§1. Феномен этномобилизации
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104
Анализ этнополитического процесса на Северном Кавказе показывает, что по своему характеру он не похож на политический процесс в развитых европейский странах, или в центральных регионах России. Его специфика связана с этнокультурными и историческими особенностями формирования Северного Кавказа как российского региона, которые проявились в современных межэтнических отношениях. Реорганизация социального пространства и перераспределение власти, происходящие в республиках региона, были бы невозможны без специальной деятельности элит, направленной на мобилизацию этногрупп. В научном дискурсе под мобилизацией понимается приведение населения (или какого-то его сегмента) в состояние, способствующее решению каких-либо задач. Конечная цель этнической мобилизации (мобилизации этногруппы) понимается как «организация действий, направленных на этническое самоутверждение и самоопределение». Такие действия осуществляются при целенаправленной активизации этнической идентичности, что возможно при условии формирования и распространения идей объединения всех представителей этноса и достижении им задач, связанных с культурным и социальным развитием.
Специальное изучение механизма этнической мобилизации позволило исследователям определить ее как «процесс, посредством которого группа, принадлежащая к одной этнической категории (приписывающая себе принадлежность к таковой), в борьбе за политическую власть и лидерство с членами другой/других этнических групп или государством манипулирует этническими обычаями, ценностями, мифами и символами в политических целях, используя их как главный ресурс во имя обретения общей идентичности и политической/государственной организации группы».
Феномен этномобилизации находился в фокусе внимания ряда западных исследователей. Они обращали внимание на возникновение этого феномена в период модернизации общества, когда разрушаются традиционные связи между людьми и ослабевает значимость родственных отношений. Известный современный мыслитель Ю.Хабермас замечал по этому поводу: «Политическое сознание национальной принадлежности возникает из определенной динамики, которая только тогда способна охватить население, когда это последнее уже вырвано из своих сословных социальных связей благодаря процессам экономической и общественной мобилизации, когда оно, следовательно, мобилизовано и разобщено одновременно».
Зарубежные исследователи С.Олзак и Дж.Нейлдж выделяют четыре объективных фактора, способствующих мобилизационному процессу:
«урбанизация социума, которая обостряет конкуренцию между представителями различных этнических групп, переселяющихся в города из районов компактного проживания;
индустриализацию, которая может обострить конкуренцию за рабочие места;
экономическое развитие периферийных районов или открытие новых ресурсов экономического роста периферии, занятой компактными этническими популяциями;
радикальное изменение политического статуса этноса в процессе национально-государственного строительства, воздействует на этническое сознание и делает очень вероятным этническую мобилизацию».
В работах З.Сикевич, анализирующей этнические конфликты на постсоветском пространстве, уточняется, дифференцируется и дополняется этот ряд факторов. Она конкретизирует условия этномобилизации, на которую влияют, в том числе, и субъективные факторы:
соотношение доли титульного населения государства и доли национальных меньшинств;
наличие этнотерриториальных претензий;
законодательное нарушение прав человека по этническому признаку;
стремление национального меньшинства к национально-государственному самоопределению;
этнокультурные и конфессиональные различия соседствующих этнических общностей;
курс на построение национального государства в условиях полиэтничного общества .
Этномобилизационный процесс вызывается пересечением выделенных объективных факторов, однако в его основе лежит рационально аргументированная система этнических ценностей. Организация масс на основании этнических идей и ценностей, т.е. этнической идеологии, выставляющей в качестве своей главной цели построение национальной государственности, является отличительной характеристикой этнополитического процесса. Данную систему взглядов можно обозначить через понятие «этнонациональной идеологии», в которой в систематизированной форме выражены не только этнические ценности, но и обоснована необходимость достижения «завершающей» фазы развития этноса — создания им собственной государственности.
В отечественной литературе политический процесс, опирающийся на идеологию, относят к типу модернизационных, свойственных странам, обретающим формы современного общества. А.Ю.Шутов определил его как идеократический. В основе такого политического процесса лежит «идея (идеология), в отношении которой имеется (достигается, декларируется) общенациональный консенсус». С таким выводом можно согласиться, если учесть, что общество, выходящее из «одежд» традиционности, обладает недостаточной горизонтальной интегрированностью. В этих социальных условиях, как показано еще в работах основоположника современной французской социологии Эмиля Дюркгейма, именно идеология (в религиозной или в светской форме) выступает интегрирующей силой общества. На этой основе выстраивается «механический» тип социальной солидарности.
Распад советской политической системы и трансформация политической организации России вызвали кризис гражданской идентичности, который был связан с разрушительной критикой коммунистической идеологии, выступавшей важным элементом, интегрирующим полиэтничный состав населения СССР. Именно это «вакантное» место стало заполняться различными этнонациональными идеологиями. Они предлагали иной принцип идентичности и поэтому — иной механизм интеграции социума, что оказывало мощное воздействие на политические процессы. Поэтому имеет смысл внимательно присмотреться к феномену этнонациональной идеологии.
Идеология вообще, и этнонациональная идеология (ЭИ) в частности, — это двойственное, противоречивое по своим характеристикам описание социальной реальности, продуцируемое интеллектуально-духовными элитами конкретного общества и ориентированное на мобилизацию социальных сил к выполнению преобразований или сохранению определенного состояния общества.
Справочная социологическая литература определяет ее как «одно из самых противоречивых понятий в социологии. Условно ее можно определить как относительно тесно или свободно связанную совокупность убеждений, установок и взглядов. Существует три основных значения термина «идеология»: в первом случае под ней понимаются различные специфические виды убеждений; во втором — идеи и убеждения, являющиеся в некотором смысле искаженными или ложными; в третьем случае термин «идеология» используется для обозначения любой совокупности идей и убеждений, охватывающих самые различные сферы — от научного знания до религии и повседневных представлений о надлежащем поведении вне зависимости от того, истинны эти представления или ложны» (курсив наш — Г.Д.).
Все социальные мыслители, начиная с К.Маркса, отмечали ограниченность идеологических систем воззрений. К.Маркс считал ее ложным знанием, связывая с классовой позицией субъекта, которая определяет производство идеологического знания, и сознательным искажением реальности в пользу господствующего класса. Другой же выдающийся немецкий ученый, К.Мангейм трактовал ограниченность идеологии как частичное знание, узость и неполнота которого преодолевается наличием других идеологических воззрений и попыткой их синтеза.
Переходя непосредственно к этноидеологии, отметим, что это прежде всего интеллектуально-духовный продукт этнических элит, в которых они стремятся представить социальную реальность в свете интересов собственного этноса и ориентировать его на определенный образ мысли, жизнедеятельности и социальных действий. Иными словами, в идеологии можно выделить социальный идеал — образ оптимального устройства общества с точки зрения субъекта идеологии (идеолога), систему ценностей, и способы достижения выдвинутого идеала.
Быстрое распространение в Северо-Кавказском регионе этнонациональных идеологий вызывает вопрос о причинах этого процесса, что в свою очередь, предполагает попытку анализа его сущностных черт.
Этноидеология может быть описана в различных своих срезах и ракурсах, в частности, как совокупность определенных составных частей, или как система некоторых важнейших признаков и свойств. В силу того, что в идеологиях выражается социальный идеал, т.е. оптимальное устройство общества, в ней можно выделить совокупность (а возможно, и систему) неких «идеологем» — своеобразных «единиц» целостной идеологической конструкции, представляющие собой теоретически обоснованные идейно-понятийные блоки, описывающие различные сферы функционирования общества.
Исходя из функциональной парадигмы социальной системы, и в идеологических конструкциях можно выделить с известной долей условности следующие компоненты или составные части, тесно связанные и взаимодействующие между собой: природно-социальную, экономическую, политико-правовую и духовную.
Следует обратить внимание на то, что общая концепция идеологии национализма, главное содержание которой определяется как достижение совпадения этнических и государственных границ, неоднократно рассматривалось, особенно, в западной научной литературе. В России широко известны в этом отношении работы Э.Геллнера, Д.Лейтина, Ю.Хабермасса , Э.Хобсбаума. При рассмотрении проблемы функционирования этнонациональной идеологии в конкретном (севрокавказском) регионе России, интерес представляет не только логика ее построения, но и конкретный способ аргументации основных положений, т.е подробности,. феноменологический уровень проявления этноидеологии. В наиболее полном виде этноидеология получила развитие и наиболее полную реализацию в Чечне, что объясняется рядом причин. В частности, в Чечне, сепаратистский конфликт достиг открытой фазы, а сам сепаратизм обрел институциональные формы, что потребовало, с одной стороны, обоснования целей этнополитического движения, а, с другой — создания инфраструктуры идеолого-информационной деятельности и инвестирования ее.
Поэтому, рассматривая универсальные логические блоки этнонациональной идеологии, конкретные формы ее проявления в настоящее время можно выявить на материале идеологического процесса в Чечне.
Анализ этнополитического процесса на Северном Кавказе показывает, что по своему характеру он не похож на политический процесс в развитых европейский странах, или в центральных регионах России. Его специфика связана с этнокультурными и историческими особенностями формирования Северного Кавказа как российского региона, которые проявились в современных межэтнических отношениях. Реорганизация социального пространства и перераспределение власти, происходящие в республиках региона, были бы невозможны без специальной деятельности элит, направленной на мобилизацию этногрупп. В научном дискурсе под мобилизацией понимается приведение населения (или какого-то его сегмента) в состояние, способствующее решению каких-либо задач. Конечная цель этнической мобилизации (мобилизации этногруппы) понимается как «организация действий, направленных на этническое самоутверждение и самоопределение». Такие действия осуществляются при целенаправленной активизации этнической идентичности, что возможно при условии формирования и распространения идей объединения всех представителей этноса и достижении им задач, связанных с культурным и социальным развитием.
Специальное изучение механизма этнической мобилизации позволило исследователям определить ее как «процесс, посредством которого группа, принадлежащая к одной этнической категории (приписывающая себе принадлежность к таковой), в борьбе за политическую власть и лидерство с членами другой/других этнических групп или государством манипулирует этническими обычаями, ценностями, мифами и символами в политических целях, используя их как главный ресурс во имя обретения общей идентичности и политической/государственной организации группы».
Феномен этномобилизации находился в фокусе внимания ряда западных исследователей. Они обращали внимание на возникновение этого феномена в период модернизации общества, когда разрушаются традиционные связи между людьми и ослабевает значимость родственных отношений. Известный современный мыслитель Ю.Хабермас замечал по этому поводу: «Политическое сознание национальной принадлежности возникает из определенной динамики, которая только тогда способна охватить население, когда это последнее уже вырвано из своих сословных социальных связей благодаря процессам экономической и общественной мобилизации, когда оно, следовательно, мобилизовано и разобщено одновременно».
Зарубежные исследователи С.Олзак и Дж.Нейлдж выделяют четыре объективных фактора, способствующих мобилизационному процессу:
«урбанизация социума, которая обостряет конкуренцию между представителями различных этнических групп, переселяющихся в города из районов компактного проживания;
индустриализацию, которая может обострить конкуренцию за рабочие места;
экономическое развитие периферийных районов или открытие новых ресурсов экономического роста периферии, занятой компактными этническими популяциями;
радикальное изменение политического статуса этноса в процессе национально-государственного строительства, воздействует на этническое сознание и делает очень вероятным этническую мобилизацию».
В работах З.Сикевич, анализирующей этнические конфликты на постсоветском пространстве, уточняется, дифференцируется и дополняется этот ряд факторов. Она конкретизирует условия этномобилизации, на которую влияют, в том числе, и субъективные факторы:
соотношение доли титульного населения государства и доли национальных меньшинств;
наличие этнотерриториальных претензий;
законодательное нарушение прав человека по этническому признаку;
стремление национального меньшинства к национально-государственному самоопределению;
этнокультурные и конфессиональные различия соседствующих этнических общностей;
курс на построение национального государства в условиях полиэтничного общества .
Этномобилизационный процесс вызывается пересечением выделенных объективных факторов, однако в его основе лежит рационально аргументированная система этнических ценностей. Организация масс на основании этнических идей и ценностей, т.е. этнической идеологии, выставляющей в качестве своей главной цели построение национальной государственности, является отличительной характеристикой этнополитического процесса. Данную систему взглядов можно обозначить через понятие «этнонациональной идеологии», в которой в систематизированной форме выражены не только этнические ценности, но и обоснована необходимость достижения «завершающей» фазы развития этноса — создания им собственной государственности.
В отечественной литературе политический процесс, опирающийся на идеологию, относят к типу модернизационных, свойственных странам, обретающим формы современного общества. А.Ю.Шутов определил его как идеократический. В основе такого политического процесса лежит «идея (идеология), в отношении которой имеется (достигается, декларируется) общенациональный консенсус». С таким выводом можно согласиться, если учесть, что общество, выходящее из «одежд» традиционности, обладает недостаточной горизонтальной интегрированностью. В этих социальных условиях, как показано еще в работах основоположника современной французской социологии Эмиля Дюркгейма, именно идеология (в религиозной или в светской форме) выступает интегрирующей силой общества. На этой основе выстраивается «механический» тип социальной солидарности.
Распад советской политической системы и трансформация политической организации России вызвали кризис гражданской идентичности, который был связан с разрушительной критикой коммунистической идеологии, выступавшей важным элементом, интегрирующим полиэтничный состав населения СССР. Именно это «вакантное» место стало заполняться различными этнонациональными идеологиями. Они предлагали иной принцип идентичности и поэтому — иной механизм интеграции социума, что оказывало мощное воздействие на политические процессы. Поэтому имеет смысл внимательно присмотреться к феномену этнонациональной идеологии.
Идеология вообще, и этнонациональная идеология (ЭИ) в частности, — это двойственное, противоречивое по своим характеристикам описание социальной реальности, продуцируемое интеллектуально-духовными элитами конкретного общества и ориентированное на мобилизацию социальных сил к выполнению преобразований или сохранению определенного состояния общества.
Справочная социологическая литература определяет ее как «одно из самых противоречивых понятий в социологии. Условно ее можно определить как относительно тесно или свободно связанную совокупность убеждений, установок и взглядов. Существует три основных значения термина «идеология»: в первом случае под ней понимаются различные специфические виды убеждений; во втором — идеи и убеждения, являющиеся в некотором смысле искаженными или ложными; в третьем случае термин «идеология» используется для обозначения любой совокупности идей и убеждений, охватывающих самые различные сферы — от научного знания до религии и повседневных представлений о надлежащем поведении вне зависимости от того, истинны эти представления или ложны» (курсив наш — Г.Д.).
Все социальные мыслители, начиная с К.Маркса, отмечали ограниченность идеологических систем воззрений. К.Маркс считал ее ложным знанием, связывая с классовой позицией субъекта, которая определяет производство идеологического знания, и сознательным искажением реальности в пользу господствующего класса. Другой же выдающийся немецкий ученый, К.Мангейм трактовал ограниченность идеологии как частичное знание, узость и неполнота которого преодолевается наличием других идеологических воззрений и попыткой их синтеза.
Переходя непосредственно к этноидеологии, отметим, что это прежде всего интеллектуально-духовный продукт этнических элит, в которых они стремятся представить социальную реальность в свете интересов собственного этноса и ориентировать его на определенный образ мысли, жизнедеятельности и социальных действий. Иными словами, в идеологии можно выделить социальный идеал — образ оптимального устройства общества с точки зрения субъекта идеологии (идеолога), систему ценностей, и способы достижения выдвинутого идеала.
Быстрое распространение в Северо-Кавказском регионе этнонациональных идеологий вызывает вопрос о причинах этого процесса, что в свою очередь, предполагает попытку анализа его сущностных черт.
Этноидеология может быть описана в различных своих срезах и ракурсах, в частности, как совокупность определенных составных частей, или как система некоторых важнейших признаков и свойств. В силу того, что в идеологиях выражается социальный идеал, т.е. оптимальное устройство общества, в ней можно выделить совокупность (а возможно, и систему) неких «идеологем» — своеобразных «единиц» целостной идеологической конструкции, представляющие собой теоретически обоснованные идейно-понятийные блоки, описывающие различные сферы функционирования общества.
Исходя из функциональной парадигмы социальной системы, и в идеологических конструкциях можно выделить с известной долей условности следующие компоненты или составные части, тесно связанные и взаимодействующие между собой: природно-социальную, экономическую, политико-правовую и духовную.
Следует обратить внимание на то, что общая концепция идеологии национализма, главное содержание которой определяется как достижение совпадения этнических и государственных границ, неоднократно рассматривалось, особенно, в западной научной литературе. В России широко известны в этом отношении работы Э.Геллнера, Д.Лейтина, Ю.Хабермасса , Э.Хобсбаума. При рассмотрении проблемы функционирования этнонациональной идеологии в конкретном (севрокавказском) регионе России, интерес представляет не только логика ее построения, но и конкретный способ аргументации основных положений, т.е подробности,. феноменологический уровень проявления этноидеологии. В наиболее полном виде этноидеология получила развитие и наиболее полную реализацию в Чечне, что объясняется рядом причин. В частности, в Чечне, сепаратистский конфликт достиг открытой фазы, а сам сепаратизм обрел институциональные формы, что потребовало, с одной стороны, обоснования целей этнополитического движения, а, с другой — создания инфраструктуры идеолого-информационной деятельности и инвестирования ее.
Поэтому, рассматривая универсальные логические блоки этнонациональной идеологии, конкретные формы ее проявления в настоящее время можно выявить на материале идеологического процесса в Чечне.