14.2.2. Анализ внешних факторов: привлекательность среды
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152
153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169
170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186
187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220
221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237
238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254
255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271
272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288
289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305
306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321
Решения по охвату базового рынка тесно связаны с эволюцией глобального спроса в пределах каждого рынка товара и, следовательно, с главными тенденциями на этих рынках. Эти тенденции принимают форму объективных возможностей или угроз для действующих здесь фирм, независимо от сильных и слабых сторон фирмы, проводящей анализ.
Такие возможности и угрозы могут быть обусловлены различными факторами, неподконтрольными фирме. Следует, в частности, изучить:
— тенденции рынка,
— поведение покупателей,
— конкуренцию,
— эволюцию среды,
— международный контекст.
Не существует конкретных рецептов поведения; можно лишь дать совет думать о событии своевременно, т.е. до того, как оно произошло.
Для этого необходима система маркетинговой информации и наблюдения за средой. По каждой исследуемой области следует располагать соответственным вопросником. Его содержание, естественно, должно определяться особенностями рынка (видом и характером использования товаров и т. п.). Далее будут приведены некоторые актуальные варианты вопросников.
Анализ рыночных тенденций
Требуется определить перспективы изменения глобального спроса на базовом рынке в течение ближайших трех-пяти лет. Задача состоит в том, чтобы установить профиль жизненного цикла рынка товара и на этой основе дать количественную оценку емкости рынка. Концепции анализа глобального спроса были изложены в главе 7.
Вопросник 1: Тенденции эволюции глобальною рынка
Какова емкость глобального рынка в физическом и денежном выражении?
Какая тенденция имеет место (рост, стагнация, спад)?
Каково среднее потребление на душу населения, семью, клиента?
Каково значение уровня насыщения?
Какова степень оснащенности семьи или фирмы?
Каков средний срок службы товара?
Какая доля продаж обусловлена спросом на замену?
Имеют ли продажи сезонную структуру?
Каковы товары-заменители, выполняющие ту же функцию?
Каковы главные нововведения в данном секторе?
Каковы относительные издержки для альтернативных каналов сбыта?
Какова структура сбытовой системы?
Каковы тенденции изменения средних цен?
Каков уровень интенсивности рекламной деятельности?
Какие рекламные средства наиболее популярны?
/.../
Этот, разумеется, неполный перечень вопросов лишь указывает, информацию какого типа следует отыскивать. Если речь идет о промышленном товаре, вопросы должны касаться не только непосредственных клиентов, но также и клиентов.
Анализ поведения покупателей
Необходимо описать поведение потребителей при закупке, пользовании и обладании. Основные элементы искомой информации были приведены в табл. 5.4. Помимо фактических данных о профиле покупателя, полезно описать процесс закупки и факторы, способные на него повлиять.
Таблица 5.4. Размерности анализа поведения при покупке.
Вопросы |
Поведение приобретения |
Поведение использования |
Поведение обладания |
Что? |
Привычные марки Последняя купленная марка |
Тип использования продукта Товар-заменитель |
Реально сохраненные марки |
Сколько? |
Объем одной закупки (формат или число единиц) |
Объем недельного потребления |
Количество сохраненного товара |
Как? |
Условия приобретения |
Какова форма использования товара? |
Способ хранения |
Где? |
Обычные и случайные места закупки |
Места потребления |
Места хранения |
Когда? |
Дата последней закупки • Интервал между закупками |
Обычное время использования |
Период и продолжительность обладания |
Кто? |
Кто обычно закупает товар? |
Кто потребляет товар чаще всего? |
Кто хранит товар? |
Вопросник 2: Анализ поведения покупателя
Каков социально-демографический профиль покупателей в данном сегменте?
Какова структура центра, принимающего решение о покупке?
Кто является покупателем, пользователем, лицом, принимающим ре-шение, советчиком?
Каков процесс принятия решения о покупке?
Каковы основные применения товара покупателями?
Как изменяются покупательские навыки потребителей?
Каковы ожидания и потребности покупателей?
Какова частота или периодичность закупок?
К каким факторам маркетинга (цене, рекламе, обслуживанию, имиджу марки) покупатели наиболее чувствительны?
Каковы причины удовлетворенности и неудовлетворенности?
/.../
Эти данные в основном описательного характера должны быть дополнены измерениями восприятия, отношения, намерений и предпочтений, а также анализом имиджа марок товара или фирменных марок.
Анализ структуры сбыта
Этот этап более важен для рынков потребительских товаров, чем товаров промышленного назначения. Нужно оценить возможную эволюцию различных сбытовых каналов и понять мотивацию и ожидания торговых посредников по отношению к фирме.
Вопросник 3: Структура и мотивации сбытовой сети,
Какова доля рынка для каждого сбытового канала?
Каковы тенденции изменений по каждому каналу?
Насколько велика концентрация в системе сбыта?
Является ли сбыт интенсивным, селективным или эксклюзивным?
Какую часть рекламы берет на себя система сбыта?
Каковы наблюдаемые изменения в ассортименте?
Какая доля рынка принадлежит маркам торговцев?
Какие сегменты покупателей обслуживает данный канал?
Каковы сбытовые издержки от канала к каналу?
Каковы торговые наценки от канала к каналу?
Каковы типичные торговые льготы и скидки?
Насколько важен кредит, предоставляемый поставщиком?
На какую поддержку со стороны фирмы рассчитывают оптовые и розничные торговцы?
Какие перспективы открывает для торговца и фирмы прямой маркетинг?
/.../
В главе 8 было показано, что торговец в качестве клиента способен оказывать давление на фирму. Анализ системы сбыта позволяет оценить степень автономности или зависимости фирмы по отношению к своим торговым посредникам.
Анализ структуры конкуренции
Структура конкуренции в секторе очерчивает рамки, внутри которых фирма должна добиваться своих целей роста и рентабельности. Объективная привлекательность сектора в значительной степени определяется конкурентными силами, которые фирма не контролирует, но должна учитывать при выработке собственной стратегии (см. разделы 8.3 и 8.4 этой книги).
Вопросник 4: Анализ конкурентных сил в секторе
Сколько имеется прямых конкурентов?
Какой долей рынка владеют три-пять крупнейших конкурентов?
Каков преобладающий тип конкурентного поведения (независимый, «следующий за лидером», «бросающий вызов», лидер)?
Насколько сильны марки конкурентов?
Какова природа конкурентного преимущества у главных конкурентов?
Насколько сильны и защищены элементы дифференциации конкурентных товаров и марок?
На чем основано преимущество по издержкам приоритетных конкурентов?
Каковы барьеры для прихода на рынок новых конкурентов?
Насколько серьезны барьеры входа для конкурента, обладающего сильной международной позицией?
Какие товары являются заменителями и какую угрозу они представляют?
Какова степень концентрации поставщиков и какое давление они способны оказывать?
Какова степень концентрации клиентов и/или посредников и какое давление они способны в связи с этим оказывать?
/.../
Данные, полученные на этом этапе, дадут фирме возможность определить конкурентный «климат», интенсивность расширенного соперничества и тип конкурентного преимущества, которым владеет каждый из конкурентов.
Анализ экономической, социальной и политической среды
Здесь рассматриваются главные макроэкономические индикаторы: демографические, экономические, технологические, политические, юридические, социальные, культурные и экологические, - которые влияют на развитие рынка. Очевидно, что не все из приводимых вопросов являются обязательными. Содержание данного раздела должно быть адаптировано к каждому конкретному случаю.
Вопросник 5а: Экономическая среда
Каков ожидаемый темп роста ВНП или промышленной продукции?
Каков ожидаемый рост цен?
Какое изменение в экономике способно отрицательно повлиять на развитие рынка или спроса?
Какие меры следует принять, если такое изменение произойдет?
/.../
Вопросник 5б: Технологическая среда
Какие технологические достижения, влияющие на себестоимость продукции, могут появиться?
Что следует предпринять, если эти достижения будут иметь место?
Какое развитие технологии может повлиять на спрос на наши товары?
Какие сектора технологии могут представлять угрозу для нашей области деятельности?
Какие меры позволят минимизировать влияние такой угрозы?
По каким направлениям разработок технологический прорыв может затронуть наш рынок?
В какие сроки можно ожидать подобного технологического прорыва?
Какие меры следует принять, начиная с сегодняшнего дня, чтобы минимизировать влияние подобных изменений?
/.../
Вопросник 5в: Социально-демографическая и культурная среда
Какие социально-демографические изменения затрагивают наш бизнес?
Какие изменения в позиции покупателей могут повлиять на глобальный спрос?
Каковы предсказуемые последствия этих изменении?
/.../
Вопросник 5г: Политическая среда
Какой закон или какие правила, способные повлиять на наш бизнес, могут быть приняты в ближайшем будущем?
Что следует сделать в таком случае?
Какой закон или какие правила могут повлиять на наши процессы продаж, сбыта, коммуникации?
Что следует сделать в таком случае?
Какие финансовые или налоговые инструкции могут повлиять на рентабельность нашего бизнеса?
Подвергается ли наша отрасль критике со стороны ассоциаций потребителей?
Как мы должны на это реагировать?
/.../
Вопросник 5д: Международная среда
Являемся ли мы импортерами сырьевых материалов или компонентов?
Если да, то какова экономическая стабильность в странах-экспортерах?
Какие шаги следует предпринять в случае резкого прекращения поставок?
Какие изменения, способные повлиять на наш бизнес, могут произойти в странах, в которых мы присутствуем?
Какие возможности и угрозы несет создание единого европейского рынка?
Как подготовиться к процессу глобализации рынков?
/.../
Вопросник 5е: Экологическая среда
Какие процессы, применяемые нашими поставщиками, создают угрозу для окружающей среды?
Как поступить, если наши поставщики будут вынуждены изменить свой производственный процесс?
Какие используемые нами процессы и сырьевые материалы создают угрозу для здоровья или окружающей среды?
Какие меры должны быть приняты в случае необходимых изменении?
Может ли наша отрасль стать мишенью для экологических движений?
Если да, то как поступить в этом случае?
Эти сведения, характеризующие среду, полезны для проработки сценариев развития рынка: не только базового. но и альтернативных сценариев, учитывающих наиболее критичные факторы среды.
Информация. с которой должна работать система постоянного слежения за средой, обширна и- как правило, рассеяна во множестве источников, Профессиональные организации и региональные торговые палаты обычно предоставляют своим членам экономическую информацию, полезную для прогнозирования. Другими центрами, регулярно публикующими экономические данные, являются национальные институты статистики. внешнеторговые организации. международные финансовые учреждения типа Банка для международных расчетов, Международного валютного фонда, Европейской организации по сотрудничеству и развитию, ООН. Весьма полезными источниками для слежения за изменением среды могут служить статьи, монографии и журналы новостей, публикуемые исследовательскими центрами университетов- крупными международными консалтинговыми фирмами типа «Бизнес Интернэшнл» и «МакКинси».
Решения по охвату базового рынка тесно связаны с эволюцией глобального спроса в пределах каждого рынка товара и, следовательно, с главными тенденциями на этих рынках. Эти тенденции принимают форму объективных возможностей или угроз для действующих здесь фирм, независимо от сильных и слабых сторон фирмы, проводящей анализ.
Такие возможности и угрозы могут быть обусловлены различными факторами, неподконтрольными фирме. Следует, в частности, изучить:
— тенденции рынка,
— поведение покупателей,
— конкуренцию,
— эволюцию среды,
— международный контекст.
Не существует конкретных рецептов поведения; можно лишь дать совет думать о событии своевременно, т.е. до того, как оно произошло.
Для этого необходима система маркетинговой информации и наблюдения за средой. По каждой исследуемой области следует располагать соответственным вопросником. Его содержание, естественно, должно определяться особенностями рынка (видом и характером использования товаров и т. п.). Далее будут приведены некоторые актуальные варианты вопросников.
Анализ рыночных тенденций
Требуется определить перспективы изменения глобального спроса на базовом рынке в течение ближайших трех-пяти лет. Задача состоит в том, чтобы установить профиль жизненного цикла рынка товара и на этой основе дать количественную оценку емкости рынка. Концепции анализа глобального спроса были изложены в главе 7.
Вопросник 1: Тенденции эволюции глобальною рынка
Какова емкость глобального рынка в физическом и денежном выражении?
Какая тенденция имеет место (рост, стагнация, спад)?
Каково среднее потребление на душу населения, семью, клиента?
Каково значение уровня насыщения?
Какова степень оснащенности семьи или фирмы?
Каков средний срок службы товара?
Какая доля продаж обусловлена спросом на замену?
Имеют ли продажи сезонную структуру?
Каковы товары-заменители, выполняющие ту же функцию?
Каковы главные нововведения в данном секторе?
Каковы относительные издержки для альтернативных каналов сбыта?
Какова структура сбытовой системы?
Каковы тенденции изменения средних цен?
Каков уровень интенсивности рекламной деятельности?
Какие рекламные средства наиболее популярны?
/.../
Этот, разумеется, неполный перечень вопросов лишь указывает, информацию какого типа следует отыскивать. Если речь идет о промышленном товаре, вопросы должны касаться не только непосредственных клиентов, но также и клиентов.
Анализ поведения покупателей
Необходимо описать поведение потребителей при закупке, пользовании и обладании. Основные элементы искомой информации были приведены в табл. 5.4. Помимо фактических данных о профиле покупателя, полезно описать процесс закупки и факторы, способные на него повлиять.
Таблица 5.4. Размерности анализа поведения при покупке.
Вопросы |
Поведение приобретения |
Поведение использования |
Поведение обладания |
Что? |
Привычные марки Последняя купленная марка |
Тип использования продукта Товар-заменитель |
Реально сохраненные марки |
Сколько? |
Объем одной закупки (формат или число единиц) |
Объем недельного потребления |
Количество сохраненного товара |
Как? |
Условия приобретения |
Какова форма использования товара? |
Способ хранения |
Где? |
Обычные и случайные места закупки |
Места потребления |
Места хранения |
Когда? |
Дата последней закупки • Интервал между закупками |
Обычное время использования |
Период и продолжительность обладания |
Кто? |
Кто обычно закупает товар? |
Кто потребляет товар чаще всего? |
Кто хранит товар? |
Вопросник 2: Анализ поведения покупателя
Каков социально-демографический профиль покупателей в данном сегменте?
Какова структура центра, принимающего решение о покупке?
Кто является покупателем, пользователем, лицом, принимающим ре-шение, советчиком?
Каков процесс принятия решения о покупке?
Каковы основные применения товара покупателями?
Как изменяются покупательские навыки потребителей?
Каковы ожидания и потребности покупателей?
Какова частота или периодичность закупок?
К каким факторам маркетинга (цене, рекламе, обслуживанию, имиджу марки) покупатели наиболее чувствительны?
Каковы причины удовлетворенности и неудовлетворенности?
/.../
Эти данные в основном описательного характера должны быть дополнены измерениями восприятия, отношения, намерений и предпочтений, а также анализом имиджа марок товара или фирменных марок.
Анализ структуры сбыта
Этот этап более важен для рынков потребительских товаров, чем товаров промышленного назначения. Нужно оценить возможную эволюцию различных сбытовых каналов и понять мотивацию и ожидания торговых посредников по отношению к фирме.
Вопросник 3: Структура и мотивации сбытовой сети,
Какова доля рынка для каждого сбытового канала?
Каковы тенденции изменений по каждому каналу?
Насколько велика концентрация в системе сбыта?
Является ли сбыт интенсивным, селективным или эксклюзивным?
Какую часть рекламы берет на себя система сбыта?
Каковы наблюдаемые изменения в ассортименте?
Какая доля рынка принадлежит маркам торговцев?
Какие сегменты покупателей обслуживает данный канал?
Каковы сбытовые издержки от канала к каналу?
Каковы торговые наценки от канала к каналу?
Каковы типичные торговые льготы и скидки?
Насколько важен кредит, предоставляемый поставщиком?
На какую поддержку со стороны фирмы рассчитывают оптовые и розничные торговцы?
Какие перспективы открывает для торговца и фирмы прямой маркетинг?
/.../
В главе 8 было показано, что торговец в качестве клиента способен оказывать давление на фирму. Анализ системы сбыта позволяет оценить степень автономности или зависимости фирмы по отношению к своим торговым посредникам.
Анализ структуры конкуренции
Структура конкуренции в секторе очерчивает рамки, внутри которых фирма должна добиваться своих целей роста и рентабельности. Объективная привлекательность сектора в значительной степени определяется конкурентными силами, которые фирма не контролирует, но должна учитывать при выработке собственной стратегии (см. разделы 8.3 и 8.4 этой книги).
Вопросник 4: Анализ конкурентных сил в секторе
Сколько имеется прямых конкурентов?
Какой долей рынка владеют три-пять крупнейших конкурентов?
Каков преобладающий тип конкурентного поведения (независимый, «следующий за лидером», «бросающий вызов», лидер)?
Насколько сильны марки конкурентов?
Какова природа конкурентного преимущества у главных конкурентов?
Насколько сильны и защищены элементы дифференциации конкурентных товаров и марок?
На чем основано преимущество по издержкам приоритетных конкурентов?
Каковы барьеры для прихода на рынок новых конкурентов?
Насколько серьезны барьеры входа для конкурента, обладающего сильной международной позицией?
Какие товары являются заменителями и какую угрозу они представляют?
Какова степень концентрации поставщиков и какое давление они способны оказывать?
Какова степень концентрации клиентов и/или посредников и какое давление они способны в связи с этим оказывать?
/.../
Данные, полученные на этом этапе, дадут фирме возможность определить конкурентный «климат», интенсивность расширенного соперничества и тип конкурентного преимущества, которым владеет каждый из конкурентов.
Анализ экономической, социальной и политической среды
Здесь рассматриваются главные макроэкономические индикаторы: демографические, экономические, технологические, политические, юридические, социальные, культурные и экологические, - которые влияют на развитие рынка. Очевидно, что не все из приводимых вопросов являются обязательными. Содержание данного раздела должно быть адаптировано к каждому конкретному случаю.
Вопросник 5а: Экономическая среда
Каков ожидаемый темп роста ВНП или промышленной продукции?
Каков ожидаемый рост цен?
Какое изменение в экономике способно отрицательно повлиять на развитие рынка или спроса?
Какие меры следует принять, если такое изменение произойдет?
/.../
Вопросник 5б: Технологическая среда
Какие технологические достижения, влияющие на себестоимость продукции, могут появиться?
Что следует предпринять, если эти достижения будут иметь место?
Какое развитие технологии может повлиять на спрос на наши товары?
Какие сектора технологии могут представлять угрозу для нашей области деятельности?
Какие меры позволят минимизировать влияние такой угрозы?
По каким направлениям разработок технологический прорыв может затронуть наш рынок?
В какие сроки можно ожидать подобного технологического прорыва?
Какие меры следует принять, начиная с сегодняшнего дня, чтобы минимизировать влияние подобных изменений?
/.../
Вопросник 5в: Социально-демографическая и культурная среда
Какие социально-демографические изменения затрагивают наш бизнес?
Какие изменения в позиции покупателей могут повлиять на глобальный спрос?
Каковы предсказуемые последствия этих изменении?
/.../
Вопросник 5г: Политическая среда
Какой закон или какие правила, способные повлиять на наш бизнес, могут быть приняты в ближайшем будущем?
Что следует сделать в таком случае?
Какой закон или какие правила могут повлиять на наши процессы продаж, сбыта, коммуникации?
Что следует сделать в таком случае?
Какие финансовые или налоговые инструкции могут повлиять на рентабельность нашего бизнеса?
Подвергается ли наша отрасль критике со стороны ассоциаций потребителей?
Как мы должны на это реагировать?
/.../
Вопросник 5д: Международная среда
Являемся ли мы импортерами сырьевых материалов или компонентов?
Если да, то какова экономическая стабильность в странах-экспортерах?
Какие шаги следует предпринять в случае резкого прекращения поставок?
Какие изменения, способные повлиять на наш бизнес, могут произойти в странах, в которых мы присутствуем?
Какие возможности и угрозы несет создание единого европейского рынка?
Как подготовиться к процессу глобализации рынков?
/.../
Вопросник 5е: Экологическая среда
Какие процессы, применяемые нашими поставщиками, создают угрозу для окружающей среды?
Как поступить, если наши поставщики будут вынуждены изменить свой производственный процесс?
Какие используемые нами процессы и сырьевые материалы создают угрозу для здоровья или окружающей среды?
Какие меры должны быть приняты в случае необходимых изменении?
Может ли наша отрасль стать мишенью для экологических движений?
Если да, то как поступить в этом случае?
Эти сведения, характеризующие среду, полезны для проработки сценариев развития рынка: не только базового. но и альтернативных сценариев, учитывающих наиболее критичные факторы среды.
Информация. с которой должна работать система постоянного слежения за средой, обширна и- как правило, рассеяна во множестве источников, Профессиональные организации и региональные торговые палаты обычно предоставляют своим членам экономическую информацию, полезную для прогнозирования. Другими центрами, регулярно публикующими экономические данные, являются национальные институты статистики. внешнеторговые организации. международные финансовые учреждения типа Банка для международных расчетов, Международного валютного фонда, Европейской организации по сотрудничеству и развитию, ООН. Весьма полезными источниками для слежения за изменением среды могут служить статьи, монографии и журналы новостей, публикуемые исследовательскими центрами университетов- крупными международными консалтинговыми фирмами типа «Бизнес Интернэшнл» и «МакКинси».