1. Нормативные акты Российской Федерации

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 
153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 
170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 
187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 
204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 
221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 
238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 
255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 
272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 
289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 
306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 
323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 
340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 
357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 
374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 
391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 
408 409 410 411 

 

В Конституции РФ указывается, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные российскими законами, то применяются правила международного договора (ст. 15 Конституции РФ).

Основополагающим законодательным актом, регулирующим арендные и лизинговые операции в Российской Федерации, являются все разделы первой и большинство глав второй части ГКРФ.

Ошибочным является убеждение, что непосредственно к регулированию арендных и лизинговых операций относится только гл. 34 «Аренда». В действительности к регулированию таких операций относится и гл. 30 «Купля-продажа», поскольку арендодатели и лизингополучатели осуществляют такие сделки, гл. 40 «Перевозка», гл. 42 «Заем и кредит», гл. 48 «Страхование» и многие другие главы, регулирующие договоры, сопутствующие основному договору аренды.

Особенно грубую ошибку допускают лица, считающие, что операции финансовой аренды (лизинга) регулируются только § 6 гл. 34 «Финансовая аренда (лизинг)». В действительности и обычная и финансовая аренда имущества, используемого в предпринимательской и профессиональной деятельности (непотребляемые вещи), регулируются § 1 «Общие положения об аренде», § 3 «Аренда транспортных средств», § 4 «Аренда зданий и сооружений» и § 5 «Аренда предприятий». В § 6 «Финансовая аренда (лизинг)» изложены только дополнительные к перечисленным нормам особенности договоров финансовой аренды (лизинга).

Охарактеризуем кратко основные подзаконные акты, регулирующие арендную деятельность в Российской Федерации.

Указом Президента РФ «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» от 17 сентября 1994 г. поручалось Правительству РФ разработать и утвердить Временное положение о лизинге.

В постановлении Правительства РФ «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» от 29 июня 1995 г. дается ряд поручений министерствам, в том числе:

• Минэкономики разработать проект программы развития лизинга в Российской Федерации на 1996—2000 гг. и типовой устав лизинговой компании;

• Минэкономики совместно с Минфином подготовить Положение о составе затрат, включаемых в себестоимость продукции и учитываемых при налогообложении прибыли;

• Минфину и Минэкономики разработать предложения о внесении Изменений в действующее налоговое законодательство, предусмотрев при этом: освобождение лизингодателей от уплаты налога на прибыль, полученную от реализации договоров финансового лизинга со сроком действия не менее 3 лет; освобождение банков и других кредитных учреждений от уплаты налога на прибыль от предоставления кредитов на срок 3 года и более для финансирования финансового лизинга;

• Государственному таможенному комитету РФ предусмотреть с 1 июля 1995 г. частичное освобождение от налогов и пошлин, временно ввозимых в Российскую Федерацию товаров, являющихся объектом международного финансового лизинга;

• Министерству иностранных дел РФ присоединиться к Оттавской конвенции о международном финансовом лизинге.

Этим же постановлением утверждено Временное положение о лизинге.

В разделе «Общие положения» даны определения лизинга (хотя оно и недостаточно проработано), объектов лизинга и субъектов лизинга, т.е. лизингодателей и продавцов лизингового имущества, которыми могут быть граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированные в государственных органах в качестве индивидуальных предпринимателей, а также юридические лица.

Лизинговые компании определены как коммерческие организации, создаваемые в форме акционерных обществ или в других организационно-правовых формах.

По соглашению сторон в договоре лизинга может предусматриваться ускоренная амортизация сданного в лизинг имущества с последующим уведомлением налоговых органов.

В Положении определены права и обязанности участников договора. Значительная часть постановления посвящена вопросам лизинговых платежей и бухгалтерскому учету и отчетности, особенности которой должны определяться Минфином РФ.

В соответствии с телетайпограммой Государственного таможенного комитета РФ «О таможенном оформлении товаров, временно ввозимых в рамках лизинговых соглашений» такие товары подлежат временному освобождению от уплаты таможенных пошлин в соответствии с Указанием ГТК «О некоторых вопросах применения таможенного режима временного ввоза (вывоза)» от 25 апреля 1994 г.

Этим указанием предусмотрено, что каждый месяц должно уплачиваться 3% от общей суммы таможенных пошлин с момента ввоза имущества в Россию, т.е. в выплате пошлины предоставлена рассрочка на 2 года 9 месяцев. При вывозе из России имущества до или после истечения указанного срока таможенная пошлина не возвращается. Таким образом, эта льгота не имеет практического значения для финансовой аренды (лизинга), договоры которой в подавляющем большинстве заключаются на сроки, превышающие 2—3 года.

Приказом Минфина РФ «Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности лизинговых операций» от 25 сентября 1995 г. утверждены Указания об отражении в бухгалтерском учете лизинговых операций.

Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции и учитываемых при налогообложении прибыли, формируется в соответствии с положением о составе затрат, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства от 1 июля 1995 г. При этом в составе затрат отражается ежемесячное начисление амортизационных отчислений по действующим для операций лизинга нормам.

По этому постановлению лизингодатели стали выплачивать двойной НДС и лишились права определять нормы амортизации в лизинговых договорах (см. постановление Правительства РФ от 29 июня 1995 г.).

Постановление Правительства РФ от 20 ноября 1995 г. внесло дополнение в положение о составе затрат, включаемых в себестоимость продукции при налогообложении прибыли. В состав затрат лизингодателей при обложении операций финансового лизинга должны быть включены проценты по полученным заемным средствам, а в состав затрат лизингополучателей — лизинговые платежи по операциям финансового лизинга. Однако и это постановление не решило в целом проблему оптимизации налогообложения лизинговой деятельности.

Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации» от 26 февраля 1996 г. содержит противоречия с первой частью ГК РФ, с ранее принятыми подзаконными актами Правительства и необоснованно лишает часть производителей права заниматься лизинговой деятельностью. Так, одним из условий получения лицензии является предоставление копии учредительных документов лизинговой компании, что лишает предпринимателей без образования юридического лица получить лицензию (см. постановление Правительства РФ «Временное положение о лизинге»).

Другое условие получения лицензии состоит в том, что объем дохода от реализации лизинговых услуг в общем доходе лизинговой компании не должен быть меньше 40%. Это условие практически исключает из лизинговой деятельности предприятия, для которых она не является основным видом, а рассматривается как один из возможных способов сбыта продукции. Остается также неясным, кто будет возмещать убытки лизингополучателей, если лизинговую компанию лишат лицензии или она закончится через 5 лет при сроке договора 8 лет.

Постановлением Правительства РФ «О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации» от 27 июня 1996 г. считается целесообразным предусматривать ежегодно в 1997—2000 гг. в Федеральной инвестиционной программе до 8 трлн руб. на развитие лизинга.

В приложении к указанному постановлению вносятся изменения и дополнения во Временное положение о лизинге, утвержденное постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 г. «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Правительства от 23 апреля 1996 г.). В нем содержится положение, допускающее, что собственником имущества, приобретаемого в счет бюджетных средств, является лизингополучатель. Но тогда это не лизинг, а продажа имущества в кредит. В постановлении не учтено, что при лизинге собственником всегда остается лизингодатель, а имущество может быть передано на баланс лизингополучателю, который становится только «экономическим собственником». Очень полезным является положение о том, что к активной части основных фондов договором может быть применена ускоренная амортизация с коэффициентом не выше 3. Делается также попытка разъяснить, что доходом лизингодателя является разница между суммой лизинговых платежей и суммой, возмещающей стоимость лизингового имущества. Поскольку от этого зависит база налогообложения НДС, необходимо уточнить, что входит в стоимость лизингового имущества.

Вступление в силу ГК РФ требует, чтобы все законы и другие правовые акты, включающие указы Президента, постановления Правительства РФ, а также иные подзаконные акты других федеральных органов, изданные после вступления в силу второй части ГК РФ (1 марта 1996 г.), не должны ему противоречить. Нормативные акты Президента и Правительства РФ, изданные до 1 марта, 1996 г., регламентирующие отношения, которые в соответствии с ГК РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют до введения в действие таких законов. Остальные указы Президента, постановления Правительства РФ и другие подзаконные акты до их приведения в соответствие с ГК РФ применяются постольку, поскольку не противоречат ГК РФ.

Отсюда вытекает следующее:

во-первых, содержание и терминология закона о лизинге должны быть приведены в соответствие с ГК РФ;

во-вторых, если Федеральное Собрание не хочет задушить зарождающуюся в России арендную и лизинговую деятельность, то новый закон должен сохранить те минимальные способы стимулирования этого перспективного вида предпринимательской деятельности, которые ранее содержались в указах Президента и постановлениях Правительства РФ. После принятия закона все предыдущие акты потеряют силу;

в-третьих, поскольку ГК РФ рассматривает договоры финансовой аренды (лизинга) как разновидность договоров аренды, принимаемый закон должен регулировать арендную деятельность и финансовую аренду (лизинг) как ее разновидность. Поэтому принимаемый закон должен называться «Об арендной деятельности» или в крайнем случае «Об арендной и лизинговой деятельности».

Постановление Правительства РФ от 29 октября 1997 г., в котором в целях совершенствования лизинговой деятельности в агропромышленном комплексе утверждается Порядок обеспечения агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией и приобретения племенного скота на основе финансовой аренды (лизинга), дает поручение Минфину и другим заинтересованным ведомствам утвердить правила использования средств федерального бюджета, направляемых на лизинговые операции через АО Росагроснаб, которое обязано вернуть вырученные от лизинговых операций средства обратно в федеральный лизинговый фонд.

Заемщикам средств лизингового фонда могут быть организации, осуществляющие поставки машиностроительной продукции и племенного скота, имеющие соответствующие лицензии.

Организации, получающие право на ведение лизинговых операций, определяются на конкурсной основе.

 

 

В Конституции РФ указывается, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные российскими законами, то применяются правила международного договора (ст. 15 Конституции РФ).

Основополагающим законодательным актом, регулирующим арендные и лизинговые операции в Российской Федерации, являются все разделы первой и большинство глав второй части ГКРФ.

Ошибочным является убеждение, что непосредственно к регулированию арендных и лизинговых операций относится только гл. 34 «Аренда». В действительности к регулированию таких операций относится и гл. 30 «Купля-продажа», поскольку арендодатели и лизингополучатели осуществляют такие сделки, гл. 40 «Перевозка», гл. 42 «Заем и кредит», гл. 48 «Страхование» и многие другие главы, регулирующие договоры, сопутствующие основному договору аренды.

Особенно грубую ошибку допускают лица, считающие, что операции финансовой аренды (лизинга) регулируются только § 6 гл. 34 «Финансовая аренда (лизинг)». В действительности и обычная и финансовая аренда имущества, используемого в предпринимательской и профессиональной деятельности (непотребляемые вещи), регулируются § 1 «Общие положения об аренде», § 3 «Аренда транспортных средств», § 4 «Аренда зданий и сооружений» и § 5 «Аренда предприятий». В § 6 «Финансовая аренда (лизинг)» изложены только дополнительные к перечисленным нормам особенности договоров финансовой аренды (лизинга).

Охарактеризуем кратко основные подзаконные акты, регулирующие арендную деятельность в Российской Федерации.

Указом Президента РФ «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» от 17 сентября 1994 г. поручалось Правительству РФ разработать и утвердить Временное положение о лизинге.

В постановлении Правительства РФ «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» от 29 июня 1995 г. дается ряд поручений министерствам, в том числе:

• Минэкономики разработать проект программы развития лизинга в Российской Федерации на 1996—2000 гг. и типовой устав лизинговой компании;

• Минэкономики совместно с Минфином подготовить Положение о составе затрат, включаемых в себестоимость продукции и учитываемых при налогообложении прибыли;

• Минфину и Минэкономики разработать предложения о внесении Изменений в действующее налоговое законодательство, предусмотрев при этом: освобождение лизингодателей от уплаты налога на прибыль, полученную от реализации договоров финансового лизинга со сроком действия не менее 3 лет; освобождение банков и других кредитных учреждений от уплаты налога на прибыль от предоставления кредитов на срок 3 года и более для финансирования финансового лизинга;

• Государственному таможенному комитету РФ предусмотреть с 1 июля 1995 г. частичное освобождение от налогов и пошлин, временно ввозимых в Российскую Федерацию товаров, являющихся объектом международного финансового лизинга;

• Министерству иностранных дел РФ присоединиться к Оттавской конвенции о международном финансовом лизинге.

Этим же постановлением утверждено Временное положение о лизинге.

В разделе «Общие положения» даны определения лизинга (хотя оно и недостаточно проработано), объектов лизинга и субъектов лизинга, т.е. лизингодателей и продавцов лизингового имущества, которыми могут быть граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированные в государственных органах в качестве индивидуальных предпринимателей, а также юридические лица.

Лизинговые компании определены как коммерческие организации, создаваемые в форме акционерных обществ или в других организационно-правовых формах.

По соглашению сторон в договоре лизинга может предусматриваться ускоренная амортизация сданного в лизинг имущества с последующим уведомлением налоговых органов.

В Положении определены права и обязанности участников договора. Значительная часть постановления посвящена вопросам лизинговых платежей и бухгалтерскому учету и отчетности, особенности которой должны определяться Минфином РФ.

В соответствии с телетайпограммой Государственного таможенного комитета РФ «О таможенном оформлении товаров, временно ввозимых в рамках лизинговых соглашений» такие товары подлежат временному освобождению от уплаты таможенных пошлин в соответствии с Указанием ГТК «О некоторых вопросах применения таможенного режима временного ввоза (вывоза)» от 25 апреля 1994 г.

Этим указанием предусмотрено, что каждый месяц должно уплачиваться 3% от общей суммы таможенных пошлин с момента ввоза имущества в Россию, т.е. в выплате пошлины предоставлена рассрочка на 2 года 9 месяцев. При вывозе из России имущества до или после истечения указанного срока таможенная пошлина не возвращается. Таким образом, эта льгота не имеет практического значения для финансовой аренды (лизинга), договоры которой в подавляющем большинстве заключаются на сроки, превышающие 2—3 года.

Приказом Минфина РФ «Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности лизинговых операций» от 25 сентября 1995 г. утверждены Указания об отражении в бухгалтерском учете лизинговых операций.

Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции и учитываемых при налогообложении прибыли, формируется в соответствии с положением о составе затрат, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства от 1 июля 1995 г. При этом в составе затрат отражается ежемесячное начисление амортизационных отчислений по действующим для операций лизинга нормам.

По этому постановлению лизингодатели стали выплачивать двойной НДС и лишились права определять нормы амортизации в лизинговых договорах (см. постановление Правительства РФ от 29 июня 1995 г.).

Постановление Правительства РФ от 20 ноября 1995 г. внесло дополнение в положение о составе затрат, включаемых в себестоимость продукции при налогообложении прибыли. В состав затрат лизингодателей при обложении операций финансового лизинга должны быть включены проценты по полученным заемным средствам, а в состав затрат лизингополучателей — лизинговые платежи по операциям финансового лизинга. Однако и это постановление не решило в целом проблему оптимизации налогообложения лизинговой деятельности.

Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации» от 26 февраля 1996 г. содержит противоречия с первой частью ГК РФ, с ранее принятыми подзаконными актами Правительства и необоснованно лишает часть производителей права заниматься лизинговой деятельностью. Так, одним из условий получения лицензии является предоставление копии учредительных документов лизинговой компании, что лишает предпринимателей без образования юридического лица получить лицензию (см. постановление Правительства РФ «Временное положение о лизинге»).

Другое условие получения лицензии состоит в том, что объем дохода от реализации лизинговых услуг в общем доходе лизинговой компании не должен быть меньше 40%. Это условие практически исключает из лизинговой деятельности предприятия, для которых она не является основным видом, а рассматривается как один из возможных способов сбыта продукции. Остается также неясным, кто будет возмещать убытки лизингополучателей, если лизинговую компанию лишат лицензии или она закончится через 5 лет при сроке договора 8 лет.

Постановлением Правительства РФ «О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации» от 27 июня 1996 г. считается целесообразным предусматривать ежегодно в 1997—2000 гг. в Федеральной инвестиционной программе до 8 трлн руб. на развитие лизинга.

В приложении к указанному постановлению вносятся изменения и дополнения во Временное положение о лизинге, утвержденное постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 г. «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Правительства от 23 апреля 1996 г.). В нем содержится положение, допускающее, что собственником имущества, приобретаемого в счет бюджетных средств, является лизингополучатель. Но тогда это не лизинг, а продажа имущества в кредит. В постановлении не учтено, что при лизинге собственником всегда остается лизингодатель, а имущество может быть передано на баланс лизингополучателю, который становится только «экономическим собственником». Очень полезным является положение о том, что к активной части основных фондов договором может быть применена ускоренная амортизация с коэффициентом не выше 3. Делается также попытка разъяснить, что доходом лизингодателя является разница между суммой лизинговых платежей и суммой, возмещающей стоимость лизингового имущества. Поскольку от этого зависит база налогообложения НДС, необходимо уточнить, что входит в стоимость лизингового имущества.

Вступление в силу ГК РФ требует, чтобы все законы и другие правовые акты, включающие указы Президента, постановления Правительства РФ, а также иные подзаконные акты других федеральных органов, изданные после вступления в силу второй части ГК РФ (1 марта 1996 г.), не должны ему противоречить. Нормативные акты Президента и Правительства РФ, изданные до 1 марта, 1996 г., регламентирующие отношения, которые в соответствии с ГК РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют до введения в действие таких законов. Остальные указы Президента, постановления Правительства РФ и другие подзаконные акты до их приведения в соответствие с ГК РФ применяются постольку, поскольку не противоречат ГК РФ.

Отсюда вытекает следующее:

во-первых, содержание и терминология закона о лизинге должны быть приведены в соответствие с ГК РФ;

во-вторых, если Федеральное Собрание не хочет задушить зарождающуюся в России арендную и лизинговую деятельность, то новый закон должен сохранить те минимальные способы стимулирования этого перспективного вида предпринимательской деятельности, которые ранее содержались в указах Президента и постановлениях Правительства РФ. После принятия закона все предыдущие акты потеряют силу;

в-третьих, поскольку ГК РФ рассматривает договоры финансовой аренды (лизинга) как разновидность договоров аренды, принимаемый закон должен регулировать арендную деятельность и финансовую аренду (лизинг) как ее разновидность. Поэтому принимаемый закон должен называться «Об арендной деятельности» или в крайнем случае «Об арендной и лизинговой деятельности».

Постановление Правительства РФ от 29 октября 1997 г., в котором в целях совершенствования лизинговой деятельности в агропромышленном комплексе утверждается Порядок обеспечения агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией и приобретения племенного скота на основе финансовой аренды (лизинга), дает поручение Минфину и другим заинтересованным ведомствам утвердить правила использования средств федерального бюджета, направляемых на лизинговые операции через АО Росагроснаб, которое обязано вернуть вырученные от лизинговых операций средства обратно в федеральный лизинговый фонд.

Заемщикам средств лизингового фонда могут быть организации, осуществляющие поставки машиностроительной продукции и племенного скота, имеющие соответствующие лицензии.

Организации, получающие право на ведение лизинговых операций, определяются на конкурсной основе.