3. Таможенное регулирование
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152
153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169
170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186
187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220
221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237
238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254
255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271
272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288
289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305
306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322
323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339
340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356
357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373
374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390
391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407
408 409 410 411
Общее руководство таможенным делом в стране осуществляют Президент и Правительство РФ, а органом исполнительной власти является Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК РФ). Правовые, экономические и организационные основы таможенного дела определены в Таможенном кодексе РФ. Оперативную таможенную деятельность ведут региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты. Основными функциями таможенных органов являются: участие в разработке и реализации таможенной политики, а также защита интересов российских субъектов внешнеэкономической деятельности (ВЭД). ГТК РФ уполномочен издавать в пределах своей компетенции нормативные акты, которые вступают в силу по истечении 30 дней с даты их опубликования, .кроме тех, которые устанавливают введение более льготных условий в более короткие сроки.
Право на ввоз и вывоз товаров, в том числе при осуществлении ВЭД, предоставляется в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом РФ. Ввоз и вывоз ряда товаров может быть запрещен из соображений государственной безопасности и по иным причинам, защищающим нравственность, здоровье, безопасность и интересы сохранения национального достояния, а также в связи с выполнением международных обязательств РФ, защитой суверенитета и в качестве ответных мер на дискриминационную политику других государств.
Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ производится с применением различных таможенных режимов.
1. Выпуск для свободного обращения, при котором после уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов товары постоянно остаются на таможенной территории РФ.
2. Реимпорт товаров — это обратный беспошлинный ввоз ранее вывезенных товаров, например на выставки, ярмарки или для целей сдачи в аренду.
3. Транзит товаров, при котором они перемещаются под таможенным контролем между двумя таможенными органами РФ, в том числе через территорию иностранного государства без взимания таможенных пошлин и налогов и без применения мер экономической политики (МЭП)*. Например, от западной границы РФ через Казахскую республику и через порт Владивосток в Японию. Разрешение на транзит дает таможенный орган, а ответственность несет перевозчик.
4. Таможенный склад, на котором ввезенные товары находятся под таможенным контролем в течение не менее 1 года и не более 3 лет без взимания таможенных пошлин, налогов и применения МЭП. Владельцами таможенных складов могут быть таможенные органы либо российские лица при наличии лицензии ГТК РФ с оплатой определенного сбора. Ответственность за его уплату возлагается на лицо, поместившее товар на склад.
5. Магазины беспошлинной торговли организуются на территории РФ, в основном в погранпунктах. Они могут реализовать любые товары, кроме запрещенных, без взимания таможенных пошлин, налогов и применения МЭП. Они учреждаются на основе лицензии, предусматривающей выплату сбора, устанавливаемого Федеральным Собранием. Ответственность за уплату таможенных платежей несет владелец магазина.
6. Переработка товара на таможенной территории предусматривает возврат ввозных таможенных пошлин и налогов при вывозе продуктов переработки иностранных товаров в соответствии с режимом экспорта. Переработка может представлять изготовление нового товара, сборку, ремонт и т.д. с использованием дополнительных российских товаров. На переработку под таможенным контролем также нужна лицензия таможенного органа. В таком режиме, например, могут осуществляться операции по переработке давальческого сырья (толлинг). Таможенные органы могут устанавливать предельные сроки переработки и количества выхода продуктов переработки. Иностранные товары и продукты их переработки вывозятся без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения МЭП.
7. Переработка товаров под таможенным контролем осуществляется на таможенной территории РФ без взимания пошлин, налогов и применения МЭП с последующим выпуском для свободного обращения с уплатой установленных пошлин, налогов и применения МЭП, или с помещением продуктов переработки под иной таможенный режим.
Во второй половине 90-х гг. иностранные фирмы, закупающие российские товары, часто предпочитали осуществлять их переработку на территории РФ. ГТК РФ в 1997 г. разъяснил, что приобретенные иностранцами товары перемещаются по российской территории и перерабатываются без таможенного контроля, но готовый продукт может быть экспортирован в обычном порядке. Таможенное оформление готового продукта может производиться без оформления паспорта сделки, однако в таможенной декларации под кодом 41 указывается, что продукт является результатом переработки. Приказом ГТК РФ от 5 сентября 1997 г. введено положение «Об утверждении Положения о таможенном режиме переработки товаров на таможенной территории».
8. Временный ввоз допускает временное пользование товарами на территории РФ с полным или частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и применения МЭП, но при условии вывоза товаров через установленные сроки без изменений, исключая их естественный износ.
Сроки временного ввоза (вывоза) товаров не могут быть более 2 лет, однако ГТК РФ имеет право в отдельных случаях изменить эти сроки. При частичном освобождении за каждый неполный месяц уплачивается 3% нормальной суммы таможенного платежа.
Общий предельный срок временного ввоза не должен превышать 3 лет. В рамках этого срока таможенные органы устанавливают конкретный срок, в течение которого товар может находиться на или вне территории РФ. ГТК РФ может устанавливать предельные сроки для отдельных категорий товаров, включая сроки при полном освобождении от таможенных пошлин и налогов. В то же время ГТК может принимать решения о продлении срока временного ввоза на основании мотивированных заявлений импортеров, поданных не позже 2 месяцев до окончания основного срока.
Таможенный кодекс предусматривает два вида режима временного ввоза:
• с полным освобождением от уплаты таможенных налогов, например на товары, ввезенные на выставки, или профессиональное оборудование (например, оркестровые инструменты, реквизит для театров и т.д.);
• с частичным освобождением в случаях, когда не допускается полное освобождение, при продлении предельного срока временного ввоза.
Частичное освобождение от уплаты таможенных сборов может иметь место в отношении товаров, являющихся объектами аренды или международного финансового лизинга. При таком освобождении установлена поэтапная уплата таможенных пошлин в следующем порядке:
• за каждый месяц уплачивается 3% от общей суммы полной таможенной пошлины;
• временно ввезенный товар автоматически считается выпущенным для свободного обращения, если уплаченная сумма становится равной полной таможенной пошлине.
Постановлением Правительства РФ от 2 ноября 1995 г. Россия присоединилась к АТА — Таможенной конвенции о КАРНЕТе для оформления временного ввоза товаров.
В соответствии с указанной Конвенцией лицо, намеревающееся временно вывезти товар в другую страну, обращается в Торговую палату своей страны с просьбой о выдаче КАРНЕТа, который представляет сброшюрованный комплект формализованных документов. В них указывается имя или название фирмы экспортера, наименование, количество и стоимость временно вывозимого товара, цель и страна (или страны) временного ввоза. Организация, выдавшая КАРНЕТ, принимает на себя гарантию оплаты таможенных пошлин и налогов в случае, если товар не будет своевременно вывезен из страны временного ввоза.
Использование КАРНЕТа дает коммерсантам следующие преимущества:
• поскольку участники Конвенции действуют на паритетных началах, все оформление ввоза и вывоза товаров по КАРНЕТу осуществляется бесплатно;
• нет необходимости заполнять таможенную декларацию и иные документы при ввозе и вывозе товаров;
• нет необходимости вносить залог, поскольку ответственность взяла на себя торговая палата страны вывоза;
• КАРНЕТ действует в течение 1 года.
При прохождении таможни в КАРНЕТе делаются отметки и оставляются отрывные копии документов. Заключительным актом является запись таможни страны, из которой первоначально был вывезен товар, подтверждающая его возвращение. После этого КАРНЕТ возвращается выдавшей его торговой палате.
Пользование КАРНЕТом удобно при вывозе товаров на выставки, вывозе профессионального оборудования артистов, теле- и кинооператоров, при вывозе возвратных контейнеров, европоддонов, специальной упаковки, аппаратуры для научных исследований, монтажного и другого оборудования для выполнения краткосрочных работ.
9. Свободная таможенная зона и свободный склад. Свободные зоны создаются по представлению ГТК РФ и решению Правительства РФ. Свободные склады могут создаваться по лицензиям, выдаваемым только российским лицам, которые уплачивают сборы и обеспечивают изъятие товаров только под таможенным контролем. В таможенных зонах и на складах товары могут подвергаться доработке, укомплектованию, сортировке. Сроки нахождения товаров в зонах и на складах не ограничены. При ввозе иностранных и российских товаров в свободные зоны и на склады таможенные пошлины и налоги не взимаются и МЭП не применяются. При ввозе иностранных товаров в Россию и вывозе российских за границу взимаются таможенные пошлины, налоги и применяются МЭП. Если вывоз за границу товаров, поставляемых в таможенную зону или на таможенный склад, не подлежит обложению пошлинами и налогами, то таможенные платежи не взимаются либо возвращаются выплаченные суммы.
10. Переработка товара вне таможенной территории является режимом, позволяющим вывозить российские товары на переработку с полным или частичным освобождением от уплаты пошлин, налогов и применения МЭП. Этот режим может быть использован для переработки за границей российского давальческого сырья. Лицензия на вывоз выдается таможенным органом РФ на определенный срок с указанием объема выхода продукции переработки. При наличии лицензии ввозимые в Россию продукты переработки не облагаются пошлинами и налогами. В случае невозврата продукции переработки российский поставщик исходных товаров освобождается от ответственности при наличии консульского подтверждения о наступлении обстоятельств непреодолимой силы или других чрезвычайных обстоятельств.
11. Экспорт товаров — вывоз товаров без обязательства возврата на территорию РФ. Осуществляется при условии оплаты вывозных пошлин и других платежей. При экспорте товары освобождаются от налогов либо уплаченные налоги подлежат возврату.
12. Реэкспорт товаров — ввоз иностранных товаров, предназначенных для последующего экспорта в том же состоянии в течение не более 6 месяцев. При вывозе уплаченные таможенные пошлины и налоги возвращаются.
13. Уничтожение товаров — таможенный режим, при котором иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин и налогов.
14. Отказ от товара в пользу государства допускается с разрешения таможенного органа и осуществляется без взимания таможенных пошлин, налогов и применения МЭП.
Процесс перемещения товаров через таможенную границу осуществляется в соответствии с особыми процедурами, устанавливаемыми каждым государством. Общим для подобных процедур является неукоснительное выполнение правила: товар должен быть соответствующим образом оформлен и оплачен.
При перемещении товаров через таможенную границу РФ и в других случаях, упомянутых в Таможенном кодексе, устанавливаются следующие таможенные платежи:
• таможенная пошлина;
• налог на добавленную стоимость;
• акцизы;
• сборы за выдачу лицензий таможенными органами РФ и за возобновление действия лицензий;
• сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;
• таможенные сборы за таможенное оформление;
• таможенные сборы за хранение товаров;
• таможенные сборы за сопровождение товаров;
• плата за информирование и консультирование;
• плата за принятие предварительного решения;
• плата за участие в таможенных аукционах.
Для тарифного регулирования применяются следующие виды пошлин:
• адвалорные, исчисляемые в процентах к таможенной стоимости товаров (например, на сырье);
• специфические, устанавливаемые к единице измерения товара (например, на литр спирта);
• комбинированные, сочетающие оба вида обложения (например, на автомобили);
• сезонные пошлины, устанавливаемые на отдельные виды товаров, преимущественно товары сельскохозяйственного происхождения, сроком не более чем на 6 месяцев (например, на сахар).
С 1997 г. не допускается изменение таможенных ставок за прошедший период (т.е. отменен принцип обратной силы), а также установлены правила изменения ставок на перспективу, чтобы дать возможность коммерсантам сориентироваться с учетом предстоящих условий торговли. Постановлением Правительства РФ № 1347 от 22 октября 1997 г. предусмотрено, что ставки таможенных пошлин на одни и те же товары, систематизированные в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) СНГ, могут изменяться не чаще одного раза в шесть месяцев и не более чем на 10 процентных пунктов единовременно. Решения Правительства о повышении ставок таможенных пошлин будут вступать в силу не ранее чем через 180 дней после их официального опубликования. Национальная система преференций РФ может пересматриваться Правительством не чаще чем один раз в год. По своему характеру пошлины подразделяются на несколько видов:
• специальные пошлины применяются в качестве контрмеры, если количество ввозимых товаров угрожает нанести ущерб отечественным производителям, или вводятся в качестве ответных мер на дискриминационные меры другой страны (например, на текстиль в страны ЕС);
• антидемпинговые пошлины применяются в случае ввоза в Россию товаров по цене ниже нормальной, что наносит ущерб отечественным производителям подобных товаров;
• компенсационные пошлины применяются при ввозе товаров, при производстве или вывозе которых использовались государственные субсидии, что также может нанести ущерб производителям импортирующей страны.
Перед введением специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин должно осуществляться специальное расследование, проводимое государственными органами в соответствии с законодательством.
Ставки таможенных пошлин, перечень товаров, к которым они применяются, устанавливаются и периодически пересматриваются Правительством РФ. Свод ставок и правил их применения к товарам, перемещаемым через границу, составляют таможенный тариф. В Российской Федерации действует закон о таможенном тарифе.
Основными целями таможенного тарифа являются:
• рационализация товарной структуры ввоза и вывоза товаров. а также пополнение валютных доходов государства;
• создание условий для прогрессивных структурных изменений в производстве и потреблении товаров в Российской Федерации;
• защита экономики от неблагоприятного воздействия конкуренции иностранных фирм;
• обеспечение эффективной интеграции России в мировую экономику.
В Российской Федерации принят двухколонный тариф, ставки в котором установлены по отдельным товарным группам. В первой колонке указаны ставки, применяемые в отношении товаров, происходящих из стран, с которыми по международным договорам Российская Федерация применяет режим, наиболее благоприятствуемой нации. Во второй колонке — в отношении товаров, происходящих из стран, с которыми режим, наиболее благоприятствуемой нации, не действует. Эти ставки увеличены в 2 раза, за исключением случаев предоставления особых преференций.
Таможенная стоимость товара, к которой начисляются основные виды пошлин, определяется в соответствии с правилами, устанавливаемыми Правительством РФ.
Декларирование таможенной стоимости осуществляется непосредственно декларантом, причем порядок и форма декларации устанавливается ГТК РФ. Таможенный орган РФ осуществляет контроль за правильностью определения таможенной стоимости при соблюдении конфиденциальности полученной от декларанта информации, обязанность в предоставлении которой лежит на декларанте. Таможенный орган имеет право не согласиться с заявленной декларантом стоимостью и самостоятельно в пределах 3-месячного срока определить таможенную стоимость, применяя один из установленных в законе «О таможенном тарифе» методов ее определения:
1. По цене сделок с ввозимыми товарами с введением в расчет поправок на базисные условия поставок, на вознаграждения посредников, на разницу в стоимости упаковки, а также учитывая различия в стоимости материалов и услуг при изготовлении товаров, лицензионных платежей и т.д.
2. По цене сделки с идентичными товарами, причем критерием идентичности служит сходность по физическим характеристикам товара, качеству и репутации его производителя на рынке страны происхождения. Цена идентичных товаров принимается в качестве основы определения таможенной стоимости, если такие товары проданы или ввезены в Россию не ранее чем за 3 месяца до ввоза или вывоза оцениваемых товаров, куплены или проданы примерно на тех же коммерческих условиях и в тех же количествах. При проверке обоснованности цен могут вводиться те же поправки, что и при определении цен на ввозимые товары.
3. Метод по цене сделки с однородными товарами, т.е. с товарами, которые имеют сходные характеристики, состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции (например, автобусы и троллейбусы). Сопоставление с однородными товарами также требует внесения поправок, предусмотренных предыдущими пунктами.
4. Метод на основе вычитания стоимости базируется на стоимости единицы идентичного или однородного товара, продаваемого на территории РФ не позднее 90 дней со дня ввоза оцениваемого товара с обязательным введением поправок на выплату вознаграждений посредникам, сбытовые расходы, ввозные таможенные пошлины, налоги и сборы, транспортные и страховые затраты.
5. Метод на основе сложения стоимости использует в качестве основы внутреннюю цену товара, рассчитанную путем сложения стоимости материалов и других издержек изготовителя в его производстве, усредненных общих затрат, обычно связанных с транспортировкой и страхованием аналогичных товаров до таможенной границы РФ, а также прибыли, обычно получаемой экспортером при поставках в Российскую Федерацию. Надо заметить, что получение достоверных данных для такого расчета от иностранных фирм представляет достаточно сложную задачу.
6. Резервный метод может предусматривать в качестве основы цены следующие данные: цена товара, по которой он экспортируется из страны вывоза в третьи страны, цена товара российского происхождения на внутреннем рынке РФ, цена товара на внутреннем рынке страны его вывоза, произвольно установленная или достоверно не подтвержденная цена товара.
В соответствии с Указанием ГТК РФ от 9 июня 1997 г. на ряд ввозимых в Россию товаров установлен контрольный уровень цен и условные цены для таможенной оценки товаров. Это связано с тем, что производство некоторых товаров за границей дотируется правительственными органами. К ним относятся масло, маргарин, соки, напитки, автошины, ковры. Если декларант не может представить достоверные документы по стоимости товара в стране вывоза, то для таможенного обложения применяются назначенные ГТК РФ выраженные в ЭКЮ условные цены.
Правительством РФ 7 декабря 1996 г. принято постановление «О порядке определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории РФ». Им установлено, что в уплаченную или подлежащую уплате цену товара дополнительно включаются:
• комиссионные и брокерские вознаграждения;
• стоимость контейнеров и другой оборотной тары» если она является единым целым с вывозимыми товарами;
• стоимость упаковки;
• стоимость бесплатно (или по сниженным ценам) предоставляемых покупателем продавцу сырья, материалов, комплектующих изделий, являющихся составной частью вывозимых товаров, а также стоимость инструментов, штампов и форм, использованных при производстве товаров, вспомогательных материалов, результатов НИОКР, дизайна, эскизов и чертежей;
• лицензионные и другие платежи, которые покупатель должен прямо или косвенно осуществить в качестве условия покупки товаров;
• поступающая продавцу прямо или косвенно часть дохода от последующих перепродаж или использования вывозимых товаров;
• налоги, взимаемые на территории РФ, если они не подлежат компенсации продавцу при вывозе товаров за границу.
При отсутствии документов по сделке купли-продажи на аналогичные вывозимые товары или невозможности определить цены иным способом, таможенная стоимость определяется декларантом на основе данных бухгалтерского учета, отражающего затраты на производство и величину прибыли, получаемой экспортером. В случае невозможности использования представленных декларантом сведений таможенная стоимость вывозимых товаров определяется на основе сведений о ценах на идентичные либо однородные товары или исходя из калькуляции себестоимости вывозимых идентичных товаров. При оперативной работе следует пользоваться оригинальным текстом указанного постановления, поскольку в учебнике оно изложено с сокращениями.
Размеры пошлин, налогов, акцизов, сборов и выплат определяются Законом о таможенном тарифе, Законами «О налоге на добавленную стоимость» и «Об акцизах», Таможенным кодексом, документами ГТК РФ и других органов таможенного контроля. Основой для начисления НДС является сумма таможенной стоимости и таможенной пошлины, а по подакцизным товарам — и сумма акциза.
Кстати, Россия не является единственнойстраной, использующей подобные методы. Например, в Греции взимается дополнительный сбор со стоимости импорта, в Дании — сбор на охрану окружающей среды, в ряде стран — сборы на борьбу с мусором и т.д.
В разных странах в различных размерах также взимается НДС, как правило, минимальный на продукты питания и лекарства, повышенный — на спирт, сигареты, бензин и т.д. В странах ЕС, осуществляющих протекционистскую защиту сельскохозяйственных производителей, введены специальные сборы на сельхозпродукцию из других стран.
Кроме того, при пересечении таможенной границы следует дополнительно узнать о существовании тарифных льгот и преференций.
Под ними подразумеваются предоставляемые на взаимных условиях или в одностороннем порядке освобождения от уплаты пошлины, возврат ранее уплаченной пошлины, снижение ставки пошлины, установление тарифных квот на преференциальный ввоз или вывоз товаров. Например, страна проведения крупной ярмарки для привлечения наибольшего числа иностранных фирм устанавливает сниженные ставки пошлин на определенное количество товара, импорт которого в другое время практически закрыт высокими пошлинами. Тарифные преференции в виде снижения или отказа от взимания пошлин обычно устанавливаются для товаров из стран, с которыми Российская .Федерация заключила соглашение о таможенном союзе или образовании зоны свободной торговли.
Таможенные льготы также предоставляются товарам, ввозимым под таможенным контролем или в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями, а также вывозимым предприятиями при исполнении соглашений о разделе продукции, экспортируемым из Российской Федерации в рамках поставок для государственных нужд и в других случаях, предусмотренных решениями Правительства РФ. Если международным соглашением, стороной которого является Российская Федерация, установлены нормы иные, чем содержащиеся в Законе о таможенном тарифе, всегда действуют правила международного соглашения.
Весьма спорным является вопрос целесообразности и эффективности защиты интересов отечественных производителей путем повышения импортных пошлин на ввозимую в страну аналогичную продукцию иностранного производства. Из мировой практики известно, что введение заградительных пошлин эффективно только тогда, когда национальная промышленность достаточно хорошо развита и сама насытила рынок качественными товарами. Вот тогда есть что защищать. А еле живую промышленность может спасти только мощный приток инвестиций, способный поднять ее на современный технический уровень и создать экспортный потенциал страны. Если инвестиции практически отсутствуют, то повышение импортных пошлин является чисто фискальной мерой, пополняющей бюджет за счет роста розничных цен, т.е. за счет снижения жизненного уровня населения. Кто в России может утверждать, что повышение импортных пошлин и сборов на легковые автомобили подняло нашу автомобильную промышленность? До 1998 г. и новые модели «ВАЗ» и «ГАЗ», не говоря уже о «Москвиче», отставали от мирового уровня минимум на 20—25 лет.
Положения международных договоров и конвенций, к которым присоединилась Россия, имеют превалирующее значение над национальными законами и подзаконными актами.
Такое же значение имеет Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с использованием книжки МДП (далее — Конвенция МДП). Россия присоединилась к этой Конвенции, участниками которой являются уже более 50 стран, с целью упрощения таможенного оформления грузов, перевозимых без их промежуточной перегрузки в дорожных транспортных средствах, составах транспортных средств или контейнерах с пересечением одной или нескольких границ, от таможни отправления одной страны до таможни назначения другой страны, при условии, что определенная часть операции международной дорожной перевозки (МДП) между ее началом и концом производится автомобильным транспортом.
Основными преимуществами использования системы МДП является следующее:
• товары освобождаются от уплаты или депозита сумм таможенных пошлин и налогов в промежуточных таможнях;
• таможенные пошлины и сборы за таможенное оформление книжек МДП в этих таможнях не взимаются;
• товары, перевозимые с соблюдением процедуры МДП в запломбированных дорожных транспортных средствах или запломбированных контейнерах, как правило, освобождаются от таможенного досмотра в промежуточных таможнях;
• в отличие от требований ст. 136 Таможенного кодекса РФ, таможенные органы только в исключительных случаях могут требовать, чтобы транспортные средства или контейнеры, перевозимые под режимом МДП, сопровождались за счет перевозчиков.
В Конвенции МДП подробно описаны условия применения процедуры МДП, порядок выдачи книжек МДП и предоставляемые по ним гарантии, а также особенности таможенного оформления МДП на всем пути следования грузов.
Однако следует отметить, что решением Международного союза автомобильного транспорта с 31 декабря 1994 г. действие мультимодальных книжек МДП приостановлено, т.е. они могут применяться только при перевозках автомобильным транспортом и только перевозчик может быть обладателем книжки МДП.
Книжки выдаются гарантийными объединениями государств — участников Конвенции МДП. В России таким гарантийным объединением является Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП)*. АСМАП производит оплату таможенных пошлин в порядке солидарной ответственности с перевозчиками, с которых причитаются эти платежи. По каждой книжке МДП гарантируется уплата таможенных пошлин и налогов в сумме 50 тыс. долл. США. Указанная сумма уплачивается в рублях по курсу ЦБ РФ, действующему на день платежа.
Процедура МДП (TIR) удобна для автомобильных перевозок со странами Европы, со странами СНГ и азиатскими странами, присоединившимися к Конвенции МДП. Однако практика использования МДП свидетельствует о наличии допускаемых перевозчиками частых нарушений процедуры, которые ведут к существенным коммерческим потерям. Сначала в апреле 1996 г. ЕС исключил из категории разрешенных для перевозки по процедуре МДП 12 видов различной продукции, затем ГТК России в августе 1997 г. также исключил перевозки говядины, мясных консервов, сливочного масла, маргарина, кондитерских изделий, чая, пива, лекарственных средств, вычислительных машин, легковых автомобилей и запасных частей к ним.
Общее руководство таможенным делом в стране осуществляют Президент и Правительство РФ, а органом исполнительной власти является Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК РФ). Правовые, экономические и организационные основы таможенного дела определены в Таможенном кодексе РФ. Оперативную таможенную деятельность ведут региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты. Основными функциями таможенных органов являются: участие в разработке и реализации таможенной политики, а также защита интересов российских субъектов внешнеэкономической деятельности (ВЭД). ГТК РФ уполномочен издавать в пределах своей компетенции нормативные акты, которые вступают в силу по истечении 30 дней с даты их опубликования, .кроме тех, которые устанавливают введение более льготных условий в более короткие сроки.
Право на ввоз и вывоз товаров, в том числе при осуществлении ВЭД, предоставляется в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом РФ. Ввоз и вывоз ряда товаров может быть запрещен из соображений государственной безопасности и по иным причинам, защищающим нравственность, здоровье, безопасность и интересы сохранения национального достояния, а также в связи с выполнением международных обязательств РФ, защитой суверенитета и в качестве ответных мер на дискриминационную политику других государств.
Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ производится с применением различных таможенных режимов.
1. Выпуск для свободного обращения, при котором после уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов товары постоянно остаются на таможенной территории РФ.
2. Реимпорт товаров — это обратный беспошлинный ввоз ранее вывезенных товаров, например на выставки, ярмарки или для целей сдачи в аренду.
3. Транзит товаров, при котором они перемещаются под таможенным контролем между двумя таможенными органами РФ, в том числе через территорию иностранного государства без взимания таможенных пошлин и налогов и без применения мер экономической политики (МЭП)*. Например, от западной границы РФ через Казахскую республику и через порт Владивосток в Японию. Разрешение на транзит дает таможенный орган, а ответственность несет перевозчик.
4. Таможенный склад, на котором ввезенные товары находятся под таможенным контролем в течение не менее 1 года и не более 3 лет без взимания таможенных пошлин, налогов и применения МЭП. Владельцами таможенных складов могут быть таможенные органы либо российские лица при наличии лицензии ГТК РФ с оплатой определенного сбора. Ответственность за его уплату возлагается на лицо, поместившее товар на склад.
5. Магазины беспошлинной торговли организуются на территории РФ, в основном в погранпунктах. Они могут реализовать любые товары, кроме запрещенных, без взимания таможенных пошлин, налогов и применения МЭП. Они учреждаются на основе лицензии, предусматривающей выплату сбора, устанавливаемого Федеральным Собранием. Ответственность за уплату таможенных платежей несет владелец магазина.
6. Переработка товара на таможенной территории предусматривает возврат ввозных таможенных пошлин и налогов при вывозе продуктов переработки иностранных товаров в соответствии с режимом экспорта. Переработка может представлять изготовление нового товара, сборку, ремонт и т.д. с использованием дополнительных российских товаров. На переработку под таможенным контролем также нужна лицензия таможенного органа. В таком режиме, например, могут осуществляться операции по переработке давальческого сырья (толлинг). Таможенные органы могут устанавливать предельные сроки переработки и количества выхода продуктов переработки. Иностранные товары и продукты их переработки вывозятся без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения МЭП.
7. Переработка товаров под таможенным контролем осуществляется на таможенной территории РФ без взимания пошлин, налогов и применения МЭП с последующим выпуском для свободного обращения с уплатой установленных пошлин, налогов и применения МЭП, или с помещением продуктов переработки под иной таможенный режим.
Во второй половине 90-х гг. иностранные фирмы, закупающие российские товары, часто предпочитали осуществлять их переработку на территории РФ. ГТК РФ в 1997 г. разъяснил, что приобретенные иностранцами товары перемещаются по российской территории и перерабатываются без таможенного контроля, но готовый продукт может быть экспортирован в обычном порядке. Таможенное оформление готового продукта может производиться без оформления паспорта сделки, однако в таможенной декларации под кодом 41 указывается, что продукт является результатом переработки. Приказом ГТК РФ от 5 сентября 1997 г. введено положение «Об утверждении Положения о таможенном режиме переработки товаров на таможенной территории».
8. Временный ввоз допускает временное пользование товарами на территории РФ с полным или частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и применения МЭП, но при условии вывоза товаров через установленные сроки без изменений, исключая их естественный износ.
Сроки временного ввоза (вывоза) товаров не могут быть более 2 лет, однако ГТК РФ имеет право в отдельных случаях изменить эти сроки. При частичном освобождении за каждый неполный месяц уплачивается 3% нормальной суммы таможенного платежа.
Общий предельный срок временного ввоза не должен превышать 3 лет. В рамках этого срока таможенные органы устанавливают конкретный срок, в течение которого товар может находиться на или вне территории РФ. ГТК РФ может устанавливать предельные сроки для отдельных категорий товаров, включая сроки при полном освобождении от таможенных пошлин и налогов. В то же время ГТК может принимать решения о продлении срока временного ввоза на основании мотивированных заявлений импортеров, поданных не позже 2 месяцев до окончания основного срока.
Таможенный кодекс предусматривает два вида режима временного ввоза:
• с полным освобождением от уплаты таможенных налогов, например на товары, ввезенные на выставки, или профессиональное оборудование (например, оркестровые инструменты, реквизит для театров и т.д.);
• с частичным освобождением в случаях, когда не допускается полное освобождение, при продлении предельного срока временного ввоза.
Частичное освобождение от уплаты таможенных сборов может иметь место в отношении товаров, являющихся объектами аренды или международного финансового лизинга. При таком освобождении установлена поэтапная уплата таможенных пошлин в следующем порядке:
• за каждый месяц уплачивается 3% от общей суммы полной таможенной пошлины;
• временно ввезенный товар автоматически считается выпущенным для свободного обращения, если уплаченная сумма становится равной полной таможенной пошлине.
Постановлением Правительства РФ от 2 ноября 1995 г. Россия присоединилась к АТА — Таможенной конвенции о КАРНЕТе для оформления временного ввоза товаров.
В соответствии с указанной Конвенцией лицо, намеревающееся временно вывезти товар в другую страну, обращается в Торговую палату своей страны с просьбой о выдаче КАРНЕТа, который представляет сброшюрованный комплект формализованных документов. В них указывается имя или название фирмы экспортера, наименование, количество и стоимость временно вывозимого товара, цель и страна (или страны) временного ввоза. Организация, выдавшая КАРНЕТ, принимает на себя гарантию оплаты таможенных пошлин и налогов в случае, если товар не будет своевременно вывезен из страны временного ввоза.
Использование КАРНЕТа дает коммерсантам следующие преимущества:
• поскольку участники Конвенции действуют на паритетных началах, все оформление ввоза и вывоза товаров по КАРНЕТу осуществляется бесплатно;
• нет необходимости заполнять таможенную декларацию и иные документы при ввозе и вывозе товаров;
• нет необходимости вносить залог, поскольку ответственность взяла на себя торговая палата страны вывоза;
• КАРНЕТ действует в течение 1 года.
При прохождении таможни в КАРНЕТе делаются отметки и оставляются отрывные копии документов. Заключительным актом является запись таможни страны, из которой первоначально был вывезен товар, подтверждающая его возвращение. После этого КАРНЕТ возвращается выдавшей его торговой палате.
Пользование КАРНЕТом удобно при вывозе товаров на выставки, вывозе профессионального оборудования артистов, теле- и кинооператоров, при вывозе возвратных контейнеров, европоддонов, специальной упаковки, аппаратуры для научных исследований, монтажного и другого оборудования для выполнения краткосрочных работ.
9. Свободная таможенная зона и свободный склад. Свободные зоны создаются по представлению ГТК РФ и решению Правительства РФ. Свободные склады могут создаваться по лицензиям, выдаваемым только российским лицам, которые уплачивают сборы и обеспечивают изъятие товаров только под таможенным контролем. В таможенных зонах и на складах товары могут подвергаться доработке, укомплектованию, сортировке. Сроки нахождения товаров в зонах и на складах не ограничены. При ввозе иностранных и российских товаров в свободные зоны и на склады таможенные пошлины и налоги не взимаются и МЭП не применяются. При ввозе иностранных товаров в Россию и вывозе российских за границу взимаются таможенные пошлины, налоги и применяются МЭП. Если вывоз за границу товаров, поставляемых в таможенную зону или на таможенный склад, не подлежит обложению пошлинами и налогами, то таможенные платежи не взимаются либо возвращаются выплаченные суммы.
10. Переработка товара вне таможенной территории является режимом, позволяющим вывозить российские товары на переработку с полным или частичным освобождением от уплаты пошлин, налогов и применения МЭП. Этот режим может быть использован для переработки за границей российского давальческого сырья. Лицензия на вывоз выдается таможенным органом РФ на определенный срок с указанием объема выхода продукции переработки. При наличии лицензии ввозимые в Россию продукты переработки не облагаются пошлинами и налогами. В случае невозврата продукции переработки российский поставщик исходных товаров освобождается от ответственности при наличии консульского подтверждения о наступлении обстоятельств непреодолимой силы или других чрезвычайных обстоятельств.
11. Экспорт товаров — вывоз товаров без обязательства возврата на территорию РФ. Осуществляется при условии оплаты вывозных пошлин и других платежей. При экспорте товары освобождаются от налогов либо уплаченные налоги подлежат возврату.
12. Реэкспорт товаров — ввоз иностранных товаров, предназначенных для последующего экспорта в том же состоянии в течение не более 6 месяцев. При вывозе уплаченные таможенные пошлины и налоги возвращаются.
13. Уничтожение товаров — таможенный режим, при котором иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин и налогов.
14. Отказ от товара в пользу государства допускается с разрешения таможенного органа и осуществляется без взимания таможенных пошлин, налогов и применения МЭП.
Процесс перемещения товаров через таможенную границу осуществляется в соответствии с особыми процедурами, устанавливаемыми каждым государством. Общим для подобных процедур является неукоснительное выполнение правила: товар должен быть соответствующим образом оформлен и оплачен.
При перемещении товаров через таможенную границу РФ и в других случаях, упомянутых в Таможенном кодексе, устанавливаются следующие таможенные платежи:
• таможенная пошлина;
• налог на добавленную стоимость;
• акцизы;
• сборы за выдачу лицензий таможенными органами РФ и за возобновление действия лицензий;
• сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;
• таможенные сборы за таможенное оформление;
• таможенные сборы за хранение товаров;
• таможенные сборы за сопровождение товаров;
• плата за информирование и консультирование;
• плата за принятие предварительного решения;
• плата за участие в таможенных аукционах.
Для тарифного регулирования применяются следующие виды пошлин:
• адвалорные, исчисляемые в процентах к таможенной стоимости товаров (например, на сырье);
• специфические, устанавливаемые к единице измерения товара (например, на литр спирта);
• комбинированные, сочетающие оба вида обложения (например, на автомобили);
• сезонные пошлины, устанавливаемые на отдельные виды товаров, преимущественно товары сельскохозяйственного происхождения, сроком не более чем на 6 месяцев (например, на сахар).
С 1997 г. не допускается изменение таможенных ставок за прошедший период (т.е. отменен принцип обратной силы), а также установлены правила изменения ставок на перспективу, чтобы дать возможность коммерсантам сориентироваться с учетом предстоящих условий торговли. Постановлением Правительства РФ № 1347 от 22 октября 1997 г. предусмотрено, что ставки таможенных пошлин на одни и те же товары, систематизированные в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) СНГ, могут изменяться не чаще одного раза в шесть месяцев и не более чем на 10 процентных пунктов единовременно. Решения Правительства о повышении ставок таможенных пошлин будут вступать в силу не ранее чем через 180 дней после их официального опубликования. Национальная система преференций РФ может пересматриваться Правительством не чаще чем один раз в год. По своему характеру пошлины подразделяются на несколько видов:
• специальные пошлины применяются в качестве контрмеры, если количество ввозимых товаров угрожает нанести ущерб отечественным производителям, или вводятся в качестве ответных мер на дискриминационные меры другой страны (например, на текстиль в страны ЕС);
• антидемпинговые пошлины применяются в случае ввоза в Россию товаров по цене ниже нормальной, что наносит ущерб отечественным производителям подобных товаров;
• компенсационные пошлины применяются при ввозе товаров, при производстве или вывозе которых использовались государственные субсидии, что также может нанести ущерб производителям импортирующей страны.
Перед введением специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин должно осуществляться специальное расследование, проводимое государственными органами в соответствии с законодательством.
Ставки таможенных пошлин, перечень товаров, к которым они применяются, устанавливаются и периодически пересматриваются Правительством РФ. Свод ставок и правил их применения к товарам, перемещаемым через границу, составляют таможенный тариф. В Российской Федерации действует закон о таможенном тарифе.
Основными целями таможенного тарифа являются:
• рационализация товарной структуры ввоза и вывоза товаров. а также пополнение валютных доходов государства;
• создание условий для прогрессивных структурных изменений в производстве и потреблении товаров в Российской Федерации;
• защита экономики от неблагоприятного воздействия конкуренции иностранных фирм;
• обеспечение эффективной интеграции России в мировую экономику.
В Российской Федерации принят двухколонный тариф, ставки в котором установлены по отдельным товарным группам. В первой колонке указаны ставки, применяемые в отношении товаров, происходящих из стран, с которыми по международным договорам Российская Федерация применяет режим, наиболее благоприятствуемой нации. Во второй колонке — в отношении товаров, происходящих из стран, с которыми режим, наиболее благоприятствуемой нации, не действует. Эти ставки увеличены в 2 раза, за исключением случаев предоставления особых преференций.
Таможенная стоимость товара, к которой начисляются основные виды пошлин, определяется в соответствии с правилами, устанавливаемыми Правительством РФ.
Декларирование таможенной стоимости осуществляется непосредственно декларантом, причем порядок и форма декларации устанавливается ГТК РФ. Таможенный орган РФ осуществляет контроль за правильностью определения таможенной стоимости при соблюдении конфиденциальности полученной от декларанта информации, обязанность в предоставлении которой лежит на декларанте. Таможенный орган имеет право не согласиться с заявленной декларантом стоимостью и самостоятельно в пределах 3-месячного срока определить таможенную стоимость, применяя один из установленных в законе «О таможенном тарифе» методов ее определения:
1. По цене сделок с ввозимыми товарами с введением в расчет поправок на базисные условия поставок, на вознаграждения посредников, на разницу в стоимости упаковки, а также учитывая различия в стоимости материалов и услуг при изготовлении товаров, лицензионных платежей и т.д.
2. По цене сделки с идентичными товарами, причем критерием идентичности служит сходность по физическим характеристикам товара, качеству и репутации его производителя на рынке страны происхождения. Цена идентичных товаров принимается в качестве основы определения таможенной стоимости, если такие товары проданы или ввезены в Россию не ранее чем за 3 месяца до ввоза или вывоза оцениваемых товаров, куплены или проданы примерно на тех же коммерческих условиях и в тех же количествах. При проверке обоснованности цен могут вводиться те же поправки, что и при определении цен на ввозимые товары.
3. Метод по цене сделки с однородными товарами, т.е. с товарами, которые имеют сходные характеристики, состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции (например, автобусы и троллейбусы). Сопоставление с однородными товарами также требует внесения поправок, предусмотренных предыдущими пунктами.
4. Метод на основе вычитания стоимости базируется на стоимости единицы идентичного или однородного товара, продаваемого на территории РФ не позднее 90 дней со дня ввоза оцениваемого товара с обязательным введением поправок на выплату вознаграждений посредникам, сбытовые расходы, ввозные таможенные пошлины, налоги и сборы, транспортные и страховые затраты.
5. Метод на основе сложения стоимости использует в качестве основы внутреннюю цену товара, рассчитанную путем сложения стоимости материалов и других издержек изготовителя в его производстве, усредненных общих затрат, обычно связанных с транспортировкой и страхованием аналогичных товаров до таможенной границы РФ, а также прибыли, обычно получаемой экспортером при поставках в Российскую Федерацию. Надо заметить, что получение достоверных данных для такого расчета от иностранных фирм представляет достаточно сложную задачу.
6. Резервный метод может предусматривать в качестве основы цены следующие данные: цена товара, по которой он экспортируется из страны вывоза в третьи страны, цена товара российского происхождения на внутреннем рынке РФ, цена товара на внутреннем рынке страны его вывоза, произвольно установленная или достоверно не подтвержденная цена товара.
В соответствии с Указанием ГТК РФ от 9 июня 1997 г. на ряд ввозимых в Россию товаров установлен контрольный уровень цен и условные цены для таможенной оценки товаров. Это связано с тем, что производство некоторых товаров за границей дотируется правительственными органами. К ним относятся масло, маргарин, соки, напитки, автошины, ковры. Если декларант не может представить достоверные документы по стоимости товара в стране вывоза, то для таможенного обложения применяются назначенные ГТК РФ выраженные в ЭКЮ условные цены.
Правительством РФ 7 декабря 1996 г. принято постановление «О порядке определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории РФ». Им установлено, что в уплаченную или подлежащую уплате цену товара дополнительно включаются:
• комиссионные и брокерские вознаграждения;
• стоимость контейнеров и другой оборотной тары» если она является единым целым с вывозимыми товарами;
• стоимость упаковки;
• стоимость бесплатно (или по сниженным ценам) предоставляемых покупателем продавцу сырья, материалов, комплектующих изделий, являющихся составной частью вывозимых товаров, а также стоимость инструментов, штампов и форм, использованных при производстве товаров, вспомогательных материалов, результатов НИОКР, дизайна, эскизов и чертежей;
• лицензионные и другие платежи, которые покупатель должен прямо или косвенно осуществить в качестве условия покупки товаров;
• поступающая продавцу прямо или косвенно часть дохода от последующих перепродаж или использования вывозимых товаров;
• налоги, взимаемые на территории РФ, если они не подлежат компенсации продавцу при вывозе товаров за границу.
При отсутствии документов по сделке купли-продажи на аналогичные вывозимые товары или невозможности определить цены иным способом, таможенная стоимость определяется декларантом на основе данных бухгалтерского учета, отражающего затраты на производство и величину прибыли, получаемой экспортером. В случае невозможности использования представленных декларантом сведений таможенная стоимость вывозимых товаров определяется на основе сведений о ценах на идентичные либо однородные товары или исходя из калькуляции себестоимости вывозимых идентичных товаров. При оперативной работе следует пользоваться оригинальным текстом указанного постановления, поскольку в учебнике оно изложено с сокращениями.
Размеры пошлин, налогов, акцизов, сборов и выплат определяются Законом о таможенном тарифе, Законами «О налоге на добавленную стоимость» и «Об акцизах», Таможенным кодексом, документами ГТК РФ и других органов таможенного контроля. Основой для начисления НДС является сумма таможенной стоимости и таможенной пошлины, а по подакцизным товарам — и сумма акциза.
Кстати, Россия не является единственнойстраной, использующей подобные методы. Например, в Греции взимается дополнительный сбор со стоимости импорта, в Дании — сбор на охрану окружающей среды, в ряде стран — сборы на борьбу с мусором и т.д.
В разных странах в различных размерах также взимается НДС, как правило, минимальный на продукты питания и лекарства, повышенный — на спирт, сигареты, бензин и т.д. В странах ЕС, осуществляющих протекционистскую защиту сельскохозяйственных производителей, введены специальные сборы на сельхозпродукцию из других стран.
Кроме того, при пересечении таможенной границы следует дополнительно узнать о существовании тарифных льгот и преференций.
Под ними подразумеваются предоставляемые на взаимных условиях или в одностороннем порядке освобождения от уплаты пошлины, возврат ранее уплаченной пошлины, снижение ставки пошлины, установление тарифных квот на преференциальный ввоз или вывоз товаров. Например, страна проведения крупной ярмарки для привлечения наибольшего числа иностранных фирм устанавливает сниженные ставки пошлин на определенное количество товара, импорт которого в другое время практически закрыт высокими пошлинами. Тарифные преференции в виде снижения или отказа от взимания пошлин обычно устанавливаются для товаров из стран, с которыми Российская .Федерация заключила соглашение о таможенном союзе или образовании зоны свободной торговли.
Таможенные льготы также предоставляются товарам, ввозимым под таможенным контролем или в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями, а также вывозимым предприятиями при исполнении соглашений о разделе продукции, экспортируемым из Российской Федерации в рамках поставок для государственных нужд и в других случаях, предусмотренных решениями Правительства РФ. Если международным соглашением, стороной которого является Российская Федерация, установлены нормы иные, чем содержащиеся в Законе о таможенном тарифе, всегда действуют правила международного соглашения.
Весьма спорным является вопрос целесообразности и эффективности защиты интересов отечественных производителей путем повышения импортных пошлин на ввозимую в страну аналогичную продукцию иностранного производства. Из мировой практики известно, что введение заградительных пошлин эффективно только тогда, когда национальная промышленность достаточно хорошо развита и сама насытила рынок качественными товарами. Вот тогда есть что защищать. А еле живую промышленность может спасти только мощный приток инвестиций, способный поднять ее на современный технический уровень и создать экспортный потенциал страны. Если инвестиции практически отсутствуют, то повышение импортных пошлин является чисто фискальной мерой, пополняющей бюджет за счет роста розничных цен, т.е. за счет снижения жизненного уровня населения. Кто в России может утверждать, что повышение импортных пошлин и сборов на легковые автомобили подняло нашу автомобильную промышленность? До 1998 г. и новые модели «ВАЗ» и «ГАЗ», не говоря уже о «Москвиче», отставали от мирового уровня минимум на 20—25 лет.
Положения международных договоров и конвенций, к которым присоединилась Россия, имеют превалирующее значение над национальными законами и подзаконными актами.
Такое же значение имеет Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с использованием книжки МДП (далее — Конвенция МДП). Россия присоединилась к этой Конвенции, участниками которой являются уже более 50 стран, с целью упрощения таможенного оформления грузов, перевозимых без их промежуточной перегрузки в дорожных транспортных средствах, составах транспортных средств или контейнерах с пересечением одной или нескольких границ, от таможни отправления одной страны до таможни назначения другой страны, при условии, что определенная часть операции международной дорожной перевозки (МДП) между ее началом и концом производится автомобильным транспортом.
Основными преимуществами использования системы МДП является следующее:
• товары освобождаются от уплаты или депозита сумм таможенных пошлин и налогов в промежуточных таможнях;
• таможенные пошлины и сборы за таможенное оформление книжек МДП в этих таможнях не взимаются;
• товары, перевозимые с соблюдением процедуры МДП в запломбированных дорожных транспортных средствах или запломбированных контейнерах, как правило, освобождаются от таможенного досмотра в промежуточных таможнях;
• в отличие от требований ст. 136 Таможенного кодекса РФ, таможенные органы только в исключительных случаях могут требовать, чтобы транспортные средства или контейнеры, перевозимые под режимом МДП, сопровождались за счет перевозчиков.
В Конвенции МДП подробно описаны условия применения процедуры МДП, порядок выдачи книжек МДП и предоставляемые по ним гарантии, а также особенности таможенного оформления МДП на всем пути следования грузов.
Однако следует отметить, что решением Международного союза автомобильного транспорта с 31 декабря 1994 г. действие мультимодальных книжек МДП приостановлено, т.е. они могут применяться только при перевозках автомобильным транспортом и только перевозчик может быть обладателем книжки МДП.
Книжки выдаются гарантийными объединениями государств — участников Конвенции МДП. В России таким гарантийным объединением является Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП)*. АСМАП производит оплату таможенных пошлин в порядке солидарной ответственности с перевозчиками, с которых причитаются эти платежи. По каждой книжке МДП гарантируется уплата таможенных пошлин и налогов в сумме 50 тыс. долл. США. Указанная сумма уплачивается в рублях по курсу ЦБ РФ, действующему на день платежа.
Процедура МДП (TIR) удобна для автомобильных перевозок со странами Европы, со странами СНГ и азиатскими странами, присоединившимися к Конвенции МДП. Однако практика использования МДП свидетельствует о наличии допускаемых перевозчиками частых нарушений процедуры, которые ведут к существенным коммерческим потерям. Сначала в апреле 1996 г. ЕС исключил из категории разрешенных для перевозки по процедуре МДП 12 видов различной продукции, затем ГТК России в августе 1997 г. также исключил перевозки говядины, мясных консервов, сливочного масла, маргарина, кондитерских изделий, чая, пива, лекарственных средств, вычислительных машин, легковых автомобилей и запасных частей к ним.