18. Арбитражные разбирательства споров

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 
153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 
170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 
187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 
204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 
221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 
238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 
255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 
272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 
289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 
306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 
323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 
340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 
357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 
374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 
391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 
408 409 410 411 

 

Нередко при исполнении контрактов между контрагентами возникают споры, из-за различного понимания взаимных обязательств по причине неодинакового толкования условий контрактов или отсутствия в них соответствующих условий. Большинство этих разногласий решается сторонами во время переговоров. Если в процессе переговоров стороны не пришли к единому мнению, то разногласия в соответствии с международной практикой передаются на рассмотрение арбитражей. Практика рассмотрения международными арбитражами разногласий по внешнеторговым операциям постоянно расширяется, поскольку по сравнению с общими судами они обеспечивают большую оперативность и равноправие сторон. В Заключительном акте общеевропейского совещания в Хельсинки (1 августа 1975 г.) содержатся рекомендации организациям, предприятиям и фирмам стран-участниц предусматривать в коммерческих сделках и контрактах о промышленном сотрудничестве арбитражные оговорки, поскольку арбитраж на основе взаимоприемлемого правила (регламента) является одним из наиболее подходящих способов быстрого и справедливого разрешения .споров. Участники Мадридской встречи 1983 г. также подтвердили рекомендацию использовать арбитражи.

В Российской Федерации создана правовая база для расширения как международной, так и внутрироссийской арбитражной деятельности. В 90-х гг. в Российской Федерации были приняты различные законодательные и нормативные акты. Отметим прежде всего Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» от 7 июля 1993 г., содержащий в качестве приложений:

• Положение о Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате РФ;

• Положение о Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате РФ;

• Постановление Верховного Совета РФ от 7 июля 1993 г. «О введении в действие Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже"»;

• Регламент Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате РФ с приложением Положения об арбитражных расходах и сборах;

Советский Союз, а затем и Российская Федерация как его правопреемница присоединилась к международным конвенциям и другим нормативным актам, регулирующим порядок разрешения арбитражных споров и исполнение арбитражных решений:

• к Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йорк, 1958 г.);

• к Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже (Женева, 1961 г.);

• к Арбитражному регламенту Европейской Комиссии ООН (1966г.);

• к Арбитражному регламенту ЮНСИТРАЛ, принятому Генеральной Ассамблеей ООН 15 июня 1976 г.

В Российской Федерации коммерческие споры также рассматриваются арбитражными судами, которые в своей деятельности руководствуются Федеральным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Если в ходе рассмотрения претензий сторонам контракта не удалось решить разногласия путем переговоров, то любая из сторон имеет право на обращение в арбитражный суд.

Разногласия между сторонами контракта международной купли-продажи, в том числе разногласия с партнерами из стран СНГ, передаются на рассмотрение международных арбитражных судов. Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ (г. Москва) принимает на рассмотрение разногласия, не решенные между российскими юридическими лицами, если одно из них является совместным предприятием с участием иностранного капитала, а также международным объединением или международной организацией, созданной на территории РФ.

В контрактах международной купли-продажи следует указывать, в каком арбитражном суде подлежат рассмотрению не решенные сторонами разногласия. Для российских участников удобнее всего передать рассмотрение разногласий на решение Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ, поскольку он доступнее, исковые заявления могут готовиться на русском языке, и слушание дел также ведется на русском языке. Процедура ведения арбитражного разбирательства соответствует принятому в 1993 г. регламенту, который обеспечивает равное отношение к сторонам и предоставляет каждой стороне необходимые возможности для защиты своих интересов, что также имеет большое значение для российских участников.

Международный коммерческий арбитражный суд, в соответствии со своим регламентом, как и другие иностранные международные арбитражные суды, рассматривает споры на основе применимых норм материального права, определенного соглашением сторон в контракте, а при отсутствии такого соглашения арбитражный суд сам решает, на основе каких коллизионных норм он выберет право, применимое к спору по конкретному контракту.

Естественно, что российские участники контрактов международной купли-продажи должны стремиться указать в контракте место рассмотрения — Международный коммерческий арбитражный суд и в качестве применимого права — Гражданский кодекс РФ, что, однако, далеко не всегда достижимо в отношениях с иностранными партнерами. В таких случаях, если партнером по контракту является фирма, страна которой присоединилась к Венской конвенции 1980 г., желательно ее склонить к ссылке на эту Конвенцию как источник права при рассмотрении разногласий.

Если сторонам не удалось договориться, в арбитраже какой стороны будут разбираться нерешенные споры, в качестве компромисса можно предложить партнеру рассматривать разногласия в стране экспортера или импортера либо в стране истца или ответчика. При торговле с промышленно развитыми странами для российских коммерсантов предпочтительнее решать разногласия в странах экспортеров или в странах ответчиков.

В контракте всегда следует оговорить, что любой спор или разногласие, могущие возникнуть из контракта или в связи с ним, подлежат, с исключением подсудности местным судам*, передаче на рассмотрение арбитража.

 

Затем стороны должны договориться, в каком из двух видов арбитражей будут рассматриваться возможные споры: постоянно действующем арбитраже или арбитраже «ad hoc».

Постоянно действующие арбитражи. Более удобно рассматривать разногласия в постоянно действующих арбитражах при национальных и международных торговых палатах, к которым относится и Международный коммерческий арбитражный суд. Удобство состоит в том, что российским юристам-международникам известны регламенты, в соответствии с которыми ведется рассмотрение дел в таких арбитражах, они работают достаточно оперативно, их услуги относительно более дешевы и заранее предсказуемы.

Арбитражи «ad hoc». Если стороны сочтут, что для более объективного рассмотрения дел следует привлечь не постоянных арбитров, а назначаемых сторонами, то в контракте должен быть предусмотрен четкий порядок создания и определения места проведения таких арбитражей в каждом случае, когда возникнет необходимость решения одного или одновременно нескольких спорных вопросов. Для конкретизации изложения порядка формирования арбитража ниже приведен апробированный пример из реального контракта:

«Сторона (истец), принявшая решение о передаче разногласий на рассмотрение арбитража "ad hoc" с местом проведения г. Цюрих (Швейцария), должна направить письменное уведомление другой стороне с указанием фамилии и имени назначенного с ее стороны арбитра и срока проведения арбитража. Другая сторона, получившая указанное уведомление, в свою очередь в течение 30 дней с даты его получения должна сообщить истцу фамилию и имя своего арбитра, подтвердить или предложить свою дату проведения арбитража, но не позже трех месяцев с даты уведомления истца. Оба арбитра сторон должны в течение не более чем 30 дней встретиться в г. Цюрихе, выбрать суперарбитра и согласовать окончательную дату проведения арбитражного заседания. Если арбитры в течение указанного срока не выберут суперарбитра, то он будет по обращению истца назначен председателем Торговой палаты г. Цюриха. Суперарбитр и арбитры имеют право привлекать к рассмотрению разногласий необходимых экспертов и переводчиков. Арбитражные расходы будет нести проигравшая сторона, или разделение расходов будет принято арбитражем. Решение арбитражного суда обжалованию не подлежит, является окончательным и обязательным для обеих сторон».

Арбитры при рассмотрении споров руководствуются прежде всего условиями контрактов, международными торговыми обычаями, а также нормами права страны, указанной в договоре. Если в контракте право страны не определено, то арбитры могут применить законодательство в соответствии с коллизионной нормой, которую они сочтут приемлемой для данного случая.

На роль арбитров обычно привлекаются крупные специалисты в той области, к которой относится внешнеторговая операция. Ими могут быть ученые, президенты фирм, адвокаты, служащие государственных организаций. При необходимости арбитры привлекают технических экспертов высокой квалификации.

Для обеспечения единообразия в процессуальной работе арбитражей «ad hoc» под эгидой ООН были разработаны три регламента:

• Арбитражный регламент ЕЭК 1996 г.;

• Правила международного коммерческого арбитража Экономической комиссии ООН для Азии и Дальнего Востока (ЭКАДВ)* 1966г.;

• Арбитражный регламент Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) 1976 г.

По первым двум регламентам арбитры и суперарбитры в случае разногласий по кандидатурам могут назначаться самими Комиссиями (ЕЭК и ЭКАДВ), при применении ЮНСИТРАЛ право сделать такое назначение представляется генеральному секретарю Постоянного третейского суда в Гааге.

В контрактах может быть указано любое компетентное лицо, которому стороны доверяют назначение арбитров, либо должна содержаться ссылка на регламенты. Стороны должны согласовать между собой довольно сложный порядок формирования состава арбитража. Само формирование может растянуться на три месяца. Сторонам весьма сложно оценить предстоящие затраты, которые по сравнению с расходами на рассмотрение дел в постоянно действующих арбитражах, как правило, значительно выше.

В недавнем прошлом в экономической литературе часто встречались рекомендации передать решение разногласий в стокгольмский арбитраж, что, с учетом вышеприведенных соображений, является весьма проблематичным.

 

 

Нередко при исполнении контрактов между контрагентами возникают споры, из-за различного понимания взаимных обязательств по причине неодинакового толкования условий контрактов или отсутствия в них соответствующих условий. Большинство этих разногласий решается сторонами во время переговоров. Если в процессе переговоров стороны не пришли к единому мнению, то разногласия в соответствии с международной практикой передаются на рассмотрение арбитражей. Практика рассмотрения международными арбитражами разногласий по внешнеторговым операциям постоянно расширяется, поскольку по сравнению с общими судами они обеспечивают большую оперативность и равноправие сторон. В Заключительном акте общеевропейского совещания в Хельсинки (1 августа 1975 г.) содержатся рекомендации организациям, предприятиям и фирмам стран-участниц предусматривать в коммерческих сделках и контрактах о промышленном сотрудничестве арбитражные оговорки, поскольку арбитраж на основе взаимоприемлемого правила (регламента) является одним из наиболее подходящих способов быстрого и справедливого разрешения .споров. Участники Мадридской встречи 1983 г. также подтвердили рекомендацию использовать арбитражи.

В Российской Федерации создана правовая база для расширения как международной, так и внутрироссийской арбитражной деятельности. В 90-х гг. в Российской Федерации были приняты различные законодательные и нормативные акты. Отметим прежде всего Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» от 7 июля 1993 г., содержащий в качестве приложений:

• Положение о Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате РФ;

• Положение о Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате РФ;

• Постановление Верховного Совета РФ от 7 июля 1993 г. «О введении в действие Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже"»;

• Регламент Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате РФ с приложением Положения об арбитражных расходах и сборах;

Советский Союз, а затем и Российская Федерация как его правопреемница присоединилась к международным конвенциям и другим нормативным актам, регулирующим порядок разрешения арбитражных споров и исполнение арбитражных решений:

• к Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йорк, 1958 г.);

• к Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже (Женева, 1961 г.);

• к Арбитражному регламенту Европейской Комиссии ООН (1966г.);

• к Арбитражному регламенту ЮНСИТРАЛ, принятому Генеральной Ассамблеей ООН 15 июня 1976 г.

В Российской Федерации коммерческие споры также рассматриваются арбитражными судами, которые в своей деятельности руководствуются Федеральным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Если в ходе рассмотрения претензий сторонам контракта не удалось решить разногласия путем переговоров, то любая из сторон имеет право на обращение в арбитражный суд.

Разногласия между сторонами контракта международной купли-продажи, в том числе разногласия с партнерами из стран СНГ, передаются на рассмотрение международных арбитражных судов. Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ (г. Москва) принимает на рассмотрение разногласия, не решенные между российскими юридическими лицами, если одно из них является совместным предприятием с участием иностранного капитала, а также международным объединением или международной организацией, созданной на территории РФ.

В контрактах международной купли-продажи следует указывать, в каком арбитражном суде подлежат рассмотрению не решенные сторонами разногласия. Для российских участников удобнее всего передать рассмотрение разногласий на решение Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ, поскольку он доступнее, исковые заявления могут готовиться на русском языке, и слушание дел также ведется на русском языке. Процедура ведения арбитражного разбирательства соответствует принятому в 1993 г. регламенту, который обеспечивает равное отношение к сторонам и предоставляет каждой стороне необходимые возможности для защиты своих интересов, что также имеет большое значение для российских участников.

Международный коммерческий арбитражный суд, в соответствии со своим регламентом, как и другие иностранные международные арбитражные суды, рассматривает споры на основе применимых норм материального права, определенного соглашением сторон в контракте, а при отсутствии такого соглашения арбитражный суд сам решает, на основе каких коллизионных норм он выберет право, применимое к спору по конкретному контракту.

Естественно, что российские участники контрактов международной купли-продажи должны стремиться указать в контракте место рассмотрения — Международный коммерческий арбитражный суд и в качестве применимого права — Гражданский кодекс РФ, что, однако, далеко не всегда достижимо в отношениях с иностранными партнерами. В таких случаях, если партнером по контракту является фирма, страна которой присоединилась к Венской конвенции 1980 г., желательно ее склонить к ссылке на эту Конвенцию как источник права при рассмотрении разногласий.

Если сторонам не удалось договориться, в арбитраже какой стороны будут разбираться нерешенные споры, в качестве компромисса можно предложить партнеру рассматривать разногласия в стране экспортера или импортера либо в стране истца или ответчика. При торговле с промышленно развитыми странами для российских коммерсантов предпочтительнее решать разногласия в странах экспортеров или в странах ответчиков.

В контракте всегда следует оговорить, что любой спор или разногласие, могущие возникнуть из контракта или в связи с ним, подлежат, с исключением подсудности местным судам*, передаче на рассмотрение арбитража.

 

Затем стороны должны договориться, в каком из двух видов арбитражей будут рассматриваться возможные споры: постоянно действующем арбитраже или арбитраже «ad hoc».

Постоянно действующие арбитражи. Более удобно рассматривать разногласия в постоянно действующих арбитражах при национальных и международных торговых палатах, к которым относится и Международный коммерческий арбитражный суд. Удобство состоит в том, что российским юристам-международникам известны регламенты, в соответствии с которыми ведется рассмотрение дел в таких арбитражах, они работают достаточно оперативно, их услуги относительно более дешевы и заранее предсказуемы.

Арбитражи «ad hoc». Если стороны сочтут, что для более объективного рассмотрения дел следует привлечь не постоянных арбитров, а назначаемых сторонами, то в контракте должен быть предусмотрен четкий порядок создания и определения места проведения таких арбитражей в каждом случае, когда возникнет необходимость решения одного или одновременно нескольких спорных вопросов. Для конкретизации изложения порядка формирования арбитража ниже приведен апробированный пример из реального контракта:

«Сторона (истец), принявшая решение о передаче разногласий на рассмотрение арбитража "ad hoc" с местом проведения г. Цюрих (Швейцария), должна направить письменное уведомление другой стороне с указанием фамилии и имени назначенного с ее стороны арбитра и срока проведения арбитража. Другая сторона, получившая указанное уведомление, в свою очередь в течение 30 дней с даты его получения должна сообщить истцу фамилию и имя своего арбитра, подтвердить или предложить свою дату проведения арбитража, но не позже трех месяцев с даты уведомления истца. Оба арбитра сторон должны в течение не более чем 30 дней встретиться в г. Цюрихе, выбрать суперарбитра и согласовать окончательную дату проведения арбитражного заседания. Если арбитры в течение указанного срока не выберут суперарбитра, то он будет по обращению истца назначен председателем Торговой палаты г. Цюриха. Суперарбитр и арбитры имеют право привлекать к рассмотрению разногласий необходимых экспертов и переводчиков. Арбитражные расходы будет нести проигравшая сторона, или разделение расходов будет принято арбитражем. Решение арбитражного суда обжалованию не подлежит, является окончательным и обязательным для обеих сторон».

Арбитры при рассмотрении споров руководствуются прежде всего условиями контрактов, международными торговыми обычаями, а также нормами права страны, указанной в договоре. Если в контракте право страны не определено, то арбитры могут применить законодательство в соответствии с коллизионной нормой, которую они сочтут приемлемой для данного случая.

На роль арбитров обычно привлекаются крупные специалисты в той области, к которой относится внешнеторговая операция. Ими могут быть ученые, президенты фирм, адвокаты, служащие государственных организаций. При необходимости арбитры привлекают технических экспертов высокой квалификации.

Для обеспечения единообразия в процессуальной работе арбитражей «ad hoc» под эгидой ООН были разработаны три регламента:

• Арбитражный регламент ЕЭК 1996 г.;

• Правила международного коммерческого арбитража Экономической комиссии ООН для Азии и Дальнего Востока (ЭКАДВ)* 1966г.;

• Арбитражный регламент Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) 1976 г.

По первым двум регламентам арбитры и суперарбитры в случае разногласий по кандидатурам могут назначаться самими Комиссиями (ЕЭК и ЭКАДВ), при применении ЮНСИТРАЛ право сделать такое назначение представляется генеральному секретарю Постоянного третейского суда в Гааге.

В контрактах может быть указано любое компетентное лицо, которому стороны доверяют назначение арбитров, либо должна содержаться ссылка на регламенты. Стороны должны согласовать между собой довольно сложный порядок формирования состава арбитража. Само формирование может растянуться на три месяца. Сторонам весьма сложно оценить предстоящие затраты, которые по сравнению с расходами на рассмотрение дел в постоянно действующих арбитражах, как правило, значительно выше.

В недавнем прошлом в экономической литературе часто встречались рекомендации передать решение разногласий в стокгольмский арбитраж, что, с учетом вышеприведенных соображений, является весьма проблематичным.