«Я расскажу вам о нашем Клубе Косцов»
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70
Начнем с основного. Любой из 16 типов способен быть блестящим продавцом, точно так же, как и приятным покупателем.
Мы уверены, что Типоведение представляет собой идеальную лупу, через которую можно рассматривать во всех деталях искусство торговли. В сфере торговли осуществляется межличностное общение, и поэтому ключом к успеху здесь может быть хорошее знание себя и умение соблюдать законы общения. Многие навыки общения, о которых уже говорилось, могут быть напрямую применены в сфере торговли. Когда следует больше говорить, когда слушать, когда можно проявлять настойчивость или нужно, наоборот, уступить — все эти навыки помогут вам завоевать покупателя. Игнорируя их, вы потеряете вашего покупателя. Между прочим, мы имеем в виду не просто торговлю.
Каждый из нас ежедневно что-либо продает, идеи —своему руководителю, стимул — своему подчиненному, мы «продаем» энтузиазм своим детям и всех себя целиком — при каждом новом знакомстве. Таким образом, предлагаемые советы относятся к любым ситуациям, где вы что-то «продаете». Со многих точек зрения процесс «продажи» похож на процесс «обольщения», когда вам надо кого-то соблазнить не столько физически, сколько интеллектуально и эмоционально. В любом сценарии «обольщения» первой соблазненной фигурой является уже сам «соблазнитель», ведь он сам должен быть глубоко убежден в том, что предлагаемое им необходимо его партнеру. Во время акта «продажи» «соблазнитель-продавец» имеет это в виду, в то время как объект обольщения — покупатель, находится в менее выигрышном положении.
В такой ситуации некоторые психологические типы представляют собой естественных (врожденных) «соблазнителей». Группа ENFJ, например, имеет выраженное призвание быть «продавцами». Каждый отдельно взятый из этой группы эффектно добивается цели в ситуации «обольщения-продажи». «Продавцами месяца» в фирмах обычно бывают ENFJ.
Почему это так? Давайте посмотрим внимательнее на каждое из четырех предпочтений:
• Чувствующие (F) совершенно отчетливо обладают качествами «продавцов»; по крайней мере потенциально.
• Добавьте к их чувству немного интуиции (N) — и у них появляется заразительный энтузиазм, вера в свои возможности, естественное стремление идти дальше, находить творческое решение самой сложной проблемы.
• Добавив к этому качества Экстраверта (Е), вы получите тип ENF, который несет в себе повышенную общительность и наступательный характер в сочетании с уверенностью, что 3/4 населения США имеют такие же установки в общении с внешним миром.
• И, наконец, добавляем качества Решающего (J) к этой формуле и получаем ENFJ, которых отличает способность сконцентрироваться на решении дела, особое чувство времени, и все это помогает убедить «покупателя» в полной правоте того, что говорит «продавец». Если вы посмотрите на состав представителей разных профессий, то заметите, что тип ENFJ часто бывает занят на должностях «продавцов». Возьмите, к примеру, духовенство. Центр по применению психологических типов издает атлас типов (Atlas of Type Tables), который отражает их распределение по различным сферам деятельности. Согласно его данным, в духовной сфере преобладает психологический тип ENFJ. Если вы вспомните людей, которые были блистательными «продавцами», таких, как Билли Грэхем, Джим Бэккер, Джерри Фолвел, Роберт Шуллер и Мартин Лютер Кинг — все они проявили доблестное понимание места, где происходит сделка, (человеческие нужды) в сочетании с великолепно продуманной упаковкой с целью убедить огромную аудиторию людей воспринять («купить») их порой радикальные идеалы. И в каждом случае партия товара и его упаковка безусловно отвечали потребностям «покупателя».
Другой сферой, где ENFJ проявляют большие способности, является преподавание. Место всех преподавателей — среди самых выдающихся «продавцов» мира. Они должны уговорить студентов воспринять свой предмет и даже попробовать блеснуть в нем.
В неопубликованной диссертации Claremout Graduate School были названы наиболее выдающиеся преподаватели, среди которых постоянно встречаются ENFJ. Ничего ближе этого типа не было. Что является истиной для ENFJ, срабатывает противоположно в отношении их антиподов, представителей типа ISTP. Каждый из них имеет тенденцию действовать вопреки интересам «продажи». Чтобы добиться успеха, они должны потратить намного больше энергии.
ТАКОВЫ ИНТРОВЕРТЫ (I)
Как-то в одной компании мы обучали служащих проводить опрос по телефону. Целью было научить опрашивающего лучше понимать клиента. К нашему изумлению, мы увидели, как один сильный Интроверт (I) возбужденно кивал с телефонной трубкой в руке, не говоря ни слова. На другом конце линии опрашивающий начал говорить громче, даже сердито, наконец, закричал: «Вы меня слышите?!» Но человек, у которого брали интервью, продолжал лихорадочно кивать головой.
Нам пришлось сказать Интроверту (I) всего одну фразу: «Он вас не видит». Интроверт (I), наконец, улыбнулся и заговорил.
Мы не должны переоценивать то, что сказали раньше, а именно, что все 16 типов способны «продавать». Если вы принадлежите к типу ENFJ, это вовсе не значит, что вы любите торговать, и наоборот — принадлежа к типу ISTP, вы не обязательно ее провалите. Двумя людьми в процессе «купли-продажи» создается сложная по составу структура отношении, которая сталкивается дополнительно с личностными качествами. В этом прелесть — и ужас — «купли-продажи». Используя учение о психологических типах, вы можете научиться глубоко проникать в процесс.
Как восемь психологических типов относятся к торговле
Как и в любой другой сфере, каждый из 8 типов имеет свои сильные и слабые стороны, когда речь идет о торговле.
Экстраверты (Е.), от природы разговорчивые, вероятнее всего, будут настойчиво преследовать потенциального покупателя, выискивать его везде — на вечеринках, в супермаркетах, и т.д. Они редко упускают возможность потолкаться среди людей. Как мы уже вь1яснили, 3/ населения резонирует на этой волне. И чем больше они резонируют, тем большей энергией заряжаются Экстраверты. Покупатель и продавец подпитывают друг друга. Ответьте доброжелательно вербально (или жестами) на обычные слова Экстраверта-продавца, и не будет конца его многословию. Они руководят процессом, постоянно задают вопросы («Вы видите преимущества, не так ли?»), которые требуют вашего ответа, таким образом удерживая вас, — сами же они при этом управляют ситуацией.
Но, доведенная до максимума, эта энергия может приводить Экстравертов (Е) к провалу. Любая избыточность вредна. Если вы не ответите на их слова, они будут повторять их все громче и быстрее. На ум приходят слова «убиться можно». Самая невыгодная для Экстравертов ситуация — это когда клиент (конечно, Интроверт) вообще не отвечает. Экстраверт (Е) может правильно оценить ситуацию («Я не должен доставать его»), но вместо того, чтобы дать клиенту возможность высказаться, по-прежнему продолжает говорить сам. Если клиент все еще не реагирует на него, Экстраверт (Е) может разозлиться и стать агрессивным. А это никогда не помогает.
Интроверты (I) умеют слушать покупателей, что помогает им в общении и с Экстравертами (Е), и с Интровертами (I).
Например, покупатель-Экстраверт (Е) хочет уговорить сам себя на покупку. («Мне очень нужен один из них. Как вы думаете, он удобный?») Простой кивок продавца для Экстраверта (Е) решит вопрос в пользу покупки. Покупатель-Интроверт (I) также оценит спокойствие продавца, который дал ему возможность принять собственное решение. Когда же продавцы-Интроверты (I) говорят, они немногословно и умело выражают полное доверие к покупателю.
Но Интроверты (I) могут казаться безразличными и незаинтересованными в деле. Они могут упустить важную информацию, касающуюся продукции, не желая говорить об очевидном. Этот внешний недостаток энтузиазма может сбавить пь1л у потенциального покупателя. Такие продавцы не всегда умеют показать, что верят в свою продукцию, даже если это действительно так. Экстравертов (Е) можно обвинить в чрезмерности усилий, Интровертов (I) — наоборот.
Сенсорные (S). Им доставляет удовольствие то, что торговля дает ощутимый результат. Результат всегда виден, сразу можно вынести суждение о товарах и услугах, которыми они обмениваются. Сенсорный (S) всегда обращается к клиенту, зная все факты и детали, смело делится информацией, порой даже утомляя последнего.
Например, Сенсорный (S) — продавец машин будет знать все мельчайшие детали, от цены на их рекламу до модификаций сигнальных устройств.
Конечно, не все покупатели любят детальную информацию, и в результате они могут уйти без покупки. Информация не должна превосходить потребности в ней покупателя. Но и слишком лаконичные ответы могут создавать проблемы. Например, если покупатель спрашивает: «У этой машины пять скоростей?», а продавец-Сенсорный (S) просто отвечает: «Нет». Для него диалог окончен: на конкретный вопрос он дал конкретный ответ. Но покупателя волновало отнюдь не количество передач. Это было лишь начало разговора в возможностях данной машины. В частности, покупателя-Интуитивиста (N) обилие деталей может лишь смутить; открывая все новые возможности машины, вы скорее смутите его, чем поможете.
Интуитивиста (N) в торговле привлекает шанс давать варианты возможностей и альтернатив, тем самым стимулируя воображение покупателя. В основном этому типу присущ энтузиазм, который заражает других. Эти люди способны увидеть больше, чем лежит на поверхности, и они способны всегда во всем найти что-то полезное. Например, встретив свалку использованных шин, они сразу задумываются, как их применить — как бамперы на плавучих доках или в качестве цветочных горшков во дворе. Они мастера все пускать в дело.
Но такая творческая активность может порой вывести покупателя из себя. Представьте себе, как вы идете в магазин с полным карманом денег, готовые купить конкретный товар в конкретном месте. Неожиданно вам с необыкновенным энтузиазмом указывают на множество других товаров, о которых вы вовсе не думали. («Хорошо, что вы хотите купить приспособление к косилке для травы, но подумайте, не нужна ли вам автоматическая сеялка или компостер. И, если уж у вас будет теперь много свободного времени, не купить ли вам комплект садовой мебели?») Такие приемы могут увеличить объем продажи, но могут и заставить покупателя уйти. Иногда в своем энтузиазме Интуитивисты (N) забывают о том, что хочет покупатель. («Все, что мне нужно, — это косилка, хотя грабли и пластиковые сумки также неплохо купить».) Но продавец-Интуитивист (N) увлечен уже собственной программой ( «Я расскажу вам о нашем Клубе Косцов, где вы узнаете много интересного, чтобы правильно сделать следующую покупку».), чем желанием закончить дело. Его энтузиазм может привести даже к полной дискредитации товара. («Вам не нужно будет косить так часто, и, кроме того, у вас будет бесплатный ремонт»). В лучшем случае такая реплика оттолкнет покупателя, в худшем — закончится судебным иском.
Начнем с основного. Любой из 16 типов способен быть блестящим продавцом, точно так же, как и приятным покупателем.
Мы уверены, что Типоведение представляет собой идеальную лупу, через которую можно рассматривать во всех деталях искусство торговли. В сфере торговли осуществляется межличностное общение, и поэтому ключом к успеху здесь может быть хорошее знание себя и умение соблюдать законы общения. Многие навыки общения, о которых уже говорилось, могут быть напрямую применены в сфере торговли. Когда следует больше говорить, когда слушать, когда можно проявлять настойчивость или нужно, наоборот, уступить — все эти навыки помогут вам завоевать покупателя. Игнорируя их, вы потеряете вашего покупателя. Между прочим, мы имеем в виду не просто торговлю.
Каждый из нас ежедневно что-либо продает, идеи —своему руководителю, стимул — своему подчиненному, мы «продаем» энтузиазм своим детям и всех себя целиком — при каждом новом знакомстве. Таким образом, предлагаемые советы относятся к любым ситуациям, где вы что-то «продаете». Со многих точек зрения процесс «продажи» похож на процесс «обольщения», когда вам надо кого-то соблазнить не столько физически, сколько интеллектуально и эмоционально. В любом сценарии «обольщения» первой соблазненной фигурой является уже сам «соблазнитель», ведь он сам должен быть глубоко убежден в том, что предлагаемое им необходимо его партнеру. Во время акта «продажи» «соблазнитель-продавец» имеет это в виду, в то время как объект обольщения — покупатель, находится в менее выигрышном положении.
В такой ситуации некоторые психологические типы представляют собой естественных (врожденных) «соблазнителей». Группа ENFJ, например, имеет выраженное призвание быть «продавцами». Каждый отдельно взятый из этой группы эффектно добивается цели в ситуации «обольщения-продажи». «Продавцами месяца» в фирмах обычно бывают ENFJ.
Почему это так? Давайте посмотрим внимательнее на каждое из четырех предпочтений:
• Чувствующие (F) совершенно отчетливо обладают качествами «продавцов»; по крайней мере потенциально.
• Добавьте к их чувству немного интуиции (N) — и у них появляется заразительный энтузиазм, вера в свои возможности, естественное стремление идти дальше, находить творческое решение самой сложной проблемы.
• Добавив к этому качества Экстраверта (Е), вы получите тип ENF, который несет в себе повышенную общительность и наступательный характер в сочетании с уверенностью, что 3/4 населения США имеют такие же установки в общении с внешним миром.
• И, наконец, добавляем качества Решающего (J) к этой формуле и получаем ENFJ, которых отличает способность сконцентрироваться на решении дела, особое чувство времени, и все это помогает убедить «покупателя» в полной правоте того, что говорит «продавец». Если вы посмотрите на состав представителей разных профессий, то заметите, что тип ENFJ часто бывает занят на должностях «продавцов». Возьмите, к примеру, духовенство. Центр по применению психологических типов издает атлас типов (Atlas of Type Tables), который отражает их распределение по различным сферам деятельности. Согласно его данным, в духовной сфере преобладает психологический тип ENFJ. Если вы вспомните людей, которые были блистательными «продавцами», таких, как Билли Грэхем, Джим Бэккер, Джерри Фолвел, Роберт Шуллер и Мартин Лютер Кинг — все они проявили доблестное понимание места, где происходит сделка, (человеческие нужды) в сочетании с великолепно продуманной упаковкой с целью убедить огромную аудиторию людей воспринять («купить») их порой радикальные идеалы. И в каждом случае партия товара и его упаковка безусловно отвечали потребностям «покупателя».
Другой сферой, где ENFJ проявляют большие способности, является преподавание. Место всех преподавателей — среди самых выдающихся «продавцов» мира. Они должны уговорить студентов воспринять свой предмет и даже попробовать блеснуть в нем.
В неопубликованной диссертации Claremout Graduate School были названы наиболее выдающиеся преподаватели, среди которых постоянно встречаются ENFJ. Ничего ближе этого типа не было. Что является истиной для ENFJ, срабатывает противоположно в отношении их антиподов, представителей типа ISTP. Каждый из них имеет тенденцию действовать вопреки интересам «продажи». Чтобы добиться успеха, они должны потратить намного больше энергии.
ТАКОВЫ ИНТРОВЕРТЫ (I)
Как-то в одной компании мы обучали служащих проводить опрос по телефону. Целью было научить опрашивающего лучше понимать клиента. К нашему изумлению, мы увидели, как один сильный Интроверт (I) возбужденно кивал с телефонной трубкой в руке, не говоря ни слова. На другом конце линии опрашивающий начал говорить громче, даже сердито, наконец, закричал: «Вы меня слышите?!» Но человек, у которого брали интервью, продолжал лихорадочно кивать головой.
Нам пришлось сказать Интроверту (I) всего одну фразу: «Он вас не видит». Интроверт (I), наконец, улыбнулся и заговорил.
Мы не должны переоценивать то, что сказали раньше, а именно, что все 16 типов способны «продавать». Если вы принадлежите к типу ENFJ, это вовсе не значит, что вы любите торговать, и наоборот — принадлежа к типу ISTP, вы не обязательно ее провалите. Двумя людьми в процессе «купли-продажи» создается сложная по составу структура отношении, которая сталкивается дополнительно с личностными качествами. В этом прелесть — и ужас — «купли-продажи». Используя учение о психологических типах, вы можете научиться глубоко проникать в процесс.
Как восемь психологических типов относятся к торговле
Как и в любой другой сфере, каждый из 8 типов имеет свои сильные и слабые стороны, когда речь идет о торговле.
Экстраверты (Е.), от природы разговорчивые, вероятнее всего, будут настойчиво преследовать потенциального покупателя, выискивать его везде — на вечеринках, в супермаркетах, и т.д. Они редко упускают возможность потолкаться среди людей. Как мы уже вь1яснили, 3/ населения резонирует на этой волне. И чем больше они резонируют, тем большей энергией заряжаются Экстраверты. Покупатель и продавец подпитывают друг друга. Ответьте доброжелательно вербально (или жестами) на обычные слова Экстраверта-продавца, и не будет конца его многословию. Они руководят процессом, постоянно задают вопросы («Вы видите преимущества, не так ли?»), которые требуют вашего ответа, таким образом удерживая вас, — сами же они при этом управляют ситуацией.
Но, доведенная до максимума, эта энергия может приводить Экстравертов (Е) к провалу. Любая избыточность вредна. Если вы не ответите на их слова, они будут повторять их все громче и быстрее. На ум приходят слова «убиться можно». Самая невыгодная для Экстравертов ситуация — это когда клиент (конечно, Интроверт) вообще не отвечает. Экстраверт (Е) может правильно оценить ситуацию («Я не должен доставать его»), но вместо того, чтобы дать клиенту возможность высказаться, по-прежнему продолжает говорить сам. Если клиент все еще не реагирует на него, Экстраверт (Е) может разозлиться и стать агрессивным. А это никогда не помогает.
Интроверты (I) умеют слушать покупателей, что помогает им в общении и с Экстравертами (Е), и с Интровертами (I).
Например, покупатель-Экстраверт (Е) хочет уговорить сам себя на покупку. («Мне очень нужен один из них. Как вы думаете, он удобный?») Простой кивок продавца для Экстраверта (Е) решит вопрос в пользу покупки. Покупатель-Интроверт (I) также оценит спокойствие продавца, который дал ему возможность принять собственное решение. Когда же продавцы-Интроверты (I) говорят, они немногословно и умело выражают полное доверие к покупателю.
Но Интроверты (I) могут казаться безразличными и незаинтересованными в деле. Они могут упустить важную информацию, касающуюся продукции, не желая говорить об очевидном. Этот внешний недостаток энтузиазма может сбавить пь1л у потенциального покупателя. Такие продавцы не всегда умеют показать, что верят в свою продукцию, даже если это действительно так. Экстравертов (Е) можно обвинить в чрезмерности усилий, Интровертов (I) — наоборот.
Сенсорные (S). Им доставляет удовольствие то, что торговля дает ощутимый результат. Результат всегда виден, сразу можно вынести суждение о товарах и услугах, которыми они обмениваются. Сенсорный (S) всегда обращается к клиенту, зная все факты и детали, смело делится информацией, порой даже утомляя последнего.
Например, Сенсорный (S) — продавец машин будет знать все мельчайшие детали, от цены на их рекламу до модификаций сигнальных устройств.
Конечно, не все покупатели любят детальную информацию, и в результате они могут уйти без покупки. Информация не должна превосходить потребности в ней покупателя. Но и слишком лаконичные ответы могут создавать проблемы. Например, если покупатель спрашивает: «У этой машины пять скоростей?», а продавец-Сенсорный (S) просто отвечает: «Нет». Для него диалог окончен: на конкретный вопрос он дал конкретный ответ. Но покупателя волновало отнюдь не количество передач. Это было лишь начало разговора в возможностях данной машины. В частности, покупателя-Интуитивиста (N) обилие деталей может лишь смутить; открывая все новые возможности машины, вы скорее смутите его, чем поможете.
Интуитивиста (N) в торговле привлекает шанс давать варианты возможностей и альтернатив, тем самым стимулируя воображение покупателя. В основном этому типу присущ энтузиазм, который заражает других. Эти люди способны увидеть больше, чем лежит на поверхности, и они способны всегда во всем найти что-то полезное. Например, встретив свалку использованных шин, они сразу задумываются, как их применить — как бамперы на плавучих доках или в качестве цветочных горшков во дворе. Они мастера все пускать в дело.
Но такая творческая активность может порой вывести покупателя из себя. Представьте себе, как вы идете в магазин с полным карманом денег, готовые купить конкретный товар в конкретном месте. Неожиданно вам с необыкновенным энтузиазмом указывают на множество других товаров, о которых вы вовсе не думали. («Хорошо, что вы хотите купить приспособление к косилке для травы, но подумайте, не нужна ли вам автоматическая сеялка или компостер. И, если уж у вас будет теперь много свободного времени, не купить ли вам комплект садовой мебели?») Такие приемы могут увеличить объем продажи, но могут и заставить покупателя уйти. Иногда в своем энтузиазме Интуитивисты (N) забывают о том, что хочет покупатель. («Все, что мне нужно, — это косилка, хотя грабли и пластиковые сумки также неплохо купить».) Но продавец-Интуитивист (N) увлечен уже собственной программой ( «Я расскажу вам о нашем Клубе Косцов, где вы узнаете много интересного, чтобы правильно сделать следующую покупку».), чем желанием закончить дело. Его энтузиазм может привести даже к полной дискредитации товара. («Вам не нужно будет косить так часто, и, кроме того, у вас будет бесплатный ремонт»). В лучшем случае такая реплика оттолкнет покупателя, в худшем — закончится судебным иском.