КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ТИПОЛОГИИ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 

Типология уходит корнями в историю шестидесятилетней давности, когда швейцарский психиатр К. Г. Юнг высказал мысль о том, что поведение человека носит неслучайный характер. Оно предсказуемо, а, следовательно, поддается классифицированию. Юнг не был.понят многими своими коллегами, так как предложенные им категории, для обозначения которых он ввел некоторые новые слова, были основаны не на психопатологии. Юнг утверждал, что очевидная разница в поведении людей определяется разными предпочтениями, которые выявляются очень рано, формируя основу нашей особой индивидуальности. Эти предпочтения, по словам Юнга, определяют наши симпатии и антипатии к людям, задачам и событиям на протяжении всей нашей жизни. (В работе Юнга «Психологические типы», написанной в 1923 году, блестяще излагаются основы этой классификации. Книга не рассчитана на рядового читателя, поэтому, к сожалению, недоступна для тех, кто не занимается профессионально психологической типологией, если они, конечно, не мазохисты.)

К счастью для Юнга и его работы, классификацией поведения людей заинтересовались две женщины, которые небыли психологами по образованию. Одна из них, Катарина Бриггс, в начале столетия начала независимо от Юнга классифицировать людей на основе их образа жизни. Попросту говоря, она пришла к выводу, что разные люди по-разному относятся к жизни. Когда в 1923 году был опубликован труд Юнга на английском языке, Бриггс прервала свою работу и начала прилежно изучать его. Вместе со своей необычайно одаренной дочерью, Изабель Бриггс Майерс, она посвятила тридцатые годы совершенствованию предложенных Юнгом методов исследования типов личности. Начавшаяся вторая мировая война и наблюдения за тем, как многие люди в условиях военного времени выполняли несвойственные им задачи, ускорили решение этих женщин создать психологический инструмент, который бы объяснил в научно-строгих и выверенных терминах индивидуальные особенности людей. Так появился на свет «Индикатор типов Майерс-Бриггс» (МВТ!). Он был предназначен для выявления индивидуальных предпочтений с целью более конструктивного использования различий между людьми. С 1980 года теория Юнга приобретает все большую популярность, и в этом огромная заслуга матери и дочери Бриггс. Индикатор MBTI — один из самых широко используемых ныне психологических инструментов. По словам издателя этого Индикатора (Consulting Psychologists Press), в 1990 году было продано свыше двух миллионов экземпляров MBTI. Он переведен на японский, испанский, французский, немецкий и другие языки.

Люди это капитал

Позитивное, ориентированное на человека Типоведение является в наши дни незаменимым пособием для лучшей организации труда, помогая создать моральную обстановку, в которой главное богатство человечества — люди — все больше рассматриваются как одна из главных составляющих успеха. Использовать этот капитал с максимальным эффектом можно, лишь добившись полного взаимодействия заказчиков, поставщиков, работающих по найму и нанимателей. Такие отношения и характерны для процветающих сегодня компаний.

Присмотритесь к той организации, в которой вы работаете. Скорее всего, здесь многое держится на умелом обращении с информацией и на оказании взаимных услуг. Такое положение возможно лишь там, где существуют хорошие взаимоотношения, слаженность коллектива, его энтузиазм и готовность сотрудничать. Достигнуть таких взаимоотношений можно только в том случае, если вы с пониманием относитесь к тем, кто вас окружает — и тем, кто над вами, и тем, кто под вами, и к вашим коллегам, и к заказчикам, и к поставщикам, что дает вам возможность быстро и интенсивно взаимодействовать со всеми при решении неотложных проблем. Для достижения успеха на любом уровне вы должны опираться на других, считаясь с личными запросами, предпочтениями и стилем работы каждого. Проще говоря, вы должны быть экспертом в области человеческих отношений.

Наши неудачи в этой области в прошлом нашли отражение в обескураживающей статистике американской деловой прессы. Знакомясь с ней, вы обнаружите, что, согласно выводам Национальной комиссии по производительности труда, на то, чтобы достичь самых незначительных успехов, расходуется почти половина трудовых ресурсов; менее половины американских трудящихся считают, что их начальство руководит ими должным образом, о чем свидетельствуют исследования компании Wyatt, проведенные в 1987 году. Общенациональные исследования 1989 года выявили еще более удручающую картину. Они показали, что 43% американцев считают «обман, притворство и желание любым путем заработать деньги» неотъемлемой частью человеческой природы. И так думают не только рядовые американцы. Опрос около четырехсот менеджеров об их отношении к доверию и лояльности, проведенный фондом Карнеги Меллон, показал, что треть из них не доверяет своему непосредственному начальству, а свыше половины — высшему руководству.

Разве удивителен тот факт, что проблемы, вызываемые стрессом, ежегодно обходятся американским компаниям в 150 миллиардов долларов, приводят к снижению производительности • труда и увеличению количества прогулов?

Мы далеко не убеждены, что только благодаря Типоведению удастся ликвидировать эти проблемы, но с уверенностью утверждаем, что с его помощью вы сможете решать по-настоящему сложные задачи и сейчас и в будущем. Типоведение поможет вам активизировать ваши собственные сильные стороны, изменив коренным образом к лучшему сотрудничество и взаимопонимание. Поистине поразителен тот факт, что с помощью Типо-ведения легче решать проблемы людей с трудным характером, сгладить застарелые межведомственные конфликты, вывести из тупика производственный процесс и наверстать упущенное. Мы можем подтвердить это на опыте наших клиентов, в числе которых: Marine Midland Bank, AT&T, IBM, Ford Motor Company, Bell Atlantic, правительственные институты, включая все Четыре рода войск американской армии, ряд небольших предпринимательских фирм.

Где может найти применение Типоведение

В какой-то степени мы стремимся помочь людям использовать на практике то, что они уже знают. Прочитав нижеследующее, вы поймете, что Типоведение может применяться на работе практически без всяких огоаничений как для решения индивидуальных проблем, так и для реорганизации целых компаний. Вот только несколько проблем, которые успешно решаются с помощью Типоведения:

• Существуют люди, наделенные естественной способностью располагать к себе окружающих и позволять им чувствовать себя свободно и уверенно. Однако люди, относящиеся к другому типу, особенно представители противоположного пола, могут интерпретировать такое поведение как сексуальный призыв. Результатом может стать взаимное непонимание, которое приводит к любым последствиям: от оскорбленных чувств до недоверия и обвинения в сексуальных домогательствах. Точно так же естественная для кого-то сдержанность и отчужденность может быть ошибочно истолкована самым различным образом: от простого равнодушия до сексуальной или расовой дискриминации. Определив поведение с точки зрения типологии, мы, как правило, можем избежать неправильной его оценки, признав, что поведение других людей, хотя и отличается от нашего, тем не менее совершенно естественно.

• Некоторые люди очень легко реагируют на постоянно меняющуюся ситуацию. Они откладывают решение задач до последней минуты. (Это «совы»). К сожалению, эти люди имеют тенденцию начинать больше дел, чем в состоянии закончить. Часто к концу дня дел оказывается больше, чем было запланировано в начале. Результат может быть расценен остальными (теми, кто систематически планирует свои дела), как безалаберность. Типоведение позволяет нам понять, что производительность труда людей такого типа может быть увеличена, если им будет разрешено работать в свойственной им манере. Попытка «переделать» их, как Правило, заканчивается неудачей.

• Еще один тип личности — это тот, для которого свойственно генерировать идеи и стоять у истоков грандиозных замыслов — часто поднимается по служебной лестнице на самый верх. Такие люди нередко берутся возглавлять созданные ими компании или конторы. Но такая ответственная позиция требует дисциплины и внимания к деталям, что является для них не только непривлекательным, но и может вызвать стресс. Зачастую это является непреодолимым препятствием и даже причиной отказа от продуктивной идеи. В отдаленной перспективе такие светочи ума могут сами себя загасить. Познакомившись с Типоведением, они научатся щедро делиться своими идеями с другими или удовлетворяться меньшим.

Это лишь несколько примеров, дающих представление о богатом разнообразии повседневных проблем, справиться с Которыми можно с помощью Типоведения. Перед тем как перейти к конкретному его рассмотрению, необходимо : познакомиться с лежащими в его основе принципами.

Типология уходит корнями в историю шестидесятилетней давности, когда швейцарский психиатр К. Г. Юнг высказал мысль о том, что поведение человека носит неслучайный характер. Оно предсказуемо, а, следовательно, поддается классифицированию. Юнг не был.понят многими своими коллегами, так как предложенные им категории, для обозначения которых он ввел некоторые новые слова, были основаны не на психопатологии. Юнг утверждал, что очевидная разница в поведении людей определяется разными предпочтениями, которые выявляются очень рано, формируя основу нашей особой индивидуальности. Эти предпочтения, по словам Юнга, определяют наши симпатии и антипатии к людям, задачам и событиям на протяжении всей нашей жизни. (В работе Юнга «Психологические типы», написанной в 1923 году, блестяще излагаются основы этой классификации. Книга не рассчитана на рядового читателя, поэтому, к сожалению, недоступна для тех, кто не занимается профессионально психологической типологией, если они, конечно, не мазохисты.)

К счастью для Юнга и его работы, классификацией поведения людей заинтересовались две женщины, которые небыли психологами по образованию. Одна из них, Катарина Бриггс, в начале столетия начала независимо от Юнга классифицировать людей на основе их образа жизни. Попросту говоря, она пришла к выводу, что разные люди по-разному относятся к жизни. Когда в 1923 году был опубликован труд Юнга на английском языке, Бриггс прервала свою работу и начала прилежно изучать его. Вместе со своей необычайно одаренной дочерью, Изабель Бриггс Майерс, она посвятила тридцатые годы совершенствованию предложенных Юнгом методов исследования типов личности. Начавшаяся вторая мировая война и наблюдения за тем, как многие люди в условиях военного времени выполняли несвойственные им задачи, ускорили решение этих женщин создать психологический инструмент, который бы объяснил в научно-строгих и выверенных терминах индивидуальные особенности людей. Так появился на свет «Индикатор типов Майерс-Бриггс» (МВТ!). Он был предназначен для выявления индивидуальных предпочтений с целью более конструктивного использования различий между людьми. С 1980 года теория Юнга приобретает все большую популярность, и в этом огромная заслуга матери и дочери Бриггс. Индикатор MBTI — один из самых широко используемых ныне психологических инструментов. По словам издателя этого Индикатора (Consulting Psychologists Press), в 1990 году было продано свыше двух миллионов экземпляров MBTI. Он переведен на японский, испанский, французский, немецкий и другие языки.

Люди это капитал

Позитивное, ориентированное на человека Типоведение является в наши дни незаменимым пособием для лучшей организации труда, помогая создать моральную обстановку, в которой главное богатство человечества — люди — все больше рассматриваются как одна из главных составляющих успеха. Использовать этот капитал с максимальным эффектом можно, лишь добившись полного взаимодействия заказчиков, поставщиков, работающих по найму и нанимателей. Такие отношения и характерны для процветающих сегодня компаний.

Присмотритесь к той организации, в которой вы работаете. Скорее всего, здесь многое держится на умелом обращении с информацией и на оказании взаимных услуг. Такое положение возможно лишь там, где существуют хорошие взаимоотношения, слаженность коллектива, его энтузиазм и готовность сотрудничать. Достигнуть таких взаимоотношений можно только в том случае, если вы с пониманием относитесь к тем, кто вас окружает — и тем, кто над вами, и тем, кто под вами, и к вашим коллегам, и к заказчикам, и к поставщикам, что дает вам возможность быстро и интенсивно взаимодействовать со всеми при решении неотложных проблем. Для достижения успеха на любом уровне вы должны опираться на других, считаясь с личными запросами, предпочтениями и стилем работы каждого. Проще говоря, вы должны быть экспертом в области человеческих отношений.

Наши неудачи в этой области в прошлом нашли отражение в обескураживающей статистике американской деловой прессы. Знакомясь с ней, вы обнаружите, что, согласно выводам Национальной комиссии по производительности труда, на то, чтобы достичь самых незначительных успехов, расходуется почти половина трудовых ресурсов; менее половины американских трудящихся считают, что их начальство руководит ими должным образом, о чем свидетельствуют исследования компании Wyatt, проведенные в 1987 году. Общенациональные исследования 1989 года выявили еще более удручающую картину. Они показали, что 43% американцев считают «обман, притворство и желание любым путем заработать деньги» неотъемлемой частью человеческой природы. И так думают не только рядовые американцы. Опрос около четырехсот менеджеров об их отношении к доверию и лояльности, проведенный фондом Карнеги Меллон, показал, что треть из них не доверяет своему непосредственному начальству, а свыше половины — высшему руководству.

Разве удивителен тот факт, что проблемы, вызываемые стрессом, ежегодно обходятся американским компаниям в 150 миллиардов долларов, приводят к снижению производительности • труда и увеличению количества прогулов?

Мы далеко не убеждены, что только благодаря Типоведению удастся ликвидировать эти проблемы, но с уверенностью утверждаем, что с его помощью вы сможете решать по-настоящему сложные задачи и сейчас и в будущем. Типоведение поможет вам активизировать ваши собственные сильные стороны, изменив коренным образом к лучшему сотрудничество и взаимопонимание. Поистине поразителен тот факт, что с помощью Типо-ведения легче решать проблемы людей с трудным характером, сгладить застарелые межведомственные конфликты, вывести из тупика производственный процесс и наверстать упущенное. Мы можем подтвердить это на опыте наших клиентов, в числе которых: Marine Midland Bank, AT&T, IBM, Ford Motor Company, Bell Atlantic, правительственные институты, включая все Четыре рода войск американской армии, ряд небольших предпринимательских фирм.

Где может найти применение Типоведение

В какой-то степени мы стремимся помочь людям использовать на практике то, что они уже знают. Прочитав нижеследующее, вы поймете, что Типоведение может применяться на работе практически без всяких огоаничений как для решения индивидуальных проблем, так и для реорганизации целых компаний. Вот только несколько проблем, которые успешно решаются с помощью Типоведения:

• Существуют люди, наделенные естественной способностью располагать к себе окружающих и позволять им чувствовать себя свободно и уверенно. Однако люди, относящиеся к другому типу, особенно представители противоположного пола, могут интерпретировать такое поведение как сексуальный призыв. Результатом может стать взаимное непонимание, которое приводит к любым последствиям: от оскорбленных чувств до недоверия и обвинения в сексуальных домогательствах. Точно так же естественная для кого-то сдержанность и отчужденность может быть ошибочно истолкована самым различным образом: от простого равнодушия до сексуальной или расовой дискриминации. Определив поведение с точки зрения типологии, мы, как правило, можем избежать неправильной его оценки, признав, что поведение других людей, хотя и отличается от нашего, тем не менее совершенно естественно.

• Некоторые люди очень легко реагируют на постоянно меняющуюся ситуацию. Они откладывают решение задач до последней минуты. (Это «совы»). К сожалению, эти люди имеют тенденцию начинать больше дел, чем в состоянии закончить. Часто к концу дня дел оказывается больше, чем было запланировано в начале. Результат может быть расценен остальными (теми, кто систематически планирует свои дела), как безалаберность. Типоведение позволяет нам понять, что производительность труда людей такого типа может быть увеличена, если им будет разрешено работать в свойственной им манере. Попытка «переделать» их, как Правило, заканчивается неудачей.

• Еще один тип личности — это тот, для которого свойственно генерировать идеи и стоять у истоков грандиозных замыслов — часто поднимается по служебной лестнице на самый верх. Такие люди нередко берутся возглавлять созданные ими компании или конторы. Но такая ответственная позиция требует дисциплины и внимания к деталям, что является для них не только непривлекательным, но и может вызвать стресс. Зачастую это является непреодолимым препятствием и даже причиной отказа от продуктивной идеи. В отдаленной перспективе такие светочи ума могут сами себя загасить. Познакомившись с Типоведением, они научатся щедро делиться своими идеями с другими или удовлетворяться меньшим.

Это лишь несколько примеров, дающих представление о богатом разнообразии повседневных проблем, справиться с Которыми можно с помощью Типоведения. Перед тем как перейти к конкретному его рассмотрению, необходимо : познакомиться с лежащими в его основе принципами.