§2. Этносоциальная стратификация
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104
Социальная стратификация в социологии понимается как сложившееся неравенство, иерархия социальных групп. Этнические группы выделяются в первую очередь как группы с самобытным культурным своеобразием. Культурные отличия теоретически не могут быть основанием для формирования иерархического социального пространства в силу изначального равенства культурных стилей. Культурное разнообразие формирует не иерархическую вертикаль, а горизонтальную однопорядковость различных общностей. Поэтому общество, сегментированное по этнокультурному основанию обычно называют мозаичным. Однако западная социальная наука уже в 60 — 70-х гг. ХХ в. обратила внимание на проблему существования неравенства и этнокультурных общностей .
Политический процесс в России в 90-х гг. ХХ в. поставил отечественных исследователей перед необходимостью признать этническую стратифицированность российского общества. Однако природа этого явления в каждом регионе России имеет специфические отличия. Присмотримся к причинам этнической стратификации на Северном Кавказе.
Предпосылки формирования этнической стратификации.
Одной из важнейших объективных предпосылок формирования этнической стратификации является территориальное размещение этносов в экономически различных районах — на равнинах и в горах. Территориальная локализация этносов на Северном Кавказе в значительной степени определяет различие экономических форм деятельности и возможностей жизнеобеспечения. С древности народы этого региона взаимодействовали по принципу экономико-хозяйственной дополнительности: различная природная среда поселения определяла развитие различных форм экономической деятельности. Развитие этой тенденции наблюдалось и при заселении региона новыми (пришлыми) этногруппами в XVII — XIX вв. Мигранты заполняли те производственные ниши, которые не были развиты у коренного населения и не грозили сужением для него сферы деятельности. Например, армяне и греки развивали культуру табака на землях, непригодных для выращивания зерновых культур, традиционных для ряда коренных народов региона.
Развитие современной экономики делает все менее выгодной производственную деятельность в горах, что приводит к неоднозначным социально-экономическим последствиям. Наиболее наглядной является тенденция снижения уровня материальной обеспеченности горского населения. Сравнение экономических показателей республик региона свидетельствует о том, что в более выгодном положении оказываются народы, проживающие в благоприятных природных и климатических условиях для аграрного сектора экономики, а именно — Адыгея, Карачаево-Черкесия, в меньшей мере — Кабардино-Балкария. По официальной экономической статистике Адыгея и Северная Осетия отнесены к малообеспеченным регионам, Дагестан, КБР, КЧР, Ингушетия — к разряду бедных, а Чечня — к депрессивным регионам. Корректность такой дифференциация основывается на сравнении показателей экономического развития республик (табл. 10).
Таблица 10
Динамика объемов промышленного производства в 1993-1998 гг.
(прирост + или спад –, % к предыдущему году)
Республики |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
Российская Федерация |
-16,2 |
-22,8 |
-15,0 |
-5,0 |
-2,0 |
-5,2 |
Адыгея |
-19,4 |
-42,6 |
+4,5 |
-25,9 |
-5,7 |
+0,5 |
Дагестан |
-28,0 |
-38,5 |
-28,0 |
-18,9 |
-1,2 |
-7,6 |
Ингушетия |
|
|
-21,0 |
-23,0 |
-25,6 |
+13,9 |
Кабардино-Балкария |
-9,7 |
-50,0 |
-3,0 |
-19,7 |
-4,7 |
+3,9 |
Карачаево-Черкесия |
-34,5 |
-28,0 |
-17,0 |
-15,4 |
+5,7 |
-13,0 |
Северная Осетия |
-29,6 |
-40,0 |
-13,0 |
-9,6 |
-16,8 |
-6,0 |
Чечня |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Краснодарский край |
-13,4 |
-21,0 |
-9,0 |
-15,4 |
-13,6 |
-5,2 |
Ставропольский край |
-15,7 |
-35,0 |
-0,3 |
-12,8 |
-15,9 |
+16,6 |
Ростовская область |
-19,0 |
-27,7 |
-11,0 |
-12,0 |
-8,8 |
-2,2 |
Внутри республик уровень экономического развития народов, составляющих их население, также различен. При этом различие идет именно по территориальной локализации этносов: горские этносы оказываются в более жестких экономических условиях, чем равнинные. Это наглядно проявляется в уровне занятости. Наиболее высокий уровень безработицы в горных районах Северного Кавказа, отличающихся высоким уровнем демографического прироста населения (на начало 90-х гг.) при низком уровне занятости. Так, например, демографическая статистика по районам Чечено–Ингушетии за 20 предкризисных лет показывает прирост населения именно в горных районах: Ножай-Юртовском, Урус-Мартановском, Шалинском, Шатойском (табл. 11). Удельный вес занятого населения среди чеченцев невелик, причем, по сравнению с 1979 г., наблюдалось его значительное уменьшение (с 40,9 до 37,4%).
Таблица 11.
Динамика численности населения ЧИАССР
Районы |
Численность населения, тыс.чел. |
Удельный вес трудоспособных, % |
Темпы прироста населения за год, % |
|||||
|
1970 |
1979 |
1989 |
1970 |
1979 |
1976/1980 |
1981/1985 |
1986/1989 |
ЧИР |
1064,5 |
1153,5 |
1277,0 |
46,1 |
51,2 |
0,7 |
0,9 |
1,4 |
Ачхой-Мартан |
46,4 |
50,8 |
60,0 |
37,0 |
47,8 |
0,6 |
1,8 |
3,3 |
Веденский |
27,8 |
29,3 |
33,3 |
36,8 |
45,7 |
0,4 |
0,9 |
3,4 |
Грозненский |
77,6 |
88,5 |
100,5 |
41,9 |
51,0 |
0,34 |
0,6 |
2,8 |
Гудермесский |
66,1 |
72,7 |
83,7 |
45,2 |
50,7 |
0,5 |
1,0 |
1,4 |
Малгобекский |
43,4 |
43,2 |
45,6 |
42,3 |
47,6 |
0,4 |
1,0 |
- 0,2 |
Надтеречный |
34,3 |
34,7 |
35,2 |
43,4 |
50,3 |
0,4 |
0,9 |
- 0,6 |
Назрановский |
60,5 |
66,2 |
79,0 |
39,0 |
46,5 |
0,59 |
1,7 |
3,7 |
Наурский |
47,9 |
47,1 |
46,6 |
47,7 |
51,7 |
0,4 |
0,2 |
- 0,7 |
Ножай-Юртовский |
37,4 |
41,4 |
49,0 |
36,2 |
44,8 |
0,6 |
1,1 |
2,6 |
Сунженский |
61,5 |
59,8 |
62,1 |
46,3 |
50,9 |
0,1 |
- 0,04 |
- |
Урус-Мартановский |
67,3 |
74,3 |
85,0 |
37,6 |
48,2 |
0,78 |
0,8 |
2,4 |
Шалинский |
96,9 |
114,9 |
136,8 |
49,5 |
49,3 |
2,0 |
1,2 |
2,4 |
Шатойский |
17,2 |
15,1 |
15,1 |
47,2 |
47,0 |
0,42 |
- 1,2 |
2,2 |
Шелковской |
38,9 |
40,2 |
44,8 |
45,3 |
51,0 |
0,4 |
1,3 |
0,66 |
г.Грозный |
341,3 |
375,3 |
400,5 |
55,9 |
58,4 |
0,1 |
0,8 |
0,01 |
Особого внимания заслуживает уровень безработицы: в 1979 г. на 303918 человек трудоспособного возраста приходилось 250326 занятых, а в 1989 — на 385420 трудоспособных — 274651 занятых. Таким образом, согласно переписи населения 1989 г. более 100 тыс. чеченцев являлись избыточным населением, что соответствует и оценкам других экспертов. Та же ситуация наблюдается и в горных районах Дагестана. По прогнозам Министерства труда РФ, на конец 2000 г. уровень регистрируемой безработицы достигнет в Ингушетии — 10,05, в Дагестане — 7,7, в КБР — 3,9% (при среднем показателе по России в 2,7%). Реальная безработица, рассчитанная по методике Международной организации труда (МОТ), значительно выше — 52%, а в горной местности, в частности, в балкарских селах КБР достигает 85-90% .
Вместе с тем экономическая статистика за последние годы фиксирует ряд показателей, противоречащих выводу о низком уровне материального обеспечения населения горских районов. Так, при общем снижении реальных доходов населения в 1998 г., вызванных финансовым кризисом августа 1998 г., в ряде республик региона (Дагестане, Ингушетии, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии) значительно вырос объем розничного товарооборота (см. табл. 12). С характеристикой этих республик как «бедных» и «депрессивных» плохо соотносится показатель уровня наличия автомобилей на численность населения (т.е. предмета, который традиционно считался в СССР и России «предметом роскоши») (табл. 12). В одном из своих аналитических докладов В.А.Тишков отмечает: «По официальной статистике ситуация, может быть, так и выглядит, и ей даже можно найти подтверждение, если сравнивать некоторые горные села Дагестана и Чечни с жизнью в других районах Северного Кавказа. Но в целом положение другое, если сравнивать размеры жилых домов и их обстановку, количество автомобилей и другие показатели качества жизни с другими районами страны. Достаточно посмотреть на современные балкарские, ингушские и чеченские поселки и сравнить их с рязанскими или якутскими селами, и станет ясно, что социальная реальность отличается от статистики и пропаганды».
Экономисты интерпретируют эти факты активным развитием в данных республиках теневого сектора экономики. Крайне редкие аналитические статьи, затрагивающие вопросы существования и развития теневой экономики в регионе, показывают, что она неравномерно локализована по различным республикам. Наибольшая активность «теневиков» до настоящего времени фиксировалась в Дагестане, Северной Осетии и Ингушетии. В Дагестане, по подсчетам экономистов, предельная доля теневого сектора экономической деятельности составляла в 1994 г. около 67%, в 1995 — 73%. Основными источниками теневого сектора экономики республики является нефтяной комплекс и продажа нефтепродуктов, газовый комплекс, производство и продажа винно-водочных изделий, рыбная и мукомольная отрасли промышленность. О широкой занятости населения в теневом секторе и его прибыльности свидетельствуют денежные траты населения.
Таблица 12
Покупательная способность средней зарплаты (ноябрь) и наличие дорогостоящего имущества в 1998 г.
|
Средняя зарплата, руб. |
Средняя зарплата, % к прожиточному минимуму |
Обеспеченность автомобилями, шт. на 1000 чел.1 |
Российская Федерация |
1182,4 |
169,9 |
114 |
Адыгея |
729 |
147,3 |
135 |
Дагестан |
404,3 |
84,2 |
46 |
Ингушетия |
674,7 |
120,9 |
39 |
Кабардино-Балкария |
615,2 |
108,5 |
95 |
Карачаево-Черкесия |
646,6 |
139,4 |
80 |
Северная Осетия |
604,1 |
101,5 |
100 |
Краснодарский край |
886,7 |
182,1 |
141 |
Ставропольский край |
738,4 |
140,9 |
122 |
Ростовская область |
709,5 |
148,1 |
127 |
По расчетам дагестанских экономистов, около 10% своих доходов население тратит на приобретение валюты. В 1998 г. номинальные доходы населения Дагестана выросли, по сравнению с 1997 г., на 5,3%, реально располагаемые доходы снизились на 5%, а расходы на покупку валюты за тот же период увеличились на 29,7%.
В Северной Осетии источником теневого бизнеса является производство спирто-водочной продукции на основе сырья, поступающего из-за пределов России. На начало 1998 г. эта отрасль промышленности республики выпускала, по данным МВД РФ, каждые 2 из 5 бутылок водки, производимых в Российской Федерации. При этом 2/3 от всего выпускаемого объема водки производилось «нелегально на легальных предприятиях». В Чеченской республике источником теневого бизнеса являются кустарные нефтепромыслы, наркотики и оружие.
Таким образом, можно сделать вывод, что теневой бизнес в большей степени концентрируется в горских республиках, население которых использует пограничное положение республик, труднодоступность горных районов как источник получения теневых доходов.
Активизация теневого сектора экономики в горных районах в качестве важной предпосылки имела сохранившуюся здесь традиционную структуру организации жизни населения. Характерными чертами этой организации является высокий уровень внутренней консолидированности, который объясняется суровыми условиями жизни в горах, природной изолированностью поселений и традиционно-общинным этапом развития общества. Эти позиции объясняют также и специфику этнокультурных черт. Поселенческая локализация определяла возможности межкультурного взаимодействия, способствуя формированию и воспроизводству открытости или замкнутости (закрытости) этнокультур.
Емкую характеристику отличительных черт традиционной культуры по сравнению с современной дал адыгейский ученый Р.А.Ханаху: «Основные отличия культуры традиционной от культуры современной состоят в низких темпах обновления стереотипов, их относительно малой вариативности, большей жесткости отбора инноваций, высокой степени автономности и обособленности, приоритета «подражания» привычным нормам поведения и мышления над рационально-волевым началом».
Сохранение элементов традиционно-общинного способа организации жизни и аграрный сектор занятости, доминирующий в настоящее время, предопределяют принцип группировки людей и формирования межгрупповых отношений на Северном Кавказе. В этом качестве выступают именно этнокультурные характеристики. Все остальные возможные группировки (клановые, субконфессиональные) выступают производными от этнических. Групповая идентичность по профессиональному, партийному, мировоззренческому признаку предполагает другой этап социально-экономического развития, задающий и другой тип развития личности, свободный от доминирования традиционалистских связей (земляческих, родственных). Доминирование группировки по этнокультурному основанию подчеркивают и кавказские исследователи. В частности, Р.Ханаху отмечает: «Приоритет интереса общины над интересами прочих субъектов социального действия, являясь фундаментальной характеристикой традиционного общества, делает культуру Северного Кавказа внутренне дифференцированной: общинам коренных этносов, культурно определенных на традиционной основе, «рядом положены» достаточно плюралистические этнические общины (в основном так называемые «русскоязычные») и примкнувшие к ним представители кавказских этносов, утратившие «чувство общинности». Другой исследователь высказывает схожую позицию: «Этногрупповое единство и межгрупповые различия выступают в качестве важнейшего элемента иерархической организации социального пространства, но также и как следствие его существования".
Таким образом, пространственная локализация, определяя во многом комплекс этнокультурных черт, а зачастую и культурную закрытость общности, выступает основанием для формирования системы дихотомических отношений "мы — они", которая конституируется через социальный контакт, социальное взаимодействие. Данное дихотомическое отношение (бинарная оппозиция), вызывая социальное сравнение, инициирует стратификацию этносоциального пространства. Поэтому, как замечают этносоциологи, «этнические группы точно так же, как и все прочие социальные группы, образуют определенную иерархию». Широко известно, что иерархичность социальных (в данном случае — этнических) групп проявляется как их неравенство, т.е. расслоение по какому-то критерию (богатство, власть, престиж и т.д.). В зависимости от степени обладания значимыми для стратификации качествами, определяется уровень социальной престижности той или иной этногруппы.
Индикаторы статусных позиций этносов в социальном пространстве Северного Кавказа.
Определяя объективные условия, воспроизводящие социальное пространство Северного Кавказа как этносоциальное и стратифицированное, мы обращаем внимание на территориальность и аграрно-традиционный тип хозяйствования. Эти характеристики в значительной степени определяют позиции (статус) этнической общности в социальном пространстве региона. Социальное пространство многомерно, и поэтому статус этногрупп и дистанция между ними определяются по их позициям в доминирующих полях. В современном обществе статусные позиции формируются на пересечении ряда социальных подпространств (полей), каждое из которых, по мнению известного французского социолога П.Бурдье, образует разные измерения статуса, а само социальное пространство «может восприниматься в форме структуры распределения различных видов капитала, функционирующих одновременно как инструменты и цели борьбы в различных полях». В этой трактовке социальное пространство предстает как следствие властных отношений в обществе . В концепции П.Бурдье несущими конструкциями социального пространства, как и у П.Сорокина, являются власть, собственность, а также и культурный капитал, выраженный в обретении престижной профессии и должного уровня образованности.
Этот подход интересен для определения параметров формирования социальных статусов этносов в социально-политическом пространстве Северного Кавказа. Один из современных исследователей предлагает для определения позиций этноса целый веер характеристик, выделяя при этом экологический, социально-экономический, культурный, демографический, социально-политический, правовой статусы. Позицию этноса в каждой из перечисленных сфер жизни можно определить по особой метрической шкале.
Еще из работ немецкого ученого Ф.Тенниса известно, что в основе традиционных культур лежит аграрный способ производства, основанный на земле как главном источнике благосостояния. Поэтому и социальные позиции аграрно-традиционных культур в первую очередь определяются размером и качеством (с точки зрения сельскохозяйственной пригодности) занимаемой земли. Не менее значимым фактором, определяющим социальные позиции традиционного этноса, является совокупность его демографических характеристик (численность, уровень смертности и рождаемости, средней продолжительностью жизни). От численности и возрастного состава во многом зависит характер межэтнического взаимодействия (ассимиляция или сохранение своей культуры) этногруппы. От уровня рождаемости зависит сохранение физических условий сложившегося баланса этногрупп.
Социально-экономическая составляющая статуса этноса определяется несколькими позициями. Во-первых, такой обобщенный показатель, как размер валового национального дохода, приходящегося на одного представителя этноса, принято называть уровнем качества жизни. В расчетах экономистов в него входит средний уровень заработной платы, уровень занятости населения и безработица, первичная и вторичная занятость, профессионально — отраслевая структура и другие показатели. Во-вторых, важной характеристикой является полнота социально-профессиональной структуры этноса. Она определяется представительством данного этноса в социально-классовых группах и слоях общества (или локального полиэтничного социума) и может соответствовать или не соответствовать удельному весу этноса в населении страны. В-третьих, не менее важной чертой является место в профессионально-отраслевой структуре, иными словами, в этническом разделении труда (профессиональный статус может отличаться престижностью, т.е. занятостью достаточно большого числа представителей этногруппы в прибыльных отраслях деятельности или во властных структурах).
Позиции, занимаемые этносом в поле духовного производства и потребления (народное и профессиональное искусство, система образования и науки, музейное дело и др.), формируют социокультурный статус этноса. Пересечение позиций в полях воспроизводства социокультурных, экономических, демографических, экологических характеристик суммируются в политическом статусе этноса. Политический статус выступает в качестве интегрального индикатора, поскольку «социальная культура и организация российского общества много веков носит рецидивирующе–редистрибутивный характер, а управление, подчинение и контроль играют большую роль в подержании стабильности социальной системы». Политический статус этноса определяется наличием формы государственности: является ли этнос субъектообразующим и титульным. Эти позиции не тождественны, поскольку ряд народов в регионе (особенно в полиэтничных республиках Карачаево-Черкесии и Дагестане) являются субъектообразующими, но не титульными, такую позицию занимают и русские на Северном Кавказе. Политический статус проявляется в политическом представительстве в различных структурах власти: законодательных, исполнительных и пр., что существенно влияет на направление политики.
Рассмотренный конкретный материал позволяет сделать вывод о том, что в северокавказском регионе сохраняются объективные предпосылки для этносоциальной стратификации. Она коренится не столько в специфических характеристиках этнических общностях, сколько является следствием «социального времени», т.е. стадии развития этноса, которая и в настоящее время определяет сохраняющуюся значительную зависимость этносоциальных общностей от природной среды («вмещающего ландшафта»). Таким образом, иерархическое этносоциальное пространство образуется дистанцией между взаимодействующими этническими группами, имеющими объективные экономические, социальные и культурные различия. Данные различия между народами существовали и на протяжении предшествующих столетий, однако они не являлись предметом анализа с позиции социальной страведливости. Присоединение региона к России определило доминирующую позицию здесь русского населения, через производственную и управленческую деятельность которого российское государство стремилось интегрировать народы Северного Кавказа в общероссийское политическое и экономическое пространство. Эта политика проводилась как Российской империей, так и в несколько измененном виде — СССР.
Под воздействием системных реформ 90-х гг., проводимых федеральным центром, и поддержки им суверенизации республик Северного Кавказа, произошло переструктурирование сложившейся этносоциальной иерархии. Значительную роль в этом процессе сыграли этноэлиты, которые идеологически обосновали необходимость изменения статусных позиций этносов и предприняли конкретные шаги в этом направлении. Следует отметить общий вектор этого процесса: доминирующие позиции в этнической иерархии стали занимать численно доминирующие автохтонные титульные народы.
В полиэтничных обществах этничность, становясь основой социальной стратификации, воспроизводит ту систему социального неравенства, которая соответствует цивилизационному уровню развития политически доминирующего этноса. Этностратификационная система населения Северного Кавказа при доминирующем положении русского элемента воспроизводила систему неравенств, характерную индустриальным обществам (основанную на достигательных характеристиках), с вплетением этнического фактора в процесс формирования управленческого слоя.
Выход на доминирующие позиции этносов с аграрной социальной структурой вызвал и изменение принципов социального неравенства, которые в «новых одеждах» воспроизводят систему отношений традиционного общества, существенным компонентом которых являются аскриптивные характеристики. Эта тенденция приводит к архаизации социальной жизни.
Социальная стратификация в социологии понимается как сложившееся неравенство, иерархия социальных групп. Этнические группы выделяются в первую очередь как группы с самобытным культурным своеобразием. Культурные отличия теоретически не могут быть основанием для формирования иерархического социального пространства в силу изначального равенства культурных стилей. Культурное разнообразие формирует не иерархическую вертикаль, а горизонтальную однопорядковость различных общностей. Поэтому общество, сегментированное по этнокультурному основанию обычно называют мозаичным. Однако западная социальная наука уже в 60 — 70-х гг. ХХ в. обратила внимание на проблему существования неравенства и этнокультурных общностей .
Политический процесс в России в 90-х гг. ХХ в. поставил отечественных исследователей перед необходимостью признать этническую стратифицированность российского общества. Однако природа этого явления в каждом регионе России имеет специфические отличия. Присмотримся к причинам этнической стратификации на Северном Кавказе.
Предпосылки формирования этнической стратификации.
Одной из важнейших объективных предпосылок формирования этнической стратификации является территориальное размещение этносов в экономически различных районах — на равнинах и в горах. Территориальная локализация этносов на Северном Кавказе в значительной степени определяет различие экономических форм деятельности и возможностей жизнеобеспечения. С древности народы этого региона взаимодействовали по принципу экономико-хозяйственной дополнительности: различная природная среда поселения определяла развитие различных форм экономической деятельности. Развитие этой тенденции наблюдалось и при заселении региона новыми (пришлыми) этногруппами в XVII — XIX вв. Мигранты заполняли те производственные ниши, которые не были развиты у коренного населения и не грозили сужением для него сферы деятельности. Например, армяне и греки развивали культуру табака на землях, непригодных для выращивания зерновых культур, традиционных для ряда коренных народов региона.
Развитие современной экономики делает все менее выгодной производственную деятельность в горах, что приводит к неоднозначным социально-экономическим последствиям. Наиболее наглядной является тенденция снижения уровня материальной обеспеченности горского населения. Сравнение экономических показателей республик региона свидетельствует о том, что в более выгодном положении оказываются народы, проживающие в благоприятных природных и климатических условиях для аграрного сектора экономики, а именно — Адыгея, Карачаево-Черкесия, в меньшей мере — Кабардино-Балкария. По официальной экономической статистике Адыгея и Северная Осетия отнесены к малообеспеченным регионам, Дагестан, КБР, КЧР, Ингушетия — к разряду бедных, а Чечня — к депрессивным регионам. Корректность такой дифференциация основывается на сравнении показателей экономического развития республик (табл. 10).
Таблица 10
Динамика объемов промышленного производства в 1993-1998 гг.
(прирост + или спад –, % к предыдущему году)
Республики |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
Российская Федерация |
-16,2 |
-22,8 |
-15,0 |
-5,0 |
-2,0 |
-5,2 |
Адыгея |
-19,4 |
-42,6 |
+4,5 |
-25,9 |
-5,7 |
+0,5 |
Дагестан |
-28,0 |
-38,5 |
-28,0 |
-18,9 |
-1,2 |
-7,6 |
Ингушетия |
|
|
-21,0 |
-23,0 |
-25,6 |
+13,9 |
Кабардино-Балкария |
-9,7 |
-50,0 |
-3,0 |
-19,7 |
-4,7 |
+3,9 |
Карачаево-Черкесия |
-34,5 |
-28,0 |
-17,0 |
-15,4 |
+5,7 |
-13,0 |
Северная Осетия |
-29,6 |
-40,0 |
-13,0 |
-9,6 |
-16,8 |
-6,0 |
Чечня |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Краснодарский край |
-13,4 |
-21,0 |
-9,0 |
-15,4 |
-13,6 |
-5,2 |
Ставропольский край |
-15,7 |
-35,0 |
-0,3 |
-12,8 |
-15,9 |
+16,6 |
Ростовская область |
-19,0 |
-27,7 |
-11,0 |
-12,0 |
-8,8 |
-2,2 |
Внутри республик уровень экономического развития народов, составляющих их население, также различен. При этом различие идет именно по территориальной локализации этносов: горские этносы оказываются в более жестких экономических условиях, чем равнинные. Это наглядно проявляется в уровне занятости. Наиболее высокий уровень безработицы в горных районах Северного Кавказа, отличающихся высоким уровнем демографического прироста населения (на начало 90-х гг.) при низком уровне занятости. Так, например, демографическая статистика по районам Чечено–Ингушетии за 20 предкризисных лет показывает прирост населения именно в горных районах: Ножай-Юртовском, Урус-Мартановском, Шалинском, Шатойском (табл. 11). Удельный вес занятого населения среди чеченцев невелик, причем, по сравнению с 1979 г., наблюдалось его значительное уменьшение (с 40,9 до 37,4%).
Таблица 11.
Динамика численности населения ЧИАССР
Районы |
Численность населения, тыс.чел. |
Удельный вес трудоспособных, % |
Темпы прироста населения за год, % |
|||||
|
1970 |
1979 |
1989 |
1970 |
1979 |
1976/1980 |
1981/1985 |
1986/1989 |
ЧИР |
1064,5 |
1153,5 |
1277,0 |
46,1 |
51,2 |
0,7 |
0,9 |
1,4 |
Ачхой-Мартан |
46,4 |
50,8 |
60,0 |
37,0 |
47,8 |
0,6 |
1,8 |
3,3 |
Веденский |
27,8 |
29,3 |
33,3 |
36,8 |
45,7 |
0,4 |
0,9 |
3,4 |
Грозненский |
77,6 |
88,5 |
100,5 |
41,9 |
51,0 |
0,34 |
0,6 |
2,8 |
Гудермесский |
66,1 |
72,7 |
83,7 |
45,2 |
50,7 |
0,5 |
1,0 |
1,4 |
Малгобекский |
43,4 |
43,2 |
45,6 |
42,3 |
47,6 |
0,4 |
1,0 |
- 0,2 |
Надтеречный |
34,3 |
34,7 |
35,2 |
43,4 |
50,3 |
0,4 |
0,9 |
- 0,6 |
Назрановский |
60,5 |
66,2 |
79,0 |
39,0 |
46,5 |
0,59 |
1,7 |
3,7 |
Наурский |
47,9 |
47,1 |
46,6 |
47,7 |
51,7 |
0,4 |
0,2 |
- 0,7 |
Ножай-Юртовский |
37,4 |
41,4 |
49,0 |
36,2 |
44,8 |
0,6 |
1,1 |
2,6 |
Сунженский |
61,5 |
59,8 |
62,1 |
46,3 |
50,9 |
0,1 |
- 0,04 |
- |
Урус-Мартановский |
67,3 |
74,3 |
85,0 |
37,6 |
48,2 |
0,78 |
0,8 |
2,4 |
Шалинский |
96,9 |
114,9 |
136,8 |
49,5 |
49,3 |
2,0 |
1,2 |
2,4 |
Шатойский |
17,2 |
15,1 |
15,1 |
47,2 |
47,0 |
0,42 |
- 1,2 |
2,2 |
Шелковской |
38,9 |
40,2 |
44,8 |
45,3 |
51,0 |
0,4 |
1,3 |
0,66 |
г.Грозный |
341,3 |
375,3 |
400,5 |
55,9 |
58,4 |
0,1 |
0,8 |
0,01 |
Особого внимания заслуживает уровень безработицы: в 1979 г. на 303918 человек трудоспособного возраста приходилось 250326 занятых, а в 1989 — на 385420 трудоспособных — 274651 занятых. Таким образом, согласно переписи населения 1989 г. более 100 тыс. чеченцев являлись избыточным населением, что соответствует и оценкам других экспертов. Та же ситуация наблюдается и в горных районах Дагестана. По прогнозам Министерства труда РФ, на конец 2000 г. уровень регистрируемой безработицы достигнет в Ингушетии — 10,05, в Дагестане — 7,7, в КБР — 3,9% (при среднем показателе по России в 2,7%). Реальная безработица, рассчитанная по методике Международной организации труда (МОТ), значительно выше — 52%, а в горной местности, в частности, в балкарских селах КБР достигает 85-90% .
Вместе с тем экономическая статистика за последние годы фиксирует ряд показателей, противоречащих выводу о низком уровне материального обеспечения населения горских районов. Так, при общем снижении реальных доходов населения в 1998 г., вызванных финансовым кризисом августа 1998 г., в ряде республик региона (Дагестане, Ингушетии, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии) значительно вырос объем розничного товарооборота (см. табл. 12). С характеристикой этих республик как «бедных» и «депрессивных» плохо соотносится показатель уровня наличия автомобилей на численность населения (т.е. предмета, который традиционно считался в СССР и России «предметом роскоши») (табл. 12). В одном из своих аналитических докладов В.А.Тишков отмечает: «По официальной статистике ситуация, может быть, так и выглядит, и ей даже можно найти подтверждение, если сравнивать некоторые горные села Дагестана и Чечни с жизнью в других районах Северного Кавказа. Но в целом положение другое, если сравнивать размеры жилых домов и их обстановку, количество автомобилей и другие показатели качества жизни с другими районами страны. Достаточно посмотреть на современные балкарские, ингушские и чеченские поселки и сравнить их с рязанскими или якутскими селами, и станет ясно, что социальная реальность отличается от статистики и пропаганды».
Экономисты интерпретируют эти факты активным развитием в данных республиках теневого сектора экономики. Крайне редкие аналитические статьи, затрагивающие вопросы существования и развития теневой экономики в регионе, показывают, что она неравномерно локализована по различным республикам. Наибольшая активность «теневиков» до настоящего времени фиксировалась в Дагестане, Северной Осетии и Ингушетии. В Дагестане, по подсчетам экономистов, предельная доля теневого сектора экономической деятельности составляла в 1994 г. около 67%, в 1995 — 73%. Основными источниками теневого сектора экономики республики является нефтяной комплекс и продажа нефтепродуктов, газовый комплекс, производство и продажа винно-водочных изделий, рыбная и мукомольная отрасли промышленность. О широкой занятости населения в теневом секторе и его прибыльности свидетельствуют денежные траты населения.
Таблица 12
Покупательная способность средней зарплаты (ноябрь) и наличие дорогостоящего имущества в 1998 г.
|
Средняя зарплата, руб. |
Средняя зарплата, % к прожиточному минимуму |
Обеспеченность автомобилями, шт. на 1000 чел.1 |
Российская Федерация |
1182,4 |
169,9 |
114 |
Адыгея |
729 |
147,3 |
135 |
Дагестан |
404,3 |
84,2 |
46 |
Ингушетия |
674,7 |
120,9 |
39 |
Кабардино-Балкария |
615,2 |
108,5 |
95 |
Карачаево-Черкесия |
646,6 |
139,4 |
80 |
Северная Осетия |
604,1 |
101,5 |
100 |
Краснодарский край |
886,7 |
182,1 |
141 |
Ставропольский край |
738,4 |
140,9 |
122 |
Ростовская область |
709,5 |
148,1 |
127 |
По расчетам дагестанских экономистов, около 10% своих доходов население тратит на приобретение валюты. В 1998 г. номинальные доходы населения Дагестана выросли, по сравнению с 1997 г., на 5,3%, реально располагаемые доходы снизились на 5%, а расходы на покупку валюты за тот же период увеличились на 29,7%.
В Северной Осетии источником теневого бизнеса является производство спирто-водочной продукции на основе сырья, поступающего из-за пределов России. На начало 1998 г. эта отрасль промышленности республики выпускала, по данным МВД РФ, каждые 2 из 5 бутылок водки, производимых в Российской Федерации. При этом 2/3 от всего выпускаемого объема водки производилось «нелегально на легальных предприятиях». В Чеченской республике источником теневого бизнеса являются кустарные нефтепромыслы, наркотики и оружие.
Таким образом, можно сделать вывод, что теневой бизнес в большей степени концентрируется в горских республиках, население которых использует пограничное положение республик, труднодоступность горных районов как источник получения теневых доходов.
Активизация теневого сектора экономики в горных районах в качестве важной предпосылки имела сохранившуюся здесь традиционную структуру организации жизни населения. Характерными чертами этой организации является высокий уровень внутренней консолидированности, который объясняется суровыми условиями жизни в горах, природной изолированностью поселений и традиционно-общинным этапом развития общества. Эти позиции объясняют также и специфику этнокультурных черт. Поселенческая локализация определяла возможности межкультурного взаимодействия, способствуя формированию и воспроизводству открытости или замкнутости (закрытости) этнокультур.
Емкую характеристику отличительных черт традиционной культуры по сравнению с современной дал адыгейский ученый Р.А.Ханаху: «Основные отличия культуры традиционной от культуры современной состоят в низких темпах обновления стереотипов, их относительно малой вариативности, большей жесткости отбора инноваций, высокой степени автономности и обособленности, приоритета «подражания» привычным нормам поведения и мышления над рационально-волевым началом».
Сохранение элементов традиционно-общинного способа организации жизни и аграрный сектор занятости, доминирующий в настоящее время, предопределяют принцип группировки людей и формирования межгрупповых отношений на Северном Кавказе. В этом качестве выступают именно этнокультурные характеристики. Все остальные возможные группировки (клановые, субконфессиональные) выступают производными от этнических. Групповая идентичность по профессиональному, партийному, мировоззренческому признаку предполагает другой этап социально-экономического развития, задающий и другой тип развития личности, свободный от доминирования традиционалистских связей (земляческих, родственных). Доминирование группировки по этнокультурному основанию подчеркивают и кавказские исследователи. В частности, Р.Ханаху отмечает: «Приоритет интереса общины над интересами прочих субъектов социального действия, являясь фундаментальной характеристикой традиционного общества, делает культуру Северного Кавказа внутренне дифференцированной: общинам коренных этносов, культурно определенных на традиционной основе, «рядом положены» достаточно плюралистические этнические общины (в основном так называемые «русскоязычные») и примкнувшие к ним представители кавказских этносов, утратившие «чувство общинности». Другой исследователь высказывает схожую позицию: «Этногрупповое единство и межгрупповые различия выступают в качестве важнейшего элемента иерархической организации социального пространства, но также и как следствие его существования".
Таким образом, пространственная локализация, определяя во многом комплекс этнокультурных черт, а зачастую и культурную закрытость общности, выступает основанием для формирования системы дихотомических отношений "мы — они", которая конституируется через социальный контакт, социальное взаимодействие. Данное дихотомическое отношение (бинарная оппозиция), вызывая социальное сравнение, инициирует стратификацию этносоциального пространства. Поэтому, как замечают этносоциологи, «этнические группы точно так же, как и все прочие социальные группы, образуют определенную иерархию». Широко известно, что иерархичность социальных (в данном случае — этнических) групп проявляется как их неравенство, т.е. расслоение по какому-то критерию (богатство, власть, престиж и т.д.). В зависимости от степени обладания значимыми для стратификации качествами, определяется уровень социальной престижности той или иной этногруппы.
Индикаторы статусных позиций этносов в социальном пространстве Северного Кавказа.
Определяя объективные условия, воспроизводящие социальное пространство Северного Кавказа как этносоциальное и стратифицированное, мы обращаем внимание на территориальность и аграрно-традиционный тип хозяйствования. Эти характеристики в значительной степени определяют позиции (статус) этнической общности в социальном пространстве региона. Социальное пространство многомерно, и поэтому статус этногрупп и дистанция между ними определяются по их позициям в доминирующих полях. В современном обществе статусные позиции формируются на пересечении ряда социальных подпространств (полей), каждое из которых, по мнению известного французского социолога П.Бурдье, образует разные измерения статуса, а само социальное пространство «может восприниматься в форме структуры распределения различных видов капитала, функционирующих одновременно как инструменты и цели борьбы в различных полях». В этой трактовке социальное пространство предстает как следствие властных отношений в обществе . В концепции П.Бурдье несущими конструкциями социального пространства, как и у П.Сорокина, являются власть, собственность, а также и культурный капитал, выраженный в обретении престижной профессии и должного уровня образованности.
Этот подход интересен для определения параметров формирования социальных статусов этносов в социально-политическом пространстве Северного Кавказа. Один из современных исследователей предлагает для определения позиций этноса целый веер характеристик, выделяя при этом экологический, социально-экономический, культурный, демографический, социально-политический, правовой статусы. Позицию этноса в каждой из перечисленных сфер жизни можно определить по особой метрической шкале.
Еще из работ немецкого ученого Ф.Тенниса известно, что в основе традиционных культур лежит аграрный способ производства, основанный на земле как главном источнике благосостояния. Поэтому и социальные позиции аграрно-традиционных культур в первую очередь определяются размером и качеством (с точки зрения сельскохозяйственной пригодности) занимаемой земли. Не менее значимым фактором, определяющим социальные позиции традиционного этноса, является совокупность его демографических характеристик (численность, уровень смертности и рождаемости, средней продолжительностью жизни). От численности и возрастного состава во многом зависит характер межэтнического взаимодействия (ассимиляция или сохранение своей культуры) этногруппы. От уровня рождаемости зависит сохранение физических условий сложившегося баланса этногрупп.
Социально-экономическая составляющая статуса этноса определяется несколькими позициями. Во-первых, такой обобщенный показатель, как размер валового национального дохода, приходящегося на одного представителя этноса, принято называть уровнем качества жизни. В расчетах экономистов в него входит средний уровень заработной платы, уровень занятости населения и безработица, первичная и вторичная занятость, профессионально — отраслевая структура и другие показатели. Во-вторых, важной характеристикой является полнота социально-профессиональной структуры этноса. Она определяется представительством данного этноса в социально-классовых группах и слоях общества (или локального полиэтничного социума) и может соответствовать или не соответствовать удельному весу этноса в населении страны. В-третьих, не менее важной чертой является место в профессионально-отраслевой структуре, иными словами, в этническом разделении труда (профессиональный статус может отличаться престижностью, т.е. занятостью достаточно большого числа представителей этногруппы в прибыльных отраслях деятельности или во властных структурах).
Позиции, занимаемые этносом в поле духовного производства и потребления (народное и профессиональное искусство, система образования и науки, музейное дело и др.), формируют социокультурный статус этноса. Пересечение позиций в полях воспроизводства социокультурных, экономических, демографических, экологических характеристик суммируются в политическом статусе этноса. Политический статус выступает в качестве интегрального индикатора, поскольку «социальная культура и организация российского общества много веков носит рецидивирующе–редистрибутивный характер, а управление, подчинение и контроль играют большую роль в подержании стабильности социальной системы». Политический статус этноса определяется наличием формы государственности: является ли этнос субъектообразующим и титульным. Эти позиции не тождественны, поскольку ряд народов в регионе (особенно в полиэтничных республиках Карачаево-Черкесии и Дагестане) являются субъектообразующими, но не титульными, такую позицию занимают и русские на Северном Кавказе. Политический статус проявляется в политическом представительстве в различных структурах власти: законодательных, исполнительных и пр., что существенно влияет на направление политики.
Рассмотренный конкретный материал позволяет сделать вывод о том, что в северокавказском регионе сохраняются объективные предпосылки для этносоциальной стратификации. Она коренится не столько в специфических характеристиках этнических общностях, сколько является следствием «социального времени», т.е. стадии развития этноса, которая и в настоящее время определяет сохраняющуюся значительную зависимость этносоциальных общностей от природной среды («вмещающего ландшафта»). Таким образом, иерархическое этносоциальное пространство образуется дистанцией между взаимодействующими этническими группами, имеющими объективные экономические, социальные и культурные различия. Данные различия между народами существовали и на протяжении предшествующих столетий, однако они не являлись предметом анализа с позиции социальной страведливости. Присоединение региона к России определило доминирующую позицию здесь русского населения, через производственную и управленческую деятельность которого российское государство стремилось интегрировать народы Северного Кавказа в общероссийское политическое и экономическое пространство. Эта политика проводилась как Российской империей, так и в несколько измененном виде — СССР.
Под воздействием системных реформ 90-х гг., проводимых федеральным центром, и поддержки им суверенизации республик Северного Кавказа, произошло переструктурирование сложившейся этносоциальной иерархии. Значительную роль в этом процессе сыграли этноэлиты, которые идеологически обосновали необходимость изменения статусных позиций этносов и предприняли конкретные шаги в этом направлении. Следует отметить общий вектор этого процесса: доминирующие позиции в этнической иерархии стали занимать численно доминирующие автохтонные титульные народы.
В полиэтничных обществах этничность, становясь основой социальной стратификации, воспроизводит ту систему социального неравенства, которая соответствует цивилизационному уровню развития политически доминирующего этноса. Этностратификационная система населения Северного Кавказа при доминирующем положении русского элемента воспроизводила систему неравенств, характерную индустриальным обществам (основанную на достигательных характеристиках), с вплетением этнического фактора в процесс формирования управленческого слоя.
Выход на доминирующие позиции этносов с аграрной социальной структурой вызвал и изменение принципов социального неравенства, которые в «новых одеждах» воспроизводят систему отношений традиционного общества, существенным компонентом которых являются аскриптивные характеристики. Эта тенденция приводит к архаизации социальной жизни.