ТРИ СОВЕТА:

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 

* Четко осознайте свои психологические предпочтения и их антиподы;

* Уважайте индивидуальные качества и особенности других людей;

* Идите на уступки и компромисс, если это способствует прогрессу в проблеме постановки задачи.

Давайте посмотрим, как эти советы могут применяться в случае каждого из восьми психологических предпочтений.

Экстраверты (Е):

• Оставляйте другим время подумать над обсуждаемыми вопросами. Нет необходимости заполнять тишину разговором.

• Возьмите себе за правило прислушиваться к идеям и предложениям других, а также немного думать перед тем, как высказывать свое мнение о них.

• Формулируйте цели и задачи в письменном виде и знакомьте с ними тех, кто в этом нуждается, чтобы они могли заранее их обдумать.

• Почаще старайтесь говорить: «Дайте-ка я повторю то, что вы сейчас сказали, чтобы убедиться, что я все понял правильно».

• При постановке задачи в группе убедитесь, что каждый получил возможность выразить свое мнение о задаче в целом, по отдельным вопросам всем высказываться не обязательно.

Интроверты (I):

• Предоставляйте Экстравертам свободу высказаться до конца, не заостряя их внимание на том, что они говорят.

• Принуждайте себя активнее участвовать в общем разговоре, а не только высказывайте свое окончательное мнение.

• Не считайте свои размышления слишком тривиальными, чтобы представлять их всеобщему вниманию. Позвольте судить об этом другим.

• Выражайте свое согласие с тем или иным мнением если не словами, то хотя бы мимикой: кивками, улыбкой, покачиванием головы.

• Говорите так: «Обычно я держу свои мысли при себе, однако позвольте заметить, что в такой формулировке задача представляется мне не бог весть чем».

Люди Сенсорного (S) типа:

• Не мешайте другим высказывать предложения, которые кажутся вам притянутыми за уши. Не отметайте их преждевременно.

• Позволяйте другим какое-то время перебирать различные идеи, не имеющие, на ваш взгляд, большого смысла, — позже он может проявиться.

• Помните, что заключенная в задаче идея имеет дальнейшее развитие. Вы предпочитаете заниматься конкретным, сиюминутным делом, но придет время, когда надо будет подумать о будущем.

• Почаще говорите: «Мне думается, что это журавль в небе, но давайте все обсудим».

Интуитивисты (N):

• Помните о деталях. Достигнуть долгосрочной цели можно только поэтапно.

• Не отрывайтесь от реальности. Хотя вас одолевает искушение помечтать о запредельном, говорить нужно и важно на практичном, общедоступном языке.

• Когда выносите свое суждение, старайтесь вникнуть в подробности. Чаще говорите: «Я согласен с пунктами один и три, но давайте уточним мысль, которая заложена у вас в пункте два». Избегайте общих фраз вроде: «Давайте еще раз взглянем на предварительный план».

• Избегайте общих вопросов типа: «Что вы об этом думаете?», когда спрашиваете чужое мнение, лучше спрашивайте конкретно, например: «Я хотел бы услышать ваше мнение по пунктам один и четыре».

Люди Мыслительного (Т) типа:

* Обращайте внимание на детали, которые кажутся вам излишними. Чуткость и внимание к другим создают благоприятную для работы психологическую атмосферу.

* Помните, что сплоченность коллектива сильно влияет на конечный результат совместной работы.

* Почаще спрашивайте себя: «Как воспримут эту задачу люди, которым придется над ней работать?»

* Помните, что не всякий ценит бурную дискуссию, и не все считают, что в споре рождается истина. Ваше настоятельное желание поспорить может привести к тому, что некоторые члены коллектива отстранятся от принятия решения.

* Достижение цели, от которой отвернулись все, кроме вас, не окупит затраченных усилий.

Люди Чувствующего (F) типа:

* Не страшно, если не все соглашаются по тому или иному вопросу. Хорошая дискуссия порождает немало прекрасных идей.

* Хотя гармония, конечно, важна, каждый отдельный вопрос нельзя решить ко всеобщему удовольствию.

* Не каждое слово, высказанное относительно сделанного вами предложения, относится лично к вам. Помните, что вы не несете персональной ответственности за предлагаемые вами задачи.

* Почаще говорите: «Эта идея несет в себе рациональное зерно, поэтому нам следует отбросить личные пристрастия».

• Цель может быть успешно достигнута, даже если не все с ней согласны.

Люди Решающего (J) типа:

• Оставляйте время для обсуждения отличных от вашей точек зрения; не хватайтесь за первую же высказанную хорошую идею.

• Помните, что не все цели достигаются мгновенно, и это хорошо.

• Не думайте, что те, кто не согласен с вашими целями и задачами, не станут их решать. Некоторые люди умеют прекрасно ко всему приспосабливаться.

• Чаще говорите: «На данный момент это хорошо, но давайте подождем, пока не выработаем окончательное решение».

Люди Воспринимающего (Р) типа:

• Старайтесь держаться определенного мнения, пока вам в голову не придет другое предложение.

• По возможности прямо заявляйте о том, что вы думаете по поводу задачи.

• Принять твердое решение и держаться его — это не так уж и трудно.

• Напоминайте себе, что некоторые задачи решаются за один день. Это небольшие, краткосрочные задачи, из которых состоят и без которых невозможны более крупные.

• Почаще говорите: «Этот вопрос мы решили. Давайте двинемся дальше».

Заключительные замечания по проблеме постановки задачи

Одна из наших заповедей гласит: твои сильные стороны могут превратиться в твои слабости. Этот принцип полностью оправдывает себя при -постановке задачи. Нами отмечена прогрессирующая тенденция большинства коллективов (корпораций, фирм и т.д.) и профессий становиться типологически однообразными. Например, 60% менеджеров в мире относятся к Мыслительному (Т) и Решающему (J) типам. Они объективно смотрят на вещи, склонны доходить до сути проблем, решительны, ответственны и отличаются целеустремленностью. Как минимум 80% служащих корпораций объединяют в себе черты Интуитивного (N) и Мыслительного (Т) типов или Сенсорного (S) и Решающего (J). Администраторы скорее будут объединять SJ, чем NT, а исследователи, наоборот, — скорее NT, чем SJ.

Суть в том, что человек может так увлечься процессом постановки задачи, что напрочь забудет о необходимости учета нетипичных для себя психологических предпочтений. В результате этого могут ставиться задачи слишком упрощенные, узкоспециальные или просто неинтересные для людей с другими психологическими предпочтениями. Это приводит к апатии, саботажу или просто низкой производительности труда. Даже самые благие цели не достигаются, если они не учитывают индивидуальных различий людей.

Наш опыт показывает, что чаще всего добиваются успеха те коллективы, которые распознают белые пятна в своей типологии и вовлекают в процесс постановки задачи людей всех психологических типов. Так, если в вашем коллективе преобладают люди Сенсорного (S) типа, ему срочно требуется добавка Интуитивистов (N) с их вдохновением и устремленностью в будущее, иначе ваша фирма сможет решать лишь краткосрочные и приземленные задачи. Коллектив с преобладанием людей Решающего (J) типа нуждается в людях Воспринимающих (Р), способных гибко менять тактику действий и цели в соответствии с меняющимися тенденциями на рынке и в деловом мире. И так далее.

Заметим в конце, что задачи, к решению которых привлечены люди всех психологических типов, скорее всего обречены на успех.

* Четко осознайте свои психологические предпочтения и их антиподы;

* Уважайте индивидуальные качества и особенности других людей;

* Идите на уступки и компромисс, если это способствует прогрессу в проблеме постановки задачи.

Давайте посмотрим, как эти советы могут применяться в случае каждого из восьми психологических предпочтений.

Экстраверты (Е):

• Оставляйте другим время подумать над обсуждаемыми вопросами. Нет необходимости заполнять тишину разговором.

• Возьмите себе за правило прислушиваться к идеям и предложениям других, а также немного думать перед тем, как высказывать свое мнение о них.

• Формулируйте цели и задачи в письменном виде и знакомьте с ними тех, кто в этом нуждается, чтобы они могли заранее их обдумать.

• Почаще старайтесь говорить: «Дайте-ка я повторю то, что вы сейчас сказали, чтобы убедиться, что я все понял правильно».

• При постановке задачи в группе убедитесь, что каждый получил возможность выразить свое мнение о задаче в целом, по отдельным вопросам всем высказываться не обязательно.

Интроверты (I):

• Предоставляйте Экстравертам свободу высказаться до конца, не заостряя их внимание на том, что они говорят.

• Принуждайте себя активнее участвовать в общем разговоре, а не только высказывайте свое окончательное мнение.

• Не считайте свои размышления слишком тривиальными, чтобы представлять их всеобщему вниманию. Позвольте судить об этом другим.

• Выражайте свое согласие с тем или иным мнением если не словами, то хотя бы мимикой: кивками, улыбкой, покачиванием головы.

• Говорите так: «Обычно я держу свои мысли при себе, однако позвольте заметить, что в такой формулировке задача представляется мне не бог весть чем».

Люди Сенсорного (S) типа:

• Не мешайте другим высказывать предложения, которые кажутся вам притянутыми за уши. Не отметайте их преждевременно.

• Позволяйте другим какое-то время перебирать различные идеи, не имеющие, на ваш взгляд, большого смысла, — позже он может проявиться.

• Помните, что заключенная в задаче идея имеет дальнейшее развитие. Вы предпочитаете заниматься конкретным, сиюминутным делом, но придет время, когда надо будет подумать о будущем.

• Почаще говорите: «Мне думается, что это журавль в небе, но давайте все обсудим».

Интуитивисты (N):

• Помните о деталях. Достигнуть долгосрочной цели можно только поэтапно.

• Не отрывайтесь от реальности. Хотя вас одолевает искушение помечтать о запредельном, говорить нужно и важно на практичном, общедоступном языке.

• Когда выносите свое суждение, старайтесь вникнуть в подробности. Чаще говорите: «Я согласен с пунктами один и три, но давайте уточним мысль, которая заложена у вас в пункте два». Избегайте общих фраз вроде: «Давайте еще раз взглянем на предварительный план».

• Избегайте общих вопросов типа: «Что вы об этом думаете?», когда спрашиваете чужое мнение, лучше спрашивайте конкретно, например: «Я хотел бы услышать ваше мнение по пунктам один и четыре».

Люди Мыслительного (Т) типа:

* Обращайте внимание на детали, которые кажутся вам излишними. Чуткость и внимание к другим создают благоприятную для работы психологическую атмосферу.

* Помните, что сплоченность коллектива сильно влияет на конечный результат совместной работы.

* Почаще спрашивайте себя: «Как воспримут эту задачу люди, которым придется над ней работать?»

* Помните, что не всякий ценит бурную дискуссию, и не все считают, что в споре рождается истина. Ваше настоятельное желание поспорить может привести к тому, что некоторые члены коллектива отстранятся от принятия решения.

* Достижение цели, от которой отвернулись все, кроме вас, не окупит затраченных усилий.

Люди Чувствующего (F) типа:

* Не страшно, если не все соглашаются по тому или иному вопросу. Хорошая дискуссия порождает немало прекрасных идей.

* Хотя гармония, конечно, важна, каждый отдельный вопрос нельзя решить ко всеобщему удовольствию.

* Не каждое слово, высказанное относительно сделанного вами предложения, относится лично к вам. Помните, что вы не несете персональной ответственности за предлагаемые вами задачи.

* Почаще говорите: «Эта идея несет в себе рациональное зерно, поэтому нам следует отбросить личные пристрастия».

• Цель может быть успешно достигнута, даже если не все с ней согласны.

Люди Решающего (J) типа:

• Оставляйте время для обсуждения отличных от вашей точек зрения; не хватайтесь за первую же высказанную хорошую идею.

• Помните, что не все цели достигаются мгновенно, и это хорошо.

• Не думайте, что те, кто не согласен с вашими целями и задачами, не станут их решать. Некоторые люди умеют прекрасно ко всему приспосабливаться.

• Чаще говорите: «На данный момент это хорошо, но давайте подождем, пока не выработаем окончательное решение».

Люди Воспринимающего (Р) типа:

• Старайтесь держаться определенного мнения, пока вам в голову не придет другое предложение.

• По возможности прямо заявляйте о том, что вы думаете по поводу задачи.

• Принять твердое решение и держаться его — это не так уж и трудно.

• Напоминайте себе, что некоторые задачи решаются за один день. Это небольшие, краткосрочные задачи, из которых состоят и без которых невозможны более крупные.

• Почаще говорите: «Этот вопрос мы решили. Давайте двинемся дальше».

Заключительные замечания по проблеме постановки задачи

Одна из наших заповедей гласит: твои сильные стороны могут превратиться в твои слабости. Этот принцип полностью оправдывает себя при -постановке задачи. Нами отмечена прогрессирующая тенденция большинства коллективов (корпораций, фирм и т.д.) и профессий становиться типологически однообразными. Например, 60% менеджеров в мире относятся к Мыслительному (Т) и Решающему (J) типам. Они объективно смотрят на вещи, склонны доходить до сути проблем, решительны, ответственны и отличаются целеустремленностью. Как минимум 80% служащих корпораций объединяют в себе черты Интуитивного (N) и Мыслительного (Т) типов или Сенсорного (S) и Решающего (J). Администраторы скорее будут объединять SJ, чем NT, а исследователи, наоборот, — скорее NT, чем SJ.

Суть в том, что человек может так увлечься процессом постановки задачи, что напрочь забудет о необходимости учета нетипичных для себя психологических предпочтений. В результате этого могут ставиться задачи слишком упрощенные, узкоспециальные или просто неинтересные для людей с другими психологическими предпочтениями. Это приводит к апатии, саботажу или просто низкой производительности труда. Даже самые благие цели не достигаются, если они не учитывают индивидуальных различий людей.

Наш опыт показывает, что чаще всего добиваются успеха те коллективы, которые распознают белые пятна в своей типологии и вовлекают в процесс постановки задачи людей всех психологических типов. Так, если в вашем коллективе преобладают люди Сенсорного (S) типа, ему срочно требуется добавка Интуитивистов (N) с их вдохновением и устремленностью в будущее, иначе ваша фирма сможет решать лишь краткосрочные и приземленные задачи. Коллектив с преобладанием людей Решающего (J) типа нуждается в людях Воспринимающих (Р), способных гибко менять тактику действий и цели в соответствии с меняющимися тенденциями на рынке и в деловом мире. И так далее.

Заметим в конце, что задачи, к решению которых привлечены люди всех психологических типов, скорее всего обречены на успех.