§2. Социальная обусловленность

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 

возникновения нового научного направления

Выделение предметного поля науки непосредственно связано с моментом и причинами ее возникновения. В зарубежной науке ее возникновение приурочено к выходу в свет работы У.Томаса и Ф.Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке». В 20–30-х гг. ХХ в. известный американский ученый Р.Парк совместно с коллегами (впоследствии ставшие известными как основатели Чикагской школы социологии) предпринял одно из первых исследований сложного полиэтничного локального сообщества, каким являлся в то время Чикаго, население которого почти на 80% составляли иммигранты. Предметом исследования ученых стали анализ характера межэтнических отношений и социальная мобильность мигрантов в обществе на основе экономических и политических резервов этнической группы.

Очередной всплеск интереса к социологическим методам изучения этнических процессов возникает после второй мировой войны. В 50-е гг., время крушения мировой колониальной системы, обнаружилось, что многие примитивные народы, по определению антропологов («племена» или «аборигены»), оказались вовлечены в национально-осво­бодительное движение и этнические конфликты. Немало людей из таких племенных «трайбовых» (от англ. «triba — племенной») групп мигрировали в Европу или Северную Америку, создавая, тем самым, там проблему взаимоотношений и контактов народов Европы и представителей Африки, Азии.

В отечественной науке этносоциология стала развиваться в 60-70-е гг., когда в политических условиях сближения различных народов, потребовавших исследования оптимальных условий его развития. Этносоциологические исследования в России особенно активизировались в 90-е гг., вследствие политической нестабильности на почве разрушенных межэтнических отношений, зафиксированной почти во всех бывших республиках СССР.

Из всего сказанного следует, что этносоциология как особое направление научных исследований развивается в условиях, когда этнокультурные группы проявляются как субъекты активной социальной деятельности в современном обществе. Это явление наблюдается при непосредственном контакте организованных на основе внутриэтнических принципов трайбовых групп с большинством населения полиэтничного общества, утративших эти принципы. Постепенная утрата обществом традиционных норм регуляции жизнедеятельности была вызвана технологическими и политическими революциями XVII — XX вв., обусловивиших становление принципиально новых форм социальной организации и новых общественных связей (рынок, политическая демократия, социальная мобильность и пр.).

Иными словами, проявление этносов как субъектов социальной деятельности требует от социологии, анализирующей социальные процессы и деятельность социальных субъектов, обращения к этнографическим, этнологическим и антропологическим знаниям, в результате чего и конституируется новая специальная область теоретических и эмпирических исследований. Однако этносы в качестве таких субъектов проявляются только в ХХ в. Почему?

Социологи предлагают ряд гипотез, объясняющих это явление. Одна из них связана с акцентом на процессе глобализации мира, ставшей возможной благодаря резким темпам развития промышленности, транспорта и коммуникаций (концепции З.Бжезинского, И.Валлерштайна, Э.Гидденса и др.). В этих условиях формируются мировые рынки, транснациональные производства, требующие перемещения больших потоков людей. Адаптация мигрантов к новой социокультурной среде эффективнее протекает на групповом уровне, особенно для представителей традиционных культур. Групповая этническая солидарность выступает механизмом социальной защиты. Поэтому этническая группа становится субъектом социальной активности.

Другая гипотеза акцентирует внимание на том, что в условиях унификации и стандартизации культур, вызванных общемировыми социальными процессами, у ряда этнических групп возникает потребность к сохранению собственной специфики и уникальности. Одним из способов реализации этой потребности является обращение к истокам — этнокультурной традиции. Поэтому возрождение и усиление влияния первичных (примордиальных) структур (этнической общности, семьи) — явление повсеместное, свидетельствующее о возникновении новых закономерностей социального развития.

В отечественной науке этносоциология появляется сравнительно поздно, что объясняется скорее политическими, чем гносеологическими причинами. Долгое время в нашей стране господствовала концепция, объясняющая организованность ассоциаций по этнокультурным признакам своеобразным атавизмом исторического развития, архаизмом, который активно вытесняется другими объединениями, прежде всего классовой солидарностью трудящихся. С 1917 г. начался период государственного строительства в России, в течение которого новые политические силы столкнулись с проблемой активного влияния этнического фактора на политическую жизнь страны. Ответной реакцией представителей государственной власти стали эксперименты в области нивелировки этнокультурной специфики различных социальных групп: от формирования специальных этнотерриториальных административных единиц, наделенных специальными управленческими полномочиями, до жестких репрессивных мер, направленных на разрушение этнокультурной солидарности людей.

Какие бы политические меры не предпринимались, они были направлены на «подгонку» реальной действительности под постулаты теоретической конструкции, отводившей этничности третьестепенную и уходящую роль в социальной практике. Итоговый результат такого управления был известен изначально: достижение социально однородного общества с минимальным количеством социальных различий. Такая управленческая деятельность не нуждалась в исследовании реально происходящих этнических процессов и их влияния на социальную и политическую жизнь общества. Поэтому изучение этнических проблем разворачивалось в двух слабо связанных между собой направлениях: историко-этнографическом, с изучением подробностей специфики традиционной культуры тех или иных народов и абстрактно–теоретическом, нацеленном на изучение категориального аппарата («соотношение национального и классового», «национальный интерес», «национальное сознание», «диалектика национального и интернационального» и пр.) и аргументированным подтверждением идеологических постулатов о сближении культурных различий и становлении новой исторической общности («советского народа»).

Резкая активизация этносоциальных процессов, которая произошла в России  в 90-е гг., потребовала перейти от теоретико-идеологических конструкций и описания культурных особенностей различных народов к изучению принципов социальной организации этнических общностей, их исторической динамики и межэтнического взаимодействия, т.е. перейти к социологическому анализу.

Функции этносоциологии. Задача создания социологии как позитивной науки, выдвинутая О.Контом, ориентировала социологические исследования на практическую значимость и востребованность получаемых знаний. Поэтому неудивительно, что любая социологическая теория чаще всего имеет адресную направленность. Этносоциология в этом отношении не исключение, как научному направлению ей свойственны все функции, присущие социологии в целом, а именно теоретико–познавательная, практическая, прогностическая и просветительская. Эти функции тесно связаны между собой. О теоретико–познавательной функции этносоциологии речь шла выше, когда рассматривался вопрос о социальной обусловленности возникновения этого направления научного поиска. Потребность теоретически объяснить феномен социальной активности культурной группы, влияние этничности на социальное развитие общества в целом порождает данную функцию. Реализация данной функции предполагает выявление детерминистских связей и закономерностей этнического развития.

В современных российских условиях становятся остро актуальными другие функции этносоциологии — просветительская и практическая. Первая позволяет не только донести знания о состоянии культуры различных народов нашей страны, исторических традициях их взаимодействия, но и показать особенности их современного социального состояния — уровень развития и трансляции культуры (дописьменный– письменный–постписьменных, информационный), социально–профессиональной структуры, традиционных ценностей, стереотипов восприятия друг друга и пр. Практическая функция нацелена на получение таких знаний, которые бы позволяли корректировать управленческую деятельность политических элит. Интерпретация полученных в ходе исследований результатов должна венчаться практическими рекомендациями. Этносоциология в этом отношении берет на вооружение императив всего комплекса наук об этносе: социальная деятельность управленцев должна руководствоваться задачей сохранения и воспроизводства этнической культуры любого, даже самого малочисленного, народа. Поэтому рекомендации, нацеленные на оптимизацию межэтнических отношений, разрабатываются исходя из данной цели.

ВЫВОДЫ

Этническая социология сравнительно молодая отрасль научного знания, формирование которой происходит на протяжении ХХ столетия, часть фундаментальной науки социологии. Как область позитивной науки, связанной с разработкой инструментария, экспериментальных исследований, системы верификации, практического использования полученных результатов, она ведет свое начало с 30-х гг. XIX в.

Исследование локальных сообществ (одним из которых является этнос) потребовало использования как методов теоретической социологии, так и эмпирических методик. Такой сплав позволял с одной стороны, выйти на уровень теоретических обобщений накопленных фактов, а с другой — вносить коррективы в теоретические построения, описывающие макросоциологические процессы. Так в социологии возникли теории среднего уровня, одной из которых является этносоциология. Объектом этносоциологии, как и смежных научных дисциплин (этнографии, этнологии, культурной антропологии) является этнос — большая социальная группа, возникшая и развивающаяся на основе общности языка, моделей поведения и групповой идентичности, которые транслируются через поколения. Однако предметные области исследования у всех этих наук различны.

Этнография описывает географическое расселение народов, изучает содержание их культурных и лингвистических отличий. Культурная антропология делает акцент на описании культурной самобытности народов, специфики культурной социализации, символике, межкультурном взаимодействии. В поле зрения этнологии находятся проблемы этногенеза, этничности, расселения народов, демографические процессы, а также специфические этнические процессы, изменение этнической принадлежности, возникновение, слияние и разделение этносов и т.п.

Этносоциология отличается от этих научных дисциплин тем, что предмет ее интереса — этнические общности как часть общества в целом. Выделенные по критерию специфических культурных отличий, этносы являются устойчивыми во времени социальными ассоциациями. Культурное своеобразие не только выступает маркером для таких общностей, но и во многом определяет протекание в них общесоциальных процессов. Предметом этносоциологии является преломление социальных процессов в разной культурной среде, влияние этнического фактора на общесоциальные процессы и функционирование социальных институтов.

Область этносоциологических исследований производна от фундаментальной социологии, что проявляется в использовании этносоциологами общетеоретических социологических концепций, понятийного аппарата, методического инструментария для полевых исследований.

Этносоциологии свойственны все те функции, которые присущи социологии в целом, а именно теоретико-познавательная, практическая, прогностическая и просветительская. Эти функции тесно связаны между собой.

В отечественной науке этносоциология стала развиваться в 60–70-е гг., когда в политических целях потребовалось исследовать процесс сближения различных народов и оптимальные условия его развития. Но особенно активизировались этносоциологические исследования в 90-е гг., связанные с политической нестабильностью на почве новых межэтнических отношений, которые фиксируются почти во всех бывших республиках СССР. Этносоциология как особое направление научных исследований развивается в условиях, когда этнокультурные группы начинают весьма активно проявлять себя как субъекты социальной деятельности.

 

Вопросы для самоконтроля:

Каковы были научные и социальные причины возникновения этносоциологии?

Почему этносоциология возникает только в ХХ в.?

Каковы принципиальные различия в научных подходах этнографов и этнологов?

Чем отличается этносоциология от этнологии?

Почему этносоциологию можно отнести к социологическим теориям среднего уровня?

Почему этносоциология в России стала формироваться только в 60–70-х гг. ХХ в.?

 

возникновения нового научного направления

Выделение предметного поля науки непосредственно связано с моментом и причинами ее возникновения. В зарубежной науке ее возникновение приурочено к выходу в свет работы У.Томаса и Ф.Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке». В 20–30-х гг. ХХ в. известный американский ученый Р.Парк совместно с коллегами (впоследствии ставшие известными как основатели Чикагской школы социологии) предпринял одно из первых исследований сложного полиэтничного локального сообщества, каким являлся в то время Чикаго, население которого почти на 80% составляли иммигранты. Предметом исследования ученых стали анализ характера межэтнических отношений и социальная мобильность мигрантов в обществе на основе экономических и политических резервов этнической группы.

Очередной всплеск интереса к социологическим методам изучения этнических процессов возникает после второй мировой войны. В 50-е гг., время крушения мировой колониальной системы, обнаружилось, что многие примитивные народы, по определению антропологов («племена» или «аборигены»), оказались вовлечены в национально-осво­бодительное движение и этнические конфликты. Немало людей из таких племенных «трайбовых» (от англ. «triba — племенной») групп мигрировали в Европу или Северную Америку, создавая, тем самым, там проблему взаимоотношений и контактов народов Европы и представителей Африки, Азии.

В отечественной науке этносоциология стала развиваться в 60-70-е гг., когда в политических условиях сближения различных народов, потребовавших исследования оптимальных условий его развития. Этносоциологические исследования в России особенно активизировались в 90-е гг., вследствие политической нестабильности на почве разрушенных межэтнических отношений, зафиксированной почти во всех бывших республиках СССР.

Из всего сказанного следует, что этносоциология как особое направление научных исследований развивается в условиях, когда этнокультурные группы проявляются как субъекты активной социальной деятельности в современном обществе. Это явление наблюдается при непосредственном контакте организованных на основе внутриэтнических принципов трайбовых групп с большинством населения полиэтничного общества, утративших эти принципы. Постепенная утрата обществом традиционных норм регуляции жизнедеятельности была вызвана технологическими и политическими революциями XVII — XX вв., обусловивиших становление принципиально новых форм социальной организации и новых общественных связей (рынок, политическая демократия, социальная мобильность и пр.).

Иными словами, проявление этносов как субъектов социальной деятельности требует от социологии, анализирующей социальные процессы и деятельность социальных субъектов, обращения к этнографическим, этнологическим и антропологическим знаниям, в результате чего и конституируется новая специальная область теоретических и эмпирических исследований. Однако этносы в качестве таких субъектов проявляются только в ХХ в. Почему?

Социологи предлагают ряд гипотез, объясняющих это явление. Одна из них связана с акцентом на процессе глобализации мира, ставшей возможной благодаря резким темпам развития промышленности, транспорта и коммуникаций (концепции З.Бжезинского, И.Валлерштайна, Э.Гидденса и др.). В этих условиях формируются мировые рынки, транснациональные производства, требующие перемещения больших потоков людей. Адаптация мигрантов к новой социокультурной среде эффективнее протекает на групповом уровне, особенно для представителей традиционных культур. Групповая этническая солидарность выступает механизмом социальной защиты. Поэтому этническая группа становится субъектом социальной активности.

Другая гипотеза акцентирует внимание на том, что в условиях унификации и стандартизации культур, вызванных общемировыми социальными процессами, у ряда этнических групп возникает потребность к сохранению собственной специфики и уникальности. Одним из способов реализации этой потребности является обращение к истокам — этнокультурной традиции. Поэтому возрождение и усиление влияния первичных (примордиальных) структур (этнической общности, семьи) — явление повсеместное, свидетельствующее о возникновении новых закономерностей социального развития.

В отечественной науке этносоциология появляется сравнительно поздно, что объясняется скорее политическими, чем гносеологическими причинами. Долгое время в нашей стране господствовала концепция, объясняющая организованность ассоциаций по этнокультурным признакам своеобразным атавизмом исторического развития, архаизмом, который активно вытесняется другими объединениями, прежде всего классовой солидарностью трудящихся. С 1917 г. начался период государственного строительства в России, в течение которого новые политические силы столкнулись с проблемой активного влияния этнического фактора на политическую жизнь страны. Ответной реакцией представителей государственной власти стали эксперименты в области нивелировки этнокультурной специфики различных социальных групп: от формирования специальных этнотерриториальных административных единиц, наделенных специальными управленческими полномочиями, до жестких репрессивных мер, направленных на разрушение этнокультурной солидарности людей.

Какие бы политические меры не предпринимались, они были направлены на «подгонку» реальной действительности под постулаты теоретической конструкции, отводившей этничности третьестепенную и уходящую роль в социальной практике. Итоговый результат такого управления был известен изначально: достижение социально однородного общества с минимальным количеством социальных различий. Такая управленческая деятельность не нуждалась в исследовании реально происходящих этнических процессов и их влияния на социальную и политическую жизнь общества. Поэтому изучение этнических проблем разворачивалось в двух слабо связанных между собой направлениях: историко-этнографическом, с изучением подробностей специфики традиционной культуры тех или иных народов и абстрактно–теоретическом, нацеленном на изучение категориального аппарата («соотношение национального и классового», «национальный интерес», «национальное сознание», «диалектика национального и интернационального» и пр.) и аргументированным подтверждением идеологических постулатов о сближении культурных различий и становлении новой исторической общности («советского народа»).

Резкая активизация этносоциальных процессов, которая произошла в России  в 90-е гг., потребовала перейти от теоретико-идеологических конструкций и описания культурных особенностей различных народов к изучению принципов социальной организации этнических общностей, их исторической динамики и межэтнического взаимодействия, т.е. перейти к социологическому анализу.

Функции этносоциологии. Задача создания социологии как позитивной науки, выдвинутая О.Контом, ориентировала социологические исследования на практическую значимость и востребованность получаемых знаний. Поэтому неудивительно, что любая социологическая теория чаще всего имеет адресную направленность. Этносоциология в этом отношении не исключение, как научному направлению ей свойственны все функции, присущие социологии в целом, а именно теоретико–познавательная, практическая, прогностическая и просветительская. Эти функции тесно связаны между собой. О теоретико–познавательной функции этносоциологии речь шла выше, когда рассматривался вопрос о социальной обусловленности возникновения этого направления научного поиска. Потребность теоретически объяснить феномен социальной активности культурной группы, влияние этничности на социальное развитие общества в целом порождает данную функцию. Реализация данной функции предполагает выявление детерминистских связей и закономерностей этнического развития.

В современных российских условиях становятся остро актуальными другие функции этносоциологии — просветительская и практическая. Первая позволяет не только донести знания о состоянии культуры различных народов нашей страны, исторических традициях их взаимодействия, но и показать особенности их современного социального состояния — уровень развития и трансляции культуры (дописьменный– письменный–постписьменных, информационный), социально–профессиональной структуры, традиционных ценностей, стереотипов восприятия друг друга и пр. Практическая функция нацелена на получение таких знаний, которые бы позволяли корректировать управленческую деятельность политических элит. Интерпретация полученных в ходе исследований результатов должна венчаться практическими рекомендациями. Этносоциология в этом отношении берет на вооружение императив всего комплекса наук об этносе: социальная деятельность управленцев должна руководствоваться задачей сохранения и воспроизводства этнической культуры любого, даже самого малочисленного, народа. Поэтому рекомендации, нацеленные на оптимизацию межэтнических отношений, разрабатываются исходя из данной цели.

ВЫВОДЫ

Этническая социология сравнительно молодая отрасль научного знания, формирование которой происходит на протяжении ХХ столетия, часть фундаментальной науки социологии. Как область позитивной науки, связанной с разработкой инструментария, экспериментальных исследований, системы верификации, практического использования полученных результатов, она ведет свое начало с 30-х гг. XIX в.

Исследование локальных сообществ (одним из которых является этнос) потребовало использования как методов теоретической социологии, так и эмпирических методик. Такой сплав позволял с одной стороны, выйти на уровень теоретических обобщений накопленных фактов, а с другой — вносить коррективы в теоретические построения, описывающие макросоциологические процессы. Так в социологии возникли теории среднего уровня, одной из которых является этносоциология. Объектом этносоциологии, как и смежных научных дисциплин (этнографии, этнологии, культурной антропологии) является этнос — большая социальная группа, возникшая и развивающаяся на основе общности языка, моделей поведения и групповой идентичности, которые транслируются через поколения. Однако предметные области исследования у всех этих наук различны.

Этнография описывает географическое расселение народов, изучает содержание их культурных и лингвистических отличий. Культурная антропология делает акцент на описании культурной самобытности народов, специфики культурной социализации, символике, межкультурном взаимодействии. В поле зрения этнологии находятся проблемы этногенеза, этничности, расселения народов, демографические процессы, а также специфические этнические процессы, изменение этнической принадлежности, возникновение, слияние и разделение этносов и т.п.

Этносоциология отличается от этих научных дисциплин тем, что предмет ее интереса — этнические общности как часть общества в целом. Выделенные по критерию специфических культурных отличий, этносы являются устойчивыми во времени социальными ассоциациями. Культурное своеобразие не только выступает маркером для таких общностей, но и во многом определяет протекание в них общесоциальных процессов. Предметом этносоциологии является преломление социальных процессов в разной культурной среде, влияние этнического фактора на общесоциальные процессы и функционирование социальных институтов.

Область этносоциологических исследований производна от фундаментальной социологии, что проявляется в использовании этносоциологами общетеоретических социологических концепций, понятийного аппарата, методического инструментария для полевых исследований.

Этносоциологии свойственны все те функции, которые присущи социологии в целом, а именно теоретико-познавательная, практическая, прогностическая и просветительская. Эти функции тесно связаны между собой.

В отечественной науке этносоциология стала развиваться в 60–70-е гг., когда в политических целях потребовалось исследовать процесс сближения различных народов и оптимальные условия его развития. Но особенно активизировались этносоциологические исследования в 90-е гг., связанные с политической нестабильностью на почве новых межэтнических отношений, которые фиксируются почти во всех бывших республиках СССР. Этносоциология как особое направление научных исследований развивается в условиях, когда этнокультурные группы начинают весьма активно проявлять себя как субъекты социальной деятельности.

 

Вопросы для самоконтроля:

Каковы были научные и социальные причины возникновения этносоциологии?

Почему этносоциология возникает только в ХХ в.?

Каковы принципиальные различия в научных подходах этнографов и этнологов?

Чем отличается этносоциология от этнологии?

Почему этносоциологию можно отнести к социологическим теориям среднего уровня?

Почему этносоциология в России стала формироваться только в 60–70-х гг. ХХ в.?