О ПОЛЬЗЕ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТИ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 

Одно дело поставить перед собой ясно обозначенную цель и совсем другое — последовательно ее добиваться. Обратимся к примеру Парисса Н. Гленденинга, который является сейчас главой исполнительной власти в одном из графств штата Мэриленд. По данным «Вашингтон Пост», в двадцать с небольшим у Гленденинга случилось прободение язвы желудка. Личный врач сказал ему, что, по-видимому, он постоянно находился под действием внутреннего стресса, ставя перед собой непосильные задачи. Проще говоря, он медленно убивал себя. И тогда, в возрасте двадцати трех лет, Гленденинг решил полностью изменить стиль жизни. Он стал составлять себе на каждый день разумный распорядок. И теперь секретарша заносит в его официальный календарь пункт «время для семьи». Его жизнь строится по принципу постановки и осуществления взвешенных и проанализированных задач, при этом все лишнее решительно отметается. Не помню, кто сказал: «Надо знать, чего добиваешься, иначе как поймешь, что достиг желаемого?» — подытожил Гленденинг свое интервью газете «Вашингтон Пост».

Затруднения людей обоих психологических типов сконцентрированы вокруг одного принципиального различия в предпочтениях: желания Интровертов сделать все письменно и необходимости для Экстравертов все детально обговорить. Когда же Экстраверт хочет еще раз все обсудить, а Интроверт — обдумать, это ставит их в диаметрально противоположные позиции, и тогда уже сама задача отступает на второй план, а на первый выходят незначительные детали. И то, что начиналось как конструктивная дискуссия, заканчивается выяснением личных отношений.

Отсюда можно сделать вывод, что постановка задачи будет осуществляться наиболее эффективно, если Экстравертам представится возможность высказать все свои мысли вслух, а Интровертам — время мысленно переварить дискуссию (дальше будут даны более конкретные советы для каждого психологического типа).

Подход к постановке задачи людей Сенсорного (S) и Интуитивного (N) типов

Сенсорный и Интуитивный типы личности, как вы помните, определяются тем, как человек предпочитает получать информацию: непосредственно, «из рук в руки» (S) или теоретически, отвлеченно (N). Это различие является отправной точкой при постановке любой задачи. Без начального понимания нет основы для дальнейшего общения, однако при рассмотрении задачи каждый воспринимает ее по-своему. Впоследствии это может стать причиной того, что упускаются те или иные благоприятные возможности, и цель остается недостигнутой.

Рассмотрим типичную проблему Сенсорно-Интуитивной постановки задачи, возникшую между Салли (S) и ее коллегой Недом (N). Оба они разрабатывают план проведения семинара по выпуску на рынок новой продукции, и среди прочего, что им нужно предусмотреть, есть относительно простой вопрос: сколько людей примут участие в семинаре? От его решения зависит, сколько должно быть комплектов материалов к семинару, сколько стульев, какое примерно количество кофе и пончиков надо заказать. И сколько все это будет стоить. Неда интересует лишь примерное число участников. Ему нужен общий план, который предполагал бы возможность широкого выбора вариантов его реализации. Салли не может мыслить обобщенными категориями.

Нед: «Салли, как ты думаешь, сколько всего соберется народу?»

Салли: «Давай посчитаем. Чикаго присылает двенадцать человек, Милуоки — шесть и Сент-Луис — четырнадцать. Но я не знаю цифр по Лос-Анджелесу, Финиксу и — можешь себе представить? — по нашей собственной конторе. От нас может прийти от двадцати до пятидесяти двух человек».

Нед: «Так сколько максимально может собраться народу?»

Салли: «Не знаю. Я же сказала, мне неизвестно количество человек в некоторых делегациях. К тому же, насколько я слышала, может появиться кто-то из правления».

Нед: «Ладно, ты можешь назвать мне примерное число участников?»

Салли: «Вряд ли, это очень трудно».

Нед: «Ну подумай, сколько всего будет человек — три сотни, две или одна?»

Салли: «Пока я не могу тебе ответить. Еще рано об этом говорить».

Нед уже близок к апоплексическому удару. Ему ведь нужна лишь приблизительная цифра, и он по-прежнему не располагает исходной информацией, которая ему необходима, и поэтому не может работать дальше. Плюс к тому, он здорово сердит.

Салли, в свою очередь, крайне недовольна Недом. Она пыталась посвятить его во все детали и сделала все, что могла, чтобы не ввести его в заблуждение неверной информацией. Она неприятно удивлена, что ее анализ ситуации не оценен по достоинству.

В жизни мы часто сталкиваемся с такими «салли» и «недами» и слышим похожие диалоги, о которых, вероятно, забавно читать, но которые весьма неприятны, непродуктивны и стоят нервов обеим сторонам, хотя если вы внимательно изучите различия в подходе к постановке задач у людей Сенсорного и Интуитивного типов, вы перестанете удивляться, что Салли и Неду не удалось достичь согласия.

Люди Сенсорного (S) типа предпочитают простые и выполнимые задачи. «Простые» — означает прямолинейные, незамысловатые, понятные человеку с любым уровнем умственного развития. Они — изобретатели и верные последователи принципа «Чем проще, тем лучше». Это же относится и к самой постановке задачи. Для людей Сенсорного типа нет ничего лучше простоты. «Выполнимые» — означает имеющие достаточную мотивацию, чтобы, по мнению людей Сенсорного типа, их стоило решать. Некоторые цели, какими бы вдохновляющими они ни выглядели, воспринимаются людьми Сенсорного типа смешными и бесполезными. «Выполнимая», «достижимая» цель, по мнению человека Сенсорного типа, — это цель, которую можно пощупать, потрогать, получить в свои руки, испытав при этом удовлетворение при виде совершенного. Если задача не отвечает этим требованиям, большая часть рабочей силы (население примерно на 70 /о состоит из людей Сенсорного типа) отвергнет ее с самого начала.

Для людей Интуитивного (N) типа цель должна быть вдохновляющей, сложной и иметь ясную идею: без вдохновения нет мотивации для работы, поэтому цель должна опираться на такую идею, которая поднимает коллектив на более высокий уровень, связанный с повышением производительности труда, прибыли, новыми достижениями и тому подобным. Сегодняшний день Интуитивистов не интересует, их влечет будущее, и цель должна быть одним из ключей, раскрывающих этот заманчивый потенциал. Интуитивистам не интересны слишком простые и понятные задачи, которые представляются им совершенно очевидными, тогда как очевидность — это проклятие рода интуитивистов. По их мнению, при постановке задачи нет необходимости планировать очевидное: оно разумеется само собой; цель же любой задачи — выйти за пределы достигнутого. Следовательно, считает человек Интуитивного типа, если цель выглядит хотя бы слегка запредельной, стоит попытаться достичь ее, потому что даже если потерпишь неудачу, всеобщий опыт станет богаче от этой попытки. Мечта о невозможном — это движущая сила в жизни Интуитивистов.

Давайте еще раз вернемся к Салли и Неду. В вышеприведенном диалоге Нед подталкивал Салли концептуально обрисовать проблему, без сомнения, считая, что, получив приблизительное число участников семинара, он будет готов к любому повороту событий и сумеет при необходимости принять и обслужить достойным образом как большее, так и меньшее количество людей. Очевидное — что на семинаре будет присутствовать определенное количество людей, — это нечто само собой разумеющееся, и подсчитывать в данном случае — пустая трата времени, по мнению Неда. Чем решительнее он пытался взглянуть на проблему в целом, тем более бесполезными и раздражающими ему казались подробности Салли, поскольку для него точное число участников семинара — ненужная деталь.

Салли между тем вопрос Неда показался неразрешимым, потому что для ответа на него требовались данные, которых у нее не было. Кроме того она держала в памяти, что все необходимое, от кофе до стульев, стоит денег, и важно не потратить средств больше, чем нужно, а это требует точности в расчетах.

Диалог Салли и Неда — наглядный пример, как два способных и исполнительных человека, начав с одной точки с благими намерениями («Как ты думаешь, сколько всего соберется народу?»), начинают двигаться в диаметрально противоположных направлениях, /[я же простое понимание различия в их подходах к сути задачи дало бы им возможность посмеяться над возникшей ситуацией и не позволить ей развиться в конфликт.

При постановке задачи людям Сенсорного (S) типа важно помнить, что на некоторые подготовительные вопросы люди Интуитивного (N) типа не могут ответить с точностью, а Интуитивистам не следует забывать, что мелкие детали и подробности, с которьиии так носятся люди Сенсорного типа, содержат полезную информацию.

Подход к постановке задачи людей Мыслительного (Т) и Чувствующего (F) типов

От мыслительно-эмоциональных предпочтений людей в огромной степени зависит, как будет решаться задача, даже если все, принимающие в этом участие, единодушны в том, какова конечная цель. Можно сказать: «Эта задача мне по душе, и я приложу все усилия, буду работать как сумасшедший, чтобы решить ее», или: «Мне эта задача не нравится, и я не пойду на поводу у коллектива, а если все же возьмусь за дело, то не стану выкладываться». Здесь важно понимание разницы между объективным (Т) подходом к предметной цели и субъективным подходом (F) к субъективным ценностям.

Сделаем краткий экскурс в историю бизнеса в тот период, когда в сфере принятия решений превалировал один из этих подходов —, объективный (Т), — а вторым пренебрегали. В 1958 году компания «Форд» поставила перед собой задачу создать принципиально новый автомобиль, и ее ориентированные на объективный подход к задаче инженеры спроектировали удобную в производстве, конструктивно новую машину с обтекаемыми формами — настоящее «произведение искусства». Инженеры были уверены, что созданная ими машина легко завоюет рынок, т.к. она обладала безусловным конструктивным превосходством над другими автомобилями.

Однако никто из них не подумал о субъективном восприятии автомобиля людьми. Никто не задался вопросами: как люди воспримут дизайн капота, разительно отличавшийся от всего известного в то время; смогут ли американцы оценить непривычно плавные обводы и обтекаемую форму корпуса?

Одно дело поставить перед собой ясно обозначенную цель и совсем другое — последовательно ее добиваться. Обратимся к примеру Парисса Н. Гленденинга, который является сейчас главой исполнительной власти в одном из графств штата Мэриленд. По данным «Вашингтон Пост», в двадцать с небольшим у Гленденинга случилось прободение язвы желудка. Личный врач сказал ему, что, по-видимому, он постоянно находился под действием внутреннего стресса, ставя перед собой непосильные задачи. Проще говоря, он медленно убивал себя. И тогда, в возрасте двадцати трех лет, Гленденинг решил полностью изменить стиль жизни. Он стал составлять себе на каждый день разумный распорядок. И теперь секретарша заносит в его официальный календарь пункт «время для семьи». Его жизнь строится по принципу постановки и осуществления взвешенных и проанализированных задач, при этом все лишнее решительно отметается. Не помню, кто сказал: «Надо знать, чего добиваешься, иначе как поймешь, что достиг желаемого?» — подытожил Гленденинг свое интервью газете «Вашингтон Пост».

Затруднения людей обоих психологических типов сконцентрированы вокруг одного принципиального различия в предпочтениях: желания Интровертов сделать все письменно и необходимости для Экстравертов все детально обговорить. Когда же Экстраверт хочет еще раз все обсудить, а Интроверт — обдумать, это ставит их в диаметрально противоположные позиции, и тогда уже сама задача отступает на второй план, а на первый выходят незначительные детали. И то, что начиналось как конструктивная дискуссия, заканчивается выяснением личных отношений.

Отсюда можно сделать вывод, что постановка задачи будет осуществляться наиболее эффективно, если Экстравертам представится возможность высказать все свои мысли вслух, а Интровертам — время мысленно переварить дискуссию (дальше будут даны более конкретные советы для каждого психологического типа).

Подход к постановке задачи людей Сенсорного (S) и Интуитивного (N) типов

Сенсорный и Интуитивный типы личности, как вы помните, определяются тем, как человек предпочитает получать информацию: непосредственно, «из рук в руки» (S) или теоретически, отвлеченно (N). Это различие является отправной точкой при постановке любой задачи. Без начального понимания нет основы для дальнейшего общения, однако при рассмотрении задачи каждый воспринимает ее по-своему. Впоследствии это может стать причиной того, что упускаются те или иные благоприятные возможности, и цель остается недостигнутой.

Рассмотрим типичную проблему Сенсорно-Интуитивной постановки задачи, возникшую между Салли (S) и ее коллегой Недом (N). Оба они разрабатывают план проведения семинара по выпуску на рынок новой продукции, и среди прочего, что им нужно предусмотреть, есть относительно простой вопрос: сколько людей примут участие в семинаре? От его решения зависит, сколько должно быть комплектов материалов к семинару, сколько стульев, какое примерно количество кофе и пончиков надо заказать. И сколько все это будет стоить. Неда интересует лишь примерное число участников. Ему нужен общий план, который предполагал бы возможность широкого выбора вариантов его реализации. Салли не может мыслить обобщенными категориями.

Нед: «Салли, как ты думаешь, сколько всего соберется народу?»

Салли: «Давай посчитаем. Чикаго присылает двенадцать человек, Милуоки — шесть и Сент-Луис — четырнадцать. Но я не знаю цифр по Лос-Анджелесу, Финиксу и — можешь себе представить? — по нашей собственной конторе. От нас может прийти от двадцати до пятидесяти двух человек».

Нед: «Так сколько максимально может собраться народу?»

Салли: «Не знаю. Я же сказала, мне неизвестно количество человек в некоторых делегациях. К тому же, насколько я слышала, может появиться кто-то из правления».

Нед: «Ладно, ты можешь назвать мне примерное число участников?»

Салли: «Вряд ли, это очень трудно».

Нед: «Ну подумай, сколько всего будет человек — три сотни, две или одна?»

Салли: «Пока я не могу тебе ответить. Еще рано об этом говорить».

Нед уже близок к апоплексическому удару. Ему ведь нужна лишь приблизительная цифра, и он по-прежнему не располагает исходной информацией, которая ему необходима, и поэтому не может работать дальше. Плюс к тому, он здорово сердит.

Салли, в свою очередь, крайне недовольна Недом. Она пыталась посвятить его во все детали и сделала все, что могла, чтобы не ввести его в заблуждение неверной информацией. Она неприятно удивлена, что ее анализ ситуации не оценен по достоинству.

В жизни мы часто сталкиваемся с такими «салли» и «недами» и слышим похожие диалоги, о которых, вероятно, забавно читать, но которые весьма неприятны, непродуктивны и стоят нервов обеим сторонам, хотя если вы внимательно изучите различия в подходе к постановке задач у людей Сенсорного и Интуитивного типов, вы перестанете удивляться, что Салли и Неду не удалось достичь согласия.

Люди Сенсорного (S) типа предпочитают простые и выполнимые задачи. «Простые» — означает прямолинейные, незамысловатые, понятные человеку с любым уровнем умственного развития. Они — изобретатели и верные последователи принципа «Чем проще, тем лучше». Это же относится и к самой постановке задачи. Для людей Сенсорного типа нет ничего лучше простоты. «Выполнимые» — означает имеющие достаточную мотивацию, чтобы, по мнению людей Сенсорного типа, их стоило решать. Некоторые цели, какими бы вдохновляющими они ни выглядели, воспринимаются людьми Сенсорного типа смешными и бесполезными. «Выполнимая», «достижимая» цель, по мнению человека Сенсорного типа, — это цель, которую можно пощупать, потрогать, получить в свои руки, испытав при этом удовлетворение при виде совершенного. Если задача не отвечает этим требованиям, большая часть рабочей силы (население примерно на 70 /о состоит из людей Сенсорного типа) отвергнет ее с самого начала.

Для людей Интуитивного (N) типа цель должна быть вдохновляющей, сложной и иметь ясную идею: без вдохновения нет мотивации для работы, поэтому цель должна опираться на такую идею, которая поднимает коллектив на более высокий уровень, связанный с повышением производительности труда, прибыли, новыми достижениями и тому подобным. Сегодняшний день Интуитивистов не интересует, их влечет будущее, и цель должна быть одним из ключей, раскрывающих этот заманчивый потенциал. Интуитивистам не интересны слишком простые и понятные задачи, которые представляются им совершенно очевидными, тогда как очевидность — это проклятие рода интуитивистов. По их мнению, при постановке задачи нет необходимости планировать очевидное: оно разумеется само собой; цель же любой задачи — выйти за пределы достигнутого. Следовательно, считает человек Интуитивного типа, если цель выглядит хотя бы слегка запредельной, стоит попытаться достичь ее, потому что даже если потерпишь неудачу, всеобщий опыт станет богаче от этой попытки. Мечта о невозможном — это движущая сила в жизни Интуитивистов.

Давайте еще раз вернемся к Салли и Неду. В вышеприведенном диалоге Нед подталкивал Салли концептуально обрисовать проблему, без сомнения, считая, что, получив приблизительное число участников семинара, он будет готов к любому повороту событий и сумеет при необходимости принять и обслужить достойным образом как большее, так и меньшее количество людей. Очевидное — что на семинаре будет присутствовать определенное количество людей, — это нечто само собой разумеющееся, и подсчитывать в данном случае — пустая трата времени, по мнению Неда. Чем решительнее он пытался взглянуть на проблему в целом, тем более бесполезными и раздражающими ему казались подробности Салли, поскольку для него точное число участников семинара — ненужная деталь.

Салли между тем вопрос Неда показался неразрешимым, потому что для ответа на него требовались данные, которых у нее не было. Кроме того она держала в памяти, что все необходимое, от кофе до стульев, стоит денег, и важно не потратить средств больше, чем нужно, а это требует точности в расчетах.

Диалог Салли и Неда — наглядный пример, как два способных и исполнительных человека, начав с одной точки с благими намерениями («Как ты думаешь, сколько всего соберется народу?»), начинают двигаться в диаметрально противоположных направлениях, /[я же простое понимание различия в их подходах к сути задачи дало бы им возможность посмеяться над возникшей ситуацией и не позволить ей развиться в конфликт.

При постановке задачи людям Сенсорного (S) типа важно помнить, что на некоторые подготовительные вопросы люди Интуитивного (N) типа не могут ответить с точностью, а Интуитивистам не следует забывать, что мелкие детали и подробности, с которьиии так носятся люди Сенсорного типа, содержат полезную информацию.

Подход к постановке задачи людей Мыслительного (Т) и Чувствующего (F) типов

От мыслительно-эмоциональных предпочтений людей в огромной степени зависит, как будет решаться задача, даже если все, принимающие в этом участие, единодушны в том, какова конечная цель. Можно сказать: «Эта задача мне по душе, и я приложу все усилия, буду работать как сумасшедший, чтобы решить ее», или: «Мне эта задача не нравится, и я не пойду на поводу у коллектива, а если все же возьмусь за дело, то не стану выкладываться». Здесь важно понимание разницы между объективным (Т) подходом к предметной цели и субъективным подходом (F) к субъективным ценностям.

Сделаем краткий экскурс в историю бизнеса в тот период, когда в сфере принятия решений превалировал один из этих подходов —, объективный (Т), — а вторым пренебрегали. В 1958 году компания «Форд» поставила перед собой задачу создать принципиально новый автомобиль, и ее ориентированные на объективный подход к задаче инженеры спроектировали удобную в производстве, конструктивно новую машину с обтекаемыми формами — настоящее «произведение искусства». Инженеры были уверены, что созданная ими машина легко завоюет рынок, т.к. она обладала безусловным конструктивным превосходством над другими автомобилями.

Однако никто из них не подумал о субъективном восприятии автомобиля людьми. Никто не задался вопросами: как люди воспримут дизайн капота, разительно отличавшийся от всего известного в то время; смогут ли американцы оценить непривычно плавные обводы и обтекаемую форму корпуса?