Совместное исследование

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 

Если в вашем распоряжении довольно скромный бюджет, то вам полезно знать об одном существующем виде недорогого исследования, предоставляемого агентствами, - о совместном исследовании. Исследовательские компании, которые предлагают такую услугу, опрашивают большое количество людей, скажем несколько тысяч, задавая им множество вопросов. Вы платите только за один или два вопроса из этого набора, касающихся непосредственно вас, в то время как другие компании платят за другие вопросы. Это приводит к сравнительно невысоким расходам, так как вы разделяете затраты на опрос с множеством других компаний.

Кабинетные исследования

Как было показано в главе 1, большая часть процесса планирования заключается в формулировании вопросов о ваших клиентах, ваших поставщиках, ваших конкурентах и т. д. Как только вы составите список ваших вопросов, вам нужно разделить их на две категории:

1) вопросы, на которые вы можете найти ответы самостоятельно;

2) вопросы, ответы на которые вам придется искать, разговаривая с людьми.

Первые известны как кабинетные исследования. Этим способом вы можете найти ответы на многие вопросы, касающиеся вашей отрасли, вашего типа продукта, ваших потенциальных поставщиков и характеристик ваших клиентов. Существует большое количество опубликованных данных о тенденциях в отрасли, личностных характеристиках типичных потребителей определенных товаров, текущих ценах, стоимости рекламы, читательской аудитории журналов, поставщиках, потенциальных рынках сбыта и т. п. Тем не менее, перед тем как отправиться на неделю в библиотеку, сначала еще раз подумайте.

Думайте

Первое правило малозатратного маркетинга: думайте. Помните ли вы себя, когда вам было пять лет? В этом возрасте мы хотим узнать как можно больше обо всем, что нас окружает, - о людях, местах, технике. Поэтому мы не перестаем задавать вопросы. Мы сводим своих родителей с ума бесконечными расспросами. Почему всплывают пузырьки, когда пустую бутылку из-под молока опускают под воду? Потому что из бутылки выходит воздух. Почему из бутылки выходит воздух? Потому что он легче воды, и поэтому он стремится подняться на ее поверхность. Почему пузырьки круглые, а не квадратные?

Теперь вы хотите узнать все о рынке: потребителях, конкуренции, цене, которую вы можете назначить, и т. п. Поэтому продолжайте задавать себе вопросы. Почему люди выращивают вьющиеся растения, используя специальные решетки? Потому, что они хотят придать определенный вид своим садам. Чего они хотят добиться? Они хотят, чтобы растения были выше. Насколько выше? Обычно выше, чем цветочное растение, но ниже, чем маленькое дерево, - примерно от четырех до восьми футов*. Правильно, это, вероятно, лучшая высота для решеток. Вы обдумали свой ответ, избежав большого числа вопросов о нужной высоте решеток, и вам остается провести лишь небольшое исследование, для того чтобы подтвердить свою версию.

Маркетинг - это не только чутье и особый стиль. Это, на самом деле, напряженные, четкие размышления. Вероятно, самый простой способ вам это продемонстрировать - это привести три примера действительно логичных рассуждений.

Дантист

Мюррей Хокинс - дипломированный дантист. Он решил переехать на юго-запад Англии и открыть свою собственную практику. Куда ему следовало поехать? Туда, где, вероятно, есть много людей, нуждающихся в стоматологической помощи. Где такое возможно? Везде, где отношение числа дантистов к общей численности населения наименьшее. Как он мог узнать об этом?

Он навел справки о численности населения всех крупных городов на юго-западе. Затем он узнал число дантистов в каждом городе. Он выяснил, что Джиллингем в Дорсете имеет наименьшее такое соотношение, поэтому он решил переехать туда. Но теперь ему нужно было узнать, где именно в Джиллингеме обосноваться. Поэтому он сформулировал другой вопрос: "Что я на самом деле делаю лучше всего?". Ответ заключался в том, что он великолепно работает с детьми. Они часто даже получали удовольствие от посещения врача, и он убедился, что есть множество вещей, с которыми они могут поиграть, что их привлекают нарисованные на потолке картинки и т. д. Итак, где же дети? В школе.

Он открыл стоматологический кабинет Мюррея Хокинса напротив ворот одной из наиболее крупных школ в Джиллингеме. И теперь родители могли встретить своих детей из школы и по дороге домой показать их дантисту. Итак, проделанная работа принесла ему удовлетворение.

Владелец отеля

Один разборчивый владелец отеля хотел привлечь внимание к тому факту, что земля, принадлежащая его отелю, имеет участок, прилегающий к реке, и его можно использовать для рыбной ловли, на которую у него есть разрешение. Но размещение рекламного объявления в "Рыболовных Новостях" стоило больше, чем он намеревался потратить. В газете было много объявлений других отелей, рекламировавших то же самое. Поэтому он задал себе вопрос: "Кто чаще ходит на рыбалку?". Он провел небольшое исследование и выяснил, что 70 процентов врачей увлекаются рыбалкой. Как он мог завоевать этот рынок? Он арендовал стенд на выставке, посвященной оборудованию и товарам для врачей. Это было значительно дешевле, чем стенд на выставке для рыболовов, и его отель был там единственным. Большую долю его клиентов теперь составляют доктора.

Окружной муниципальный совет

Департаменту по туризму и маркетингу Окружного муниципального совета Южного Сомерсета нужно было стимулировать проведение отдыха в своем районе и привлечь спокойных, приятных туристов, разместить которых можно было бы в маленьких отелях и домиках для гостей. Департамент не хотел привлекать большие, шумные группы, так как в Южном Сомерсете не было ни одного большого отеля. Какие группы туристов были бы маленькими, спокойными и оценили бы местный ландшафт? У департамента было несколько вариантов, в том числе - велосипедисты. На территории данного района находится большая часть известных Сомерсетских равнин - красивой области для приятной езды на велосипеде. Итак, было принято решение рекламировать велосипедный отдых. Департамент не мог позволить себе большую рекламную кампанию, поэтому нужно было определить своего потребителя очень точно.

Следующим стоял такой вопрос: кто захотел бы туда поехать? Люди, которые предпочитают езду на велосипеде по равнинной местности. Кто они? Люди, которые катаются на других равнинах. Где еще есть равнинные местности? Одной из наиболее известных из них является Голландия. Окружной муниципальный совет не мог себе позволить разместить рекламу в большом количестве изданий, выходящих на иностранном языке. Спасло то, что голландцы прекрасно говорят по-английски и, как правило, хорошо относятся к Англии. К тому же на Голландию приходится больше отпусков, проводимых за границей, на душу населения, чем в других европейских странах. Кроме того, со-мерсетские пейзажи с их каналами похожи на голландские.

Поэтому Окружной Муниципальный Совет устроил в Голландии рекламную кампанию своих велосипедных дорог и велосипедного отдыха через клубы велосипедистов и выставки. Это имело громадный успех; в те дни можно было увидеть в Сомерсете голландцев больше, чем когда-либо.

Эти примеры должны были помочь вам понять, какого типа вопросы вы должны себе задать и каким образом поразмышлять над ними. Как вы поняли, все эти люди сэкономили много времени за счет того, что сначала подумали, перед тем как перейти непосредственно к исследованию. Когда вы все обдумаете сами, сделайте это еще раз с коллегами или друзьями. Это стоит того. Размышление в одиночестве часто является лучшим способом для того, чтобы сконцентрироваться на вопросе или проблеме и тщательно их проанализировать. Менее вероятно, что обдумывание в группе даст такие же результаты, но, с другой стороны, обычно это лучший способ нахождения нестандартных решений и генерирования новых идей.

Где найти информацию

Теперь, когда вы точно знаете, на какие вопросы вы хотите получить ответ, вы можете использовать ряд источников, таких, как:

1) библиотека;

2) ассоциации производителей и дилеров определенных отраслей хозяйства;

3) правительственные учреждения;

4) регулирующие органы;

5) местные предпринимательские агентства;

6) специализированные издания.

Библиотека

Возможно, у вас есть большая местная библиотека, предоставляющая всю информацию, которая вам необходима. Но если вам потребуется найти более специализированную информацию, то лучше обратиться в центральные библиотеки вашей страны, а также в специальные бизнес-библиотеки. Также можно воспользоваться системой платных интернет-библиотек.

В хороших библиотеках должно быть множество содержащих различного рода бизнес-информацию специальных изданий, справочников и ежегодников, которые могут быть вам полезны.

Ассоциации производителей и дилеров определенных отраслей производства и регулирующие органы

Многие из этих организаций публикуют ежегодные отчеты, исследования и т. п., предоставляя таким образом подробную информацию по определенным отраслям промышленности. Чаще они предоставляют подобную информацию бесплатно, но они могут взимать за это и некоторую плату.

Правительственные учреждения

Правительство предоставляет много информации, которая может оказаться вам полезной. Эта различного рода статистическая информация, которая включает в себя тенденции в социальной и экономической сфере, индексы уровня розничных цен, отчеты о переписях, зарубежную торговую статистику и многое другое.

Местные агентства по предпринимательской деятельности

Эти агентства могут дать разнообразные консультации новым и малым фирмам. Все они предлагают несколько различные услуги, но большинство предоставляют информацию и консультации по экспорту, маркетингу, субсидиям и займам.

Специализированные издания

Каждый год в стране публикуется огромное множество газет, журналов и периодических изданий. Все специализированные журналы по различным отраслям перечисляются в специальных библиографических указателях (с которыми можно ознакомиться в библиотеке). Например, в них могут быть представлены специализированные издания Для садоводческих центров или для дизайнеров по ландшафту и садовых дизайнеров.

Ознакомьтесь с основными специализированными изданиями, даже заплатите за них, если придется, хотя есть вероятность, что менеджеры по рекламе вышлют вам их бесплатно вместе со своими рекламными, расценками. Редакторы подобных изданий знают свою отрасль вдоль и поперек, и, если в своем исследовании вы столкнетесь с действительно жизненно важным вопросом, они могут дать вам на него ответ, если вы хорошо попросите. Только помните, что они занятые люди, и вы далеко не уйдете, если будете звонить им с длинными списками вопросов.

Ваша собственная информация

Если вы уже некоторое время занимаетесь бизнесом, то ваши собственные данные о клиентах могут оказаться наилучшим источником информации, который когда-либо попадался вам в руки. Что они покупали ранее? Насколько они чувствительны к изменению цены (как много клиентов вы потеряли, когда последний раз повышали цены)? За исключением случая, когда вы выходите на абсолютно новый рынок с совершенно другими потребителями, такая информация бесценна. И более того, она бесплатна, а также недоступна для ваших конкурентов.

Однако эта информация имеет свою специфику. Вы можете задавать людям вопросы о том, что им могло бы понравиться и сколько они готовы потратить. Но насколько можно доверять этим ответам? Совсем другое дело, если у вас есть конкретные данные о том, что они действительно купили и сколько они на это потратили. (В главе 10 мы остановимся на том, какую информацию о клиентах вам следует сохранять.)

Если в вашем распоряжении довольно скромный бюджет, то вам полезно знать об одном существующем виде недорогого исследования, предоставляемого агентствами, - о совместном исследовании. Исследовательские компании, которые предлагают такую услугу, опрашивают большое количество людей, скажем несколько тысяч, задавая им множество вопросов. Вы платите только за один или два вопроса из этого набора, касающихся непосредственно вас, в то время как другие компании платят за другие вопросы. Это приводит к сравнительно невысоким расходам, так как вы разделяете затраты на опрос с множеством других компаний.

Кабинетные исследования

Как было показано в главе 1, большая часть процесса планирования заключается в формулировании вопросов о ваших клиентах, ваших поставщиках, ваших конкурентах и т. д. Как только вы составите список ваших вопросов, вам нужно разделить их на две категории:

1) вопросы, на которые вы можете найти ответы самостоятельно;

2) вопросы, ответы на которые вам придется искать, разговаривая с людьми.

Первые известны как кабинетные исследования. Этим способом вы можете найти ответы на многие вопросы, касающиеся вашей отрасли, вашего типа продукта, ваших потенциальных поставщиков и характеристик ваших клиентов. Существует большое количество опубликованных данных о тенденциях в отрасли, личностных характеристиках типичных потребителей определенных товаров, текущих ценах, стоимости рекламы, читательской аудитории журналов, поставщиках, потенциальных рынках сбыта и т. п. Тем не менее, перед тем как отправиться на неделю в библиотеку, сначала еще раз подумайте.

Думайте

Первое правило малозатратного маркетинга: думайте. Помните ли вы себя, когда вам было пять лет? В этом возрасте мы хотим узнать как можно больше обо всем, что нас окружает, - о людях, местах, технике. Поэтому мы не перестаем задавать вопросы. Мы сводим своих родителей с ума бесконечными расспросами. Почему всплывают пузырьки, когда пустую бутылку из-под молока опускают под воду? Потому что из бутылки выходит воздух. Почему из бутылки выходит воздух? Потому что он легче воды, и поэтому он стремится подняться на ее поверхность. Почему пузырьки круглые, а не квадратные?

Теперь вы хотите узнать все о рынке: потребителях, конкуренции, цене, которую вы можете назначить, и т. п. Поэтому продолжайте задавать себе вопросы. Почему люди выращивают вьющиеся растения, используя специальные решетки? Потому, что они хотят придать определенный вид своим садам. Чего они хотят добиться? Они хотят, чтобы растения были выше. Насколько выше? Обычно выше, чем цветочное растение, но ниже, чем маленькое дерево, - примерно от четырех до восьми футов*. Правильно, это, вероятно, лучшая высота для решеток. Вы обдумали свой ответ, избежав большого числа вопросов о нужной высоте решеток, и вам остается провести лишь небольшое исследование, для того чтобы подтвердить свою версию.

Маркетинг - это не только чутье и особый стиль. Это, на самом деле, напряженные, четкие размышления. Вероятно, самый простой способ вам это продемонстрировать - это привести три примера действительно логичных рассуждений.

Дантист

Мюррей Хокинс - дипломированный дантист. Он решил переехать на юго-запад Англии и открыть свою собственную практику. Куда ему следовало поехать? Туда, где, вероятно, есть много людей, нуждающихся в стоматологической помощи. Где такое возможно? Везде, где отношение числа дантистов к общей численности населения наименьшее. Как он мог узнать об этом?

Он навел справки о численности населения всех крупных городов на юго-западе. Затем он узнал число дантистов в каждом городе. Он выяснил, что Джиллингем в Дорсете имеет наименьшее такое соотношение, поэтому он решил переехать туда. Но теперь ему нужно было узнать, где именно в Джиллингеме обосноваться. Поэтому он сформулировал другой вопрос: "Что я на самом деле делаю лучше всего?". Ответ заключался в том, что он великолепно работает с детьми. Они часто даже получали удовольствие от посещения врача, и он убедился, что есть множество вещей, с которыми они могут поиграть, что их привлекают нарисованные на потолке картинки и т. д. Итак, где же дети? В школе.

Он открыл стоматологический кабинет Мюррея Хокинса напротив ворот одной из наиболее крупных школ в Джиллингеме. И теперь родители могли встретить своих детей из школы и по дороге домой показать их дантисту. Итак, проделанная работа принесла ему удовлетворение.

Владелец отеля

Один разборчивый владелец отеля хотел привлечь внимание к тому факту, что земля, принадлежащая его отелю, имеет участок, прилегающий к реке, и его можно использовать для рыбной ловли, на которую у него есть разрешение. Но размещение рекламного объявления в "Рыболовных Новостях" стоило больше, чем он намеревался потратить. В газете было много объявлений других отелей, рекламировавших то же самое. Поэтому он задал себе вопрос: "Кто чаще ходит на рыбалку?". Он провел небольшое исследование и выяснил, что 70 процентов врачей увлекаются рыбалкой. Как он мог завоевать этот рынок? Он арендовал стенд на выставке, посвященной оборудованию и товарам для врачей. Это было значительно дешевле, чем стенд на выставке для рыболовов, и его отель был там единственным. Большую долю его клиентов теперь составляют доктора.

Окружной муниципальный совет

Департаменту по туризму и маркетингу Окружного муниципального совета Южного Сомерсета нужно было стимулировать проведение отдыха в своем районе и привлечь спокойных, приятных туристов, разместить которых можно было бы в маленьких отелях и домиках для гостей. Департамент не хотел привлекать большие, шумные группы, так как в Южном Сомерсете не было ни одного большого отеля. Какие группы туристов были бы маленькими, спокойными и оценили бы местный ландшафт? У департамента было несколько вариантов, в том числе - велосипедисты. На территории данного района находится большая часть известных Сомерсетских равнин - красивой области для приятной езды на велосипеде. Итак, было принято решение рекламировать велосипедный отдых. Департамент не мог позволить себе большую рекламную кампанию, поэтому нужно было определить своего потребителя очень точно.

Следующим стоял такой вопрос: кто захотел бы туда поехать? Люди, которые предпочитают езду на велосипеде по равнинной местности. Кто они? Люди, которые катаются на других равнинах. Где еще есть равнинные местности? Одной из наиболее известных из них является Голландия. Окружной муниципальный совет не мог себе позволить разместить рекламу в большом количестве изданий, выходящих на иностранном языке. Спасло то, что голландцы прекрасно говорят по-английски и, как правило, хорошо относятся к Англии. К тому же на Голландию приходится больше отпусков, проводимых за границей, на душу населения, чем в других европейских странах. Кроме того, со-мерсетские пейзажи с их каналами похожи на голландские.

Поэтому Окружной Муниципальный Совет устроил в Голландии рекламную кампанию своих велосипедных дорог и велосипедного отдыха через клубы велосипедистов и выставки. Это имело громадный успех; в те дни можно было увидеть в Сомерсете голландцев больше, чем когда-либо.

Эти примеры должны были помочь вам понять, какого типа вопросы вы должны себе задать и каким образом поразмышлять над ними. Как вы поняли, все эти люди сэкономили много времени за счет того, что сначала подумали, перед тем как перейти непосредственно к исследованию. Когда вы все обдумаете сами, сделайте это еще раз с коллегами или друзьями. Это стоит того. Размышление в одиночестве часто является лучшим способом для того, чтобы сконцентрироваться на вопросе или проблеме и тщательно их проанализировать. Менее вероятно, что обдумывание в группе даст такие же результаты, но, с другой стороны, обычно это лучший способ нахождения нестандартных решений и генерирования новых идей.

Где найти информацию

Теперь, когда вы точно знаете, на какие вопросы вы хотите получить ответ, вы можете использовать ряд источников, таких, как:

1) библиотека;

2) ассоциации производителей и дилеров определенных отраслей хозяйства;

3) правительственные учреждения;

4) регулирующие органы;

5) местные предпринимательские агентства;

6) специализированные издания.

Библиотека

Возможно, у вас есть большая местная библиотека, предоставляющая всю информацию, которая вам необходима. Но если вам потребуется найти более специализированную информацию, то лучше обратиться в центральные библиотеки вашей страны, а также в специальные бизнес-библиотеки. Также можно воспользоваться системой платных интернет-библиотек.

В хороших библиотеках должно быть множество содержащих различного рода бизнес-информацию специальных изданий, справочников и ежегодников, которые могут быть вам полезны.

Ассоциации производителей и дилеров определенных отраслей производства и регулирующие органы

Многие из этих организаций публикуют ежегодные отчеты, исследования и т. п., предоставляя таким образом подробную информацию по определенным отраслям промышленности. Чаще они предоставляют подобную информацию бесплатно, но они могут взимать за это и некоторую плату.

Правительственные учреждения

Правительство предоставляет много информации, которая может оказаться вам полезной. Эта различного рода статистическая информация, которая включает в себя тенденции в социальной и экономической сфере, индексы уровня розничных цен, отчеты о переписях, зарубежную торговую статистику и многое другое.

Местные агентства по предпринимательской деятельности

Эти агентства могут дать разнообразные консультации новым и малым фирмам. Все они предлагают несколько различные услуги, но большинство предоставляют информацию и консультации по экспорту, маркетингу, субсидиям и займам.

Специализированные издания

Каждый год в стране публикуется огромное множество газет, журналов и периодических изданий. Все специализированные журналы по различным отраслям перечисляются в специальных библиографических указателях (с которыми можно ознакомиться в библиотеке). Например, в них могут быть представлены специализированные издания Для садоводческих центров или для дизайнеров по ландшафту и садовых дизайнеров.

Ознакомьтесь с основными специализированными изданиями, даже заплатите за них, если придется, хотя есть вероятность, что менеджеры по рекламе вышлют вам их бесплатно вместе со своими рекламными, расценками. Редакторы подобных изданий знают свою отрасль вдоль и поперек, и, если в своем исследовании вы столкнетесь с действительно жизненно важным вопросом, они могут дать вам на него ответ, если вы хорошо попросите. Только помните, что они занятые люди, и вы далеко не уйдете, если будете звонить им с длинными списками вопросов.

Ваша собственная информация

Если вы уже некоторое время занимаетесь бизнесом, то ваши собственные данные о клиентах могут оказаться наилучшим источником информации, который когда-либо попадался вам в руки. Что они покупали ранее? Насколько они чувствительны к изменению цены (как много клиентов вы потеряли, когда последний раз повышали цены)? За исключением случая, когда вы выходите на абсолютно новый рынок с совершенно другими потребителями, такая информация бесценна. И более того, она бесплатна, а также недоступна для ваших конкурентов.

Однако эта информация имеет свою специфику. Вы можете задавать людям вопросы о том, что им могло бы понравиться и сколько они готовы потратить. Но насколько можно доверять этим ответам? Совсем другое дело, если у вас есть конкретные данные о том, что они действительно купили и сколько они на это потратили. (В главе 10 мы остановимся на том, какую информацию о клиентах вам следует сохранять.)