Приложение 1.

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 

 

Ролевая игра

«Этнос в методологическом дискурсе отечественных этнологов».

 

Ролевую игру можно рассматривать как эффективную форму проведения семинарского занятия, в ходе которой можно актуализировать познавательный процесс, проверить уровень освоения студентами материала и подключить эмоциональное восприятие студентов к изучаемой проблематике. Технология и смысл игры известны: студенты заранее разделяются на подгруппы и готовятся к занятию с целью рассмотреть какую-либо одну методологическую концепцию этноса (примордиализм, конструктивизм, инструментализм). Подгруппу представляет лидер: он  аргументирует концепцию и организует защиту ее своими товарищами в дискуссии с участниками, отстаивающими другие концепции. Игровая ситуация позволяет развивать вариативность поведения, осваивать культуру дискуссии, обнаруживать участникам пробелы в освоении знаний, а также развивает способность проблематизировать познавательную ситуацию.

 

Вопросы для обсуждения

Этнос: реальный и виртуальный предмет исследования?

Этнический парадокс современности: как его объяснить?

 

Литература:

Арутюнов С.А. Этногенез, его формы и закономерности//Этнополит. вестн. 1993. № 1.

Он же. Этничность — объективная реальность//Этног­р. обозр. 1995. № 5.

Арутюнов С.А., Чебоксаров Н.Н. Передача информации как ме­ханизм существования этносоциальных и биологических групп человечества/ Расы и народы. Вып.2. М., 1972.

Арутюнян Ю.В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание//СоцИс. 1990. № 7.

Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

Он же. «Этнический парадокс» современности в истори­ческом прошлом// Нов. и новейш. ист. 1989. № 11.

Гумилев Л.Н., Иванов К.П. Этнические процессы: два подхо­да к изучению // Ритмы Евразии. М., 1993.

Дробижева Л. Этническая социология в СССР в постсоветский России. — М., 1998.

Козлов В.И. Между этнографией, этнологией и жизнью//Эт­ногр. обозр. 1992. № 3.

Он же. Этнос//Народы России: Энциклопедия. М., 1994.

Он же. Проблематика "этничности"// Этнографическое обозрение. 1995. № 4.

Кудрявцев М.К. Нация: фантом или реальность//Советская этнография. 1991. № 6.

Марков Г.Е. О бедной науке замолвим слово...//Этногр. обозр. 1992. № 5.

Пименов В.В. Системный подход к этносу //Расы и народы. Вып. 16. М., 1986.

Семенов Ю.И. Общество, этнос, нация// Этнополитический вестник. 1995. № 4.

Он же. Общество, страны, народы//Этногр. обозр. 1996. № 2.

Он же. Социально–исторические организмы, этносы, нации//Этногр. обозр. 1996. № 3.

Сусоколов А.А. Структурные факторы самоорганизации этно­са// Расы и народы. М., 1990.

Тишков В.А. Социальноое и национальное в историко–антропологической перспективе// Вопр. филос. 1990. № 12.

Он же. Советская этнография: преодоление кризиса// Этногр. обозр. 1992. № 2.

Он же. О нации и национализме// Своб. мысль. 1996. № 3.

 

Круглый стол

«Мир символов как социальная проекция этнической культуры»

 

Вопросы для обсуждения:

1.Этническая культура: разнообразие ее социальных проявлений.

2.Специфика символического отражения этнокультуры.

3.Язык как базовая составляющая этничности. Его значение для   функционирования и воспроизводства этноса.

4. Коллизии между укоренившимися этническими символами и новыми социальными реалиями в современной России. Пути решения назревших противоречий.

Литература:

Антология исследований культуры. С.-Пб., 1997.

Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодейс­твие. М., 1989.

Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.

Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию. С.-Пб., 1998.

Лебедева Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999.

Леви-Строс К. Структурная антропология. М.,1983.

Литвиненко Е.Ю. Билингвизм: мультикультуральная модель социализации личности. Ростов н/Д., 2000.

Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1997.

Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. М., 1999.

Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998.

Чеснов Я. Лекции по исторической этнологии. М., 1998.

Психология национальной нетерпимости: Хрестоматия/Сост. В.Чернявская. Минск, 1998.

Межуев В.М. О национальной идее// Вопр. филос. 1997. №12.

 

 

Ролевая игра

«Этнос в методологическом дискурсе отечественных этнологов».

 

Ролевую игру можно рассматривать как эффективную форму проведения семинарского занятия, в ходе которой можно актуализировать познавательный процесс, проверить уровень освоения студентами материала и подключить эмоциональное восприятие студентов к изучаемой проблематике. Технология и смысл игры известны: студенты заранее разделяются на подгруппы и готовятся к занятию с целью рассмотреть какую-либо одну методологическую концепцию этноса (примордиализм, конструктивизм, инструментализм). Подгруппу представляет лидер: он  аргументирует концепцию и организует защиту ее своими товарищами в дискуссии с участниками, отстаивающими другие концепции. Игровая ситуация позволяет развивать вариативность поведения, осваивать культуру дискуссии, обнаруживать участникам пробелы в освоении знаний, а также развивает способность проблематизировать познавательную ситуацию.

 

Вопросы для обсуждения

Этнос: реальный и виртуальный предмет исследования?

Этнический парадокс современности: как его объяснить?

 

Литература:

Арутюнов С.А. Этногенез, его формы и закономерности//Этнополит. вестн. 1993. № 1.

Он же. Этничность — объективная реальность//Этног­р. обозр. 1995. № 5.

Арутюнов С.А., Чебоксаров Н.Н. Передача информации как ме­ханизм существования этносоциальных и биологических групп человечества/ Расы и народы. Вып.2. М., 1972.

Арутюнян Ю.В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание//СоцИс. 1990. № 7.

Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

Он же. «Этнический парадокс» современности в истори­ческом прошлом// Нов. и новейш. ист. 1989. № 11.

Гумилев Л.Н., Иванов К.П. Этнические процессы: два подхо­да к изучению // Ритмы Евразии. М., 1993.

Дробижева Л. Этническая социология в СССР в постсоветский России. — М., 1998.

Козлов В.И. Между этнографией, этнологией и жизнью//Эт­ногр. обозр. 1992. № 3.

Он же. Этнос//Народы России: Энциклопедия. М., 1994.

Он же. Проблематика "этничности"// Этнографическое обозрение. 1995. № 4.

Кудрявцев М.К. Нация: фантом или реальность//Советская этнография. 1991. № 6.

Марков Г.Е. О бедной науке замолвим слово...//Этногр. обозр. 1992. № 5.

Пименов В.В. Системный подход к этносу //Расы и народы. Вып. 16. М., 1986.

Семенов Ю.И. Общество, этнос, нация// Этнополитический вестник. 1995. № 4.

Он же. Общество, страны, народы//Этногр. обозр. 1996. № 2.

Он же. Социально–исторические организмы, этносы, нации//Этногр. обозр. 1996. № 3.

Сусоколов А.А. Структурные факторы самоорганизации этно­са// Расы и народы. М., 1990.

Тишков В.А. Социальноое и национальное в историко–антропологической перспективе// Вопр. филос. 1990. № 12.

Он же. Советская этнография: преодоление кризиса// Этногр. обозр. 1992. № 2.

Он же. О нации и национализме// Своб. мысль. 1996. № 3.

 

Круглый стол

«Мир символов как социальная проекция этнической культуры»

 

Вопросы для обсуждения:

1.Этническая культура: разнообразие ее социальных проявлений.

2.Специфика символического отражения этнокультуры.

3.Язык как базовая составляющая этничности. Его значение для   функционирования и воспроизводства этноса.

4. Коллизии между укоренившимися этническими символами и новыми социальными реалиями в современной России. Пути решения назревших противоречий.

Литература:

Антология исследований культуры. С.-Пб., 1997.

Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодейс­твие. М., 1989.

Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.

Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию. С.-Пб., 1998.

Лебедева Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999.

Леви-Строс К. Структурная антропология. М.,1983.

Литвиненко Е.Ю. Билингвизм: мультикультуральная модель социализации личности. Ростов н/Д., 2000.

Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1997.

Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. М., 1999.

Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998.

Чеснов Я. Лекции по исторической этнологии. М., 1998.

Психология национальной нетерпимости: Хрестоматия/Сост. В.Чернявская. Минск, 1998.

Межуев В.М. О национальной идее// Вопр. филос. 1997. №12.