3.2. Определение уровня цен

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 
153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 
170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 
187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 
204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 
221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 
238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 
255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 
272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 
289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 
306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 
323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 
340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 
357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 
374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 
391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 
408 409 410 411 

 

Цены на товары в странах с рыночной экономикой и на мировом рынке устанавливаются в зависимости от спроса и предложения. Однако даже в странах с развитой рыночной экономикой в процесс ценообразования активно вмешивается государство, обычно с целью повлиять на сбалансированность развития отраслей и стабилизацию социальных условий. Так, например, во Франции правительство дотирует сельское хозяйство с тем, чтобы сделать его конкурентоспособным на внешнем рынке; в ряде промышленно развитых стран государства поддерживают прибыльность горнодобывающих отраслей, заботясь о повышении занятости населения; практически во всех странах развито налоговое и иное стимулирование производств, ориентированных на экспорт. Государственные органы цивилизованных стран ведут путем контроля и регулирования цен активную антимонопольную политику.

В странах со сбалансированной экономикой рыночные цены заставляют производителей товаров организовывать производство таким образом, чтобы его издержки обеспечивали им возможность получения определенного уровня прибыли на вложенный капитал. Все производители стремятся к получению дополнительной прибыли путем снижения производственных издержек и выпуска товаров с лучшими характеристиками, что позволяет временно сбывать их по более высоким ценам. Производители и сбытовые фирмы имеют возможность определять уровень цен своей продукции методом подсчета издержек производства и обращения с последующим сопоставлением их с текущими ценами рынка. Для этого они располагают необходимым справочным материалом, публикуемым многочисленными информационными издательствами. При выходе на внешние рынки фирмы имеют возможность пользоваться справочными материалами, публикуемыми в странах их торговых партнеров, а также издаваемыми международными организациями, такими как Организация Объединенных Наций, Европейская Комиссия ООН, Международный валютный фонд и др.

В 80-х гг. в промышленно развитых странах значительное развитие получили национальные и международные информационные компьютерные системы, содержащие справочные данные по ценам национальных и международных рынков, причем в них обычно приводятся не только текущие цены, но и среднемесячные, среднеквартальные и среднегодовые цены, а также индексы их изменения за несколько лет.

К сожалению в Российской Федерации в середине 90-х гг. государственное регулирование цен, стимулирование приоритетных производств и эффективная антимонопольная политика практически отсутствовали. В результате такого подхода к стратегии экономической реформы к середине 1996 г. цены практически всех товаров в России значительно превысили цены внешнего рынка, что явилось одной из основных причин общего кризиса неплатежей и дальнейшего падения промышленного и сельскохозяйственного производства. Только в 1996 г. Правительство сделало первые попытки стабилизировать цены на энергоносители и транспортные тарифы.

В России в 90-х гг. разрозненные данные по внутренним ценам стали публиковаться в периодических изданиях, таких как «Финансовые известия», «Коммерсанта Daily» и «Коммерсанта Weekly», «Экономика и жизнь», «Деловой мир», «Финансовая Россия» и т.д. В тех же изданиях публикуются котировки международных товарных бирж. Ряд российских организаций систематизирует и публикует цены мирового рынка, в том числе Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт выпускает ежемесячный справочник по ценам, дает справки по ценам на отдельные виды товаров и по отдельным иностранным фирмам. Им же в качестве приложения к Бюллетеню иностранной коммерческой информации издается Справочник цен мирового рынка. Базами данных по ценам мирового рынка располагают Российская торгово-промышленная палата, акционерные общества Внешэкономсервис и ИнформВЭС. С 1995 г. в Единой автоматизированной системе валютного контроля за экспортом и импортом товаров (ЕАСК) действует подсистема «Цены», содержащая данные об уровне цен на мировых товарных рынках. Вполне очевидно, что в настоящее время российские информационные центры и крупные предприятия могут подключиться к системе Internet. Таким образом, во второй половине 90-х гг. российские предприниматели стали более обеспечены источниками внешнеторговых цен, чем справочным материалом по ценам внутреннего рынка России и стран СНГ.

Создание единой информационной системы, содержащей данные по ценам и динамике их изменения в отдельных регионах России и странах СНГ, является насущной необходимостью, поскольку ее отсутствие сдерживает не только развитие рыночных отношений, но и приток иностранных инвестиций. Это тем более необходимо, поскольку в условиях экономического кризиса невозможно определять оптимальный уровень цен путем подсчета издержек и учета средней прибыли на вложенный капитал.

При определении уровня цен следует иметь в виду, что они носят региональный характер. Единых мировых цен, кроме цены на золото, и то с небольшими различиями по разным биржам, практически не существует. Относительно в меньшей степени различаются цены на сырье и полуфабрикаты, в большей — на готовую продукцию.

Российских экспортеров должны интересовать не столько цены поставщиков аналогичных товаров, сколько их экспортные цены во вполне определенных регионах, которые зависят от потребности региона в данном виде товаров, от удовлетворения этой потребности собственным производством, от импортного регулирования в этом регионе, от его платежеспособности, политической стабильности и многих других условий. Следует также учитывать степень присутствия на рынке конкурирующих фирм и их имидж на мировом рынке.

В настоящее время рынок России считается перспективным для иностранных продавцов. Либерализация внешней торговли позволила выйти на внешний рынок огромному числу мелких неквалифицированных импортеров, которые чаще конкурировали между собой, чем использовали конкуренцию между иностранными поставщиками. Против политической нестабильности и необязательности российских покупателей иностранные компании страхуются требованием выплаты авансовых платежей и повышением цен, что является определенной защитой от их возможных потерь.

 

 

Цены на товары в странах с рыночной экономикой и на мировом рынке устанавливаются в зависимости от спроса и предложения. Однако даже в странах с развитой рыночной экономикой в процесс ценообразования активно вмешивается государство, обычно с целью повлиять на сбалансированность развития отраслей и стабилизацию социальных условий. Так, например, во Франции правительство дотирует сельское хозяйство с тем, чтобы сделать его конкурентоспособным на внешнем рынке; в ряде промышленно развитых стран государства поддерживают прибыльность горнодобывающих отраслей, заботясь о повышении занятости населения; практически во всех странах развито налоговое и иное стимулирование производств, ориентированных на экспорт. Государственные органы цивилизованных стран ведут путем контроля и регулирования цен активную антимонопольную политику.

В странах со сбалансированной экономикой рыночные цены заставляют производителей товаров организовывать производство таким образом, чтобы его издержки обеспечивали им возможность получения определенного уровня прибыли на вложенный капитал. Все производители стремятся к получению дополнительной прибыли путем снижения производственных издержек и выпуска товаров с лучшими характеристиками, что позволяет временно сбывать их по более высоким ценам. Производители и сбытовые фирмы имеют возможность определять уровень цен своей продукции методом подсчета издержек производства и обращения с последующим сопоставлением их с текущими ценами рынка. Для этого они располагают необходимым справочным материалом, публикуемым многочисленными информационными издательствами. При выходе на внешние рынки фирмы имеют возможность пользоваться справочными материалами, публикуемыми в странах их торговых партнеров, а также издаваемыми международными организациями, такими как Организация Объединенных Наций, Европейская Комиссия ООН, Международный валютный фонд и др.

В 80-х гг. в промышленно развитых странах значительное развитие получили национальные и международные информационные компьютерные системы, содержащие справочные данные по ценам национальных и международных рынков, причем в них обычно приводятся не только текущие цены, но и среднемесячные, среднеквартальные и среднегодовые цены, а также индексы их изменения за несколько лет.

К сожалению в Российской Федерации в середине 90-х гг. государственное регулирование цен, стимулирование приоритетных производств и эффективная антимонопольная политика практически отсутствовали. В результате такого подхода к стратегии экономической реформы к середине 1996 г. цены практически всех товаров в России значительно превысили цены внешнего рынка, что явилось одной из основных причин общего кризиса неплатежей и дальнейшего падения промышленного и сельскохозяйственного производства. Только в 1996 г. Правительство сделало первые попытки стабилизировать цены на энергоносители и транспортные тарифы.

В России в 90-х гг. разрозненные данные по внутренним ценам стали публиковаться в периодических изданиях, таких как «Финансовые известия», «Коммерсанта Daily» и «Коммерсанта Weekly», «Экономика и жизнь», «Деловой мир», «Финансовая Россия» и т.д. В тех же изданиях публикуются котировки международных товарных бирж. Ряд российских организаций систематизирует и публикует цены мирового рынка, в том числе Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт выпускает ежемесячный справочник по ценам, дает справки по ценам на отдельные виды товаров и по отдельным иностранным фирмам. Им же в качестве приложения к Бюллетеню иностранной коммерческой информации издается Справочник цен мирового рынка. Базами данных по ценам мирового рынка располагают Российская торгово-промышленная палата, акционерные общества Внешэкономсервис и ИнформВЭС. С 1995 г. в Единой автоматизированной системе валютного контроля за экспортом и импортом товаров (ЕАСК) действует подсистема «Цены», содержащая данные об уровне цен на мировых товарных рынках. Вполне очевидно, что в настоящее время российские информационные центры и крупные предприятия могут подключиться к системе Internet. Таким образом, во второй половине 90-х гг. российские предприниматели стали более обеспечены источниками внешнеторговых цен, чем справочным материалом по ценам внутреннего рынка России и стран СНГ.

Создание единой информационной системы, содержащей данные по ценам и динамике их изменения в отдельных регионах России и странах СНГ, является насущной необходимостью, поскольку ее отсутствие сдерживает не только развитие рыночных отношений, но и приток иностранных инвестиций. Это тем более необходимо, поскольку в условиях экономического кризиса невозможно определять оптимальный уровень цен путем подсчета издержек и учета средней прибыли на вложенный капитал.

При определении уровня цен следует иметь в виду, что они носят региональный характер. Единых мировых цен, кроме цены на золото, и то с небольшими различиями по разным биржам, практически не существует. Относительно в меньшей степени различаются цены на сырье и полуфабрикаты, в большей — на готовую продукцию.

Российских экспортеров должны интересовать не столько цены поставщиков аналогичных товаров, сколько их экспортные цены во вполне определенных регионах, которые зависят от потребности региона в данном виде товаров, от удовлетворения этой потребности собственным производством, от импортного регулирования в этом регионе, от его платежеспособности, политической стабильности и многих других условий. Следует также учитывать степень присутствия на рынке конкурирующих фирм и их имидж на мировом рынке.

В настоящее время рынок России считается перспективным для иностранных продавцов. Либерализация внешней торговли позволила выйти на внешний рынок огромному числу мелких неквалифицированных импортеров, которые чаще конкурировали между собой, чем использовали конкуренцию между иностранными поставщиками. Против политической нестабильности и необязательности российских покупателей иностранные компании страхуются требованием выплаты авансовых платежей и повышением цен, что является определенной защитой от их возможных потерь.