формирования региональной целостности
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104
Северный Кавказ занимает уникальное геополитическое и геокультурное положение, во многом определяющее социокультурные процессы в этом регионе. Территории, заселенные народами Северного Кавказа и расположенные на северных склонах Главного Кавказского хребта и Предкавказья между Каспийским и Черным морями с древности выступали контактной зоной и в то же время барьером между цивилизациями и империями Средиземноморья, Передней Азии, Восточной Европы.
В российских масштабах территория Северного Кавказа составляет 2%, население — 12%, объем промышленного производства — 8%. В настоящее время в состав Северного Кавказа включают Республику Адыгея (РА, столица — г.Майкоп), Республику Дагестан (РД, столица — г.Махачкала), Кабардино-Балкарскую Республику (КБР, столица — г.Нальчик), Карачаево-Черкесскую Республику (КЧР, столица — г.Черкеск), Республику Северная Осетия-Алания (РСО-А, столица — г.Владикавказ), Республику Ингушетия (РИ, столица — г.Магас), Чеченскую Республику (ЧР, столица — г.Грозный), Ростовскую область, Краснодарский и Ставропольский края. Уже этот перечень свидетельствует о том, что Северный Кавказ — наиболее сложный в этнокультурном отношении регион Российской Федерации. На сравнительно небольшой территории здесь сосуществует несколько десятков различных в этническом, религиозном и социально–экономическом отношении народов.
История заселения этого края с древности отличалась высокой динамичностью. В середине I тысячелетия до нашей эры основным населением степных районов Северного Кавказа были скифы, позже их сменили сарматы. Из их состава в I тысячелетии н.э. выделились аланы, оказавшие большое влияние на этногенез ряда современных народов этого края. Этот регион пережил и нашествие гуннов, а с VI в. подвергся колонизации со стороны тюркоязычных племен — болгар, хазар, половцев (кипчаков). Последние нанесли большой урон аланам, потеснив их территориально. В XIII–XIV вв. Северный Кавказ находился под татаро-монгольской властью. Распад Золотой Орды привел к активизации этногенеза многих народов региона и зарождению современных этносов. С XVI–XVII вв. Северный Кавказ становится объектом притязаний сложившихся крупных государств — Ирана, Османской империи, Российской империи, Британской империи, вследствие чего был втянут в процесс мировой истории. Но как социокультурный и экономический регион России Северный Кавказ сложился совсем недавно, около 100 лет назад, по завершению Кавказской войны.
Все многообразие наиболее крупных по численности этнических общностей, проживающих в регионе компактно, можно свести в 4 группы: автохтонные горские этносы (адыго-абхазская языковая группа, нахско-дагестанская группа), ираноязычный осетинский народ, тюркоязычные этносы (горские и степные) и русскоязычная группа (казаки и, заселявшиеся уже позднее, в конце XIX-XX вв. русские, украинцы, белорусы). Специфической особенностью их расселения является поселенческая «чересполосица» и исторически сложившийся у ряда народов способ поочередного использования пастбищных территорий, хотя большая часть народов региона имеет достаточно четко обозначенные территории заселения. В условиях дефицита земель и постоянно производившихся административно-территориальных переделов (только за годы Советской власти их было 38), эти особенности привели к возникновению двух проблем: расчлененности большинства народов между различными государственными образованиями (республиками и административными единицами РФ) и территориальным претензиям друг к другу. Так, адыгский этнос оказался одноим из основных в Республике Адыгее (адыгейцы), в Кабардино-Балкарии (кабардинцы), Карачаево-Черкесии (черкесы и абазины), а также сохранил свою часть на территории современного Краснодарского края (причерноморские адыги). Чеченцы сегодня расселены на территории Чечни, Ингушетии и Дагестана. Родственные народы карачаевцы и балкарцы — на территории 2 республик. Ногайский этнос оказался разделенным между Карачаево-Черкесией, Чечней, Дагестаном и Ставропольским краем, а осетины и лезгины разделены государственной границей РФ с Грузией и Азербайджаном.
Иными словами, объективно-географические условия существования народов и втягивание их уже в прошлые столетия благодаря соперничеству мировых держав в процесс мировой истории ставили их в конкурентные позиции по отношению друг к другу, приводили к формированию собственных, отличных друг от друга, интересов. Вместе с тем именно претензии мировых держав на обладание данным регионом тормозили внутриэтническую консолидацию, проявившись в консервации племенной разобщенности большинства горских народов, несформированности у них основ государственности (за исключением кабардинцев и народов Дагестана).
В период Кавказской войны (1818-1864) под влиянием внешней угрозы — экспансии Российской империи — Шамиль пытался создать государство народов Дагестана и Чечни — Имамат (1834-1859), установив тесные контакты с адыгскими племенами. Однако ряд внутренних противоречий между народами, входящими в Имамат, нежелание отдельных князей (аварских и адыгских) признавать чье-либо лидерство, а также присоединение территории Северного Кавказа к России заблокировали тенденции государственного образования у народов региона. Современные ученые-кавказоведы, ссылаясь на наблюдения этнографов XIX в., соглашаются с их выводом о том, что «все кавказские горцы составляли множество независимых обществ, для которых не было доступно ни понятие о зависимости от кого бы то ни было, ни понятие о государстве и отечестве в том смысле, как мы их понимаем».
Большое влияние на современные политические процессы в регионе оказывает различие в уровне «духовной интеграции» в общероссийское политическое пространство, сложившееся в историческом прошлом. Одни народы добровольно признали протекторат Российской империи, другие присоединялись к России преимущественно жесткими силовыми мерами. В Кавказской войне активно участвовали аварцы, чеченцы, адыги, в значительно меньшей степени она затронула тюркоязычные народы. Чеченцы оказали ожесточенное сопротивление России и не менее жесткое воздействие испытали с ее стороны; адыги, также активно участвуя в военных действиях, претерпели переселение в Турцию и испытали все тяготы и лишения, связанные с этим шагом (голод, эпидемические заболевания, отсутствие жилищных условий). Эти события остались в исторической памяти народов, поэтому сегодняшние представления о степени включенности в Россию и исторической «цене» этой акции у разных народов неодинаковы.
Причины сложившегося к настоящему времени неравенства народов в сфере образования, структуре занятости, политическом статусе также коренятся в прошлом. Во многом оно было предопределено равнинным или горным расселением народов: на равнинах раньше перешли к культурному земледелию, здесь произошла социальная дифференциация внутри народов по классовому принципу и выделились князья. В горах долгое время сохранялось построение общества на принципах «военной демократии», не предполагающей развитых форм социального расслоения. Поэтому северокавказский менталитет характеризуется в том числе и иерархическим делением народов на бедных и богатых, культурных и сравнительно отсталых, воинственных горских и более мирных равнинных.
Однако при всех указанных различиях народов региона им присуще большое количество сходных культурно-исторических черт, настолько значительных, что в отечественной этнологии постоянно подчеркивается высокий уровень близости этносов, позволяющих характеризовать Кавказ в целом как культурно-историческую целостность. К таким чертам исследователи относят: распространенные к моменту присоединения к России близкие кровнородственные и общинно-поселенческие формы самоорганизации, однотипные обычаи (почитание старших, обычай избегания, кровной мести, гостеприимства, аталычества и куначества, сходную свадебную и похоронную обрядовость, семейные праздники и др.), сходный полупатриархальный-полуфеодальный социально-экономический уклад жизни, близкие формы материальной культуры (тип жилья, бытовой утвари и др.), похожие этикет и ценности (почитание земли предков, семейной (родовой) генеалогии, культ свободы и др). Среди кавказоведов распространена также аргументация тезиса о культурном родстве народов региона, что аргументируется данными социолингвистического анализа, археологическими находками, результатами историко-антропологического анализа.
Культурно-историческая близость этих народов, видимо, усилилась в годы Советской власти, когда многие из них разделили общую судьбу — административные переделы территорий, репрессии и депортацию, трудности жизнеустройства по возвращении с мест спецпоселений. Поэтому при сохранении отличных этнических интересов в данном регионе присутствуют и интегративные внутриэтнические (но межреспубликанские) и межэтнические (но внутриреспубликанские) связи.
Исторический анализ социальной структуры народов региона показывает, что к моменту их присоединения к Российской империи они находились на разных этапах социально-экономического развития. Общественный строй большинства народов Северного Кавказа подавляющее число исследователей–кавказоведов характеризует как полупатриархальный — полуфеодальный. Однако социальная организация разных народов включала различные сочетания элементов, присущих этим этапам развития, что проявлялось, в частности, в степени разложения патриархальных отношений. Этот процесс, выражающийся в имущественном расслоении общинников, проходил две фазы: имущественного расслоения родов и развития внутриродового неравенства в среде самих общинников. Если первый этап был свойственен социальному развитию всех народов региона, то имущественное расслоение на уровне индивидов было характерно не всем, оно, например, в значительно меньшей степени затронуло население высокогорных районов.
Межродовое расслоение зависело от места расположения земель того или иного рода, определяя трудовую специализацию, обмен продуктами, формирование частнособственнических отношений и уровень экономического развития в целом. Часть родов горских народов раньше переселилась на равнины и стала сдавать удобные земли другим родам. Если бедный род оказывался не в состоянии уплатить то, что по адату обязан был уплатить богатому и сильному за использование земель, нанесенную или мнимую обиду и т.п., этот долг переходил на последующее поколение и «превращался в феодальную, отработочную, натуральную и затем денежную ренту». Складывавшееся положение делало одни роды «почетными», другие — «непочетными», усиливало стремление к захвату лучших земель, дифференциацию между родами, и в итоге приводило к межродовой борьбе.
Адыгские народы в первой половине XIX в. делились на две группы: аристократическую (кабардинцы, бесленеевцы, темиргоевцы, бжедуги, и др.) с «княжескими владениями» и демократическую (например, шапсуги, натухаевцы, абадзехи) с народным правлением. Различие между этими группами заключалось в том, что первая имела социальную структуру с ярко выраженным расслоением по экономическому признаку — здесь уже существовали феодалы, зависимое крестьянство, а также сохранялся слой рабов, используемых для домашних работ . У второй группы «господство феодальной знати было подорвано и сословные привилегии в значительной мере ликвидированы в результате «общественного переворота», совершенного в конце XVIII века». Социальное деление по экономическому принципу на индивидуальной основе было свойственно также большинству народов Дагестана, карачаевцам и балкарцам .
Русские путешественники и ученые, бывавшие на Северном Кавказе с экспедициями, отмечали разницу между горными и предгорными поселениями, указывая, что вторые — зажиточнее, со свободными и просторными усадьбами, садами и огородами. Эти экономические различия сказывались и на чертах характера, формируемых у частей одного этноса, расселенного в горах и на равнинах. Например, описывая чеченцев, русские путешественники и военачальники делили их на три части: мирных, независимых и горных. Первые осели по побережьям рек Сунжи и Терека (правые берега), занимались сельским хозяйством и торговлей; независимые жили в горах, в самых же высокогорных районах проживали так называемые «горные» чеченцы. Выделением в особую группу горные чеченцы были обязаны особенно «злому характеру» и «разбоям» как одному из важных источников своего жизнеобеспечения. Русские наблюдатели фиксировали тот факт, что горные чеченцы «никогда не отдаются в плен, хотя бы один оставался против двадцати...», «в образе жизни, воспитания и внутреннего управления поступают, как следует отчаянным разбойникам», и почитаются соседними народами (кабардинцами, ингушами, дагестанцами, лезгинами) в качестве «злейших неприятелей».
Население горных и равнинных территорий данного региона и до настоящего времени отличается по степени консолидированности и организованности. В горных районах практически у всех этнических групп сохранились в той или иной форме институты общинной самоорганизации (тейпы, тухумы и др.) и народные собрания как форма самоуправления. Горцы в большей степени сохранили нормы обычного права (адаты), более жесткий контроль за экзогамией, установку на большие семьи, а также такие институты консолидации традиционного общества как куначество, соседская взаимопомощь. Население равнинных территорий, прошедшее через разрушение принципов традиционного общества значительно раньше, сохранило многие из них в исторической памяти в большей степени как элементы культуры народа, но не как принципы организации современной жизни. Поэтому там, где один этнос расселен и в горах, и на равнинах, большая организованность и консолидированность присущи горной части этноса, так же, как в республиках, населенными и горными и равнинными народами (например, Дагестан), более организованы горские народы.
Структура этнического состава в республиках также меняется с запада на восток, от более равнинных ландшафтов к горным, от Адыгеи к Дагестану и Чечне в сторону увеличения численности титульных народов. Еще до драматических событий на Северном Кавказе в 90-х гг. перепись населения 1989 г. зафиксировала наибольшую численность русского и русскоязычного населения в Адыгее, наименьшую — в Дагестане. Современные миграционные процессы, которые будут рассмотрены в § 2 гл. 7, значительно изменили этническую структуру населения в республиках, но данная общая тенденция сохраняется и до сих пор.
Таким образом, историческое формирование региона предопределило развитие двух противоположных тенденций — тенденцию к региональной интеграции и тенденцию к межэтнической конкуренции, «разрывающей» социокультурную ткань региона.
Северный Кавказ занимает уникальное геополитическое и геокультурное положение, во многом определяющее социокультурные процессы в этом регионе. Территории, заселенные народами Северного Кавказа и расположенные на северных склонах Главного Кавказского хребта и Предкавказья между Каспийским и Черным морями с древности выступали контактной зоной и в то же время барьером между цивилизациями и империями Средиземноморья, Передней Азии, Восточной Европы.
В российских масштабах территория Северного Кавказа составляет 2%, население — 12%, объем промышленного производства — 8%. В настоящее время в состав Северного Кавказа включают Республику Адыгея (РА, столица — г.Майкоп), Республику Дагестан (РД, столица — г.Махачкала), Кабардино-Балкарскую Республику (КБР, столица — г.Нальчик), Карачаево-Черкесскую Республику (КЧР, столица — г.Черкеск), Республику Северная Осетия-Алания (РСО-А, столица — г.Владикавказ), Республику Ингушетия (РИ, столица — г.Магас), Чеченскую Республику (ЧР, столица — г.Грозный), Ростовскую область, Краснодарский и Ставропольский края. Уже этот перечень свидетельствует о том, что Северный Кавказ — наиболее сложный в этнокультурном отношении регион Российской Федерации. На сравнительно небольшой территории здесь сосуществует несколько десятков различных в этническом, религиозном и социально–экономическом отношении народов.
История заселения этого края с древности отличалась высокой динамичностью. В середине I тысячелетия до нашей эры основным населением степных районов Северного Кавказа были скифы, позже их сменили сарматы. Из их состава в I тысячелетии н.э. выделились аланы, оказавшие большое влияние на этногенез ряда современных народов этого края. Этот регион пережил и нашествие гуннов, а с VI в. подвергся колонизации со стороны тюркоязычных племен — болгар, хазар, половцев (кипчаков). Последние нанесли большой урон аланам, потеснив их территориально. В XIII–XIV вв. Северный Кавказ находился под татаро-монгольской властью. Распад Золотой Орды привел к активизации этногенеза многих народов региона и зарождению современных этносов. С XVI–XVII вв. Северный Кавказ становится объектом притязаний сложившихся крупных государств — Ирана, Османской империи, Российской империи, Британской империи, вследствие чего был втянут в процесс мировой истории. Но как социокультурный и экономический регион России Северный Кавказ сложился совсем недавно, около 100 лет назад, по завершению Кавказской войны.
Все многообразие наиболее крупных по численности этнических общностей, проживающих в регионе компактно, можно свести в 4 группы: автохтонные горские этносы (адыго-абхазская языковая группа, нахско-дагестанская группа), ираноязычный осетинский народ, тюркоязычные этносы (горские и степные) и русскоязычная группа (казаки и, заселявшиеся уже позднее, в конце XIX-XX вв. русские, украинцы, белорусы). Специфической особенностью их расселения является поселенческая «чересполосица» и исторически сложившийся у ряда народов способ поочередного использования пастбищных территорий, хотя большая часть народов региона имеет достаточно четко обозначенные территории заселения. В условиях дефицита земель и постоянно производившихся административно-территориальных переделов (только за годы Советской власти их было 38), эти особенности привели к возникновению двух проблем: расчлененности большинства народов между различными государственными образованиями (республиками и административными единицами РФ) и территориальным претензиям друг к другу. Так, адыгский этнос оказался одноим из основных в Республике Адыгее (адыгейцы), в Кабардино-Балкарии (кабардинцы), Карачаево-Черкесии (черкесы и абазины), а также сохранил свою часть на территории современного Краснодарского края (причерноморские адыги). Чеченцы сегодня расселены на территории Чечни, Ингушетии и Дагестана. Родственные народы карачаевцы и балкарцы — на территории 2 республик. Ногайский этнос оказался разделенным между Карачаево-Черкесией, Чечней, Дагестаном и Ставропольским краем, а осетины и лезгины разделены государственной границей РФ с Грузией и Азербайджаном.
Иными словами, объективно-географические условия существования народов и втягивание их уже в прошлые столетия благодаря соперничеству мировых держав в процесс мировой истории ставили их в конкурентные позиции по отношению друг к другу, приводили к формированию собственных, отличных друг от друга, интересов. Вместе с тем именно претензии мировых держав на обладание данным регионом тормозили внутриэтническую консолидацию, проявившись в консервации племенной разобщенности большинства горских народов, несформированности у них основ государственности (за исключением кабардинцев и народов Дагестана).
В период Кавказской войны (1818-1864) под влиянием внешней угрозы — экспансии Российской империи — Шамиль пытался создать государство народов Дагестана и Чечни — Имамат (1834-1859), установив тесные контакты с адыгскими племенами. Однако ряд внутренних противоречий между народами, входящими в Имамат, нежелание отдельных князей (аварских и адыгских) признавать чье-либо лидерство, а также присоединение территории Северного Кавказа к России заблокировали тенденции государственного образования у народов региона. Современные ученые-кавказоведы, ссылаясь на наблюдения этнографов XIX в., соглашаются с их выводом о том, что «все кавказские горцы составляли множество независимых обществ, для которых не было доступно ни понятие о зависимости от кого бы то ни было, ни понятие о государстве и отечестве в том смысле, как мы их понимаем».
Большое влияние на современные политические процессы в регионе оказывает различие в уровне «духовной интеграции» в общероссийское политическое пространство, сложившееся в историческом прошлом. Одни народы добровольно признали протекторат Российской империи, другие присоединялись к России преимущественно жесткими силовыми мерами. В Кавказской войне активно участвовали аварцы, чеченцы, адыги, в значительно меньшей степени она затронула тюркоязычные народы. Чеченцы оказали ожесточенное сопротивление России и не менее жесткое воздействие испытали с ее стороны; адыги, также активно участвуя в военных действиях, претерпели переселение в Турцию и испытали все тяготы и лишения, связанные с этим шагом (голод, эпидемические заболевания, отсутствие жилищных условий). Эти события остались в исторической памяти народов, поэтому сегодняшние представления о степени включенности в Россию и исторической «цене» этой акции у разных народов неодинаковы.
Причины сложившегося к настоящему времени неравенства народов в сфере образования, структуре занятости, политическом статусе также коренятся в прошлом. Во многом оно было предопределено равнинным или горным расселением народов: на равнинах раньше перешли к культурному земледелию, здесь произошла социальная дифференциация внутри народов по классовому принципу и выделились князья. В горах долгое время сохранялось построение общества на принципах «военной демократии», не предполагающей развитых форм социального расслоения. Поэтому северокавказский менталитет характеризуется в том числе и иерархическим делением народов на бедных и богатых, культурных и сравнительно отсталых, воинственных горских и более мирных равнинных.
Однако при всех указанных различиях народов региона им присуще большое количество сходных культурно-исторических черт, настолько значительных, что в отечественной этнологии постоянно подчеркивается высокий уровень близости этносов, позволяющих характеризовать Кавказ в целом как культурно-историческую целостность. К таким чертам исследователи относят: распространенные к моменту присоединения к России близкие кровнородственные и общинно-поселенческие формы самоорганизации, однотипные обычаи (почитание старших, обычай избегания, кровной мести, гостеприимства, аталычества и куначества, сходную свадебную и похоронную обрядовость, семейные праздники и др.), сходный полупатриархальный-полуфеодальный социально-экономический уклад жизни, близкие формы материальной культуры (тип жилья, бытовой утвари и др.), похожие этикет и ценности (почитание земли предков, семейной (родовой) генеалогии, культ свободы и др). Среди кавказоведов распространена также аргументация тезиса о культурном родстве народов региона, что аргументируется данными социолингвистического анализа, археологическими находками, результатами историко-антропологического анализа.
Культурно-историческая близость этих народов, видимо, усилилась в годы Советской власти, когда многие из них разделили общую судьбу — административные переделы территорий, репрессии и депортацию, трудности жизнеустройства по возвращении с мест спецпоселений. Поэтому при сохранении отличных этнических интересов в данном регионе присутствуют и интегративные внутриэтнические (но межреспубликанские) и межэтнические (но внутриреспубликанские) связи.
Исторический анализ социальной структуры народов региона показывает, что к моменту их присоединения к Российской империи они находились на разных этапах социально-экономического развития. Общественный строй большинства народов Северного Кавказа подавляющее число исследователей–кавказоведов характеризует как полупатриархальный — полуфеодальный. Однако социальная организация разных народов включала различные сочетания элементов, присущих этим этапам развития, что проявлялось, в частности, в степени разложения патриархальных отношений. Этот процесс, выражающийся в имущественном расслоении общинников, проходил две фазы: имущественного расслоения родов и развития внутриродового неравенства в среде самих общинников. Если первый этап был свойственен социальному развитию всех народов региона, то имущественное расслоение на уровне индивидов было характерно не всем, оно, например, в значительно меньшей степени затронуло население высокогорных районов.
Межродовое расслоение зависело от места расположения земель того или иного рода, определяя трудовую специализацию, обмен продуктами, формирование частнособственнических отношений и уровень экономического развития в целом. Часть родов горских народов раньше переселилась на равнины и стала сдавать удобные земли другим родам. Если бедный род оказывался не в состоянии уплатить то, что по адату обязан был уплатить богатому и сильному за использование земель, нанесенную или мнимую обиду и т.п., этот долг переходил на последующее поколение и «превращался в феодальную, отработочную, натуральную и затем денежную ренту». Складывавшееся положение делало одни роды «почетными», другие — «непочетными», усиливало стремление к захвату лучших земель, дифференциацию между родами, и в итоге приводило к межродовой борьбе.
Адыгские народы в первой половине XIX в. делились на две группы: аристократическую (кабардинцы, бесленеевцы, темиргоевцы, бжедуги, и др.) с «княжескими владениями» и демократическую (например, шапсуги, натухаевцы, абадзехи) с народным правлением. Различие между этими группами заключалось в том, что первая имела социальную структуру с ярко выраженным расслоением по экономическому признаку — здесь уже существовали феодалы, зависимое крестьянство, а также сохранялся слой рабов, используемых для домашних работ . У второй группы «господство феодальной знати было подорвано и сословные привилегии в значительной мере ликвидированы в результате «общественного переворота», совершенного в конце XVIII века». Социальное деление по экономическому принципу на индивидуальной основе было свойственно также большинству народов Дагестана, карачаевцам и балкарцам .
Русские путешественники и ученые, бывавшие на Северном Кавказе с экспедициями, отмечали разницу между горными и предгорными поселениями, указывая, что вторые — зажиточнее, со свободными и просторными усадьбами, садами и огородами. Эти экономические различия сказывались и на чертах характера, формируемых у частей одного этноса, расселенного в горах и на равнинах. Например, описывая чеченцев, русские путешественники и военачальники делили их на три части: мирных, независимых и горных. Первые осели по побережьям рек Сунжи и Терека (правые берега), занимались сельским хозяйством и торговлей; независимые жили в горах, в самых же высокогорных районах проживали так называемые «горные» чеченцы. Выделением в особую группу горные чеченцы были обязаны особенно «злому характеру» и «разбоям» как одному из важных источников своего жизнеобеспечения. Русские наблюдатели фиксировали тот факт, что горные чеченцы «никогда не отдаются в плен, хотя бы один оставался против двадцати...», «в образе жизни, воспитания и внутреннего управления поступают, как следует отчаянным разбойникам», и почитаются соседними народами (кабардинцами, ингушами, дагестанцами, лезгинами) в качестве «злейших неприятелей».
Население горных и равнинных территорий данного региона и до настоящего времени отличается по степени консолидированности и организованности. В горных районах практически у всех этнических групп сохранились в той или иной форме институты общинной самоорганизации (тейпы, тухумы и др.) и народные собрания как форма самоуправления. Горцы в большей степени сохранили нормы обычного права (адаты), более жесткий контроль за экзогамией, установку на большие семьи, а также такие институты консолидации традиционного общества как куначество, соседская взаимопомощь. Население равнинных территорий, прошедшее через разрушение принципов традиционного общества значительно раньше, сохранило многие из них в исторической памяти в большей степени как элементы культуры народа, но не как принципы организации современной жизни. Поэтому там, где один этнос расселен и в горах, и на равнинах, большая организованность и консолидированность присущи горной части этноса, так же, как в республиках, населенными и горными и равнинными народами (например, Дагестан), более организованы горские народы.
Структура этнического состава в республиках также меняется с запада на восток, от более равнинных ландшафтов к горным, от Адыгеи к Дагестану и Чечне в сторону увеличения численности титульных народов. Еще до драматических событий на Северном Кавказе в 90-х гг. перепись населения 1989 г. зафиксировала наибольшую численность русского и русскоязычного населения в Адыгее, наименьшую — в Дагестане. Современные миграционные процессы, которые будут рассмотрены в § 2 гл. 7, значительно изменили этническую структуру населения в республиках, но данная общая тенденция сохраняется и до сих пор.
Таким образом, историческое формирование региона предопределило развитие двух противоположных тенденций — тенденцию к региональной интеграции и тенденцию к межэтнической конкуренции, «разрывающей» социокультурную ткань региона.