§1. Роль русского населения в формировании
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104
регионального единства Северного Кавказа
Контакты русского и северокавказских этносов представляют собой пример процесса не-диффузного этнического контактирования, при котором как проникновение русских на территорию горцев, так и проникновение кавказских автохтонов на русские земли не приводит к растворению в чуждой среде инородных частиц. Русско–кавказское контактирование представляет собой систему, с одной стороны, достаточно активно функционирующую, а, с другой, сохраняющую строгую дистанцированность между составляющими ее элементами, несмотря на их плотное и устойчивое взаимодействие.
Цивилизационная дихотомия Россия — Северный Кавказ разряжается бинарными оппозициями буквально в каждую сферу социума: горские народы — народ, «растекающийся по бескрайной равнине»; этносы, структурируемые прежде всего отношениями кровного родства — этнос, структура которого аналогична структуре сельской общины, базирующейся на фундаменте православия; с одной стороны; то даруемая, то отнимаемая, то передариваемая государственность — с другой, тысячелетний опыт этатизма и т.д. Повторим вслед за знаменитым французским антропологом К.Леви-Стросом: «Не представляет ли собой (такая) симметрия — для существ, которых она объединяет, при этом же и противопоставляя, наиболее элегантное и наиболее простое средство выказать себя сходными и отличными, близкими и далекими, дружественными, хотя и определенным образом враждебными, и враждебными, оставаясь при этом друзьями?»
Необходимо отметить двойственность экономического освоения Россией Северного Кавказа. Процессы экономической интеграции региона в российское пространство шли на двух уровнях. На низовом уровне внутрирегионального рынка экономические связи русских и горцев сообщавшими ему устойчивость отношениями симметрии. Так, начиная с XVI — XVII в.в. идет во многом спонтанный процесс проникновения русского этнического элемента на Северный Кавказ: именно в это время формируется терское казачество, в том числе за счет «беглого русского люда». Воссоздавая на новых землях военизированный вариант русской общины — казачье войско, терско-гребенские казаки в хозяйственном плане по вполне понятным объективным причинам начинают дублировать местное население: «делят с чеченцами и кабардинцами затеречные степи в хозяйственных целях».
Однако аналогичные процессы шли и в обратном направлении, создавая симметрию русскому проникновению на территорию горцев. В частности, одной из форм классовой борьбы в адыгском обществе было бегство адыгских крестьян к русским и принятие ими христианской веры. Но если русские, оседавшие на Кавказе, перенимали многие обычаи горцев, то в свою очередь и горцы, отправлявшиеся на ярмарку в Екатеринодар, «слагая с себя на кордонной черте оружие, делались совершенно мирными, промышленными... Развитие торговли с горцами во многом изменило быт и хозяйство адыгов. Они стали охотно принимать у себя в хозяйстве всякие полезные нововведения, обучались различным ремеслам у русских»: свободные жители Кубани, «казаки, отставные солдаты, мещане — ездят в Кабарду к богатым узденям на работу, строят им дома, мельницы, конюшни, разводят сады, делают мебель, посуду и разные полезные вещи; жители с любопытством смотрят на их работу и слушают их наставления и замечания, удивляются уму и знаниям русских».
Итак, на низовом уровне хозяйственные связи русских и кавказцев отличались высокой степенью симметричности, обеспечивающей их взаимодополняемость, вытекающую из базисной для данного случая бинарной оппозиции «население гор» — «население равнин». Зато на уровне доминирующего (феодального) слоя северокавказских обществ смычка русского и северокавказского начал практически не происходила. Адыгские феодалы, например, ориентировались на торговлю с Турцией и другими странами Ближнего Востока, откуда к ним поступали предметы роскоши (драгоценные металлы, драгоценные камни, дорогое оружие) в отличие от поступавших через русские рынки товаров повседневного употребления (соль, текстильные и металлические изделия) простонародного потребления. Аналогично вместо собственной сельхозпродукции в Турцию вывозились рабы, захватывавшиеся горскими феодалами как в Черкесии, так и в других областях Северного Кавказа.
Ориентация горских феодалов на набеговую, а не на «реальную» экономику, которая связывала бы коренные народы с приходящими на Кавказ колонистами, и сохранение этнической дистанции между пришлыми и коренными народами, позволяли эффективно осуществлять мероприятия по вытеснению коренного элемента с кавказских земель и тем самым «очищая» земли от коренного населения, способствовала переносу сюда посттрадиционных, капиталистических отношений. В этом контексте следует рассматривать организацию мохаджирского движения, раздачу земли казакам и русским помещикам, проведение судебной реформы, а также привлечение иностранного капитала для освоения природных богатств Кавказа, что еще более рационализировало отношения между колонистами и автохтонными народами.
Результат не замедлил сказаться: во второй половине XIX в. Кавказ становится одним из центров развития капиталистических отношений. Конечно, производственные успехи региона выражались не столько в абсолютных цифрах, сколько в динамике экономического развития региона: речь шла о превращении страны, «слабо заселенной в начале пореформенного периода или заселенной горцами, стоявшими в стороне от мирового хозяйства и даже в стороне от истории... в страну нефтепромышленников, торговцев вином, фабрикантов пшеницы и табака». Население Кавказа за вторую половину XIX в. удваивается. И этот прирост был достигнут прежде всего за счет русских переселенцев: так, увеличение населения в Ставропольской губернии составило 200%, в Кубанской области — 384, тогда как в «автохтонном» Дагестане — лишь 14%. В этот период Северный Кавказ приближается к статусу одного из главных регионов прихода земледельческих наемных рабочих, где в качестве рынков рабочей силы выделялись Екатеринодар, Новороссийск, ст.Тихорецкая .
Процесс разложения горского крестьянства, которому на Северном Кавказе родовые структуры препятствовали, видимо, не меньше, чем в русских областях — структуры «мировые», стимулировался раздачей его земель крупным чиновникам, казакам, лояльной (т.е., как минимум не набеговой) горской знати. В результате «целые аулы горцев жили на арендованных землях, уплачивая местным землевладельцам и казачьей верхушке громадную арендную плату... Многие крестьяне превращались в батраков или уходили искать заработки в город» .
Таким образом, в дореволюционный период колонизация Россией Северного Кавказа представляла собой в экономическом отношении сложный и разнонаправленный процесс. Часть феодалов со своими правами, привилегиями и антитрудовым этикетом была вытеснена с Кавказа в период мухаджирства; часть общинных земель обрела новых хозяев, которые в силу этнической дистанцированности от местного населения могли выстраивать свои отношения с ним на последовательно капиталистической основе. Иначе говоря, проникновение русских на Северный Кавказ в хозяйственном плане представляло собой прежде всего относительно быструю и широкую замену традиционной элиты, экономические занятия которой в силу недифференцированности ее функций (экономических, военных, политических) сводились едва ли не исключительно к «перераспределительному менеджменту», на новую, собственно хозяйственную элиту, начавшую втягивать регион в российский национальный рынок путем развития здесь сельскохозяйственного и промышленного производства, причем через привлечение русского пролетариата. При этом не следует отождествлять формирующуюся новую экономическую элиту с этнически русским населением. О ней, скорее, можно говорить как о «русскоязычной», носительнице модернизационных и имперских устремлений.
Геополитическое положение региона требовало как можно более быстрой его интеграции в российское пространство. Примыкание Северного Кавказа к русским областям давало простой и эффективный способ решения этой проблемы фактически без привлечения к сотрудничеству автохтонного населения. Экономическое освоение региона опиралось на экспорт рабочей силы из русских районов страны, препятствуя аккультурации местного населения, поскольку оно было не востребовано даже в качестве эксплуатируемой промышленной рабочей силы. Эта тенденция получила свое дальнейшее развитие в годы Советской власти: 75% населения этого промышленно развитого региона составляли русские и украинцы, причем в автономных областях и республиках Северного Кавказа доля русских колебалась от 68% в Адыгее до 7 — в сверхполиэтничном Дагестане. Но за одинаковой тенденцией к количественному увеличению русского этнического массива на Северном Кавказе в царские и советские времена скрывались качественно разные парадигмы интериоризации его территории.
Первоначально проникновение России на Северный Кавказ шло прежде всего через создание в регионе русского аграрного сектора. В этом случае зародившиеся еще в XVIII в. симметрия и взаимодополняемость русского и горского алгоритмов хозяйствования были социокультурным фактом. Между тем в первые годы Советской власти по русскому сектору северокавказской аграрной экономики, представленному большей частью казачьим населением, был нанесен мощный удар политикой расказачивания. Промышленное освоение региона, которое потребовало прибытия на Северный Кавказ большого потока промышленных рабочих (преимущественно русских, украинцев, белорусов, армян, татар) никоим образом не могло компенсировать утраты русскими ряда своих статусных позиций как одного из аграрных и в силу этого фактически автохтонного этноса Северного Кавказа.
Обладание землей, работа на ней того или иного народа в полиэтниченой среде имеет символико–мистический смысл, больший, чем даже этатизация этничности. Но, главное, если аграрная модель проникновения на территорию традиционной (доиндустриальной) экономики в принципе создавала поле протекания аккультурационных процессов, то создание промышленной базы, (причем не только добывающей, но и обрабатывающей) в «экологической нише» аграрных этносов обрекало их на роль лишнего элемента в складывающейся системе, либо заставляло их воспринимать эту систему как чуждый элемент, балласт для исконной «экологической ниши». При этом малочисленность горских народов Кавказа и территориальная близость мощных «пластов» русского этноса в сочетании с тщательно культивируемой эзотеричностью северокавказской культуры как частью культуры Ближнего Востока, оппозиционной западному рационализму, опять-таки подталкивали русских к промышленному развитию Северного Кавказа едва ли не исключительно собственными силами, без привлечения местного населения.
Обозначим еще раз исходные позиции. Утверждение русских в XVII–XIX в.в. на Северном Кавказе исходило из аграрной парадигмы жизнедеятельности: русские занимали земли, причем лучшие земли Кавказа, что обусловливало их доминирующие позиции в северокавказской экономике и обеспечивало для русской культуры множество точек соприкосновения с автохтонным населением, имея в качестве перспективы его аккультурацию. В советское время индустриальная парадигма жизнедеятельности привела к созданию на Северном Кавказе русского промышленного сектора с одновременной потерей русскими аграрных позиций, что привело к «зависанию» северокавказского города с преимущественным русским населением в социокультурном пространстве автохтонной деревни .
Анализ работ ряда представителей интеллигенции северокавказских народов показывает, что негативно воспринималась вся структура народного хозяйства. Главная отрицательная черта ее — «ориентация в основном на общесоюзный и российский рынок... Абсолютное преобладание отраслей промышленности союзного и союзно-республиканского подчинения (76,3%) в общем объеме товарной продукции значительно усложняло решение многих социальных задач.., сдерживало гармоничное и пропорциональное развитие»… По ходу размышлений на эту тему, заметим, что практически весь промышленный комплекс в СССР был построен по принципу союзного подчинения. Подавляющее большинство промышленных предприятий были не местного, а республиканского и союзного подчинения, и определялись в выпуске своей продукции централизованным планированием, не учитывающим нужды местного населения.
Рассмотрение социокультурной роли русских в процессе интеграции Северного Кавказа в состав Российского государства показывает следующие функции этого сегмента населения:
экономическую, проявляющуюся в создании здесь индустриального сектора экономики, что привело к расширению многоукладности хозяйства и создавало предпосылки для развития модернизационного процесса;
политико-юридическую, которая проявилась в создании общих государственно-правовых ориентаций у автохтонных народов региона;
культурно-динамическую, выразившуюся в изменении механизма трансляции культурной информации, т.е. создании основ письменности и тем самым предпосылок для развития идеологического уровня этнического самосознания и становления профессиональной культуры коренных народов;
ценностно-ориентационную, которая выразилась в создании общего образовательного и государственно-идеологического пространства на аксиологической базе русской культуры.
Тем самым русские в данном регионе играли интегративную роль, проявлявшуюся в формировании Северного Кавказа как достаточно целостного административного региона, имеющего потенциал развития экономики модернистского типа, и характер многосоставного общества. Эта функциональная роль русских обеспечивала внутрирегиональную стабильность. Наращивание «физической массы» русского сегмента, являвшегося этнической опорой российской государственной политики в регионе, дополнялось качественным увеличением «социального капитала» данного сегмента путем активного использования в северокавказской политике, административного, силового (военного) и культурного ресурсов российской государственности.
Административный ресурс проявлялся в основном в процессах административно-территориальных преобразований Северного Кавказа и факте безусловного доминирования Москвы в проведении кадровой политики в республиках. Используя административную власть для распространения общегосударственных правовых норм и принципов на территорию региона, централизованное правительство России тем не менее не препятствовало сохранению на бытовом уровне норм обычного права традиционного для северокавказских народов, что привело к полиюридизму, проявляющемуся в параллельном функционировании государственного (российского) права и адатов.
Военный ресурс российской государственности "манифестировался" прежде всего в ходе проведения на Северном Кавказе акций «концентрированного легитимного насилия» (сосредоточение на последних этапах Кавказской войны огромной армии; операции по депортации народов Северного Кавказа в 1943-1944 гг.) и реализовывался в форме постоянного военного присутствия в разных районах Кавказа.
Культурным ресурсом российской северокавказской политики, обеспечивавшим расширенное воспроизводство социального статуса русских в регионе, являлось доминирование русского языка и культуры в сфере образования, что выступало стабилизирующим фактором для северокавказских многосоставных обществ, способствуя созданию единых для всех сегментов ориентаций. Расширение поля функционирования русской культуры, опережавшее рост самого русского сегмента, выразилось, в частности, в отставании русских от ряда этнических общностей Северного Кавказа по относительному количеству лиц с высшим образованием. Но и это свидетельствовало о росте социального капитала русской этнической общности — как «исконного носителя» культуры, обладавшей для народов региона высокой ценностью.
регионального единства Северного Кавказа
Контакты русского и северокавказских этносов представляют собой пример процесса не-диффузного этнического контактирования, при котором как проникновение русских на территорию горцев, так и проникновение кавказских автохтонов на русские земли не приводит к растворению в чуждой среде инородных частиц. Русско–кавказское контактирование представляет собой систему, с одной стороны, достаточно активно функционирующую, а, с другой, сохраняющую строгую дистанцированность между составляющими ее элементами, несмотря на их плотное и устойчивое взаимодействие.
Цивилизационная дихотомия Россия — Северный Кавказ разряжается бинарными оппозициями буквально в каждую сферу социума: горские народы — народ, «растекающийся по бескрайной равнине»; этносы, структурируемые прежде всего отношениями кровного родства — этнос, структура которого аналогична структуре сельской общины, базирующейся на фундаменте православия; с одной стороны; то даруемая, то отнимаемая, то передариваемая государственность — с другой, тысячелетний опыт этатизма и т.д. Повторим вслед за знаменитым французским антропологом К.Леви-Стросом: «Не представляет ли собой (такая) симметрия — для существ, которых она объединяет, при этом же и противопоставляя, наиболее элегантное и наиболее простое средство выказать себя сходными и отличными, близкими и далекими, дружественными, хотя и определенным образом враждебными, и враждебными, оставаясь при этом друзьями?»
Необходимо отметить двойственность экономического освоения Россией Северного Кавказа. Процессы экономической интеграции региона в российское пространство шли на двух уровнях. На низовом уровне внутрирегионального рынка экономические связи русских и горцев сообщавшими ему устойчивость отношениями симметрии. Так, начиная с XVI — XVII в.в. идет во многом спонтанный процесс проникновения русского этнического элемента на Северный Кавказ: именно в это время формируется терское казачество, в том числе за счет «беглого русского люда». Воссоздавая на новых землях военизированный вариант русской общины — казачье войско, терско-гребенские казаки в хозяйственном плане по вполне понятным объективным причинам начинают дублировать местное население: «делят с чеченцами и кабардинцами затеречные степи в хозяйственных целях».
Однако аналогичные процессы шли и в обратном направлении, создавая симметрию русскому проникновению на территорию горцев. В частности, одной из форм классовой борьбы в адыгском обществе было бегство адыгских крестьян к русским и принятие ими христианской веры. Но если русские, оседавшие на Кавказе, перенимали многие обычаи горцев, то в свою очередь и горцы, отправлявшиеся на ярмарку в Екатеринодар, «слагая с себя на кордонной черте оружие, делались совершенно мирными, промышленными... Развитие торговли с горцами во многом изменило быт и хозяйство адыгов. Они стали охотно принимать у себя в хозяйстве всякие полезные нововведения, обучались различным ремеслам у русских»: свободные жители Кубани, «казаки, отставные солдаты, мещане — ездят в Кабарду к богатым узденям на работу, строят им дома, мельницы, конюшни, разводят сады, делают мебель, посуду и разные полезные вещи; жители с любопытством смотрят на их работу и слушают их наставления и замечания, удивляются уму и знаниям русских».
Итак, на низовом уровне хозяйственные связи русских и кавказцев отличались высокой степенью симметричности, обеспечивающей их взаимодополняемость, вытекающую из базисной для данного случая бинарной оппозиции «население гор» — «население равнин». Зато на уровне доминирующего (феодального) слоя северокавказских обществ смычка русского и северокавказского начал практически не происходила. Адыгские феодалы, например, ориентировались на торговлю с Турцией и другими странами Ближнего Востока, откуда к ним поступали предметы роскоши (драгоценные металлы, драгоценные камни, дорогое оружие) в отличие от поступавших через русские рынки товаров повседневного употребления (соль, текстильные и металлические изделия) простонародного потребления. Аналогично вместо собственной сельхозпродукции в Турцию вывозились рабы, захватывавшиеся горскими феодалами как в Черкесии, так и в других областях Северного Кавказа.
Ориентация горских феодалов на набеговую, а не на «реальную» экономику, которая связывала бы коренные народы с приходящими на Кавказ колонистами, и сохранение этнической дистанции между пришлыми и коренными народами, позволяли эффективно осуществлять мероприятия по вытеснению коренного элемента с кавказских земель и тем самым «очищая» земли от коренного населения, способствовала переносу сюда посттрадиционных, капиталистических отношений. В этом контексте следует рассматривать организацию мохаджирского движения, раздачу земли казакам и русским помещикам, проведение судебной реформы, а также привлечение иностранного капитала для освоения природных богатств Кавказа, что еще более рационализировало отношения между колонистами и автохтонными народами.
Результат не замедлил сказаться: во второй половине XIX в. Кавказ становится одним из центров развития капиталистических отношений. Конечно, производственные успехи региона выражались не столько в абсолютных цифрах, сколько в динамике экономического развития региона: речь шла о превращении страны, «слабо заселенной в начале пореформенного периода или заселенной горцами, стоявшими в стороне от мирового хозяйства и даже в стороне от истории... в страну нефтепромышленников, торговцев вином, фабрикантов пшеницы и табака». Население Кавказа за вторую половину XIX в. удваивается. И этот прирост был достигнут прежде всего за счет русских переселенцев: так, увеличение населения в Ставропольской губернии составило 200%, в Кубанской области — 384, тогда как в «автохтонном» Дагестане — лишь 14%. В этот период Северный Кавказ приближается к статусу одного из главных регионов прихода земледельческих наемных рабочих, где в качестве рынков рабочей силы выделялись Екатеринодар, Новороссийск, ст.Тихорецкая .
Процесс разложения горского крестьянства, которому на Северном Кавказе родовые структуры препятствовали, видимо, не меньше, чем в русских областях — структуры «мировые», стимулировался раздачей его земель крупным чиновникам, казакам, лояльной (т.е., как минимум не набеговой) горской знати. В результате «целые аулы горцев жили на арендованных землях, уплачивая местным землевладельцам и казачьей верхушке громадную арендную плату... Многие крестьяне превращались в батраков или уходили искать заработки в город» .
Таким образом, в дореволюционный период колонизация Россией Северного Кавказа представляла собой в экономическом отношении сложный и разнонаправленный процесс. Часть феодалов со своими правами, привилегиями и антитрудовым этикетом была вытеснена с Кавказа в период мухаджирства; часть общинных земель обрела новых хозяев, которые в силу этнической дистанцированности от местного населения могли выстраивать свои отношения с ним на последовательно капиталистической основе. Иначе говоря, проникновение русских на Северный Кавказ в хозяйственном плане представляло собой прежде всего относительно быструю и широкую замену традиционной элиты, экономические занятия которой в силу недифференцированности ее функций (экономических, военных, политических) сводились едва ли не исключительно к «перераспределительному менеджменту», на новую, собственно хозяйственную элиту, начавшую втягивать регион в российский национальный рынок путем развития здесь сельскохозяйственного и промышленного производства, причем через привлечение русского пролетариата. При этом не следует отождествлять формирующуюся новую экономическую элиту с этнически русским населением. О ней, скорее, можно говорить как о «русскоязычной», носительнице модернизационных и имперских устремлений.
Геополитическое положение региона требовало как можно более быстрой его интеграции в российское пространство. Примыкание Северного Кавказа к русским областям давало простой и эффективный способ решения этой проблемы фактически без привлечения к сотрудничеству автохтонного населения. Экономическое освоение региона опиралось на экспорт рабочей силы из русских районов страны, препятствуя аккультурации местного населения, поскольку оно было не востребовано даже в качестве эксплуатируемой промышленной рабочей силы. Эта тенденция получила свое дальнейшее развитие в годы Советской власти: 75% населения этого промышленно развитого региона составляли русские и украинцы, причем в автономных областях и республиках Северного Кавказа доля русских колебалась от 68% в Адыгее до 7 — в сверхполиэтничном Дагестане. Но за одинаковой тенденцией к количественному увеличению русского этнического массива на Северном Кавказе в царские и советские времена скрывались качественно разные парадигмы интериоризации его территории.
Первоначально проникновение России на Северный Кавказ шло прежде всего через создание в регионе русского аграрного сектора. В этом случае зародившиеся еще в XVIII в. симметрия и взаимодополняемость русского и горского алгоритмов хозяйствования были социокультурным фактом. Между тем в первые годы Советской власти по русскому сектору северокавказской аграрной экономики, представленному большей частью казачьим населением, был нанесен мощный удар политикой расказачивания. Промышленное освоение региона, которое потребовало прибытия на Северный Кавказ большого потока промышленных рабочих (преимущественно русских, украинцев, белорусов, армян, татар) никоим образом не могло компенсировать утраты русскими ряда своих статусных позиций как одного из аграрных и в силу этого фактически автохтонного этноса Северного Кавказа.
Обладание землей, работа на ней того или иного народа в полиэтниченой среде имеет символико–мистический смысл, больший, чем даже этатизация этничности. Но, главное, если аграрная модель проникновения на территорию традиционной (доиндустриальной) экономики в принципе создавала поле протекания аккультурационных процессов, то создание промышленной базы, (причем не только добывающей, но и обрабатывающей) в «экологической нише» аграрных этносов обрекало их на роль лишнего элемента в складывающейся системе, либо заставляло их воспринимать эту систему как чуждый элемент, балласт для исконной «экологической ниши». При этом малочисленность горских народов Кавказа и территориальная близость мощных «пластов» русского этноса в сочетании с тщательно культивируемой эзотеричностью северокавказской культуры как частью культуры Ближнего Востока, оппозиционной западному рационализму, опять-таки подталкивали русских к промышленному развитию Северного Кавказа едва ли не исключительно собственными силами, без привлечения местного населения.
Обозначим еще раз исходные позиции. Утверждение русских в XVII–XIX в.в. на Северном Кавказе исходило из аграрной парадигмы жизнедеятельности: русские занимали земли, причем лучшие земли Кавказа, что обусловливало их доминирующие позиции в северокавказской экономике и обеспечивало для русской культуры множество точек соприкосновения с автохтонным населением, имея в качестве перспективы его аккультурацию. В советское время индустриальная парадигма жизнедеятельности привела к созданию на Северном Кавказе русского промышленного сектора с одновременной потерей русскими аграрных позиций, что привело к «зависанию» северокавказского города с преимущественным русским населением в социокультурном пространстве автохтонной деревни .
Анализ работ ряда представителей интеллигенции северокавказских народов показывает, что негативно воспринималась вся структура народного хозяйства. Главная отрицательная черта ее — «ориентация в основном на общесоюзный и российский рынок... Абсолютное преобладание отраслей промышленности союзного и союзно-республиканского подчинения (76,3%) в общем объеме товарной продукции значительно усложняло решение многих социальных задач.., сдерживало гармоничное и пропорциональное развитие»… По ходу размышлений на эту тему, заметим, что практически весь промышленный комплекс в СССР был построен по принципу союзного подчинения. Подавляющее большинство промышленных предприятий были не местного, а республиканского и союзного подчинения, и определялись в выпуске своей продукции централизованным планированием, не учитывающим нужды местного населения.
Рассмотрение социокультурной роли русских в процессе интеграции Северного Кавказа в состав Российского государства показывает следующие функции этого сегмента населения:
экономическую, проявляющуюся в создании здесь индустриального сектора экономики, что привело к расширению многоукладности хозяйства и создавало предпосылки для развития модернизационного процесса;
политико-юридическую, которая проявилась в создании общих государственно-правовых ориентаций у автохтонных народов региона;
культурно-динамическую, выразившуюся в изменении механизма трансляции культурной информации, т.е. создании основ письменности и тем самым предпосылок для развития идеологического уровня этнического самосознания и становления профессиональной культуры коренных народов;
ценностно-ориентационную, которая выразилась в создании общего образовательного и государственно-идеологического пространства на аксиологической базе русской культуры.
Тем самым русские в данном регионе играли интегративную роль, проявлявшуюся в формировании Северного Кавказа как достаточно целостного административного региона, имеющего потенциал развития экономики модернистского типа, и характер многосоставного общества. Эта функциональная роль русских обеспечивала внутрирегиональную стабильность. Наращивание «физической массы» русского сегмента, являвшегося этнической опорой российской государственной политики в регионе, дополнялось качественным увеличением «социального капитала» данного сегмента путем активного использования в северокавказской политике, административного, силового (военного) и культурного ресурсов российской государственности.
Административный ресурс проявлялся в основном в процессах административно-территориальных преобразований Северного Кавказа и факте безусловного доминирования Москвы в проведении кадровой политики в республиках. Используя административную власть для распространения общегосударственных правовых норм и принципов на территорию региона, централизованное правительство России тем не менее не препятствовало сохранению на бытовом уровне норм обычного права традиционного для северокавказских народов, что привело к полиюридизму, проявляющемуся в параллельном функционировании государственного (российского) права и адатов.
Военный ресурс российской государственности "манифестировался" прежде всего в ходе проведения на Северном Кавказе акций «концентрированного легитимного насилия» (сосредоточение на последних этапах Кавказской войны огромной армии; операции по депортации народов Северного Кавказа в 1943-1944 гг.) и реализовывался в форме постоянного военного присутствия в разных районах Кавказа.
Культурным ресурсом российской северокавказской политики, обеспечивавшим расширенное воспроизводство социального статуса русских в регионе, являлось доминирование русского языка и культуры в сфере образования, что выступало стабилизирующим фактором для северокавказских многосоставных обществ, способствуя созданию единых для всех сегментов ориентаций. Расширение поля функционирования русской культуры, опережавшее рост самого русского сегмента, выразилось, в частности, в отставании русских от ряда этнических общностей Северного Кавказа по относительному количеству лиц с высшим образованием. Но и это свидетельствовало о росте социального капитала русской этнической общности — как «исконного носителя» культуры, обладавшей для народов региона высокой ценностью.