§1. Этносоциология в структуре наук об этносе
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104
Этническая социология — сравнительно молодая отрасль научного знания, формирование которой происходит на протяжении ХХ столетия. Как и всякая область научных исследований, этносоциология развивается, отвечая одновременно потребностям изменяющейся социальной практики и предметной дифференциации фундаментальной науки. Что это за потребности?
В уточняющем определении — «этническая социология» — достаточно точно указывается, с чем мы имеем дело — это часть фундаментальной науки социологии, которая по характеристике современных ученых и сама «неприлично молода». Как область позитивной науки, связанной с разработкой инструментария, экспериментальных исследований, системы верификации, практического использования полученных результатов, она ведет свое начало лишь с 30–х гг. XIX в. Это короткое время жизни науки было наполнено драматическими и кризисными событиям, сопряженными как с поиском адекватных методов познания столь сложного объекта, каким является общество, так и с определением самого объекта. Переопределение учеными предмета изучения тотчас же потребовало изменения методов его анализа. Изменения взглядов на предмет сопряжены со спецификой социально-гуманитарного знания в целом: здесь невозможно добиться полного избавления от ценностных позиций познающего субъекта. Ученый влияет на процесс познания даже не собственными оценками или расстановкой акцентов, а уже самим выбором предмета анализа. В социологии таковыми могут выступать макросоциальные процессы, структуры и институты (взаимодействие основных элементов общественной системы, крупных социальных групп, трансформация социальных институтов и пр.) или микросоциальные процессы — малые группы, социализация личности, отклоняющееся поведение (девиация).
Первый подход требует рассмотрения общества в целом, его системной целостности, которую невозможно обнаружить при близком рассмотрении (опросы общественного мнения, интервью, отслеживание событий конкретной истории и пр.): здесь требуется выход на высокий уровень теоретического абстрагирования от конкретно наблюдаемых явлений и процессов. Второй подход к определению предмета, напротив, требует приближения к нему: включенного наблюдения, интервьюирования специалистов-экспертов и массовых опросов населения, анализа статистических данных, описывающих динамику конкретных процессов и явлений. Сближение этих двух уровней исследования — теоретического и эмпирического — стало наблюдаться в начале ХХ в. когда ученые подошли к необходимости анализировать развитие социальных процессов, явлений и структур локального уровня. В центр внимания стали попадать не только глобальные явления (например, мир как целое, урбанизация и модернизация современного общества и др.) и не только микрогруппы (например, семья), но и локальные сообщества — городское или сельское поселенческие сообщества, национальное (государственное) сообщество. К числу таких локальностей относится и этнос. Исследование локальных сообществ потребовало использования как методов теоретической социологии, так и эмпирических методик. Такой сплав позволял, с одной стороны, выйти на уровень теоретических обобщений накопленных фактов, а с другой — вносить коррективы в теоретические построения, описывающие макросоциологические процессы. Так в социологии возникли теории среднего уровня, одной из которых является этносоциология.
Иными словами, этносоциология представляет собой социологическую теорию среднего уровня, объектом рассмотрения которой является этническая общность.
Как только начинается процесс отпочкования отдельного направления научных исследований, сразу же возникает вопрос о его границах. Дело в том, что если социологи стали обращать внимание на этнос как на специальный предмет изучения только в ХХ в., это не значит, что он ранее не попал в фокус внимания каких-либо других наук. Достаточно ввести хотя бы рабочее определение понятия «этнос», и станет ясно, что изучением этносов с древности занималась история, а затем отделившаяся от нее специальная историческая дисциплина — этнография. При всех различиях в определении этноса можно выделить некоторые его элементы, которые не вызывают разногласий среди ученых и позволяют ввести в научный обиход его рабочее определение.
Этнос — это большая социальная группа, возникшая и развивающаяся на основе общности языка, моделей поведения и групповой идентичности, которые транслируются через поколения.
Специфику всех форм культуры таких социальных общностей описывала этнография, она же разработала и принципы систематизации накопленного материала — географический и лингвистический, группируя народы по географическим ареалам их расселения (народы Западной Европы, Африки, Юго-Восточной Азии и др.), языковой близости, обусловленная сходством их культур. В языковых единицах сохранялся след былой территориальной и культурной близости. Стремление перейти от накопления и систематизации эмпирического описательного материала к его теоретическому осмыслению привело к формированию в этнографии культурологического подхода, поскольку одним из базовых понятий этнографии было понятие «культуры».
Этносоциология отличается от этнографии прежде всего тем, что не изучает формирование и содержание культурных, лингвистических отличий народов, а кладет их в основу образования этнических общностей. В этом отношении этносоциология опирается на результаты этнографических исследований, исходит из них как из предпосылки выделения своей предметной области.
Другим источником эмпирического материала для этносоциологического анализа являются результаты исторических исследований, в которых зафиксированы и интерпретированы исторические этапы трансформации этноса, предстающего в исторической науке в категории «народ». В ХХ столетии на базе этнографии, истории и культурологии сложились еще две близких области научных исследований — культурная антропология и этнология, в центре их внимания также находится этнос. Культурная антропология делает акцент на описание культурной самобытности народов, специфики культурной социализации, символике, межкультурном взаимодействии и др. А в поле зрения этнологии находятся также проблемы этногенеза, этничности, расселения народов, демографические процессы, а также специфические этнические процессы, «изменение этнической принадлежности, возникновение, слияние и разделение этносов, вхождение одних этносов в состав других».
Но наиболее важное отличие этнологии состоит в том, что она генерирует «объяснительные модели и теории для других наук», изучающих этнос. В частности, она систематизирует, обобщает и истолковывает этнографический материал, выступая тем самым в роли теории по отношению к этнографии и разрабатывая для нее концептуальный аппарат. Цель такой работы — выявление и анализ специфических этнических закономерностей, которые наслаиваются «поверх закономерностей исторических, социальных, экономических процессов». Для выполнения данной функции этнология оперирует многими общесоциологическими понятиями, такими как «стратификация», «процесс», «традиция», «роль» и др. Так же как и социология, этнология использует ценностный подход, хотя применяется он в другом ракурсе, большей частью для исследования формирования этнической картины мира и динамики традиционной культуры.
Таким образом, можно отметить, что предметные области исследований этнологии и этносоциологии пересекаются. Это объясняется в первую очередь тем, что этнология стремится интерпретировать этнос в социумных характеристиках и поэтому широко использует и социологические методы анализа и категориальный аппарат социологии.
Вместе с тем этносоциология существенно отличается от этнологии. Предмет ее интереса — этнические общности, которые представляют часть общества. Выделенные по критерию специфических культурных отличий, этносы являются устойчивыми во времени социальными ассоциациями. Культурное своеобразие не только выступает отличительной чертой таких общностей, но и во многом определяет протекание в них общесоциальных процессов. Этносоциология и анализирует своеобразие социальных процессов в этнокультурных общностях. Поэтому представляется удачным афористичное определение предмета этносоциологии, которое дали авторы первого отечественного учебника по этой дисциплине, указав, что она изучает «социальные процессы и явления в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах» .
Проблема выделения предметной области «пограничных», интегративных дисциплин, к числу которых можно отнести этносоциологию, вызывает научные дискуссии. В частности, этносоциологию ряд ученых рассматривает не столько как специальную социологическую теорию, сколько как научную дисциплину, возникшую в рамках этнографии. Ее формирование объясняется необходимостью понять этнические процессы, «протекающие уже в качественно ином, индустриальном обществе», для чего и потребовалось использовать понятия и методы эмпирической социологии.
Нам представляется все же, что область этносоциологических исследований производна от фундаментальной социологии. Если для социологии в целом характерно исследование социальной структуры, социальных процессов, социальных институтов, то в этносоциологии эта предметность изучается через призму самобытной этнической культуры и истории. Эта спецификация наглядно видна через сопоставление категориальных рядов этих дисциплин: «общество» — «общность», «стратификация» — «социокультурная стратификация», «этократия» — «этнократия», «элита» — «этноэлита», «конфликт» — «этноконфликт» и др. Можно подробно перечислять проблемы, изучаемые этносоциологией, но суммируя перечисленное мы увидим, что данная специальная социологическая теория среднего уровня анализирует этническую специфику всех социальных процессов, институтов и явлений.
Подводя итог рассмотрению вопроса, сделаем акцент на выделении объекта и предмета этнической социологии. Напомним, что под объектом понимается обычно часть окружающего материального или нематериального мира, существующего независимо от интереса исследователя, а вот предметная область в объекте выделяется произвольно самим исследователем. Предмет, как правило, — только некоторая часть объекта и потому один объект может изучаться комплексом наук. Так, объектом этносоциологии, как и этнологии, этнографии и культурной антропологии является этническая общность. Но предметные области каждая из этих наук в этом объекте выделяет свои. Предметом этносоциологии является изучение специфического преломления социальных процессов в разной культурной среде и влияния этнического фактора на протекание общесоциальных процессов и функционирование социальных институтов.
Тем самым, этносоциология привносит в интегративное знание об этносе не только методы анализа, но и определяет общетеоретический ракурс рассмотрения проблематики, где этносы рассматриваются лишь как частное проявление социального целого. Вместе с тем абстрактно–теоретический характер социологии благодаря исследованиям этносоциологов обретает конкретные черты в процессе анализа общесоциальных процессов и явлений.
Этническая социология — сравнительно молодая отрасль научного знания, формирование которой происходит на протяжении ХХ столетия. Как и всякая область научных исследований, этносоциология развивается, отвечая одновременно потребностям изменяющейся социальной практики и предметной дифференциации фундаментальной науки. Что это за потребности?
В уточняющем определении — «этническая социология» — достаточно точно указывается, с чем мы имеем дело — это часть фундаментальной науки социологии, которая по характеристике современных ученых и сама «неприлично молода». Как область позитивной науки, связанной с разработкой инструментария, экспериментальных исследований, системы верификации, практического использования полученных результатов, она ведет свое начало лишь с 30–х гг. XIX в. Это короткое время жизни науки было наполнено драматическими и кризисными событиям, сопряженными как с поиском адекватных методов познания столь сложного объекта, каким является общество, так и с определением самого объекта. Переопределение учеными предмета изучения тотчас же потребовало изменения методов его анализа. Изменения взглядов на предмет сопряжены со спецификой социально-гуманитарного знания в целом: здесь невозможно добиться полного избавления от ценностных позиций познающего субъекта. Ученый влияет на процесс познания даже не собственными оценками или расстановкой акцентов, а уже самим выбором предмета анализа. В социологии таковыми могут выступать макросоциальные процессы, структуры и институты (взаимодействие основных элементов общественной системы, крупных социальных групп, трансформация социальных институтов и пр.) или микросоциальные процессы — малые группы, социализация личности, отклоняющееся поведение (девиация).
Первый подход требует рассмотрения общества в целом, его системной целостности, которую невозможно обнаружить при близком рассмотрении (опросы общественного мнения, интервью, отслеживание событий конкретной истории и пр.): здесь требуется выход на высокий уровень теоретического абстрагирования от конкретно наблюдаемых явлений и процессов. Второй подход к определению предмета, напротив, требует приближения к нему: включенного наблюдения, интервьюирования специалистов-экспертов и массовых опросов населения, анализа статистических данных, описывающих динамику конкретных процессов и явлений. Сближение этих двух уровней исследования — теоретического и эмпирического — стало наблюдаться в начале ХХ в. когда ученые подошли к необходимости анализировать развитие социальных процессов, явлений и структур локального уровня. В центр внимания стали попадать не только глобальные явления (например, мир как целое, урбанизация и модернизация современного общества и др.) и не только микрогруппы (например, семья), но и локальные сообщества — городское или сельское поселенческие сообщества, национальное (государственное) сообщество. К числу таких локальностей относится и этнос. Исследование локальных сообществ потребовало использования как методов теоретической социологии, так и эмпирических методик. Такой сплав позволял, с одной стороны, выйти на уровень теоретических обобщений накопленных фактов, а с другой — вносить коррективы в теоретические построения, описывающие макросоциологические процессы. Так в социологии возникли теории среднего уровня, одной из которых является этносоциология.
Иными словами, этносоциология представляет собой социологическую теорию среднего уровня, объектом рассмотрения которой является этническая общность.
Как только начинается процесс отпочкования отдельного направления научных исследований, сразу же возникает вопрос о его границах. Дело в том, что если социологи стали обращать внимание на этнос как на специальный предмет изучения только в ХХ в., это не значит, что он ранее не попал в фокус внимания каких-либо других наук. Достаточно ввести хотя бы рабочее определение понятия «этнос», и станет ясно, что изучением этносов с древности занималась история, а затем отделившаяся от нее специальная историческая дисциплина — этнография. При всех различиях в определении этноса можно выделить некоторые его элементы, которые не вызывают разногласий среди ученых и позволяют ввести в научный обиход его рабочее определение.
Этнос — это большая социальная группа, возникшая и развивающаяся на основе общности языка, моделей поведения и групповой идентичности, которые транслируются через поколения.
Специфику всех форм культуры таких социальных общностей описывала этнография, она же разработала и принципы систематизации накопленного материала — географический и лингвистический, группируя народы по географическим ареалам их расселения (народы Западной Европы, Африки, Юго-Восточной Азии и др.), языковой близости, обусловленная сходством их культур. В языковых единицах сохранялся след былой территориальной и культурной близости. Стремление перейти от накопления и систематизации эмпирического описательного материала к его теоретическому осмыслению привело к формированию в этнографии культурологического подхода, поскольку одним из базовых понятий этнографии было понятие «культуры».
Этносоциология отличается от этнографии прежде всего тем, что не изучает формирование и содержание культурных, лингвистических отличий народов, а кладет их в основу образования этнических общностей. В этом отношении этносоциология опирается на результаты этнографических исследований, исходит из них как из предпосылки выделения своей предметной области.
Другим источником эмпирического материала для этносоциологического анализа являются результаты исторических исследований, в которых зафиксированы и интерпретированы исторические этапы трансформации этноса, предстающего в исторической науке в категории «народ». В ХХ столетии на базе этнографии, истории и культурологии сложились еще две близких области научных исследований — культурная антропология и этнология, в центре их внимания также находится этнос. Культурная антропология делает акцент на описание культурной самобытности народов, специфики культурной социализации, символике, межкультурном взаимодействии и др. А в поле зрения этнологии находятся также проблемы этногенеза, этничности, расселения народов, демографические процессы, а также специфические этнические процессы, «изменение этнической принадлежности, возникновение, слияние и разделение этносов, вхождение одних этносов в состав других».
Но наиболее важное отличие этнологии состоит в том, что она генерирует «объяснительные модели и теории для других наук», изучающих этнос. В частности, она систематизирует, обобщает и истолковывает этнографический материал, выступая тем самым в роли теории по отношению к этнографии и разрабатывая для нее концептуальный аппарат. Цель такой работы — выявление и анализ специфических этнических закономерностей, которые наслаиваются «поверх закономерностей исторических, социальных, экономических процессов». Для выполнения данной функции этнология оперирует многими общесоциологическими понятиями, такими как «стратификация», «процесс», «традиция», «роль» и др. Так же как и социология, этнология использует ценностный подход, хотя применяется он в другом ракурсе, большей частью для исследования формирования этнической картины мира и динамики традиционной культуры.
Таким образом, можно отметить, что предметные области исследований этнологии и этносоциологии пересекаются. Это объясняется в первую очередь тем, что этнология стремится интерпретировать этнос в социумных характеристиках и поэтому широко использует и социологические методы анализа и категориальный аппарат социологии.
Вместе с тем этносоциология существенно отличается от этнологии. Предмет ее интереса — этнические общности, которые представляют часть общества. Выделенные по критерию специфических культурных отличий, этносы являются устойчивыми во времени социальными ассоциациями. Культурное своеобразие не только выступает отличительной чертой таких общностей, но и во многом определяет протекание в них общесоциальных процессов. Этносоциология и анализирует своеобразие социальных процессов в этнокультурных общностях. Поэтому представляется удачным афористичное определение предмета этносоциологии, которое дали авторы первого отечественного учебника по этой дисциплине, указав, что она изучает «социальные процессы и явления в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах» .
Проблема выделения предметной области «пограничных», интегративных дисциплин, к числу которых можно отнести этносоциологию, вызывает научные дискуссии. В частности, этносоциологию ряд ученых рассматривает не столько как специальную социологическую теорию, сколько как научную дисциплину, возникшую в рамках этнографии. Ее формирование объясняется необходимостью понять этнические процессы, «протекающие уже в качественно ином, индустриальном обществе», для чего и потребовалось использовать понятия и методы эмпирической социологии.
Нам представляется все же, что область этносоциологических исследований производна от фундаментальной социологии. Если для социологии в целом характерно исследование социальной структуры, социальных процессов, социальных институтов, то в этносоциологии эта предметность изучается через призму самобытной этнической культуры и истории. Эта спецификация наглядно видна через сопоставление категориальных рядов этих дисциплин: «общество» — «общность», «стратификация» — «социокультурная стратификация», «этократия» — «этнократия», «элита» — «этноэлита», «конфликт» — «этноконфликт» и др. Можно подробно перечислять проблемы, изучаемые этносоциологией, но суммируя перечисленное мы увидим, что данная специальная социологическая теория среднего уровня анализирует этническую специфику всех социальных процессов, институтов и явлений.
Подводя итог рассмотрению вопроса, сделаем акцент на выделении объекта и предмета этнической социологии. Напомним, что под объектом понимается обычно часть окружающего материального или нематериального мира, существующего независимо от интереса исследователя, а вот предметная область в объекте выделяется произвольно самим исследователем. Предмет, как правило, — только некоторая часть объекта и потому один объект может изучаться комплексом наук. Так, объектом этносоциологии, как и этнологии, этнографии и культурной антропологии является этническая общность. Но предметные области каждая из этих наук в этом объекте выделяет свои. Предметом этносоциологии является изучение специфического преломления социальных процессов в разной культурной среде и влияния этнического фактора на протекание общесоциальных процессов и функционирование социальных институтов.
Тем самым, этносоциология привносит в интегративное знание об этносе не только методы анализа, но и определяет общетеоретический ракурс рассмотрения проблематики, где этносы рассматриваются лишь как частное проявление социального целого. Вместе с тем абстрактно–теоретический характер социологии благодаря исследованиям этносоциологов обретает конкретные черты в процессе анализа общесоциальных процессов и явлений.