11.6.2. Стратегии дифференциации дистрибьютора

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 
153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 
170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 
187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 
204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 
221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 
238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 
255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 
272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 
289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 
306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 

Торговые фирмы пересмотрели традиционные стратегии позиционирования и изменили концепцию места продажи. Стратегия дифференциации на уровне магазинов означает, что клиенты в выборе определенной торговой точки должны видеть важное преимущество, отсутствующее у конкурентов.

Концепция магазина как совокупности свойств

В этом аспекте описанная в главе 4 модель «товара со многими свойствами» равно применима к торговой фирме. С точки зрения потребителя, торговая точка (например, супермаркет), может быть описана в терминах шести свойств (атрибутов). Их важность может быть различной для разных групп покупателей. Эти свойства, перечисленные ниже, могут рассматриваться и в качестве активных переменных для торговца, позволяющих ему сформулировать «концепцию магазина».

«Близость»: описывает охват территории, или торговую зону, внутри которой торговец хочет установить деловые отношения с клиентами.

«Ассортимент»: разнообразие товаров, описанное в терминах широты (разнообразия функций) и полноты (выбора моделей для той же функции).

Уровень «цен» в целом: сюда входит широта ценовой гаммы, практика низких стартовых цен, постоянное стимулирование покупок, оптовые скидки.

«Услуги»: в том числе услуги по созданию комфорта (встреча, парковка, помощь, ночные часы работы, примерочные), технические услуги (способы продаж, доставки, сборки, ремонта), финансовые услуги (принятие чеков, кредитных карточек, открытие кредита), дополнительные услуги (туристические агентства, перечни подарков, специальные стенды).

«Время», которое требуется для «похода за покупками»: зависит от близости, но также и от доступности, легкости обнаружения нужных товаров, отсутствия очереди в кассу. Здесь важна организация работы магазина с точки зрения потребителя.

«Атмосфера»: расстановка товаров, освещение, музыкальный фон, отсутствие раздражающих шумов, красивый интерьер и т. д.

Эти атрибуты служат потребителям в качестве критериев при сравнении торговых точек. Задача торговца - творчески и новаторски выбрать концепцию магазина, т.е. набор атрибутов, отвечающих ожиданиям целевого сегмента покупателей и выделяющих магазин в ряду других торговых точек.

Стратегии позиционирования торговой точки

Возможные для торговца стратегии дифференциации зависят от сектора, в котором он работает. Торговые точки можно классифицировать по двум измерениям: размер наценки и характер главного преимущества, которое покупатель ищет в товаре (функциональное или символическое).

В результате имеем представленную на рис. 11.6 двумерную карту, на которой выделены четыре различные ситуации; для каждой из них можно выбрать соответствующую стратегию дифференциации.

Функциональные товары с высокой наценкой можно найти в специализированных продуктовых магазинах, у торговцев аудио- и видеоаппаратурой высокого класса, компьютерами, инструментами.

Среди функциональных товаров с малой наценкой - основные продукты питания в супер- и гипермаркетах, дешевая мебель, недорогая аудио- и видеоаппаратура.

В число символических товаров с высокой наценкой входят одежда, магазины мод, ювелирные изделия.

Символические товары с малой наценкой присутствуют в магазинах, специализирующихся на распродажах марочных товаров с высоким символическим содержанием.

В зависимости от уровня и характера дополнительных услуг многие виды товаров могут продаваться в магазинах, торгующих как с высокой, так и с малой наценкой. Так, одна и та же марка продовольственного товара может быть куплена: (а) в магазине-складе без какого-либо обслуживания, (б) в супермаркете, в более комфортных условиях, с минимумом услуг, (в) в специализированном магазине, в особо комфортных условиях, с помощью и при покупке, и при кассовом обслуживании.

Задача торговца - позиционировать себя на указанной карте, после чего определить стратегии, позволяющие выделиться среди конкурентов в сознании потребителей. Можно назвать три таких стратегии:

стратегию дифференциации, основанную на предлагаемом ассортименте товаров, который существенно отличается от ассортимента других магазинов той же товарной категории;

стратегию индивидуального обслуживания, согласно которой магазин не отличается по ассортименту от конкурентов, но выделяется качеством предлагаемого обслуживания;

стратегию, основанную на цене, которая состоит в предложении тех же товаров по более низким ценам.

При выборе стратегии дифференциации торговая фирма, как мы видели, может опираться на ряд активных переменных, используя при этом метод стратегического маркетинга. Определив свой выбор в терминах искомой позиции, она должна затем разработать коммерческий план, отвечающий поставленным целям и позволяющий добиться устойчивого конкурентного преимущества.

Разработка марок торговых фирм

В течение последних лет крупные торговые фирмы успешно освоили стратегии дифференциации, базирующиеся на фирменных торговых марках. Например, в Бельгии доля рынка, приходящаяся на эти марки, выросла в период 1983-1990 гг. с 11 до 19, 8% (Nielsen Сотрапу, 1990). Аналогичные данные по другим европейским странам представлены в табл. 11.6.

Таблица 11.6. Доля рынка, принадлежащая фирменным торговым маркам.

Источник: Nielsen (1990).

Страна

Доля рынка, %

Страна

Доля рынка, %

Швейцария

41, 2

Италия

6, 8

Великобритания

37, 1

Германия

6, 8

Бельгия

19, 8

Австрия

6, 3

Франция

16, 4

Финляндия

5, 4

Нидерланды

16, 3

Норвегия

5, 0

Швеция

10, 7

Ирландия

3, 6

Испания

7, 7

Португалия

2, 3

 

Этот рост совпадает с возрастанием доли рынка, принадлежащей крупным магазинам в связи с потерей контроля за информацией со стороны изготовителей, обусловленной растущей централизацией закупок и развитием систем оптического считывания (штрих-кодов).

Ранее функции закупочного центра ограничивались переговорами с изготовителем, который затем сам осуществлял поставку на различные склады. По мере совершенствования управления операциями и усиления централизации центр стал получать товары прямо у изготовителя и теперь именно он распределяет купленные товары по магазинам с учетом их потребностей. Производитель теперь не знает точного распределения поставок и не может оценить роль своих кампаний по рекламе и продвижению товаров.

До освоения систем оптического считывания торговец располагал лишь неполной и труднодоступной информацией об эффективности различных марок. Он был вынужден пользоваться данными, сообщаемыми изготовителями. Сегодня ситуация обратная: закупочные центры могут с большой точностью отслеживать продажи интересующих товаров. Теперь торговцы имеют больше данных, чем раньше, а изготовители - меньше.

Возросшая за счет этого рыночная сила торговли подтолкнула ее к политике собственных марок с целью отобрать у изготовителя часть прибыли. Такая политика зародилась в Европе более 20 лет назад, но в последние годы она обрела новый размах. Можно выделить торговые марки четырех типов (Ducrocq, 1993).

Фирменные наименования. Торговец стремится предлагать качественные товары, ассоциируя с ними свое имя. Типичные примеры: «Делэз» (Delhaize), «Сен-Мишель» (Saint-Michael), «Казино» (Casino) и «Маркс и Спенсер».

Марки-флаги. Марка принадлежит торговцу, но не ассоциируется с его именем. Используется для товаров среднего качества. Пример: «белые» товары фирмы ДжиБи (ОВ).

Контрмарки. Представляются торговцем как обычные марки, без указания имени фирмы, но имеются только в ее магазинах. Используются, например, фирмой «Алди».

Новинки по низким ценам. Это дешевые товары, вводимые как реакция на торговлю со скидками, без заботы о фирменной марке.

Стоит отметить, что развитие фирменных торговых марок - это прежде всего реакция на распространение новинок по низким ценам, поддерживаемых новым поколением фирм, торгующих со скидкой через магазины-склады: «Алди» (Германия, Франция и Бельгия), «Нетто» (Netto, Дания) и «Квик-Сэйв» (Kwik-Save, Великобритания).

Наступление торговых марок принесло свои плоды: повсюду наблюдается снижение приверженности маркам изготовителей, которые вынуждены реагировать снижением своих цен.

Доля рынка марки «Мальборо» в США упала с 30 до 22% за счет недифференцированных марок, чья доля выросла до 30% . Чтобы остановить этот спад, фирма «Филип Моррис» (Philip Morrris) снизила цену на 22% (The Economist, 1993).

Таким образом, торговцы совершенствуют свои методы маркетинга. Не ограничиваясь простым копированием существующих товаров, они, основываясь на анализе рынка, формулируют концепции товаров, для которых затем ищут изготовителя. Возрастает также роль ценового давления. Крупные торговые фирмы все в большей степени эволюционируют в направлении трех рынков:

рынок марок изготовителей (марок А), которые являются лидерами в своей категории и должны стать объектами крупных инвестиций в маркетинг и рекламу;

рынок фирменных торговых марок и марок-флагов (марок В), создаваемых торговцами для повышения рентабельности и реализации фирменной стратегии;

рынок новинок со скидкой (марок С), т.е. товаров, противостоящих товарам магазинов, торгующих со скидкой, и повышающих приверженность клиентов.

В этой борьбе более слабыми и обреченными на исчезновение являются марки изготовителей. Розничный торговец может использовать собственные марки по трем назначениям.

Как средство конкурентной борьбы с изготовителями, позволяющее уменьшить зависимость торговца от известных марок, доля которых в общих продажах в связи с этим снижается.

Как средство повышения рентабельности: собственные марки обеспечивают наценки, на 10-15% более высокие, чем у известных марок.

Как средство дифференциации фирменной марки и создания имиджа магазина.

Именно последняя функция играет все более важную роль в стратегиях наиболее динамичных торговцев.

Торговый маркетинг

Какова должна быть позиция производителя перед лицом растущей силы крупных торговых фирм? Можно рассмотреть три возможные стратегии.

Принять маркетинговую стратегию втягивания, ориентированную на конечного потребителя и предусматривающую поддержание сильной, хорошо дифференцированной марки, чтобы заставить торговца включить ее в свой ассортимент.

Сконцентрироваться на производстве с минимальными издержками и полностью предоставить маркетинг торговцу, с риском оказаться полностью отрезанным от рынка.

Относиться к торговцу не как к конкуренту и не как к партнеру в канале сбыта, а как к клиенту-посреднику. В этом сущность торгового маркетинга.

Торговый маркетинг заключается в приложении метода маркетинга к торговцам, которые рассматриваются как единственные клиенты. Торговый маркетинг включает четыре основных этапа:

анализ потребностей: понять формы работы торговцев и их ожидания;

сегментация торговцев, или выделение торговцев с одинаковыми потребностями и ожиданиями;

выбор целевого сегмента, приоритетного для изготовителя;

разработка предложения, адаптированного к целевому сегменту (сегментам).

Некоторые крупнейшие производители, например «Юнилевер» (Uniliver), «Проктер энд Гэмбл», «л'Ореаль», «Нестле», не контролируются торговлей и могут устанавливать свои правила. Торговый маркетинг представляет приемлемое решение для малых и средних фирм или фирм, вновь пришедших на рынок (Chinardet, 1994).

Торговые фирмы пересмотрели традиционные стратегии позиционирования и изменили концепцию места продажи. Стратегия дифференциации на уровне магазинов означает, что клиенты в выборе определенной торговой точки должны видеть важное преимущество, отсутствующее у конкурентов.

Концепция магазина как совокупности свойств

В этом аспекте описанная в главе 4 модель «товара со многими свойствами» равно применима к торговой фирме. С точки зрения потребителя, торговая точка (например, супермаркет), может быть описана в терминах шести свойств (атрибутов). Их важность может быть различной для разных групп покупателей. Эти свойства, перечисленные ниже, могут рассматриваться и в качестве активных переменных для торговца, позволяющих ему сформулировать «концепцию магазина».

«Близость»: описывает охват территории, или торговую зону, внутри которой торговец хочет установить деловые отношения с клиентами.

«Ассортимент»: разнообразие товаров, описанное в терминах широты (разнообразия функций) и полноты (выбора моделей для той же функции).

Уровень «цен» в целом: сюда входит широта ценовой гаммы, практика низких стартовых цен, постоянное стимулирование покупок, оптовые скидки.

«Услуги»: в том числе услуги по созданию комфорта (встреча, парковка, помощь, ночные часы работы, примерочные), технические услуги (способы продаж, доставки, сборки, ремонта), финансовые услуги (принятие чеков, кредитных карточек, открытие кредита), дополнительные услуги (туристические агентства, перечни подарков, специальные стенды).

«Время», которое требуется для «похода за покупками»: зависит от близости, но также и от доступности, легкости обнаружения нужных товаров, отсутствия очереди в кассу. Здесь важна организация работы магазина с точки зрения потребителя.

«Атмосфера»: расстановка товаров, освещение, музыкальный фон, отсутствие раздражающих шумов, красивый интерьер и т. д.

Эти атрибуты служат потребителям в качестве критериев при сравнении торговых точек. Задача торговца - творчески и новаторски выбрать концепцию магазина, т.е. набор атрибутов, отвечающих ожиданиям целевого сегмента покупателей и выделяющих магазин в ряду других торговых точек.

Стратегии позиционирования торговой точки

Возможные для торговца стратегии дифференциации зависят от сектора, в котором он работает. Торговые точки можно классифицировать по двум измерениям: размер наценки и характер главного преимущества, которое покупатель ищет в товаре (функциональное или символическое).

В результате имеем представленную на рис. 11.6 двумерную карту, на которой выделены четыре различные ситуации; для каждой из них можно выбрать соответствующую стратегию дифференциации.

Функциональные товары с высокой наценкой можно найти в специализированных продуктовых магазинах, у торговцев аудио- и видеоаппаратурой высокого класса, компьютерами, инструментами.

Среди функциональных товаров с малой наценкой - основные продукты питания в супер- и гипермаркетах, дешевая мебель, недорогая аудио- и видеоаппаратура.

В число символических товаров с высокой наценкой входят одежда, магазины мод, ювелирные изделия.

Символические товары с малой наценкой присутствуют в магазинах, специализирующихся на распродажах марочных товаров с высоким символическим содержанием.

В зависимости от уровня и характера дополнительных услуг многие виды товаров могут продаваться в магазинах, торгующих как с высокой, так и с малой наценкой. Так, одна и та же марка продовольственного товара может быть куплена: (а) в магазине-складе без какого-либо обслуживания, (б) в супермаркете, в более комфортных условиях, с минимумом услуг, (в) в специализированном магазине, в особо комфортных условиях, с помощью и при покупке, и при кассовом обслуживании.

Задача торговца - позиционировать себя на указанной карте, после чего определить стратегии, позволяющие выделиться среди конкурентов в сознании потребителей. Можно назвать три таких стратегии:

стратегию дифференциации, основанную на предлагаемом ассортименте товаров, который существенно отличается от ассортимента других магазинов той же товарной категории;

стратегию индивидуального обслуживания, согласно которой магазин не отличается по ассортименту от конкурентов, но выделяется качеством предлагаемого обслуживания;

стратегию, основанную на цене, которая состоит в предложении тех же товаров по более низким ценам.

При выборе стратегии дифференциации торговая фирма, как мы видели, может опираться на ряд активных переменных, используя при этом метод стратегического маркетинга. Определив свой выбор в терминах искомой позиции, она должна затем разработать коммерческий план, отвечающий поставленным целям и позволяющий добиться устойчивого конкурентного преимущества.

Разработка марок торговых фирм

В течение последних лет крупные торговые фирмы успешно освоили стратегии дифференциации, базирующиеся на фирменных торговых марках. Например, в Бельгии доля рынка, приходящаяся на эти марки, выросла в период 1983-1990 гг. с 11 до 19, 8% (Nielsen Сотрапу, 1990). Аналогичные данные по другим европейским странам представлены в табл. 11.6.

Таблица 11.6. Доля рынка, принадлежащая фирменным торговым маркам.

Источник: Nielsen (1990).

Страна

Доля рынка, %

Страна

Доля рынка, %

Швейцария

41, 2

Италия

6, 8

Великобритания

37, 1

Германия

6, 8

Бельгия

19, 8

Австрия

6, 3

Франция

16, 4

Финляндия

5, 4

Нидерланды

16, 3

Норвегия

5, 0

Швеция

10, 7

Ирландия

3, 6

Испания

7, 7

Португалия

2, 3

 

Этот рост совпадает с возрастанием доли рынка, принадлежащей крупным магазинам в связи с потерей контроля за информацией со стороны изготовителей, обусловленной растущей централизацией закупок и развитием систем оптического считывания (штрих-кодов).

Ранее функции закупочного центра ограничивались переговорами с изготовителем, который затем сам осуществлял поставку на различные склады. По мере совершенствования управления операциями и усиления централизации центр стал получать товары прямо у изготовителя и теперь именно он распределяет купленные товары по магазинам с учетом их потребностей. Производитель теперь не знает точного распределения поставок и не может оценить роль своих кампаний по рекламе и продвижению товаров.

До освоения систем оптического считывания торговец располагал лишь неполной и труднодоступной информацией об эффективности различных марок. Он был вынужден пользоваться данными, сообщаемыми изготовителями. Сегодня ситуация обратная: закупочные центры могут с большой точностью отслеживать продажи интересующих товаров. Теперь торговцы имеют больше данных, чем раньше, а изготовители - меньше.

Возросшая за счет этого рыночная сила торговли подтолкнула ее к политике собственных марок с целью отобрать у изготовителя часть прибыли. Такая политика зародилась в Европе более 20 лет назад, но в последние годы она обрела новый размах. Можно выделить торговые марки четырех типов (Ducrocq, 1993).

Фирменные наименования. Торговец стремится предлагать качественные товары, ассоциируя с ними свое имя. Типичные примеры: «Делэз» (Delhaize), «Сен-Мишель» (Saint-Michael), «Казино» (Casino) и «Маркс и Спенсер».

Марки-флаги. Марка принадлежит торговцу, но не ассоциируется с его именем. Используется для товаров среднего качества. Пример: «белые» товары фирмы ДжиБи (ОВ).

Контрмарки. Представляются торговцем как обычные марки, без указания имени фирмы, но имеются только в ее магазинах. Используются, например, фирмой «Алди».

Новинки по низким ценам. Это дешевые товары, вводимые как реакция на торговлю со скидками, без заботы о фирменной марке.

Стоит отметить, что развитие фирменных торговых марок - это прежде всего реакция на распространение новинок по низким ценам, поддерживаемых новым поколением фирм, торгующих со скидкой через магазины-склады: «Алди» (Германия, Франция и Бельгия), «Нетто» (Netto, Дания) и «Квик-Сэйв» (Kwik-Save, Великобритания).

Наступление торговых марок принесло свои плоды: повсюду наблюдается снижение приверженности маркам изготовителей, которые вынуждены реагировать снижением своих цен.

Доля рынка марки «Мальборо» в США упала с 30 до 22% за счет недифференцированных марок, чья доля выросла до 30% . Чтобы остановить этот спад, фирма «Филип Моррис» (Philip Morrris) снизила цену на 22% (The Economist, 1993).

Таким образом, торговцы совершенствуют свои методы маркетинга. Не ограничиваясь простым копированием существующих товаров, они, основываясь на анализе рынка, формулируют концепции товаров, для которых затем ищут изготовителя. Возрастает также роль ценового давления. Крупные торговые фирмы все в большей степени эволюционируют в направлении трех рынков:

рынок марок изготовителей (марок А), которые являются лидерами в своей категории и должны стать объектами крупных инвестиций в маркетинг и рекламу;

рынок фирменных торговых марок и марок-флагов (марок В), создаваемых торговцами для повышения рентабельности и реализации фирменной стратегии;

рынок новинок со скидкой (марок С), т.е. товаров, противостоящих товарам магазинов, торгующих со скидкой, и повышающих приверженность клиентов.

В этой борьбе более слабыми и обреченными на исчезновение являются марки изготовителей. Розничный торговец может использовать собственные марки по трем назначениям.

Как средство конкурентной борьбы с изготовителями, позволяющее уменьшить зависимость торговца от известных марок, доля которых в общих продажах в связи с этим снижается.

Как средство повышения рентабельности: собственные марки обеспечивают наценки, на 10-15% более высокие, чем у известных марок.

Как средство дифференциации фирменной марки и создания имиджа магазина.

Именно последняя функция играет все более важную роль в стратегиях наиболее динамичных торговцев.

Торговый маркетинг

Какова должна быть позиция производителя перед лицом растущей силы крупных торговых фирм? Можно рассмотреть три возможные стратегии.

Принять маркетинговую стратегию втягивания, ориентированную на конечного потребителя и предусматривающую поддержание сильной, хорошо дифференцированной марки, чтобы заставить торговца включить ее в свой ассортимент.

Сконцентрироваться на производстве с минимальными издержками и полностью предоставить маркетинг торговцу, с риском оказаться полностью отрезанным от рынка.

Относиться к торговцу не как к конкуренту и не как к партнеру в канале сбыта, а как к клиенту-посреднику. В этом сущность торгового маркетинга.

Торговый маркетинг заключается в приложении метода маркетинга к торговцам, которые рассматриваются как единственные клиенты. Торговый маркетинг включает четыре основных этапа:

анализ потребностей: понять формы работы торговцев и их ожидания;

сегментация торговцев, или выделение торговцев с одинаковыми потребностями и ожиданиями;

выбор целевого сегмента, приоритетного для изготовителя;

разработка предложения, адаптированного к целевому сегменту (сегментам).

Некоторые крупнейшие производители, например «Юнилевер» (Uniliver), «Проктер энд Гэмбл», «л'Ореаль», «Нестле», не контролируются торговлей и могут устанавливать свои правила. Торговый маркетинг представляет приемлемое решение для малых и средних фирм или фирм, вновь пришедших на рынок (Chinardet, 1994).