§1. Социально-экономическое проявление
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104
этнотерриториальной регионализации
Этническая специфика населения, часто закрепленная в юридических формах, способствующих ее укреплению, во многом определяет регионализацию социокультурного пространства страны. Под видимыми бытовыми и фольклорными проявлениями культуры, отличающими те или иные регионы страны, лежат более глубинные пласты, обусловливающие как специфику хозяйственных типов деятельности или ментальных структур населения тех или иных регионов, так и характер межэтнических отношений на региональном уровне, влияющих на степень однородности политического пространства России.
Проблема регионализации политического и культурного пространства в России существует с момента возникновения государства. Ее актуальность обусловливается территориальной масштабностью страны, различием культур населяющих ее народов и их неравным социально-экономическим развитием. В теоретическом плане регионализация стран по культурному основанию рассматривалась многими учеными. Еще в работах Ф.Боаса обращалось внимание на географическое распределение культуры и выделение географической «привязки» тех или иных культурных элементов. Эта идея нашла последующее развитие в трудах американских этнологов К.Уисслера и А.Кребера. В процессе изучение культуры американских индейцев они выделили обобщенное понятие — «культурная область». В основу выделения культурных областей был положена специфика хозяйственного комплекса. Аналогичные наблюдения можно найти и в работах Л.Н.Гумилева, который говорил об этноландшафтных зонах: «они образуются в результате взаимодействия, симбиоза человека и ланшафта, когда они начинают дополнять друг друга». На территории бывшего СССР Л.Н.Гумилев выделял семь этноландшафтных зон. Например, «русские как этнос связаны с азональным пойменно-луговым ландшафтом рек таежной зоны, где они образовали уникальный симбиоз с коровой, используемой прежде всего как источник органического удобрения, совершенно необходимого для малоплодородных подзолистых лесных почв». Северные народы (самоеды, ханты, манси, эвенки, эвены и др.) образуют подобный симбиоз с северным оленем, южные — с овцой и т.д.
Другие российские этнологи выделяли историко–этнографические области. Наиболее известные работы в этом направлении принадлежат М.Левину и Н.Чебоксарову. Они выделили хозяйственно-культурные типы, под которыми понимали сформировавшиеся в определенных географических условиях у близко проживавших народов, находящихся на одинаковой стадии социально-экономического развития, определенные комплексы особенностей хозяйства и культуры. Авторы этой концепции отмечали, что хозяйственно–культурные типы возникают в древности, но сохраняются в современности в форме зональных культурно–бытовых комплексов. Определяющую роль в их формировании играют хозяйственные черты, которые отражаются в обычаях, обрядах, верованиях .
Большая работа по изучению локальных сибирских хозяйственно-культурных типов была проделана в 60-х г. ХХ в. отечественными этнографами В.Черницовым и А.Окладниковым. Аналогичные хозяйственно–культурные типы были выделены также в Средней Азии, в Волго–Уральском регионе. В качестве локализации такого хозяйственно-культурного типа можно выделить и Северный Кавказ. Все без исключения этнографы и историки, изучавшие культуру народов региона, подчеркивают единство их хозяйственно-бытовых и культурных элементов. Однако при этом ученые данного региона все чаще определяют это единство не как понятие хозяйственно–культурного типа, но как понятие цивилизация (кавказская, адыгская и т.д.). Вместе с тем еще в 60-е гг. была предпринята попытка «исследования культуры и быта не того или иного отдельного народа, а совокупности их в рамках целого этнографического региона». Иными словами, ученые всегда видели в Северном Кавказе единство экономического и культурного пространства для народов его населяющих.
Каждый из регионов самобытен и своеобразно вписывается в единое культурное и социальное пространство России. Его синтетическое описание требует подробного анализа процессов, происходящих в каждом регионе, выявления в них общероссийских универсалий и региональной специфики. Но также как на общероссийском уровне четко просматривается своеобразие регионов, в масштабах самих регионов можно выделить субрегиональное своеобразие. История формирования и этнокультурная специфика регионов отражается на их социально–экономических характеристиках. В географическом пространстве России рядом находятся народы, разделенные огромной дистанцией в социальном пространстве. Географическое (в данном случае его синонимами являются «геометрическое» и «физическое») и социальное пространства не совпадают. Концепцию социального пространства разрабатывал один из классиков современной социологии П.Сорокин. Он отмечал, что положение человека или группы в социальном пространстве можно определить через его (ее) отношение к другим социальным группам и явлениям, «взятым за точки отсчета». П.Сорокин обозначил и «систему координат» социального пространства: «1) указание отношений человека к определенным группам; 2) отношение этих групп друг к другу внутри популяции; 3) отношение данной популяции к другим популяциям, входящим в человечество». Социальная позиция этноса во многом определяется уровнем его социально-экономического развития.
С позиции методологии, предложенной в предшествующем изложении, народы, населяющие Россию по уровню социально-экономического развития можно объединить в три группы — традиционные, индустриальные и переходные (от традиционности к индустриальному типу развития). Отнесение этноса к той или иной группе предполагает его характеристику по ряду индикаторов, которые фиксируют протекание социальных процессов, изменяющих их социально–экономический облик. В первую очередь нас должны интересовать те социальные процессы, что воздействуют на внутриэтнические связи. Перемены, претерпеваемые этносом, вызываются социально–экономическими факторами, но проявляются в демографических и поселенческих характеристиках. Они описывают изменения, затрагивающие систему воспроизводства этноса, а именно воспроизводство численности населения, его социализацию и поселенческую самоорганизацию. Индикаторы социально–демографических процессов собираются государственными статистическими органами. Сбор статистического материала в нашей стране до последнего времени был крайне слабо ориентирован на его классификацию по этническому признаку. Статистические данные обычно собираются по республикам, а внутри них ряд показателей выбирается по этническому признаку. Этот подход определяет и группировку материала, приведенную ниже.
Тип демографического производства определяется количественными показателями. Динамика численности этноса, которая складывается из показателей уровней рождаемости, смертности (общей и младенческой), брачности и т.д., является индикатором его функционирования и потенциала жизнеспособности, самовоспроизводимости. Рассмотренная с точки зрения количественных показателей численность населения РФ за 30 послевоенных лет (1959-1989) свидетельствует, что темпы роста численности у разных народов страны были различны. По этому параметру можно выделить две группы народов: имеющих прирост выше среднего показателя по стране (1,25), и тех, у кого этот показатель ниже среднего. К последним относятся русские и белорусы, а также поволжские народы угро-финской языковой группы: они имеют тот же показатель, либо еще ниже. Целая группа угро-финских народов (мордва, карелы, вепсы) даже уменьшилась в своей численности. Прирост населения несколько выше среднего уровня (в 1,3 — 1,5 раза) характерен для татар, башкир, хакасов, удыге, каряков, нанайцев, эскимосов. И, наконец, высоким приростом (от 1,6 до 2 и более раз) характеризовались алтайцы, якуты, тувинцы, эвенки и народы Северного Кавказа. Комментируя эти цифры, демографы связывают их со способом расселения народов. Падение численности свойственно прежде всего дисперсно расселенным народам. При компактном расселении налицо высокий уровень рождаемости. Однако даже подробное описание демографами миграционных и демографических процессов у различных народов не объясняет количественную неоднородность данных процессов.
Одним из важных факторов, определяющих прирост населения, является рождаемость. Безусловно, этот фактор зависит от степени распространения в обществе религии, которая посредством традиционных и культурных норм закрепляет свои установки на брачность, отношение к рождаемости и ее регулированию. Широко известна установка любой мировой религии на всемерное повышение рождаемости. Все мировые религии, распространенные на территории России, — христианство, ислам, буддизм — строго требуют соблюдения запрета на аборт, который приравнивается к убийству. Ислам вообще не устанавливает женщинам низшего возрастного предела для вступления в брачные отношения, что способствует ранним бракам и увеличению рождаемости. Однако, отмечая роль религии в росте населения, можно констатировать, что далеко не во всех регионах России она выступает средством регуляции поведения (в том числе и брачного). Области распространения православной религии, деятельности которой был нанесен существенный урон в годы советской власти, совпадают с территориями, на которых наблюдается падение рождаемости. Хотя вряд ли можно объяснить падение рождаемости в этих областях отказом от религиозных норм, ведь этот процесс наблюдается и в европейских странах, не переживших всплеска атеизма на уровне массового сознания.
Представляется, что в значительно большей степени уровень рождаемости связан с распространенным в данном обществе типом семьи. Последний же непосредственно зависит от доминирующей формы труда — аграрной или индустриальной. Доиндустриальному (аграрному) уровню развития общества, как было сказано выше изложении, характерна многопоколенная семья как начальная структурная единица воспроизводства этноса, высокий уровень брачности, высокий уровень рождаемости. Индустриальное общество формирует бинарный (нуклеарный) тип семьи, с низким уровнем рождаемости. Кроме этих двух типов воспроизводства, конечно, существует и некий промежуточный, переходный. Он возникает при втягивании преимущественно аграрного этноса в существующую уже индустриальную культуру. Эта ситуация оказалась распространенной в условиях неравномерного экономического развития различных регионов такой огромной страны, как Россия. Переходный тип совмещает в себе и высокий уровень рождаемости (что характерно для многопоколенной семьи), и сравнительно невысокий уровень смертности (что уже ближе к бинарному типу семьи) благодаря высокому уровню развития медицины в обществе. Но тем самым разрушается сложившийся баланс рождаемости и смертности населения, что приводит к накапливанию «лишних людей» в сельских районах. Экономисты называют их трудоизбыточными, поскольку традиционные формы труда и ограниченное количество земель, пригодных для сельскохозяйственных работ, не позволяют задействовать большое количество рабочей силы. В случае же модернизации сельскохозяйственного труда количество «лишнего населения» резко увеличивается. Обычно такое накопление населения в селе приводит к его «выталкиванию» в город и к такому же резкому механическому (т.е. за счет приезжих) росту населения городов.
Если численный рост населения республик попробовать объяснить с позиции механизма воспроизводства населения, определяемого типом семьи, то можно выделить соответствующие 3 группы республик. Первой группе республик (Прилож. 2, табл. 1) свойственен достаточно низкий уровень рождаемости (16,1 — 18,0), не очень высокий уровень детской смертности (11,3 — 18,0), преимущественно бинарная семья со средним уровнем рождаемости, не превышающем 2 детей, сравнительно высоким уровнем разводимости (соотношение браков и разводов на 1000 чел. населения — 2,5:1; 3:1). Это республики преимущественно индустриального типа хозяйствования и городского типа поселения. Горожане в поселенческой структуре данных республик составляют от 58 до 81,4%. Но здесь следует обратить внимание на этническую структуру населения: это республики с преимущественно русским населением (до 80%), которое и дает среднестатистические демографические показатели, близкие к русским административным областям РФ и свидетельствующие о переходе титульных этносов данных республик к механизму воспроизводства первого типа.
Вторая группа республик (прилож. 2, табл. 2), напротив, характеризуется численным доминированием титульных этносов. За исключением Горно–Алтайской республики, титульные этносы составляют здесь от 50 до 90% всего населения. Это республики преимущественно аграрной структуры народного хозяйства с преобладанием сельского типа поселений. Для них характерны высокий уровень рождаемости (в 1,8 — 2 раза выше, чем в среднем по России), более высокая численность семьи, большая устойчивость брака (соотношение браков и разводов на 1000 чел. составляет 3:1, 4:1, 5:1), высокий уровень младенческой смертности. При этом отметим, что последний показатель отличается по этническим группам в республиках. Например, если у титульных этносов Дагестана он в среднем составляет 23,4 на 1000 родившихся, то у русских в этой республике этот показатель составляет 14,8; у тувинцев — 35,6, у русских в Тыве — 24,9. Существенным отличием республик этих 2 групп является средний возраст населения. В первой группе он близок к среднему возрасту населения в РФ (34,9 лет) и составляет от 32,6 до 39,6 лет, во второй — этот показатель значительно ниже: от 22,9 до 29 лет. Иными словами, население трудоизбыточных республик значительно моложе, нежели в целом по России.
Третью группу республик (прилож. 2, табл. 3) составляют республики, которые при равном (Татарстан) или численном доминировании титульных этносов по демографическим показателям ближе стоят к русскому этносу в русских административных областях РФ. Это этносы, которые вышли на фазу перехода к индустриально–городскому типу развития.
Правомерность такого подхода в интерпретации демографической динамики по различным регионам России подтверждается также и соотношением городского и сельского населения всем трем группам республик (прилож. 2, табл. 4). В первой группе городское население составляет от 52,1 до 81,4%, но среди титульных этносов — от 33,4 до 61,8% (напомним, что сами титульные этносы в составе населения республик не превышают 32%). Во второй группе при доминировании титульных этносов удельный вес городского населения не очень высок. Эта часть населения не превышает трети от общей численности этноса. В третьей группе при доминировании титульных этносов городское население в составе общей численности этноса имеет почти такой же вес, как и городское население в русских административных единицах — от 46,5 до 63,8%.
Итак, для объяснения показателей этнодемографической статистики республики были объединены в 3 группы. Нас интересовало выявление степени влияния перехода от аграрного типа культуры к индустриальному на демографическую динамику. В ходе анализа были обнаружены: 1) демографический рост и процесс омоложение состава населения в республиках с неправославным населением; 2) расхождения в группе неправославных республик по типу механизма воспроизводства населения. На последнем пункте следует остановиться подробнее. Мы попытались объяснить это различие, исходя из процесса урбанизации, и обнаружили значительные количественные расхождения в удельном весе горожан в республиках с преимущественно неправославным населением. Однако для полноты картины требуется качественный анализ этих показателей. Один из интересных вариантов такого анализа был проведен М.Н.Губогло. Он сравнил динамику прироста численности населения в православных и исламских (плюс буддистских) республиках и пришел к выводу о большом влиянии исламского фактора: «Этностатистический подход позволил выявить такую картину развития этнодемографических процессов, которая сама подтолкнула к определенному выводу и обнажила роль ислама в формировании национального состава автономных республик РФ». С точки зрения автора, она состоит в коренизации городского населения и в вытеснении русской его части из исламских республик. Данный вывод сделан на основе сопоставления динамики численности групп коренного населения республик и русской его части в целом по республикам и по городскому населению.
Сопоставляемые показатели действительно внушительны. За 30 лет между послевоенными переписями в исламских республиках городское население титульных этносов по сравнению с русским в Татарстане увеличилось в 2,8 раза, в Северной Осетии — в 3,1, в Башкортостане — в 3,6, в Дагестане — в 4, а в Чечено-Ингушетии — в 9,1 раз. Сравнение республик по доли сокращения русского населения за этот период выстраивает их в следующей последовательности. Численность русского населения сократилась в Татарстане на 0,6%, Башкортостане — на 3,1, Кабардино–Балкарии — на 6,8, Северной Осетии — на 9,7, Дагестане — на 10,9, Чечено–Ингушетия — на 25,9; в Бурятии — на 4,7, Тыве — на 8,1, Калмыкии — на 18,3%. Но значительнее всего сократилось русское население в городах северокавказских республик, где популярен ислам: в Чечено–Ингушетии доля русского населения упала на 32,8, в Кабардино–Балкарии — на 25,9, в Дагестане — на 25,3%. Самые значительные темпы сокращения русского населения к 1989 г. наблюдались в столицах этих республик. В Махачкале численность горожан–русских уменьшилась на 30,1, в Грозном — на 25,2, в Нальчике — на 23,5, в Орджоникидзе (Владикавказе) — на 23,1% .
Однако, даже следуя логике данного анализа, нельзя не заметить существенной разницы в показателях, которая отличает Татарстан и Башкортостан (но особенно первую республику) от республик северокавказского региона. Это заставляет усомниться в итоговом выводе автора относительно преобладающей роли ислама и искать другое объяснение. Его подсказывают приведенные цифры. Видимо, причину следует искать в характере урбанизации. Сама урбанизация оценивается учеными как позитивный процесс, поскольку она изменяет инфраструктуру общества и систему жизнеобеспечения населения. Однако сжатые сроки этих преобразований в северокавказском регионе влекут за собой резко негативные последствия. Сформировавшееся такими темпами городское население имеет «негородской» характер. В социологических исследованиях приводятся данные, которые подтверждают это явление на материале городов СССР. К концу 80-х годов доля уроженцев города среди 60-летних горожан СССР составляла 15%, среди 40-летних — от 30 до 40%, среди 20-летних — 50%. Только в 1980 г. на долю городских матерей стало приходиться 59% рожденных детей–горожан .
Не вызывает сомнения, что в резко выросших в 60-е гг. городах РФ (а в их число входят города республик Северного Кавказа, Якутии, Тывы, Калмыкии) наблюдается сходная картина. Поэтому можно утверждать, что в городском населении этих республик преобладают маргинальные слои. Основная часть городского населения не является носителем городского типа культуры, в основании которой лежит правовой принцип регуляции поведения и доминируют не традиции, а универсальные нормы нравственности. Горожане — выходцы из села руководствуются преимущественно традиционными нормами и имеют сельские стереотипы поведения. Развитию городского типа социализации препятствует численно большой наплыв сельского населения, вследствие чего города просто не справляются с этой функцией. Не менее важным фактором, затруднявшим в прошлом этот процесс, являлся милитаризованный характер развития экономики СССР, непременной чертой которого являлось остаточное финансирование социальной инфраструктуры. В этой ситуации численность городского населения росла при отсутствии городского типа жилья, необходимых экономических условий для производственной занятости городского типа и развитой системы бытового обслуживания населения. Поэтому в городах рос «сектор трущоб» и воспроизводилась культура барачного типа.
Переместившись в города, сельское население, в силу совершенно иных условий социального взаимодействия (индивидуализм вместо коллективизма, анонимность вместо публичности), не может воспроизводить в них традиционные принципы регуляции поведения. Семья как носитель и институт трансляции традиционной этнической культуры оказывается практически выключенной из процесса социализации. Вместе с тем отсутствие достаточного количества школ, а также неразвитая система преподавания в школах важнейших элементов этнической культуры — языка, литературы, истории — не только способствуют ухудшению общего климата межличностных отношений, но и наносят существенный урон сохранению традиционной этнической культуры народов.
Замечания о маргинальном характере большей части городского населения титульных этносов все же не касаются Татарстана и Башкортостана. В пользу такого разделения республик с преобладанием ислама свидетельствует социальная структура этносов. Ее существенными элементами являются образовательный уровень, профессиональный состав, а также формирование групп специалистов из представителей титульных этносов (Прилож. 2, табл. 5-7). Если с этих позиций рассмотреть этнопрофессиональный состав населения республик, то они объединяются не в 2 группы (православные и исламо–буддистские), а в выделенные нами 3 группы, в основе различий которых лежит доминирование индустриального или аграрного типа развития. Формирование этнопрофессионального состава отличается в этих группах по следующим признакам:
1) перетеканию трудовых ресурсов из сферы материального в сферу нематериального производства, но в индустриально развитых республиках в этот процесс равномерно вовлечено все население, независимо от этнической принадлежности, а в аграрных — темпы этого перехода выше у титульных этносов;
2) перераспределению трудовых ресурсов между сферами занятости преимущественно умственным и преимущественно физическим трудом.
Еще убедительнее выглядят данные в области формирования групп специалистов. В индустриально развитых республиках наблюдаются равномерные темпы прироста специалистов с высшим и средним специальным образованием по этническим группам. В исламских республиках Северного Кавказа эти темпы среди титульных этносов существенно превышают темпы роста данных групп у русского населения. За этими, на первый взгляд, сухими цифрами, отражающими прирост городского населения по этническому составу, перераспределение населения по сферам занятости, наращивание групп специалистов и т.д., стоят реальные социально-этнические процессы. За последние десятилетия произошла «этнизация» городского населения аграрных республик, что объясняется рядом причин. В их числе можно назвать: а) резкий прирост численности этносов Северного Кавказа; б) политику, направленную на переселение горского населения на равнины и плоскости; в) политику государства в области образования, направленную на подъем образовательного уровня молодежи коренных этносов. Выделенные факторы являются внешними по отношению к естественному процессу развития этноса. Поэтому сжатые сроки урбанизации и механический рост городов и городского населения привели не к формированию городского (и индустриального) типа культуры у коренных этносов, а к воспроизводству этнической структуры аграрного типа, но в условиях города. Специфика же городского типа поселения оказывает разрушительное действие на традиционные структуры организации этноса, что предполагает поиск новых принципов самоорганизации. В качестве важнейшего из них видится создание собственных государственных органов.
Сжатое пространство города и отказ центральных органов власти от подавления проявлений национальных (этнических) форм жизни привели в свою очередь к открытой межэтнической конкуренции и как следствие — к вытеснению одного этноса другим. Эти отношения проявились прежде всего в форме утверждения или повышения политической позиции этноса в республике. Отсюда активизируется осмысление позиции этноса как коренного или некоренного, требование конституционной защиты прав этносов. Другой характер межэтнических взаимоотношений утверждается в индустриально развитых республиках. Более длительное и мирное совместное историческое проживание русского народа и народов финно-угорской и тюркской групп, их взаимоадаптация, совместное формирование элементов общей культуры, а также размытая этническая структура, характерная для индустриального уровня развития этноса, — все это выступает гарантом, сдерживающим отношения межэтнической конкуренции в условиях развития рыночных отношений. Активизация рыночных отношений и отказ общества от принципа квотного представительства этносов во всех сферах социальной жизни, а также психологическая готовность большей части населения этих республик к индивидуальному типу мобильности расширили его каналы, что привело здесь к выравниванию статусов русского и титульный этносов или «подтягиванию» статуса титульного этноса до статуса русского.
Итак, подведем некоторые итоги. Проведенный этнодемографический и социокультурный анализ позволяет сделать следующие выводы:
1) объективное положение этнических групп неодинаково в различных регионах России;
2) существенные различия в сферах занятости и системах жизнеобеспечения больших социальных групп производны от этнической дифференциации, имеют объективный характер и независимы от пропагандистской деятельности политиков и идеологов (ученых, писателей);
3) благодаря государственной политике СССР в предшествующие десятилетия, направленной на выравнивание уровней экономического развития и социокультурной инфраструктуры, титульные народы большинства республик РФ вышли на уровень перехода от аграрной к индустриальной фазе развития;
4) переходный этап развития в республиках Северного Кавказа в условиях этнической и социокультурной дифференциации населения привел к острой конкуренции между этническими группами по поводу основных средств жизнеобеспечения (территория расселения, сфера занятости, образование, жилье и др.).
этнотерриториальной регионализации
Этническая специфика населения, часто закрепленная в юридических формах, способствующих ее укреплению, во многом определяет регионализацию социокультурного пространства страны. Под видимыми бытовыми и фольклорными проявлениями культуры, отличающими те или иные регионы страны, лежат более глубинные пласты, обусловливающие как специфику хозяйственных типов деятельности или ментальных структур населения тех или иных регионов, так и характер межэтнических отношений на региональном уровне, влияющих на степень однородности политического пространства России.
Проблема регионализации политического и культурного пространства в России существует с момента возникновения государства. Ее актуальность обусловливается территориальной масштабностью страны, различием культур населяющих ее народов и их неравным социально-экономическим развитием. В теоретическом плане регионализация стран по культурному основанию рассматривалась многими учеными. Еще в работах Ф.Боаса обращалось внимание на географическое распределение культуры и выделение географической «привязки» тех или иных культурных элементов. Эта идея нашла последующее развитие в трудах американских этнологов К.Уисслера и А.Кребера. В процессе изучение культуры американских индейцев они выделили обобщенное понятие — «культурная область». В основу выделения культурных областей был положена специфика хозяйственного комплекса. Аналогичные наблюдения можно найти и в работах Л.Н.Гумилева, который говорил об этноландшафтных зонах: «они образуются в результате взаимодействия, симбиоза человека и ланшафта, когда они начинают дополнять друг друга». На территории бывшего СССР Л.Н.Гумилев выделял семь этноландшафтных зон. Например, «русские как этнос связаны с азональным пойменно-луговым ландшафтом рек таежной зоны, где они образовали уникальный симбиоз с коровой, используемой прежде всего как источник органического удобрения, совершенно необходимого для малоплодородных подзолистых лесных почв». Северные народы (самоеды, ханты, манси, эвенки, эвены и др.) образуют подобный симбиоз с северным оленем, южные — с овцой и т.д.
Другие российские этнологи выделяли историко–этнографические области. Наиболее известные работы в этом направлении принадлежат М.Левину и Н.Чебоксарову. Они выделили хозяйственно-культурные типы, под которыми понимали сформировавшиеся в определенных географических условиях у близко проживавших народов, находящихся на одинаковой стадии социально-экономического развития, определенные комплексы особенностей хозяйства и культуры. Авторы этой концепции отмечали, что хозяйственно–культурные типы возникают в древности, но сохраняются в современности в форме зональных культурно–бытовых комплексов. Определяющую роль в их формировании играют хозяйственные черты, которые отражаются в обычаях, обрядах, верованиях .
Большая работа по изучению локальных сибирских хозяйственно-культурных типов была проделана в 60-х г. ХХ в. отечественными этнографами В.Черницовым и А.Окладниковым. Аналогичные хозяйственно–культурные типы были выделены также в Средней Азии, в Волго–Уральском регионе. В качестве локализации такого хозяйственно-культурного типа можно выделить и Северный Кавказ. Все без исключения этнографы и историки, изучавшие культуру народов региона, подчеркивают единство их хозяйственно-бытовых и культурных элементов. Однако при этом ученые данного региона все чаще определяют это единство не как понятие хозяйственно–культурного типа, но как понятие цивилизация (кавказская, адыгская и т.д.). Вместе с тем еще в 60-е гг. была предпринята попытка «исследования культуры и быта не того или иного отдельного народа, а совокупности их в рамках целого этнографического региона». Иными словами, ученые всегда видели в Северном Кавказе единство экономического и культурного пространства для народов его населяющих.
Каждый из регионов самобытен и своеобразно вписывается в единое культурное и социальное пространство России. Его синтетическое описание требует подробного анализа процессов, происходящих в каждом регионе, выявления в них общероссийских универсалий и региональной специфики. Но также как на общероссийском уровне четко просматривается своеобразие регионов, в масштабах самих регионов можно выделить субрегиональное своеобразие. История формирования и этнокультурная специфика регионов отражается на их социально–экономических характеристиках. В географическом пространстве России рядом находятся народы, разделенные огромной дистанцией в социальном пространстве. Географическое (в данном случае его синонимами являются «геометрическое» и «физическое») и социальное пространства не совпадают. Концепцию социального пространства разрабатывал один из классиков современной социологии П.Сорокин. Он отмечал, что положение человека или группы в социальном пространстве можно определить через его (ее) отношение к другим социальным группам и явлениям, «взятым за точки отсчета». П.Сорокин обозначил и «систему координат» социального пространства: «1) указание отношений человека к определенным группам; 2) отношение этих групп друг к другу внутри популяции; 3) отношение данной популяции к другим популяциям, входящим в человечество». Социальная позиция этноса во многом определяется уровнем его социально-экономического развития.
С позиции методологии, предложенной в предшествующем изложении, народы, населяющие Россию по уровню социально-экономического развития можно объединить в три группы — традиционные, индустриальные и переходные (от традиционности к индустриальному типу развития). Отнесение этноса к той или иной группе предполагает его характеристику по ряду индикаторов, которые фиксируют протекание социальных процессов, изменяющих их социально–экономический облик. В первую очередь нас должны интересовать те социальные процессы, что воздействуют на внутриэтнические связи. Перемены, претерпеваемые этносом, вызываются социально–экономическими факторами, но проявляются в демографических и поселенческих характеристиках. Они описывают изменения, затрагивающие систему воспроизводства этноса, а именно воспроизводство численности населения, его социализацию и поселенческую самоорганизацию. Индикаторы социально–демографических процессов собираются государственными статистическими органами. Сбор статистического материала в нашей стране до последнего времени был крайне слабо ориентирован на его классификацию по этническому признаку. Статистические данные обычно собираются по республикам, а внутри них ряд показателей выбирается по этническому признаку. Этот подход определяет и группировку материала, приведенную ниже.
Тип демографического производства определяется количественными показателями. Динамика численности этноса, которая складывается из показателей уровней рождаемости, смертности (общей и младенческой), брачности и т.д., является индикатором его функционирования и потенциала жизнеспособности, самовоспроизводимости. Рассмотренная с точки зрения количественных показателей численность населения РФ за 30 послевоенных лет (1959-1989) свидетельствует, что темпы роста численности у разных народов страны были различны. По этому параметру можно выделить две группы народов: имеющих прирост выше среднего показателя по стране (1,25), и тех, у кого этот показатель ниже среднего. К последним относятся русские и белорусы, а также поволжские народы угро-финской языковой группы: они имеют тот же показатель, либо еще ниже. Целая группа угро-финских народов (мордва, карелы, вепсы) даже уменьшилась в своей численности. Прирост населения несколько выше среднего уровня (в 1,3 — 1,5 раза) характерен для татар, башкир, хакасов, удыге, каряков, нанайцев, эскимосов. И, наконец, высоким приростом (от 1,6 до 2 и более раз) характеризовались алтайцы, якуты, тувинцы, эвенки и народы Северного Кавказа. Комментируя эти цифры, демографы связывают их со способом расселения народов. Падение численности свойственно прежде всего дисперсно расселенным народам. При компактном расселении налицо высокий уровень рождаемости. Однако даже подробное описание демографами миграционных и демографических процессов у различных народов не объясняет количественную неоднородность данных процессов.
Одним из важных факторов, определяющих прирост населения, является рождаемость. Безусловно, этот фактор зависит от степени распространения в обществе религии, которая посредством традиционных и культурных норм закрепляет свои установки на брачность, отношение к рождаемости и ее регулированию. Широко известна установка любой мировой религии на всемерное повышение рождаемости. Все мировые религии, распространенные на территории России, — христианство, ислам, буддизм — строго требуют соблюдения запрета на аборт, который приравнивается к убийству. Ислам вообще не устанавливает женщинам низшего возрастного предела для вступления в брачные отношения, что способствует ранним бракам и увеличению рождаемости. Однако, отмечая роль религии в росте населения, можно констатировать, что далеко не во всех регионах России она выступает средством регуляции поведения (в том числе и брачного). Области распространения православной религии, деятельности которой был нанесен существенный урон в годы советской власти, совпадают с территориями, на которых наблюдается падение рождаемости. Хотя вряд ли можно объяснить падение рождаемости в этих областях отказом от религиозных норм, ведь этот процесс наблюдается и в европейских странах, не переживших всплеска атеизма на уровне массового сознания.
Представляется, что в значительно большей степени уровень рождаемости связан с распространенным в данном обществе типом семьи. Последний же непосредственно зависит от доминирующей формы труда — аграрной или индустриальной. Доиндустриальному (аграрному) уровню развития общества, как было сказано выше изложении, характерна многопоколенная семья как начальная структурная единица воспроизводства этноса, высокий уровень брачности, высокий уровень рождаемости. Индустриальное общество формирует бинарный (нуклеарный) тип семьи, с низким уровнем рождаемости. Кроме этих двух типов воспроизводства, конечно, существует и некий промежуточный, переходный. Он возникает при втягивании преимущественно аграрного этноса в существующую уже индустриальную культуру. Эта ситуация оказалась распространенной в условиях неравномерного экономического развития различных регионов такой огромной страны, как Россия. Переходный тип совмещает в себе и высокий уровень рождаемости (что характерно для многопоколенной семьи), и сравнительно невысокий уровень смертности (что уже ближе к бинарному типу семьи) благодаря высокому уровню развития медицины в обществе. Но тем самым разрушается сложившийся баланс рождаемости и смертности населения, что приводит к накапливанию «лишних людей» в сельских районах. Экономисты называют их трудоизбыточными, поскольку традиционные формы труда и ограниченное количество земель, пригодных для сельскохозяйственных работ, не позволяют задействовать большое количество рабочей силы. В случае же модернизации сельскохозяйственного труда количество «лишнего населения» резко увеличивается. Обычно такое накопление населения в селе приводит к его «выталкиванию» в город и к такому же резкому механическому (т.е. за счет приезжих) росту населения городов.
Если численный рост населения республик попробовать объяснить с позиции механизма воспроизводства населения, определяемого типом семьи, то можно выделить соответствующие 3 группы республик. Первой группе республик (Прилож. 2, табл. 1) свойственен достаточно низкий уровень рождаемости (16,1 — 18,0), не очень высокий уровень детской смертности (11,3 — 18,0), преимущественно бинарная семья со средним уровнем рождаемости, не превышающем 2 детей, сравнительно высоким уровнем разводимости (соотношение браков и разводов на 1000 чел. населения — 2,5:1; 3:1). Это республики преимущественно индустриального типа хозяйствования и городского типа поселения. Горожане в поселенческой структуре данных республик составляют от 58 до 81,4%. Но здесь следует обратить внимание на этническую структуру населения: это республики с преимущественно русским населением (до 80%), которое и дает среднестатистические демографические показатели, близкие к русским административным областям РФ и свидетельствующие о переходе титульных этносов данных республик к механизму воспроизводства первого типа.
Вторая группа республик (прилож. 2, табл. 2), напротив, характеризуется численным доминированием титульных этносов. За исключением Горно–Алтайской республики, титульные этносы составляют здесь от 50 до 90% всего населения. Это республики преимущественно аграрной структуры народного хозяйства с преобладанием сельского типа поселений. Для них характерны высокий уровень рождаемости (в 1,8 — 2 раза выше, чем в среднем по России), более высокая численность семьи, большая устойчивость брака (соотношение браков и разводов на 1000 чел. составляет 3:1, 4:1, 5:1), высокий уровень младенческой смертности. При этом отметим, что последний показатель отличается по этническим группам в республиках. Например, если у титульных этносов Дагестана он в среднем составляет 23,4 на 1000 родившихся, то у русских в этой республике этот показатель составляет 14,8; у тувинцев — 35,6, у русских в Тыве — 24,9. Существенным отличием республик этих 2 групп является средний возраст населения. В первой группе он близок к среднему возрасту населения в РФ (34,9 лет) и составляет от 32,6 до 39,6 лет, во второй — этот показатель значительно ниже: от 22,9 до 29 лет. Иными словами, население трудоизбыточных республик значительно моложе, нежели в целом по России.
Третью группу республик (прилож. 2, табл. 3) составляют республики, которые при равном (Татарстан) или численном доминировании титульных этносов по демографическим показателям ближе стоят к русскому этносу в русских административных областях РФ. Это этносы, которые вышли на фазу перехода к индустриально–городскому типу развития.
Правомерность такого подхода в интерпретации демографической динамики по различным регионам России подтверждается также и соотношением городского и сельского населения всем трем группам республик (прилож. 2, табл. 4). В первой группе городское население составляет от 52,1 до 81,4%, но среди титульных этносов — от 33,4 до 61,8% (напомним, что сами титульные этносы в составе населения республик не превышают 32%). Во второй группе при доминировании титульных этносов удельный вес городского населения не очень высок. Эта часть населения не превышает трети от общей численности этноса. В третьей группе при доминировании титульных этносов городское население в составе общей численности этноса имеет почти такой же вес, как и городское население в русских административных единицах — от 46,5 до 63,8%.
Итак, для объяснения показателей этнодемографической статистики республики были объединены в 3 группы. Нас интересовало выявление степени влияния перехода от аграрного типа культуры к индустриальному на демографическую динамику. В ходе анализа были обнаружены: 1) демографический рост и процесс омоложение состава населения в республиках с неправославным населением; 2) расхождения в группе неправославных республик по типу механизма воспроизводства населения. На последнем пункте следует остановиться подробнее. Мы попытались объяснить это различие, исходя из процесса урбанизации, и обнаружили значительные количественные расхождения в удельном весе горожан в республиках с преимущественно неправославным населением. Однако для полноты картины требуется качественный анализ этих показателей. Один из интересных вариантов такого анализа был проведен М.Н.Губогло. Он сравнил динамику прироста численности населения в православных и исламских (плюс буддистских) республиках и пришел к выводу о большом влиянии исламского фактора: «Этностатистический подход позволил выявить такую картину развития этнодемографических процессов, которая сама подтолкнула к определенному выводу и обнажила роль ислама в формировании национального состава автономных республик РФ». С точки зрения автора, она состоит в коренизации городского населения и в вытеснении русской его части из исламских республик. Данный вывод сделан на основе сопоставления динамики численности групп коренного населения республик и русской его части в целом по республикам и по городскому населению.
Сопоставляемые показатели действительно внушительны. За 30 лет между послевоенными переписями в исламских республиках городское население титульных этносов по сравнению с русским в Татарстане увеличилось в 2,8 раза, в Северной Осетии — в 3,1, в Башкортостане — в 3,6, в Дагестане — в 4, а в Чечено-Ингушетии — в 9,1 раз. Сравнение республик по доли сокращения русского населения за этот период выстраивает их в следующей последовательности. Численность русского населения сократилась в Татарстане на 0,6%, Башкортостане — на 3,1, Кабардино–Балкарии — на 6,8, Северной Осетии — на 9,7, Дагестане — на 10,9, Чечено–Ингушетия — на 25,9; в Бурятии — на 4,7, Тыве — на 8,1, Калмыкии — на 18,3%. Но значительнее всего сократилось русское население в городах северокавказских республик, где популярен ислам: в Чечено–Ингушетии доля русского населения упала на 32,8, в Кабардино–Балкарии — на 25,9, в Дагестане — на 25,3%. Самые значительные темпы сокращения русского населения к 1989 г. наблюдались в столицах этих республик. В Махачкале численность горожан–русских уменьшилась на 30,1, в Грозном — на 25,2, в Нальчике — на 23,5, в Орджоникидзе (Владикавказе) — на 23,1% .
Однако, даже следуя логике данного анализа, нельзя не заметить существенной разницы в показателях, которая отличает Татарстан и Башкортостан (но особенно первую республику) от республик северокавказского региона. Это заставляет усомниться в итоговом выводе автора относительно преобладающей роли ислама и искать другое объяснение. Его подсказывают приведенные цифры. Видимо, причину следует искать в характере урбанизации. Сама урбанизация оценивается учеными как позитивный процесс, поскольку она изменяет инфраструктуру общества и систему жизнеобеспечения населения. Однако сжатые сроки этих преобразований в северокавказском регионе влекут за собой резко негативные последствия. Сформировавшееся такими темпами городское население имеет «негородской» характер. В социологических исследованиях приводятся данные, которые подтверждают это явление на материале городов СССР. К концу 80-х годов доля уроженцев города среди 60-летних горожан СССР составляла 15%, среди 40-летних — от 30 до 40%, среди 20-летних — 50%. Только в 1980 г. на долю городских матерей стало приходиться 59% рожденных детей–горожан .
Не вызывает сомнения, что в резко выросших в 60-е гг. городах РФ (а в их число входят города республик Северного Кавказа, Якутии, Тывы, Калмыкии) наблюдается сходная картина. Поэтому можно утверждать, что в городском населении этих республик преобладают маргинальные слои. Основная часть городского населения не является носителем городского типа культуры, в основании которой лежит правовой принцип регуляции поведения и доминируют не традиции, а универсальные нормы нравственности. Горожане — выходцы из села руководствуются преимущественно традиционными нормами и имеют сельские стереотипы поведения. Развитию городского типа социализации препятствует численно большой наплыв сельского населения, вследствие чего города просто не справляются с этой функцией. Не менее важным фактором, затруднявшим в прошлом этот процесс, являлся милитаризованный характер развития экономики СССР, непременной чертой которого являлось остаточное финансирование социальной инфраструктуры. В этой ситуации численность городского населения росла при отсутствии городского типа жилья, необходимых экономических условий для производственной занятости городского типа и развитой системы бытового обслуживания населения. Поэтому в городах рос «сектор трущоб» и воспроизводилась культура барачного типа.
Переместившись в города, сельское население, в силу совершенно иных условий социального взаимодействия (индивидуализм вместо коллективизма, анонимность вместо публичности), не может воспроизводить в них традиционные принципы регуляции поведения. Семья как носитель и институт трансляции традиционной этнической культуры оказывается практически выключенной из процесса социализации. Вместе с тем отсутствие достаточного количества школ, а также неразвитая система преподавания в школах важнейших элементов этнической культуры — языка, литературы, истории — не только способствуют ухудшению общего климата межличностных отношений, но и наносят существенный урон сохранению традиционной этнической культуры народов.
Замечания о маргинальном характере большей части городского населения титульных этносов все же не касаются Татарстана и Башкортостана. В пользу такого разделения республик с преобладанием ислама свидетельствует социальная структура этносов. Ее существенными элементами являются образовательный уровень, профессиональный состав, а также формирование групп специалистов из представителей титульных этносов (Прилож. 2, табл. 5-7). Если с этих позиций рассмотреть этнопрофессиональный состав населения республик, то они объединяются не в 2 группы (православные и исламо–буддистские), а в выделенные нами 3 группы, в основе различий которых лежит доминирование индустриального или аграрного типа развития. Формирование этнопрофессионального состава отличается в этих группах по следующим признакам:
1) перетеканию трудовых ресурсов из сферы материального в сферу нематериального производства, но в индустриально развитых республиках в этот процесс равномерно вовлечено все население, независимо от этнической принадлежности, а в аграрных — темпы этого перехода выше у титульных этносов;
2) перераспределению трудовых ресурсов между сферами занятости преимущественно умственным и преимущественно физическим трудом.
Еще убедительнее выглядят данные в области формирования групп специалистов. В индустриально развитых республиках наблюдаются равномерные темпы прироста специалистов с высшим и средним специальным образованием по этническим группам. В исламских республиках Северного Кавказа эти темпы среди титульных этносов существенно превышают темпы роста данных групп у русского населения. За этими, на первый взгляд, сухими цифрами, отражающими прирост городского населения по этническому составу, перераспределение населения по сферам занятости, наращивание групп специалистов и т.д., стоят реальные социально-этнические процессы. За последние десятилетия произошла «этнизация» городского населения аграрных республик, что объясняется рядом причин. В их числе можно назвать: а) резкий прирост численности этносов Северного Кавказа; б) политику, направленную на переселение горского населения на равнины и плоскости; в) политику государства в области образования, направленную на подъем образовательного уровня молодежи коренных этносов. Выделенные факторы являются внешними по отношению к естественному процессу развития этноса. Поэтому сжатые сроки урбанизации и механический рост городов и городского населения привели не к формированию городского (и индустриального) типа культуры у коренных этносов, а к воспроизводству этнической структуры аграрного типа, но в условиях города. Специфика же городского типа поселения оказывает разрушительное действие на традиционные структуры организации этноса, что предполагает поиск новых принципов самоорганизации. В качестве важнейшего из них видится создание собственных государственных органов.
Сжатое пространство города и отказ центральных органов власти от подавления проявлений национальных (этнических) форм жизни привели в свою очередь к открытой межэтнической конкуренции и как следствие — к вытеснению одного этноса другим. Эти отношения проявились прежде всего в форме утверждения или повышения политической позиции этноса в республике. Отсюда активизируется осмысление позиции этноса как коренного или некоренного, требование конституционной защиты прав этносов. Другой характер межэтнических взаимоотношений утверждается в индустриально развитых республиках. Более длительное и мирное совместное историческое проживание русского народа и народов финно-угорской и тюркской групп, их взаимоадаптация, совместное формирование элементов общей культуры, а также размытая этническая структура, характерная для индустриального уровня развития этноса, — все это выступает гарантом, сдерживающим отношения межэтнической конкуренции в условиях развития рыночных отношений. Активизация рыночных отношений и отказ общества от принципа квотного представительства этносов во всех сферах социальной жизни, а также психологическая готовность большей части населения этих республик к индивидуальному типу мобильности расширили его каналы, что привело здесь к выравниванию статусов русского и титульный этносов или «подтягиванию» статуса титульного этноса до статуса русского.
Итак, подведем некоторые итоги. Проведенный этнодемографический и социокультурный анализ позволяет сделать следующие выводы:
1) объективное положение этнических групп неодинаково в различных регионах России;
2) существенные различия в сферах занятости и системах жизнеобеспечения больших социальных групп производны от этнической дифференциации, имеют объективный характер и независимы от пропагандистской деятельности политиков и идеологов (ученых, писателей);
3) благодаря государственной политике СССР в предшествующие десятилетия, направленной на выравнивание уровней экономического развития и социокультурной инфраструктуры, титульные народы большинства республик РФ вышли на уровень перехода от аграрной к индустриальной фазе развития;
4) переходный этап развития в республиках Северного Кавказа в условиях этнической и социокультурной дифференциации населения привел к острой конкуренции между этническими группами по поводу основных средств жизнеобеспечения (территория расселения, сфера занятости, образование, жилье и др.).