циями в экономике. В 80-х годах этот переход происходил в большинстве стран с развитой рыночной экономикой без каких-либо проблем и обратных тенденций. Этому способствовала и благоприятная макроэкономическая ситуация. В раз­вивающихся странах и странах с переходной экономикой вытеснение прямых методов денежно-кредитной политики косвенными обусловливалось реформами в банковских системах, направленными на либерализацию их функционирования.

Помимо деления методов денежно-кредитной политики на прямые и кос­венные различают также общие и селективные методы.

Общие методы являются преимущественно косвенными, оказы­вающими влияние на денежный рынок в целом.

Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Посредством этих методов решаются частные задачи, такие, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или неко­торых видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т. д. Используя селективные методы, центральный банк сохра­няет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов, не свойственных центральным банкам стран с рыночной экономи­кой, поскольку они искажают рыночные цены и распределение ресурсов.

Индивидуальные меры контроля, применяемые к отдельно взятому банку, сдерживают конкуренцию на финансовых рынках. Например, конкуренция позволила бы более эффективным банкам привлечь больше депозитов и увели­чить кредитование, предлагая более высокие процентные ставки по депозитам и более низкие по кредитам.

Кредитный контроль за отдельными банками (например, за банками, кредитующими определенные отрасли или регионы) оказывает искажающее влияние на рынки.

Применение в практике центральных банков селективных методов воз­действия на деятельность коммерческих банков типично для экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условиях резкого нару­шения пропорций воспроизводства.

Классификацию методов денежно-кредитной политики можно также про­вести в зависимости от объекта воздействия. Это методы денежно-кредитной политики, воздействующие непосредственно на денежное предложение, и ме­тоды, регулирующие спрос на денежном рынке.

Под предложением денег понимается денежная масса, находящаяся в об­ращении и складывающаяся из соответствующих денежных агрегатов. Мето­ды регулирования денежного предложения зависят от целей, которые ставятся в рамках денежно-кредитной политики конкретной страны.

Если целью денежно-кредитной политики является поддержание на неизмен­ном уровне количества денег в обращении, то проводится жесткая рестрикцион- ная политика преимущественно методами количественных ограничений.

Целью денежно-кредитной политики государства может быть и поддер­жание фиксированной ставки процента для стимулирования или, наоборот, сдерживания инвестиций. Такая денежно-кредитная политика называется гиб­кой. В случае выбора гибкой монетарной политики регулирование денежного предложения будет допускать колебания денежной массы в зависимости от из­менения ставки процента.

Спрос на деньги как объект денежно-кредитной политики формируется из спроса на деньги как средство обращения (иначе - деловой, операционный, трансакционный или спрос на деньги для совершения сделок) и спроса на день­ги как средство сохранения стоимости (иначе, спрос на деньги как на активы, спрос на запасную стоимость или спекулятивный спрос).

Спрос на деньги как средство обращения определяется уровнем номинально­го ВВП (прямо пропорционально). Чем больше доход в обществе, чем больше со­вершается сделок, чем выше уровень цен, тем больше потребуется денег для реализации экономических сделок в рамках национальной экономики. С опреде­ленным упрощением можно сказать, что операционный спрос на деньги не зависит от ставки процента.

Спрос на деньги как средство сохранения стоимости зависит от величины номинальной ставки процента (обратно пропорционально), поскольку при вла­дении деньгами в форме наличности и чековых вкладов, не приносящих владель­цу процентов, возникают определенные вмененные (альтернативные) из­держки по сравнению с использованием сбережений в виде ценных бумаг. Рас­пределение финансовых активов, например, на наличные деньги и облигации за­висит от величины ставки процента: чем она выше, тем ниже курс ценных бумаг и больше спрос на них, тем ниже спрос на наличные деньги (ниже спекулятивный спрос) и наоборот.

Таким образом, общий спрос на деньги зависит от номинальной ставки про­цента и объема номинального валового национального продукта (ВНП).

В зависимости от причин, вызвавших изменение спроса на деньги и денеж­ного предложения, могут меняться методы денежно-кредитной политики (жест­кая или гибкая, или выбор варианта такой монетарной политики, при которой до­пускается свободное колебание массы денег в обращении и процентной ставки).

Если сдвиг в спросе на деньги вызван циклическими изменениями и он нежелателен, то с помощью денежно-кредитной политики можно «сгладить» эти изменения. В случае циклического «перегрева» экономики допускается повы­шение процентных ставок. Следствием роста нормы процента будет снижение де­ловой активности. И наоборот, в случае циклического спада следует добиться снижения нормы процента и тем самым повысить деловую активность за счет уве­личения инвестиционного спроса.

Если же сдвиг в спросе на деньги вызван исключительно ростом цен, то любое увеличение денежного предложения будет «раскручивать» инфляционную спи­раль. Целью денежно-кредитной политики в этом случае будет поддержание де­нежной массы, находящейся в обращении, на определенном фиксированном уровне.

Выбор методов денежно-кредитной политики зависит от того, что является приоритетным ее объектом: спрос или предложение денег, процентная ставка или количество денег. В свою очередь, выбор приоритетов объектов денежно- кредитной политики зависит от того, что «сильнее» воздействует на экономику — спрос на деньги или их предложение, а фактически — процентная ставка или ко­личество денег.

В большинстве стран с развитой рыночной экономикой и развитыми финан­совыми рынками центральные банки, по крайней мере, в краткосрочном перио­де, устанавливают целевые ориентиры в области процентных ставок, а не объ­ема денежной массы.

3.2. Инструменты денежно-кредитной политики

Воздействие субъектов денежно-кредитной политики на ее объекты осу­ществляется с помощью набора специфических инструментов. Под инстру­ментом денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздейст­вия центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования на объ­екты денежно-кредитной политики.

В мировой экономической практике центральные банки используют сле­дующие инструменты денежно-кредитной политики:

изменение норматива обязательных резервов, или так называемых «ре­зервных требований»;

процентная политика центрального банка, т. е. изменение механизма заимствования средств коммерческими банками у центрального банка или де­понирования средств коммерческих банков в центральном банке;

рефинансирование кредитных организаций;

операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами.

Методы денежно-кредитной политики - это совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей. Современную систему методов денежно-кредитной политики можно классифицировать по различным признакам.

В зависимости от связи метода денежно-кредитной политики с поставлен­ной целью различают прямые и косвенные методы.

Прямые методы — это административные меры в форме различных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и це­ны на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Максимальные размеры ставок по кре­дитам или депозитам являются примерами мер контроля в области процентных ставок.

Реализация этих методов дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка за максимальным объемом или ценой депозитов и кредитов, за количественными (денежное предложение) и качественными (спрос на деньги) переменными денежно-кредитной политики. При использовании пря­мых методов временные лаги денежно-кредитной политики сокращаются.

Применение прямых методов денежно-кредитной политики позволяет непосредственно влиять на денежные агрегаты, распределение ссуд и издерж­ки заимствований. Они наиболее привлекательны для государственных органов как методы регулирования и перераспределения денежных ресурсов, особенно в условиях экономического кризиса. Прямые методы легче применять, они тре­буют меньше затрат, последствия их применения более предсказуемы.

Вместе с тем прямые методы денежно-кредитной политики являются гру­быми методами внешнего воздействия на функционирование субъектов де­нежного рынка, затрагивают основы их экономической деятельности. Они мо­гут противоречить микроэкономическим интересам кредитных организаций, вести к неэффективному распределению кредитных ресурсов, к ограничениям межбанковской конкуренции, затруднениям в появлении новых финансово ус­тойчивых институтов на банковском рынке.

Кроме того, следует учитывать то, что денежно-кредитная политика явля­ется частью общей экономической политики государства и влияет в целом на воспроизводственный процесс в национальной экономике. Применение прямых методов денежно-кредитной политики, направленных, в частности, на сдер­живание инфляции, может вызвать ряд отрицательных последствий общеэко­номического характера. Например, если таргетирование инфляции достига­ется за счет прямого регулирования (сокращения) денежной массы со сторо­ны центрального банка в рамках жесткой рестрикционной денежно- кредитной политики, то это приводит к «натурализации» экономических от­ношений, появлению денежных суррогатов, к расширению «теневой эко­номики».

В свою очередь, расширение «теневой экономики, означает рост недои­мок платежей в бюджет и, как следствие, увеличение государственного долга по заработной плате бюджетным организациям и социальным выплатам.

Следует учитывать и то, что со временем прямые методы воздействия на участников денежного рынка в случае «неблагоприятного» с микроэкономической точки зрения влияния их на хозяйственную деятельность могут вызвать пере­лив, отток финансовых ресурсов в «теневую экономику» или за рубеж.

Прямые методы денежно-кредитной политики могут также вызвать усиле­ние бюрократических факторов и коррупции в денежной сфере.

Таким образом, негативные последствия прямых методов денежно- кредитной политики зачастую превалируют над преимуществом их применения в условиях рынка, поскольку деформируют рыночный механизм.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют больший временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако их применение не приводит к деформациям рынка. Естественно, что эффективность использова­ния косвенных методов регулирования тесно связана со степенью развития денеж­ного рынка.

Переход к преимущественно косвенным методам денежно-кредитной политики объективно сопряжен с общемировым процессом финансовой ли­берализации, повышением степени независимости центрального банка, его функ­циями в экономике. В 80-х годах этот переход происходил в большинстве стран с развитой рыночной экономикой без каких-либо проблем и обратных тенденций. Этому способствовала и благоприятная макроэкономическая ситуация. В раз­вивающихся странах и странах с переходной экономикой вытеснение прямых методов денежно-кредитной политики косвенными обусловливалось реформами в банковских системах, направленными на либерализацию их функционирования.

Помимо деления методов денежно-кредитной политики на прямые и кос­венные различают также общие и селективные методы.

Общие методы являются преимущественно косвенными, оказы­вающими влияние на денежный рынок в целом.

Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Посредством этих методов решаются частные задачи, такие, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или неко­торых видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т. д. Используя селективные методы, центральный банк сохра­няет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов, не свойственных центральным банкам стран с рыночной экономи­кой, поскольку они искажают рыночные цены и распределение ресурсов.

Индивидуальные меры контроля, применяемые к отдельно взятому банку, сдерживают конкуренцию на финансовых рынках. Например, конкуренция позволила бы более эффективным банкам привлечь больше депозитов и увели­чить кредитование, предлагая более высокие процентные ставки по депозитам и более низкие по кредитам.

Кредитный контроль за отдельными банками (например, за банками, кредитующими определенные отрасли или регионы) оказывает искажающее влияние на рынки.

Применение в практике центральных банков селективных методов воз­действия на деятельность коммерческих банков типично для экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условиях резкого нару­шения пропорций воспроизводства.

Классификацию методов денежно-кредитной политики можно также про­вести в зависимости от объекта воздействия. Это методы денежно-кредитной политики, воздействующие непосредственно на денежное предложение, и ме­тоды, регулирующие спрос на денежном рынке.

Под предложением денег понимается денежная масса, находящаяся в об­ращении и складывающаяся из соответствующих денежных агрегатов. Мето­ды регулирования денежного предложения зависят от целей, которые ставятся в рамках денежно-кредитной политики конкретной страны.

Если целью денежно-кредитной политики является поддержание на неизмен­ном уровне количества денег в обращении, то проводится жесткая рестрикцион- ная политика преимущественно методами количественных ограничений.

Целью денежно-кредитной политики государства может быть и поддер­жание фиксированной ставки процента для стимулирования или, наоборот, сдерживания инвестиций. Такая денежно-кредитная политика называется гиб­кой. В случае выбора гибкой монетарной политики регулирование денежного предложения будет допускать колебания денежной массы в зависимости от из­менения ставки процента.

Спрос на деньги как объект денежно-кредитной политики формируется из спроса на деньги как средство обращения (иначе - деловой, операционный, трансакционный или спрос на деньги для совершения сделок) и спроса на день­ги как средство сохранения стоимости (иначе, спрос на деньги как на активы, спрос на запасную стоимость или спекулятивный спрос).

Спрос на деньги как средство обращения определяется уровнем номинально­го ВВП (прямо пропорционально). Чем больше доход в обществе, чем больше со­вершается сделок, чем выше уровень цен, тем больше потребуется денег для реализации экономических сделок в рамках национальной экономики. С опреде­ленным упрощением можно сказать, что операционный спрос на деньги не зависит от ставки процента.

Спрос на деньги как средство сохранения стоимости зависит от величины номинальной ставки процента (обратно пропорционально), поскольку при вла­дении деньгами в форме наличности и чековых вкладов, не приносящих владель­цу процентов, возникают определенные вмененные (альтернативные) из­держки по сравнению с использованием сбережений в виде ценных бумаг. Рас­пределение финансовых активов, например, на наличные деньги и облигации за­висит от величины ставки процента: чем она выше, тем ниже курс ценных бумаг и больше спрос на них, тем ниже спрос на наличные деньги (ниже спекулятивный спрос) и наоборот.

Таким образом, общий спрос на деньги зависит от номинальной ставки про­цента и объема номинального валового национального продукта (ВНП).

В зависимости от причин, вызвавших изменение спроса на деньги и денеж­ного предложения, могут меняться методы денежно-кредитной политики (жест­кая или гибкая, или выбор варианта такой монетарной политики, при которой до­пускается свободное колебание массы денег в обращении и процентной ставки).

Если сдвиг в спросе на деньги вызван циклическими изменениями и он нежелателен, то с помощью денежно-кредитной политики можно «сгладить» эти изменения. В случае циклического «перегрева» экономики допускается повы­шение процентных ставок. Следствием роста нормы процента будет снижение де­ловой активности. И наоборот, в случае циклического спада следует добиться снижения нормы процента и тем самым повысить деловую активность за счет уве­личения инвестиционного спроса.

Если же сдвиг в спросе на деньги вызван исключительно ростом цен, то любое увеличение денежного предложения будет «раскручивать» инфляционную спи­раль. Целью денежно-кредитной политики в этом случае будет поддержание де­нежной массы, находящейся в обращении, на определенном фиксированном уровне.

Выбор методов денежно-кредитной политики зависит от того, что является приоритетным ее объектом: спрос или предложение денег, процентная ставка или количество денег. В свою очередь, выбор приоритетов объектов денежно- кредитной политики зависит от того, что «сильнее» воздействует на экономику — спрос на деньги или их предложение, а фактически — процентная ставка или ко­личество денег.

В большинстве стран с развитой рыночной экономикой и развитыми финан­совыми рынками центральные банки, по крайней мере, в краткосрочном перио­де, устанавливают целевые ориентиры в области процентных ставок, а не объ­ема денежной массы.

3.2. Инструменты денежно-кредитной политики

Воздействие субъектов денежно-кредитной политики на ее объекты осу­ществляется с помощью набора специфических инструментов. Под инстру­ментом денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздейст­вия центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования на объ­екты денежно-кредитной политики.

В мировой экономической практике центральные банки используют сле­дующие инструменты денежно-кредитной политики:

изменение норматива обязательных резервов, или так называемых «ре­зервных требований»;

процентная политика центрального банка, т. е. изменение механизма заимствования средств коммерческими банками у центрального банка или де­понирования средств коммерческих банков в центральном банке;

рефинансирование кредитных организаций;

операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами.