§3. Этнические конфликты на Северном Кавказе

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 

Специфической особенностью данного региона является наличие всех типов конфликтов одновременно почти в каждом из субъектов федерации, здесь расположенных.

Специалист в области конфликтологии, ростовский ученый В.Н.Рябцев выделяет на Северном Кавказе два типа конфликтов — межнациональные и межэтнические. В основании этой группировки — соединение двух факторов: субъектов и предмета конфликта. Межнациональные конфликты выстраиваются по двум осям:

- «общегосударственный центр — имеющая свою государственность и входящая в состав «большого Государства» малая нация или обладающая политической (административной) автономией этническая группа;

одно государства или политический (административный) регион — другое государство или политический (административный) регион, входящие в состав «большого государства».

Содержание межнациональных конфликтов — борьба за реализацию базовых потребностей групп населения — территорию, ресурсы, дотации из центра, статус и пр.

Межэтнические конфликты выстраиваются В.Н.Рябцевым по двум другим осям:

«численно доминирующий титульный этнос, опирающийся на структуры государственной власти — этническое меньшинство, организованное в движение, которое ставит своей целью защитить свои интересы…

одна этническая (субэтническая) группа — другая этническая (субэтническая) группа, не занимающия доминирующего положения в государстве и организованные в политические или общественные движения».

Такое деление может иметь принципиальное значение, поскольку в межнациональных конфликтах участвует население территорий, которое может иметь полиэтничный состав, а в межэтнических конфликтах участники четко разделяются по этническому признаку. Предмет же конфликтов — один и тот же: статусы, ресурсы (природные, финансовые, производственные), территория. По мнению В.Н.Рябцева, на Кавказе эти два типа конфликтов взаимообусловлены, при этом межэтнический конфликт, как правило, встроен в межнациональный.

Этнические конфликты любого типа проходят несколько основных этапов своего развития: 1)формирование политических этнических элит; 2) мобилизацию населения этноэлитой на основе общих идеалов и ценностей, прояснение массам социального статуса их этнической группы; 3) институционализация сторон этнического конфликта (формирование партий, движений);

4) декларация интересов, целей и задач этнических партий и движений. При этом первые два этапа протекают в латентной форме и могут выступать как культурная деятельность (углубление исторического самосознания, развитие народных промыслов и народных форм искусства), тем не менее направленая на осознание и активизацию этнической идентичности. Третий и четвертый этапы представляют собой открытые формы протекания этнического конфликта.

Многие исследователи, анализирующие этнические конфликты, выделяют, как правило, общий набор причин, их порождающих, и вызывающих эффект мобилизованной этничности. Назовем наиболее значимые из них для Северного Кавказа:

геополитический фактор, включающий географическое положение региона на стыке цивилизаций и сосредоточение здесь значительных природных ресурсов, что обусловливает недостаточно полную социокультурную интеграцию региона в состав российского политического пространства и сохранение потенциальной возможности его оспаривания со стороны стран исламского мира;

исторический фактор, сопряженный с недавней историей силовых методов включения многих народов в состав России, а также историей сталинской депортации ряда народов региона, нанесших глубокую психологическую травму этническому сознанию;

дефицит территории при сохраняющейся тенденции высокого прироста населения автохтонных народов и отсталых форм организации труда;

несовпадение административных и этнических границ, порождающих ситуацию административно-территориальной разделенности ряда народов;

совмещение в одном политическом пространстве народов отличающихся культур, разных по численности и политическому статусу, что влечет за собой возможность развития деструктивных конкурентных отношений.

Ведущим конфликтогенным фактором в регионе является дефицит пригодных для сельскохозяйственных работ территорий. Этнотерриториальные конфликты есть в каждой из республик Северного Кавказа и в Ставропольском крае. Только в Дагестане территориальная конфликтность лежит в основе казачьей, кумыкской, лакской, лезгинской, ногайской проблем. В тлеющей форме территориальный конфликт протекает в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. В классической и острой форме он развивался в Пригородном районе Северной Осетии между ингушами и осетинами.

Не менее распространенным является и статусный конфликт, предполагающий как социально-экономическую составляющую (борьбу за изменение экономического положения этнических групп), так и политическую — борьбу за изменение политического статуса. По логике этого конфликта развивался политический процесс в Адыгее, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Дагестане, Ингушетии. Составным компонентом этого конфликта являлась языковая проблема, которая наиболее остро была выражена в Северной Осетии (на внутриэтническом уровне).

В яркой форме сецессионный тип конфликта проявился в Чечне, хотя в латентной форме подобные настроения присущи многим национальным движениям на Северном Кавказе.

Если попытаться выстроить иерархию существующих этнических конфликтов на Северном Кавказе в зависимости от степени их влияния на динамику общей политической ситуации в регионе, то первое место займет чеченский конфликт, второе — осетино-ингушский, на третьем месте окажутся этностатусные конфликты в многосоставных республиках — Карачаево-Черкесии и Дагестане. Такая иерархия определяется и формой протекания конфликтов — открытой, вооруженной, трудно управляемой или регулируемой политическими методами.

Представленные в отечественной литературе описания и анализ этапов развития всех этих конфликтов, позволяет оставить «за кадром» рассмотрение их с точки зрения целей конфликтующих групп, и сосредоточиться на анализе их глубинного социального смысла, того социального подтекста, который проявляется через деятельность конфликтующих групп и в значительной степени определяет ее. Нам представляется, что в этом качестве выступает поиск оптимального содержания и укрепление властных институций, созданных в республиках Северного Кавказа большей частью «сверху», в процессе государственного строительства советского периода, и придания им смысла, адекватного уровню социокультурного развития титульного этноса. Поэтому протекание межэтнических конфликтов обретает специфическое очертание в каждой из республик и результируется в различных формах государственного строительства. Четко проявившиеся конфликты показывают и две четкие тенденции в государственном строительстве — создание моноэтничной государственности и поиск оптимальной компромиссной модели многосоставной государственности.

ВЫВОДЫ

1. Анализ динамики политического процесса на Северном Кавказе позволяет выделить не только его этапы и главные тенденции, но и зафиксировать также неравномерный потенциал государственной власти в политическом пространстве региона. Официальные лидеры регионального уровня (президенты, главы правительств и парламентов) нацелены большей частью на деятельность преимущественно внутри собственных республик, оппозиционеры — на развитие политических связей на межреспубликанском уровне. Именно эта тенденция потребовала активного вмешательства федерального центра.

2. Содержание этнополитического процесса в регионе различается по группам республик в зависимости от этнического состава их населения. Большая внутренняя стабильность при доминировании республиканской власти фиксируется в республиках с ярко выраженным этническим большинством титульного этноса (исключая Чечню), меньшая политическая стабильность — в полиэтничных республиках, с характерной ориентацией на федеральную власть (Карачаево-Черкесия, Дагестан). Особенностью политической ситуации в этих республиках является ее трудная прогнозируемость, объясняющаяся неравновесностью действующих здесь политических сил.

3. Регионально-интеграционную тенденцию на протяжении 90-х гг. более выражено развивали преимущественно оппозиционные силы, опиравшиеся на зарубежное финансирование. Ее можно фиксировать большей частью как негативную, направленную на сепаратизм. Активизация интеграционной политики как позитивной, ориентированной на укрепление единства Северного Кавказа на пророссийской почве, наблюдается с середины 1999 г., с начала подготовки и создания Южного административного округа, учреждения региональных административно-информационных структур, направленных на создание достаточно плотной системы связей в коммуникационном пространстве региона.

4. Интересы политических субъектов не совпадают: центральная власть стремится формировать Северный Кавказ как единый политический регион страны, местные политико-управленческие элиты проводят политику, направленную на республиканскую обособленность и выстраивание вертикального взаимодействия с центром. В этих условиях декларирование идеи кавказской интеграции со стороны радикально настроенных оппозиционных политических организаций подрывает ее позитивный потенциал.

5. Наиболее ярко межэтнические отношения в качестве межгрупповых проявляются в конфликтных ситуациях. Межэтнические конфликты можно типологизировать по различным основаниям: 1) по субъектам (этнические группы в рамках республики, этническая группа — республиканская власть, этническая группа и федеральный центр, республиканская власть и федеральный центр); 2) по содержательным целям (культурно-языковой, социально-экономический, статусный, территориальный и сецессионный); 3)по фазам развития. На территории Северного Кавказа представлены все типы межэтнических конфликтов, что выступает особенностью политического пространства региона.

В качестве главного противоречия политического процесса на региональном уровне можно выделить борьбу сил, утверждающих современный тип государственности, который во всем мире характеризуется полиэтничностью населения, защитой прав личности, а не социальных групп, и сил, отстаивающих ценности локального общества, защитить которое призвано этнократическое государство. Однако для северокавказских республик развитие данного противоречия имеет драматический характер, связанный с полиэтничностью, достаточно высоким уровнем этнической обособленности и стремлением каждой из этногрупп к повышению своих политических позиций. Неразрешенность межэтнических противоречий и сохраняющаяся нестабильность в республиках Северного Кавказа требуют более детального анализа специфики межэтнического взаимодействия как конфликтогенного источника в регионе.

 

Вопросы для самоконтроля:

По каким критериям можно выделить этапы развития этнополитического процесса на Северном Кавказе? Каковы его важнейшие вехи?

Как повлиял характер (уровень) полиэтничности республик Северного Кавказа на динамику политических процессов в них?

Какие факторы обусловили относительную стабилизацию политического положения в республиках региона?

Какие подходы к оценке социальной роли конфликтов существуют в современной социологии?

Как определяют этнический конфликт различные отечественные этносоциологи?

Определите типы конфликтов в северокавказском регионе?

 

Специфической особенностью данного региона является наличие всех типов конфликтов одновременно почти в каждом из субъектов федерации, здесь расположенных.

Специалист в области конфликтологии, ростовский ученый В.Н.Рябцев выделяет на Северном Кавказе два типа конфликтов — межнациональные и межэтнические. В основании этой группировки — соединение двух факторов: субъектов и предмета конфликта. Межнациональные конфликты выстраиваются по двум осям:

- «общегосударственный центр — имеющая свою государственность и входящая в состав «большого Государства» малая нация или обладающая политической (административной) автономией этническая группа;

одно государства или политический (административный) регион — другое государство или политический (административный) регион, входящие в состав «большого государства».

Содержание межнациональных конфликтов — борьба за реализацию базовых потребностей групп населения — территорию, ресурсы, дотации из центра, статус и пр.

Межэтнические конфликты выстраиваются В.Н.Рябцевым по двум другим осям:

«численно доминирующий титульный этнос, опирающийся на структуры государственной власти — этническое меньшинство, организованное в движение, которое ставит своей целью защитить свои интересы…

одна этническая (субэтническая) группа — другая этническая (субэтническая) группа, не занимающия доминирующего положения в государстве и организованные в политические или общественные движения».

Такое деление может иметь принципиальное значение, поскольку в межнациональных конфликтах участвует население территорий, которое может иметь полиэтничный состав, а в межэтнических конфликтах участники четко разделяются по этническому признаку. Предмет же конфликтов — один и тот же: статусы, ресурсы (природные, финансовые, производственные), территория. По мнению В.Н.Рябцева, на Кавказе эти два типа конфликтов взаимообусловлены, при этом межэтнический конфликт, как правило, встроен в межнациональный.

Этнические конфликты любого типа проходят несколько основных этапов своего развития: 1)формирование политических этнических элит; 2) мобилизацию населения этноэлитой на основе общих идеалов и ценностей, прояснение массам социального статуса их этнической группы; 3) институционализация сторон этнического конфликта (формирование партий, движений);

4) декларация интересов, целей и задач этнических партий и движений. При этом первые два этапа протекают в латентной форме и могут выступать как культурная деятельность (углубление исторического самосознания, развитие народных промыслов и народных форм искусства), тем не менее направленая на осознание и активизацию этнической идентичности. Третий и четвертый этапы представляют собой открытые формы протекания этнического конфликта.

Многие исследователи, анализирующие этнические конфликты, выделяют, как правило, общий набор причин, их порождающих, и вызывающих эффект мобилизованной этничности. Назовем наиболее значимые из них для Северного Кавказа:

геополитический фактор, включающий географическое положение региона на стыке цивилизаций и сосредоточение здесь значительных природных ресурсов, что обусловливает недостаточно полную социокультурную интеграцию региона в состав российского политического пространства и сохранение потенциальной возможности его оспаривания со стороны стран исламского мира;

исторический фактор, сопряженный с недавней историей силовых методов включения многих народов в состав России, а также историей сталинской депортации ряда народов региона, нанесших глубокую психологическую травму этническому сознанию;

дефицит территории при сохраняющейся тенденции высокого прироста населения автохтонных народов и отсталых форм организации труда;

несовпадение административных и этнических границ, порождающих ситуацию административно-территориальной разделенности ряда народов;

совмещение в одном политическом пространстве народов отличающихся культур, разных по численности и политическому статусу, что влечет за собой возможность развития деструктивных конкурентных отношений.

Ведущим конфликтогенным фактором в регионе является дефицит пригодных для сельскохозяйственных работ территорий. Этнотерриториальные конфликты есть в каждой из республик Северного Кавказа и в Ставропольском крае. Только в Дагестане территориальная конфликтность лежит в основе казачьей, кумыкской, лакской, лезгинской, ногайской проблем. В тлеющей форме территориальный конфликт протекает в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. В классической и острой форме он развивался в Пригородном районе Северной Осетии между ингушами и осетинами.

Не менее распространенным является и статусный конфликт, предполагающий как социально-экономическую составляющую (борьбу за изменение экономического положения этнических групп), так и политическую — борьбу за изменение политического статуса. По логике этого конфликта развивался политический процесс в Адыгее, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Дагестане, Ингушетии. Составным компонентом этого конфликта являлась языковая проблема, которая наиболее остро была выражена в Северной Осетии (на внутриэтническом уровне).

В яркой форме сецессионный тип конфликта проявился в Чечне, хотя в латентной форме подобные настроения присущи многим национальным движениям на Северном Кавказе.

Если попытаться выстроить иерархию существующих этнических конфликтов на Северном Кавказе в зависимости от степени их влияния на динамику общей политической ситуации в регионе, то первое место займет чеченский конфликт, второе — осетино-ингушский, на третьем месте окажутся этностатусные конфликты в многосоставных республиках — Карачаево-Черкесии и Дагестане. Такая иерархия определяется и формой протекания конфликтов — открытой, вооруженной, трудно управляемой или регулируемой политическими методами.

Представленные в отечественной литературе описания и анализ этапов развития всех этих конфликтов, позволяет оставить «за кадром» рассмотрение их с точки зрения целей конфликтующих групп, и сосредоточиться на анализе их глубинного социального смысла, того социального подтекста, который проявляется через деятельность конфликтующих групп и в значительной степени определяет ее. Нам представляется, что в этом качестве выступает поиск оптимального содержания и укрепление властных институций, созданных в республиках Северного Кавказа большей частью «сверху», в процессе государственного строительства советского периода, и придания им смысла, адекватного уровню социокультурного развития титульного этноса. Поэтому протекание межэтнических конфликтов обретает специфическое очертание в каждой из республик и результируется в различных формах государственного строительства. Четко проявившиеся конфликты показывают и две четкие тенденции в государственном строительстве — создание моноэтничной государственности и поиск оптимальной компромиссной модели многосоставной государственности.

ВЫВОДЫ

1. Анализ динамики политического процесса на Северном Кавказе позволяет выделить не только его этапы и главные тенденции, но и зафиксировать также неравномерный потенциал государственной власти в политическом пространстве региона. Официальные лидеры регионального уровня (президенты, главы правительств и парламентов) нацелены большей частью на деятельность преимущественно внутри собственных республик, оппозиционеры — на развитие политических связей на межреспубликанском уровне. Именно эта тенденция потребовала активного вмешательства федерального центра.

2. Содержание этнополитического процесса в регионе различается по группам республик в зависимости от этнического состава их населения. Большая внутренняя стабильность при доминировании республиканской власти фиксируется в республиках с ярко выраженным этническим большинством титульного этноса (исключая Чечню), меньшая политическая стабильность — в полиэтничных республиках, с характерной ориентацией на федеральную власть (Карачаево-Черкесия, Дагестан). Особенностью политической ситуации в этих республиках является ее трудная прогнозируемость, объясняющаяся неравновесностью действующих здесь политических сил.

3. Регионально-интеграционную тенденцию на протяжении 90-х гг. более выражено развивали преимущественно оппозиционные силы, опиравшиеся на зарубежное финансирование. Ее можно фиксировать большей частью как негативную, направленную на сепаратизм. Активизация интеграционной политики как позитивной, ориентированной на укрепление единства Северного Кавказа на пророссийской почве, наблюдается с середины 1999 г., с начала подготовки и создания Южного административного округа, учреждения региональных административно-информационных структур, направленных на создание достаточно плотной системы связей в коммуникационном пространстве региона.

4. Интересы политических субъектов не совпадают: центральная власть стремится формировать Северный Кавказ как единый политический регион страны, местные политико-управленческие элиты проводят политику, направленную на республиканскую обособленность и выстраивание вертикального взаимодействия с центром. В этих условиях декларирование идеи кавказской интеграции со стороны радикально настроенных оппозиционных политических организаций подрывает ее позитивный потенциал.

5. Наиболее ярко межэтнические отношения в качестве межгрупповых проявляются в конфликтных ситуациях. Межэтнические конфликты можно типологизировать по различным основаниям: 1) по субъектам (этнические группы в рамках республики, этническая группа — республиканская власть, этническая группа и федеральный центр, республиканская власть и федеральный центр); 2) по содержательным целям (культурно-языковой, социально-экономический, статусный, территориальный и сецессионный); 3)по фазам развития. На территории Северного Кавказа представлены все типы межэтнических конфликтов, что выступает особенностью политического пространства региона.

В качестве главного противоречия политического процесса на региональном уровне можно выделить борьбу сил, утверждающих современный тип государственности, который во всем мире характеризуется полиэтничностью населения, защитой прав личности, а не социальных групп, и сил, отстаивающих ценности локального общества, защитить которое призвано этнократическое государство. Однако для северокавказских республик развитие данного противоречия имеет драматический характер, связанный с полиэтничностью, достаточно высоким уровнем этнической обособленности и стремлением каждой из этногрупп к повышению своих политических позиций. Неразрешенность межэтнических противоречий и сохраняющаяся нестабильность в республиках Северного Кавказа требуют более детального анализа специфики межэтнического взаимодействия как конфликтогенного источника в регионе.

 

Вопросы для самоконтроля:

По каким критериям можно выделить этапы развития этнополитического процесса на Северном Кавказе? Каковы его важнейшие вехи?

Как повлиял характер (уровень) полиэтничности республик Северного Кавказа на динамику политических процессов в них?

Какие факторы обусловили относительную стабилизацию политического положения в республиках региона?

Какие подходы к оценке социальной роли конфликтов существуют в современной социологии?

Как определяют этнический конфликт различные отечественные этносоциологи?

Определите типы конфликтов в северокавказском регионе?