1. Общие положения

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 
153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 
170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 
187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 
204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 
221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 
238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 
255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 
272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 
289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 
306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 
323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 
340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 
357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 
374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 
391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 
408 409 410 411 

 

Нормативной базой для российских коммерсантов при ведении внутренней и внешней торговли является Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ).

При совершении внешнеторговых операций российская сторона и иностранный контрагент обязаны учитывать обязательные положения двусторонних межгосударственных договоров в той их части, которая относится к регулированию торговых отношений. При этом всегда следует иметь в виду, что положения международных договоров превалируют над нормами национального законодательства.

К таким международным договорам относятся подписанные правительствами стран документы, которые могут иметь различные названия, например «Договоры о торговле и мореплавании», «Договоры о торговом и экономическом сотрудничестве», «Соглашения о торговле и платежах» и т.д.

Основными положениями таких договоров и соглашений, которые могут интересовать коммерсантов, являются:

• определение взаимного торгового режима, влияющего на таможенное обложение товаров;

• количественные и иные ограничения торговли;

• валюта расчетов по торговым и иным платежам;

• способы взаимных зачетов при оплате поставок (клиринговые соглашения);

• принятие единых для договаривающихся сторон общих условий поставок товаров и т.д.

Поэтому перед началом внешнеторговых операций следует изучить действующие между Российской федерацией и страной возможного контрагента торговые договоры, обязательные условия которых должны быть учтены в условиях контрактов. Такое изучение условий торговли можно выполнить самостоятельно либо с помощью консультационных фирм, что чаще обеспечивает более оперативное получение результатов с меньшими затратами*.

В 60—80-х гг. в практику торговли между СССР и странами — членами Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), в который входили бывшие социалистические страны Восточной Европы, а также с Кубой, Социалистической Республикой Вьетнам (СРВ), Корейской Народно-демократической Республикой (КНДР), Китайской Народной Республикой (КНР), Югославией и Финляндией были введены Общие условия поставок товаров и ряд других общих условий, регулирующих, например, поставки машинно-технической продукции, техническое обслуживание и т.д. Общие условия со странами — членами СЭВ носили обязательный характер и превалировали над нормами национального права. С Югославией и Финляндией они носили факультативный характер. Общие условия разрабатывались квалифицированными юристами и прошли апробацию торговлей и арбитражной практикой. В свое время их применение способствовало становлению и развитию сбалансированных отношений между торговыми партнерами и содействовало повышению экономической эффективности торгового сотрудничества.

В связи с этим, если контрагентом по контракту является фирма из перечисленных стран, независимо от того, действуют или уже не действуют соглашения, предусматривающие или рекомендующие применение Общих условий, целесообразно обсудить с ним возможность их применения в целом, либо отдельными разделами, или с исключением неприемлемых разделов и статей. Если в контракте сделать ссылку на общие условия или отдельные их части, то при арбитражном разбирательстве споров они будут рассматриваться как источники права.

Нет сомнения в том, что преодоление экономических кризисов в странах, осуществляющих переход к рыночной экономике, создаст условия для их экономического развития и восстановления разрушенных экономических связей. Тогда, несомненно, встанет вопрос о возвращении во взаимной торговле к Общим условиям на апробированной практикой базе с внесением необходимых корректировок, например, в разделы, связанные с системой взаимных расчетов*.

 

Подтверждением этой перспективы является разработка и принятие в 1992 г. Соглашения об общих условиях поставок между организациями государств — участников Содружества Независимых Государств. Это Соглашение распространяется на отношения только между партнерами из разных государств СНГ независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, в которых созданы предприятия партнеров. При этом следует иметь в виду, что упомянутое Соглашение стран СНГ относится не к договорам купли-продажи товаров, регулируемым ст. 454—505 ГК РФ, а к договорам поставки, заключаемым в рамках межгосударственных соглашений о взаимных поставках товаров. Совершенно очевидно, что необходимо сделать еще один шаг к экономической интеграции, разработав Общие условия поставок товаров по контрактам купли-продажи.

Другой важнейшей формой нормативного регулирования международных торговых отношений являются разрабатываемые международными организациями многосторонние конвенции. Основополагающей для составления условий договоров международной купли-продажи и трактования их условий является Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., так называемая Венская конвенция*. Россия присоединилась к этой Конвенции с 1 сентября 1991 г. Конвенция применима к торговым партнерам, если их главные торговые предприятия находятся в разных странах — участницах этой Конвенции. Всего к 1997 г. Конвенцию подписало 44 страны, в том числе Россия, Украина, Белоруссия, Грузия, Молдавия.

При присоединении к Венской конвенции было оговорено условие, что в торговле с российскими участниками контракты в устной форме не применяются. Венская конвенция содержит ряд ограничений ее применения. Она не применяется при купле-продаже товаров личного пользования, при аукционных торгах, при торговле ценными бумагами и деньгами, судами воздушного и водного транспорта, электроэнергией, а также для контрактов подрядного характера. Конвенция предусматривает право продавца и покупателя, страны которых являются ее участницами, вообще исключить ее применение либо отступить от любого из ее положений, внеся соответствующие оговорки в текст контракта.

Поэтому, когда не удается договориться с торговым партнером о том, право какой стороны будет применяться при составлении и трактовании условий контракта, можно рекомендовать договориться с ним о ссылке на Венскую конвенцию при условии, если его страна также является участницей этой Конвенции. Такая договоренность выгодна и для российских коммерсантов, поскольку облегчает согласование условий договоров и позволяет сделать их более короткими. Кроме того, для российских коммерсантов и юристов условия Венской конвенции уже достаточно известны и во многом сходны с положениями ст. 454—491 ГК РФ. В случае достижения такого согласия в контракт может быть включена следующая оговорка: «Во всем остальном, что не оговорено в настоящем Контракте, действуют положения Венской конвенции 1980 г.».

Однако если торговые отношения между странами партнеров по контракту регулируются обязательными Общими условиями, то они имеют превалирующее значение над международными конвенциями.

При заключении контрактов купли-продажи с партнерами из стран СНГ, являющихся участницами Венской конвенции, можно также рекомендовать ее применение.

По мере развития и укрепления рыночных отношений в Российской Федерации неизбежно усиление процесса сближения международных правовых норм и обычаев с практикой внутри-российских коммерческих отношений. Можно с определенной уверенностью утверждать, что в ближайшее десятилетие коммерческие отношения будут все более приобретать цивилизованный характер и приблизятся к тому уровню, который считается нормой в зарубежных странах.

 

 

Нормативной базой для российских коммерсантов при ведении внутренней и внешней торговли является Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ).

При совершении внешнеторговых операций российская сторона и иностранный контрагент обязаны учитывать обязательные положения двусторонних межгосударственных договоров в той их части, которая относится к регулированию торговых отношений. При этом всегда следует иметь в виду, что положения международных договоров превалируют над нормами национального законодательства.

К таким международным договорам относятся подписанные правительствами стран документы, которые могут иметь различные названия, например «Договоры о торговле и мореплавании», «Договоры о торговом и экономическом сотрудничестве», «Соглашения о торговле и платежах» и т.д.

Основными положениями таких договоров и соглашений, которые могут интересовать коммерсантов, являются:

• определение взаимного торгового режима, влияющего на таможенное обложение товаров;

• количественные и иные ограничения торговли;

• валюта расчетов по торговым и иным платежам;

• способы взаимных зачетов при оплате поставок (клиринговые соглашения);

• принятие единых для договаривающихся сторон общих условий поставок товаров и т.д.

Поэтому перед началом внешнеторговых операций следует изучить действующие между Российской федерацией и страной возможного контрагента торговые договоры, обязательные условия которых должны быть учтены в условиях контрактов. Такое изучение условий торговли можно выполнить самостоятельно либо с помощью консультационных фирм, что чаще обеспечивает более оперативное получение результатов с меньшими затратами*.

В 60—80-х гг. в практику торговли между СССР и странами — членами Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), в который входили бывшие социалистические страны Восточной Европы, а также с Кубой, Социалистической Республикой Вьетнам (СРВ), Корейской Народно-демократической Республикой (КНДР), Китайской Народной Республикой (КНР), Югославией и Финляндией были введены Общие условия поставок товаров и ряд других общих условий, регулирующих, например, поставки машинно-технической продукции, техническое обслуживание и т.д. Общие условия со странами — членами СЭВ носили обязательный характер и превалировали над нормами национального права. С Югославией и Финляндией они носили факультативный характер. Общие условия разрабатывались квалифицированными юристами и прошли апробацию торговлей и арбитражной практикой. В свое время их применение способствовало становлению и развитию сбалансированных отношений между торговыми партнерами и содействовало повышению экономической эффективности торгового сотрудничества.

В связи с этим, если контрагентом по контракту является фирма из перечисленных стран, независимо от того, действуют или уже не действуют соглашения, предусматривающие или рекомендующие применение Общих условий, целесообразно обсудить с ним возможность их применения в целом, либо отдельными разделами, или с исключением неприемлемых разделов и статей. Если в контракте сделать ссылку на общие условия или отдельные их части, то при арбитражном разбирательстве споров они будут рассматриваться как источники права.

Нет сомнения в том, что преодоление экономических кризисов в странах, осуществляющих переход к рыночной экономике, создаст условия для их экономического развития и восстановления разрушенных экономических связей. Тогда, несомненно, встанет вопрос о возвращении во взаимной торговле к Общим условиям на апробированной практикой базе с внесением необходимых корректировок, например, в разделы, связанные с системой взаимных расчетов*.

 

Подтверждением этой перспективы является разработка и принятие в 1992 г. Соглашения об общих условиях поставок между организациями государств — участников Содружества Независимых Государств. Это Соглашение распространяется на отношения только между партнерами из разных государств СНГ независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, в которых созданы предприятия партнеров. При этом следует иметь в виду, что упомянутое Соглашение стран СНГ относится не к договорам купли-продажи товаров, регулируемым ст. 454—505 ГК РФ, а к договорам поставки, заключаемым в рамках межгосударственных соглашений о взаимных поставках товаров. Совершенно очевидно, что необходимо сделать еще один шаг к экономической интеграции, разработав Общие условия поставок товаров по контрактам купли-продажи.

Другой важнейшей формой нормативного регулирования международных торговых отношений являются разрабатываемые международными организациями многосторонние конвенции. Основополагающей для составления условий договоров международной купли-продажи и трактования их условий является Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., так называемая Венская конвенция*. Россия присоединилась к этой Конвенции с 1 сентября 1991 г. Конвенция применима к торговым партнерам, если их главные торговые предприятия находятся в разных странах — участницах этой Конвенции. Всего к 1997 г. Конвенцию подписало 44 страны, в том числе Россия, Украина, Белоруссия, Грузия, Молдавия.

При присоединении к Венской конвенции было оговорено условие, что в торговле с российскими участниками контракты в устной форме не применяются. Венская конвенция содержит ряд ограничений ее применения. Она не применяется при купле-продаже товаров личного пользования, при аукционных торгах, при торговле ценными бумагами и деньгами, судами воздушного и водного транспорта, электроэнергией, а также для контрактов подрядного характера. Конвенция предусматривает право продавца и покупателя, страны которых являются ее участницами, вообще исключить ее применение либо отступить от любого из ее положений, внеся соответствующие оговорки в текст контракта.

Поэтому, когда не удается договориться с торговым партнером о том, право какой стороны будет применяться при составлении и трактовании условий контракта, можно рекомендовать договориться с ним о ссылке на Венскую конвенцию при условии, если его страна также является участницей этой Конвенции. Такая договоренность выгодна и для российских коммерсантов, поскольку облегчает согласование условий договоров и позволяет сделать их более короткими. Кроме того, для российских коммерсантов и юристов условия Венской конвенции уже достаточно известны и во многом сходны с положениями ст. 454—491 ГК РФ. В случае достижения такого согласия в контракт может быть включена следующая оговорка: «Во всем остальном, что не оговорено в настоящем Контракте, действуют положения Венской конвенции 1980 г.».

Однако если торговые отношения между странами партнеров по контракту регулируются обязательными Общими условиями, то они имеют превалирующее значение над международными конвенциями.

При заключении контрактов купли-продажи с партнерами из стран СНГ, являющихся участницами Венской конвенции, можно также рекомендовать ее применение.

По мере развития и укрепления рыночных отношений в Российской Федерации неизбежно усиление процесса сближения международных правовых норм и обычаев с практикой внутри-российских коммерческих отношений. Можно с определенной уверенностью утверждать, что в ближайшее десятилетие коммерческие отношения будут все более приобретать цивилизованный характер и приблизятся к тому уровню, который считается нормой в зарубежных странах.