6. Принципы стимулирования арендной и лизинговой деятельности

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 
153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 
170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 
187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 
204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 
221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 
238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 
255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 
272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 
289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 
306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 
323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 
340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 
357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 
374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 
391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 
408 409 410 411 

 

Знакомство с нормативной базой и практикой арендной и лизинговой деятельности в зарубежных странах показывает, что везде этот вид предпринимательства в той или иной степени стимулируется государством. В противном случае потенциал, заложенный в саму сущность аренды, не может быть реализован в целях развития экономики страны, поскольку этот вид деятельности не будет иметь ощутимых преимуществ по сравнению с продажей имущества на условиях рассрочки платежей и не станет привлекательной областью для инвестиций капитала.

Изучение опыта зарубежных стран показывает, что все виды стимулирования можно разделить на две группы.

К первой группе относится стимулирование, присущее аренде как виду коммерческой деятельности, предусматриваемое нормативными актами практически всех стран.

К такому стимулированию относится:

• отнесение арендных и лизинговых платежей на издержки . арендаторов и лизингополучателей, уменьшающее величину их налогооблагаемой прибыли на сумму указанных платежей;

• введение ускоренных норм амортизации сданного в аренду или лизинг имущества арендодателями;

• освобождение арендодателя от обложения налогом на прибыль той части полученных им арендных платежей, которая представляет возмещение арендатором затрат арендодателя на приобретение, восстановление и реновацию сдаваемого в аренду имущества, включая стоимость взятого им кредита, затрат на страхование, налога на сданное в аренду имущество, а также затрат по предоставлению арендатору дополнительных услуг;

• в странах, где взимается налог на добавленную стоимость, стоимость приобретенного имущества, включая затраты арендодателя на его доработку, восстановление и реновацию, а также стоимость дополнительных услуг, увеличиваются на НДС. Однако полученные арендодателем арендные платежи повторно НДС не облагаются, поскольку не происходит смены собственника;

• отнесение на издержки арендодателя выплат, осуществляемых им в счет погашения кредитов, полученных для финансирования закупок объектов аренды и других затрат, связанных с арендной операцией.

Ко второй группе относятся те виды стимулирования, которые применяются в различных сочетаниях в зависимости от стратегических целей экономической политики государств. К таким видам стимулирования относятся:

• освобождение арендодателей (лизингодателей) от уплаты (или снижение размера) налога на имущество, сданного ими в аренду или лизинг;

• снижение налога на часть прибыли банков и иных кредитных организаций, полученной от кредитования арендных и лизинговых операций;

• снижение налога на прибыль или предоставление налогового кредита на часть прибыли, полученной арендатором и лизингополучателем от реализации продукции, произведенной с применением взятого в аренду или лизинг имущества;

• снижение налогообложения для арендаторов, являющихся малыми предприятиями, включая отмену начисления НДС на стоимость получаемого в аренду имущества;

• снижение налога на прибыль страховых компаний, предоставляющих арендодателям скидки при страховании имущества от претензий третьих лиц и предпринимательского риска;

• особо эффективные меры применяют правительства зарубежных стран при стимулировании экспорта вообще и экспортной аренды и лизинга в частности. Среди таких мер предоставление за счет бюджета благоприятных кредитов или правительственных гарантий под кредиты на закупки арендодателями и лизингодателями имущества для целей аренды и лизинга, участие государства в страховании экспортных арендных и лизинговых операций от коммерческих и политических рисков и т.д.

Учитывая, что российским арендодателям-экспортерам предстоит острая конкурентная борьба на внешнем рынке с зарубежными .лизингодателями, которых стимулируют их государства, следовало бы предусмотреть в разрабатываемом законе адекватные меры или, как минимум, распространить на экспортную аренду положения постановления Правительства РФ от 20 января 1996 г., предусматривающие дополнительные льготы для российских экспортеров.

Безусловно, к важнейшим способам стимулирования развития внутренних и международных арендных операций следует отнести стабилизацию нормативно-правовой базы. Это в наибольшей степени относится к современному состоянию правовой базы в России.

В связи с этим необходимо в законодательные акты включить следующие положения:

• все законы и подзаконные акты, прямо или косвенно ухудшающие условия арендной и лизинговой деятельности в России, а также условия международных арендных и лизинговых операций, должны вступать в действие для арендных и лизинговых операций не ранее чем через 6 месяцев с даты их опубликования. Это необходимо субъектам будущих арендных и лизинговых операций для принятия мер в случае, если новые нормативные акты делают такие операции невыгодными для любого из субъектов;

• в случае принятия подзаконных актов, ухудшающих коммерческие условия для любого из субъектов уже осуществляемой арендной или лизинговой операции, эти подзаконные акты не должны действовать для такой операции до конца срока действия ее договора.

 

 

Знакомство с нормативной базой и практикой арендной и лизинговой деятельности в зарубежных странах показывает, что везде этот вид предпринимательства в той или иной степени стимулируется государством. В противном случае потенциал, заложенный в саму сущность аренды, не может быть реализован в целях развития экономики страны, поскольку этот вид деятельности не будет иметь ощутимых преимуществ по сравнению с продажей имущества на условиях рассрочки платежей и не станет привлекательной областью для инвестиций капитала.

Изучение опыта зарубежных стран показывает, что все виды стимулирования можно разделить на две группы.

К первой группе относится стимулирование, присущее аренде как виду коммерческой деятельности, предусматриваемое нормативными актами практически всех стран.

К такому стимулированию относится:

• отнесение арендных и лизинговых платежей на издержки . арендаторов и лизингополучателей, уменьшающее величину их налогооблагаемой прибыли на сумму указанных платежей;

• введение ускоренных норм амортизации сданного в аренду или лизинг имущества арендодателями;

• освобождение арендодателя от обложения налогом на прибыль той части полученных им арендных платежей, которая представляет возмещение арендатором затрат арендодателя на приобретение, восстановление и реновацию сдаваемого в аренду имущества, включая стоимость взятого им кредита, затрат на страхование, налога на сданное в аренду имущество, а также затрат по предоставлению арендатору дополнительных услуг;

• в странах, где взимается налог на добавленную стоимость, стоимость приобретенного имущества, включая затраты арендодателя на его доработку, восстановление и реновацию, а также стоимость дополнительных услуг, увеличиваются на НДС. Однако полученные арендодателем арендные платежи повторно НДС не облагаются, поскольку не происходит смены собственника;

• отнесение на издержки арендодателя выплат, осуществляемых им в счет погашения кредитов, полученных для финансирования закупок объектов аренды и других затрат, связанных с арендной операцией.

Ко второй группе относятся те виды стимулирования, которые применяются в различных сочетаниях в зависимости от стратегических целей экономической политики государств. К таким видам стимулирования относятся:

• освобождение арендодателей (лизингодателей) от уплаты (или снижение размера) налога на имущество, сданного ими в аренду или лизинг;

• снижение налога на часть прибыли банков и иных кредитных организаций, полученной от кредитования арендных и лизинговых операций;

• снижение налога на прибыль или предоставление налогового кредита на часть прибыли, полученной арендатором и лизингополучателем от реализации продукции, произведенной с применением взятого в аренду или лизинг имущества;

• снижение налогообложения для арендаторов, являющихся малыми предприятиями, включая отмену начисления НДС на стоимость получаемого в аренду имущества;

• снижение налога на прибыль страховых компаний, предоставляющих арендодателям скидки при страховании имущества от претензий третьих лиц и предпринимательского риска;

• особо эффективные меры применяют правительства зарубежных стран при стимулировании экспорта вообще и экспортной аренды и лизинга в частности. Среди таких мер предоставление за счет бюджета благоприятных кредитов или правительственных гарантий под кредиты на закупки арендодателями и лизингодателями имущества для целей аренды и лизинга, участие государства в страховании экспортных арендных и лизинговых операций от коммерческих и политических рисков и т.д.

Учитывая, что российским арендодателям-экспортерам предстоит острая конкурентная борьба на внешнем рынке с зарубежными .лизингодателями, которых стимулируют их государства, следовало бы предусмотреть в разрабатываемом законе адекватные меры или, как минимум, распространить на экспортную аренду положения постановления Правительства РФ от 20 января 1996 г., предусматривающие дополнительные льготы для российских экспортеров.

Безусловно, к важнейшим способам стимулирования развития внутренних и международных арендных операций следует отнести стабилизацию нормативно-правовой базы. Это в наибольшей степени относится к современному состоянию правовой базы в России.

В связи с этим необходимо в законодательные акты включить следующие положения:

• все законы и подзаконные акты, прямо или косвенно ухудшающие условия арендной и лизинговой деятельности в России, а также условия международных арендных и лизинговых операций, должны вступать в действие для арендных и лизинговых операций не ранее чем через 6 месяцев с даты их опубликования. Это необходимо субъектам будущих арендных и лизинговых операций для принятия мер в случае, если новые нормативные акты делают такие операции невыгодными для любого из субъектов;

• в случае принятия подзаконных актов, ухудшающих коммерческие условия для любого из субъектов уже осуществляемой арендной или лизинговой операции, эти подзаконные акты не должны действовать для такой операции до конца срока действия ее договора.