5.4.4. Функции поведенческой реакции

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 
153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 
170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 
187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 
204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 
221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 
238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 
255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 
272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 
289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 
306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 

Функция реакции рынка - это соотношение, которое связывает реакцию покупателей, выраженную в терминах объема или доли рынка, с одной или более маркетинговыми переменными и/или переменными среды. Функции реакции обычно получают методом эконометрического анализа ретроспективных данных. Количественное оценивание функций реакции приводит к коэффициентам эластичности, измеряющим чувствительность спроса или доли рынка к изменению одной из исследуемых переменных, таких как цена, реклама или доход на семью. Понятие эластичности более подробно определяется в Приложении.

Построение этих функций реакции, основанное на наблюдении различных рынков, различных сегментов или различных товарных категорий, улучшает понимание механизмов реакции покупателей. Таким образом, постепенно строится более строгая база для будущих маркетинговых программ.

В качестве иллюстрации в табл. 5.5 дан синтез результатов основных работ, выполненных в Европе по тематике измерения эластичности по основным переменным маркетинга (рекламе, цене и сбыту).

Таблица 5.5. Чувствительность спроса к марочной политике.

Источник: Lambin J.J. (1976 et 1989).

Классы товаров

Количество марок

Эластичность по рекламе

Эластичность по цене

Эластичность1) по сбыту2)

Безалкогольные

5

0, 070

-1, 419

-1,181

напитки

 

 

 

 

Йогурт

2

0, 031

-1, 100

Одежда

2

0, 034

-1, 982

2, 319

Телевизоры

4

0, 122

Сигареты

1

0, 154

-1, 224

Банки

5

0, 003

0, 251

Автофургоны

1

0, 184

-1, 533

Кофе

1

0, 036

-2, 933

1, 868

Фрукты

1

0, 095

-1, 229

Электробритвы

18

0, 219

-2, 460

0, 909

Бензин

19

0, 024

-0, 600

0, 923

Шампуни

11

0, 036

-1, 762

Инсектициды

9

0, 058

Дезодоранты

11

0, 054

Моющие сред-ва

6

0, 084

Крем для загара

11

0, 300

Среднее:

анализ 1976 г. 3)

N=107

0, 094

-1, 624

1, 243

Женская гигиена

6

0, 010

-1, 405

0, 958

Посудомоечные

2

0, 029

-1, 692

Машины

 

 

 

 

Моющие сред-ва

1

0, 049

-2, 009

Джемы

3

0, 022

-2, 672

2, 757

Автомобили

8

0, 093

-2, 004

Среднее:

анализ 1988 г.4)

N=20

0, 041

-1, 956

Среднее: анализ 1976-1988 гг.

N=127

0, 081

-1, 735

1, 395

1) Приведены средние значения эластичности, рассчитанные с использованием только статистически значимых значений эластичности

2) Использованы индексы сбыта типа применяемых Нильсеном

3) База наблюдения - это марка/страна; использованы данные по странам: Бельгия, Франция, Голландия, ФРГ, Дания, Италия, Норвегия, Швеция

4) База наблюдения: Бельгия.

 

Помимо этого научного интереса, функции реакции непосредственно полезны для фирм с точки зрения прогнозирования и управления. Параметры функций реакции позволяют оценить эффективность прошлых маркетинговых усилий; они образуют удобные исходные точки для имитационных упражнений, разрабатываемых для анализа следствий различных маркетинговых программ Lambin, 1972).

Использование функций реакции для потребительских товаров в настоящее время существенно облегчается в результате постоянного улучшения баз данных. Этот прогресс достигнут благодаря технологическим нововведениям: постепенному, но необратимому освоению систем сканирования товарных кодов в небольших магазинах и растущей степени компьютеризации фирменных систем маркетинговой информации (Nielsen, 1981). Теперь аналитик имеет в своем распоряжении более надежную информацию о долях рынка, ценах продажи, рекламных мероприятиях, отсутствии товара на складе и т.д. Наиболее важное изменение в этой области произошло в отношении частоты поступления данных, которые теперь доступны с недельной периодичностью, а не раз в два месяца или ежемесячно. Это позволяет непосредственно исследовать причинно-следственные связи и устранить некоторые из проблем оценки, например проблемы коллинеарности и одновременности, обусловленные агрегированием данных.

На рис. 5.7 представлена кривая проникновения для новой марки, построенная последовательно по наблюдениям с периодичностью раз в два месяца, ежемесячно и еженедельно. Причинные факторы, т.е. маркетинговые переменные, действующие в период внедрения марки, показаны в нижней части графика, под временной шкалой. Ясно, что данные с периодичностью раз в два месяца и раз в месяц полностью маскируют реакцию рынка. С другой стороны, еженедельные наблюдения демонстрируют причинную связь вполне отчетливо.

Функция реакции рынка - это соотношение, которое связывает реакцию покупателей, выраженную в терминах объема или доли рынка, с одной или более маркетинговыми переменными и/или переменными среды. Функции реакции обычно получают методом эконометрического анализа ретроспективных данных. Количественное оценивание функций реакции приводит к коэффициентам эластичности, измеряющим чувствительность спроса или доли рынка к изменению одной из исследуемых переменных, таких как цена, реклама или доход на семью. Понятие эластичности более подробно определяется в Приложении.

Построение этих функций реакции, основанное на наблюдении различных рынков, различных сегментов или различных товарных категорий, улучшает понимание механизмов реакции покупателей. Таким образом, постепенно строится более строгая база для будущих маркетинговых программ.

В качестве иллюстрации в табл. 5.5 дан синтез результатов основных работ, выполненных в Европе по тематике измерения эластичности по основным переменным маркетинга (рекламе, цене и сбыту).

Таблица 5.5. Чувствительность спроса к марочной политике.

Источник: Lambin J.J. (1976 et 1989).

Классы товаров

Количество марок

Эластичность по рекламе

Эластичность по цене

Эластичность1) по сбыту2)

Безалкогольные

5

0, 070

-1, 419

-1,181

напитки

 

 

 

 

Йогурт

2

0, 031

-1, 100

Одежда

2

0, 034

-1, 982

2, 319

Телевизоры

4

0, 122

Сигареты

1

0, 154

-1, 224

Банки

5

0, 003

0, 251

Автофургоны

1

0, 184

-1, 533

Кофе

1

0, 036

-2, 933

1, 868

Фрукты

1

0, 095

-1, 229

Электробритвы

18

0, 219

-2, 460

0, 909

Бензин

19

0, 024

-0, 600

0, 923

Шампуни

11

0, 036

-1, 762

Инсектициды

9

0, 058

Дезодоранты

11

0, 054

Моющие сред-ва

6

0, 084

Крем для загара

11

0, 300

Среднее:

анализ 1976 г. 3)

N=107

0, 094

-1, 624

1, 243

Женская гигиена

6

0, 010

-1, 405

0, 958

Посудомоечные

2

0, 029

-1, 692

Машины

 

 

 

 

Моющие сред-ва

1

0, 049

-2, 009

Джемы

3

0, 022

-2, 672

2, 757

Автомобили

8

0, 093

-2, 004

Среднее:

анализ 1988 г.4)

N=20

0, 041

-1, 956

Среднее: анализ 1976-1988 гг.

N=127

0, 081

-1, 735

1, 395

1) Приведены средние значения эластичности, рассчитанные с использованием только статистически значимых значений эластичности

2) Использованы индексы сбыта типа применяемых Нильсеном

3) База наблюдения - это марка/страна; использованы данные по странам: Бельгия, Франция, Голландия, ФРГ, Дания, Италия, Норвегия, Швеция

4) База наблюдения: Бельгия.

 

Помимо этого научного интереса, функции реакции непосредственно полезны для фирм с точки зрения прогнозирования и управления. Параметры функций реакции позволяют оценить эффективность прошлых маркетинговых усилий; они образуют удобные исходные точки для имитационных упражнений, разрабатываемых для анализа следствий различных маркетинговых программ Lambin, 1972).

Использование функций реакции для потребительских товаров в настоящее время существенно облегчается в результате постоянного улучшения баз данных. Этот прогресс достигнут благодаря технологическим нововведениям: постепенному, но необратимому освоению систем сканирования товарных кодов в небольших магазинах и растущей степени компьютеризации фирменных систем маркетинговой информации (Nielsen, 1981). Теперь аналитик имеет в своем распоряжении более надежную информацию о долях рынка, ценах продажи, рекламных мероприятиях, отсутствии товара на складе и т.д. Наиболее важное изменение в этой области произошло в отношении частоты поступления данных, которые теперь доступны с недельной периодичностью, а не раз в два месяца или ежемесячно. Это позволяет непосредственно исследовать причинно-следственные связи и устранить некоторые из проблем оценки, например проблемы коллинеарности и одновременности, обусловленные агрегированием данных.

На рис. 5.7 представлена кривая проникновения для новой марки, построенная последовательно по наблюдениям с периодичностью раз в два месяца, ежемесячно и еженедельно. Причинные факторы, т.е. маркетинговые переменные, действующие в период внедрения марки, показаны в нижней части графика, под временной шкалой. Ясно, что данные с периодичностью раз в два месяца и раз в месяц полностью маскируют реакцию рынка. С другой стороны, еженедельные наблюдения демонстрируют причинную связь вполне отчетливо.