2. Стимулирование производства и торговли

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 
153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 
170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 
187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 
204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 
221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 
238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 
255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 
272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 
289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 
306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 
323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 
340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 
357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 
374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 
391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 
408 409 410 411 

 

Особое место среди направлений государственного регулирования экономики традиционно занимают стимулирование развития наукоемкого, экспортного производства, поддержка национальных производителей конкурентоспособной продукции. Укажем лишь на некоторые наиболее распространенные меры подобного стимулирования.

Снижение налогообложения и предоставление налоговых кредитов предприятиям-производителям и коммерческим фирмам — экспортерам эффективной продукции. В России можно было бы применить этот опыт в отношении снижения налогообложения на прибыль от реализации экспортной продукции по мировым ценам, что перекроет некоторые потери бюджета от недобора налогов. Сюда можно было бы отнести введение ускоренной амортизации оборудования, задействованного в экспортном производстве, что позволит, с одной стороны, уменьшить налогооблагаемую базу, с другой — будет содействовать обновлению экспортного производства. Для этого необходимо ввести специальный учет и периодические финансовые ревизии стимулируемых предприятий и фирм. Следует заметить, что экспортное производство в России обложено налогами на 92—97%, при среднемировом обложении 35-40%.

Финансирование из бюджета научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по разработке новых конкурентоспособных товаров. В США федеральное правительство ежегодно покрывает около половины всех расходов в стране на НИОКР. Более того, во многих зарубежных странах расходы на НИОКР по разработке экспортной продукции страхуются за счет федеральных бюджетов на те случаи, когда разработчику не удается создать конкурентоспособный товар. Однако во избежание безответственности разработчиков, такое страхование покрывает не более 60—80% их фактических затрат. К этой же области стимулирования относится предоставление частными банками выгодных кредитов разработчикам для приобретения лицензий на изобретения и ноу-хау. Для повышения конкурентоспособности экспортной продукции государство компенсирует банкам разницу в процентах и гарантирует возврат кредитов.

Эта проблема очень актуальна для возрождения наиболее перспективных экспортных производств России. Одновременно следовало бы предусмотреть кредитование изобретателей для патентования их разработок за рубежом. Во второй половине 90-х гг. многие предприниматели из-за отсутствия средств для патентования вынуждены продавать за границу беспатентные лицензии, недополучая до 50% их мировой цены. Получение полной цены за изобретения обеспечит гарантированный возврат государственных кредитов.

Следует отметить, что с 1993 г. в Российской Федерации была восстановлена практика кредитования государством экспортного производства на срок до 6—8 лет по отдельным решениям правительства с погашением кредитов из валютной выручки. Во исполнение Указа Президента РФ от 30 ноября 1995 г. Правительство РФ приняло постановление от 20 января 1996 г. «О предоставлении на возвратной и платной основе гарантий под кредиты, полученные российскими экспортно-ориентированными предприятиями». Кроме того, в соответствии с тем же постановлением экспортеры машинно-технической продукции могут получать краткосрочные кредиты в течение текущего финансового года с выплатой годовых в размере 50% от учетной ставки ЦБ РФ.

Повышение конкурентоспособности продукции за счет общего снижения цен в стране и повышения технического уровня товаров. В конце 70—80-х гг. правительство Великобритании дважды девальвировало фунт стерлингов, в результате чего оно добилось резкого увеличения экспорта и сделало рентабельной свою угледобывающую промышленность.

Для России это одна из наиболее важных экономических проблем, вызванная нерегулируемым со стороны правительства повышением цен естественными монополиями топливно-энергетического комплекса и железнодорожного транспорта. Вследствие высокой энерго- и материалоемкости, а также значительной транспортной составляющей отечественного производства абсолютные величины цен на большинство российских товаров в пересчете на доллары значительно превысили мировые, что снизило эффективность экспорта и вызвало антидемпинговые процедуры в основных странах-импортерах.

Россия долгое время оставалась одной из немногих стран, где экспорт облагался таможенными пошлинами. Под давлением Международного валютного фонда их пришлось отменить, но вместо них для пополнения бюджета были введены акцизы. С 1998 г. в проекте нового Налогового кодекса предусмотрено дополнительное введение акцизов на прокачку нефти по трубопроводам.

Во многих зарубежных странах для повышения конкурентоспособности продукции вводятся государственные дотации на оплату топлива и электроэнергии в экспортном производстве, государственные дотации на внутренние и международные перевозки, существует освобождение от импортных пошлин сырья, комплектующих узлов и деталей для экспортного производства, беспошлинный ввоз технологического оборудования для экспортно-ориентированного производства.

Правительство РФ приняло 20 января 1996 г. Постановление о дополнительной поддержке отечественного экспорта товаров и услуг, на основании которого Государственный таможенный комитет (ГТК) РФ разработал и утвердил своим приказом от 26 марта 1996 г. Положение о таможенном оформлении товаров, условно выпускаемых в соответствии с таможенным режимом выпуска для свободного обращения и используемых при изготовлении поставляемой на экспорт машинно-технической продукции.

Суть указанного постановления и Положения состоит в следующем.

Товары, ввозимые в Российскую Федерацию с целью использования их при изготовлении поставляемой на экспорт продукции, могут быть условно выпущены для свободного обращения без уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов, если экспорт машинно-технической продукции, для которой ввезены товары, будет произведен в течение установленного срока, т.е. предоставляется отсрочка в уплате пошлин и налогов на период изготовления и продажи продукции. Если по истечении указанного срока продукция не экспортирована или в экспортированной продукции использовано меньше ввезенных товаров, то таможня принимает меры для взыскания ввозных пошлин, налогов и процентов с сумм этих платежей за предоставленную отсрочку. В качестве гарантии таких платежей импортер ввозимых товаров должен предоставить банковские гарантии, блокированные депозиты, залог и т.д. Условный выпуск товаров предусматривает право таможенных организаций контролировать технологические схемы и нормы расхода комплектующих товаров, проверять процесс изготовления экспортной продукции, стоимости использованных товаров и организации их экспорта*.

Участие государства и содействие частным компаниям в страховании валютных и политических рисков при экспорте товаров. Такое страхование применяется особенно часто при экспорте товаров в страны с нестабильной экономикой, нестабильными политическими режимами и коррумпированной системой управления. Страхование экспорта применяется в большинстве промышленно развитых стран и рассматривается как мощный стимул их экспортной экспансии. Экспортное страхование осуществляют крупные компании, пользующиеся налоговой и финансовой поддержкой правительств. Такими компаниями, например, являются в Германии Гермес, в Великобритании — Департамент гарантирования экспортных кредитов, в США — 7 крупнейших страховых компаний, в Японии — Государственная страховая компания.

Государственная поддержка таких компаний заключается в том, что экспортное страхование осуществляется по очень низким ставкам, которые не покрывают выплачиваемые суммы по страховым случаям, и государство компенсирует компаниям эти потери. Например, ставка японской государственной компании составляет всего 0,3% от суммы коммерческого экспортного кредита.

Способы компенсации потерь страховых компаний в разных странах неодинаковы. В одних странах — это прямые дотации из госбюджета, в других — снижение налогообложения деятельности компании по всем видам страхования, в третьих — создание страховым компаниям льготных условий при их участии в финансировании быстро окупаемых объектов и др.

В России упомянутым постановлением Правительства РФ от 20 января 1996 г. о дополнительных льготах российским экспортерам предусмотрено гарантирование и страхование экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков*. Этим постановлением Минфину РФ поручено разработать способы гарантирования экспортных кредитов, в том числе с применением залога.

 

Наконец, в современных условиях каждое государство разрабатывает и претворяет в жизнь особую внешнеэкономическую политику для достижения следующих основных целей:

• содействия экономическому развитию страны путем реструктуризации производства и потребления товаров;

• защиты экономических, моральных, этических и других интересов страны от проникновения на ее территорию нежелательной продукции иностранного производства;

• решения фискальных задач, в частности пополнения бюджета страны.

Для достижения указанных целей государство осуществляет таможенное и другие виды регулирования товарного обмена, а именно: валютное регулирование, стимулирование производства и обмена наиболее эффективными видами товаров, содействие развитию международной кооперации, создание благоприятного климата для привлечения инвестиций и т.д.

В России правовой основой регулирования является Конституция РФ, Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», принятый 21 июля 1995 г., Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», принятый 9 октября 1992 г.. Таможенный кодекс Российской Федерации, принятый 18 июня 1993 г., Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе», принятый 21 мая 1993 г., другие федеральные законы, международные договоры.

В ведении Российской Федерации находится разработка концепции стратегии развития внешнеторговых связей, обеспечение экономических интересов России, государственное регулирование внешнеторговой деятельности. В ведение Российской Федерации также входит формирование и использование золотовалютных резервов, разработка платежного баланса страны, заключение международных договоров в области внешних экономических связей, участие в международных экономических и научно-технических организациях, создание и обеспечение функционирования торговых представительств в других странах. Российская Федерация осуществляет координацию внешнеторговой деятельности субъектов РФ, получение иностранных кредитов под гарантию субъектов РФ, их использование и погашение.

Субъекты РФ обладают правом в пределах своей компетенции осуществлять на своей территории внешнеторговую деятельность в соответствии с законодательством РФ, предоставлять дополнительные к федеральным финансовые гарантии, заключать соглашения с субъектами иностранных государств.

Государственная внешнеторговая политика определяется Президентом РФ. Он осуществляет руководство внешнеэкономической политикой, регулирует сотрудничество в военно-технической области, определяет порядок экспорта драгоценных камней и металлов, обладает правом вводить признанные международным правом экономические санкции, приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам внешнеторговой политики.

Правительство РФ обеспечивает проведение единой внешнеторговой политики на основе разрабатываемых программ, принимает меры по защите внутреннего рынка через таможенно-тарифное регулирование и количественные ограничения путем конкурсного распределения квот и лицензий. Правительство может вводить федеральными законами государственную монополию на экспорт и импорт отдельных товаров путем выдачи лицензий исключительно государственным унитарным предприятиям, чтобы обеспечить применение квалифицированной и добросовестной коммерческой практики.

В соответствии с федеральными законами и международными договорами правительство может устанавливать запреты и ограничения на экспорт и импорт товаров, услуг и результатов интеллектуальной деятельности с целью охраны жизни и здоровья людей, соблюдения общественной морали и правопорядка, сохранения культурного наследия, предотвращения разграбления природных ресурсов и т.д. Правительство определяет порядок осуществления приграничной торговли, вводит особый режим хозяйственной и внешнеторговой деятельности в свободных экономических зонах.

Правительство ежегодно разрабатывает федеральные программы развития внешнеторговой деятельности, которые подлежат вместе с бюджетом утверждению Федеральным Собранием РФ. В этих программах предусматривается перечень мер государственного регулирования внешнеэкономических связей, включая меры по стимулированию промышленного экспорта, обеспечению кредитования и страхования экспорта, организации торговых выставок и ярмарок, а также функционирования государственной системы внешнеторговой статистики, исследований и информации.

Правительство готовит и заключает международные договоры, а также участвует в создании международных организаций и присоединяется к международным конвенциям с целью развития и упорядочения внешнеэкономических связей с иностранными государствами. Для содействия развитию внешнеторговых связей

Правительство РФ создает на основе международных договоров торговые представительства. Торговые представительства России в зарубежных странах (торгпредства) являются государственными органами, представляющими в этих странах внешнеэкономические интересы Российской Федерации. Торговые представительства учреждаются на основе межгосударственных договоров об экономическом сотрудничестве на взаимной основе, входят в состав посольств Российской Федерации, их помещения обладают экстерриториальностью, а руководство — дипломатической неприкосновенностью. Межгосударственные договоры с крупными странами могут предусматривать учреждение отделений торгпредств в крупных регионах и экономических центрах.

Торгпредства выполняют следующие основные задачи и функции: содействие проведению внешнеэкономической политики России в стране пребывания, контроль за выполнением обязательств, принятых в межгосударственных договорах правительствами и другими субъектами стран — участниц договора, изучение экономики и законодательства страны пребывания, конъюнктуры местного рынка, а также направление этой информации заинтересованным российским организациям и лицам. Торгпредства оказывают содействие представителям государственных и частных организаций в установлении коммерческих связей и осуществляют помощь в заключении сделок, координируют в стране пребывания действия представителей различных коммерческих организаций и контролируют соблюдение ими государственных интересов Российской Федерации, содействуют в организации проведения в стране пребывания специализированных и национальных выставок и ярмарок. Торгпредства не отвечают по обязательствам, принятым российскими внешнеэкономическими и другими хозяйственными организациями.

В случае нарушения иностранными государствами экономических интересов Российской Федерации Правительство вправе, в соответствии с общепризнанными нормами международного права, принимать адекватные защитные меры. Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о внешнеэкономической деятельности, несут гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

 

 

Особое место среди направлений государственного регулирования экономики традиционно занимают стимулирование развития наукоемкого, экспортного производства, поддержка национальных производителей конкурентоспособной продукции. Укажем лишь на некоторые наиболее распространенные меры подобного стимулирования.

Снижение налогообложения и предоставление налоговых кредитов предприятиям-производителям и коммерческим фирмам — экспортерам эффективной продукции. В России можно было бы применить этот опыт в отношении снижения налогообложения на прибыль от реализации экспортной продукции по мировым ценам, что перекроет некоторые потери бюджета от недобора налогов. Сюда можно было бы отнести введение ускоренной амортизации оборудования, задействованного в экспортном производстве, что позволит, с одной стороны, уменьшить налогооблагаемую базу, с другой — будет содействовать обновлению экспортного производства. Для этого необходимо ввести специальный учет и периодические финансовые ревизии стимулируемых предприятий и фирм. Следует заметить, что экспортное производство в России обложено налогами на 92—97%, при среднемировом обложении 35-40%.

Финансирование из бюджета научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по разработке новых конкурентоспособных товаров. В США федеральное правительство ежегодно покрывает около половины всех расходов в стране на НИОКР. Более того, во многих зарубежных странах расходы на НИОКР по разработке экспортной продукции страхуются за счет федеральных бюджетов на те случаи, когда разработчику не удается создать конкурентоспособный товар. Однако во избежание безответственности разработчиков, такое страхование покрывает не более 60—80% их фактических затрат. К этой же области стимулирования относится предоставление частными банками выгодных кредитов разработчикам для приобретения лицензий на изобретения и ноу-хау. Для повышения конкурентоспособности экспортной продукции государство компенсирует банкам разницу в процентах и гарантирует возврат кредитов.

Эта проблема очень актуальна для возрождения наиболее перспективных экспортных производств России. Одновременно следовало бы предусмотреть кредитование изобретателей для патентования их разработок за рубежом. Во второй половине 90-х гг. многие предприниматели из-за отсутствия средств для патентования вынуждены продавать за границу беспатентные лицензии, недополучая до 50% их мировой цены. Получение полной цены за изобретения обеспечит гарантированный возврат государственных кредитов.

Следует отметить, что с 1993 г. в Российской Федерации была восстановлена практика кредитования государством экспортного производства на срок до 6—8 лет по отдельным решениям правительства с погашением кредитов из валютной выручки. Во исполнение Указа Президента РФ от 30 ноября 1995 г. Правительство РФ приняло постановление от 20 января 1996 г. «О предоставлении на возвратной и платной основе гарантий под кредиты, полученные российскими экспортно-ориентированными предприятиями». Кроме того, в соответствии с тем же постановлением экспортеры машинно-технической продукции могут получать краткосрочные кредиты в течение текущего финансового года с выплатой годовых в размере 50% от учетной ставки ЦБ РФ.

Повышение конкурентоспособности продукции за счет общего снижения цен в стране и повышения технического уровня товаров. В конце 70—80-х гг. правительство Великобритании дважды девальвировало фунт стерлингов, в результате чего оно добилось резкого увеличения экспорта и сделало рентабельной свою угледобывающую промышленность.

Для России это одна из наиболее важных экономических проблем, вызванная нерегулируемым со стороны правительства повышением цен естественными монополиями топливно-энергетического комплекса и железнодорожного транспорта. Вследствие высокой энерго- и материалоемкости, а также значительной транспортной составляющей отечественного производства абсолютные величины цен на большинство российских товаров в пересчете на доллары значительно превысили мировые, что снизило эффективность экспорта и вызвало антидемпинговые процедуры в основных странах-импортерах.

Россия долгое время оставалась одной из немногих стран, где экспорт облагался таможенными пошлинами. Под давлением Международного валютного фонда их пришлось отменить, но вместо них для пополнения бюджета были введены акцизы. С 1998 г. в проекте нового Налогового кодекса предусмотрено дополнительное введение акцизов на прокачку нефти по трубопроводам.

Во многих зарубежных странах для повышения конкурентоспособности продукции вводятся государственные дотации на оплату топлива и электроэнергии в экспортном производстве, государственные дотации на внутренние и международные перевозки, существует освобождение от импортных пошлин сырья, комплектующих узлов и деталей для экспортного производства, беспошлинный ввоз технологического оборудования для экспортно-ориентированного производства.

Правительство РФ приняло 20 января 1996 г. Постановление о дополнительной поддержке отечественного экспорта товаров и услуг, на основании которого Государственный таможенный комитет (ГТК) РФ разработал и утвердил своим приказом от 26 марта 1996 г. Положение о таможенном оформлении товаров, условно выпускаемых в соответствии с таможенным режимом выпуска для свободного обращения и используемых при изготовлении поставляемой на экспорт машинно-технической продукции.

Суть указанного постановления и Положения состоит в следующем.

Товары, ввозимые в Российскую Федерацию с целью использования их при изготовлении поставляемой на экспорт продукции, могут быть условно выпущены для свободного обращения без уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов, если экспорт машинно-технической продукции, для которой ввезены товары, будет произведен в течение установленного срока, т.е. предоставляется отсрочка в уплате пошлин и налогов на период изготовления и продажи продукции. Если по истечении указанного срока продукция не экспортирована или в экспортированной продукции использовано меньше ввезенных товаров, то таможня принимает меры для взыскания ввозных пошлин, налогов и процентов с сумм этих платежей за предоставленную отсрочку. В качестве гарантии таких платежей импортер ввозимых товаров должен предоставить банковские гарантии, блокированные депозиты, залог и т.д. Условный выпуск товаров предусматривает право таможенных организаций контролировать технологические схемы и нормы расхода комплектующих товаров, проверять процесс изготовления экспортной продукции, стоимости использованных товаров и организации их экспорта*.

Участие государства и содействие частным компаниям в страховании валютных и политических рисков при экспорте товаров. Такое страхование применяется особенно часто при экспорте товаров в страны с нестабильной экономикой, нестабильными политическими режимами и коррумпированной системой управления. Страхование экспорта применяется в большинстве промышленно развитых стран и рассматривается как мощный стимул их экспортной экспансии. Экспортное страхование осуществляют крупные компании, пользующиеся налоговой и финансовой поддержкой правительств. Такими компаниями, например, являются в Германии Гермес, в Великобритании — Департамент гарантирования экспортных кредитов, в США — 7 крупнейших страховых компаний, в Японии — Государственная страховая компания.

Государственная поддержка таких компаний заключается в том, что экспортное страхование осуществляется по очень низким ставкам, которые не покрывают выплачиваемые суммы по страховым случаям, и государство компенсирует компаниям эти потери. Например, ставка японской государственной компании составляет всего 0,3% от суммы коммерческого экспортного кредита.

Способы компенсации потерь страховых компаний в разных странах неодинаковы. В одних странах — это прямые дотации из госбюджета, в других — снижение налогообложения деятельности компании по всем видам страхования, в третьих — создание страховым компаниям льготных условий при их участии в финансировании быстро окупаемых объектов и др.

В России упомянутым постановлением Правительства РФ от 20 января 1996 г. о дополнительных льготах российским экспортерам предусмотрено гарантирование и страхование экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков*. Этим постановлением Минфину РФ поручено разработать способы гарантирования экспортных кредитов, в том числе с применением залога.

 

Наконец, в современных условиях каждое государство разрабатывает и претворяет в жизнь особую внешнеэкономическую политику для достижения следующих основных целей:

• содействия экономическому развитию страны путем реструктуризации производства и потребления товаров;

• защиты экономических, моральных, этических и других интересов страны от проникновения на ее территорию нежелательной продукции иностранного производства;

• решения фискальных задач, в частности пополнения бюджета страны.

Для достижения указанных целей государство осуществляет таможенное и другие виды регулирования товарного обмена, а именно: валютное регулирование, стимулирование производства и обмена наиболее эффективными видами товаров, содействие развитию международной кооперации, создание благоприятного климата для привлечения инвестиций и т.д.

В России правовой основой регулирования является Конституция РФ, Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», принятый 21 июля 1995 г., Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», принятый 9 октября 1992 г.. Таможенный кодекс Российской Федерации, принятый 18 июня 1993 г., Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе», принятый 21 мая 1993 г., другие федеральные законы, международные договоры.

В ведении Российской Федерации находится разработка концепции стратегии развития внешнеторговых связей, обеспечение экономических интересов России, государственное регулирование внешнеторговой деятельности. В ведение Российской Федерации также входит формирование и использование золотовалютных резервов, разработка платежного баланса страны, заключение международных договоров в области внешних экономических связей, участие в международных экономических и научно-технических организациях, создание и обеспечение функционирования торговых представительств в других странах. Российская Федерация осуществляет координацию внешнеторговой деятельности субъектов РФ, получение иностранных кредитов под гарантию субъектов РФ, их использование и погашение.

Субъекты РФ обладают правом в пределах своей компетенции осуществлять на своей территории внешнеторговую деятельность в соответствии с законодательством РФ, предоставлять дополнительные к федеральным финансовые гарантии, заключать соглашения с субъектами иностранных государств.

Государственная внешнеторговая политика определяется Президентом РФ. Он осуществляет руководство внешнеэкономической политикой, регулирует сотрудничество в военно-технической области, определяет порядок экспорта драгоценных камней и металлов, обладает правом вводить признанные международным правом экономические санкции, приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам внешнеторговой политики.

Правительство РФ обеспечивает проведение единой внешнеторговой политики на основе разрабатываемых программ, принимает меры по защите внутреннего рынка через таможенно-тарифное регулирование и количественные ограничения путем конкурсного распределения квот и лицензий. Правительство может вводить федеральными законами государственную монополию на экспорт и импорт отдельных товаров путем выдачи лицензий исключительно государственным унитарным предприятиям, чтобы обеспечить применение квалифицированной и добросовестной коммерческой практики.

В соответствии с федеральными законами и международными договорами правительство может устанавливать запреты и ограничения на экспорт и импорт товаров, услуг и результатов интеллектуальной деятельности с целью охраны жизни и здоровья людей, соблюдения общественной морали и правопорядка, сохранения культурного наследия, предотвращения разграбления природных ресурсов и т.д. Правительство определяет порядок осуществления приграничной торговли, вводит особый режим хозяйственной и внешнеторговой деятельности в свободных экономических зонах.

Правительство ежегодно разрабатывает федеральные программы развития внешнеторговой деятельности, которые подлежат вместе с бюджетом утверждению Федеральным Собранием РФ. В этих программах предусматривается перечень мер государственного регулирования внешнеэкономических связей, включая меры по стимулированию промышленного экспорта, обеспечению кредитования и страхования экспорта, организации торговых выставок и ярмарок, а также функционирования государственной системы внешнеторговой статистики, исследований и информации.

Правительство готовит и заключает международные договоры, а также участвует в создании международных организаций и присоединяется к международным конвенциям с целью развития и упорядочения внешнеэкономических связей с иностранными государствами. Для содействия развитию внешнеторговых связей

Правительство РФ создает на основе международных договоров торговые представительства. Торговые представительства России в зарубежных странах (торгпредства) являются государственными органами, представляющими в этих странах внешнеэкономические интересы Российской Федерации. Торговые представительства учреждаются на основе межгосударственных договоров об экономическом сотрудничестве на взаимной основе, входят в состав посольств Российской Федерации, их помещения обладают экстерриториальностью, а руководство — дипломатической неприкосновенностью. Межгосударственные договоры с крупными странами могут предусматривать учреждение отделений торгпредств в крупных регионах и экономических центрах.

Торгпредства выполняют следующие основные задачи и функции: содействие проведению внешнеэкономической политики России в стране пребывания, контроль за выполнением обязательств, принятых в межгосударственных договорах правительствами и другими субъектами стран — участниц договора, изучение экономики и законодательства страны пребывания, конъюнктуры местного рынка, а также направление этой информации заинтересованным российским организациям и лицам. Торгпредства оказывают содействие представителям государственных и частных организаций в установлении коммерческих связей и осуществляют помощь в заключении сделок, координируют в стране пребывания действия представителей различных коммерческих организаций и контролируют соблюдение ими государственных интересов Российской Федерации, содействуют в организации проведения в стране пребывания специализированных и национальных выставок и ярмарок. Торгпредства не отвечают по обязательствам, принятым российскими внешнеэкономическими и другими хозяйственными организациями.

В случае нарушения иностранными государствами экономических интересов Российской Федерации Правительство вправе, в соответствии с общепризнанными нормами международного права, принимать адекватные защитные меры. Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о внешнеэкономической деятельности, несут гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.