в этнополитическом процессе на Северном Кавказе.

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 

 

Территориальное изменение организации социального пространства в качестве одного из важных следствий имеет изменение коллективных представлений о нем, что часто вызывает разрушение сложившейся ранее идентичности. Под социальной идентичностью понимают процесс стихийно формирующегося самопричисления и самоотождествления индивида с той или иной социальной группой или общностью (классом, этносом, нацией), в результате чего происходит усвоение норм и ценностей этой группы (общности). Наиболее общей идентичностью для современного человека выступает национальная. В отечественной научной литературе последних десятилетий разводится содержание национальной и этнической идентичности. Понятием нация определяется обычно государственная форма объединения людей. Нация понимается как согражданство. Эта трактовка в современный политический дискурс России пришла из стран Западной Европы. Этническая идентичность задается человеку фактом рождения и воспитания в этнической среде, где формируется умение говорить (на родном языке), определяются нормы поведения, ценности и установки. В этом плане этничность выступает как аскриптивная, т.е. приписанная, унаследованная рождением характеристика личности.

Национальная и этническая идентичность отличаются не только широтой референтных групп (национальная идентичность — отождествление индивидом себя всегда с большей по численности и территориальной организации общности, чем этническая), но и способом формирования. Известный отечественный ученый В.Межуев говорил: «Нация, в отличие от этноса, — …это то, что дано мне не фактом моего рождения, а моими собственными усилиями и личным выбором. Этнос я не выбираю, а нацию — выбираю, могу выбрать... Нация — это государственная, социальная, культурная принадлежность индивида, а не его антропологическая и этническая определенность» .

С этой точки зрения можно отметить, что в границах СССР на протяжении всей истории существования этого государства активно и целенаправленно формировалась в качестве гражданской идентичности представление о «советскости» («советский человек»), но при этом игнорировалось, а периодически и запрещалось поддержание этнической идентичности. В отличие от стран Запада и США, где утвердился подход, сочетающий наличие у населения разных этнолингвистических идентичностей при доминировании единой национальной (политической, гражданской), в странах бывшего СССР традиционно утверждалось представление о том, что нацию формируют этнокультурные сообщества. Советский как гражданская идентичность, формировавшаяся в СССР, включала в себя не только государственнический аспект, но и идеологический, поскольку политическая система СССР выстраивалась на основе коммунистической идеологии. Поэтому реорганизация СССР, отказ на государственном уровне от коммунистической идеологии и возникновение на его территории новых государственных образований, в России как правопреемнице советского государства вызвали кризис идентичности.

В северокавказском регионе этот кризис повсеместно вызвал формирование этноидеологий, важной составной частью которых было утверждение этнической идентичности и ценности государственного строительства на этнической основе.

В качестве одного из механизмов политики суверенизации республик Северного Кавказа, включающей нацеленность на возрождение самобытной культуры народов, является изменение языковой ситуации. Во всех республиках в 1991-1992 гг. были приняты законы «О языке» и «Об образовании». С этого момента начинается активное обсуждение и предпринимаются различные шаги по формированию национальной школы.

Сложность политической обстановки в регионе требует рассмотрение проблемы образовательной политики в разных аспектах.

Для понимания условий, определяющих состояние и перспективы национального образования в регионе, необходимо хотя бы кратко остановиться на некоторых исторических предпосылках происходящих в настоящее время процессов.

 

 

Территориальное изменение организации социального пространства в качестве одного из важных следствий имеет изменение коллективных представлений о нем, что часто вызывает разрушение сложившейся ранее идентичности. Под социальной идентичностью понимают процесс стихийно формирующегося самопричисления и самоотождествления индивида с той или иной социальной группой или общностью (классом, этносом, нацией), в результате чего происходит усвоение норм и ценностей этой группы (общности). Наиболее общей идентичностью для современного человека выступает национальная. В отечественной научной литературе последних десятилетий разводится содержание национальной и этнической идентичности. Понятием нация определяется обычно государственная форма объединения людей. Нация понимается как согражданство. Эта трактовка в современный политический дискурс России пришла из стран Западной Европы. Этническая идентичность задается человеку фактом рождения и воспитания в этнической среде, где формируется умение говорить (на родном языке), определяются нормы поведения, ценности и установки. В этом плане этничность выступает как аскриптивная, т.е. приписанная, унаследованная рождением характеристика личности.

Национальная и этническая идентичность отличаются не только широтой референтных групп (национальная идентичность — отождествление индивидом себя всегда с большей по численности и территориальной организации общности, чем этническая), но и способом формирования. Известный отечественный ученый В.Межуев говорил: «Нация, в отличие от этноса, — …это то, что дано мне не фактом моего рождения, а моими собственными усилиями и личным выбором. Этнос я не выбираю, а нацию — выбираю, могу выбрать... Нация — это государственная, социальная, культурная принадлежность индивида, а не его антропологическая и этническая определенность» .

С этой точки зрения можно отметить, что в границах СССР на протяжении всей истории существования этого государства активно и целенаправленно формировалась в качестве гражданской идентичности представление о «советскости» («советский человек»), но при этом игнорировалось, а периодически и запрещалось поддержание этнической идентичности. В отличие от стран Запада и США, где утвердился подход, сочетающий наличие у населения разных этнолингвистических идентичностей при доминировании единой национальной (политической, гражданской), в странах бывшего СССР традиционно утверждалось представление о том, что нацию формируют этнокультурные сообщества. Советский как гражданская идентичность, формировавшаяся в СССР, включала в себя не только государственнический аспект, но и идеологический, поскольку политическая система СССР выстраивалась на основе коммунистической идеологии. Поэтому реорганизация СССР, отказ на государственном уровне от коммунистической идеологии и возникновение на его территории новых государственных образований, в России как правопреемнице советского государства вызвали кризис идентичности.

В северокавказском регионе этот кризис повсеместно вызвал формирование этноидеологий, важной составной частью которых было утверждение этнической идентичности и ценности государственного строительства на этнической основе.

В качестве одного из механизмов политики суверенизации республик Северного Кавказа, включающей нацеленность на возрождение самобытной культуры народов, является изменение языковой ситуации. Во всех республиках в 1991-1992 гг. были приняты законы «О языке» и «Об образовании». С этого момента начинается активное обсуждение и предпринимаются различные шаги по формированию национальной школы.

Сложность политической обстановки в регионе требует рассмотрение проблемы образовательной политики в разных аспектах.

Для понимания условий, определяющих состояние и перспективы национального образования в регионе, необходимо хотя бы кратко остановиться на некоторых исторических предпосылках происходящих в настоящее время процессов.