14. Транспортное страхование

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 
153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 
170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 
187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 
204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 
221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 
238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 
255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 
272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 
289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 
306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 
323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 
340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 
357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 
374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 
391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 
408 409 410 411 

 

Транспортное страхование товаров обеспечивает возмещение страхователю его убытков, связанных с повреждением или утратой грузов в период их транспортировки. Этот раздел контракта включает следующие основные условия: что страхуется, от каких рисков, кто страхует, на какую сумму и в чью пользу осуществляется страхование.

«Инкотермс-90» предусматривает обязанность продавца осуществить транспортное страхование груза только при базисных условиях CIF и CIP. При CIF продавец обязан за свой счет застраховать груз на период его морской или речной транспортировки на судне от порта отгрузки до получения груза покупателем в порту назначения на условиях «свободно от частной аварии», разработанных Институтом лондонских страховщиков. Эти условия предусматривают страхование всех рисков за следующими исключениями:

• тех, которые произошли по вине страхователя в связи, например, с ненадлежащей упаковкой товаров;

• тех, которые являются следствием внутренних свойств товара, например, самовозгорание, отмокание, гниение и т.д.;

• тех, которые произошли вследствие нарушения режима транспортировки: намокание, выветривание, порча из-за несоблюдения температурного режима перевозчиком и т.д.;

• военные риски, риски от забастовок, мятежей и иных гражданских волнений.

Продавец по требованию покупателя должен произвести за его счет дополнительное страхование от военных рисков, рисков от забастовок, мятежей и иных гражданских волнений. Транспортное страхование обычно производится в валюте контракта купли-продажи на 110% стоимости поставляемого товара. Страхование осуществляется в пользу покупателя или указанного им лица. Продавец должен передать покупателю страховой полис для того, чтобы покупатель или иное лицо, обладающее страховым интересом, могло бы обратиться непосредственно к страховщику.

При CIP продавец обязан за свой счет застраховать груз на период сквозной или смешанной транспортировки с момента его передачи перевозчику, а при наличии нескольких перевозчиков — первому из них, до получения груза покупателем в указанном пункте места назначения. Другие условия страхования аналогичны тем у которые предусмотрены при CIF.

За исключением условий CIP и CIF, та сторона контракта, которая осуществляет транспортировку и несет риски повреждения и утраты груза, самостоятельно решает, страховать груз или пойти на риск и осуществить поставку без страхования. Например, при поставке товара на условиях DAF (Франко-граница), если контракт не содержит обязательств сторон по страхованию, решение о целесообразности страхования груза до границы решает продавец, а после перехода границы покупатель принимает решение о страховании груза до своего склада. При базисных условиях DDP, если в контракте не предусмотрено обязательство продавца осуществить страхование груза, продавец сам принимает решение о целесообразности произвести страхование и определить, на каком отрезке пути оно наиболее оправданно.

Если контракт дает продавцу право самостоятельно принимать решение о страховании груза, то он сам решает, на каком участке пути следования целесообразно страховать груз, от каких рисков и на какую сумму. Поскольку он страхует собственные риски, то и договор страхования он заключает в свою пользу. Обычно расходы продавца по страхованию груза в свою пользу в контрактной цене товара не учитываются.

Однако покупатель, обеспокоенный возможными потерями при повреждении или утрате груза, может в контракте возложить на продавца обязанность застраховать груз в пользу покупателя на отрезке пути, где риски несет продавец. В этом случае покупатель или обязуется в контракте возместить стоимость страхования груза отдельным платежом, или соглашается на соответствующее увеличение продавцом контрактной цены.

При внутрироссийской купле-продаже товаров или в торговле со странами СНГ в связи с развившимся в 90-х гг. вандализмом на дорогах вопросам транспортного страхования следует уделять особое внимание с учетом характера груза и надежности его упаковки.

Наиболее надежным страховщиком грузов при международных перевозках являлось старейшее страховое общество «Ингосстрах», однако к концу 90-х гг. его позиции на страховом рынке стали активно теснить новые частные страховые компании. При этом следует учитывать, что не во всех компаниях перечень страхуемых рисков и способов их возмещения одинаков, не говоря уже о страховых ставках. Поэтому перед началом переговоров по согласованию контракта следует изучить страховой рынок и учесть возможные затраты в цене товара.

Если торговая компания занимается достаточно объемными и регулярными операциями на внешнем или внутреннем рынке, следует изучить целесообразность заключения генерального страхового договора на определенный срок и на определенную номенклатуру товаров. При достаточных объемах товарооборота такие генеральные страховые договоры могут быть экономически выгоднее индивидуальных, заключаемых на каждую поставку товара.

 

 

Транспортное страхование товаров обеспечивает возмещение страхователю его убытков, связанных с повреждением или утратой грузов в период их транспортировки. Этот раздел контракта включает следующие основные условия: что страхуется, от каких рисков, кто страхует, на какую сумму и в чью пользу осуществляется страхование.

«Инкотермс-90» предусматривает обязанность продавца осуществить транспортное страхование груза только при базисных условиях CIF и CIP. При CIF продавец обязан за свой счет застраховать груз на период его морской или речной транспортировки на судне от порта отгрузки до получения груза покупателем в порту назначения на условиях «свободно от частной аварии», разработанных Институтом лондонских страховщиков. Эти условия предусматривают страхование всех рисков за следующими исключениями:

• тех, которые произошли по вине страхователя в связи, например, с ненадлежащей упаковкой товаров;

• тех, которые являются следствием внутренних свойств товара, например, самовозгорание, отмокание, гниение и т.д.;

• тех, которые произошли вследствие нарушения режима транспортировки: намокание, выветривание, порча из-за несоблюдения температурного режима перевозчиком и т.д.;

• военные риски, риски от забастовок, мятежей и иных гражданских волнений.

Продавец по требованию покупателя должен произвести за его счет дополнительное страхование от военных рисков, рисков от забастовок, мятежей и иных гражданских волнений. Транспортное страхование обычно производится в валюте контракта купли-продажи на 110% стоимости поставляемого товара. Страхование осуществляется в пользу покупателя или указанного им лица. Продавец должен передать покупателю страховой полис для того, чтобы покупатель или иное лицо, обладающее страховым интересом, могло бы обратиться непосредственно к страховщику.

При CIP продавец обязан за свой счет застраховать груз на период сквозной или смешанной транспортировки с момента его передачи перевозчику, а при наличии нескольких перевозчиков — первому из них, до получения груза покупателем в указанном пункте места назначения. Другие условия страхования аналогичны тем у которые предусмотрены при CIF.

За исключением условий CIP и CIF, та сторона контракта, которая осуществляет транспортировку и несет риски повреждения и утраты груза, самостоятельно решает, страховать груз или пойти на риск и осуществить поставку без страхования. Например, при поставке товара на условиях DAF (Франко-граница), если контракт не содержит обязательств сторон по страхованию, решение о целесообразности страхования груза до границы решает продавец, а после перехода границы покупатель принимает решение о страховании груза до своего склада. При базисных условиях DDP, если в контракте не предусмотрено обязательство продавца осуществить страхование груза, продавец сам принимает решение о целесообразности произвести страхование и определить, на каком отрезке пути оно наиболее оправданно.

Если контракт дает продавцу право самостоятельно принимать решение о страховании груза, то он сам решает, на каком участке пути следования целесообразно страховать груз, от каких рисков и на какую сумму. Поскольку он страхует собственные риски, то и договор страхования он заключает в свою пользу. Обычно расходы продавца по страхованию груза в свою пользу в контрактной цене товара не учитываются.

Однако покупатель, обеспокоенный возможными потерями при повреждении или утрате груза, может в контракте возложить на продавца обязанность застраховать груз в пользу покупателя на отрезке пути, где риски несет продавец. В этом случае покупатель или обязуется в контракте возместить стоимость страхования груза отдельным платежом, или соглашается на соответствующее увеличение продавцом контрактной цены.

При внутрироссийской купле-продаже товаров или в торговле со странами СНГ в связи с развившимся в 90-х гг. вандализмом на дорогах вопросам транспортного страхования следует уделять особое внимание с учетом характера груза и надежности его упаковки.

Наиболее надежным страховщиком грузов при международных перевозках являлось старейшее страховое общество «Ингосстрах», однако к концу 90-х гг. его позиции на страховом рынке стали активно теснить новые частные страховые компании. При этом следует учитывать, что не во всех компаниях перечень страхуемых рисков и способов их возмещения одинаков, не говоря уже о страховых ставках. Поэтому перед началом переговоров по согласованию контракта следует изучить страховой рынок и учесть возможные затраты в цене товара.

Если торговая компания занимается достаточно объемными и регулярными операциями на внешнем или внутреннем рынке, следует изучить целесообразность заключения генерального страхового договора на определенный срок и на определенную номенклатуру товаров. При достаточных объемах товарооборота такие генеральные страховые договоры могут быть экономически выгоднее индивидуальных, заключаемых на каждую поставку товара.