ВЕЩИ. КОТОРЫЕ НАДО ОБДУМАТЬ. КОГДА...
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70
Годами люди делились с нами опытом, как Типоведение способствовало успеху деловых встреч, торговых сделок, предотвращало конфликт или разрешало спор. В каждом случае успех достигался благодаря большему самопознанию и контролю, что и позволяло улучшить ситуацию. Мы делимся здесь некоторыми советами в надежде, что они будут вам полезны.
1. Никогда не проводите служебные собрания без FP. Если таковых нет в вашем офисе, то имейте в виду, что вы не готовы к проведению собраний. FP легко адаптируются, легки на подъем, делают работу забавной и обычно с удовольствием используют перерыв, чтобы, циркулируя по офису, быть свидетелями разных событий, узнавать новости. Собрания без FP начинаются и оканчиваются вовремя, но становятся формальными, и если завязывается какая-либо дискуссия, она становится довольно категоричной. В то время как EJ оживляют собрание, в отсутствии FP, добавляющего немного юмора, EJ могут вести себя так, будто хотят нанести вред друг другу — и это, к сожалению, случается.
2. Проводя встречу, будьте организованы и пунктуальны. Место председателя обычно занимает TJ. Если вы председательствуете, будьте строгим, чтобы все началось и закончилось вовремя, следуйте повестке дня. Пока вы не начали собрание, лучше подумать, какие изменения могут быть в повестке в связи с последними событиями. Чем активнее люди участвуют в собрании, тем меньше необходимость соблюдать формальности.
3. Во время собрания четко выразите ваши намерения и придерживайтесь их. TJ обычно негодуют, если собрания ни к чему не приводят и только отвлекают от работы. Интроверты TJ особенно настойчиво выступают против собраний ради собраний. Важно сразу же обозначить, почему вы созвали собрание, объяснить, почему необходимо присутствие других. Совпадут ли ваши потребности и потребности других людей? Если нет - собрание проводить не следует. TJ особенно оценят такие решения.
4. Налаживайте контакты в соответствии с типом. Когда требуется установить контакт, принимайте во внимание различия в типах. Имейте напечатанную форму, которая может быть анонимной для I. Пусть она будет ясной и простой. Позвольте N создать собственную модель получения отклика, установите возможность пересмотра этой модели. Будьте уверены, что это решение будет вам в плюс, дайте возможность другим выразить их негативное отношение, обеспечив их уверенность, что наказания за это не последует. Если это не удастся, есть опасность, что другие оставят свою критику при себе. Обратная связь должна устанавливаться с учетом времени, места и разных психологических типов. Иногда для этого устанавливают ящик для предложений. Тогда обратную связь нельзя рассматривать иначе как конструктивный вклад. В других случаях обратная связь устанавливается на гандбольном поле или за пивом после работы. Хотя это трудно, ведь на всех просто времени не напасешься, когда устанавливается обратная связь, она должна соответствовать различным психологическим типам.
5. Если у вас беседа или интервью. обдумайте свое поведение. Подавляете ли вы своим разговором и манерой человека, с которым беседуете? Как другие отвечают на ваши вопросы? Они захвачены разговором, участвуют в нем или только присутствуют? Какую информацию вы хотите сообщить и как она может быть усвоена, в какой форме ее следует преподнести? Какие детали следует зафиксировать в письменной форме, до интервью, и какие лучше всего представить устно? Это ключевые вопросы, которые следует задавать и до, и во время интервью. Помня об этом, вы можете быть уверены, что говорите именно то, что вам следовало сказать и что форма соответствует содержанию.
Наркотики: не соглашайтесь на зависимость
Три мартини во время ланча — история из прошлого, но чрезмерная выпивка, наркотики, применение снотворных, все равно — во время работы или после — принято считать средством, помогающим справиться с проблемами. В бизнесе алкоголь и увлечение наркотиками — это причина бесконечных проблем и больших расходов. Мы постоянно слышим о несчастных случаях: машинист скоростного поезда выкурил немного марихуаны, что привело к инциденту с фатальным исходом, — ко мы почти не слышим о ежедневных расходах, которые вынуждены делать производители, не говоря уже о страховании здоровья. Согласно данным Национального Института Алкогольной зависимости и алкоголизма, лекарственная и алкогольная зависимость на работе стоит 102 миллиарда долларов в год — и это только как результат снижения ими потери производительности труда.
Связь между личными предпочтениями и злоупотреблением наркотиками сложна. Все большее число исследований показывают, что она существует. Однако многое исследования страдают по крайней мере двумя- недостатками: маленькая экспериментальная база, узкие задачи. Более того, результаты противоречат друг другу, так как почти все во время исследования изучали только одну контрольную группу, например, EF. Тем не менее каждое исследование обнаруживает причину, по которой данный тип предрасположен к наркотикам. Например, EF употребляют алкоголь, чтобы восполнить недостаток тепла и человеческой поддержки из внешнего мира. IT могут обнаружить, что алкоголь повышает их способность справляться с нагрузкой в течение рабочего дня.^Как не сказать после этого, что EF и IT предрасположены к наркотической зависимости. Но это лишь иллюстрация, как почти любой тип, чьи базовые потребности не удовлетворены, может искать другие стимулы для полноценного существования.
Нет сомнения, что личные предпочтения — один из многих факторов, которые вносят свой вклад в формирование пагубных пристрастий. Среди них: стресс, неудовлетворенность работой, низкая самооценка, неуверенность в себе. Мы также считаем, что разные типы по-разному зависят от названных факторов, так что одно решение не может быть верно для всех.
Мы считаем, что у большинства людей серьезные проблемы возникают, когда они борются с противоположными психологическими установками. Разница между личными предпочтениями и противоположными устраняется ими с помощью того или иного наркотика.
В любом случае, если вы подвержены этой пагубной привычке, первый шаг на пути к победе — признание того, что проблема существует. После этого для каждого психологического. типа выбирается своя программа восстановления.
Эта программа, содержащая перечень целей, подходит для упорядочивающих все вокруг J, в то время как Р такая программа в перспективе неизбежно приведет к провалу. С другой стороны более приятное постепенное построение некоторых программ, — например, Анонимные алкоголики и их последователи, — может в начале дать глоток свежего воздуха обстоятельным J, но впоследствии не приведет к завершенности и достижению целей, о которых они мечтали. Точно так же открытый обмен чувствами, интенсивная групповая работа может помогать и награждать Е, особенно EF, для IT это означает провал, так как они сочтут такую демонстрацию неадекватной. Все это говорит о том, что не существует одного наилучшего пути для решения проблемы наркотической зависимости, самый лучший путь — это тот, который ориентируется на индивидуальные потребности и тип личности.
Когда вы имеете дело с наркотической зависимостью на работе, в вашем подходе к борьбе с этим явлением скажутся ваши собственные личностные предпочтения. Например, если вы NF и при этом Е, вы включитесь в проблему попавшего в неприятную ситуацию человека, сыграете роль консультанта, и даже попытаетесь его спасти. В то время как важно не только выслушать, и может понадобиться нечто большее, чем ваши добрые намерения, чтобы оказать настоящую помощь в сложном случае.
Если вы SJ, ваше участие в судьбе коллеги будет выглядеть как цепочка команд. Кроме того, в штате есть профессионалы, занимающиеся такими проблемами, для этого им отводится особое время и выплачивается соответствующая страховка. Пока ситуацией не занялись профессионалы, вам следует оставить ее так, как она есть.
Главное — осознавать ограниченность своих собственных возможностей, чтобы не переходить границы и не переоценивать вашу способность помочь. Попробуйте говорить о проблеме в типологических терминах, чтобы она оставалась объективной и неподвластной оценке. Лучше всего вы поступите, если отреагируете на чье-то необычное поведение: «Обычно вы так пунктуальны, но я заметил, что вы стали опаздывать почти каждый день в течение двух последних недель» — это лучше, чем сказать: «Вы в который раз опоздали». Первая фраза позволяет человеку осознать свое поведение, вторая — ставит в положение, в котором надо защищаться.
Профессиональное развитие: не забивайте круглые колышки в квадратные ямки
В деловом мире ежегодно тратятся миллиарды долларов на профессиональное развитие — обучение, повышение квалификации, планирование карьеры и все остальное. И хотя профессиональное развитие — важный, ценный опыт для всех служащих, не все они заинтересуются всеми типами программ. Возьмите, например, стратегическое планирование или что-то, включающее отдаленное или далекое будущее. NJ будут преуспевать в этом направлении, в то время как SJ более продуктивны в осуществлении текущих программ. То есть различные типы требуют различных проектов для своего роста и развития.
Будучи профессионалами, мы работали более чем с десятью тысячами управляющих с помощью Индикатора типов Майерс-Бригтс. Мы получили большой опыт в этой области, особенно в среде STJ. Наш успех может быть отнесен по крайней мере к двум факторам: постоянная обратная связь с аудиторией и постоянное совершенствование программы тренинга. По прошествии 15 лет мы все еще совершенствуем семинары, согласуя наши приемы с данными обратной связи от аудитории. И хотя мы сильно выраженные NF, естественно предрасположенные к межличностным групповым моделям обучения, и делающие акцент на самопознании и теории, наша в основном S-аудитория продолжает считать, что их обучение с нами является конструктивным, логическим и сразу может быть применено на практике.
И это подчеркивает закон Типоведения № 1, касающийся обучающих программ: «Если ты тренер, не думай, что все такие, как ты». На самом деле, скорее, верно обратное. Если ты тренер и любишь свое дело, есть большая вероятность, что ты типологически отличаешься от большинства людей, с которыми ты работаешь.
АВТОМОБИЛИ...
Мы не определили типы всех 50 штатов, но не можем не отметить, что штат Мичиган — SP. Примерно век назад поиск нового способствовал быстрому возникновению автомобильной индустрии, ставшей затем важной в применении, рискованной для бизнеса и быстрорастущей индустрией. Сегодня штат стал центром распространения автомобильного и ремонтного бизнеса. Это классический SP-вызов — желание создать такие условия, в которых имеющиеся инструменты и запчасти неприменимы. Это двигает вперед экспертизу и способствует лучшей импровизации, ремесленному производству запчастей и инструментов, необходимых для работы. Такое же внимание к деталям передалось Мичиганской превосходной мебели и часовой индустрии.
Тренинговые программы большинства типов готовятся Интуитивистами (N), и хотя они используют конкретные слова и события, наиболее общие сообщения часто подчеркивают стратегию и видение, лежащие выше практики и каждодневного опыта. Ведомства, отвечающие за обучающие программы, подавляют NFP и NTP, и программируют все в расчете на тех, кого мы знаем, как TJ аудиторию. Если вы посмотрите на таблицы, вы увидите, что преподаватели в подавляющем большинстве случаев абсолютно противоположны по типам обучающихся — средним и высшего звена руководителям.
Далее, когда эти развивающие программы созданы, преподаватели, обычно N, ищут обратную связь с коллегами чаще, чем с участниками, обычно S. В результате пробное тестирование проводится на дружеской основе, и результат получается скорее позитивный, чем негативный, однако не такой, какой мог бы реально быть. С уверенностью можно сказать, что обе стороны нуждаются друг в друге, но высокомерность N часто не позволяет им вовремя выявить недостатки проекта, а нетерпеливость S теоретически не способствует созданию нормального общения, которое дало бы хороший результат тренинга.
Как же эти два различных мира могут сосуществовать?
Мы думаем, что сбор информации, который более свойствен S по сравнению с N, — наиболее важный отправной пункт, когда исследуется чье-либо профессиональное развитие. В начале S и N учатся по-разному. S хочет увидеть реальную пользу тренинга, берет из теории только ее простые практические следствия, в то время как N хочет увидеть картину в целом с самого начала. Они готовы бросить вызов учителям в форме вопросов: «Каков смысл? », «Как я могу использовать это?», «Почему мы здесь находимся, почему мы это делаем (или не делаем) сейчас?»
В своей книге «Различные дары» Изабель Бриггс Манере отмечает, что S-студенты считают теории глупыми, а N-студенты считают факты скучными. Программа, основанная и на теории и на фактах обречена на то, чтобы быть одновременно и глупой и скучной.
Никогда невозможно узнать тип обучающегося с самого начала. Но обладая такой информацией, можно допускать индивидуальные различия и включать их в программу тренинга, чтобы всем бь1ло интересно. Здесь проявляются возможности для Е выразить себя, для I — рефлексировать и так далее.
Однако, учитывая, что это нереально на практике, вот несколько советов, которые надо помнить, организовывая тренинг:
* Обеспечивайте баланс. Делая так, вы заботитесь о том, чтобы каждый был уверен, что получает максимальную пользу. Однако хороший тренинг должен исследовать и те области, которые являются новыми, чтобы участники развивались каждый в своем направлении. Например, обучение торговым операциям, укрепляющее навыки Е (общительность), позволит развивать также и навыки I (умение слушать, наблюдение за поведением покупателя, управление собственным поведением). Бухгалтерские курсы, которые дают базовые знания о профессиональных навыках, будут полезнее, если в них включить такие очевидные вещи, как потребности клиента или технику снятия стрессового состояния. Тренинг для управляющих, руководителей вообще сосредотачивает внимание на умении видеть общую картину, в то же время при этом необходимо повышать значение текущих, повседневных, рутинных дел, чтобы подчеркнуть взаимозависимость того и другого и создать равновесие в деятельности управляющего.
В любом случае есть основные, базовые цели, а также — менее распространенные, не столь ординарные области, где проходящие тренинг учатся сталкиваться с неординарными ситуациями.
Годами люди делились с нами опытом, как Типоведение способствовало успеху деловых встреч, торговых сделок, предотвращало конфликт или разрешало спор. В каждом случае успех достигался благодаря большему самопознанию и контролю, что и позволяло улучшить ситуацию. Мы делимся здесь некоторыми советами в надежде, что они будут вам полезны.
1. Никогда не проводите служебные собрания без FP. Если таковых нет в вашем офисе, то имейте в виду, что вы не готовы к проведению собраний. FP легко адаптируются, легки на подъем, делают работу забавной и обычно с удовольствием используют перерыв, чтобы, циркулируя по офису, быть свидетелями разных событий, узнавать новости. Собрания без FP начинаются и оканчиваются вовремя, но становятся формальными, и если завязывается какая-либо дискуссия, она становится довольно категоричной. В то время как EJ оживляют собрание, в отсутствии FP, добавляющего немного юмора, EJ могут вести себя так, будто хотят нанести вред друг другу — и это, к сожалению, случается.
2. Проводя встречу, будьте организованы и пунктуальны. Место председателя обычно занимает TJ. Если вы председательствуете, будьте строгим, чтобы все началось и закончилось вовремя, следуйте повестке дня. Пока вы не начали собрание, лучше подумать, какие изменения могут быть в повестке в связи с последними событиями. Чем активнее люди участвуют в собрании, тем меньше необходимость соблюдать формальности.
3. Во время собрания четко выразите ваши намерения и придерживайтесь их. TJ обычно негодуют, если собрания ни к чему не приводят и только отвлекают от работы. Интроверты TJ особенно настойчиво выступают против собраний ради собраний. Важно сразу же обозначить, почему вы созвали собрание, объяснить, почему необходимо присутствие других. Совпадут ли ваши потребности и потребности других людей? Если нет - собрание проводить не следует. TJ особенно оценят такие решения.
4. Налаживайте контакты в соответствии с типом. Когда требуется установить контакт, принимайте во внимание различия в типах. Имейте напечатанную форму, которая может быть анонимной для I. Пусть она будет ясной и простой. Позвольте N создать собственную модель получения отклика, установите возможность пересмотра этой модели. Будьте уверены, что это решение будет вам в плюс, дайте возможность другим выразить их негативное отношение, обеспечив их уверенность, что наказания за это не последует. Если это не удастся, есть опасность, что другие оставят свою критику при себе. Обратная связь должна устанавливаться с учетом времени, места и разных психологических типов. Иногда для этого устанавливают ящик для предложений. Тогда обратную связь нельзя рассматривать иначе как конструктивный вклад. В других случаях обратная связь устанавливается на гандбольном поле или за пивом после работы. Хотя это трудно, ведь на всех просто времени не напасешься, когда устанавливается обратная связь, она должна соответствовать различным психологическим типам.
5. Если у вас беседа или интервью. обдумайте свое поведение. Подавляете ли вы своим разговором и манерой человека, с которым беседуете? Как другие отвечают на ваши вопросы? Они захвачены разговором, участвуют в нем или только присутствуют? Какую информацию вы хотите сообщить и как она может быть усвоена, в какой форме ее следует преподнести? Какие детали следует зафиксировать в письменной форме, до интервью, и какие лучше всего представить устно? Это ключевые вопросы, которые следует задавать и до, и во время интервью. Помня об этом, вы можете быть уверены, что говорите именно то, что вам следовало сказать и что форма соответствует содержанию.
Наркотики: не соглашайтесь на зависимость
Три мартини во время ланча — история из прошлого, но чрезмерная выпивка, наркотики, применение снотворных, все равно — во время работы или после — принято считать средством, помогающим справиться с проблемами. В бизнесе алкоголь и увлечение наркотиками — это причина бесконечных проблем и больших расходов. Мы постоянно слышим о несчастных случаях: машинист скоростного поезда выкурил немного марихуаны, что привело к инциденту с фатальным исходом, — ко мы почти не слышим о ежедневных расходах, которые вынуждены делать производители, не говоря уже о страховании здоровья. Согласно данным Национального Института Алкогольной зависимости и алкоголизма, лекарственная и алкогольная зависимость на работе стоит 102 миллиарда долларов в год — и это только как результат снижения ими потери производительности труда.
Связь между личными предпочтениями и злоупотреблением наркотиками сложна. Все большее число исследований показывают, что она существует. Однако многое исследования страдают по крайней мере двумя- недостатками: маленькая экспериментальная база, узкие задачи. Более того, результаты противоречат друг другу, так как почти все во время исследования изучали только одну контрольную группу, например, EF. Тем не менее каждое исследование обнаруживает причину, по которой данный тип предрасположен к наркотикам. Например, EF употребляют алкоголь, чтобы восполнить недостаток тепла и человеческой поддержки из внешнего мира. IT могут обнаружить, что алкоголь повышает их способность справляться с нагрузкой в течение рабочего дня.^Как не сказать после этого, что EF и IT предрасположены к наркотической зависимости. Но это лишь иллюстрация, как почти любой тип, чьи базовые потребности не удовлетворены, может искать другие стимулы для полноценного существования.
Нет сомнения, что личные предпочтения — один из многих факторов, которые вносят свой вклад в формирование пагубных пристрастий. Среди них: стресс, неудовлетворенность работой, низкая самооценка, неуверенность в себе. Мы также считаем, что разные типы по-разному зависят от названных факторов, так что одно решение не может быть верно для всех.
Мы считаем, что у большинства людей серьезные проблемы возникают, когда они борются с противоположными психологическими установками. Разница между личными предпочтениями и противоположными устраняется ими с помощью того или иного наркотика.
В любом случае, если вы подвержены этой пагубной привычке, первый шаг на пути к победе — признание того, что проблема существует. После этого для каждого психологического. типа выбирается своя программа восстановления.
Эта программа, содержащая перечень целей, подходит для упорядочивающих все вокруг J, в то время как Р такая программа в перспективе неизбежно приведет к провалу. С другой стороны более приятное постепенное построение некоторых программ, — например, Анонимные алкоголики и их последователи, — может в начале дать глоток свежего воздуха обстоятельным J, но впоследствии не приведет к завершенности и достижению целей, о которых они мечтали. Точно так же открытый обмен чувствами, интенсивная групповая работа может помогать и награждать Е, особенно EF, для IT это означает провал, так как они сочтут такую демонстрацию неадекватной. Все это говорит о том, что не существует одного наилучшего пути для решения проблемы наркотической зависимости, самый лучший путь — это тот, который ориентируется на индивидуальные потребности и тип личности.
Когда вы имеете дело с наркотической зависимостью на работе, в вашем подходе к борьбе с этим явлением скажутся ваши собственные личностные предпочтения. Например, если вы NF и при этом Е, вы включитесь в проблему попавшего в неприятную ситуацию человека, сыграете роль консультанта, и даже попытаетесь его спасти. В то время как важно не только выслушать, и может понадобиться нечто большее, чем ваши добрые намерения, чтобы оказать настоящую помощь в сложном случае.
Если вы SJ, ваше участие в судьбе коллеги будет выглядеть как цепочка команд. Кроме того, в штате есть профессионалы, занимающиеся такими проблемами, для этого им отводится особое время и выплачивается соответствующая страховка. Пока ситуацией не занялись профессионалы, вам следует оставить ее так, как она есть.
Главное — осознавать ограниченность своих собственных возможностей, чтобы не переходить границы и не переоценивать вашу способность помочь. Попробуйте говорить о проблеме в типологических терминах, чтобы она оставалась объективной и неподвластной оценке. Лучше всего вы поступите, если отреагируете на чье-то необычное поведение: «Обычно вы так пунктуальны, но я заметил, что вы стали опаздывать почти каждый день в течение двух последних недель» — это лучше, чем сказать: «Вы в который раз опоздали». Первая фраза позволяет человеку осознать свое поведение, вторая — ставит в положение, в котором надо защищаться.
Профессиональное развитие: не забивайте круглые колышки в квадратные ямки
В деловом мире ежегодно тратятся миллиарды долларов на профессиональное развитие — обучение, повышение квалификации, планирование карьеры и все остальное. И хотя профессиональное развитие — важный, ценный опыт для всех служащих, не все они заинтересуются всеми типами программ. Возьмите, например, стратегическое планирование или что-то, включающее отдаленное или далекое будущее. NJ будут преуспевать в этом направлении, в то время как SJ более продуктивны в осуществлении текущих программ. То есть различные типы требуют различных проектов для своего роста и развития.
Будучи профессионалами, мы работали более чем с десятью тысячами управляющих с помощью Индикатора типов Майерс-Бригтс. Мы получили большой опыт в этой области, особенно в среде STJ. Наш успех может быть отнесен по крайней мере к двум факторам: постоянная обратная связь с аудиторией и постоянное совершенствование программы тренинга. По прошествии 15 лет мы все еще совершенствуем семинары, согласуя наши приемы с данными обратной связи от аудитории. И хотя мы сильно выраженные NF, естественно предрасположенные к межличностным групповым моделям обучения, и делающие акцент на самопознании и теории, наша в основном S-аудитория продолжает считать, что их обучение с нами является конструктивным, логическим и сразу может быть применено на практике.
И это подчеркивает закон Типоведения № 1, касающийся обучающих программ: «Если ты тренер, не думай, что все такие, как ты». На самом деле, скорее, верно обратное. Если ты тренер и любишь свое дело, есть большая вероятность, что ты типологически отличаешься от большинства людей, с которыми ты работаешь.
АВТОМОБИЛИ...
Мы не определили типы всех 50 штатов, но не можем не отметить, что штат Мичиган — SP. Примерно век назад поиск нового способствовал быстрому возникновению автомобильной индустрии, ставшей затем важной в применении, рискованной для бизнеса и быстрорастущей индустрией. Сегодня штат стал центром распространения автомобильного и ремонтного бизнеса. Это классический SP-вызов — желание создать такие условия, в которых имеющиеся инструменты и запчасти неприменимы. Это двигает вперед экспертизу и способствует лучшей импровизации, ремесленному производству запчастей и инструментов, необходимых для работы. Такое же внимание к деталям передалось Мичиганской превосходной мебели и часовой индустрии.
Тренинговые программы большинства типов готовятся Интуитивистами (N), и хотя они используют конкретные слова и события, наиболее общие сообщения часто подчеркивают стратегию и видение, лежащие выше практики и каждодневного опыта. Ведомства, отвечающие за обучающие программы, подавляют NFP и NTP, и программируют все в расчете на тех, кого мы знаем, как TJ аудиторию. Если вы посмотрите на таблицы, вы увидите, что преподаватели в подавляющем большинстве случаев абсолютно противоположны по типам обучающихся — средним и высшего звена руководителям.
Далее, когда эти развивающие программы созданы, преподаватели, обычно N, ищут обратную связь с коллегами чаще, чем с участниками, обычно S. В результате пробное тестирование проводится на дружеской основе, и результат получается скорее позитивный, чем негативный, однако не такой, какой мог бы реально быть. С уверенностью можно сказать, что обе стороны нуждаются друг в друге, но высокомерность N часто не позволяет им вовремя выявить недостатки проекта, а нетерпеливость S теоретически не способствует созданию нормального общения, которое дало бы хороший результат тренинга.
Как же эти два различных мира могут сосуществовать?
Мы думаем, что сбор информации, который более свойствен S по сравнению с N, — наиболее важный отправной пункт, когда исследуется чье-либо профессиональное развитие. В начале S и N учатся по-разному. S хочет увидеть реальную пользу тренинга, берет из теории только ее простые практические следствия, в то время как N хочет увидеть картину в целом с самого начала. Они готовы бросить вызов учителям в форме вопросов: «Каков смысл? », «Как я могу использовать это?», «Почему мы здесь находимся, почему мы это делаем (или не делаем) сейчас?»
В своей книге «Различные дары» Изабель Бриггс Манере отмечает, что S-студенты считают теории глупыми, а N-студенты считают факты скучными. Программа, основанная и на теории и на фактах обречена на то, чтобы быть одновременно и глупой и скучной.
Никогда невозможно узнать тип обучающегося с самого начала. Но обладая такой информацией, можно допускать индивидуальные различия и включать их в программу тренинга, чтобы всем бь1ло интересно. Здесь проявляются возможности для Е выразить себя, для I — рефлексировать и так далее.
Однако, учитывая, что это нереально на практике, вот несколько советов, которые надо помнить, организовывая тренинг:
* Обеспечивайте баланс. Делая так, вы заботитесь о том, чтобы каждый был уверен, что получает максимальную пользу. Однако хороший тренинг должен исследовать и те области, которые являются новыми, чтобы участники развивались каждый в своем направлении. Например, обучение торговым операциям, укрепляющее навыки Е (общительность), позволит развивать также и навыки I (умение слушать, наблюдение за поведением покупателя, управление собственным поведением). Бухгалтерские курсы, которые дают базовые знания о профессиональных навыках, будут полезнее, если в них включить такие очевидные вещи, как потребности клиента или технику снятия стрессового состояния. Тренинг для управляющих, руководителей вообще сосредотачивает внимание на умении видеть общую картину, в то же время при этом необходимо повышать значение текущих, повседневных, рутинных дел, чтобы подчеркнуть взаимозависимость того и другого и создать равновесие в деятельности управляющего.
В любом случае есть основные, базовые цели, а также — менее распространенные, не столь ординарные области, где проходящие тренинг учатся сталкиваться с неординарными ситуациями.