Введение
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69
Для начала
Неудачники продают то, что они могут делать; те, кто добивается успеха, делают то, что они смогут продать.
Маркетинг - это не одна из составляющих бизнеса. Маркетинг - это и есть бизнес. Маркетинг дает нам указания, какие товары производить, в каком количестве и в какие сроки, какие предоставлять услуги, какие назначать цены, какие предлагать скидки, где и когда размещать рекламу, что сказать нашим клиентам и как это сказать. Маркетинг - это двигатель, который приводит в движение все другие виды деятельности. Маркетинг - это то, что отличает успех от неудачи.
Недавно были опубликованы интересные статистические данные, основанные на исследовании развития новых предприятий в течение первых трех лет их деятельности. Было обнаружено, что 72 процента этих компаний ушли из бизнеса, а 24 процента выжили, но не развивались. Таким образом, только 4 процента компаний действительно преуспевали и расширялись, набирали штат сотрудников и увеличивали объемы продаж. Какой же общей особенностью обладали эти успешные предприятия? Ответ прост: каждое из них управлялось человеком, ориентированным на маркетинг (marketing person).
Как же можно определить такого человека? Прежде всего это имеет мало общего с опытом - это больше связано с образом мыслей и подходом к проблемам. Сложно быть точным в определении, но можно выделить некоторые общие черты, присущие таким людям:
1) они всегда думают, что что-то еще осталось недоделанным;
2) они способны признавать ошибки;
3) они охотно прислушиваются к советам.
Дэвид Бернштейн, крупнейший специалист в области маркетинга, так характеризует личность человека с маркетинговым мышлением: "Они могут наслаждаться игрой в scrabble, потому что высоко ценят язык, но они выигрывают, потому что знают, что на самом деле это числовая игра". Далее он поясняет: "У меня был партнер, который преуспел в ресторанном бизнесе, потому что его любовь к еде всегда помогала ему, но никогда не диктовала решений в его бизнесе. Кроме того, он всегда обыгрывал меня в scrabble".
С позиции маркетинга каждая деятельность должна определяться скорее потребителем (рынком), чем вами и вашим продуктом. Процесс начинается в сознании потребителей, когда они идентифицируют потребность, сознательно или бессознательно. Таким обраеом, любой товар или услуга или какой-либо их аспект должны исходить из понимания желания потребителя. Все решения диктуются рынком, оказывающим влияние на планирование продукта.
Неудивительно, что люди, которые хорошо разбираются в маркетинге, так высоко ценятся. Те из них, кто обладает обширными знаниями, богатым опытом и хорошими навыками, заслуженно входят в число самых высокооплачиваемых членов делового общества. Однако пользование их услугами по определению выходит за пределы наших возможностей. Так как же мы можем сочетать это с нашим бюджетом?
Первым ответом будет-мы не можем это сделать. А вторым - мы и не должны это делать. Мы не должны овладевать всем комплексом навыков; все, что нам нужно, - это удовлетворять потребности нашего собственного предприятия. Кто-то может нанимать блестящих писателей и лучших в мире фотографов -дам же будет Достаточно грамотного языка и четких фотографий. Кто-то может разрабатывать сложные анкеты для опроса уравновешенной выборки из 3000 человек и использовать такие методы, как теория вероятностей, регрессионный анализ и коэффициент детерминации для определения профиля потребителя товара - дюжина телефонных звонков и утро, проведенное в магазине в разговоре с покупателями, могут дать нам то, что нам необходимо знать.
Что нам действительно необходимо, так это овладеть основами маркетинга. Мы должны понимать, какие шаги нам следует предпринять и каких ошибок следует избегать. На каждом этапе существуют дорогостоящие варианты решений и их низкозатратные альтернативы; если мы поймем основные принципы, то при выборе варианта с низкими затратами риски будут незначительны. Цель данной книги заключается в разъяснении этих принципов и предложении ряда низкозатратных методов их применения. Таким образом, в каком-то смысле это прежде всего базовый учебник по маркетингу и, во-вторых, руководство по достижению наилучших результатов с наименьшими затратами.
В каждой главе рассматривается отдельная функция маркетинга - исследование рынка, ценообразование, связи с общественностью, реклама и т. д., но в основе их всех лежат четыре основных правила успешного маркетинга в условиях ограниченного бюджета (они также вполне подходят и для маркетинга при солидном бюджете):
Думайте.
Общайтесь.
Делайте сами.
Не усложняйте.
! Думайте
Первое правило - думайте. Все время и по упорядоченной схеме. Постоянно собирайте и изучайте информацию. Анализируйте результаты. Задавайте вопросы. Проверяйте ответы. Это ничего не стоит, но очень много значит. Особенностями сложившегося имиджа маркетинга, возможно, являются яркая креативность, щегольство, смелость - конечно же, они имеют место. Но на самом деле это - тщательная интеллектуальная работа. Удачные маркетинговые идеи рождаются из хорошей, грамотно проанализированной информации.
Прежде всего думайте как покупатель или потенциальный покупатель, а лучше как слегка неудовлетворенный покупатель. Какие свойства вашего товара или услуги могли бы быть улучшены? Что не учтено? Например, один производитель детских складных колясок поставил себя на место покупателя и осознал его неудовлетворённость из-за неудобства переноски сложенной коляски. Поэтому он переконструировал ручки коляски и сделал их в форме крючков, которые позволяли вешать сложенную коляску на руку, оставляя свободными обе руки.
В каждом из нас живет неудовлетворенный покупатель, полный критики и свежих идей; задача заключается в том, чтобы настроиться на этот голос и прислушиваться к каждому его слову. Итак, найдите время, чтобы поработать с фактами и цифрами, и внимательно поразмышляйте над тем, что они вам говорят (или о чем не говорят).
Вам нужно будет думать как самостоятельно, так и совместно с другими людьми. А это подводит нас ко второму правилу.
! Общайтесь
Ваши собственные размышления помогают вам проникнуть в глубину проблемы, когда вы думаете вместе с другими людьми, вы способны охватить ее широту. Вам нужно и то и другое. Итак, устраивайте совещания - даже если вас только двое, цель которых не улаживание проблем или желание поскорее разделаться с рутинными делами, а обдумывание и обсуждение с целью осмысления информации, выявления новых направлений, критики существующих порядков, извлечения уроков из прошлого опыта. Те результаты, которые вы получите, вполне оправдают потраченное время.
Также общайтесь с людьми, которые не являются вашими коллегами, и задавайте вопросы. Информация - это основа успешного маркетинга. В главе, посвященной маркетинговым исследованиям, перечисляются методы, затраты на которые малы или вовсе отсутствуют, но сбор информации продолжается постоянно, и общение - наиболее дешевый способ ее получения.
Итак, общайтесь со своими покупателями, с розничными торговцами, с персоналом за прилавком, лично или по телефону. Разговаривай те как с теми, кто не пользуется вашим товаром или услугой, так и с теми, кто ими пользуется. Общайтесь с другими людьми, занятыми в. бизнесе, - выставки и торговые ярмарки дают особо богатый урожай информации. Информация, которую вы получите, будет иметь незначительную статистическую надежность, но это бесценный источник для внезапных догадок и идей, неоценимый для подтверждения подозрений или проверки предчувствий.
! Делайте сами
Третье правило малозатратного маркетинга - делайте сами. Как только вы передаете свой бизнес в руки исследовательских, рекламных, дизайнерских или маркетинговых агентств, издержки начинают стремительно расти. Делая все это самостоятельно, можно сэкономить состояние. Это удивительно, как много вы можете сделать, если придется, своими силами. "Настольное" издательство, исследования и продажи по телефону, полевые исследования, пресс-релизы, медиа-планы, презентация слайдов - невероятно, как многого вы можете достигнуть благодаря энергии, предприимчивости и нескольким профессиональным советам.
И экономия - не единственная выгода в этом случае: когда вы делаете сами, вы очень быстро всему обучаетесь. Вы будете способны определять такие сферы, где профессиональная помощь незаменима и стрит затраченных на нее денег. Вы поймете, что делается довольно быстро и легко, а что медленно и с трудом. Это значит, что, если когда-нибудь вы действительно решите нанять профессионалов, у вас будут гораздо более четкие представления относительно того; что вы попросите их сделать и как направить их способности и дорогостоящее время на ключевые вопросы.
Если вы все-таки решите прибегнуть к помощи, гораздо дешевле воспользоваться услугами независимых профессионалов, чем крупных агентств. Хороший дизайнер, составитель рекламных объявлений или исследователь вместе с вами предпримут усилия для избежания всех непредвиденных затрат (в процессе печати, например), которые агентства в отличие от них могут включить в свои счета, да еще установить собственную надбавку.
! Не усложняйте
Правило четвертое - не усложняйте. На самом деле большинство вопросов решаются просто, пока вы не начинаете их усложнять. В результате этого получаются неимоверно сложная структура цены; схемы скидок, которые сложны даже для ваших сотрудников отдела продаж; рекламные объявления размером в четверть страницы, на которых уместились шесть иллюстраций и перечисление одиннадцати характеристик товара; брошюра с инструкцией, понять которую можно, лишь обладая докторской степенью; и анкеты, настолько длинные и запутанные, что респонденты не могут понять смысл вопросов, а аналитики не могут разобраться в ответах. Сложность - враг экономии. Секрет же успеха заключается в ясности цели, четко направленной на достижение конечного результата.
Размышляйте, общайтесь, делайте сами и не усложняйте. Это, возможно, еще не весь маркетинг, но это способ "выжать" наибольшие результаты из любой суммы имеющихся финансовых средств. На самом деле эти четыре правила были бы не лишними и для организации маркетинга при наличии больших или средних сумм финансовых средств; но для маркетинга в условиях ограниченного бюджета (малозатратного маркетинга) они являются ключом к успеху.
Для начала
Неудачники продают то, что они могут делать; те, кто добивается успеха, делают то, что они смогут продать.
Маркетинг - это не одна из составляющих бизнеса. Маркетинг - это и есть бизнес. Маркетинг дает нам указания, какие товары производить, в каком количестве и в какие сроки, какие предоставлять услуги, какие назначать цены, какие предлагать скидки, где и когда размещать рекламу, что сказать нашим клиентам и как это сказать. Маркетинг - это двигатель, который приводит в движение все другие виды деятельности. Маркетинг - это то, что отличает успех от неудачи.
Недавно были опубликованы интересные статистические данные, основанные на исследовании развития новых предприятий в течение первых трех лет их деятельности. Было обнаружено, что 72 процента этих компаний ушли из бизнеса, а 24 процента выжили, но не развивались. Таким образом, только 4 процента компаний действительно преуспевали и расширялись, набирали штат сотрудников и увеличивали объемы продаж. Какой же общей особенностью обладали эти успешные предприятия? Ответ прост: каждое из них управлялось человеком, ориентированным на маркетинг (marketing person).
Как же можно определить такого человека? Прежде всего это имеет мало общего с опытом - это больше связано с образом мыслей и подходом к проблемам. Сложно быть точным в определении, но можно выделить некоторые общие черты, присущие таким людям:
1) они всегда думают, что что-то еще осталось недоделанным;
2) они способны признавать ошибки;
3) они охотно прислушиваются к советам.
Дэвид Бернштейн, крупнейший специалист в области маркетинга, так характеризует личность человека с маркетинговым мышлением: "Они могут наслаждаться игрой в scrabble, потому что высоко ценят язык, но они выигрывают, потому что знают, что на самом деле это числовая игра". Далее он поясняет: "У меня был партнер, который преуспел в ресторанном бизнесе, потому что его любовь к еде всегда помогала ему, но никогда не диктовала решений в его бизнесе. Кроме того, он всегда обыгрывал меня в scrabble".
С позиции маркетинга каждая деятельность должна определяться скорее потребителем (рынком), чем вами и вашим продуктом. Процесс начинается в сознании потребителей, когда они идентифицируют потребность, сознательно или бессознательно. Таким обраеом, любой товар или услуга или какой-либо их аспект должны исходить из понимания желания потребителя. Все решения диктуются рынком, оказывающим влияние на планирование продукта.
Неудивительно, что люди, которые хорошо разбираются в маркетинге, так высоко ценятся. Те из них, кто обладает обширными знаниями, богатым опытом и хорошими навыками, заслуженно входят в число самых высокооплачиваемых членов делового общества. Однако пользование их услугами по определению выходит за пределы наших возможностей. Так как же мы можем сочетать это с нашим бюджетом?
Первым ответом будет-мы не можем это сделать. А вторым - мы и не должны это делать. Мы не должны овладевать всем комплексом навыков; все, что нам нужно, - это удовлетворять потребности нашего собственного предприятия. Кто-то может нанимать блестящих писателей и лучших в мире фотографов -дам же будет Достаточно грамотного языка и четких фотографий. Кто-то может разрабатывать сложные анкеты для опроса уравновешенной выборки из 3000 человек и использовать такие методы, как теория вероятностей, регрессионный анализ и коэффициент детерминации для определения профиля потребителя товара - дюжина телефонных звонков и утро, проведенное в магазине в разговоре с покупателями, могут дать нам то, что нам необходимо знать.
Что нам действительно необходимо, так это овладеть основами маркетинга. Мы должны понимать, какие шаги нам следует предпринять и каких ошибок следует избегать. На каждом этапе существуют дорогостоящие варианты решений и их низкозатратные альтернативы; если мы поймем основные принципы, то при выборе варианта с низкими затратами риски будут незначительны. Цель данной книги заключается в разъяснении этих принципов и предложении ряда низкозатратных методов их применения. Таким образом, в каком-то смысле это прежде всего базовый учебник по маркетингу и, во-вторых, руководство по достижению наилучших результатов с наименьшими затратами.
В каждой главе рассматривается отдельная функция маркетинга - исследование рынка, ценообразование, связи с общественностью, реклама и т. д., но в основе их всех лежат четыре основных правила успешного маркетинга в условиях ограниченного бюджета (они также вполне подходят и для маркетинга при солидном бюджете):
Думайте.
Общайтесь.
Делайте сами.
Не усложняйте.
! Думайте
Первое правило - думайте. Все время и по упорядоченной схеме. Постоянно собирайте и изучайте информацию. Анализируйте результаты. Задавайте вопросы. Проверяйте ответы. Это ничего не стоит, но очень много значит. Особенностями сложившегося имиджа маркетинга, возможно, являются яркая креативность, щегольство, смелость - конечно же, они имеют место. Но на самом деле это - тщательная интеллектуальная работа. Удачные маркетинговые идеи рождаются из хорошей, грамотно проанализированной информации.
Прежде всего думайте как покупатель или потенциальный покупатель, а лучше как слегка неудовлетворенный покупатель. Какие свойства вашего товара или услуги могли бы быть улучшены? Что не учтено? Например, один производитель детских складных колясок поставил себя на место покупателя и осознал его неудовлетворённость из-за неудобства переноски сложенной коляски. Поэтому он переконструировал ручки коляски и сделал их в форме крючков, которые позволяли вешать сложенную коляску на руку, оставляя свободными обе руки.
В каждом из нас живет неудовлетворенный покупатель, полный критики и свежих идей; задача заключается в том, чтобы настроиться на этот голос и прислушиваться к каждому его слову. Итак, найдите время, чтобы поработать с фактами и цифрами, и внимательно поразмышляйте над тем, что они вам говорят (или о чем не говорят).
Вам нужно будет думать как самостоятельно, так и совместно с другими людьми. А это подводит нас ко второму правилу.
! Общайтесь
Ваши собственные размышления помогают вам проникнуть в глубину проблемы, когда вы думаете вместе с другими людьми, вы способны охватить ее широту. Вам нужно и то и другое. Итак, устраивайте совещания - даже если вас только двое, цель которых не улаживание проблем или желание поскорее разделаться с рутинными делами, а обдумывание и обсуждение с целью осмысления информации, выявления новых направлений, критики существующих порядков, извлечения уроков из прошлого опыта. Те результаты, которые вы получите, вполне оправдают потраченное время.
Также общайтесь с людьми, которые не являются вашими коллегами, и задавайте вопросы. Информация - это основа успешного маркетинга. В главе, посвященной маркетинговым исследованиям, перечисляются методы, затраты на которые малы или вовсе отсутствуют, но сбор информации продолжается постоянно, и общение - наиболее дешевый способ ее получения.
Итак, общайтесь со своими покупателями, с розничными торговцами, с персоналом за прилавком, лично или по телефону. Разговаривай те как с теми, кто не пользуется вашим товаром или услугой, так и с теми, кто ими пользуется. Общайтесь с другими людьми, занятыми в. бизнесе, - выставки и торговые ярмарки дают особо богатый урожай информации. Информация, которую вы получите, будет иметь незначительную статистическую надежность, но это бесценный источник для внезапных догадок и идей, неоценимый для подтверждения подозрений или проверки предчувствий.
! Делайте сами
Третье правило малозатратного маркетинга - делайте сами. Как только вы передаете свой бизнес в руки исследовательских, рекламных, дизайнерских или маркетинговых агентств, издержки начинают стремительно расти. Делая все это самостоятельно, можно сэкономить состояние. Это удивительно, как много вы можете сделать, если придется, своими силами. "Настольное" издательство, исследования и продажи по телефону, полевые исследования, пресс-релизы, медиа-планы, презентация слайдов - невероятно, как многого вы можете достигнуть благодаря энергии, предприимчивости и нескольким профессиональным советам.
И экономия - не единственная выгода в этом случае: когда вы делаете сами, вы очень быстро всему обучаетесь. Вы будете способны определять такие сферы, где профессиональная помощь незаменима и стрит затраченных на нее денег. Вы поймете, что делается довольно быстро и легко, а что медленно и с трудом. Это значит, что, если когда-нибудь вы действительно решите нанять профессионалов, у вас будут гораздо более четкие представления относительно того; что вы попросите их сделать и как направить их способности и дорогостоящее время на ключевые вопросы.
Если вы все-таки решите прибегнуть к помощи, гораздо дешевле воспользоваться услугами независимых профессионалов, чем крупных агентств. Хороший дизайнер, составитель рекламных объявлений или исследователь вместе с вами предпримут усилия для избежания всех непредвиденных затрат (в процессе печати, например), которые агентства в отличие от них могут включить в свои счета, да еще установить собственную надбавку.
! Не усложняйте
Правило четвертое - не усложняйте. На самом деле большинство вопросов решаются просто, пока вы не начинаете их усложнять. В результате этого получаются неимоверно сложная структура цены; схемы скидок, которые сложны даже для ваших сотрудников отдела продаж; рекламные объявления размером в четверть страницы, на которых уместились шесть иллюстраций и перечисление одиннадцати характеристик товара; брошюра с инструкцией, понять которую можно, лишь обладая докторской степенью; и анкеты, настолько длинные и запутанные, что респонденты не могут понять смысл вопросов, а аналитики не могут разобраться в ответах. Сложность - враг экономии. Секрет же успеха заключается в ясности цели, четко направленной на достижение конечного результата.
Размышляйте, общайтесь, делайте сами и не усложняйте. Это, возможно, еще не весь маркетинг, но это способ "выжать" наибольшие результаты из любой суммы имеющихся финансовых средств. На самом деле эти четыре правила были бы не лишними и для организации маркетинга при наличии больших или средних сумм финансовых средств; но для маркетинга в условиях ограниченного бюджета (малозатратного маркетинга) они являются ключом к успеху.