постановка проблемы

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 

Проведенный анализ позволяет утверждать, что рассмотрение социальных и политических процессов в России в настоящее время требуется проводить на региональном уровне. К сожалению, в теоретическом плане еще не разработана проблематика социокультурной регионализации страны. В отечественной науке под регионом традиционно понимается социально–экономический регион (Северо–Западный, Центральный, Северо–Кавказский и др.). В последние годы в связи с суверенизацией республик России, стала наблюдаться тенденция свести понимание региона к субъекту Российской Федерации: «Регионоведение рассматривает регион — субъект Российской Федерации — с самых разных позиций, с учетом различных факторов, влияющих на формирование и функционирование регионального социально-экономического комплекса — природно-ресурсных, исторических, политико-правовых, национальных, демографических, с учетом места и роли региона в межрегиональном и международном распределении труда». При первом подходе теряется социокультурная специфика, при втором — утрачивается естественно сложившаяся историко-географическая, социокультурная и экономическая связанность нескольких административных единиц РФ. Но социокультурное пространство России формируется не субъектами федерации и не отдельными территориями. Думается, следует согласиться с заключением известного отечественного этнолога Я.Чеснова в соответствии с которым российское «пространство образовано не столько территорией, сколько конфигурацией связанных между собой локально–этнических ментальностей». Каждое из этих образований шире сознания этноса, так как в основе локально–этнических ментальностей лежит хозяйственно–культурный тип деятельности, присущий не одному, а нескольким этносам, живущим в близких естественно–географических условиях. Природная среда определяет способы трудовой деятельности, лежащих в основе всей системы ценностных ориентаций традиционных обществ, поскольку от труда зависит их выживание.

Исходя из этого, уместно говорить о социокультурном понимании региона. Территориально он не совпадает ни с регионом, понимаемым как субъект РФ, ни с социально–экономическим регионом РФ. Под социокультурным регионом мы понимаем устойчивый в основных типологических чертах социокультурный и хозяйственный комплекс, который образуют природно–ландшафтные условия и способы хозяйствования в них, система экзистенциальных ценностей, религиозно–нравственное мировоззрение, формы правовых и политических отношений, которые проявляются в определенных пространственно–временных рамках у близко живущих народов. Его комлексным проявлением является менталитет.

Под ментальностью понимаются социально-психологические установки, способы восприятия, манера чувствовать и думать. П.Сорокин в фундаментальной четырехтомной работе «Социальная и культурная динамика» проанализировал вместе со своими коллегами огромное количество фактического материала из экономической, социальной, политической и культурной сфер жизнедеятельности общества. Он пришел к выводу о том, что в основе единства функционирования всех сфер общества лежит центральный принцип, интегрирующий их все — «культурный менталитет». «Каждый тип культуры имеет свою собственную ментальность; собственную систему знаний; философию и мировоззрение; свою религию и стандарты знания; собственные представления о том, что правильно или неправильно; форму искусства и литературы; собственные мораль, законы, нормы поведения; доминирующие формы социальных отношений; собственную экономическую и политическую организацию; свой собственный тип человеческой личности с особым менталитетом и поведением».

Думается, этот подход, разработанный французской исторической школой «Анналов» и социологом П.Сорокиным лежит в основе понятия этнического менталитета, которое было введеного Я.В.Чесновым. Этнический менталитет не совпадает по содержанию с этническим сознанием и этнической психологией. Он представляет собой «установку этноса на однородную (гомогенную, «этническую») реакцию на разнородные (гетерогенные) вызовы внешнего мира». Сфера действия этнического менталитета ситуативна и проявляется в кризисные моменты, когда и происходит однородная реакция больших коллективов людей на «внешние вызовы». Культурная близость этнических общностей и близость их ментальности с нашей точки зрения лежит в основе социокультурного региона и очерчивает его территориальные границы.

Конкретным примером такого региона может выступать Северный Кавказ, включающий все республики, юго-восточную часть Ставропольского края, восточные районы Ростовской области и юго-восточные районы Краснодарского края. Иными словами, Северный Кавказ как социокультурный регион не тождественен ни социально–экономическому региону Северного Кавказа, включающего в себя все эти субъекты федерации полностью, ни какому-то отдельному субъекту РФ, расположенному на данной территории. Сами ученые спорят по поводу территориальной организации Северного Кавказа именно потому, что его социокультурное (и ментальное) пространство не совпадает с географическим или экономико-административным. Выделение и подробное рассмотрение этносоциальных процессов на его примере особенно интересно, поскольку позволяет увидеть влияние этнического фактора на динамику социальных процессов и их специфические особенности. Анализ этносоциальных процессов на Северном Кавказе интересен еще и в том смысле, что именно здесь в наиболее яркой форме проявилась проблема соотношения современного и традиционного начал в Российском обществе. Здесь расположена зона контакта не только  традиционного и модернизированного обществ, но и разных социокультурных миров. Широко известно, что Северный Кавказ представляет собой ареал взаимодействия русской и степной, русской и горской культур.

 

ВЫВОДЫ

1. Регионализация стран по культурному основанию рассматривалась в работах зарубежных антропологов и отечественных этнологов, в качестве основания территориально–культурных областей рассматривавших специфику хозяйственного комплекса, который складывается при адаптации людей к специфике природных ландшафтов. Близость территориального расселения народов в одной и той же ландшафтной зоне определяет единство  хозяйственно-бытовых и культурных элементов их культур. Это единство определяется в понятии хозяйственно–культурного типа.

2. Российские регионы различаются по уровню социально–экономического развития и доминирующим хозяйственно–культурным типам. Социально–экономические процессы влияют на систему воспроизводства этноса, а именно, на воспроизводство численности населения, его социализацию,  поселенческую самоорганизацию, социальную структуру. Сами регионы также не однородны и дифференцированы по уровню социально-экономического развития народов их составляющих. Рассмотренные с позиции социально–экономической динамики народы России можно сгруппировать в три группы: традиционных, индустриальных и переходных (от традиционности к индустриальному типу развития).

3. В основе типологии этносов по уровню социально–экономического развития лежат следующие критериальные параметры: тип демографического производства, тип семьи, доминирующий способ производства, поселенческая структура, социально–профессиональная структура.

4. За последние десятилетия произошла этнизация городс­кого населения аграрных республик, что объясняется рядом при­чин: а) резким приростом численности этносов Северного Кавказа; б) политикой, направленной на пере­селение горского населения на равнины и плоскости; в) политикой государства в области образования, направленной на подъем образовательного уровня молодежи коренных этносов. Выделенные факторы являются внешними по отношению к естественному процес­су развития этноса, поэтому сжатые сроки урбанизации и механи­ческий рост городов и городского населения привели не к форми­рованию городского (и индустриального) типа культуры у корен­ных этносов, а к воспроизводству этнической структуры аграрно­го типа, но в условиях города.

5. Российские регионы отличаются не только видимыми параметрами — территорией, административными границами, экономическим развитием, но и «конфигурацией связанных между собой локально-этнических ментальностей», что позволяет говорить о регионе не только как об административной или экономической единице, но и как о социокультурной области. Одним из ярко выраженных социокультурных регионов является Северный Кавказ, территориальные границы которого не совпадают ни с границами экономической зоны, ни с границами административного региона (Южного округа).

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие признаки лежат в основе выделения локальных культур?

2. Используя учебник "Этнология" и энциклопедическое издание «Народы России» охарактеризуйте этнический состав населения России. По каким основаниям его можно сгруппировать? Какие цели преследует изучение этнического состава населения страны?

3. Объясните, каким образом демографическая статистика может быть использована для типологии этносов?

4. Для какой методологической парадигмы этносоциологического знания характерно использование демографической статистики? Ответ обоснуйте.

5. Какие следствия и почему  вызвал процесс урбанизации в республиках России?

Проведенный анализ позволяет утверждать, что рассмотрение социальных и политических процессов в России в настоящее время требуется проводить на региональном уровне. К сожалению, в теоретическом плане еще не разработана проблематика социокультурной регионализации страны. В отечественной науке под регионом традиционно понимается социально–экономический регион (Северо–Западный, Центральный, Северо–Кавказский и др.). В последние годы в связи с суверенизацией республик России, стала наблюдаться тенденция свести понимание региона к субъекту Российской Федерации: «Регионоведение рассматривает регион — субъект Российской Федерации — с самых разных позиций, с учетом различных факторов, влияющих на формирование и функционирование регионального социально-экономического комплекса — природно-ресурсных, исторических, политико-правовых, национальных, демографических, с учетом места и роли региона в межрегиональном и международном распределении труда». При первом подходе теряется социокультурная специфика, при втором — утрачивается естественно сложившаяся историко-географическая, социокультурная и экономическая связанность нескольких административных единиц РФ. Но социокультурное пространство России формируется не субъектами федерации и не отдельными территориями. Думается, следует согласиться с заключением известного отечественного этнолога Я.Чеснова в соответствии с которым российское «пространство образовано не столько территорией, сколько конфигурацией связанных между собой локально–этнических ментальностей». Каждое из этих образований шире сознания этноса, так как в основе локально–этнических ментальностей лежит хозяйственно–культурный тип деятельности, присущий не одному, а нескольким этносам, живущим в близких естественно–географических условиях. Природная среда определяет способы трудовой деятельности, лежащих в основе всей системы ценностных ориентаций традиционных обществ, поскольку от труда зависит их выживание.

Исходя из этого, уместно говорить о социокультурном понимании региона. Территориально он не совпадает ни с регионом, понимаемым как субъект РФ, ни с социально–экономическим регионом РФ. Под социокультурным регионом мы понимаем устойчивый в основных типологических чертах социокультурный и хозяйственный комплекс, который образуют природно–ландшафтные условия и способы хозяйствования в них, система экзистенциальных ценностей, религиозно–нравственное мировоззрение, формы правовых и политических отношений, которые проявляются в определенных пространственно–временных рамках у близко живущих народов. Его комлексным проявлением является менталитет.

Под ментальностью понимаются социально-психологические установки, способы восприятия, манера чувствовать и думать. П.Сорокин в фундаментальной четырехтомной работе «Социальная и культурная динамика» проанализировал вместе со своими коллегами огромное количество фактического материала из экономической, социальной, политической и культурной сфер жизнедеятельности общества. Он пришел к выводу о том, что в основе единства функционирования всех сфер общества лежит центральный принцип, интегрирующий их все — «культурный менталитет». «Каждый тип культуры имеет свою собственную ментальность; собственную систему знаний; философию и мировоззрение; свою религию и стандарты знания; собственные представления о том, что правильно или неправильно; форму искусства и литературы; собственные мораль, законы, нормы поведения; доминирующие формы социальных отношений; собственную экономическую и политическую организацию; свой собственный тип человеческой личности с особым менталитетом и поведением».

Думается, этот подход, разработанный французской исторической школой «Анналов» и социологом П.Сорокиным лежит в основе понятия этнического менталитета, которое было введеного Я.В.Чесновым. Этнический менталитет не совпадает по содержанию с этническим сознанием и этнической психологией. Он представляет собой «установку этноса на однородную (гомогенную, «этническую») реакцию на разнородные (гетерогенные) вызовы внешнего мира». Сфера действия этнического менталитета ситуативна и проявляется в кризисные моменты, когда и происходит однородная реакция больших коллективов людей на «внешние вызовы». Культурная близость этнических общностей и близость их ментальности с нашей точки зрения лежит в основе социокультурного региона и очерчивает его территориальные границы.

Конкретным примером такого региона может выступать Северный Кавказ, включающий все республики, юго-восточную часть Ставропольского края, восточные районы Ростовской области и юго-восточные районы Краснодарского края. Иными словами, Северный Кавказ как социокультурный регион не тождественен ни социально–экономическому региону Северного Кавказа, включающего в себя все эти субъекты федерации полностью, ни какому-то отдельному субъекту РФ, расположенному на данной территории. Сами ученые спорят по поводу территориальной организации Северного Кавказа именно потому, что его социокультурное (и ментальное) пространство не совпадает с географическим или экономико-административным. Выделение и подробное рассмотрение этносоциальных процессов на его примере особенно интересно, поскольку позволяет увидеть влияние этнического фактора на динамику социальных процессов и их специфические особенности. Анализ этносоциальных процессов на Северном Кавказе интересен еще и в том смысле, что именно здесь в наиболее яркой форме проявилась проблема соотношения современного и традиционного начал в Российском обществе. Здесь расположена зона контакта не только  традиционного и модернизированного обществ, но и разных социокультурных миров. Широко известно, что Северный Кавказ представляет собой ареал взаимодействия русской и степной, русской и горской культур.

 

ВЫВОДЫ

1. Регионализация стран по культурному основанию рассматривалась в работах зарубежных антропологов и отечественных этнологов, в качестве основания территориально–культурных областей рассматривавших специфику хозяйственного комплекса, который складывается при адаптации людей к специфике природных ландшафтов. Близость территориального расселения народов в одной и той же ландшафтной зоне определяет единство  хозяйственно-бытовых и культурных элементов их культур. Это единство определяется в понятии хозяйственно–культурного типа.

2. Российские регионы различаются по уровню социально–экономического развития и доминирующим хозяйственно–культурным типам. Социально–экономические процессы влияют на систему воспроизводства этноса, а именно, на воспроизводство численности населения, его социализацию,  поселенческую самоорганизацию, социальную структуру. Сами регионы также не однородны и дифференцированы по уровню социально-экономического развития народов их составляющих. Рассмотренные с позиции социально–экономической динамики народы России можно сгруппировать в три группы: традиционных, индустриальных и переходных (от традиционности к индустриальному типу развития).

3. В основе типологии этносов по уровню социально–экономического развития лежат следующие критериальные параметры: тип демографического производства, тип семьи, доминирующий способ производства, поселенческая структура, социально–профессиональная структура.

4. За последние десятилетия произошла этнизация городс­кого населения аграрных республик, что объясняется рядом при­чин: а) резким приростом численности этносов Северного Кавказа; б) политикой, направленной на пере­селение горского населения на равнины и плоскости; в) политикой государства в области образования, направленной на подъем образовательного уровня молодежи коренных этносов. Выделенные факторы являются внешними по отношению к естественному процес­су развития этноса, поэтому сжатые сроки урбанизации и механи­ческий рост городов и городского населения привели не к форми­рованию городского (и индустриального) типа культуры у корен­ных этносов, а к воспроизводству этнической структуры аграрно­го типа, но в условиях города.

5. Российские регионы отличаются не только видимыми параметрами — территорией, административными границами, экономическим развитием, но и «конфигурацией связанных между собой локально-этнических ментальностей», что позволяет говорить о регионе не только как об административной или экономической единице, но и как о социокультурной области. Одним из ярко выраженных социокультурных регионов является Северный Кавказ, территориальные границы которого не совпадают ни с границами экономической зоны, ни с границами административного региона (Южного округа).

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие признаки лежат в основе выделения локальных культур?

2. Используя учебник "Этнология" и энциклопедическое издание «Народы России» охарактеризуйте этнический состав населения России. По каким основаниям его можно сгруппировать? Какие цели преследует изучение этнического состава населения страны?

3. Объясните, каким образом демографическая статистика может быть использована для типологии этносов?

4. Для какой методологической парадигмы этносоциологического знания характерно использование демографической статистики? Ответ обоснуйте.

5. Какие следствия и почему  вызвал процесс урбанизации в республиках России?