в этнополитическом процессе на Северном Кавказе.
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104
Территориальное изменение организации социального пространства в качестве одного из важных следствий имеет изменение коллективных представлений о нем, что часто вызывает разрушение сложившейся ранее идентичности. Под социальной идентичностью понимают процесс стихийно формирующегося самопричисления и самоотождествления индивида с той или иной социальной группой или общностью (классом, этносом, нацией), в результате чего происходит усвоение норм и ценностей этой группы (общности). Наиболее общей идентичностью для современного человека выступает национальная. В отечественной научной литературе последних десятилетий разводится содержание национальной и этнической идентичности. Понятием нация определяется обычно государственная форма объединения людей. Нация понимается как согражданство. Эта трактовка в современный политический дискурс России пришла из стран Западной Европы. Этническая идентичность задается человеку фактом рождения и воспитания в этнической среде, где формируется умение говорить (на родном языке), определяются нормы поведения, ценности и установки. В этом плане этничность выступает как аскриптивная, т.е. приписанная, унаследованная рождением характеристика личности.
Национальная и этническая идентичность отличаются не только широтой референтных групп (национальная идентичность — отождествление индивидом себя всегда с большей по численности и территориальной организации общности, чем этническая), но и способом формирования. Известный отечественный ученый В.Межуев говорил: «Нация, в отличие от этноса, — …это то, что дано мне не фактом моего рождения, а моими собственными усилиями и личным выбором. Этнос я не выбираю, а нацию — выбираю, могу выбрать... Нация — это государственная, социальная, культурная принадлежность индивида, а не его антропологическая и этническая определенность» .
С этой точки зрения можно отметить, что в границах СССР на протяжении всей истории существования этого государства активно и целенаправленно формировалась в качестве гражданской идентичности представление о «советскости» («советский человек»), но при этом игнорировалось, а периодически и запрещалось поддержание этнической идентичности. В отличие от стран Запада и США, где утвердился подход, сочетающий наличие у населения разных этнолингвистических идентичностей при доминировании единой национальной (политической, гражданской), в странах бывшего СССР традиционно утверждалось представление о том, что нацию формируют этнокультурные сообщества. Советский как гражданская идентичность, формировавшаяся в СССР, включала в себя не только государственнический аспект, но и идеологический, поскольку политическая система СССР выстраивалась на основе коммунистической идеологии. Поэтому реорганизация СССР, отказ на государственном уровне от коммунистической идеологии и возникновение на его территории новых государственных образований, в России как правопреемнице советского государства вызвали кризис идентичности.
В северокавказском регионе этот кризис повсеместно вызвал формирование этноидеологий, важной составной частью которых было утверждение этнической идентичности и ценности государственного строительства на этнической основе.
В качестве одного из механизмов политики суверенизации республик Северного Кавказа, включающей нацеленность на возрождение самобытной культуры народов, является изменение языковой ситуации. Во всех республиках в 1991-1992 гг. были приняты законы «О языке» и «Об образовании». С этого момента начинается активное обсуждение и предпринимаются различные шаги по формированию национальной школы.
Сложность политической обстановки в регионе требует рассмотрение проблемы образовательной политики в разных аспектах.
Для понимания условий, определяющих состояние и перспективы национального образования в регионе, необходимо хотя бы кратко остановиться на некоторых исторических предпосылках происходящих в настоящее время процессов.
Территориальное изменение организации социального пространства в качестве одного из важных следствий имеет изменение коллективных представлений о нем, что часто вызывает разрушение сложившейся ранее идентичности. Под социальной идентичностью понимают процесс стихийно формирующегося самопричисления и самоотождествления индивида с той или иной социальной группой или общностью (классом, этносом, нацией), в результате чего происходит усвоение норм и ценностей этой группы (общности). Наиболее общей идентичностью для современного человека выступает национальная. В отечественной научной литературе последних десятилетий разводится содержание национальной и этнической идентичности. Понятием нация определяется обычно государственная форма объединения людей. Нация понимается как согражданство. Эта трактовка в современный политический дискурс России пришла из стран Западной Европы. Этническая идентичность задается человеку фактом рождения и воспитания в этнической среде, где формируется умение говорить (на родном языке), определяются нормы поведения, ценности и установки. В этом плане этничность выступает как аскриптивная, т.е. приписанная, унаследованная рождением характеристика личности.
Национальная и этническая идентичность отличаются не только широтой референтных групп (национальная идентичность — отождествление индивидом себя всегда с большей по численности и территориальной организации общности, чем этническая), но и способом формирования. Известный отечественный ученый В.Межуев говорил: «Нация, в отличие от этноса, — …это то, что дано мне не фактом моего рождения, а моими собственными усилиями и личным выбором. Этнос я не выбираю, а нацию — выбираю, могу выбрать... Нация — это государственная, социальная, культурная принадлежность индивида, а не его антропологическая и этническая определенность» .
С этой точки зрения можно отметить, что в границах СССР на протяжении всей истории существования этого государства активно и целенаправленно формировалась в качестве гражданской идентичности представление о «советскости» («советский человек»), но при этом игнорировалось, а периодически и запрещалось поддержание этнической идентичности. В отличие от стран Запада и США, где утвердился подход, сочетающий наличие у населения разных этнолингвистических идентичностей при доминировании единой национальной (политической, гражданской), в странах бывшего СССР традиционно утверждалось представление о том, что нацию формируют этнокультурные сообщества. Советский как гражданская идентичность, формировавшаяся в СССР, включала в себя не только государственнический аспект, но и идеологический, поскольку политическая система СССР выстраивалась на основе коммунистической идеологии. Поэтому реорганизация СССР, отказ на государственном уровне от коммунистической идеологии и возникновение на его территории новых государственных образований, в России как правопреемнице советского государства вызвали кризис идентичности.
В северокавказском регионе этот кризис повсеместно вызвал формирование этноидеологий, важной составной частью которых было утверждение этнической идентичности и ценности государственного строительства на этнической основе.
В качестве одного из механизмов политики суверенизации республик Северного Кавказа, включающей нацеленность на возрождение самобытной культуры народов, является изменение языковой ситуации. Во всех республиках в 1991-1992 гг. были приняты законы «О языке» и «Об образовании». С этого момента начинается активное обсуждение и предпринимаются различные шаги по формированию национальной школы.
Сложность политической обстановки в регионе требует рассмотрение проблемы образовательной политики в разных аспектах.
Для понимания условий, определяющих состояние и перспективы национального образования в регионе, необходимо хотя бы кратко остановиться на некоторых исторических предпосылках происходящих в настоящее время процессов.